Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Наппельбаум: Моисей Наппельбаум — фотограф Ленина и Сталина

Содержание

Моисей Наппельбаум — фотограф Ленина и Сталина

Моисей Наппельбаум — фотограф Ленина и Сталина

Этот талантливейший фотохудожник, специализировавшийся на портретах знаменитостей, всех высот своей профессии достиг собственным старанием и трудом. Как всякий гений он не слишком церемонился со своими высокопоставленными клиентами, отчего часто попадал во всевозможные нелепые ситуации, которые кому-нибудь другому могли бы стоить, как минимум, свободы. Однако ходили слухи, что высшим покровителем этого фотомастера оказался сам Иосиф Сталин, портрет которого также был сделан в его студии. Он был настолько хорош, что даже столь жесткий человек, каковым являлся Сталин, позволял простому еврею определенные вольности в выражениях. Этой неординарной личностью был Моисей Наппельбаум.

Мовша Елья Наппельбаум, а именно таким было полное первое имя этого человека, впоследствии измененное на Моисей Соломонович, родился в 1869 году в провинциальном местечке под Минском. Еврейская семья мальчика имела небольшой достаток, которого едва хватало на прокорм пятерых детей. Неудивительно, что едва Моисей подрос, его определили на работу. Кто бы мог тогда подумать, что заштатное фотоателье, руководимое никому не известным Осипом Осиповичем Боретти, станет стартовой площадкой для великого фотохудожника-портретиста.

Справедливости ради, стоит отметить, что хозяин студии постарался сделать ее отличной от остальных фотоателье. Помимо стандартного набора оборудования и мебели, присущих всем подобным заведениям того времени, Боретти украсил стены помещения портретами видных людей искусства. Здесь даже ся граммофон, на котором для клиентов воспроизводились записи музыки Шопена. Юному ученику фотографа поначалу доверили монтаж чугунного головодержателя-копфгалтера. Далее он научился печатать фотографии, а потом освоил навыки ретушера.

После трех лет работы учеником Моисею доверили делать собственные фото. И вот здесь у парня проявилось собственное видение процесса производства фотоснимков. Он начал по-новому компоновать кадры, проводил эксперименты со светом, иначе рассаживал клиентов. Все это юный фотохудожник почерпнул, рассматривая репродукции картин старых мастеров: Тициана, Рубенса, Рембрандта. Следование традициям великих художников приводило к тому, что в портретах Наппельбаума подчеркивалась индивидуальность клиентов. Но чтобы это получилось, Моисею приходилось анализировать личность каждого заказчика.

Стоит отметить, что очень скоро работа в провинциальном городе перестала удовлетворять даровитого юношу. В 1887 году, проработав всего год фотографом, Моисей отправился странствовать по городам империи. Перебиваясь случайными заказами, Наппельбаум изучал творчество фотохудожников, присматривался к необычным способам их работы. После поездок по России Моисей в поисках опыта и денег отправился в Америку. Там он, правда, пробыл недолго. Разочаровавшись в жизни за океаном, где все сводилось исключительно к зарабатыванию денег, Наппельбаум в 1895 уже вполне сформировавшимся мастером вернулся на родину.

Поначалу он осел в Минске, где открыл собственную студию. Однако, побывав в Петербурге, Моисей понял, что качественно подняться и улучшить условия жизни своей семьи он сможет только в столице. Несмотря на ряд сложностей, возникавших из-за действовавшего в России закона о черте оседлости, фотограф сам переехал в Санкт-Петербург, а затем постепенно перевез туда всю свою семью. Ему удалось выкупить шикарное фотоателье А.М.Лежонова, располагавшееся на Невском проспекте, и с этого момента у него начался совершенно новый этап жизни.

Вместе с фотостудией Наппельбаум приобрел также большую многокомнатную квартиру, располагавшуюся в том же доме. Именно это стало важным фактором для получения известности мастера в художественных кругах столицы. Пользуясь тем, что дочери Моисея были довольно талантливыми личностями, к ним в дом каждый понедельник на специально организовываемые «посиделки» приглашались самые видные представители культурной элиты. Моисей Наппельбаум, пользуясь случаем, снимал гостей в своей студии, чем только увеличивал собственную известность.

Авторитет его как портретиста вырос настолько, что к нему в ателье приходили фотографироваться композитор Глазунов, певец Шаляпин, психиатр Бехтерев и даже великие княжны. Появлялись в студии Наппельбаума и революционеры, что впоследствии сыграло положительную роль в судьбе самого фотографа. В период революционных событий 1917-1918 годов к Моисею Соломоновичу пришли вооруженные люди. Арестовав фотографа, они стали вынуждать его «поделиться» своими сбережениями. Но заступничество со стороны представителей высшего эшелона новой власти быстро остудило пыл зарвавшихся экспроприаторов.

Уже в 1918 году Наппельбаум стал автором первого официального портрета В.И.Ленина, ставшего каноническим для граждан советской России. После этого к Моисею Соломоновичу пошли за портретами практически все представители советского правительства, партийные и военные деятели. Похоже, именно тогда мастером был сделан тот самый портрет Иосифа Сталина, который так понравился будущему руководителю СССР, что за мастерство автора ему прощались практически все прегрешения. Кстати, как раз в 1918 Наппельбаум выставил первую портретную галерею самых видных членов партии большевиков.

