Что такое гиперфокальное расстояние
Фокусирование камеры на гиперфокальное расстояние обеспечивает максимальную резкость от половины этого расстояния и до бесконечности. Гиперфокальное расстояние особенно полезно в пейзажной (ландшафтной) фотографии, и понимание его сути поможет вам достичь максимальной резкости изображения путём получения максимальной глубины резкости — и таким образом наиболее деталированного финального отпечатка. Определение гиперфокального расстояния при данных фокусном расстоянии и диафрагме может оказаться непростой задачей; данная глава объясняет способ подсчёта ГФР, проясняет неточности и предоставляет калькулятор ГФР. Я не рекомендую применять результат расчёта буквально, но предлагаю использовать его в качестве ориентира.
Передний фокус | Задний фокус | Передне-центральный фокус |
Обратите внимание, что только на правом снимке слова можно разобрать на всех расстояниях.
Где оно находится
Какова оптимальная дистанция фокусировки? ГФР определяется как дистанция фокусировки, которая помещает максимальный возможный кружок нерезкости в бесконечности. Если дистанция фокусировки окажется хоть немножечко меньше, какой-нибудь из объектов дальнего плана окажется вне пределов ГРИП. Зайдя с другой стороны, если сфокусироваться на существенно удалённом объекте на горизонте (то есть, в бесконечности), ближайшая дистанция, которая попадает в глубину резкости, будет также гиперфокальной. Чтобы точно рассчитать её положение, воспользуйтесь

Разумность применения
Проблема ГФР в том, что объекты на дальнем плане (условной бесконечности) находятся на дальней границе глубины резкости. В результате они редко соответствуют тому, что определено как «приемлемая чёткость». Это серьёзно снижает детальность, учитывая, что большинство людей способно отличить 1/3 от размера, используемого большинством производителей объективов в качестве кружка нерезкости (см. «Что такое глубина резкости (ГРИП)»). Резкость на бесконечности особенно важна для тех ландшафтных фотографий, в которых фон играет большое значение.
Резкость может быть полезным инструментом придания акцента, и потому бездумное применение гиперфокального расстояния может привести к пренебрежению областями снимка, которым резкость требовалась бы больше прочих. Мелкодетальный фон требует большей резкости, чем дымчатый (слева). Иначе, естественно мягкий передний план может зачастую позволить пожертвоватть мягкостью фона. Наконец, для некоторых изображений (таких как портреты) предпочтительна крайне небольшая глубина резкости, поскольку это позволяет отделить предмет съёмки от загруженного фона.
При съёмке с рук часто приходится выбирать, чему придать максимальную резкость (в связи с ограничениями выдержки и диафрагмы). Такие ситуации требуют быстрой оценки, и ГФР не всегда является лучшим выбором.
Метод подсчёта для ограниченных сцен
Что если ваша композиция не продолжается до горизонта или исключает передний план? Несмотря на то, что ГФР здесь неприменимо, тем не менее, существует оптимальная дистанция фокусировки между передним планом и фоном.
Многие используют метод приблизительного подсчёта, согласно которому нужно фокусироваться приблизительно на треть глубины снимаемой сцены, чтобы получить в ней максимальную резкость. Я призываю вас игнорировать этот совет, поскольку эта дистанция редко является оптимальной, в действительности позиция варьируется расстоянием до объекта, диафрагмой и фокусным расстоянием. Доля ГРИП перед фокальной плоскостью составляет примерно половину для близлежащих дистанций фокусировки и уменьшается до нуля в тот момент, когда дистанция фокусировки достигает ГФР.
На практике
Гиперфокальное расстояние хорошо применяется тогда, когда снимаемый предмет имеет значительную протяжённость назад, или если ни одна из областей изображения не требует большей чёткости, чем остальные. И даже в этом случае я советую также или использовать более строгое определение «приемлемо-чёткого», или фокусироваться несколько дальше, чтобы добавить резкости фону. Сфокусируйтесь вручную, используя маркеры дистанции на своём объективе или контролируя дистанцию на экране своей камеры, если она там указывается.
Вы можете рассчитать «приемлемую чёткость», при которой размытие неощутимо при идеальном зрении для заданного печатного размера и дистанции просмотра. Используйте таблицу гиперфокальных расстояний внизу страницы, изменив параметр силы зрения. Это потребует использовать намного большее число диафрагмы или сфокусироваться на большую дистанцию, чтобы сохранить дальнюю границу ГРИП в бесконечности.
Использование чрезмерно закрытой диафрагмы (большого числа f) может оказать противоположное действие, поскольку изображение начнёт размываться вследствие эффекта дифракции. Это размытие не зависит от положения объекта относительно глубины резкости, и потому максимальная резкость в фокальной плоскости может значительно снизиться. Для 35 мм и других похожих зеркальных камер эффект дифракции начинает сказываться после f/16. Для компактных цифровых камер беспокоиться обычно не о чем, поскольку они часто ограничены максимумом f/8.0 или менее.
Что такое гиперфокальное расстояние и как оно может улучшить резкость ваших пейзажей
Автор: Тиффани Мюллер
Когда вы делаете фото, одна из основных задач — убедиться в том, что вы навели резкость на те участки, на которых она нужна. Но когда вы фотографируете пейзажи — где требуется большая глубина резкости — иногда бывает непросто получить точку фокусировки в правильных местах.
К счастью, цифровые камеры значительно облегчили эту головную боль но если вы хотите получить фотографии, именно так, как вам нужно, лучше не полагаться на камеру. И, даже если вы доверяете своей камере делать замер экспозиции и фокусировку за вас, никогда не будет лишним знать, как делать это самостоятельно. И здесь мы начнем разговор о гиперфокальном расстоянии.
Что такое гиперфокальное расстояние?
Гиперфокальное расстояние — это точка фокусировки в вашей композиции, где достигается максимальная глубина резкости без надобности сильно прикрывать диафрагму. После того, как вы однажды определите свое гиперфокальное расстояние, все, что вам останется сделать — навести резкость на эту дистанцию, и — вуаля! — ваша глубина резко изображаемого пространства окажется в приемлемом диапазоне от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.
Википедия определяет его как:
Звучит слишком красиво, чтобы быть реальностью, не правда ли? К счастью, этот метод на самом деле испытанный и действенный — именно так множество профессиональных пейзажных фотографов получают такие глубокие и детализированные снимки, с прекрасной резкостью как на переднем, так и на заднем плане.
Как рассчитывается гиперфокальное расстояние
Я никогда не была сильна в вычислениях, это точно не то, что мне нравится делать, но как я все же рада, что старательно училась в школе. Знаете что? Оказывается, мне пригодились те знания, о которых я всегда думала, что они не будут нужны в реальной жизни.
Давайте разберем нашу формулу на примере снимка выше, для того, чтобы вам было легче ее понять.
Например, мы снимаем объективом с фокусным расстоянием 35 мм, и используем значение диафрагмы f/11. Первое, что нам нужно сделать для того, чтобы вычислить наше гиперфокальное расстояние — возвести в квадрат фокусное расстояние нашего объектива. В нашем случае, 35*35 = 1225. Запомните это число, оно понадобится нам через несколько минут.
Далее, возьмите свое значение диафрагмы и умножьте его на диаметр круга рассеяния. Мы используем f/11, поэтому 11 умножаем на 0.03 — получаем 0.33.
Теперь, берем 1225 и делим на 0.33. Получаем 3712.12. Прибавьте свое фокусное расстояние — в данном случае 35 мм — к этому числу, чтобы получить гиперфокальное расстояние в миллиметрах. После округления, мы получаем 3747 миллиметров, или примерно 3. 75 метров.
Ваше гиперфокальное расстояние — 3.75 метров. Это означает, что если ваша точка фокусировки будет за 3.75 м от камеры, все, что находится от 1.875 м и до бесконечности, попадает в диапазон приемлемой резкости — что дает вам максимально возможную глубину резкости для данной комбинации объектива и диафрагмы.
Голова кругом от рассеяния?
Если Вам непонятно, что такое круг рассеяния, это совершенно нормально. Поищите об этом больше информации — например, прочтите статью в Википедии.
Как правило, если вы используете цифровой зеркальный фотоаппарат, ваш круг рассеяния обычно будет 0.03 для полнокадровой камеры, а у большинства кропнутых матриц он равен 0.02. Если вы используете фотоаппарат с кропнутым сенсором, то можете рассчитать кружок рассеяния, разделив 0.03 на кроп-фактор сенсора вашей камеры. Например, если кроп-фактор вашей камеры — 1.5х, у вас получится: 0.03 / 1.5 = 0.02.
Также, вместо того, чтобы постоянно делать вычисления, вы можете использовать список.
Составьте список
Если вы, как многие пейзажные фотографы, часто снимаете одной и той же камерой, на одинаковом фокусном расстоянии, в ваших интересах будет сделать для себя небольшую шпаргалку с гиперфокальными расстояниями для тех значений диафрагмы, которые вы используете чаще всего. Носите этот список с собой в сумке вместе с фотоаппаратом, чтобы он всегда был под рукой, и тогда вычисления вам придется сделать всего один раз!
