Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Что такое ракурс в фотографии – Ракурс и фотография

Содержание

Ракурс и фотография

Каждый фотограф мечтает о том, чтобы его снимки были интересными, чтобы они нравились зрителям. На качество фотографий влияет очень много факторов. Это и содержание снимка, так сказать, его информационное наполнение, и его идея, и композиция… Об этом можно говорить долго. Сегодня же мы поговорим с вами о таком факторе, о такой составляющей фотографии, как ракурс.

Для начала давайте разберемся, что же это такое – ракурс, и как его грамотно и правильно использовать в своей работе, то есть при фотографировании. В постобработке, как известно, ракурс уже не применить, так что правильно его выбирать нужно уметь уже  на самом первом этапе создания фотографии, то есть собственно при съемке.

Что такое ракурс?

Итак, первым делом — определение ракурса.  Как трактуют это понятие специалисты в своих учебниках. Ракурс – это точка зрения фотографа на тот объект в пространстве, который он намеревается сфотографировать. Также ракурс —  это полученная в процессе фотосъемки проекция этого объекта  в той или иной точке. То есть, проще говоря, это то зафиксированное на матрице цифрового фотоаппарата (на фотопленке, на холсте художника и прочих носителях) изображение, которое мы в итоге получаем тем или иным техническим способом.

Тем не менее, в современной фотографии под ракурсом обычно понимают точку съемки относительно положению снимаемого объекта.

Конечно,  это второе определение не совсем точно отражает смысл и суть понятия ракурса, но для того, чтобы нам (и вам) было удобнее, давайте договоримся о том, что будем понимать ракурс именно так: точка и направление съемки.

Маленький экскурс в историю

Многие годы фотографы применяли в своей работе те же принципы и законы композиции, что и художники, которые создают свои произведения другими техническими средствами,  например, живописцы, работающие красками на холсте.

Чаще всего на заре фотографии высота расположения довольно-таки громоздкой и тяжелой фотокамеры зависела не от творческой задумки фотографа, а от высоты имеющегося у него штатива, на котором, собственно, тогда и устанавливалась фотокамера. Не изменился этот принцип и немного позже, когда фотоаппараты заметно поубавили в своем размере и «массе тела». Снимки стали обычно делаться с высоты человеческого роста, и многое зависело от роста самого фотографа. Но вот как-то раз художник, писатель и фотограф  из Франции Гаспар Феликс Турнашон взлетел  над Парижем на воздушном шаре и создал фотографическую панораму города с высоты птичьего полета.  Случилось это в 1858 году. Это была первая в мире фотография, сделанная с воздуха. А любимец парижского бомонда  Гаспар Феликс Турнашон в один миг превратился в величайшего фотографа Надара, оставившего весьма и весьма заметный след в истории мирового фотоискусства.

Но, тем не менее, первоначально Надар некоторыми своими современниками был откровенно высмеян. Популярный парижский художник-карикатурист тех лет Домье создал карикатуру на Надара, на которой изобразил его летящим на воздушном шаре с фотоаппаратом в руках. Подпись к карикатуре гласила: «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства». Эх, знал бы тогда Домье, что его слова станут настоящим пророчеством!  

Да, фотография действительно перестала быть технической забавой обеспеченных людей того времени и стала высоким искусством. И Надар был одним из первых, кто способствовал этому. Ведь это именно он придумал изменить точку съемки. Он первым отошел от общепринятых стандартов и сделал снимок под ракурсом. И это стало своего рода революцией в изобразительном искусстве, ведь даже в живописи и то ракурс практически не применяли. Зато после Надара различными ракурсами стали весьма активно пользоваться художники-авангардисты разных толков и направлений.

Какие бывают ракурсы?

Небольшое изменение точки съемки относительно снимаемого объекта (так называемый легкий ракурс) этот объект изменяет совсем незначительно. То есть, если быть более точным, легкий ракурс изменяет лишь некоторые элементы кадра. А вот достаточно существенное смещение (явный ракурс) потребует от фотографа, то есть от вас, практически полной перестройки композиции всего кадра.

В некоторых случаях для того, чтобы добиться яркого и запоминающегося снимка вам придется весьма существенно изменить точку съемки, отойти от привычной съемки с уровня собственных глаз. Очень интересными выглядят фотографии, которые были сделаны с очень низкого или, наоборот, с очень высокого положения фотоаппарата.

Но, тем не менее, злоупотреблять ракурсом не стоит. Как верхний, так и нижний ракурс надо применять лишь тогда, когда ваша творческая задумка такое смещение точки съемки относительно снимаемого объекта себя оправдывает, когда оно действительно нужно. Проще говоря, сначала подумайте, а потом уж и меняйте ракурс.

