Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Josef sudek фотографии: Судек Йозеф (Джозеф) (Josef Sudek, 1896-1976)

Содержание

Судек Йозеф (Джозеф) (Josef Sudek, 1896-1976)

Фотограф Йозеф (Джозеф) Судек (Josef Sudek, 1896-1976) родился 17 марта 1896 года в  промышленном городе Колине на реке Лабе в Чехии (тогда королевство Богемия в Австро-Венгрии.  Отец Джозефа был маляром. В 1910 году Йозеф Судек приехал в Прагу, выучился на переплетчика, после чего некоторое время работал в городе Нимбурк. С 1913 года он увлекся любительской фотографией. В 1915 году Йозеф Судек был призван на итальянский фронт, где после серьезного ранения потерял правую руку. В течение трех лет, он был пациентом в больнице ветеранов, Именно там он впервые начал фотографировать всерьез. Не имея возможности вернуться к профессии переплетчика, Йозеф Судек ступил на неопределенную стезю художественного фотографа: «затвор можно нажимать и одной рукой», — говорил он.

Судек присоединился к клубу любителей фотографии и завязалась дружба с Яромиром Функе, который обучил Йозефу фотоискуству. В 1922 году Судек поступил в Школу графических искусств в Праге и получил формальное образование в области фотографии. Основными субъекты занимающими его внимание были: его бывшие товарищи-пациенты, инвалиды из больницы ветеранов, и реконструкция собора Святого Вита в Праге. В 1924 году вместе со своим другом Функе, Судек был исключен из клуба любительской фотографии, и в том же году они создали Чешский фотографическое общество. После 1926 г. 

Йозеф Судек начал искать свой собственный личный стиль фотохудожника. Ушли в прошлое дымка мягкий фокус, с его снимков исчезли  люди, а большинство его городских пейзажей стали показывать пустынные улицы.

Йозеф Судек не был «коммерческим фотографом»: он работал на заказ только чтобы обеспечить себе необходимый прожиточный минимум. Финансовую свободу ему принесла вышедшая в 1956 году иллюстрированная (232 фотографии) монография о его творчестве. С этого времени начался, пожалуй, самый продуктивный период творческих свершений мастера.

Диапазон его сюжетов необычайно широк — это социальная фотография, портрет, обнаженная натура, реклама, пейзаж, натюрморт… И все же основу его творчества составляют два последних жанра: художественный пейзаж и натюрморт. Его фотографии — натюрморты в особенности — необычайно поэтичны, он как будто слагает стихи, имея в своем распоряжении всего две рифмы: свет и тень, но владея ими безукоризненно. Он обращается с самыми обыкновенными вещами и сюжетами совершенно необычно, он передает нам свое восхищение поэтической жизнью простых никому не интересных предметов. «Все вокруг нас — живое или мертвое — в глазах сумасшедшего фотографа приобретает множество форм. Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру. Поймать такой момент — я думаю, это очень поэтично», — вспоминал он.

 

Фотографии Фотографа Йозефа (Джозефа) Судека (Josef Sudek)

Йозеф Судек (Josef Sudek)

Йозеф Судек (Josef Sudek)

Йозеф Судек (Josef Sudek) — его личность намного сложнее, нежели ее отражают сухие или чересчур нарочитые справки, ставшие уже историческими.

Вот стакан с водой на подоконнике, вот роза все на том же окне… Казалось бы, классические сюжеты, но что если, за стеклом этого запотевшего окна абсолютно враждебный мир, насилие и смерть?

Что, если человек с одной рукой, закрылся в своей крошечной деревянной фотомастерской и, не смотря ни на что, приветствует жизнь?

Неправда ли, тогда эти снимки приобретают совсем другую окраску. Теперь за ними целая история – история человека, прошедшего со своей тяжеленной камерой на треноге через эпохи, чья душа не ороговела, а взгляд остался свеж.Йозеф Судек родился весной 1896 года в Богемии.

Город Колин, где прошло его детство, находится на территории современной Чехии. В четырнадцатилетнем возрасте Судек обучался в Праге на переплетчика, после чего работал по специальности в Нимбруке, что в 45 км от столицы. В то время он не думал много о фотографии: тогда его больше интересовала музыка. Однако творческие планы молодого человека были нарушены призывом в армию с началом Первой Мировой Войны. На итальянском фронте, куда он был распределен, двадцатилетний Йозеф Судек получает легкое ранение в руку, но в те годы, когда еще не был открыт пенициллин, это привело к ампутации конечности.Что означает потеря правой руки, для молодого человека, мечтающего стать музыкантом – жутко вообразить.

Но чувственная натура не может жить без творчества – это для нее хуже любой ампутации. В конце концов, случается так, что Йозеф Судек решает реализовывать свой потенциал через фотографию, являющуюся в те годы для многих сложным техническим ремеслом. Первыми героями его снимков становятся приятели-инвалиды, аналогичным образом потерявшие на той войне части своего тела, но не потерявшие душу. В госпитале для инвалидов он провел около трех лет, и за это время камера стала единственным его утешением и надеждой, на то, что он сможет приносить хоть какую-то пользу.

Параллельно Судек пробовал себя в графике и живописи, но фотографии отдавался больше. Десять лет спустя Йозеф Судек вернется на место своего ранения. Это произойдет во время поездки в Италию с коллективом чешских музыкантов, за компанию. Там он увидит тот самый злосчастный пустырь, окутанный туманом и старый фермерский домик, где он укрывался после ранения, но, как говорит сам Судек, руки его там не было…По выписки из госпиталя Йозеф Судек находится в поиске подходяще работы. Это был 1920 год – год разрухи и послевоенного хаоса. Работу найти было не просто даже здоровому человеку, а тем более инвалиду.

Ничего, кроме как пытаться зарабатывать фотосъемкой, Судек придумать не может, но это срабатывает. В 1922 году он поступает в полиграфическое училище на фотографическое отделение, лекции которого ведет профессор К. Новак. Там он изучает технику светописи и получает диплом фотографа ателье. На этот момент Йозеф Судек уже является членом Чешского любительского фотоклуба, где происходят встречи и ведутся творческие дискуссии. В то время концепцией чешской фотографии была, так называемая, пикторальность или живописная фотография.

Но вскоре Судек больше заинтересовывается авангардными видами фотоискусства и со временем вырабатывает свой собственный стиль. В 1927 году наконец-таки сбывается мечта последних лет Судека и он приобретает небольшое деревянное помещение, где оборудует собственное фотоателье, которому в будущем суждено стать одной из достопримечательностей Праги. Здесь он проведет практически всю оставшуюся жизнь. Не успели затянуться старые раны, как война вновь обрушилась на Европу. В 39-ом фашисты оккупировали Прагу, и Судек уже не мог ходить по вечерам снимать свой любимый город. Он практически не покидает своего ателье, стены которого надолго становятся его единственными декорациями.

Здесь и родится одна из самых значительных в творчестве Саудека фотосерия «Окно моей студии». Сразу после войны Йозеф Судек объявляет вакансию своего ассистента, на которую берет девушку – бывшую узницу концлагеря Соню Буллати. Через несколько лет она уедет в Америку, но теплые отношения с Саудеком будет поддерживать до его кончины, случившейся в 1976. За время своего творчества Йозеф Судек стал одной из известнейших личностей Чехословакии. Его работы неоднократно выставлялись на международных выставках социальной фотографии. На его счету много персональных выставок в Европе и Америке.

Josef Sudek — PHOTOCLUB_PF — LiveJournal


«Экспозиция – две стороны Вивальди»

Йозеф Судек (Josef Sudek) родился в 1896 году в городе Колин в Богемии на территории нынешней Чехии. К фотографии он не сразу пришел, побывал на войне(первой мировой), где получил ранение в руку, со временем началась гангрена и ее пришлось ампутировать. Занимался музыкой, но музыкантом так и не стал. Учился в полиграфическом училище.

В 1927 году Судек приобрел маленькое деревянное фотоателье с небольшим садиком, в котором жил и работал более 30 лет. История ателье так же необычна, как и жизнь его владельца. Оно было построено в конце XIX – начале XX века во дворе одного из домов в районе Мала Страна. Местоположение ателье было крайне невыгодным, что совсем не нравилось прежнему хозяину, но вполне подходило новому. И он доказал, что «не место красит человека, а человек место» – через пару десятилетий ателье Судека станет одной из основных достопримечательностей города. После смерти фотографа почитатели его таланта пытались отреставрировать здание и устроить в нем дом-музей, но не смогли найти денег. В середине 1980-х годов ателье сгорело, но уже в 2000 году было восстановлено.