Источник
Гиперфокальное расстояние (ГФР) | Онлайн калькулятор
Фокусирование камеры на гиперфокальное расстояние обеспечивает максимальную резкость от половины этого расстояния и до бесконечности. Гиперфокальное расстояние особенно полезно в пейзажной и ландшафтной фотографии, и понимание его сути поможет вам достичь максимальной резкости изображения путём получения максимальной глубины резкости — и таким образом наиболее деталированного финального отпечатка. Определение гиперфокального расстояния при данных фокусном расстоянии и диафрагме может оказаться непростой задачей; данная глава объясняет способ подсчёта ГФР, проясняет неточности и предоставляет калькулятор ГФР.
Гиперфокальное расстояние хорошо применяется тогда, когда снимаемый предмет имеет значительную протяжённость назад, или если ни одна из областей изображения не требует большей чёткости, чем остальные. И даже в этом случае я советую также или использовать более строгое определение «приемлемо-чёткого», или фокусироваться несколько дальше, чтобы добавить резкости фону. Сфокусируйтесь вручную, используя маркеры дистанции на своём объективе или контролируя дистанцию на ЖК-экране своей камеры, если она там указывается.
Вы можете рассчитать «приемлемую чёткость», при которой размытие неощутимо при идеальном зрении для заданного печатного размера и дистанции обзора. Используйте таблицу гиперфокальных расстояний внизу страницы, изменив параметр силы зрения. Это потребует использовать намного большее число диафрагмы или сфокусироваться на большую дистанцию, чтобы сохранить дальнюю границу ГРИП в бесконечности.
Использование чрезмерно закрытой диафрагмы (большого числа f) может оказать противоположное действие, поскольку изображение начнёт размываться вследствие эффекта дифракции. Это размытие не зависит от положения объекта относительно глубины резкости, и потому максимальная резкость в фокальной плоскости может значительно снизиться. Для 35 мм и других похожих зеркальных камер эффект дифракции начинает сказываться после f/16. Для компактных цифровых камер беспокоиться обычно не о чем, поскольку они часто ограничены максимумом f/8.0 или менее.
Примечание: кроп-фактор также называют множителем фокусного расстояния
Смотрите также
Что такое гиперфокальное расстояние Как использовать?
Если вам нужно понять что такое гиперфокальное расстояние в фотографии, и как его использовать, то вы попали в нужное место.
В этой статье я собираюсь объяснить все, что вам нужно знать о гиперфокальном расстоянии, и о том, какая польза от такого навыка для фотографа.
Фактически, если вы хотите получить максимально резкие пейзажные фотографии, вы должны овладеть гиперфокальным расстоянием, потому что без его точной оценки вы часто будете получать размытые передний план и/или фон.
Максимизация глубины резкости в пейзажной фотографии
Вот почему имеет значение гиперфокальное расстояние:
В пейзажной фотографии цель состоит в том, чтобы создать резкое изображение с глубиной, которая привлекает зрителя к сцене. Это достигается за счет включения точек интереса в композицию фотоснимка на передний, средний и задний план.
Объект на переднем плане привлекает внимание зрителя.
Объект среднего плана перемещает их дальше в сцену.
А фоновый объект — это последняя точка фокусировки, на которой глаз наконец-то может отдохнуть.
Однако недостаточно просто включить эти предметы.
Для получения наилучших результатов объекты переднего, среднего и заднего плана должены быть резкими; если это не так , то зритель не будет чувствовать то же самое принуждение , чтобы продолжить через сцену, и они не могут сразу понять , где сосредоточить внимание.
(Обратите внимание, что это полная противоположность портретной фотографии, где цель состоит в том, чтобы создавать изображения с резким предметом и размытым фоном, чтобы фон подчеркивал главный объект, создавая четкое разделение между ним и моделью.)
Теперь, если вы делаете пейзажный снимок с большой глубиной и ваша цель — сохранить резкость всей сцены, вам нужно кое-что сделать:
Увеличьте глубину резкости.Увеличение глубины резкости гарантирует, что все в сцене, от ближайшего объекта на переднем плане до далекого неба на заднем плане, будет полностью в фокусе.
И вот где действительно имеет значение гиперфокальное расстояние.
Но прежде, чем я объясню гиперфокальное расстояние более подробно, давайте рассмотрим основы глубины резкости:
Что такое глубина резкости?
Глубина резкости (DoF) относится к степени резкости вашей фотографии, начиная с ближайшего резкого объекта и заканчивая наиболее удаленным резким объектом.
Обратите внимание, что глубина резкости может быть очень большой, и в этом случае вся сцена может быть резкой, от переднего плана до заднего плана.
Или же глубина резкости может быть очень малой, когда в фокусе есть только часть изображения, а остальная часть размыта.
Теперь давайте кратко рассмотрим факторы, которые действительно влияют на глубину резкости:
Что влияет на глубину резкости?
Глубина резкости определяется тремя переменными.
- Во-первых, фокусное расстояние вашего объектива влияет на глубину резкости, где более длинные фокусные расстояния приводят к меньшей глубине резкости, а более короткие фокусные расстояния приводят к большей глубине резкости при прочих равных условиях.
- Во-вторых , диафрагма вашего объектива влияет на глубину резкости, где более широкая диафрагма (например, f/2,8) приводит к меньшей глубине резкости, а более узкая диафрагма (например, f/16) приводит к большей глубине резкости — опять же, с при прочих равных.
- В-третьих, расстояние между объективом и точкой фокусировки влияет на глубину резкости: более близкая точка фокусировки дает меньшую глубину резкости, а более удаленная точка фокусировки дает меньшую глубину резкости.
Есть смысл?
Что такое гиперфокальное расстояние? Определение гиперфокального расстояния
Гиперфокальное расстояние — это точка, в которой вы фокусируете объектив для максимальной глубины резкости.
Другими словами:
Если вы фокусируетесь на гиперфокальном расстоянии, вы получите резкость как можно большей части сцены.
Обратите внимание, что при использовании гиперфокального расстояния вы визуализируете все, от половины гиперфокального расстояния до бесконечности, с приемлемой резкостью.
Как видите, гиперфокальное расстояние является чрезвычайно важным понятием, потому что вы можете использовать его, чтобы обеспечить резкость всего изображения (за счет максимальной глубины резкости).
И, возвращаясь к предыдущему разделу, гиперфокальное расстояние определяется фокусным расстоянием вашего объектива и значением диафрагмы вашего объектива. На гиперфокальное расстояние также влияет размер матрицы вашей камеры, поэтому вам нужно обратить внимание на то, используете ли вы полнокадровую (35 мм) камеру, камеру с датчиком кадрирования (APS-C) или совершенно другой тип камеры.
Что такое фокусировка на гиперфокальном расстоянии?
Фокусировка на гиперфокальном расстоянии — это метод, при котором вы фокусируетесь на гиперфокальном расстоянии.
Это позволяет максимально увеличить глубину резкости сцены.
Фокусировка на гиперфокальном расстоянии обычно используется пейзажными фотографами, поскольку она позволяет получать изображения резкие от переднего плана до заднего плана.
Как определить гиперфокальное расстояние?
Существует несколько методов определения гиперфокального расстояния, включая простое практическое правило (которое относительно точно, но в некоторых случаях не работает), а также более точные методы, такие как диаграммы гиперфокального расстояния или калькуляторы.
Давайте посмотрим на каждый из вариантов:
Практическое правило определения гиперфокального расстояния
Самый быстрый способ оценить гиперфокальное расстояние — использовать это простое правило:
Сосредоточьтесь на одной трети сцены.
Правило одной трети фокуса
Таким образом, вы получаете приличную область перед гиперфокальным расстоянием в фокусе, а также значительное расстояние за ним.
Но вот проблема:
Хотя это практическое правило работает во многих случаях (около 80%), в конце концов оно дает вам приблизительный, а не идеальный результат.
И будут моменты, когда у вас будет более сложная сцена с заметными интересными объектами на переднем плане.
В таких случаях вам понадобится более точный метод расчета вашего гиперфокального расстояния, и здесь вам пригодятся следующие несколько методов:
Недостатки гиперфокальной дистанционной фокусировки
Вот одна большая проблема с фокусировкой на гиперфокальном расстоянии:
Хотя технически он будет поддерживать приемлемую резкость ближайшей точки переднего плана и самой удаленной точки фона …
… эти области часто только лишь в пределах допустимой резкости, так что они не будут столь резким, как они могли бы быть.
Это связано с тем, что резкость уменьшается при движении назад (и вперед) от точки фокусировки.
Таким образом, хотя область прямо вокруг вашей точки фокусировки (то есть прямо на гиперфокальном расстоянии) будет сверхчеткой, области на краю диапазона глубины резкости станут намного мягче (хотя все еще в диапазоне приемлемой резкости. ).
По этой причине, если вы снимаете сцену, в которой в основном задействованы удаленные объекты и нет заметных объектов переднего плана, вы можете отказаться от техники фокусировки на гиперфокальном расстоянии и вместо этого просто сосредоточиться на удаленных объектах. Таким образом вы получите максимально резкие области кадра — удаленные объекты.
Пейзажное фото, требующее увеличенной глубины резкостиЕще одна проблема с фокусировкой на гиперфокальном расстоянии заключается в том, что вы столкнетесь с ситуациями, когда вашей глубины резкости, даже если она максимизирована, недостаточно.
Другими словами:
Даже с самой совершенной техникой фокусировки на гиперфокальном расстоянии вы все равно получите размытые области на вашем изображении.