Нижний ракурс

Фотографируя с нижним ракурсом, вы можете подчеркнуть высоту, размеры, грандиозность, значимость объекта. Снимая снизу вверх, вы визуально в несколько раз увеличиваете все эти параметры того, что вы фотографируете. Ну, например, часто можно видеть фотографии стройных сосен с нижнего ракурса. Так, что их кроны оказываются на фоне голубого неба. Или примерно так же сфотографированные высокие здания, например, храмы и колокольни. Но тут нужно быть очень осторожным – здания, сфотографированные с нижнего ракурса, могут получиться на снимке «заваленными», то есть падающими. В то же время эта «заваленность» придает снимку динамичность, эффект некоего движения. В этом случае композицию кадра лучше построить диагонально.

Нижний ракурс можно применять и в репортаже.  Очень хорошо этот прием работает в спортивной съемке. Например, прыгун в высоту или мотогонщик, взлетевший с трамплина во время мотокросса, сфотографированные с нижней точки, на снимке будут смотреться очень и очень эффектно.

Верхний ракурс

Фотографирование с верхнего ракурса, естественно, тоже визуально изменяет реальные размеры объекта съемки. Если вы снимаете объект с верхней точки, вы как бы придавливаете его к земле, или к той поверхности, на которой он располагается. Снимая с верхней точки, фотограф отображает на снимке довольно значительное пространство и расположенные в этом пространстве объекты. Таким нехитрым приемом можно подчеркнуть положение важного объекта в общем композиционном построении кадра.

Если вы фотографируете человека в студии, то верхний или нижний ракурсы позволят вам сделать весьма оригинальные, интересные и яркие кадры. Но при этом не забывайте и о том, что такие точки съемки в значительной степени искажают привычные нашему, человеческому, восприятию пропорции снимаемого объекта, а это не всегда приемлемо, и работать с этим нужно очень осторожно и аккуратно.

Направление съемки

Говоря о ракурсе в фотографии, нельзя не сказать и  о направлении съемки. Оно может быть диагональным, центральным или боковым (то есть съемка со смещением). Посмотрите вот на этот рисунок.  На представленной схеме буквой В обозначена фронтальная композиция кадра, то есть кадр, сделанный с центрального ракурса. В данном случае оптическая ось снимка совпадает с оптической осью объектива фотокамеры. Фотографируя в таком ракурсе, вы лишаете снимок глубины, в нем пропадает ощущение пространства.  Объект съемки становится плоским и не интересным. Особенно неприемлемо так фотографировать здания и прочие архитектурные объекты. 

Если же фотограф будет постепенно смещать точку съемки в правую или в левую стороны относительно снимаемого объекта, то получится так называемый боковой ракурс. На схеме он обозначен буквами Б, Г и Д. При съемке с боковым ракурсом объект приобретает объем, а пространство снимка – глубину.

Изменение бокового ракурса может происходить до тех пор, пока объект съемки не будет находиться по диагонали относительно точки съемки. Такой ракурс принято называть диагональным. На представленной схеме он обозначен буквой А. Диагональный ракурс опытные мастера фотографии с большим успехом применяют при съемке городских пейзажей и вообще в архитектурной съемке в целом. Рекомендуем и вам поэкспериментировать в этом направлении. 

www.takefoto.ru

чем отличается от точки съемки

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами вновь, Тимур Мустаев. Думаю, многие из вас знают, что для съемки качественных, запоминающихся фотографий мало обладать профессиональной техникой, также важно разбираться в некоторых нюансах постановки кадра.

Из сегодняшней статьи вы узнаете, что такое ракурс в фотографии и какова его роль в общей композиции.

Если верить сухой терминологии, ракурс – это видение какого-то объекта с определенной точки пространства.

Представьте себе любой предмет посреди комнаты, к примеру, пластиковый манекен, посмотрите на него спереди, сбоку, сверху, уверяю, в поле зрения попадут разные части модели – это видение и называется ракурсом.

Умение выбирать правильную позицию относительно предмета съемки, пожалуй, одна из самых главных задач фотографа.

Если недочеты, такие как пересвет и образование ненужных теней, можно с легкостью исправить во время обработки фотографии, внести коррективы в неудачный ракурс невозможно.

Виды точек съемки, ошибочно принимаемых за ракурс

Зачастую начинающие фотографы путают понятие «ракурс» и «точка съемки».

Точка съемки – это всего-навсего физическое расположение камеры относительно предмета.

На мой взгляд, самым популярным принято считать положение на уровне глаз, поскольку окружающая действительность, переданная таким образом, является привычной и обыденной.

Чаще всего данный прием используется во время портретной съемки, не искажая пропорции тела.

Положение камеры снизу-вверх, позволяет выигрышно фотографировать силуэты на фоне заката, динамичные сцены, например, во время танца или прыжка, а также архитектуру или природу.