Снимая натюрморты в студии Судек не измерял экспозицию, точнее сказать измерял ее нетрадиционным способом. Мог во время экспозиции заварить и выпить стакан чая – кстати, хороший чай особенно жасминовый был его слабостью. Другой его слабостью была музыка – ее он использовал, когда чаю уже не хотелось: «Экспозиция – две стороны Вивальди». Наверно Судек – единственный фотограф, измерявший экспозицию временем необходимым на стакан чая или на прослушивание оперной арии!

часть информации взята от сюда (http://buy-books.ru/photographers/josef_sudek/)

Судек не скрывал методов своей работы от друзей, учеников и журналистов, поэтому у нас имеется немало свидетельств того, как появлялись на свет фотографии мастера. Вот, например, рассказ фотографа Лудвика Барана об одной фото-прогулке. «(Судек) нацелил аппарат на выбранный мотив между шестью и семью часами вечера летом. Янда (Рудольф Янда, известный чешский фотограф – А.В.) знал продолжительность экспозиций Судека, которые длились около десяти минут, поэтому вместо ожидания отправился собирать чернику. Он вернулся через полчаса. Судек с Петером Гельбихом дебатировали о современном изобразительном искусстве – о Фиале и Шиме. Янда какое-то время слушал, затем припомнил, что пора возвращаться. Но Судек, лежа на мохе, ответил: Мы экспонируем. Эта фотография силезийского девственного леса (позже Судек показал ее Янде) имела мягкий свет марева, который нежно обмывал корни, пни и травы как волшебный полумрак; такой свет было бы тяжело запечатлеть другим способом. Создать снимок сделала возможным более чем получасовая экспозиция с максимально заслоненным объективом старого типа. Судек раскладывал экспозицию на несколько фаз и превращал, таким образом, атмосферу мотива в удивительную сенсацию света».

Про Судека говорили: «Если он не на концерте и не снимает где-нибудь в городе, значит, вы обнаружите его дома за печатью фотографий». Фотограф необычайно ответственно относился к печати, часами работая над каждым негативом.


думаю…этой информации достаточно…я Вас заинтересовала?? На просторах интернета много чего интересного)))

Фотошкола «Образ». Йозеф Судек (Josef Sudek) — классик чешской фотографии.

Что оставляет после себя фотограф, признанный при жизни «великим»? Иногда – несколько фотографий, ставших частью всемирной истории, таких как Знамя Победы над Рейхстагом, портрет Че Гевары, улыбающийся Юрий Гагарин, астронавт Армстронг, делающий первые шаги по Луне…

Имена авторов забываются, но их фотографии остаются в памяти человечества. Но бывает и иначе. Фотохудожник создаёт свой стиль, свой взгляд, свой мир. В любой его работе безошибочно угадывается личность и душа их автора. Именно этим путём пошёл Йозеф Судек, классик и основоположник современной чешской художественной фотографии.

Судек никогда не позволял себе размениваться на сотни пустяков и обязанностей, которые обычно принято считать существенными. Его не привлекали успех и карьера.
Он демонстрировал отсутствие интереса к одежде, еде, обстановке в квартире, к тому, что следует или чего не следует делать, чтобы соответствовать общественным ожиданиям. «Он был сосредоточен на своем внутреннем мире, а его фотографии всегда были очень тесно связаны с состоянием его души», – писали о нём. Судек любил рассеянный свет, который возникает на заре или в сумерках, этот иллюзорный свет, в котором реальные объекты преображаются в соответствии с настроением фотографа, порой приобретая характер нереальных фантомов. Фотографии Судека позволяют говорить о добре, правде и красоте самых обычных вещей и явлений. Вероятно, именно поэтому его работы и его личность остаются и сегодня столь притягательными для нас.

Йозеф Судек родился 17 марта 1896 года в небольшом городке Колине-на-Эльбе в Богемии. С пятнадцати лет осваивает ремесло переплетчика в Праге.
В разгар Первой мировой войны его призывают на военную службу, и он отправляется на итальянский фронт. Будучи увлеченным фотографом, он берет с собой на фронт все свои фотопринадлежности. В 1917 году, после ранения осколком артиллерийского снаряда и нескольких операций, он теряет правую руку. Проводит много времени в госпиталях, и в 1918 году, во время пребывания в реабилитационном центре для инвалидов войны, решает всерьёз заняться фотографией.

Он снимает левой рукой и настойчиво учится новому для себя ремеслу. Молодой инвалид войны зарабатывает на жизнь рекламной фотографией. В 1920 году он становится членом «Чешского клуба самодеятельных фотографов». В 1924 он вместе с другими фотографами организовывает «Чешское фотографическое общество», которое стало «платформой» для новой чешской фотографии.

Диапазон его сюжетов был необычайно широк — это социальная фотография, портрет, обнаженная натура, реклама, пейзаж, натюрморт… И все же основу его творчества составляют два последних жанра: художественный пейзаж и натюрморт. «Все вокруг нас — живое или мертвое — в глазах сумасшедшего фотографа приобретает множество форм. Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру. Поймать такой момент — я думаю, это очень поэтично», — вспоминал он.

Судек всю жизнь пользовался допотопными, тяжелыми и неуклюжими камерами. Обычно он использовал аппараты «Лингоф» 13х18 см, деревянный аппарат «Цейс» 18х24 см, «Голдмэн Грдичка» 24х30 см 1915 г. и 30х40 см 1910 г. Камеру «Кодак» 10х30 см 1894 года он применял для панорамных съемок.

В 1926 году он приобретает деревянную фотостудию с небольшим садиком
в маленьком дворе дома, построенного в конце XIX века, в районе Мала Страна по улице Уезд. В течение сорока лет эта студия будет его мастерской, его домом и местом встреч нескольких поколений многочисленных друзей Судека. В 1928 году выходит его первый альбом «Святой Витус», который приносит фотографу широкую известность.

Но на пути между фотографом и любимым городом стала Вторая мировая война. В марте 1939 года Прагу оккупировали гитлеровские войска и о том, чтоб выйти на улицу с камерой не могло быть и речи – как будто вслед за рукой он потерял ноги! Но у него осталось ателье, да и удивительный дар художника никуда не делся. Мастерская на долгое время становится для Йозефа Судека не только собственно мастерской и домом, но и объектом съемки. Появились новые серии фотографий не уступающие предыдущим работам мастера, а где-то и превосходящие их.
Может быть, самый знаменитый из созданных Судеком проектов – серия фотографий «Окно моей студии». Волшебный мир, даже два мира разделенных (а может быть соединенных) старой рамой с не очень прозрачным стеклом. Один из них – добрый и красивый, грустный и романтичный – принадлежал художнику, второй – всему остальному миру: доброму или злому, дружескому или враждебному. Работа над серией заняла 14 лет: он не оставил ее даже после войны, хотя и опять стал выходить на улицу, фотографировать Прагу или ландшафтные виды. Романтический натюрморт и съемки природы теперь играют доминирующую роль в его творчестве. Атмосфера послевоенной Чехословакии утвердила это направление. Так появились наиболее известные серии: «Прогулка в Мэджик Гардэн», «Натюрморт», «Лабиринты», «Память» и др.

Снимая натюрморты в студии, Судек не измерял экспозицию, а точнее сказать, измерял
ее нетрадиционным способом. Мог во время экспозиции заварить и выпить стакан чая – хороший чай, особенно жасминовый, был его слабостью. Другой его слабостью была музыка – ее он использовал, когда чаю уже не хотелось: «Экспозиция – две стороны Вивальди». Наверно Судек – единственный фотограф, измерявший экспозицию временем необходимым на стакан чая или на прослушивание оперной арии! Фотограф необычайно ответственно относился к печати, часами работая над каждым негативом. «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы», – часто повторял маэстро.