Это связано с тем, что даже у фокусировки на гиперфокальном расстоянии есть свои пределы. Это не заставляет вашу глубину резкости волшебным образом охватить всю сцену; вместо этого он просто максимизирует доступную вам глубину резкости.
Вот где вступает в игру ключевая альтернатива фокусировке на гиперфокальном расстоянии:
Альтернатива гиперфокальной дистанционной фокусировке
Бывают моменты, когда гиперфокальное расстояние не достигает необходимой глубины резкости для резкого переднего, среднего и заднего планов.
Тогда вам захочется использовать другую технику:
Наложение фокуса — фокусстекинг
Просто сфокусируйтесь на интересующей точке на переднем плане и сделайте снимок.
Затем сфокусируйтесь на бесконечности и сделайте еще один снимок.
Объедините два изображения в Photoshop, используя встроенный в Photoshop инструмент наложения фокуса или вручную (с помощью простого маскирования).
Таким образом, вы сможете комбинировать резкие части каждого кадра для получения максимально четкого результата.
Вывод по вышенаписанному
Если вы хотите получать резкие изображения на всем протяжении, вам нужно понимать фокусировку на гиперфокальном расстоянии.
К счастью, есть несколько простых методов определения гиперфокального расстояния даже во время съемки.
И если вы не можете получить желаемый результат с помощью фокусировки на гиперфокальном расстоянии, вы всегда можете вместо этого использовать focus stacking!
» Как определить и использовать гиперфокальное расстояние для получения резкого фона
Представьте, что вы отправились фотографировать пейзажи. У вас в кадре красивый передний план и отличный задний фон, и вы хотите, чтобы как можно больше элементов в кадре были в фокусе.Вы устанавливаете маленькое значение диафрагмы, чтобы получить большую глубину резкости. Но все же вы понимаете, что не все элементы в кадре будут четкими.
Дело в том, что объектив просто не способен обеспечить приемлемую резкость одновременно всех объектов в кадре (от находящихся вблизи вплоть до самого горизонта). Можно сфокусироваться на чем-то очень близком, рискуя получить размытый фон. Или можно сфокусироваться на далеко расположенных объектах, при этом элементы переднего плана могут оказаться смазанными.
Итак, на чем лучше сфокусироваться? Точнее, на каком минимальном расстоянии можно сфокусироваться, чтобы сохранилась резкость объектов на заднем фоне?
С этим вопросом фотографы, особенно пейзажисты, сталкиваются довольно часто.Ответ на этот вопрос дает понятие «гиперфокальное расстояние», которое, несмотря на пугающее название, относительно не сложно постигнуть. Гиперфокальное расстояние подразумевает ближайшую точку, на которой можно сфокусироваться и сохранить при этом приемлемую резкость самых отдаленных объектов на фоне.
В этой статье вы узнаете, как рассчитать и использовать это расстояние.
Какие факторы определяют гиперфокальное расстояние?
Прежде чем перейти к фактическом расчету расстояния, давайте поговорим о самом понятии. Гиперфокальное расстояние зависит от трех факторов. Это те же самые три фактора, которые определяют глубину резкости, так что вы можете быть с ними знакомы.
- Диафрагма: Первый фактор, как можно догадаться, это ваша диафрагма. Более широкая глубина резкости позволяет сфокусироваться на более близких объектах и сохранить резкость фона. Поэтому чем меньше значение диафрагмы, тем ближе гиперфокальное расстояние.
- Фокусное расстояние: Вторым фактором является фокусное расстояние. Чем меньше фокусное расстояние (и шире угол обзора), тем ближе гиперфокальное расстояние.
- Размер матрицы: Последним фактором, определяющим гиперфокальное расстояние, является размер вашего цифрового сенсора.Чем больше цифровой сенсор, тем ближе гиперфокальное расстояние.
Гиперфокальное расстояние на примерах
Лучше всего объяснить гиперфокальное расстояние на примере старых объективов, поэтому начнем именно с такого объектива.
На объективах пленочных камер, как правило, нанесена шкала, позволяющая определить, на каких расстояниях сохраняется приемлемая резкость при данной диафрагме. Например, взгляните на этот 50-мм объектив:
Поскольку это объектив с фиксированным фокусным расстоянием и предполагает 35-мм фотоаппарат, единственный фактор из трех, который можно изменить, это значение диафрагмы.
Шаг 1: Установить диафрагму; Шаг 2: Фокус на «бесконечность» должен совпадать с величиной диафрагмы; Шаг 3: На гиперфокальное расстояние будет указывать центральная линия
Гиперфокальное расстояние определяется диафрагмой
Определить гиперфокальное расстояние на объективе, похожем на изображенный сверху, будет довольно легкои без каких-либо расчетов. Настройте необходимую величину диафрагмы, а затем убедитесь, что отметка «бесконечности» на шкале фокусировки совпадает с установленным значением диафрагмы. Теперь точка фокусировки указывает на гиперфокальное расстояние!
В приведенном выше примере, если вы используете диафрагмуf/16, установите значок «бесконечности»над значением 16. При этом вы получите гиперфокальное расстояние, которое составляет примерно 5 метров (или около 17 футов).
Гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния
В приведенном выше примере все полностью зависит от диафрагмы. Однако, как упоминалось ранее, гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния. Широкоугольные объективы будут иметь гораздо меньшее расстояние, чем среднеформатные объективы или телеобъективы. Для иллюстрации давайте повторим предыдущий пример с 28-мм объективом:
В обоих случаях диафрагмы объективов установлен на f/16, при этом значок «бесконечности» находится над числом 16. В то время как гиперфокальное расстояние для 50-мм объектива было 5 метров (17 футов), для 28-мм объектива гиперфокального расстояние составляет всего 1,5 метра (5 футов)!
И наоборот, телеобъективы будет иметь гораздо большие гиперфокальные расстояния. Так, если вы хотите обеспечить резкость всех элементов в кадре, телеобъектив будет не очень хорошим выбором.
Как определить гиперфокальное расстояние
В современных камерах настройка диафрагмы осуществляется самой камерой, а не вручную, поэтому на новых аппаратах вы не увидите шкалына объективе. К счастью, существуют лучшие способы определения гиперфокального расстояния.
Итак, давайте перейдем непосредственно к нахождению гиперфокального расстояния. Есть несколько различных способов определить эту величину без осуществлениярасчетов.
1. Интернет-ресурсы
Существует целый ряд бесплатных онлайн-калькуляторов и приложений для телефона. Например, DOFMaster предлагает диаграмму и калькулятор, а также имеет приложение для смартфона. Есть также множество других ресурсов. Их можно использовать для определения гиперфокального расстояния либо дома на компьютере, либо на телефоне непосредственно во время съемки.
2. Таблицы гиперфокальных расстояний
Если вы отправились на съемку, у вас под рукой может не оказаться смартфона или тем более компьютера. Поэтому я рекомендую вам распечатать такую таблицу и всегда хранить ее в сумке.
Я подготовил таблички, которые вы можно смело использовать. Поскольку гиперфокальное расстояние частично зависит от размера матрицы вашей камеры, я подготовил таблички для разных размеров цифрового сенсора. Просто выберите подходящую таблицу для вашей камеры:
- Фотокамеры Микро 4:3
- Фотокамеры APS-C
- Полнокадровые фотокамеры
В этих таблицах каждому значению фокусного расстояния и диафрагмы, которые вы планируете использовать, соответствует определенное гиперфокальное расстояние. Верхняятаблица показывает значения в метрах, а нижняя – в футах.
В любом случаеникаких расчетов не требуется!
Как использовать гиперфокальное расстояние для фокусировки
Итак, вы узнали, как определить гиперфокальное расстояние. Но как его применять?
Вам необходимо установить фокус на гиперфокальное расстояние. Есть несколько различных способов, как это сделать.
Чтобы вручную настроить фокус, убедитесь, что вы переключили свой объектив в режим ручной фокусировки. Затем просто вращайте кольцо фокусировки, пока не достигнете необходимого значения расстояния на шкале, расположенной в верхней части вашего объектива (если на объективе есть такая шкала). Например, если вы снимаете на камеру стандарта APS-C с фокусным расстоянием 35 мм и диафрагмой f/11, то ваше гиперфокальное расстояние будет около 5,6 метра или 18 футов. Верхняя часть вашего объектива должна выглядеть следующим образом:
Если на вашем объективе нет шкалы, вам придется определить расстояние с помощью видоискателя. В этом случае вам необходимо сфокусироваться на каком-нибудь объекте, находящемся на расстоянии примерно 5,6 метра или 18 футов от вас.
То же самое можно сделать в режиме автофокуса. Просто сфокусируйтесь на чем-то не расстоянии около 5,6 метра.
Иногда передний план более важен, чем фон, и тогда можно вообще забыть о гиперфокальном расстоянии. Но когда вы используете сверхширокий угол и маленькую диафрагму (как на этом снимке, сделанном при расстоянии 14 мм и диафрагме f/18), гиперфокальное расстояние может находиться на расстоянии всего 30 см.
Когда использовать гиперфокальное расстояние
Наиболее полезным гиперфокальное расстояние будет тогда, когда у вас нет цели сделать какие-либо элементы на вашем снимке более резкими, чем другие. В этих случаях гиперфокальное расстояниепредставляет собой удобный инструмент, и я рекомендую его использовать.