Близость к высшим эшелонам власти позволило семейству фотомастера жить относительно безбедно даже в самые голодные послереволюционные годы. В доме Наппельбаумов на Невском проспекте продолжали проводиться «литературные понедельники», где пришедших гостей угощали чаем и пирожными. Сюда стекалась вся литературная богема, причем, не только питерская, но и московская. Пользуясь случаем, Моисей Соломонович фотографирует их в своей студии. С тех пор все сочинения бывавших здесь знаменитостей выходят исключительно с портретами Наппельбаума. Даже официальные власти старались использовать опыт мастера. Так в декабре 1925 мастер был вызван в гостиницу «Англетер» для фотографирования тела поэта Есенина.

В 1930-х фотограф, уже переехавший в Москву, получил для работы двухэтажный особняк на Петровке, где он снимал высшие чины СССР. В 1935 году, по случаю 50-летия творческой деятельности, мастер провел персональную выставку, где были представлены 400 портретов самых выдающихся людей страны. Этот вернисаж стал знаковым событием. Спустя год Наппельбауму присвоили звание Заслуженного артиста СССР. Всего же им было проведено три персональных выставки.

Некоторые портреты сделанные Моисеем Наппельбаумом


Александр Блок и Корней Чуковский, 1921


Анна Ахматова, 1924


Борис Пастернак, 1934


Осип Мандельштам, 1920-е


Сергей Есенин, 1910-е


Фаина Раневская, 1928

В послевоенные годы изрядно постаревший мастер отошел от дел и засел за мемуары. Он написал книгу «От ремесла к искусству», правда, выхода ее в свет уже не застал. Жизнь его завершилась 13 июня 1958 года.

Гений фотопортрета Моисей Наппельбаум


Эти фотографии знакомы нам детства — классические, хрестоматийные, а автор у них один! Это классик портретной фотографии, оставивший нам лица великих, тех, кто жил в его время — Моисей Наппельбаум.

Моисей Соломонович Наппельбаум (1869–1958) родился в Минске. В возрасте 14 лет начал работать в фотоателье Боретти. Поступив туда на должность ученика копировщика (человека, который печатал снимки), Наппельбаум затем работал ретушером и, наконец, через три года освоил профессию фотографа. Покинув Минск в 1888 году, работал фотографом в Смоленске, Москве, Козлове, Варшаве, Вильнюсе, Одессе, Евпатории, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге. В 1895 году открыл в Минске собственное фотоателье.



Моисей Наппельбаум

В 1910 году Моисей Наппельбаум с женой Розалией принимают православие и получают разрешение переехать в Санкт-Петербург. Там Наппельбаум сотрудничает с журналом «Солнце России», делая портреты известных людей искусства. В 1912 году Наппельбаум открывает собственный фотосалон на Невском проспекте. На шестом этаже дома номер 72 располагалась квартира, где в шести комнатах жила семья Наппельбаума, а три комнаты занимала студия. В это время растет слава Наппельбаума как мастера фотопортрета.



Александр Блок и Корней Чуковский. 1921

Продолжает свою работу Моисей Наппельбаум и после революции. 31 января 1918 года в Смольном Моисей Наппельбаум сделал фотографию Ленина. Этот портрет стал классическим. В 1919 году он переезжает в Москву, где в здании гостиницы «Метрополь» открывает первую государственную фотостудию при ВЦИКе. Также он открыл ателье на углу Петровки и Кузнецкого моста, сохранив при этом и фотостудию в Петрограде. В том же году по распоряжению Луначарского в Аничковом дворце проходит первая отчетная фотовыставка Наппельбаума, которая означает признание фотографа наравне с художниками.



Александр Блок. 1921

В начале 1930-х годов Наппельбаум был лишён избирательных прав и как лишенец подлежал высылке из Москвы. С большим трудом ему удалось добиться отмены этого статуса и устроиться на работу в фотоателье, обслуживавшее туристов-фотолюбителей.



Александр Блок

Умер Моисей Наппельбаум в Москве 13 июня 1958 года.

Чем знаменит

Выдающийся мастер фотографического портрета, сумевший поднять ремесло фотографа на высоту искусства. Он отказался от считавшейся нормой в начале XX века съемки с тремя источниками света и предпочитал снимать всего с одним источником, получая известное из истории живописи «рембрандтовское освещение». Люди в работах Моисея Наппельбаума обычно сняты без дополнительных аксессуаров, без предметов фона. Художественный образ создается за счет композиции кадра и освещения. Наппельбаум применял живописные кисти для обработки негатива в процессе проявки («наппельбаумская ретушь»).



Анна Ахматова. 1920

Иногда Наппельбаум работал в редкой технике печати, которая называется гуммидрук. По его описанию, «бумага покрывается гуммиарабиком, смешанным с типографской краской. Затем она высушивается и сенсибилизируется особым раствором. Потом бумагу вторично сушат и на ней печатают контактно, прямо с негатива, без увеличения. После этого отпечаток обмывается горячей водой с древесными опилками. Струя горячей воды с опилками снимает краску в белых местах, не пропечатавшихся из-за непрозрачности негатива; прозрачные же места негатива остаются темными. <…> световые пятна дают полную иллюзию гравюры, офорта». В результате фотопортрет получается похожим на рисунок сделанный от руки углем или сангиной.