В 1974 г. была организована ретроспективная выставка его работ в Международном музее фотографии в Рочестере (США). Тремя годами раньше книга «Великие фотографы», изданная «Тайм Лайф» в Нью-Йорке, поставила Судека в один ряд с наиболее значительными мастерами мира. Фотографии Судека стали частью крупных мировых коллекций и объектом возрастающего интереса коллекционеров. В марте 1976 года в Праге и Брно были проведены две ретроспективные выставки в связи с восьмидесятилетием Судека, в подготовке которых сам автор принимал активное участие. Судек умер 15 сентября 1976 года.

Мастера фотографии: Йозеф Судек (Josef Sudek) /1896-1976/: liveracing — LiveJournal

родился 17 марта 1896 года в Колине на Эльбе в Богемии. С 1911 по 1913 год он учится на переплетчика в Праге. В 1916 году Судек идет на военную службу и затем в Первую Мировую войну отправляется на итальянский фронт. В это время он становится увлеченным фотографом и берет с собой на фронт все фотопринадлежности. В 1917 году Судека ранит осколком артиллерийского снаряда и после нескольких операций он теряет правую руку. Проводит много времени в госпиталях и в 1918 году, во время пребывания в реабилитационном центре для инвалидов войны, решает снова заняться фотографией.


* * *

Он снимает левой рукой и в 1920 году становится членом «Чешского клуба самодеятельных фотографов». В 1924 году он вместе с другими фотографами организовывает «Чешское фотографическое общество», которое становится «платформой» авангардной фотографии.  В 1926 году он приобретает деревянную фотостудию в доме, построенном в конце XIX века, в маленьком дворе дома № 432 по улице Уезд. В течение 40 лет эта студия становится его мастерской, его домом и местом встреч нескольких поколений многочисленных друзей Судека. В 1928 году выходит его первый альбом «Святой Витус», который приносит фотографу широкую известность.


* * *

В 1938 г. Судек в числе других авторов чешской авангардной фотографии демонстрирует свои работы накануне немецкой оккупации. В своей работе Судек обычно использовал аппараты: «Лингоф» 13х18 см, деревянный аппарат «Цейс» 18х24 см, «Голдмэн Грдичка» 24х30 см 1915 г. и 30х40 см 1910 г. Камеру «Кодак» 10х30 см 1894 года он применял для панорамных съемок. Вторая Мировая война и оккупация Чехословакии стали для него тяжелым эмоциональным ударом, вызвавшим перерыв в работе. Он закрылся в своей деревянной студии в центре города. Романтический натюрморт и съемки природы теперь играют доминирующую роль в его творчестве. Атмосфера послевоенной Чехословакии утвердила это направление. Так появились наиболее известные серии: «Окно моей студии», «Прогулка в Мэгик Гардэн», «Натюрморт», «Лабиринты», «Память» и др.


Last Roses, 1956


From the series The window of my studio, 1948


* * *

«И музыка играет» — это любимая фраза Судека. Она помогала этому мужественному человеку, в ранней молодости потерявшему правую руку, справляться с ударами судьбы, ведь для фотографа потеря руки — очень серьезная «помеха». Эти три слова были вовсе не случайны. Судек любил музыку. Он обычно слушал ее в концертных залах, скромно сидя на ступеньке в проходе, он слушал ее с друзьями, проигрывая записи в своей деревянной студии. Музыку можно услышать в каждой его фотографии.


Ladislav Sutnar cups and saucers 1928-36

Судек никогда не позволял себе отвлекаться на сотни пустяков и обязанностей, которые обычно считаются неизбежными. Его никогда не привлекали успех и карьера. Он демонстрировал отсутствие интереса к одежде, еде, обстановке в квартире, к тому, что следует или не следует делать, чтобы соответствовать общественным нормам.


* * *


Apple on a Platter, 1932

Он был сосредоточен на своем внутреннем мире, а его фотографии всегда были очень тесно связаны с состоянием его души. Судек любил рассеянный свет, который возникает на заре или в сумерках, этот иллюзорный свет, в котором реальные объекты преображаются в соответствии с настроением фотографа, порой приобретая характер нереальных фантомов. Фотографии Судека позволяют говорить о добре, правде и красоте самых обычных жизненных вещей. Вероятно, именно поэтому работы Судека и его личность являются сегодня столь притягательными.


Ladislav Sutnar cups and saucers 1928–36


St.Vitus Cathedral, Prague, 1928

В 1974 г. была организована ретроспективная выставка его работ в «Международном Музее Фотографии» в Рочестере (США). Тремя годами раньше книга «Великие фотографы», изданная «Тайм Лайф» в Нью-Йорке, поставила Судека в один ряд с наиболее значительными мастерами мира. Фотографии Судека стали частью крупных мировых коллекций и объектом возрастающего интереса коллекционеров. В марте 1976 года в Праге и Брно были проведены две ретроспективные выставки в связи с 80-летней годовщиной Судека, в подготовке которых сам автор принимал активное участие. Третья выставка, посмертная (Судек умер 15 сентября 1976 года), состоялась в Праге в 1979 году. После смерти сестры Судека его деревянная студия превратилась в объект судебных процедур. Дом разрушался и в июне 1989 года студия была снесена вместе с оставшимися вещами Судека. Увы…


* * *


Labyrinth in my Atelier, 1960

«Рассматривая фотографии Судека, я постоянно испытываю неотступное чувство, что являюсь свидетелем оптического чуда, которое при всех обстоятельствах зовет нас в мир поэзии. Они отражают подвижные очертания психологии современного человека, который может обвинить в неожиданной красоте сумерки, вечера, дожди, весну, лето, зиму, осень, полисадники и запотевшие окна, грустные уголки Праги, белые розы, листья деревьев, голые сучья и расцветшие ветви, тоскливые воспоминания, чешский и моравский пейзаж, мучительные лабиринты, ностальгические натюрморты, камни…»


Йозеф Судек, 1896-1976

При подготовке материала были использованы следующие источники:


  • «Иозеф Судек и его место в чешской фотографии», Ян Бдлан, REVUE FOTOGRAFIE  76/1

  • «Йозеф Судек. 105 лет со дня рождения», Д. Мразкова и В. Ремеш

  • WWW

В ожидании света. Шедевры светописи Йозефа Судека в Париже

Удивительные, наполненные светом снимки Йозефа Судека (1896–1976) часто можно повстречать на групповых выставках, тогда как персоналок фотографа было незаслуженно мало. Мир за моим окном — это редкая возможность составить полную картину поэтичного и печального мира Судека, который стучался в окно его мастерской, распускался и увядал в его саду и с которым он встречался в переулках его любимой Праги — лучшего личного фотографа у нее с тех пор так и не появилось.
Из чешского городка Колин в Прагу Йозеф Судек переехал в возрасте 14 лет. Работал переплетчиком, увлекался фотографией, а потом случилась Первая мировая война, он ушел на итальянский фронт и вернулся оттуда без правой руки, но с еще большим желанием снимать. Ведь затвор, как он любил повторять, можно нажимать и одной рукой. Перед тем как запереться в 60 кв. м своей мастерской, одну из первых серий он снял в хосписе для ветеранов Invalidovna — Судек фотографировал таких же искалеченных войной, как и он сам. К ранним работам относятся и кадры реставрации собора Святого Вита.

Судек начинал как пикториалист, ставя фотографию на одну ступень с живописью и графикой в стиле ар-нуво, а сейчас видно, что даже выше. Ненадолго увлекся конструктивизмом, мода на который не обошла стороной и чешских авторов, но в итоге пришел к классической светописи. Чистота его снимков поражает взгляд. Достигалась она во многом благодаря печати и долгой экспозиции — за время, что он выдерживал кадр, можно было дважды выпить кофе, хотя сам он всегда пил чай. Судек был одержим качеством. Пигментная и контактная печати, использование полутоновых растров — на 1940-е годы пришлись его эксперименты с техническими возможностями фотографии.

А вот техническое совершенствование камер он как будто не замечал — напротив, чем ближе к нему подбирался прогресс со своей многофункциональной Leica, тем увлеченнее он снимал на громоздкие старые машины. На мир за окном Судека можно смотреть, кажется, часами: пробираться взглядом сквозь капли на запотевшем стекле, по-кошачьи щуриться единственному лучу света, продравшемуся через едва приметную щелочку, видеть тени, а не людей, дорисовывать тех, кто остался за кадром, и рассаживать их на пустые скамейки.