Но если есть конкретный объект на фотографии, забудьте о гиперфокальном расстоянии. Просто сфокусируйтесь на этом объекте. Это самое главное.
Если вы хотите обеспечить предельную резкость всех элементов на вашей фотографии, вы также можете забыть о гиперфокальном расстоянии. В этом случае, наверное, лучше попробовать совмещенный фокус. Гиперфокальное расстояние подразумевает приемлемую резкость фона в одном кадре.
Если вы установите фокус точно на гиперфокальном расстоянии, вы обеспечите приемлемую резкость самых отдаленных объектов вашего фото. Если для вас очень важна именно отдаленная часть снимка и ее резкость оказалась недостаточной, вам, возможно, придется сфокусироваться немного дальшегиперфокального расстояния.
Необходимо отметить, что когда вы фокусируетесь на гиперфокальном расстоянии, вы жертвуете резкостью переднего плана ради резкости фона. Весь смысл гиперфокального расстояния – это определить точку, в которой вы можете сохранить задний фон в фокусе, при этом вы игнорируете передний план. Во многих случаях, однако, более важно сохранять четкость переднего плана, а не заднего фона. Поэтому гиперфокального расстояния вряд ли можно считать инструментом на все случаи жизни.
Заключение
Гиперфокальное расстояние может быть отличным инструментом для сохранения резкости определенных элементов вашего снимка. Чаще всего оно применяется в пейзажной фотографии, где необходимо обеспечить четкость заднего фона. В этих случаях установить фокус вам помогут таблицы гиперфокальных расстояний.
Через определенное время, у вас, возможно, выработается «чувство», позволяющее самостоятельно правильно настроить фокус. Развить такие навыки помогут гиперфокальные расстояния. Поэтому не стесняйтесь использовать таблицы. Однако не стоит следовать этим таблицам беспрекословно, но заглядывать в них время от времени будет не лишним.
Автор: Джим Амель
Фокусировка в пейзаже. Простой метод настройки на гиперфокальное расстояние
Одним из важнейших понятий в пейзажной фотографии является гиперфокальное расстояние. Бывают случаи, когда у фотографа не оказалось ни калькулятора глубины резкости изображаемого пространства, ни таблицы гиперфокальных расстояний. Это типичная ситуация для новичков, и наши ученики часто спрашивают, как с этим справляться.
Раньше мы советовали классический способ “раздели пространство в кадре на три части и настройся на первую треть”. Однако этот способ очень грубый и совсем нам не нравится. Хорошенько поразмыслив, мы придумали новый способ наводки на гиперфокальное расстояние. До этого нигде, ни в книгах, ни в интернете мы его не встречали.
Несколько слов для тех, кто не знает, что такое гиперфокальное расстояние. Мы не будем приводить здесь формальное определение этого термина, так как по нему сложно понять практическую пользу. Поэтому, мы сформулируем определение именно с точки зрения практики:
Гиперфокальное расстояние – расстояние, сфокусировавшись на которое, вы получаете макисмальную глубину резкости изображаемого пространства (при заданных диафрагме и фокусном расстоянии).
Теперь перейдём к изобретённому нами новому способу (предполагается, что камера уже стоит на штативе, выдержка, диафрагма и светочувствительность выставлены правильно, режим фокусировки “ручной”):
1. Включаем режим
live view.2. Увеличиваем (масштабируем) участок кадра, в котором находится наиболее удалённый объект (бесконечно удалённый объект).
3. Настраиваем объектив на минимальную дистанцию фокусировки
(картинка при этом станет нерезкой).
4.

5. Медленно перефокусируем объектив
до тех пор, пока наш “бесконечно удалённый объект” не окажется резким (сразу остановиться, дальше кольцо фокусировки не крутить!)
Всё, вы настроены на гиперфокальное расстояние. Можете быть уверены, что бесконечность будет резкой, а ГРИП будет простираться от бесконечности до минимально близкой (на сколько это возможно) к вам точке. Если глубина резкости показалась вам слишком маленькой, то прикройте диафрагму и повторите процедуру.
Для большей наглядности мы сняли для вас видеоролик в котором последовательно демонстрируем все действия.
Важные дополнительные замечания:- Данная инструкция создана по принципу солдатской и не даёт понимания причин, по которым этот способ работает.
Поэтому, если будут пожелания (проявляйте активность в комментариях), мы можем написать об этом более развёрнуто с необходимым ликбезом о понятии гиперфокального расстояния.
- Наш способ не может полностью заменить таблицы гиперфокальных расстояний, так как не позволяет оценить расстояния, поэтому диафрагму придётся подбирать либо руководствуясь своим опытом, либо методом тыка.
- Способ действует только в том случае, когда в камере есть функция предпросмотра глубины резкости.
- Следует помнить, что чрезмерное закрытие диафрагмы приводит к ухудшению качества изображения из-за эффекта дифракции:
У нас ещё много интересных фотографических материалов на сайте, а также на других страницах в разных социальных сетях. Подписывайтиесь и следите а нами там, где вам удобно.
Программа расчета глубины резкости
Версия 2.1
Как пользоваться
В программе можно открыть четыре окна.
Стартовое окно программы с включенной справочной информацией о размерах объекта, попадающего в кадр. | Окно для работы с дистанциями меньшими одного метра. Переход на это окно осуществляется при изменении дистанции стрелками или перетаскивании человечка вплотную к камере. |
Справочное окно для оценки допустимого круга нерезкости. Открывается при нажатии на знак вопроса. | Окно с информацией о версии программы. Открывается при нажатии на логотип. Если компьютер подключен к Интернету, то при щелчке по ссылке открывается данная статья. |
Программой можно пользоваться как простым калькулятором. В этом случае стрелочками над и под значениями фокусного расстояния, диафрагменного числа и допустимого кружка нерезкости выбираем необходимые параметры, стрелочками внизу окна выбираем расстояние, на котором находится объект фокусировки, и считываем значение переднего и заднего плана. В нижней строчке красным цветом отображается положение до начала бесконечности и положение переднего плана при фокусировке на гиперфокальное расстояние. Программа позволяет графически представить полученные результаты. Так, точка фокусировки отмечена зеленым человечком на дороге. Глубину резкости можно оценить по тому, какие деревья резко изображены на обочине дороги. Если задний план находится в бесконечности, становятся видны горы на горизонте. Расстояние можно изменять, и перетаскивая человечка вдоль дороги. Если расстояние становится меньше 1 м, то открывается окно, которое показывает значение глубины резкости, положение резких планов относительно цветка, который тоже можно перетаскивать по экрану. Красный флажок на дороге отмечает гиперфокальное расстояние, красная полоса на дороге – границу резко регистрируемого переднего плана при наводке на него. Эта часть программы не претерпела изменений с самой первой версии. Расчет ведется в соответствии с нижеприведенными формулами, дающими однозначный результат, если задано фокусное расстояние, диафрагма и круг нерезкости.
Все изменения в программе связаны с дополнительной справочной информацией, облегчающей выбор допустимого круга нерезкости. Эта часть служит не для получения точного числа, а для грубой оценки и лучшего понимания критериев, определяющих выбор допустимого круга нерезкости. В последней версии программы добавлено окно, позволяющее оценить угол поля зрения и размер объектов, попадающих в кадр. Отображается горизонтальный угол зрения, обозначенный как hfov, и вертикальный, обозначенный как vfov. Углы рассчитываются для кадра, размер которого отображается в правом верхнем углу экрана красным цветом. Отображение углов и ожидаемой картинки на экране можно отключить, щелкнув по экрану камеры в левом нижнем углу экрана. Угол зрения полезен при съемке панорам для оценки необходимого числа кадров при заданном фокусном расстоянии и размере матрицы. Кроме того, этот параметр мне представляется существенно более разумным, чем используемое часто вместо него приведенное фокусное расстояние.
Сегодня, когда процент людей с опытом работы с пленочными зеркальными камерами с комплектом объективов с разными фокусными расстояниями ничтожно мал по сравнению со снимающей публикой, это не облегчает жизнь фотографам со стажем и вводит в заблуждение новичков, поскольку к понятию фокусного расстояния, принятому в оптике, не имеет никакого отношения, и определяет не расстояние от линзы до точки, в которой сходится параллельный пучок, а угол, под которым виден объект, занимающий кадр целиком. Расчет углов в программе производится для нормальных (прямолинейных) объективов и не может быть применен к объективам типа «рыбий глаз». Фокусное расстояние в программе может быть изменено до значений нереальных для некоторых комбинаций нормальный объектив + матрица, и, следовательно, картинка, отображающая ожидаемое изображение на экране камеры, тоже будет нереальной 🙂 Так, нормальный объектив с фокусным расстоянием 15 при работе с кадром 36х24 мм дает горизонтальный угол зрения 100 градусов, а объектив «рыбий глаз» с аналогичным фокусным расстоянием уже 140 градусов.
Подробнее о разнице в угле зрения объективов разной конструкции см. в статье «Сверхширокоугольный объектив Мир-47».