В свою очередь, при создании портретов, стоит проявить некую осторожность к данному виду, поскольку результат может разочаровать своей комичностью, как фотографа, так и модель.

Фотосъемка с верхней точки наиболее часто применяется в отношении еды, различных предметов, строений, больших скоплений людей, природы, когда возникает необходимость «захватить» весь объект, показать его масштаб и фактуру. Она оставляет много свободного пространства в кадре, что важно, когда стоит цель передать величественность деталей.

Этот вид был открыт французским фотографом при съемке с высоты, до этого люди использовали только положение на уровне глаз. Открытие позволило по-новому взглянуть на привычные вещи.

Меняя точку на верхнюю или нижнюю можно без труда «переместить» линию горизонта в кадре, что в итоге поможет избежать деления объекта пополам — правило третей.

Направления съемки

Говоря о ракурсе, нельзя не упомянуть о важности направления съемки, которое помогает изобразить характерные особенности предметов.

Направление бывает трех видов: диагональное, центральное и боковое.

Если вести съемку из центра, фотографируемый объект лишится объема. Категорически не рекомендуется использовать данный метод во время съемки архитектуры.

Обратного эффекта можно добиться, смещаясь в левую или правую сторону от предмета.

Советы по выбору удачного ракурса

  • Выбирайте перспективу, таким образом, чтобы натура привлекала внимание полностью на себя и доминировала в кадре.
  • Пользуйтесь правилом золотого сечения, для этого условно проведите три линии на равном расстоянии, как по вертикали, так и горизонтали, объект должен находиться в точках пересечения или вдоль этих линий. Помните, это правило зависит непосредственно от масштабов и типа объекта, а также общего замысла.
  • Избегайте таких нелепостей, когда предметы заднего фона вмешиваются в передний план. Например, дерево или фонарь, находящиеся за человеком, могут показаться «торчащими» из его головы. Во избежание этого, поэкспериментируйте с диагональными и боковыми направлениями.
  • Выбирая перспективу для портрета необходимо учитывать тип лица, которые классифицируются, как по форме, так и по общим чертам. К примеру, чтобы нос казался значительно меньше, фотографировать нужно в анфас или в пол оборота. Если модель имеет крупные глаза, следует оказаться от съемки сверху, потому как в результате можно получить инопланетные кадры. При фотосессии полных людей нужно, наоборот, использовать верхнюю точку съемки – это зрительно уменьшит габариты фигуры.

Эти правила не имеют жестких рамок: вы можете применять их на практике, а можете полностью игнорировать.

Поскольку создание композиции – это творческий процесс, в него следует вносить нотки идиотизма, чтобы результат не был похож на чужой.

Итак, сегодня вы узнали, что такое ракурс, точка и направление съемки.

Пользуйтесь полученной информацией, практикуйтесь и не бойтесь совершать ошибки, ведь от них никак не зависит чья-то жизнь.

Хотите больше узнать о своем зеркальном фотоаппарате? На что он способен? Научиться правильного его понимать? Тогда вы нашли, что искали. К вашему счастью, предлагаю вам курс – «Цифровая зеркалка для новичка 2.0» (если у вас НИКОН) или «Моя первая ЗЕРКАЛКА» (если у вас КЭНОН). Волшебный видеокурс. Рассказывается и показывается все настолько понятно, что после его просмотра вы начнете полностью разбираться в своей фотокамере. Я его рекомендую всем, кто начинает развиваться в качестве фотографа!

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех, у кого NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех, у кого CANON.

Подписывайтесь на обновления блога и делитесь ссылкой с друзьями, пусть любовь к фотографии станет заразительной.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

fotorika.ru

Что такое ракурс на фото

Автор Алина Попова На чтение 7 мин. Опубликовано

Конечно, есть множество вещей, влияющих на качество снимка, таких как локация для съёмки, задумка автора, профессионализм модели. Одним из таких факторов является ракурс.

Что такое ракурс

Люди, начинающие свой путь в мире фотографии часто не могут сформулировать ответ на вопрос: «Ракурс что это означает?» Однако определение довольно просто. Ракурсом в фотографии называют позицию фотоаппарата по отношению к сюжету съемки. При непосредственной работе с камерой и последующем анализе снимков очень легко заметить, как эта позиция влияет на общую композицию.

В данной статье будет произведён краткий экскурс в мир фотографии через призму ракурса

Важно! Фотографы способны усиливать объект фотографии при экспериментировании с ракурсом.

С французского raccource переводится как «укороченный», «сокращенный». Другими словами, благодаря изменению ракурса можно сократить или наоборот удлинить некоторые линии. Следовательно, ответ на вопрос «Что означает слово ракурс» предельно прозрачен. Именно так получается занимательная перспектива. Фотографы способны творить настоящие чудеса, используя данный приём, искажая форму и размер снимаемых объектов.