Josef Sudek: vehvepznbyf — LiveJournal

«Открытие — вот что важно. Сначала приходит открытие. За ним — работа. И в результате иногда что-то из этого остается…»

Йозеф Судек родился в чешском городке Колин в 1896 году. Рос, учился, собирался стать переплетчиком, получил соответствующий диплом. Ему было девятнадцать, когда его забрали на фронт — началась Первая мировая. Долгие месяцы войны, тяжелое ранение, госпиталя, потеря правой руки, вердикт — полная неработоспособность. Дом инвалидов.  И в то же время: развитие появившегося еще в детстве интереса к фотографии — просто потому, что любительская камера была едва ли не единственным рабочим инструментом, с которым можно было управиться одной рукой. Поступление в пражскую Школу графических искусств…
А дальше — то, о чем не говорят факты, хотя их можно перечислять: вступление в Чешское фотографическое общество, выставки, публикации. Дальше то, чего не объясняют слова, хотя всё можно выразить всего в двух: обретение смысла…

Полное растворение, годы самозабвенной, фанатичной работы. Без оглядки на публику, без мыслей об успехе. И при этом — с неизменным успехом во всем. Признание. За десять с небольшим лет обретение статуса самого значимого фотографа Чехии, а заодно — лучшего из всех, кто когда-либо фотографировал ее столицу — Прагу. 

Про Судека говорили: «Если он не на концерте и не снимает где-нибудь в городе, значит, вы обнаружите его дома за печатью своих фотографий». Со временем уклад этот становился все более определенным, все более строгим. Работа, съемки целый день, а вечером — музыка. Концерт. Граммофон всю ночь напролет. С утра — всё снова… Жить, чтобы увидеть. Жить, чтобы запечатлеть. Изо дня в день. Каждую секунду. Полная поглощенность, неспособность отдавать себя чему-то еще. Неспособность себя поделить даже для того, чтоб получить свою долю земной любви — никогда в жизни Судека не было любимой женщины, ни одной интрижки — и то не было.

Снимая свою знаменитую серию фотографий Собора св. Витта, Судек мог упорно ждать правильного, нужного ему освещения, зная, что дней, которые дадут ему такой свет, два или три в году. В поисках нужного ракурса он — однорукий, «неработоспособный инвалид», — таща за собой тяжелую уже далеко не любительскую камеру, взбирался на строительные леса. Нередко во время таких восхождений он случайно повреждал в камере фотопластину. Тогда он спускался вниз, менял ее — и восхождение начиналось заново. Порой освещение тем временем успевало поменяться, и Судек ждал снова — неделю, месяц, год — сколько требовалось.

Йозеф Судек работал допотопными огромными камерами и печатал снимки контактным способом. Эффект был потрясающим: фотография будто прилипала к сознанию зрителя, не могла не оставить следа. Огромная серия «Окно моего ателье» предстает откровением уставшего от жизни философа. Каждая фотография — это окно, сквозь которое заглядываешь внутрь себя. Одного взгляда на любой снимок достаточно, чтобы заразиться болезнью наблюдателя-экзистенциалиста.

Судек был человеком, склонным к долгим, изнуряющим раздумьям. Их отпечаток хранит множество вещей из его мастерской. Они все были осмыслены художником, поняты им и интерпретированы в снимках. Все эти забавные предметы, которые можно видеть на фотографиях, Судек получил от друзей в подарок. Граненые стаканы, кусочки стекла, ракушки…

Часто Судека можно было застать рассматривающим сквозь лучи света стеклянные шары, бокалы, кусочки слюды. Этот процесс продолжался часами. Он бесконечно комкал бумагу, пытаясь придать ей форму понятную только ему. С утра до вечера мог просидеть на скрипучем стуле, вертя в руках кувшин или доисторическую кофемолку. Он очень нежно поглаживал отполированную временем поверхность вещицы, пытаясь понять, как передать на фото фактуру старости. Однажды удивленные поклонники спросили художника: «Почему Вы фотографируете эти предметы?» На что Судек ответил: «…Они красивы».

Многие фотографы пытались повторить «эффект Судека», печатая с его архивных негативов — результат никогда не приближался к оригинальным отпечаткам Мастера, изготовленным контактным способом на старой фотобумаге, неизвестно, сколько пролежавшей в судековском «лабиринте». Дело не в технике, а, скорее, в видении. Излишне упоминать об отсутствии какой бы то ни было ретуши, ни карандашной, ни, разумеется, компьютерной. Просто ТАК он видел этот мир и таким показывает его нам, настаивая, не смотря ни на что, на его безупречной красоте.

Он никуда не спешил. “Торопись медленно”, — любил повторять римскую поговорку философ Судек.

Он мог не спеша фотографировать в саду портреты камней и цветов, слушая мелодии, доносившиеся из распахнутого окна ателье. Любимые пластинки, старый граммофон… К музыке Судек был чувствителен всю свою жизнь. Даже измерял экспозицию снимков временем звучания того или иного произведения Вивальди. Светописью он передавал музыку вещей.

Среди художников всех видов и жанров у Судека были десятки друзей. Личное обаяние привлекало к нему внимание почти всех портретистов. Вначале 60-х была даже организована выставка “Йозеф Судек в изобразительном искусстве”, на которой экспонировалось 114 рисунков, графических листов, полотен, и скульптурных портретов. Судек, бесспорно относится к наиболее портретируемым фотографам в мире и, конечно, к наиболее фотографируемым. Это объясняется не только ролью, которую он играет в мировой фотографии, но его человеческой добротой, жизненной мудростью и вечно молодой душой. Такое количество портретов свидетельствует также об исключительном значении Судека не только для чехословацкой фотографии, но и для всей культуры вообще.

Йозеф Судек умер в 1976 году. После его смерти среди оставшихся фотографий и бумаг нашли снимок — на нем страница из книги со стихотворением Элизабет Браунинг. В нем есть такие строки:

самых ничтожных созданий,

любящих Господа, Господь принимает ради этой любви.

И то, что я чувствую, вопреки худшим свойствам того,

что я есть, оборачивается вспышкой, сиянием и дает увидеть

как великая работа Любви преображает работу Природы

http://www.sudek-atelier.cz/new_web/eng/sudek_foto.html

http://photography-now.net/josef_sudek/

 

Фотограф Йозеф Судек: Поэт Праги

Йозефа Судека часто называют «Пражским поэтом» благодаря тысячам лирических фотографий чешского города, доказывающих, что он является одной из самых очаровательных европейских столиц. Хотя он не родился там, Судек провел большую часть своей взрослой жизни в Праге, сделав ее главным объектом своих фотографий. Невзирая на жизненные невзгоды, Йозеф Судек стал мастером фотографии 20-го века.

В мастерской Йозефа Судека на Уезде 432 в Праге было два окна.Один смотрел на невпечатляющую линию зданий через дорогу, а другой предлагал более восхитительный вид на небольшой дворик с искривленной яблоней в центре. Между 1940 и 1954 годами Йозеф Судек фотографировал эти виды изнутри студии, включая стекло окна в видоискателе, в разное время суток, в разное время года и в разных погодных условиях. Получившаяся в результате серия, названная просто «Окно в моей студии», содержит достаточно вариаций, чтобы работа не казалась лишней.Это напоминает зрителю о квинтэссенции правды фотографии; что речь идет о постоянно меняющемся, вечно мимолетном свете.

© Svajcr/WikiCommons

Йозефу Судеку особенно нравилось то, как стекло отражает свет. Вот почему окна его мастерской, где он проводил большую часть своего времени, вдохновляли его — особенно когда стекло было запотевшим или мокрым от капель дождя или росы. Об этом свидетельствуют его многочисленные натюрморты. В них часто используются стаканы или вазы, наполненные водой, которые часто ставятся на отражающие поверхности столов, через которые красиво сияет свет.На одной фотографии многогранный стакан, почти полностью наполненный водой, находится в центре кадра, перед ним помещено одно яйцо, а сзади — еще несколько. Яйцо на переднем плане почти полностью затемнено, а те, что на заднем плане, видны через стекло, разбиты на куски. Однако на самом деле это наше восприятие, которое действительно нарушено.

© Diligent/WikiCommons

Лишь немногие другие фотографы — на ум приходит американец Эдвард Уэстон — были так же искусны, как Джозеф Судек, в столь великолепном захвате света.В частности, как свет отражается стеклом; как он отскакивает от поверхности; и как он играет с тенями. Отличные навыки Судека как печатника, приобретенные после многих лет проб и ошибок и непоколебимого перфекционизма, только повысили исключительное качество его изображений. Тональная гамма его гравюр такова, что элемент света становится настоящим, абсолютным героем его натюрмортов.