Оценка допустимого круга нерезкости осуществляется после нажатия на знак вопроса в верхнем правом углу. Для получения правильного значения необходимо сделать выбор в верхнем и одном из двух нижних выпадающих меню. Верхнее меню служит для задания размера кадра, следующее меню позволяет задать число пикселей в матрице, либо пункт AgBr, который подразумевает использование средней пленки с относительно хорошим объективом. Если выбрать в верхнем меню размер кадра 36х24 мм и в следующем меню AgBr, то программа будет давать значения, близкие к нанесенным на оправу объективов. Самое нижнее выпадающее меню позволяет задать размер желаемого отпечатка. Его целесообразно использовать, если ваша камера имеет запас по числу пикселей, но вы не собираетесь печатать большие отпечатки. В этом случае оценка производится из условия печати, например, на сублимационном принтере с разрешением 300 точек на дюйм. Это близко к тому, что может увидеть глаз с расстояния наилучшего видения в 25 см. Во втором окне в этом случае будет отображаться число мегапикселей у матрицы, размер двух пикселей которой равен расчетному кругу нерезкости.
Я рекомендую сделать серию тестовых снимков мир, чтобы определить экспериментально допустимый кружок рассеяния для вашего аппарата. Весьма вероятно, что он будет определятся возможностями объектива, а не матрицы.
В программе, кроме допустимого кружка фокусировки, отображается также значение линейного предела разрешения (dp). Если линейный предел разрешения превысит заданный размер допустимого кружка фокусировки d, то фон под значениями диафрагмы допустимого кружка фокусировки и линейного предела разрешения станет розовым. В этом случае, чтобы получить реальные значения, надо изменить либо диафрагму, либо допустимый кружок фокусировки.
- Фокусное расстояние
- Диафрагма
- Допустимый круг нерезкости
- Линейный предел разрешения
- Размер кадра
- Число пикселей в матрице
- Размер отпечатка
- Дистанция
- Положение переднего и заднего планов
- Гиперфокальное расстояние
- Положение переднего плана при фокусировке на гиперфокальное расстояние
Программу можно использовать, не выходя из этой статьи, можно записать отдельно и запускать с помощью Macromedia Flash Player или через обозреватель, запустив файл rezkost. html. Последняя версия программы при запуске на локальной машине позволяет редактировать стартовые значения. Для этого надо отредактировать файл datarzk.txt. Для матрицы можно задать значения недоступные из меню программы, они будут действовать пока вы не введете новые в меню. Форматы записи:
dn6=0.016&fn=35&dnr1=24&wc=3&hc=2&mp=9&
или
fn=35&dnr1=24&wc=3&hc=2&mp=9&
где fn=35& — означает, что начальное фокусное расстояние равно 35 мм, а dn6=0.016&, что допустимый кружок нерезкости равен 16 мкм. Данное значение круга нерезкости действует до тех пор пока, не нажата кнопка со знаком вопроса. После входа в меню оценки допустимого круга нерезкости приоритет будет отдан заданным в данном меню параметрам. Если допустимый кружок нерезкости не задан, то он рассчитывается из количества чувствительных элементов в матрице, задаваемом в Мп. dnr1=24& — размер длинной стороны кадра 24 мм, wc=3&hc=2& — отношение сторон кадра в данном случае 3:2, mp=9& — количество чувствительных элементов в матрице равно 9 Мп.
Использование КПК накладывает определенные ограничения, связанные с тем, что у вас нет правой клавиши мыши, и тем, что компьютер узнает о положении курсора только в момент касания пером экрана. Он не способен различить нахождение пера над кнопкой и собственно нажатие на кнопку, поэтому, возможно, при переходе от одной кнопки к другой придется делать лишнее нажатие.
В программе используется латинский шрифт, так как это позволяет, во-первых, воспользоваться без проблем шрифтами КПК и не тратить места на внедрение начертания букв в файл программы, а во-вторых, мне не удалось подобрать мелкий кириллический шрифт, который бы четко читался на КПК.
Теория и практика
Глубина резкости рассчитывается по довольно простым формулам, однако заниматься расчетами в процессе съемки не всегда удобно, за время вычислений пчела может и улететь. ; ; где p – расстояние между плоскостью изображения и плоскостью наведения, А — относительное отверстие, f — фокусное расстояние, d – допустимый кружок рассеяния, p1 – положение переднего плана, p2 – положение заднего плана.
Фотографическую разрешающую способность фотообъектива характеризуют числом параллельных штрихов (линий), которое данный объектив может воспроизвести на отрезке фотоматериала длиной 1 мм. Аналогично определяется и разрешение фотоматериала. Линейное разрешение фотообъектива – величина, обратная разрешению в линиях. Для оценки разрешающей способности фотообъектива с учетом разрешающей способности фотослоя линейные разрешения объектива и фотослоя следует суммировать. Для определения глубины резко изображаемого пространства предметов допустимый кружок расфокусировки должен соответствовать сумме линейных разрешений объектива и фотослоя. Однако как бы хорошо мы не сфокусировались на объекте, и как бы не была высока разрешающая способность объектива, предельная разрешающая способность оптической системы изображать раздельно две близко расположенные точки ограничивается дифракцией на границе зрачка. Согласно дифракционной теории светящаяся точка в силу дифракции на диафрагме изображается в виде кружка рассеяния. Этот кружок состоит из яркого центрального ядра, которое называется кружком Эйри, и окружающих его темных и светлых колец. Рэлей сделал вывод, что две равно яркие точки видны раздельно, если центр кружка Эйри одной точки совпадает с первым минимумом второй точки. Из критерия Рэлея следует, что разрешающая способность идеального фотообъектива при использовании миры абсолютного контраста и освещении монохромным светом зависит только от отношения фокусного расстояния к диаметру зрачка, то есть от диафрагменного числа. И линейный предел разрешения оптической системы равен:где K- диафрагменное число, f- фокусное расстояние, лямбда – длина волны. При длине волны 546 нм, получим для линейного предела разрешения значение, равное K/1500.
Применительно к матрице цифровой камеры можно считать, что 2 линии будут различимы, если диаметр кружка фокусировки меньше линейного размера двух чувствительных элементов. В этом случае, если изображение 2 белых линий ведется точно на центры двух несмежных чувствительных элементов, то сигнал на них будет максимален, в элементе же, находящемся между ними, — минимален. Конечно, малейший сдвиг изображения относительно матрицы приведет к тому, что мы не сможем различить линии. Если штрихи тест-объекта идут под некоторым углом к столбцам чувствительных элементов, то, рассматривая изображение построчно, можно увидеть чередующиеся сплошные и пунктирные линии. Получается структура, напоминающая ткань сорта муар.
Мои измерения системы объектив + матрица показывают, что реальное разрешение в полтора раза хуже предельного теоретического разрешения для одной матрицы, и для получения линейного разрешения надо размер двух чувствительных ячеек умножить на 1,6.
При съемке пейзажа очень важным является знание гиперфокального расстояния, или начала бесконечности. Этими терминами обозначается дистанция до объекта, при фокусировке на который задний резкий план находится в бесконечности. Если мы установим на шкале аппарата гиперфокальную дистанцию, то задний план будет лежать в бесконечности, а передний план находится вдвое ближе точки фокусировки. Если мы наведем аппарат на бесконечность, то передний план будет совпадать с гиперфокальной дистанцией. Т.о. наводя аппарат не на бесконечность, а на гиперфокальную дистанцию, мы вдвое приближаем границу резкого переднего плана.
Для ориентировки в допустимых кружках рассеяния в приведенной ниже таблице даны характерные значения линейных пределов разрешения типичных объективов, фотопленок и матриц.
Размер кадра | Разрешающая способность | Линейный предел разрешения | |
мм | линий/мм | мкм | |
Матрица | |||
ICX252AQ, 3 Мп | 7,2х 5,35 | 145 | 7 |
1/27″, 6 Мп | 5,3 x 4 | 280 | 3,5 |
1/25″, 7 Мп | 5,75 x 4,31 | 265 | 4 |
1/23″, 10 Мп | 6,16 x 4,62 | 295 | 3 |
1/23″, 12 Мп | 6,16 x 4,62 | 325 | 3 |
1/1,8″, 6 Мп | 7,2 х 5,35 | 200 | 5 |
1/1,8″, 12 Мп | 7,2 х 5,3 | 280 | 3,5 |
1/1,7″, 10 Мп | 7,6 x 5,7 | 240 | 4 |
1/1,6″, 12 Мп | 7,78 x 5,83 | 255 | 4 |
2/3″, 6 Мп | 8,8 х 6,6 | 170 | 6 |
2/3″, 12 Мп | 8,8 х 6,6 | 230 | 4,5 |
4/3″, 6 Мп | 18 x 13,5 | 85 | 12 |
4/3″, 12 Мп | 18 x 13,5 | 110 | 9 |
APS, 6 Мп | 23 х 15 | 65 | 15 |
APS, 12 Мп | 23 х 15 | 85 | 12 |
APS, 15 Мп | 23 х 15 | 105 | 9 |
APS, 18 Мп | 23 х 15 | 115 | 9 |
36х24 мм, 12 Мп | 36 x 24 | 55 | 18 |
36х24 мм, 21 Мп | 36 x 24 | 75 | 13 |
36х24 мм, 24 Мп | 36 x 24 | 85 | 12 |
Пленка | |||
Kodak ProFoto II 100 | 36х24 | 125 | 8 |
Kodak Gold Plus 100 | 36х24 | 100 | 10 |
Kodak T-Max 100 | 36х24 | 200 | 5 |
ORWO NP-15 | 36х24 | 170 | 6 |
ORWO NP-27 | 36х24 | 85 | 12 |
ФОТО-32 | 36х24 | 200 | 5 |
ФОТО-64 | 36х24 | 150 | 7 |
ФОТО-250 | 36х24 | 100 | 10 |
Микрат-МФН | 36х24 | 520 | 2 |
ДС-4 | 36х24 | 68 | 15 |
ЦО-32Д | 36х24 | 60 | 17 |
Объектив | |||
Индустар 100У | 90х60 | 70 | 14 |
Волна-3 | 60х60 | 50 | 20 |
Гелиос 44 | 36х24 | 45 | 22 |
Мир 38 | 60х60 | 42 | 24 |
Индустар 61Л/З | 36х24 | 42 | 24 |
На хорошей пленке можно различить до 100 линий на мм. Хорошие объективы для 35 мм пленочных камер имеют по центру разрешающую способность 40-60 линий на мм. Для оценки разрешения системы объектив + пленка линейные пределы разрешения для пленки и объектива складываются, т.е. в типичном случае можно зарегистрировать порядка 50 штрихов на мм. Т.е. допустимый кружок фокусировки для этой системы равен 20 микрон.