Внимание: применять такой приём следует с осторожностью, так как он может как улучшить снимок, так и ухудшить его.

Умение правильно подбирать ракурсы для фотографа так же важно, как способность биатлониста кататься на лыжах и стрелять из винтовки. При редактировании всегда можно провести корректировку цвета, но вот изменить ракурс невозможно. И порой это может испортить весь кадр.

Что такое точка съёмки и в чём её отличия от ракурса

Что такое ракурс в фотографии уже стало понятно, а как можно определить точку съемки? Это приём, с помощью которого появляется возможность отразить личное видение мира, предварительно нарисовав в голове сюжет будущего снимка. Единственным отличием между ними является то, что разные точки съемки не способны исказить реальную форму объекта.

Важно! без правильно выбранной точки съемки невозможно реализовать задуманную композицию.

На съёмочной площадке фотограф должен выполнять множество функций. Одной из них как раз и является правильно выстроенная композиция, понятие, заключающее в себе совершенство всего в фотографии: линий, света, цвета, теней, расположения предметов относительно друг друга.

С помощью гармоничного сочетания всех указанных ранее переменных, фотограф способен создать нечто, отвечающее эстетическим предпочтениям зрителя или приковывающее его взгляд, хочет он этого или нет.

Если кадр хорошо скомпонован, то в нём не должно быть ничего лишнего. Хороший фотограф умеет сделать так, чтобы снимок не выглядел пустым или слишком перегруженным деталями, даже если на нём действительно огромное число различных фигур. При этом помощником выступает правильно подобранное положение фотоаппарата.

Как грамотно выбрать удачный ракурс, его основные виды

Ракурс что это такое в фотографии и что это означает уже стало понятно. Теперь нужно уточнить, какие виды данного приёма существуют в арсенале человека с камерой.

Верхний ракурс

Из названия понятно, что он из себя представляет: фотограф находится над объектом съёмки. Это визуально уменьшает даже очень большие предметы.

С помощью верхнего вида есть возможность охватить обширные территории, которые с земли просто не видны

Присматривая ракурс при фотографировании, необходимо сделать кадр задуманного сюжета сверху. Лучше всего это осуществить таким образом, чтобы камера располагалась перпендикулярно плоскости, на которой расположены все предметы. При таком необычном результате появляется комплексное понимание того, что значит ракурс, и как много он может решить. В получившейся картинке всё выглядит иначе, чем способен увидеть людской глаз. Кроме того, он делает все вещи плоскими, имеющими лишь одну поверхность.

Обратите внимание! К такому углу фотографирования следует прибегать, если целью является композиционное выделение какого-то объекта, однако злоупотреблять такой технологией не стоит. Ведь зрители могут вообще не понять, что было сфотографировано из-за крайне необычной и непривычной точки обзора.

На уровне земли

Фотограф лежит на земле либо устанавливает на неё камеру, так как данный вид перспективы требует чрезвычайной близости фоторужья с почвой. Подобно верхнему ракурсу, снимки, сделанные на уровни земли, выглядят невероятно. Они производят яркое впечатление на зрителя, заставляя человека почувствовать себя очень маленьким (почти лилипутом).

Ракурс на уровне земли прекрасно подходит для съёмки неодушевленных предметов, например, камней

Нижний ракурс

При использовании такого вида необходимо расположить фотоаппарат чуть ниже объекта фотосъёмки. Данный приём позволяет превознести предметы на фото над людьми, которые будут на него смотреть.

Важно! Нельзя прибегать к этому ракурсу для портретной съёмки. Человек будет выглядеть забавно: длинная шея, несколько подбородков, большие ноздри.

Снимая снизу вверх, можно сделать акцент на размере предмета, тем самым зрительно увеличив его. Отличный приём, если целью является придание кому-то или чему-то излишней важности или её подчёркивание.

Здания, сфотографированные с нижнего угла, могут получиться на снимке «заваленными», то есть будто летящими вниз. При этом «заваленность» придает снимкам эффект некоего движения, динамичность. При таком раскладе событий более выигрышно будет смотреться горизонтальная съёмка.

Очень хорошо нижний ракурс работает в спортивной съемке

Съемка на уровне объекта

Самый естественный из всех ракурсов. Запечатлённые на плёнке предметы выглядят максимально приближённо к реальным.

Правильный ракурс в портретной съёмке

Часто люди замечают, что на фото они получаются хуже, чем выглядят на самом деле. Такая неприятная ситуация в основном происходит из-за неправильно выбранного ракурса. При определении из какой позиции портретная съёмка должна проводиться, стоит сначала изучить тип лица фотографируемого.