Йозеф Судек входит в число мастеров фотографии ХХ века и является одним из самых почитаемых деятелей чешской фотографии.Он родился в 1896 году в Колине, Богемия, которая в то время входила в состав Австро-Венгерской империи. Получив образование переплетчика, в 1915 году он был призван в имперскую армию для службы на итальянском фронте. Во время боя Судек был ранен в правую руку, травма привела к ампутации конечности по плечу. Потеря руки оказала огромное влияние как на его личную жизнь, так и на его творческое развитие.

Вернувшись в Чехословакию, он провел начало 1920-х годов, посещая госпитали и дома ветеранов в Праге и ее окрестностях.Хотя он начал фотографировать еще до войны, именно во время учебы на переплетчика он сделал свою первую существенную работу. Он состоял из набора смутных, смутных изображений госпитализированных ветеранов в реабилитационной больнице в районе Карлин в Праге, на которых ветераны выглядят в основном как призрачные силуэты. Мрачная атмосфера этих ранних изображений отражала внутреннюю нестабильность Судека — из-за потери руки и трудностей, связанных с попытками найти экономическую стабильность и устойчивый путь для взрослой жизни.Даже его фотографии 1924–1928 годов реконструкции потрясающего собора Святого Вита в Праге можно интерпретировать как метафору борьбы, которую он переживал в своей личной жизни.

В 1926 году Судек предпринял поездку с группой друзей Чешской филармонии, которые должны были дать несколько концертов в Италии. Однажды ночью, посреди концерта, он сорвался с места и отправился на поиски места, где его застрелили много лет назад. Он нашел это. Как будто еще раз травмированный шоком от этого несчастного случая, он отправился бродить по Италии, а затем по Югославии около двух месяцев.В конце концов, он вернулся в свою страну, но что-то изменилось. Подобно катарсису, эта поездка на место, где он потерял руку, привела его к примирению со своим прискорбным состоянием.

Этот жизненный кризис изменил и его художественную практику. Прага стала его любимой музой. Мрачные, суровые образы ранних лет сменились лирическими, наводящими на размышления картинами эклектичной архитектуры города; мощеные улицы; угловатые крыши; очаровательные парки и сады; и речные пейзажи Влтавы, протекающей через нее.Помимо натюрмортов, которые он делал в своей мастерской, Прага была другим важным предметом, которому Судек посвятил всю оставшуюся жизнь. Эжен Атже служит еще одним примером фотографа, который связал свою художественную практику с городом – в его случае с Парижем. Но в то время как Атже намеревался задокументировать старые улицы и здания Парижа в начале 1900-х годов, которые вскоре должны были быть стерты масштабной реконструкцией, в фотографиях Праги Судека нет документального намерения. Чешский фотограф запечатлел субъективное впечатление от города, отфильтрованное через его острую чувствительность.Образы настолько тонкие и нежные, что Йозефа Судека стали называть «Пражским поэтом». В начале 1950-х он купил камеру Kodak Panorama 1894 года выпуска, которая создавала панорамные изображения в абсолютном масштабе 1 к 3, и использовал ее для создания почти 300 потрясающих панорам Праги. Изображения были опубликованы в книге Praha Panoramaticka и остаются одними из самых знаковых фотографий Судека и города.

Работы Йозефа Судека отличаются ярко выраженной живописностью.Его тематика, как натюрморты, так и городские пейзажи, близка к искусству живописи. Судек занялся фотографией в те годы, когда медиум изо всех сил пытался найти свой собственный голос. Многие фотографы — известные как пикториалисты — воспринимали негатив как просто другой тип холста и использовали всевозможные уловки — от специальных линз до сложной эмульсии, наносимой непосредственно на негатив — для получения живописных эффектов. Вскоре Судек отказался от пикториалистского подхода. Он был не первым.Революция уже началась в начале 20-го века в Нью-Йорке, во главе с такими людьми, как Пол Стрэнд и Альфред Штиглиц. Подобно этим первооткрывателям, Судек экспериментировал с чистой и простой техникой — черта, которая особенно характерна для его рекламных работ 1930-х годов. Напротив, он никогда не оттачивал журналистский тип фотографии, который развивался в первые годы 1900-х годов, несмотря на то, что жил во время нацистской оккупации Чехословакии.

Йозеф Судек Ателье | © Svajcr/ WikiCommons

В его работе редко присутствует человек.Судек часто устраивал вечера для своего круга хороших друзей и развлекал их своей выдающейся коллекцией классической музыки; его вторая по силе страсть после фотографии. Однако, помимо этого, Судек был одиноким человеком, который проводил большую часть своего времени в одиночестве, никогда не был женат и не имел детей. Красота Праги вдохновляла его, но она была и его убежищем, как и его мастерская.

Студия Йозефа Судека на Уезде 432 в Праге сгорела во время пожара в 1986 году. Точная копия была восстановлена ​​в 2000 году, и сейчас в ней находится Ателье Йозефа Судека, одна из трех пражских галерей, носящих имя фотографа.Не все города могут похвастаться художником, который так страстно посвятил свою практику воспеванию своего очарования, но Прага может. В Праге был свой поэт, и свою любовь к городу он показывал не словами, а фотографиями.

Йозеф Судек | Мастер-пейзажный фотограф

Йозеф Судек, возможно, не известен как фотограф-пейзажист, большую часть его работ составляли натюрморты, городские пейзажи, иногда портреты и довольно часто коммерческие заказы. Тем не менее, его страсть была очень связана с миром природы, в конце концов, его первая отмеченная наградами работа была связана с пейзажем.В течение своей жизни он прошел творческий путь через различные жанры, но ближе к концу он вернулся к своей любви к пейзажу с двумя из своих самых запоминающихся проектов.

Йозеф Судек жил, пожалуй, в одно из самых нестабильных времен и в одной из самых нестабильных стран 20-го века. Родившийся в Богемии (часть современной Чехии), Судек первоначально был учеником переплетчика, и именно его сестра должна была стать фотографом. Первая мировая война приостановила все это, и хотя в 20 лет он использовал камеру вместе со своими коллегами-солдатами и делал небольшие портфолио, в основном это были воспоминания о его опыте на итальянском фронте.В следующем году он стал жертвой дружественного огня, когда осколки гранаты попали в его правую руку, которую через месяц ампутировали.

После выздоровления, когда Судек проводил время, фотографируя своих коллег в больнице, он получил пенсию по инвалидности, и ему пришлось задуматься о будущей карьере. Теперь он не мог вернуться к своему переплетному делу, хотя недавно он признал, что у него никогда не было большого таланта или стремления к этому, его страсть к фотографии заставила его игнорировать обычный путь к офисной работе, и вместо этого он начал фотографировать и делать разовая комиссия.

Проблема заключалась в том, что ему не разрешалось работать фотографом без торговой лицензии, требующей обучения. К счастью, владелец госпиталя для ветеранов увидел что-то в неукротимом характере Судека и познакомил его с местным фотоклубом, где у него был доступ к фотолаборатории, и который предоставил ему стипендию в Колледже графических искусств, где он изучал искусство и фотографию.

Отношение Судека время от времени доставляло ему неприятности, и вы, вероятно, не удивитесь, узнав, что после нескольких лет работы в местном фотоклубе со своим другом Яромиром Функе, где он регулярно выставлял снимки на конкурсы и выигрывал призы за пейзажи, они оба оказались изгнан из-за сильных разногласий со старшими участниками.Впоследствии они основали свой собственный клуб.

Вскоре после выпуска Судек начал представлять свои работы на международном уровне и начал работу над тем, что должно было стать его прозорливым проектом. История гласит, что Судек вошел в собор Святого Вита в последние годы его строительства (несмотря на то, что строительство началось сотни лет назад, работы так и не были завершены). Судека поразила как устрашающая природа архитектуры, так и качество света, проникающего через массивные окна и попадающего в пыль от строительных работ.Многие из его проектов включали элементы этого чувства света.

Это предыстория начала фотографической траектории Судека, но она мало что говорит нам о том, почему он является фотографией, которой он является. В конце концов, большая часть его работ довольно «романтична», с использованием элементов красоты в то время, когда большая часть мира искусства имела совершенно противоположное течение.