О чем надо знать

В начале 1920-х годов в литературных кругах Петрограда были известны «Понедельники у Наппельбаумов», вечера, которые устраивали старшие дочери Моисея Наппельбаума Ида и Фредерика. Там бывали Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Юрий Тынянов, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Николай Тихонов. Из Москвы туда приезжал Борис Пастернак. Наппельбаумом был издан один выпуск литературного альманаха «Город». Ида и Фредерика Наппельбаум были ученицами Николая Гумилева в поэтической студии Дома искусств. Собирался поэтический кружок Гумилева «Звучащая раковина» и непосредственно в фотоателье Наппельбаума. Многие сделанные Моисеем Наппельбаумом портреты — ценные исторические документы. На них изображены деятели советского государства, ученые, поэты, писатели, актеры и другие.


Анна Ахматова. 1924


Б.Л. Пастернак. 1934


В.Э. Мейерхольд. 1932


Максимилиан Волошин. 1920-е


Михаил Зощенко. 1924


Николай Гумилев. 1910-е.


Осип Мандельштам. 1920-е


Сергей Есенин. 1910-е.


Сергей Есенин. 1919


Сергей Есенин. 1924



Фаина Раневская. 1928

По материалам Полит.ру

Величайший советский портретист – Моисей Наппельбаум ~ PhotoPoint

Что первично – человек делает историю или история делает человека? Ответить на этот вопрос очень непросто. Людям все время кажется, что они влияют на ход истории, изменяя и направляя ее русло. Однако, если присмотреться внимательнее, человечество все время идет по одному большому кругу, проходя все те же испытания. Испытания войнами, голодом, революциями, взлетами и падениями. И в каждом таком историческом кольце появляются люди, которым дано право и возможность сохранить и увековечить память людей о происходящих событиях. Сегодня мы поговорим о величайшем советском портретисте, человеке, который через фотографический портрет увековечил историю советского союза первой половины 20 века. Моисей Соломонович Наппельбаум.

В. Э. Мейерхольд — великий театральный режиссер, актер и педагог. 1929 год.

Читайте также: 10 величайших советских фотографов

Моисей Наппельбаум человек, прошедший фотографический путь от подмастерья  портретной Минской студии до участника международных фотовыставок, владельца собственной студии фотографии, автора фотографического бестселлера «От ремесла к искусству». Его работы – учебное пособие для фотопортретистов. Его карьере, от студийного помощника до важнейшего портретного фотографа дореволюционного и раннего советского периода, может позавидовать любой фотограф.

Моисей Соломонович родился в Минске, в 1869 году. Уже в 15 лет молодой фотограф идет помощником в студию фотографии. С 18 лет – отправляется в долгое путешествие по России, Европе и Америке. В 26 лет Наппельбаум возвращается на родину, переезжает в Санкт-Петербург и начинает работать в журнале «Солнце России», штатным портретистом. В 41 год, в 1910 году, фотограф открывает на Невском проспекте частное фотоателье, в котором работал как фотопортретист. В возрасте 49 лет, в 1918 году, фотограф делает ряд исторических портретов В. И. Ленина, по которым мы сегодня и знаем Великого Вождя. Начиная с 20-х годов 20-го века, Моисей Наппельбаум активный участник международных выставок.  Является единственным советским фотографом, удостоившимся звания «Заслуженный артист республики». Фотограф был награжден званием в возрасте 66 лет.

Владимир Ленин, 1922 год.

Читайте также: Александр Родченко – человек и объектив

Работы Моисея Наппельбаума – это «наше  все» в портретной фотографии. В своей студии на Невском проспекте, Наппельбаум делает серии портретов политиков, ученых, художников, скульпторов, поэтов, композиторов и актеров. Считается создателем портретного стиля новой советской элиты. И по праву считается – величайшим советским фотографом. Ему удалось своим фотоаппаратом охватить и увековечить образ целой эпохи молодой Советской России и стать портретным летописцем своего времени.

В своих работах фотограф делал важнейший акцент на лице субъекта. Умело используя свет, Наппельбауму удалось в каждом портрете передать психологический характер фотографируемого человека. Работая в черно-белой манере, фотограф достигает небывалой живописности в каждом монохромном портрете, лица оживают в работах автора.

Моисей Наппельбаум ушел из жизни на 89 году жизни, оставив потомкам свои фотографические и научные труды, вписав свое имя в историю России и советской фотографии, как величайшего фотографа.

Величайший советский портретист – Моисей Наппельбаум

Советский военачальник, один из первых маршалов СССР Климент Ворошилов, 1928 год.Вячеслав Молотов, 1933 год.Художница Сарра Лебедева.Военачальник, командарм Семён Будённый.Писатель Алексей Толстой.Литературовед Пётр Коган, 1925 год.Великая балерина Галина Уланова.Игорь Терентьев (рисунок) и Моисей Наппельбаум (фотография), без названия, 1928 год.Феликс Дзержинский.Революционер, военачальник Михаил Фрунзе.Писатель Максим Горький.Режиссер Сергей Эйзенштейн.Писатель Борис Пастернак.Поэт Сергей Есенин.Художник-авангардист, конструктивист Владимир Татлин.Ида Наппельбаум, дочь Моисея Наппельбаума, 1921 год.Революционер Яков Свердлов, 1918 год.Ребёнок со скрипкой, 1930 год.Поэт Александр Блок.Поэтесса Анна Ахматова.Писатель Максим Горький, 1928 год.Портрет Александры Дашкевич, 1910 год.

Наппельбаум Моисей Соломонович | Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

Моисей Соломонович Наппельбаум (14(26).12.1869 – 13.06.1958) родился в Минске. В четырнадцать лет поступил учеником в портретное фотоателье Осипа Осиповича Боретти, сына польского архитектора. Там, в течение трех лет, он прошел все ступени иерархической лестницы фотоученичества: копировщик, ретушер, фотограф.