Нижний ракурс отлично позволяет зрительно удлинить силуэт. Некоторым это на руку, но для многих такой ракурс недопустим. Дело в том, что при такой съёмке модель может выглядеть смешно: ноги слишком длинные, лицо чересчур маленькое. Всё тело смотрится крайне непропорционально. Поэтому нижний ракурс съёмки, безусловно, подходит для создания эффекта более вытянутого туловища или лица, но с ним нужно обращаться осторожно. Фото, сделанное в условиях, когда фотограф находится намного ниже модели обречено на провал.

Обратите внимание! А вот верхний ракурс создан для того, чтобы акцентировать внимание на лице. При таком раскладе любая модель будет казаться стройнее. По этой причине данный ракурс идеален для портретной съёмки, в особенности полных людей.

Если предстоит запечатлеть группу, лучше всего воспользоваться расположением камеры на уровне глаз героев съёмки, либо чуть ниже. Это позволит свести искажение пропорций человеческих тел к минимуму.

Все люди на фото при использовании съёмки на уровне глаз будут на примерно равном расстоянии от фотографа, что привнесёт в снимок гармонию

Но если нужно заснять пару или одного человека, рекомендуется расположить камеру на уровне глаз фотографируемых или чуть выше, как уже было сказано выше, это идеальный вариант для такого типа съемки.

Обратите внимание! В случае фронтальной съёмки ориентироваться стоит опять же на тип лица модели. Правила выбора ракурса абсолютно идентичны тем, что действуют, когда съёмку осуществляет другой человек.

Искусство фотографии доступно почти каждому, благодаря современным технологиям. Чтобы подходить к этому делу ответственно, необходимо изучать различные тонкости дела. Ракурс является одним из ключевых понятий, которым должен владеть каждый желающий взять в руки камеру. Он позволяет преображать мир, выставляя его совсем в ином свете на изображение.

Можно снимать объект сверху или снизу, располагаться вровень с землёй или взлетать на воздушном шаре, чтобы ухватить лучший кадр. В любом случае к подготовке съёмочной площадке нужно подходить с умом, а в процессе фотоохоты действовать быстро и безошибочно, чтобы не упустить нужный момент. Для этого ракурс должен быть грамотно выбран заранее.

svadba.blog

Ракурс в фотографии. Применение в композиции снимка

Для того, чтобы научиться делать интересные снимки, моментально захватывающие внимание зрителя, не лишним будет разобраться в понятии ракурс в фотографии и как его можно использовать при съемке.

Определение ракурса

Ра́курс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке.

Однако, под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта.

Хоть это определение не совсем верно, для удобства и понимания мы будем использовать именно такое понимание ракурса (точка и направление съемки).

Немного истории

Долгое время фотографы использовали те же композиционные принципы, которыми пользовались художники в живописи.

Положение фотоаппарата зависело не от творческой задумки фотографа, а от его роста или высоты штатива. Все фотографии были выполнены с одинаковых точек съемки и имели похожий ракурс. Эти принципы сохранялись вплоть до того момента, когда известный французский фотограф Надар сделал фотографию Парижа с высоты полета воздушного шара.

За свой поступок он был высмеян художником Домье, который даже создал по этому поводу карикатуру с подписью «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства».

Однако, со временем стало ясно, что это саркастическое высказывание Домье оказалось действительным отражением истины. Надар впервые использовал ракурс, никогда не применявшийся в живописи. Это стало началом революции в фотографическом видении мира.

Это новшество было активно подхвачено художниками-авангардистами, которые искали новые подходы в отображении быстро меняющегося мира начала ХХ века.

Какие бывают ракурсы и их применение

Незначительное смещение, относительно объекта (легкий ракурс), изменит лишь некоторые элементы кадра, в то время как сильное смещение (явный ракурс) продиктует композиционное перестроение фотографии.

Иногда, для того, чтобы добиться более яркого снимка, вам придется значительно сместиться относительно привычной точки съемки.

Интересно может смотреться кадр с довольно низкого либо наоборот, высокого положения камеры.

Применять нижний или верхний ракурс нужно в зависимости от творческой задумки и идеи, которую вы желаете передать этим снимком.

Нижний ракурс

К примеру, используя нижний ракурс в репортаже можно визуально усилить высоту прыжка спортсмена. Применение нижнего ракурса позволяет продемонстрировать величие и грандиозность снимаемого объекта, усилить значимость его размера и подчеркнуть выразительность.

При нижнем ракурсе предмет съемки как бы заваливается вперед или назад, что придает снимку динамичность. Эффект динамичности и движения можно значительно усилить, используя диагонально построенную композицию.