Одна из главных причин того, что Судек занимает такое место в истории, заключается в том, что он проводил много времени, общаясь с художниками, музыкантами и другими фотографами, у которых были совершенно разные точки зрения на искусство.Его ближайший друг, Яромир Функе, был полной противоположностью Судеку в своих художественных взглядах. Он был большим сторонником конструктивизма (подхода, пытавшегося привнести в искусство полезность строительства — сделать искусство полезным и связать его с развивающимся миром — см. Родченко и Мохой-Надь) и сюрреализма (подхода, оторвавшего художника от реальности). и связан со сном или подсознанием как с новой реальностью — см. Ман Рэй и Дюшан) и регулярно «бодался» с Судеком. Однако природная склонность Судека к красоте и романтике почти всегда придавала его работам иной оттенок.

Однако одно дело иметь друга, который разделял эти мысли, но он заключил контракт с издательством и получил заказ на производство рекламы. Затем он использовал свое понимание этих современных идей в создании произведений, соответствующих жанру. В дополнение к этому, он познакомился со многими другими фотографами и художниками, работая в издательстве. Он также занимался копированием картин художников и вместо оплаты просил картину.При этом он стал настоящим коллекционером произведений искусства и наладил отношения со многими национальными художниками. Все эти дополнительные влияния не могли не отразиться на его личной работе. Однако, за исключением некоторых изображений из его серии «Окно студии», большая часть работ Судека, которые мы видим в книгах и на выставках, относится к периоду после Второй мировой войны.

Это не значит, что он не преуспел в своей работе. Он регулярно представлял работы на национальных и международных конкурсах и выставках и появлялся вместе со Стайхеном, Ман Рэем, Мохой-Надь, Родченко, Бреттом Уэстоном и Кертесом на выставках в Праге в 1933 и 1936 годах.

Во время Второй мировой войны Судек немного замкнулся в себе. У него больше не было коммерческой работы из-за оккупации Германией, он больше не мог свободно работать на улицах, и многие друзья уехали в 1939 году в начале войны. Он жил дома с сестрой (тоже его помощницей) в маленькой мрачной мастерской и начал работу над своим проектом «Окно моей мастерской». Это была буквальная и метафорическая граница между внутренним и внешним пространством, заключением и свободой.Он продолжал создавать множество работ из этой серии с 1940 по 1976 год, а также перешел от увеличения изображений к контактной печати (признавая четкость и богатую тональность, которые были возможны в экспонируемых контактных отпечатках), используя камеры различных размеров для создания разнообразия в изображениях. финальная печать.

Он также был ограничен в том, как он мог путешествовать, оккупация вводила комендантский час и отключала электричество, поэтому Судек начал делать снимки в стиле ноктюрнов, которые он наверняка видел у таких фотографов, как Стейхен, и которые были популярной темой в пикториальной фотографии.Однако изображения Судека были более «прямыми», чем типичный живописный Ноктюрн, и больше соответствовали группе f/64 и Photo-Secession.

Этот военный период послужил катализатором для самых известных произведений Судека, и после прекращения боевых действий открытие города вывело его из мастерской и начало работу, которая сделала его знаменитым, за исключением одной последней ноты. В период с 1945 по 1949 год Судек работал в основном в Праге, но также начал работать над другими проектами, такими как «Прогулка в волшебном саду», «Воспоминания» и «Лабиринты».

Это было в 1948 году, когда для Sudek встала важная роль. Двое друзей подарили ему панорамную камеру, точнее Kodak No. 4 Panoram. Эта камера снимала пленку с соотношением сторон 3:1 размером 12 на 4 дюйма и использовала поворотный объектив, покрывающий почти 120 градусов, что эквивалентно 11 мм. Однако, поскольку в нем используется «развертывающий» объектив, он больше похож на сшивание панорамы из нескольких кадров, поэтому вы не получите искажения краев, которое было бы с прямолинейным объективом.

Этот новый способ представления мира пришелся по вкусу Судеку. Он сразу начал использовать его в самой Праге. Он уже работал над сильной визуальной записью Праги, и этот новый подход позволил ему создать интерпретацию, а не запись своего города. В то же время к нему обратился Ян Ресач с заказом сфотографировать Прагу для книги, в которой Ян в будущем станет редактором многих других книг Судека.

Совпадение этих двух событий побудило Судека создать произведение, которым он наиболее известен.«Панорама Праги», которая не будет опубликована до 1959 года, является как любовным письмом к городу, который Судек называл своим домом, так и путеводителем за кофейным столиком. Использование Судеком панорамной камеры и его страсть к свету и композиции создают настолько близкий к интимному вид большого города, насколько это вообще возможно. Это также отличная книга для изучения того, как создавать композиции с помощью панорамной камеры. Соотношение 3:1 близко к камере формата 6×17, которая оставалась популярной в 21 веке и которую может быть невероятно сложно использовать при создании «полных» композиций.То, что Судек смог сделать это без видоискателя (маленькая призма на камере Kodak показывала только центральную треть изображения), еще больше свидетельствует о том, что он сделал этот формат своим.

Одновременно с этим проектом он начал и многие другие. В следующем разделе рассказывается о некоторых из его основных проектов.

Ческе-Стршедогоржи

Художник Эмиль Филла приглашает Судека пожить в поместье в Ческе-Стршедогоржи на центральной возвышенности Богемии (Северная Чехия).Оба художника работают над панорамными композициями, трудно сказать, кто кого вдохновил, но работы имеют сильное сходство, и поскольку они были очень хорошими друзьями с 1920-х годов (их иногда называют Алхимиком [Судеком] и Волшебником [Филла]), но некоторые исследования показывают, что использование Судеком панорамной камеры Kodak послужило источником вдохновения для Филлы.

Эмиль Филла (1951)

Мионский лес

Судек не был заядлым путешественником и создавал подавляющее большинство своих работ в Праге и ее окрестностях.Тем не менее, он навещал некоторых из своих друзей и первых учеников в городе Френштат (где ему дали панорамную камеру), а после нескольких посещений его отвезли в Мионский лес в Бескидах. Работа, созданная в этом лесу, должна была стать его самым продолжительным проектом, и он никогда не считал его завершенным в своей жизни.

Ранняя работа Судека, сделанная во время его действительной службы в Италии, предчувствие более поздней работы.

Он обрел покой в ​​лесу, и говорили, что он видел что-то от своих ран в «Исчезнувших статуях», этих часовых, похожих на выбеленные и древние ели, стоящие на поляне в верхней части леса.

Натюрморты

Судек часто работал с материалом в своей студии, иногда по заказу, но в более поздние годы в качестве фотографических упражнений и исследований. Его натюрморты, несомненно, были вдохновлены его большой коллекцией картин, книг и его отношениями с художниками в Праге. Самые запоминающиеся натюрморты – это те, где немалую роль играет качество света. Многие из фотографий включают в себя особый стакан для питья с многогранными сторонами, который он много лет изображал в качестве фольги для света из окна в своей студии и того, как жидкости, пузырьки и возраст смягчали его.

Лабиринты

В дополнение к своим упрощенным и упорядоченным натюрмортам Судек также регулярно запечатлевал беспорядок и развалины своего дома. Оберточная бумага, старые коробки от пленки, веревки, газеты и письма и многое другое. Переименование беспорядка в его доме в «лабиринты» наделяет эти работы намерением и открытием. Начиная с 1960-х годов и вплоть до его смерти, работы стали способом найти смысл в повседневном окружении его жизни.

Грустные пейзажи

Это одни из моих любимых произведений Судека. В 1960–1970-х годах Судек вернулся в район возле Ческе-Стршедогоржи, но на этот раз для того, чтобы задокументировать последствия добычи полезных ископаемых в районе Моста. Критиковать государство в то время было серьезным преступлением, и, следовательно, многие из созданных работ никогда не выставлялись, и Судек мало говорил о мотивах, лежащих в основе работ, но кажется очевидным, что он был тронут тем, что случилось с ландшафтом, и намеревался представлять это каким-то образом (даже если он не видел времени, когда он сможет донести это до публики).Панорамная камера прекрасно записывает пейзаж, широкие полосы покрытой шрамами местности с подразумеваемым чувством красоты , которое когда-то было. Книга этих работ была опубликована после его смерти и остается довольно современным собранием работ, предшествующим многим «Новым топографическим» работам.