В поисках заработка в 1888 году М.С. Наппельбаум покидает Минск и отправляется в путешествие по России и другим странам. Он работает в Смоленске, Москве, Козлове, Одессе, Евпатории, Вильно, Варшаве, побывал в Америке: в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге, Розбери.

В 1895 году возвращается в Минск и открывает ателье портретной фотографии.

В 1910 году после того как М.С. Наппельбаум с женой Розалией принимают православие, он получает разрешение на переезд в Санкт-Петербург. Там он сотрудничает с журналом «Солнце России», делая портреты известных людей, таких как, директор консерватории композитор А.К. Глазунов, психиатр В.М. Бехтерев, Ф.И. Шаляпин (в роли Мефистофеля) и другие.

После долгих поисков в 1912 году М.С. Наппельбаум открывает собственный фотосалон, который располагался в самом центре города на Невском проспекте, на шестом этаже дома № 72. В большой квартире было девять комнат, три из которых были отведены под студию. Одна из них – это павильон со стеклянной стеной и частично застекленным потолком, две другие – приемная и гостиная.

Дочери М.С. Наппельбаума Ида и Фредерика в 1920-х устраивали в салоне литературные «понедельники», которые посещали А. Ахматова, М. Зощенко, Ю. Тынянов, И. Шварц, О. Мандельштам, Н. Гумилев и другие. На «понедельниках» гостей угощали чаем с пирожными и бутербродами (по тем временам это считалось роскошью). В своем ателье М.С. Наппельбаум сделал снимки Гумилева (1921), Есенина (1924) и других. В настоящее время по этому адресу расположен кинотеатр «Кристалл-Палас» (в советское время кинотеатр «Знание»).

31 января 1918 года в Смольном М.С. Наппельбаум фотографирует В.И. Ленина. Этот портрет становится классическим и печатается огромными тиражами.

В этом же 1918 году М.С. Наппельбаум делает портреты Ф. Дзержинского, В. Воровского, Луначарского и других. И по распоряжению Луначарского в залах Аничкова дворца в Петрограде проходит первая отчетная фотовыставка М.С. Наппельбаума.

В 1919 году М.С. Наппельбаум переезжает в Москву, где при поддержке Я. Свердлова открывает первую государственную фотостудию при ВЦИКе. Студия находилась в здании «Метрополя».

В советский период М.С. Наппельбаум окончательно формируется как мастер студийного фотопортрета, активно снимает политических деятелей страны, представителей науки и культуры.

В 1935 году в Москве в Клубе мастеров искусств состоялась вторая отчетная фотовыставка М.С. Наппельбаума, приуроченная к 50-летию работы фотографа. В этом же году М.С. Наппельбауму присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1946 году в Московском Доме ученых состоялась третья отчетная выставка фотомастера, а в январе 1955 – четвертая выставка (в Мраморном зале Дома журналистов) в связи с 85-летием автора.

С 1948 года фотоателье М.С. Наппельбаума располагалось на Арбате в доме № 40.

Умер Моисей Соломонович в 1958 году.

Лица эпохи в объективе Моисея Наппельбаума — National Geographic Россия

В Москве проходит выставка легендарного советского фотографа.

Анна Ахматова. «Портрет-камея», как называл его автор.

Фото: Моисей Наппельбаум

Хрестоматийные портреты самых известных наших соотечественников первой половины XX века – от Булгакова до Ахматовой, от Керенского до Сталина – Моисей Наппельбаум (1869–1958) был самым популярным фотографом своего времени. Сейчас сложно осознать, насколько важной фигурой он был: в эпоху, когда фотография не приобрела массовый характер, сделать портрет у Наппельбаума означало войти в историю. Индивидуальный стиль фотографа, консервативный, наследующий портретам старых мастеров, не спутать ни с чьим другим.

«Наппельбаума не зря сравнивают с Рембрандтом. Он очень по-новаторски работал с единственным источником света: никогда не высвечивал людей в лоб. У него получается человек и не во тьме, и не в свете, а как бы входящий в свет», – объясняет фотограф Виктор Горячев, куратор выставки «Известный и неизвестный Наппельбаум» в Музее современной истории России. Внук фотографа Эрик Наппельбаум предоставил Виктору доступ к семейному архиву: так было отобрано более ста работ, в том числе и те, которые демонстрировались на дебютной выставке в 1918 году и считались утраченными. При отсутствии негативов некоторые снимки пришлось реставрировать с единственных сохранившихся отпечатков.

«Эту выставку мы рассматриваем как начало «раскопок» и попытку представить, как могла бы выглядеть более полная и, возможно, более увлекательная картина», – комментирует Эрик ЛЬвович.

Максим Горький. Портрет и современная колоризация.

Фото: Моисей Наппельбаум; колоризация – Марина Исаева

Одной из идей куратора было представить несколько фотографий в колоризации, но внук Наппельбаума этот замысел не одобрил: «Эстетика черно-белого изображения радикально отличается от эстетики изображения цветного. Как бы вы отреагировали, если бы нравящуюся вам вашу цветную фотографию переделали, изменив в ней цветовую гамму?». На выставку опыты колоризации не попали, но «National Geographic Россия» в виде исключения разрешили опубликовать портреты двух советских писателей – Горького и Фадеева.

Выставка «Известный и неизвестный Наппельбаум» работает в Музее современной истории России до 25 апреля.Фото: Василий Прудников

Наппельбаум М. С. — это… Что такое Наппельбаум М. С.?

Наппельбаум М. С.