Верхний ракурс

Съемка из верхнего ракурса изменяет реальные размеры объекта, как будто их придавливает к поверхности. При помощи верхнего ракурса можно отобразить значительное пространство и расположение в нем снимаемых объектов, а также подчеркнуть положение важного объекта в общем пространстве композиции.

При съемке в студии верхний ракурс позволяет сделать оригинальные кадры, однако в этом случае нужно помнить о возможности искажения привычных пропорций.

Направление съемки

Также одним из важных показателей, которые характеризуют ракурс в фотографии, является направление съемки: диагональное, центральное, со смещением (боковое).

При использовании центрального ракурса строится фронтальная композиция (на рисунке В), в которой совпадают ось снимка и оптическая ось объектива камеры. В результате этого предмет съемки становится как бы плоским, снимок лишается глубины.

При постепенном смещении камеры от центральной оси вправо или влево, мы получим боковой ракурс, при котором объекты становятся более объемные (на рисунке Б, Г, Д).

Смещение происходит до тех пор, пока фотографируемый объект не станет находиться по диагонали от точки съемки. Такой ракурс называют диагональным (на рисунке А).

Подобную технику зачастую применяют в архитектурной съемке или при съемке городских ландшафтов.

Поэкспериментировать с ней желательно каждому начинающему фотографу.

Надеемся, что статья была вам полезна.

Copyright (c) Уроки фотосъемки

Другие секреты фотосъемки:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

www.fotoman.name

Фотограф!: Ракурс и точка съемки в фотографии

Привет, друзья! Сегодня в рамках рубрики «Теория фотографии» мы поговорим о ракурсе и точках съемки.

Ракурс и точка съемки в фотографии отображают ваше видение на сюжет. Уметь подбирать красивые ракурсы для фотографий — это очень важный талант фотографа. Если недоэкспонсированность кадра можно поправить в редакторе при пост-обработке, то плохой ракурс вы уже не исправите.
Ракурсом в фотографии называют точку расположения фотоаппарата по отношению к объекту съемки. Благодаря изменению точки съемки один и тот же предмет будет выглядеть каждый раз совершенно иначе.

С французского raccource переводится как «укороченный», «сокращенный». Иными словами, при изменении ракурса некоторые линии так же изменяются и сокращаются, получается интересная перспектива. Это очень распространенный прием, когда фотограф с помощью необычного ракурса слегка искажает очертания объектов, но пользоваться таким приемом следует осторожно, ибо он может как усилить впечатление от объекта съемки, так и испортить его.

Самый простой пример ракурса — это использование двух горизонтальных точек съёмки (или просто взгляда). Попробуйте просто посмотреть на один и тот же предмет спереди и сбоку. Первый пример, который приходит в голову — это человеческое лицо. Фас и профиль — две очень разные картинки. Ведь многие люди красиво получаются в фас, и при этом имеют полное основание стесняться своего профиля. 

Это утверждение применимо не только к людям и их разнообразным лицам, но и ко всем предметам.

Фотоаппарат (точку съёмки) можно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. И давайте на этой вертикали условно расставим возможные позиции точки съёмки. Всего их три.


«Нормальная» точка съёмки.
Это то, как обычно снимают люди. Нормальная точка съемки находится на уровне глаз, она наиболее распространена, ввиду того, что дает привычное представление об отображаемом объекте. При этом изображение почти не претерпевает искажений. Фотография показывает, как бы вы видели с высоты человеческого роста. 

Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. При съёмке на паспорт, при портретной съёмке. Для получения классической фотографии. Наверное, большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки.
Нижняя точка съемки.
При съемке с нижней точки мы стараемся снимать как бы снизу вверх, опуская камеру ниже привычного уровня глаз. В основном так снимают динамические сцены – прыжки, бег (в репортажной и спортивной съемке), танцы. Используют в пейзажной съемке, когда нужно сконцентрировать внимание на каком-то мелком объекте, показать величину деревьев. Такой прием поможет подчеркнуть монументальность архитектурного сооружения или величественность статуи. В силуэтной съемке нижний ракурс, пожалуй, самый выигрышный. Силуэт на фоне заходящего солнца получается четко прорисованным, темным и занимает большую часть светлого участка снимка. Часто нижнюю точку съемки используют и для того, чтобы «сделать фон». Например, если вы снимаете какой-то объект или человека, то четкая линия горизонта визуально как бы делит его пополам. Если камеру опустить (но не под углом), то и линия горизонта опустится ниже, и нежелательный эффект пропадет.
А вот в портретной съемке использовать этот ракурс нужно осторожно, можно получить довольно комичный портрет с вытянутой шеей и огромным подбородком.

В некоторых случаях нижнюю точку съемки используют при работе с моделью для того, чтобы зрительно удлинить ноги.