Если вы хотите узнать больше о работе Йозефа Судека, мы настоятельно рекомендуем следующий номер

.

Издания Torst, документирующие его проекты — http://www.sudekbooks.com/

Интимный мир Йозефа Судека

Наследие более глубокого видения

Грустные пейзажи

Praha Panoramatika (Панорама Праги)

 

Йозеф Судек — 5 Continents Editions

Le monde à ma fenêtre

Тексты Энн Томас, Яна Джеффри, Владимира Биргуса, Войтеха Лагоды, Яна Млкоха и Кристофа Виски

Доступная по цене монография творчества Йозефа Судека, также известного как «Пражский поэт».
Йозеф Судек (1896—1976) — чешский фотограф, наиболее известный своими фотографиями Праги. Он работал переплетчиком, прежде чем заняться фотографией после военного опыта и последующей потери правой руки.
Йозеф Судек. Le monde ama fenêtre исследует, как фотографии Судека отражают его отношение к окружающему миру, от интимных исследований его дорогих предметов и видов через его окно до его более обширных ночных прогулок по улицам Праги и ее окрестностей, а также экскурсий в окружающая местность.В этой 300-страничной книге, содержащей пять эссе, теплые воспоминания двух бывших ассистентов, а также около 150 рисунков и десятков иллюстраций, представлены фотографии Судека, а также работы его друзей и коллег-художников.
Очарованность Джозефа Судека светом и его отсутствием привела к созданию некоторых из самых навязчивых изображений природы, памятников, городских улиц и объектов двадцатого века — все они были преобразованы благодаря его тонкому пониманию силы света, открывающей глаза, и силы тьмы, чтобы передать все непроходимое.Он овладел техническими аспектами работы с материалом, создавая копии, пуржидлос и ветте — все техники, которые позволили ему преобразовать качество объекта фотографии. С непревзойденным пониманием того, как тщательная печать изображений определяет выразительный потенциал изображения, Судек использовал вызывающую воспоминания капризность углеродного процесса с максимальной выгодой, как и способность серебряно-желатиновой печати отражать и очерчивать.
Безграничный творческий дух фотографа поддерживался глубокой дружбой с близким кругом друзей-художников, включая поэтов, художников, скульпторов, дизайнеров, писателей и музыкантов, которые внесли свой вклад в богатую художественную среду Праги в первой половине ХХ века. век.

Энн Томас , куратор коллекции фотографий Национальной галереи Канады
Ян Джеффри — английский писатель и искусствовед. Автор серии иллюстрированных книг по истории фотографии
Владимир Биргус , руководитель Института творческой фотографии. Силезский университет, Опава
Войтох Лахода , директор Института истории искусств Академии наук Чешской Республики, Прага
Ян Мяох , куратор коллекции фотографий.Музей декоративного искусства, Прага
Кристоф Виски , реставратор, специализирующийся на фотографии. Магистр сохранения наследия в 2000 г., Национальный институт наследия, Париж, Франция,

.

Йозеф Судек (1896-1976) — Коллекция фотографий

Коллекция фотографий близкого друга художника, собранная за 30 лет переписки

Одна из последних важных коллекций фотографий и писем, отправленных непосредственно Йозефом Судеком и до сих пор находящихся в частных руках, будет выставлена ​​на продажу компанией Binoche & Giquello в четверг, 18 октября, в отеле Drouot в Париже.Подобные коллекции, собранные посредством эпистолярных обменов (доктор Брумлик и Соня Буллати), уже вошли в хранилища престижных музеев.

Эта важная группа, созданная за 30 лет дружбы, состоит из подписанных гравюр, в том числе некоторых знаковых изображений пражского поэта, неопубликованных фотографий и писем, написанных рукой художника. Все отпечатки прислал фотограф. Некоторые работы посвящены оборотной стороне, другие содержат списки пожеланий классических пластинок, второй страсти Судека.

Приемы, организованные фотографом в его студии по вечерам во вторник, стали для него поводом поделиться своей непревзойденной коллекцией пластинок с узким кругом художников, интеллектуалов и писателей. Изолированный в Праге во время Второй мировой войны, а затем за железным занавесом, Судек зависел от друзей, живущих за границей, в получении его драгоценных фонографических записей. Наш коллекционер был среди источников вдохновения. Он познакомился с Судеком во время учебы в Пражском университете и переписывался с ним с 1946 года до самой смерти фотографа в 1976 году.

Лоты можно посмотреть по предварительной записи в экспертной галерее до 15 октября, затем в Hôtel Drouot (зал 2) 17 и 18 октября до начала продажи.

Отель Друо – Зал 2
9, улица Друо
75009 Париж
ФРАНЦИЯ

Дата продажи:
Четверг, 18 октября, 17:00

Публичный просмотр:
Среда, 17 октября, с 11:00 до 18:00
Четверг, 18 октября, с 11:00 до 15:00

Приватный просмотр:
По предварительной записи (связаться со специалистом: [email protected] / T.+ 33 6 22 50 23 50)

Йозеф Судек | Уилл Манимейкер Фото

Йозеф Судек — известный чешский фотограф, наиболее известный своими фотографиями Праги. Он родился 17 марта 1896 года в Колине, Богемия, и в молодости выучился на переплетчика. Это карьера, которую он в конечном итоге выбрал, хотя он был увлеченным фотографом-любителем, по крайней мере, с подросткового возраста.

Тем не менее, он был призван в австро-венгерскую армию во время Первой мировой войны, вступив в армию в 1915 году.В качестве солдата пехоты его отправили на передовую в Италию, где он сделал много любительских фотографий того, что происходило вокруг него. Позже, еще на передовой, он был ранен в правую руку дружественным огнем своих соотечественников. Рана была настолько серьезной, что в конце концов пришлось удалить всю руку до плеча. Естественно, на этом его военная карьера закончилась, и его отправили домой.

Оставив армию и войну позади, Йозеф начал изучать фотографию в Праге под руководством Яромира Функе.Он получал пособие по инвалидности от армии, и этого было достаточно, чтобы у него были средства и свободное время, чтобы исследовать, учиться и заниматься искусством, к которому он так тянулся. Он учился у Функе в течение двух лет, а затем начал работать самостоятельно, используя романтический и популярный пикториалистский стиль фотографии на протяжении большей части следующего десятилетия. Его работы стали известны и уважаемы на местном уровне.

Однако Йозеф также был бунтарем и вольнодумцем, и он не всегда соглашался с тем, как другие видели искусство, и с необходимостью движения вперед и развития искусства.Йозеф считал, что эволюция искусства необходима для того, чтобы постоянно улучшать его, в то время как другим вполне нравились современные методы. Именно такое отношение привело к тому, что Йозефа выгнали из местного фотоклуба. Он утверждает, что в области фотографии возникла необходимость отойти от «живописного» фотографического стиля, который был так популярен в то время. Другие в клубе считали этот стиль вершиной фотографических достижений, и разногласия привели к изгнанию Йозефа из клуба.

Это не имело значения для Йозефа. Он был независимым человеком как в мыслях, так и в делах, и он просто основал свой собственный фотоклуб, Чешское фотографическое общество прогрессивного мышления. Это общество было основано в 1924 году.

Большинству людей с одной рукой было бы трудно фотографировать хорошо или вообще, но Йозеф никогда не позволял этому мешать ему делать то, что он хотел. Он использовал большие громоздкие камеры, чтобы делать снимки, так как ему было легче маневрировать одной рукой.Он также использовал помощников фотографа, чтобы помочь ему с вещами, которые он не мог сделать самостоятельно. Используя новаторство и творческий подход, Йозеф мог делать снимки, которые хотел, когда хотел, и у него не было особых трудностей с этим. Наличие только одной руки было для него просто неудобством, а не сдерживающим фактором.

Мастерская Йозефа Судека

Ранние работы Йозефа наиболее характерны для его серии фотографий света, падающего на внутреннюю часть собора Святого Вита, фотографий, которые многие сочли завораживающими и очаровательными.Во время и сразу после Второй мировой войны он начал делать свои самые известные фотографии, ночные пейзажи и панорамы военной и послевоенной Праги, которые почти повсеместно описывались как «преследующие».