Моисе́й Соломо́нович Наппельба́ум (14 (26) декабря 1869, Минск — 13 июня 1958, Москва) — выдающийся фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета.

Биография

Родился в Минске в 1869 году. В 1884 году поступил учеником в фотоателье «Боретти». В 1988 году покинул Минск и странствовал по России и другим странам. Побывал в Смоленске, Москве, Варшаве, Вильнюсе, Евпатории. Побывал а Америке, работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге. В 1895 году вернулся в Минск и открыл павильон портретной фотографии.

В 1910 году переезжает в Петербург и сотрудничает с журналом «Солнце России». В январе 1918 года делает превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане. В те же годы сделал ряд портретов соратников Ленина. Среди них особо удачные Ф.Дзержинского, Вацлава Воровского, Луначарского и других. В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организует при ВЦИКе — первую государственную фотографию. В 20-30 годы фотографирует выдающихся людей страны: артистов, писателей, художников, ученых.

Отец поэтессы Лили Наппельбаум.

Творчество

В основу этой манеры положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. Наппельбаум — мастер композиционного решения кадра, изобразительного нюанса. При кажущейся простоте портреты Наппельбаума полны внутреннего драматизма, типичного для русской художественной традиции. Искусно сочетал в своих работах элементы формализма и понимание фотографии как документа.

Несмотря на очевидную аполитичность, еще в 1918 году Наппельбаум выполнил портрет Ленина, позже — Сталина. В 1938 году, подписав договор с президиумом Академии наук СССР, выполнил знаменитую серию портретов действительных членов Академии.

К техническим особеностям следует отнести любовь фотографа к съемке с одним источником света, использование (чаще всего) объектива Фохтлендер Коллинеар 420 mm, 1: 7,7 и применение живописных кистей для обработки негатива в процесе проявки.

Звания

  • «Заслуженный артист республики» 1935 г.

Персональные выставки М.Наппельбаума

  • «М.Наппельбаум» Петроград 1918
  • «М.Наппельбаум» Москва 1935, 1946, 1955

Авторская книга

  • М.Наппельбаум «От ремесла к искусству» Москва 1958(Второе издание 1972)[1]
  • М.Наппельбаум «Избранные фотографии» Альбом / Автор статьи Ан.Вартанов М. Планета 1985г. 106 с.

Москва 1958.
М.Наппельбаум «От ремесла к искусству».

Книги с участием М.Наппельбаума

  • «STALIN ON LENIN» Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939[2]
  • «Антология Советской фотографии, 1917-1940» Издательство ПЛАНЕТА, Москва 1986

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Наппельбаум М.
  • Наппельбаум Моисей Соломонович

Полезное


Смотреть что такое «Наппельбаум М. С.» в других словарях:

  • Наппельбаум М. — Моисей Соломонович Наппельбаум (14 (26) декабря 1869, Минск 13 июня 1958, Москва) выдающийся фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Звания …   Википедия

  • Наппельбаум — Наппельбаум  еврейская фамилия. Известные носители: Наппельбаум, Моисей Соломонович (1869 1958)  российский и советский фотограф портретист. Наппельбаум, Ида Моисеевна (1900 1992)  советская поэтесса, его дочь. Наппельбаум, Лиля… …   Википедия

  • Наппельбаум Л. — Лиля (Рахиль) Моисеевна Наппельбаум (род. 16 октября 1919[1], Москва)  русская поэтесса, литературовед, литературный критик[2]. Родилась в семье петербургского фотографа и художника Моисея Соломоновича Наппельбаума, автора художественных… …   Википедия

  • Наппельбаум Л. М. — Лиля (Рахиль) Моисеевна Наппельбаум (род. 16 октября 1919[1], Москва)  русская поэтесса, литературовед, литературный критик[2]. Родилась в семье петербургского фотографа и художника Моисея Соломоновича Наппельбаума, автора художественных… …   Википедия

  • Наппельбаум —         Моисей Соломонович [14(26).12.1869, Минск, 13.6.1958, Москва], советский фотограф, мастер студийного фотопортрета. Автор известных портретов деятелей революции, науки и культуры; начиная с января 1918 выполнил ряд портретов В. И. Ленина.… …   Большая советская энциклопедия

  • Наппельбаум М. С. — НАППЕЛЬБÁУМ Моисей Соломонович (1868–1958), мастер фотоиск ва. Студийные фотопортреты деятелей отеч. истории и культуры ( А.А. Ахматова ) отмечены глубиной психол. характеристик и живописностью светотеневых эффектов …   Биографический словарь

  • НАППЕЛЬБАУМ Моисей Соломонович — (1869 1958) российский мастер фотоискусства. Студийные фотопортреты деятелей отечественной истории и культуры ( А. А. Ахматова ), отмечены глубиной психологических характеристик и живописностью светотеневых эффектов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Наппельбаум Моисей Соломонович — [14(26).12.1869, Минск, ‒ 13.6.1958, Москва], советский фотограф, мастер студийного фотопортрета. Автор известных портретов деятелей революции, науки и культуры; начиная с января 1918 выполнил ряд портретов В. И. Ленина. Работам Н. присущи… …   Большая советская энциклопедия

  • Наппельбаум, Моисей Соломонович — Моисей Соломонович Наппельбаум (14 (26) декабря 1869, Минск  13 июня 1958, Москва)  выдающийся фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета. Содержание 1 Биография 2… …   Википедия

  • Наппельбаум, Моисей — Моисей Соломонович Наппельбаум (14 (26) декабря 1869, Минск 13 июня 1958, Москва) выдающийся фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Звания …   Википедия

Книги

  • От ремесла к искусству. Угол отражения, Наппельбаум Моисей, Наппельбаум Ида. Моисею Соломоновичу Наппельбауму принадлежат известные многим еще со школы фотопортреты Есенина, Маяковского, Пастернака, Горького, Чуковского, Эйзенштейна и многих-многих других писателей,… Подробнее  Купить за 917 руб
  • От ремесла к искусству. Угол отражения, Наппельбаум Моисей. Моисею Соломоновичу Наппельбауму принадлежат известные многим еще со школы фотопортреты Есенина, Маяковского, Пастернака, Горького, Чуковского, Эйзенштейна и многих-многих других писателей,… Подробнее  Купить за 561 руб
  • От ремесла к искусству Угол отражения, Наппельбаум М., Наппельбаум И.. Моисею Соломоновичу Наппельбауму принадлежат известные многим еще со школы фотопортреты Есенина, Маяковского, Пастернака, Горького, Чуковского, Эйзенштейна и многих-многих других писателей,… Подробнее  Купить за 535 руб
Другие книги по запросу «Наппельбаум М. С.» >>

Известный и неизвестный Наппельбаум — ГЦМСИР

Москва, Тверская, 21


вт–вс с 11:00 до 20:00, чт с 12:00 до 21:00
пн — выходной

Будущий мастер познакомился с искусством фотографии в 15-летнем возрасте в Минске, где работал подмастерьем в фотоателье. Талантливого юношу заметили и доверили ему самостоятельно фотографировать клиентов. В начале карьеры Наппельбаум работает в Смоленске, Козлове, Москве, Одессе, Варшаве, Вильно, Евпатории, но, не добившись успеха, уезжает на заработки в США — в Филадельфию и Питтсбург. Первые эксперименты и поиск собственного стиля, идущего вразрез с традиционным фотоискусством, начались после возвращения на родину в 1895 г. Новые приемы работы со светом и оригинальные композиционные решения Моисея Наппельбаума были по достоинству оценены любителями искусства; его работы всё чаще можно было увидеть на выставках, в том числе за рубежом.

В 1910 г. Наппельбаум переезжает в Петербург, где сотрудничает с журналами, фотографирует рабочие коллективы, артистов театров в сценических костюмах. Сотрудничество с популярным в то время иллюстрированным журналом «Солнце России» принесло ему славу «политического фотографа». У Наппельбаума выходят целые серии фотографий политических деятелей (Спиридоновой, Плеханова, Церетели, генерала Корнилова, Луначарского и многих других), депутатов Государственной Думы, групповые портреты думских фракций. Зная мастерство Наппельбаума, Луначарский поручает ему сделать фотопортрет В. И. Ленина, который впоследствии стал самым тиражируемым прижизненным образом вождя. Одновременно Свердлов поддержал инициативу Наппельбаума создать первое государственное фотоателье, в котором тот получил официальную должность фотографа ВЦИК. Несмотря на плотную работу с руководителями страны, Наппельбаум огромное количество времени уделял художественной фотографии, продолжая эксперименты с сюжетами, декорациями и светом. Он стал первым в стране автором персональной фотовыставки: большинство выставленных работ представляли собой не традиционные портреты, а экспериментальные этюды, фотографии обнаженной натуры, людей в движении. В каталоге к выставке был опубликовал манифест автора о будущем развитии фотографического искусства.

Подробнее

В 1919 г. фотографию ВЦИК переносят в Москву, и Наппельбаум решает жить на два города. В Петрограде он фотографирует обычных людей и творческую интеллигенцию. Наппельбаум создал портреты всех главных представителей Серебряного века: Блока, Брюсова, Гумилёва, Пастернака, Белого, Ахматовой, Мандельштама. Одновременно с этим он фотографировал государственных деятелей: Ленина, Сталина, Дзержинского, Троцкого, Каменева, Коллонтай. После 1925 г. Наппельбаум окончательно поселился в Москве. В этот период он делает портреты Горького, Бабеля, Булгакова, Мухиной, Плисецкой, других видных представителей советского искусства. В 1930-е гг. появляются портреты Сталина, Молотова, Калинина, Орджоникидзе, Куйбышева, лётчиков-челюскинцев; создаются галереи советских учёных, художников, композиторов и писателей, театров (в том числе Большого театра). В это время портреты известных деятелей культуры начинают массово тиражироваться: каждый мог купить изображение любимого писателя или артиста. В 1935 г. в Москве состоялась вторая персональная выставка Наппельбаума, на которой было представлено около 400 работ. Очень скоро многие из этих портретов исчезнут из широкого доступа, а их негативы будут изъяты или уничтожены. Не сохранился даже каталог.

В период Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в Тбилиси, Наппельбаум создаёт уникальную серию фотографий деятелей культуры и науки Грузии и Армении. После войны он возвращается в Москву и посвящает себя фотографированию творческой интеллигенции.
Моисей Наппельбаум скончался 13 июня 1958 г.

Выставка создана на основе семейного архива Наппельбаумов.

Вход на выставку осуществляется по входному билету в музей.

Свернуть

Моисей Наппельбаум: русские художники — The Eye of Photography Magazine

Galerie Berinson представляет Моисея Наппельбаума , непревзойденного фотографа-портретиста Советской России. На выставке представлено более 50 редких оригинальных гравюр, в том числе портреты Владимира Татлина, Сергея Эйзенштейна, Бориса Пастернака, Максима Горького, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Льва Фейхтвангера.

Карьера Наппельбаума началась с обучения ремеслу в Минске, после чего он путешествовал по России и США.По пути он получил представление о фотографических способах и методах, а затем, после посещения Третьяковской галереи в Москве, объявил Рембрандта своим истинным мастером. Сначала Наппельбаум поселился как фотограф в Минске, а затем переехал с семьей в 1910 году в Санкт-Петербург, где открыл свою мастерскую на Невском проспекте.

В 1918 году Наппельбаум сделал первый официальный портрет Ленина — изображение, разосланное миллионами, — затем выставил свою работу в Аничковом дворце в Москве: два шага, которые закрепили его репутацию.Его портретная мастерская в Санкт-Петербурге быстро стала излюбленным местом не только его обычной клиентуры, но и политиков, ученых, художников, скульпторов, поэтов, композиторов и актеров, жаждущих увековечить память.

Наппельбаум разработал личный стиль, невосприимчивый к моде и причудам, который он поддерживал на протяжении всей своей карьеры. Он тщательно создавал портреты, часто на сеансах, которые длились часами. Последовательное освещение, обычно редкое использование реквизита и особое внимание, которое Наппельбаум уделял рукам и линии взгляда своих натурщиков, привели к чувствительным, тонко составленным исследованиям персонажей.Наппельбаум подошел к своим отпечаткам с живописной точки зрения, ретушируя фоновые области негативной пластины, как если бы это был холст, — поразительная характеристика многих его работ.

Наппельбаум создал окончательные портреты новой советской элиты. Подобно портретам художников и ученых Германии Хуго Эрфурта, портреты Моисея Наппельбаума запечатлели образ эпохи в Советской России. Они свидетельствуют о его статусе несравненного летописца своего времени.

Выставка
Моисей Наппельбаум (1869-1958).
Портреты советской интеллектуальной жизни. – 18:00
[электронная почта защищена]

Книга
В рамках этой выставки галерея издает книгу (англ./рус.)
«Моисей Наппельбаум (1869-1958). Портреты советской интеллигенции.

Наппельбаум Моисей в Еврейском музее и Центре толерантности

На выставке будет представлено более 100 портретов, созданных Моисеем Наппельбаумом в разные годы.

МОИСЕЙ Наппельбаум
Анна Ахматова
Источник: еврейский музей.ru

Еврейский музей и центр толерантности
9 апреля — 25 мая 2014 г.
г. Москва, ул. Образцова, 11, стр. 1а

Сегодня Еврейский музей и центр толерантности представляет «Ателье» Наппельбаума Моисея.

На выставке будет представлено более 100 портретов, созданных Моисеем Наппельбаумом в разные годы. эволюция творчества выдающегося фотографа, а представляет собой целую энциклопедию в дореволюционной России и СССР первой половины ХХ века.Наппельбаум запечатлел на фотопортретах известную культурную элиту ХХ века — ученых, писателей, поэтов, композиторов и музыкантов театра и кино: Анны Ахматовой, Александра Блока, Александра Вишневского, Сергея Есенина, Петра Капицы, Владимира Ленина, Всеволода Мейерхольда, Борис Пастернак, Сергей Прокофьев и многие другие.

Творчество Моисея Наппельбаума (1869–1958) нельзя вписать ни в одно из художественных течений или течений начала и середины ХХ века.Наппельбауму удалось выработать собственный художественный стиль и создать безошибочный стиль. Его подход к фотографии сочетает в себе традиционные беспрецедентные и смелые композиционные приемы для создания изображений, характерных для авангарда.

Преимущественно контрастное, диагональное акцентное освещение лишало статичных портретов, наделяло композицию ритмичностью и создавало яркие, полные драматизма образы. Как истинный художник Наппельбаум всегда стремился запечатлеть не только внешность человека, но и передать его внутреннюю красоту и индивидуальность.Поза, ракурс, свет, акцент на изображаемых руках и почти полный отказ от аксессуаров — все работало на создание цельного и выразительного образа. Куратор – Мария Насимова.

Источник: jewish-museum.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, в том числе иллюстрированная справочная информация о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст.1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается. ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании заявления уполномоченного органа.

Поэт Сергей Есенин (1895-1925) с группой поэтов имажинизма, Наппельбаум, Моисей Соломонович (1869-1958) Стоковое фото 4266-21628817 : Superstock

Superstock предлагает миллионы фото, видео и стоковых ресурсов для творческих людей по всему миру.Это изображение Поэт Сергей Есенин (1895-1925) с группой поэтов имажинизма, Наппельбаум, Моисей Соломонович (1869-1958) автора А. Буркатовский / Fine Art Images доступно для лицензирования сегодня.

Детали

Номер изображения: 4266-21628817
Управление правами
Кредит: А.Burkatovski / Fine Art Images
Релиз модели: Нет
Релиз собственности: Нет
Детали: 3543 х 2652 пикселей | 11,81 «х 8,84» | 28,19 МБ | 300 точек на дюйм


ПРОСТОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ RM

$250

Издательское/образовательное использование

400 долларов

Прямой маркетинг – внутреннее использование

$1600

Продлить эту лицензию

Чтобы получить индивидуальные тарифные планы со скидкой, без водяных знаков или наборы изображений для отдельных лиц или корпораций, нажмите кнопку
НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ниже.


В поисках акций по подписке посетите наш дочерний сайт PURESTOCK .

Добавить в корзину Нужны дополнительные параметры?

×

Свяжитесь с нами

Мы здесь, чтобы помочь! Свяжитесь с нами, если вам нужны более гибкие варианты лицензирования.

Позвоните нам по телефону 866-236-0087
. Представители доступны с 9:00 до 18:00 по восточному поясному времени.



Ключевые слова

Пожалуйста, свяжитесь с

SuperStock Sales and Research
Электронная почта: [email protected]
Телефон: 1-866-236-0087
Великобритания/ЕС: +44(0) 20 7036 1800


3159380 ЛЕНИН фотографом NAPPELBAUM Vintage PC | Темы — Люди

143 доллара.00

Продавец: открыткимир (1458)

Ленин от фотографа Наппельбаума Винтажный ПК Описание: >>> Возраст: Винтаж Оригинальная старая открытка >>> Прибл.Размер: 5,5X3,5 дюйма (14X9 см) >>> Издательство: Россия >>> Серия № — >>> Номер# — >>> Надпись: ЛЕНИН фотографа НАППЕЛЬБАУМА >>> … Подробнее

Ленин от Nappelbaum Photographer Винтажный ПК

Описание:

>>> Возраст: Винтаж Старая открытка
>>> Прибл.Размер: 5,5X3,5 дюйма (14X9 см)
>>> Издательство: Россия
>>> Серия# —
>>> Номер# —
>>> Подпись: ЛЕНИН фотографа НАППЕЛЬБАУМА
>>> Тиснение: №
>>> Неразделенная оборотная сторона: №

Состояние:

>>> Оценка: Очень хорошо
>>> Углы: легкая потертость, очень маленькая складка на одном углу
>>> Почтовое использование: №
>>> Штампы : №
>>> Запись на оборотной стороне: №
>>> Запись на лицевой стороне: №
>>> Пятна на лицевой стороне: незначительное обесцвечивание со временем
>>> Пятна на обороте: незначительное изменение цвета со временем
>>> Складки или Изгибы: №
>>> Разрывы: №
>>> Отверстия для штифтов: №

Мы отправляем только авиапочтой заказным письмом с номером отслеживания.Мы можем объединить несколько заказов, чтобы сэкономить ваши деньги на доставке. Если вы купите 10 или более моих лотов, я предоставлю вам бесплатную зарегистрированную почтовую доставку. Обычно международное заказное письмо от нас идет 3-4 недели.

Информация о продавце
Продавец
postcardsworld (1458)
Зарегистрировано с
28.09.2017
Обратная связь
100%
Магазин
открыткимир
История продаж

Листинг не продан.

Расположение элемента
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Отправляется на
Во всем мире
Принятые возвраты

Моисей Наппельбаум запечатлел самых знаковых советских людей.

Моисей Наппельбаум, еврей, родившийся в имперском российском городе Минске, начал свою карьеру в качестве подмастерья в местном фотоателье. В результате он освоил технологию фотосъемки и печати и сумел открыть две фотоателье — одну в Москве и другую в Санкт-Петербурге, прямо на Невском проспекте, главной улице города.

Моисей Наппельбаум

Архивное фото

Самая знаковая его фотография была сделана в 1918 году — портрет революционного вождя Владимира Ленина.И в течение следующих двух десятилетий он фотографировал самых известных людей Советского Союза, от политиков до поэтов и кинорежиссеров.

Наппельбаум полностью изменил то, как выглядит студийный портрет. Он отказался от строгих поз и композиций, добавил ощущения жизни и использовал интересные ракурсы. Он играл со светом и тенью и добивался психологической глубины в образах своих моделей.

Ниже представлены самые знаковые портреты, сделанные Моисеем Наппельбаумом.

Политики:

Первый советский лидер, Владимир Ленин, 1918

Moisei Nappelbaum

Еще один лидер большевистской революции и главного конкурента Сталина, Леон Троцкий, 1921

Moisei Nappelbaum

Жена Ленина и революционная, Надежда Крупская, 1932

Moisei Nappelbaum

Главный чекист, Феликс Дзержинский, 1921

Moisei Nappelbaum

Иозеф Сталин

Moisei Nappelbaum

Moisei Nappelbaum

Moisei Nappelbaum

Moisei Nappelbaum

:

Silver-Age Poet Alexander Blok, 19205

Moisei Nappelbaum

Silver Возраст поэт Сергей Есенин, 1910-е годы

Moisei Nappelbaum

Знаменитый пролетарский писатель Maxim Gorky

Moisei Nappelbaum

Советский писатель Борис Пастернак, 1926

Moisei Nappelbaum

Легендарный женский поэт Анна Ахматова, 1922

Moisei Nappelbaum Театр и кинотеатр человек:

900 02 Легендарный режиссер Советский Сергей Эйзенштейн, 1930-е годы

Moisei Наппельбаум

Легендарный режиссер Всеволод Мейерхольд, 1932

Moisei Наппельбаум

Театральный режиссер Константин Станиславский, 1938

Moisei Наппельбаум

Актриса Фаина Раневская, 1928

Moisei Наппельбаум

Режиссер фильма Всеволод Пудовкин, автор знакового бесшумного фильма «Мать», 1925

Moisei Nappelbaum музыканты:

Dmitry Shostakovich

Moisei Nappelbaum

Известный композитор Арам Хачатурян, 1939

Moisei Nappelbaum

Музыкант и композитор Мстислав Ростропович

Моисей Наппельбаум

.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2019 © Все права защищены. Интернет-Магазин Санкт-Петербург (СПБ)