Съемка с верхней точки.
Верхняя точка съемки – это когда объект находится ниже вас, и вы видите его сверху. Чтобы сделать снимок с верхней точки, не нужно забираться на высотку. Наклоните камеру под углом вниз – вот вам и верхняя точка съемки. Фуд-фотография и предметная съемка – в этих жанрах наиболее часто используется съемка объектов сверху. При съемке натюрмортов верхнюю точку съемки выбирают, когда нужно показать все предметы, входящие в композицию, разные по высоте, величине и форме. 

Фотографы часто снимают с верхней точки горизонтальные поверхности и все, что на них расположено, общие планы, производственные помещения и промышленные объекты, чтобы показать их масштабность.

Высокая точка съемки дает возможность передать больше пространства и свободы за счет зрительного растягивания перспективы. Она часто используется, когда стоит цель показать красоту природы и величественность далей. Эффектно выглядят снимки масштабных вечеринок и массовых мероприятий, сделанные свысока.
В портретной съемке верхний ракурс используется при фотографировании полных людей: на снимках они будут казаться стройнее.

Следует помнить, что съемка с нижней или с верхней точки должна быть оправдана и нести какой-то смысл. Иначе это будет восприниматься как трюкачество, вычурность. К тому же, нужно не забывать, что от созерцания чересчур искаженных предметов и «перекошенной» действительности глаз быстро устает и ваши творческие эксперименты могут остаться без внимания зрителей.

Использованы материалы сайтов:
http://videoforme.ru/
http://allphoto.at.ua/
http://fotokto.ru/
http://photoword.ru/
http://www.fotokomok.ru/

im-a-photographer.blogspot.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана)

23 Сентября 2015

«Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров» – Анри Картье-Брессон.

Правильный выбор точки съемки — одно из важнейших умений фотографа, которое позволяет показать объект с наиболее выигрышной стороны.

Выбор точки съемки не менее важен, чем сам снимаемый объект. Она может изменить масштаб изображения, расставить акценты на необходимые объекты в кадре.

Точка сьемки — это точка расположения фотоаппарата по отношению к объекту съемки. Для изменения композиции иногда достаточно сдвинуть камеру всего на несколько сантиметров — и один и тот же объект будет выглядеть совершенно иначе. Поэтому, если у вас есть такая возможность, не спешите нажимать на спуск, пройдитесь вокруг и выберите наилучшее место для расположения фотоаппарата.

Определение оптимальной точки съемки требует учесть следующие параметры:

  • расстояние до фотографируемого объекта;
  • направление — перемещение фотоаппарата по горизонтали;
  • высоту съемки — перемещение фотоаппарата по вертикали.

РАССТОЯНИЕ И КРУПНОСТЬ ПЛАНОВ

Казалось бы, подход к снимаемому объекту или удаление от него — самое простое действие фотографа. Но при этом решаются важнейшие смысловые и изобразительные задачи. Менять дистанцию можно также используя зум в варио-объективе или меняя объективы с различным фокусным расстоянием, или просто сделав «зум ногами» — подойдя ближе или отойдя дальше от объекта съемки.

Все прекрасно знают, что от выбора расстояния зависит масштаб изображения. Чем дальше объект находиться от камеры, тем меньше его изображение и наоборот. Изменением дистанции съемки определяется не только оптимальный масштаб кадра, но и его границы, отсеиваются лишние элементы, не несущие смысловой нагрузки.

Цитата Евгения Тимашева, автора работ, приведенных ниже: «При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид (второе фото) едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности.»

Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити

Существует деление на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (последние иногда называют деталью или фрагментом). Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фотографируемые предметы. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.

ОБЩИЙ ПЛАН

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений, площадей, цехов предприятий. Это могут быть снимки событий, занимающих большие пространства — митингов, фестивалей, парадов, ярмарок и т.п.

Фото — Гюрель Сахин (Guerel Sahin)

Фото — Стив Маккарри (Steve McCurry)

Фото — Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Он создает у зрителя общее представление об объекте, но имеет и свои ограничения: ясно показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.

Общий план можно получить и при съемке с достаточно близкой точки, если сфотографировать сверх-широкоугольным объективом или фишаем, но нужно учитывать, что такая оптика дает существенные оптические искажения. Подобный эффект может быть интересным художественным приемом, но не всегда может подходить для ваших творческих задач.

СРЕДНИЙ ПЛАН

«Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко» — Роберт Капа.

Средний план показывает объект с более близкого расстояния — в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном человеке или на определенном моменте действия. На снимке хорошо рисуется не только лицо человека, но и его фигура, улавливаются поза, жест. Человек может быть показан в действии, в движении, в общении с другими людьми, в связи с окружением, со средой.