В дополнение к этим знаменитым фотографиям, Йозеф также сделал несколько популярных снимков, сфотографировав густые темные леса Богемии, где происходят многие сказки братьев Гримм, а также он сфотографировал города в лесном пейзаже. Фотографии оконного стекла, выходящего на его сад, привели к его знаменитой серии фотографий «Окно моего ателье» .Он также сделал популярную серию фотографий переполненного, беспорядочного беспорядка интерьера своей фотостудии, чтобы люди могли увидеть внутреннюю работу того, что он делал. Он назвал эту серию Лабиринт . Это было подходящее название, так как интерьер его фотостудии действительно напоминал лабиринт.

Он получил некоторую известность на Западе в 1974 году, проведя свою первую вестерн-шоу в Доме Джорджа Истмана, а также за свою жизнь опубликовал шестнадцать книг по фотографии.

Несмотря на то, что он был солдатом на передовой Первой мировой войны, Йозеф был застенчивым и сдержанным, почти до такой степени, что был отшельником.Он никогда не был женат и никогда не появлялся на открытиях своих фотовыставок. На самом деле, на его фотографиях когда-либо появляется лишь небольшое количество людей, поскольку он в основном держался подальше от других людей при выполнении своей фотографической работы, за исключением его помощников. Известно, что он любил классическую музыку и хранил большую коллекцию ее пластинок, и те, кто хорошо знал его или знал о нем, называли Йозефа «пражским поэтом».

Люди давно очарованы Йозефом и его творчеством. О нем было написано несколько обычных биографий, в том числе та, которая пытается вовлечь читателя в мир глазами Йозефа, например, рассказывает историю о том, как он завербовал американского солдата, чтобы контрабандой переправить некоторые из своих фотографий в Америку, и как он шли на такой риск, фотографируя пейзажи в Праге во время нацистской оккупации, когда за подобные действия можно было расстрелять человека по подозрению в шпионаже.Иосиф был тихим, но храбрым.

Его фотографии известны своим неортодоксальным и глубоко личным характером, с очень ограниченной тональной гаммой в то время, когда на это смотрели свысока. Работа Йозефа, в отличие от стандартной техники «прямой фотографии», популяризированной в Америке Анселем Адамсом, имеет приземленное качество, почти стихийное. Хотя в свое время у него были критики за его неортодоксальные методы, большинство людей сегодня описывают его фотографии как напряженные, драматичные и наполненные эмоциями.

Йозеф умер 15 сентября 1976 года в своем любимом городе Праге. Его творчество живет, приобретая новых поклонников с каждым поколением.

Фотообъектив: Йозеф Судек — поэт Праги

Йозеф Судек родился 17 марта 1896 года в Колине, Богемия, и умер 15 сентября 1976 года в Праге.

Чешский фотограф, получивший любовное прозвище Пражский поэт .

Первоначально Йозеф был переплетчиком. Он был призван в австро-венгерскую армию во время Первой мировой войны (около 1915 г.) и служил до тех пор, пока не был ранен в правую руку в 1916 г.У него не было опыта фотографии, и он был одноруким из-за ампутации, но ему дали камеру.

После войны два года изучал фотографию в Праге у Яромира Функе. Его армейская пенсия по инвалидности дала ему свободу действий, и в 1920-е годы он работал в стиле романтического пикториализма.

Всегда раздвигая границы, местный фотоклуб исключил его за споры о необходимости отойти от «живописной» фотографии.

Судек основал прогрессивное Чешское фотографическое общество в 1924 году. Несмотря на то, что у него была только одна рука, он использовал большие громоздкие камеры с помощью помощников.

 

Фотографии Судека иногда называют модернистскими. Но это относится только к паре лет в 1930-х годах, когда он занимался коммерческой фотографией и, таким образом, работал «в стиле того времени».

Его личная фотография в первую очередь неоромантична.

Его ранние работы включали в себя множество серий света, падающего в интерьер собора Св.Собор Святого Вита.

Во время и после Второй мировой войны Судек создавал запоминающиеся ночные пейзажи и панорамы Праги, фотографировал лесной пейзаж Богемии и оконное стекло, ведущее в его сад (известная серия «Окно моего ателье»).

Он продолжал фотографировать переполненный интерьер своей студии, которая стала известна как серия «Лабиринты».

Его первая вестерн-шоу состоялось в Доме Джорджа Истмана в 1974 году, и за свою жизнь он опубликовал 16 книг.

Известный как «Пражский поэт», Судек никогда не был женат и был застенчивым и замкнутым человеком.

Он никогда не появлялся на открытиях своих выставок, и мало кто появляется на его фотографиях.

Несмотря на лишения войны и коммунизма, он сохранил известную коллекцию пластинок классической музыки.

Замечательная биографическая статья об искусстве фотографии. Мы настоятельно рекомендуем следующее видео:

Если вы еще не подписались на получение TresBohemes.com, доставляемого на ваш почтовый ящик, воспользуйтесь формой ниже. теперь так что вы никогда не пропустите другой пост.


Помните, что мы полагаемся исключительно на ваши пожертвования, чтобы поддерживать проект.

Стань другом и получи нашу милую чешскую открытку.

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ СТАТЬ ДРУГОМ СЕЙЧАС

PPF Group | Судек: образы и размышления.Летняя выставка в студии Йозефа Судека представляет оригинальные фотографии Судека.

Кураторы Люси Млынаржова и Мартин Павлис выбрали фотографии, на которых запечатлены картины и рисунки восьми авторов, близких к Судеку, в том числе Эмиля Филла и Йозефа Навратила, для выставки «Судек: образы и размышления». Наряду с ними на выставке представлено собственное фотоискусство автора, отражающее тематику сфотографированных картин. Выставка будет открыта в студии Йозефа Судека с 28 июня по 29 августа 2019 года.Официальное открытие запланировано на 27 июня 2019 года в 18:00.

«Мы рады представить эти документальные фотографии произведений искусства, практически незамеченных до сих пор, в месте, где многие из них были сделаны. Эта работа, которая была для Судека скорее рутинной, приносила ему некоторый доход, а также повлияла на его фотографическое искусство. Кураторы выставки внимательно просмотрели фотографии Йозефа Судека в коллекциях PPF Art и Института истории искусств Чешской академии наук (ÚDU AV ČR) и обнаружили, что его фотоискусство, композиция которого отсылает к работам его друзей-художников, будет показано вместе с его репродукции и документальные фотографии.Мы верим, что этот новый взгляд на творчество Йозефа Судека этим летом привлечет в галерею многих чешских и зарубежных поклонников его работ», — сказал Ян Ржехак, директор PPF Art.

Студия Йозефа Судека представит фотографии работ начинающих художников 1930-х годов – Андрея Белоцветова, Ота Янечека и Вацлава Сивко; работы ровесников Йозефа Судека представлены на фотографиях картин Эмиля Филлы, Йозефа Навратила, Властимила Рады, Франтишека Тихого и Франтишека Зикмунда.

Судек как специалист по рекламе и документальному кино

«Я начал фотографировать картины современных художников. У вещи есть цвета, но я должен сделать все черно-белым. Филла сказала мне, что можно создать впечатление цвета с помощью черного и белого…»

Это воспоминание Йозефа Судека открывает начало его деятельности в области фотографирования произведений искусства. Эмиль Филла был одним из первых художников, которые поручили Судеку сделать фоторепродукции своих работ, чтобы постоянно документировать свои творения.

Портреты Судека в фотолаборатории
Инсталляция в фотолаборатории Студии расходится с общей концепцией выставки. Представленные здесь фотографии представляют собой портреты Йозефа Судека, написанные преимущественно авторами, чьи работы представлены в основной части экспозиции. Подавляющее большинство — это цифровые отпечатки, сделанные с оригинальных негативов.

Название выставки: Судек: Изображения и размышления / Судек: OBRAZY ODRAZY
Место проведения: Josef Sudek Studio
Сроки: 28 июня — 29 августа 2019 г.
Куратористы: Lucie Mlynářová, Martin Pavlis
Установка :             Адела Кремплова

Sudek: Images and Reflections является частью программы NAKI II Министерства культуры Чешской Республики под названием «Йозеф Судек и фотодокументация произведений искусства: от частного художественного архива до представления культурного наследия».

Группа PPF профинансировала реставрацию студии всемирно известного чешского фотографа Йозефа Судека на улице Уезд в Праге и превращение ее в галерею.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.