На объективы, предназначенные для ручной фокусировки, обычно наносится шкала глубины резкости. Воспользовавшись программой, легко решить обратную задачу и определить допустимый круг нерезкости, который был взят для расчета шкалы.
Шкала резкости на объективе Волна -3 для аппарата Киев 88 с F=80 мм . Шкала нанесена из расчета, что допустимый круг нерезкости равен примерно 65 мкм.
Таблица глубин резкости на фотоаппарате Welta с объективом Xenon F=50 мм. Таблица составлена из расчета, что допустимый круг нерезкости равен примерно 40 мкм
Я проанализировал шкалы и на остальных своих объективах, и вот что у меня получилось:
Объектив | Фокусное расстояние | Допустимый круг нерезкости |
Пеленг | 8 | 15 |
Зенитар | 16 | 25 |
Мир 47 | 20 | 28 |
Мир 24 | 35 | 30 |
Мир 1 | 37 | 40 |
Мир 26* | 45 | 100 |
Xenon | 50 | 40 |
Индустар 50-2 | 50 | 45 |
Юпитер 3 | 50 | 40 |
Canon EF 50/1,4 | 50 | 30 |
Индустар 61Л/З | 50 | 40 |
Гелиос 44 | 58 | 40 |
Мир 38* | 65 | 70 |
Индустар 58* | 75 | 40 |
Волна-3* | 80 | 65 |
Pentacon | 135 | 45 |
* — помечены объективы для среднеформатных камер. |
Как мы видим в большинстве случаев, шкала строится в предположении, что результатом будет отпечаток 10х15 см. Наибольший разброс в размерах круга нерезкости наблюдается у объективов среднеформатных камер. Т.о. если мы хотим получить максимум возможного из пленки и объектива, то следует учитывать, что глубина резко изображаемого пространства будет меньше диапазона, указанного на объективе. Скачать последнюю версию
Лицензионное соглашение
Сейчас принято предварять любую программу лицензионным соглашением. Следуя духу времени, сделал это в 2001 году и я. Обобщив чужой опыт написания подобного документа, я пришел к выводу, что все сводится к следующему заявлению:
Дорогой пользователь, кушай на здоровье.Если подавился, то сам дурак.
Если будешь кормить других, забыв о поваре, то готовься к очной ставке с кузькиной матерью.
Данное лицензионное соглашение распространяется на все исполнимые модули программы. Последняя версия 2. 1 может быть скачена и с исходными кодами, и в этом случае я счел необходимым изменить свои пожелания по ее использованию и, следовательно, и лицензионное соглашение. Free Software Foundation проделала огромную работу по оттачиванию формулировок и я решил воспользоваться плодами их деятельности. Данная программа распространяется под лицензией, совпадающей с русским переводом GENERAL PUBLIC LICENSE GNU.
Попытаюсь пояснить, почему я просто не воспользовался лицензией GPL GNU.
1) Мое понимание выдвигаемых условий должно быть максимальным. Очевидно, что это надо делать на родном языке вне зависимости от уровня владения иностранным и доверия переводчику. Родной язык большинство знают лучше иностранного, а себе доверяют больше, чем любому другому :-).
2)В предисловии к переводу сказано:
«Настоящий перевод Стандартной Общественной Лицензии GNU на русский язык не является официальным. Он не публикуется Free Software Foundation и не устанавливает имеющих юридическую силу условий для распространения программного обеспечения, которое распространяется на условиях Стандартной Общественной Лицензии GNU. Условия, имеющие юридическую силу, закреплены исключительно в аутентичном тексте Стандартной Общественной Лицензии GNU на английском языке.»
Однако, в моем понимании, иерархия условий, определяющих деятельность Интернета, основывается сперва на Декларации Независимости Киберпространства, а уж затем на всех документах, ей не противоречащих.
Декларация гласит:
«Правительства получают полномочия из согласия управляемых. Вы его не спрашивали, и не получали от нас. Мы не приглашали вас. Вы не знаете нас, вы не знаете наш мир. Киберпространство не находится внутри ваших границ. Не думайте, что вы можете строить его, как если бы это был проект общественной постройки. Вы не можете этого делать. Это — явление природы, и оно растет само по себе через наши коллективные действия.
Вы не участвовали в нашем огромном и растущем диалоге, вы не создавали богатства нашего рынка. Вы не знаете нашу культуру, нашу этику, наши неписаные законы, которые уже обеспечивают в нашем обществе больше порядка, чем могло быть получено от любого из ваших предписаний.
Вы утверждаете, что у нас есть проблемы, которые вы должны решить. Вы используете эту претензию как оправдание, чтобы вторгнуться в наши владения. Многие из этих проблем просто не существуют. Где имеются реальные конфликты, где имеются правонарушения, мы будем выявлять их, применяя к ним наши собственные средства. Мы формируем наш собственный Социальный Контракт. Это руководство возникнет согласно условиям нашего мира, но не вашего. Наш мир иной.»
Таким образом, вопрос о юридической силе отпадает. Нарушая мои пожелания, высказанные в данной лицензии, вы наживаете врага. Вы не можете знать, что существенно, а что нет, и какая реакция последует. Надо просто следовать букве лицензии или быть готовым, что последует, возможно, не адекватная в вашем понимании реакция. Люди разные — одни живут с лозунгом Свобода или смерть, другие готовы согласиться на шмон в аэропорту ради иллюзорного обеспечения безопасности. Как писал Бенджамин Франклин, один из творцов американской государственности: Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности. Похоже, его потомки не вняли его заветам, и не стоит идеализировать современное американское законодательство и следовать ему, распространяя с программой лицензию на английском языке.
- Версия 2.1 для настольного компьютера — Zip архив, включающий три файла (rezk21f1.html, rezk21f1.swf, datarzk.txt)
- Версия 2.1 с исходными кодами — Zip архив, включающий пять файлов (rezk21f1.html, rezk21f1.swf, rezk21f1.fla, datarzk.txt, GPL russian translation.htm)
- Версия 1.19 для старых КПК — Zip архив, включающий три файла (rezk19f4.html, rezk19f4.swf, datarzk.txt)
Версия 2.1 от 9 сентября 2009 г.
Добавлена справочная возможность отображать угол поля зрения и размер объекта, попадающего в кадр в плоскости фокусировки. Увеличено число задаваемых в файле datarzk.txt стартовых параметров. Слегка оптимизирован код.
Программа впервые распространяется вместе с исходными кодами. Причина этого шага, в первую очередь, заключается в том, что я постепенно полностью отказываюсь от использования в своей работе ОС семейства Windows. А поддержка технологии flash под Linux не позволяет продолжить ее разработку, поэтому если кто то решит улучшить или дополнить программу, то флаг ему в руки. Программа Flash5linux на сегодняшний день не позволяет открыть и редактировать текст данной программы. Для работы и ее модернизации, вероятно, надо приобретать программный пакет фирмы Adobe и работать под Windows, что в мои ближайшие планы не входит.
Версия 1.9 от 15 сентября 2007 г.
Исправлены некоторые проблемы, связанные с отображением при длительной работе без перезагрузки. Пополнен список матриц для выбора допустимого кружка рассеяния. Эта версия программы при запуске на локальной машине позволяет редактировать стартовые значения фокусного расстояния и допустимого кружка рассеяния. Для этого надо отредактировать файл datarzk.txt.
Версия 1.5 от 11 января 2005 г.
Опубликована в статье: Чудо механики – объектив PC MICRO-NIKKOR 85 мм 1:2,8 D
Версия 1.4 от 27 ноября 2004 г.
Опубликована в статье: MINOX DC-6311
Изменены стартовые значения допустимого кружка рассеяния, фокусного расстояния и диафрагмы.
Добавлена возможность оценки допустимого кружка рассеяния по размеру матрицы и числу пикселей, либо желаемому размеру отпечатка в предположении, что печать происходит на сублимационном принтере или фотобумаге с разрешением 12 точек на мм. Оценка допустимого круга нерезкости осуществляется после нажатия на знак вопроса в верхнем правом углу. Для получения правильного значения необходимо сделать выбор в верхнем и одном из двух нижних выпадающих меню. Верхнее меню служит для задания размера кадра, следующее меню позволяет задать число пикселей в матрице, либо пункт AgBr, который подразумевает использование средней пленки с относительно хорошим объективом. Если выбрать в верхнем меню размер кадра 36х24 мм и в следующем меню AgBr, то программа будет давать значения, близкие к нанесенным на оправу объективов типа Индустар. Самое нижнее выпадающее меню позволяет задать размер желаемого отпечатка. Его целесообразно использовать, если ваша камера имеет запас по числу пикселей, но вы не собираетесь печатать большие отпечатки.
Версия предполагает использование Flash Player 6.
Версия 1.01 от 13 ноября 2001 г.
Впервые опубликована в статье: Из жизни пчел или о макросъемке на природе и глубине резкости
Для того, чтобы установить программу на КПК, достаточно распаковать архив, и его содержание (два файла, html и swf) поместить в произвольную директорию КПК. В установках Microsoft Internet Explorer должен быть выбран пункт «Fit to Screen». Этот выбор вступает в силу после перезагрузки страницы. При испытании на Cassiopeia Е-125 выяснилось, что, хотя процессор с тактовой частотой 150 МГц, казалось бы, довольно мощный, однако обработка графики вызывает у него существенные задержки. Видеосистеме КПК не нравятся полупрозрачные области и необходимость постоянно пересчитывать картинку. Конечно, здесь виноват не только компьютер, но и интерпретатор Flash.
Архив (zip) — 15Кб.
Объяснение гиперфокального расстояния
Гиперфокальное расстояние может сбивать с толку как начинающих, так и опытных фотографов. Однако, если вы хотите делать максимально резкие изображения, особенно пейзажные фотографии, это просто бесценно. В этой статье я объясню гиперфокальное расстояние и дам несколько методов для получения максимально резких фотографий с максимальной глубиной резкости. В этой статье рассматриваются диаграммы гиперфокального расстояния, а также другие, более простые методы определения гиперфокального расстояния.
(Обратите внимание: хотя методы, которые мы представляем в этой статье, довольно просты для понимания, гиперфокальное расстояние само по себе может быть сложной темой. Если вы новичок, я настоятельно рекомендую прочитать о диафрагме и глубине резкости, прежде чем углубляться в эту статью. ).
1. Что такое гиперфокальное расстояние?
Гиперфокальное расстояние, в простейшем случае, — это расстояние фокусировки, которое дает вашим фотографиям максимальную глубину резкости. Например, представьте пейзаж, в котором вы хотите, чтобы все — передний план и задний план — выглядело резким. Если вы сфокусируетесь на переднем плане, фон на изображении будет выглядеть размытым. А если вы сосредоточитесь на заднем плане, передний план будет выглядеть не в фокусе! Как это исправить? Просто: вы фокусируетесь на определенной точке между передним планом и фоном, что делает и передний план, и фоновые элементы сцены достаточно резкими.Эта точка фокусировки называется гиперфокальным расстоянием.
В оптическом мире гиперфокальное расстояние немного более тонкое. Техническое определение — это наименьшее расстояние фокусировки , которое позволяет объектам на бесконечности быть приемлемо резкими . Под «бесконечностью» я подразумеваю любой далекий объект — например, горизонт или звезды ночью.
- Согласно одной интерпретации, гиперфокальное расстояние вашего объектива будет зависеть от диафрагмы. Почему? Подумайте об этом так: если у вас широкая диафрагма, например, f / 2, вам нужно будет сфокусироваться довольно далеко, чтобы объекты, находящиеся на бесконечности, оказались в фокусе.
Однако при небольшой диафрагме f / 11 или f / 16 удаленные объекты будут оставаться резкими, даже если ваш объектив сфокусирован более близко. Итак, в этом случае гиперфокальное расстояние приближается к вашему объективу, поскольку вы используете меньшую диафрагму.
- Однако согласно другой интерпретации, гиперфокальное расстояние , а не , зависит от диафрагмы. Почему нет? В этой интерпретации гиперфокальное расстояние — это расстояние фокусировки, которое обеспечивает , равную резкости между передним и задним планами. Это не то, что меняется при изменении диафрагмы (даже если и передний план, и фон становятся все более и более не в фокусе при широкой диафрагме).
- Причиной этих разных интерпретаций является ключевая фраза «приемлемо резкая» в определении гиперфокального расстояния. Для некоторых людей приемлемая резкость является точным значением, в то время как для других «приемлемо резкость» означает, что фон равен по резкости переднему плану. Ни одна из интерпретаций неверна, и определение гиперфокального расстояния позволяет нам использовать любую из них.
Тем не менее, вторая интерпретация имеет то преимущество, что предлагает самую резкую общую фотографию спереди назад, поскольку она не отдает приоритет резкости фона над резкостью переднего плана.
Ваше фокусное расстояние также оказывает огромное влияние на гиперфокальное расстояние. По мере увеличения ваше гиперфокальное расстояние перемещается все дальше и дальше. Для объектива 20 мм вам может потребоваться сфокусироваться всего в нескольких футах от объектива, чтобы горизонт (удаленный фон на бесконечности) был достаточно резким. С другой стороны, для объектива 200 мм ваше гиперфокальное расстояние может составлять сотни футов.
Важно отметить, что если вы сфокусируете фокус на гиперфокальном расстоянии, ваша фотография будет резкой от до половины , указывающих на бесконечность.Итак, если ваше гиперфокальное расстояние для данной апертуры и фокусного расстояния составляет десять футов, все от пяти футов до самого горизонта будет казаться резким.
Sony RX100 IV + 24-70 мм F1,8-2,8 @ 10,15 мм, ISO 200, 1/13, f / 112.

Не для всех фотографий требуется фокусировка объектива на гиперфокальном расстоянии . Рассмотрим, например, вид на далекую гору. Если вы стоите на вершине смотровой площадки и на вашем переднем плане нет никаких объектов, было бы глупо пытаться вычислить гиперфокальное расстояние, поскольку ближайший к вам объект фактически находится на бесконечности.Только сосредоточьтесь на далеких горах! И ваша диафрагма тоже не имеет значения — поскольку ближайший объект находится так далеко, вы можете снимать на широко открытой диафрагме, если хотите (вероятно, не очень хорошая идея, поскольку большинство объективов не такие резкие при широкой диафрагме, но это просто теоретически). Гиперфокальное расстояние важно для расчета только тогда, когда у вас есть объекты , близкие, и , расположенные на расстоянии от вашего объектива, которые должны быть резкими. Поскольку вы фактически фокусируете между этими объектами, ни один из них не является «идеально» резким; они оба просто достаточно близки или «достаточно резкие».
Точно так же даже гиперфокальное расстояние не придет на помощь, если у вас есть объекты, которые находятся на слишком близко от вашего объектива. Например, невозможно, чтобы удаленный объект был резким одновременно с объектом, который находится всего в нескольких дюймах от вашего объектива (если вы не снимаете с помощью специального оборудования, такого как объектив с управлением перспективой / наклоном-сдвигом, объектив, прикрепленный к сильфоны и т. д.). Вместо этого у вас есть два варианта: вы можете использовать наложение фокуса (сделать несколько фотографий с разным расстоянием фокусировки, а затем объединить их вместе при постобработке) или вы можете отодвинуть камеру подальше от ближайшего объекта.Последнее часто предпочтительнее, потому что наложение фокуса — непростой метод, и у него есть свои недостатки и ограничения.
При съемке далеких пейзажей без элементов переднего плана не нужно беспокоиться о гиперфокальном расстоянии, поскольку фокусировка установлена на бесконечность.
3. Дополнительная справочная информация
В приведенных выше разделах есть несколько упрощений, чтобы облегчить понимание темы новичками. В этом разделе мы рассмотрим более подробную справочную информацию.Их не так важно понимать, поэтому не стесняйтесь пропустить этот раздел, но я хочу внести ясность, если вы искали лучшее понимание гиперфокального расстояния.
На самом деле формула, которая определяет гиперфокальное расстояние объектива (согласно интерпретации № 1), выглядит следующим образом:
Как правило, вам не нужно использовать такую формулу для фотографирования; вместо этого вы можете посмотреть приложение или диаграмму, которая уже рассчитывает это. Однако, если вас интересует оптическая наука, лежащая в основе гиперфокального расстояния, это может быть ценным способом визуализации ваших настроек.
Приведенная выше формула объясняет, почему большое фокусное расстояние (скажем, 200 мм) или большая диафрагма (скажем, f / 2) заставляют ваше гиперфокальное расстояние отодвигаться дальше от камеры. Третья переменная в этой формуле, круг замешательства, достаточно сложна, чтобы заслужить отдельную статью; Я дам здесь лишь краткое описание. По сути, круг нерезкости, измеряемый в миллиметрах, — это размер, который нечеткая точка света на сенсоре вашей камеры могла бы появиться из-за того, что она не в фокусе.Большой кружок нерезкости представляет собой более размытую область на фотографии исключительно из-за того, что находится не в фокусе.
Неудивительно, что некоторые фотографы придумали значения для круга нерезкости, которые «достаточно малы», чтобы все же казаться резкими на фотографии. Традиционно для пленочной фотографии наиболее размытым приемлемым кругом нерезкости считалось 0,03 мм для 35-мм пленочного изображения. Это число основано на резкости, которую люди со зрением 20/20 могут видеть при просмотре отпечатка 8 × 10 с расстояния около 10 дюймов.
На практике, особенно учитывая современные камеры с высоким разрешением, можно утверждать, что круг неясностей должен быть намного меньше. Камеры с более высоким разрешением позволяют получать отпечатки гораздо большего размера, чем 8 × 10, и люди, которые рассматривают их (особенно вблизи), могут очень легко заметить размытие 0,03 мм. Таким образом, чем выше ваше разрешение (а точнее, чем больше размер вашего отпечатка), тем легче заметить неидеальное качество изображения.
Интересно, что почти все расчеты гиперфокального расстояния и диаграммы используют стандартное значение 0,03 мм, указанное выше, несмотря на потенциально огромные различия в разрешении! Итак, если вы используете диаграмму, которая дает 0,03 мм размытия фона, велика вероятность, что фотография на самом деле не будет выглядеть такой резкой, как вы могли ожидать.
4. Использование диаграммы гиперфокального расстояния
Наиболее распространенный метод определения гиперфокального расстояния фотографии — использовать таблицу, подобную приведенной ниже:
С помощью такой диаграммы вы контролируете две переменные: ваше фокусное расстояние и ваше значение диафрагмы. График, в свою очередь, показывает гиперфокальное расстояние. Разделив это расстояние на два, вы узнаете ближайший объект, который будет в фокусе. Если вы заинтересованы в создании наиболее точной диаграммы гиперфокального расстояния, вам следует рассчитать свои собственные значения, используя формулу, приведенную в предыдущем разделе; Приведенные выше числа были рассчитаны для круга нерезкости 0,03 мм, что, как уже отмечалось, не всегда лучше для современных камер, больших отпечатков и близких расстояний.
Чтобы использовать диаграмму гиперфокального расстояния, выполните следующие действия:
- Выберите объектив и обязательно запишите используемое фокусное расстояние.
- Выберите значение диафрагмы.
- Найдите гиперфокальное расстояние, соответствующее выбранному вами фокусному расстоянию и диафрагме.
- Сфокусируйте объектив на гиперфокальном расстоянии. Это можно сделать путем оценки или по шкале фокусировки на вашем объективе (если она у вас есть).
- Теперь все от половины этого расстояния до бесконечности будет резким.
Как вы можете догадаться, существует бесчисленное множество приложений для смартфонов, которые делают то же самое — и они намного лучше, чем диаграмма, которая требует больше времени и имеет меньше точных значений.Тем не менее, и диаграмма, и приложение удовлетворяют одному и тому же требованию; они обеспечивают гиперфокальное расстояние для данных настроек камеры.
К сожалению, есть несколько проблем с диаграммами гиперфокальных расстояний. Самая большая проблема в том, что они не принимают во внимание пейзаж, который вы фотографируете. Хотя они могут сделать фон ваших фотографий достаточно резким, как насчет вашего переднего плана? Эти диаграммы не знают, находится ли ваш передний план рядом с камерой или далеко на расстоянии.Они просто не оптимизированы для современных фотоаппаратов — и, фактически, они не были оптимальными даже во времена кино по той же причине. То же верно и для приложений с гиперфокальным расстоянием. (Вы можете более подробно ознакомиться с этой темой в нашей статье о том, почему диаграммы гиперфокального расстояния неточны.)
Еще одним серьезным недостатком диаграмм гиперфокальных расстояний является их непрактичность. Вы действительно хотите принести карту в поле во время съемки? Чтобы найти значения и сосредоточиться на правильном месте, может потребоваться некоторое время, особенно с учетом того, что это не так уж и точно.Эти таблицы могут быть полезны при съемке на пленку, но возможность просматривать цифровые изображения обычно делает их ненужными. Неудивительно, что многие фотографы просто действуют методом проб и ошибок, просматривая свои фотографии после каждого кадра. Однако есть методы получше, о которых я расскажу ниже.
Обратите внимание, что резкость распространяется от ближайшей скалы до далеких гор на заднем планеSony A7R + FE 16-35mm F4 ZA OSS @ 21mm, ISO 100, 1,6 сек, f / 16
5.Использование шкалы фокусировки
Некоторые объективы, особенно старые или фиксированные с ручной фокусировкой, имеют шкалу фокусировки на корпусе объектива. Взгляните на пример ниже, где шкала фокусировки заключена в красный цвет:
Эти шкалы показывают вам, какую именно глубину резкости вы получите при данной апертуре, включая ближнее и дальнее расстояние, которое будет резким. В приведенном выше случае при f / 11 сцена имеет глубину резкости от одного до двух метров на расстоянии.
К сожалению, не все объективы имеют шкалу фокусировки, и многие производители отказываются от этой функции в своих более дешевых объективах. Некоторые объективы с по имеют шкалу фокусировки, в том числе многие современные автофокусные штрихи, показывают только одно или два значения диафрагмы. Зум-объективы еще более проблематичны. Хотя некоторые современные зум-объективы имеют шкалу фокусировки, многие из них не включают значения диафрагмы, так как эти числа не могут быть точными одновременно для обоих крайних значений диапазона увеличения.(У некоторых старых пуш-пульных зум-объективов на тубусе нарисованы шкалы фокусировки, которые остаются точными при увеличении объектива. ) Однако, если вам посчастливилось иметь объектив со шкалой фокусировки, выполните следующие действия, чтобы найти свой гиперфокальное расстояние:
- Определите значение диафрагмы для фотографии с учетом необходимой глубины резкости.
- На вашем объективе будут две черточки, соответствующие диапазону глубины резкости, как показано выше. Совместите одну из этих черточек с точкой в центре знака ∞.(Хотя на фотографии это не очевидно, шкала фокусировки будет вращаться из стороны в сторону при фокусировке объектива.)
- Другая черточка указывает, где заканчивается глубина резкости. Теперь вы будете сфокусированы на точке гиперфокального расстояния.
К сожалению, как и у диаграмм гиперфокальных расстояний, у этих шкал есть несколько проблем. Наиболее важным является то, что они также основаны на круге нерезкости 0,03 мм, что означает, что ваши фотографии могут иметь слегка размытый фон на больших отпечатках.Не все шкалы фокусировки также полностью точны, а некоторые объективы меняют фокусное расстояние при экстремальных температурах. Чтобы увидеть, есть ли у вашего объектива точная шкала фокусировки, вам просто нужно проверить ее самостоятельно.
Однако, если вы снимаете объективом со шкалой фокусировки, это, безусловно, может быть ценным методом в вашем распоряжении. Это может быть самый быстрый способ определить ваше гиперфокальное расстояние, и для этого не требуется внешняя диаграмма или приложение. Только не забудьте проверить свои линзы заранее; этот метод может быть недостаточно точным для ваших целей.
NIKON D800E + 20mm f / 1.8 @ 20mm, ISO 100, 1/1, f / 11.06. Метод удвоения расстояния
Самый простой метод определения гиперфокального расстояния, который Насим использует чаще всего и учит его мастерские, основаны на свойствах, которые я уже обсуждал. Напомним, что все, от до половины вашего гиперфокального расстояния до бесконечности, находится в фокусе; Итак, чтобы найти гиперфокальное расстояние для данной сцены, вы можете просто удвоить расстояние между объективом и ближайшим объектом на фотографии. Например, если я хочу, чтобы цветок, находящийся на расстоянии пяти футов, был резким (вместе с фоном), мое гиперфокальное расстояние составляет десять футов.
Итак, чтобы использовать этот метод, выполните следующие действия:
- Посмотрите на сцену, которую вы фотографируете. Найдите ближайший объект, который должен казаться резким, и оцените расстояние до него от камеры. Если вам сложно оценить расстояние от точки обзора камеры, возможно, будет проще отойти от камеры, когда она установлена на штативе, чтобы более точно оценить расстояние.
- Удвойте эту оценку, чтобы найти ваше гиперфокальное расстояние.
- Сфокусируйте объектив на гиперфокальном расстоянии. Это можно сделать путем оценки или с помощью шкалы фокусировки на объективе (если она у вас есть и вы ей доверяете).
- Остановите диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости. Вы можете оценить правильную диафрагму (которая для широкоугольных объективов часто будет около f / 8 или f / 11) или просмотреть полученную фотографию, чтобы убедиться, что все резкое.
- Теперь все от половины этого расстояния (на котором находится объект переднего плана) до бесконечности будет резким.
NIKON D5500 + 16-28mm f / 2.8 @ 16mm, ISO 100, 1/4, f / 11
Это невероятно простой для запоминания трюк, который делает его очень полезным. Конечно, вам нужно научиться определять расстояния, но это довольно просто. Если у вас есть объектив с точной шкалой фокусировки, вы можете просто использовать его для измерения расстояния до ближайшего объекта после фокусировки на нем (желательно в режиме live view и увеличенном масштабе для большей точности). Преимущества этого метода очевидны: он не требует, чтобы вы носили карту, и он может быть более точным, чем значения, представленные на диаграмме гиперфокального расстояния.Даже ваши способности оценивать расстояние фокусировки со временем улучшатся, что делает этот метод очень полезным и, прежде всего, очень быстрым.
Чтобы облегчить понимание гиперфокального расстояния и метода удвоения расстояния, мы собрали для вас видео, в котором все подробно объясняется:
Станьте первым комментатором