Фото — Джо Макнелли (Joe McNally)

Фото — Стив Маккарри (Steve McCurry)

Фото — Роберт Капа (Robert Capa) 

Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости фигурами одного человека или нескольких людей. Но в то же время, дает достаточно пространства для того, чтобы можно было ввести в композицию элементы фона, предметы обстановки, в которой фотографируется человек. Средний план часто используется для репортажных фотографий, в которых огромное значение имеет и точка съемки и ракурс. Фотограф должен находиться в самой гуще событий — только так он сможет словить и запечатлеть «тот самый» момент .

КРУПНЫЙ ПЛАН

Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой. Он очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.

Фото Гюрель Сахин (Guerel Sahin)

 Фото — Стив Маккарри (Steve McCurry)

Фото — Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Динамика портретного кадра — это, прежде всего, состояние человека, его мимика, поза, жест, эмоция. Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН

Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства. В кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными. И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о том, что вы хотите показать.

Фото — Вольф Хоффманн (Wolf Hoffmann)

Фото — Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Однако увеличение масштаба изображения имеет свои пределы, и если «переборщить», то начинает складываться рисунок, резко меняющий представление о том, что мы в действительности видим.  Реальные предметы на снимке могут стать неузнаваемыми, трансформируясь настолько, что непонятно — что вообще изображено на фотографии. Порой, такой прием можно использовать в творческих целях, но лишь — творческих)

Широко известен и такой принцип организации фотографии, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.

Общий и средний планы в серии работ «Workers» Себастьяна Сальгадо (Sebastião Salgado)

Фото — Чарльз Эббетс (Charles Clyde Ebbets)

Фото — Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Таким образом, ограничивая рамкой кадра изображаемое пространство, фотограф оставляет в поле зрения объектива лишь существенно важное, исключая все второстепенное, загромождающее кадр и мешающее четкому выражению содержания снимка.

Выбор плана — один из моментов общего композиционного построения снимка и значение этого момента в реализации изобразительного замысла, как видим, чрезвычайно велико.

Пробуйте, экспериментируйте, больше фотографируйте  — удачи Вам!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие

photodzen.com

Значение ракурса в композиции фотографии

Что такое ракурс съемки? Под этим понятием подразумевают положение фотографа относительно объекта съемки. Изменение ракурса позволяет, оперируя перспективой и площадью покрытия кадра вносить или исключать из кадра определенные объекты. Изменение ракурса часто влияет на то, как объект выглядит.

Долгие годы фотографы использовали такой же ракурс съемки, как и художники. Высоту положения камеры обычно определял рост фотографа или высота штатива. Эксперименты и вольное использование нестандартных ракурсов никто не практиковал до тех пор, пока фотограф из Франции Надар выполнил фотосъемку Парижа, поднявшись над городом на воздушном шаре. Его не поняли, высмеяв такой подход к фотографии. Художник Домье создал карикатуру с сообщением, что Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства. Спустя годы это саркастическое и насмешливое выражение стало отражением истины, так как подобный нестандартный подход многим пришелся по вкусу и фотографы начали экспериментировать с ракурсом.

Длиннофокусные объективы создают не слишком большие искажения перспективы. Короткофокусный же объектив делает перспективные искажения более сильными. Чтобы получить необычный снимок, задумайтесь, как бы вы хотели сфотографировать объект съемки, а потом сильно сместитесь в сторону, вверх или вниз. Снимок будет интересным, если вы сфотографируете объект с такого ракурса, с которого на него еще никто не смотрел. К примеру, люди все примерно одного роста. Для многих будет не совсем обычно смотреть на людей сверху или снизу. Памятники и прочие достопримечательности обычно фотографируют с исхоженных туристических мест. Подумайте, откуда можно сфотографировать достопримечательность, чтобы получить необычный вид. Это может быть крыша стоящего неподалеку здания, съемка с вертолета и т.д.

Нижний или верхний ракурс съемки изменяет настроение в кадре. Снимая людей снизу, вы преувеличиваете их силу и влияние. Люди кажутся высокими. Снимая сверху, вы наоборот выделяете большую приземленность человека, но при этом, если снимать не слишком высоко, изменением ракурса можно лишь подчеркнуть определенные части кадра, а не менять в корне настроение снимка.

Верхний ракурс также позволяет передать большое пространство. Снимая портреты с верхнего и нижнего ракурса, стоит помнить о перспективных искажениях. Лица людей и пропорции их тел не всегда красиво смотрятся при съемке снизу или свысока.

В построении есть еще одно правило. Если вы находитесь перед объектом съемки и фотографируете его «в лоб», то снимок получится плоским. Это часто используется в архитектурной фотографии. Объекты, снятые под прямым углом, плохо передают объем на снимке, поэтому, если вы хотите получить глубокий снимок, то стоит поискать другой ракурс.

www.takefoto.ru

Станьте первым комментатором

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *