Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Наталья гончарова художница фото – Ой!

Наталья Гончарова художница картины

Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница, авангардистка. Родилась в 1881 году в с.Архангельское. Её вклад в русское искусство сложно переоценить, так как картины этого автора считаются настоящими шедеврами, великим наследием русской культуры. Работы Натальи Гончаровой находятся в самых известных музеях, в частности в Русском музее Санкт-Петербурга. Выставки её работ регулярно проходят как на территории нашей страны, так и далеко за её пределами. Картины этой художницы являются одними из самых дорогостоящих в мире.

Наталья Гончарова училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с мужем, Михаилом Ларионовым, который также был художником, организовала художественное объединение «Ослиный хвост». Кроме картин писала иллюстрации к книгам, а также создавала декорации для театра. Умерла в Париже в 1962 году.

В интернет-магазине для художников Tubikspb вы сможете найти всё, что необходимо для вашего творчества. Отличный багет купить можно по самым приемлемым расценкам. Большой выбор товаров неизменно высокого качества.

 

 

Автопортрет с жёлтыми лилиями

 

Аэроплан над подъездом

 

Велосипедист

 

Испанка

 

Испанка

 

Каменная дева

 

Кошка

 

Крестьяне

 

Крестьянки

 

Крестьянские танцы

 

Купание лошадей

 

Лучистые лилии

 

Мальчик с петухом

 

Московская улица

 

На покосе

 

Натюрморт

 

Портрет Ларионова

 

Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного

 

Сбор винограда

 

Сирень

 

Урожай

 

Французский петух (Гальский петух)

 

Хоровод

 

art-assorty.ru

Наталья Гончарова — амазонка русского авангарда

Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница-авангардистка. Её вклад в русское искусство сложно переоценить, картины считаются настоящими шедеврами, великим наследием русской культуры. Работы Натальи Гончаровой находятся в самых известных музеях, в частности, в Русском музее Санкт-Петербурга. Выставки её работ регулярно проходят как на территории нашей страны, так и далеко за её пределами. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах».

Соляные столпы

Соляные столпы

Каменная дева

Каменная дева 

Родилась в 1881 году в с.Архангельское. Происходила из знаменитого дворянского рода Гончаровых, потомков купца и основателя Полотняного завода Афанасия Абрамовича. Её мать, Екатерина Ильинична (в девичестве Беляева) была дочерью профессора Московской духовной академии, дед, Михаил Сергеевич – волоколамским коллежским секретарём. Гончаровы владели несколькими сёлами и усадьбами в Тульской губернии. Всю жизнь художница проявляла значительный интерес к деревенской жизни.

Хоровод

Хоровод

Покос

Покос

Мытье холста

Мытье холста

Лен

Лен

Крестьянские танцы

Крестьянские танцы

Крестьянки

Крестьянки

Крестьяне

Крестьяне

В 1891 году семейство Гончаровых переехало в Москву. Наталью отдали в IV женскую гимназию, которую та окончила в 1898 году с серебряной медалью.

Французский петух (Гальский петух)

Французский петух (Гальский петух)

Урожай

Урожай

Уголок сада

Уголок сада

В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры в качестве вольной слушательницы. Её преподавателями оказались П.П. Трубецкой и С.М. Волнухин. Примерно в это время происходит судьбоносное знакомство художницы с её будущим супругом и единомышленником – Михаилом Ларионовым. Именно Ларионов посоветовал Гончаровой заняться живописью. “У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!” – заявил он.

Уборка хлеба

Уборка хлеба

Портрет Татьяны Рябушинской

Портрет Татьяны Рябушинской

Стрижка овец

Стрижка овец

В 1903 году Гончарова посещает Крым и Тирасполь. Здесь она выполнила серию плакатов для сельскохозяйственной выставки, проходившей в здании, построенном её отцом. Художница много писала на пленере: её ранние акварели и пастели отмечены сильным влиянием импрессионизма. По возвращении в Москву ей удалось продать некоторые работы видным коллекционерам современного искусства – А.И. Морозову, Н.П. Рябушинскому. Затем последовал небольшой перерыв в обучении, связанный с продолжительной болезнью.

Сирень

Сирень

Рябина. Панино, близ Вязьмы

Рябина. Панино, близ Вязьмы

Розовый свет

Розовый свет

В 1904 году Гончарова вернулась в училище, но перешла в мастерскую живописи. Здесь её преподавателем стал К.А. Коровин. Художница не забросила скульптуру и была отмечена малой серебряной медалью за анималистические работы. Она получила вторую медаль в 1907 году.
В 1908 году Гончарова поселилась в доме, спроектированном её отцом, в Трёхпрудном переулке. Она начинает брать частные уроки живописи в студии И.И. Машкова.

Разносчица апельсинов

Разносчица апельсинов

Пустота

Пустота

Чертополох

Чертополох

Цветы

Цветы

В 1909 году Гончарова перестала оплачивать обучение и была отчислена. Она начала активную творческую деятельность и впервые попробовала себя в качестве художницы-оформительницы. Её театральным дебютом стали эскизы костюмов и декораций к спектаклю “Свадьба Зобеиды” по пьесе Гуго фон Гофмансталя, поставленному частной студией Константина Крахта.

Примерно в это же время Гончарова приходит к декоративно-прикладному искусству, разрабатывает дизайны обоев. Она также оформила фризы нескольких особняков.

Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного

Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного

Портрет Ларионова

Портрет Ларионова

Попугаи

Попугаи

24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие скифских каменных баб, подобных палеотическим Венерам. Такое нетипичное для патриархального общества и, в особенности для Серебряного века, изображение женщины, отсылающее к могучему архетипу Великой Матери, вызвало негодование. Отдельные работы показались цензорам порнографическими (“Натурщица с руками на талии”, “Натурщица с закинутыми за голову руками”) и были арестованы. Выставка была закрыта. Историки отмечают, что этот случай был нетипичен даже для реакционной России, поскольку до него статью о порнографии никогда не применяли по отношению к произведениям искусства.

Пейзаж (с красной землей)

Пейзаж (с красной землей)

Павлин под ярким солнцем

Павлин под ярким солнцем

Обнаженная негритянка

Обнаженная негритянка

Особенностью живописи Гончаровой было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром, напоминавшее приемы Гогена. В 1911-12 гг. Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится “Велосипедист”. Однако, вновь и вновь возвращалась художница к примитиву.

Натюрморт с тигром

Натюрморт с тигром

Мотивы иконописи

Мотивы иконописи

Московская улица

Московская улица

Мать

Мать

В 1911 году была устроена выставка объединения “Бубновый валет”. По требованию цензуры из её экспозиции была изъята картина Гончаровой “Бог плодородия”. В том же году Гончарова и Ларионов покинули группу, так как в большей степени тяготели к примитивизму и русскому кубофутуризму, в то время как большинство “бубновалетцев” ориентировалось на современную западную живопись.

Маленькая станция

Маленькая станция

Литургия, св. Андрей

Литургия, св. Андрей

В 1912 году Гончарова стала заниматься книжной иллюстрацией. Она активно сотрудничала с футуристами и оформила такие издания, как сборник “Садок судей №2”, “Мирсконца” и “Игра в аду” А. Кручёных и В. Хлебникова, “Взорваль” и “Две поэмы. Пустынники. Пустынница” А. Кручёных, “Le Futur” и “Сердце в перчатках” К. Большакова и многие другие.

Лев

Лев

Купание лошадей

Купание лошадей

Купальщицы (триптих). Центральная часть

Купальщицы (триптих). Центральная часть

В 1912 году состоялась историческая выставка работ отколовшихся от бубновалетцев художников под названием “Ослиный хвост”. Именно там увидел свет знаменитый гончаровский четырёхчастный цикл “Евангелисты”. Цензоры пришли в ярость из-за неортодоксального изображения христианских святых, и выставка была со скандалом закрыта. По мнению одного критика, содержание картины не соответствовало её названию и самому духу выставки.
С одной стороны, Гончарова достаточно далеко ушла от канонов изображения святых, с другой – возродила в своём творчестве традиции древнерусского лубка. Её религиозные полотна носят печать двоеверия – характерного для русского крестьянства смешения христианства и язычества.

Евангелисты

Евангелисты

Богоматерь с младенцем

Богоматерь с младенцем

Богоматерь (с орнаментом). Религиозная композиция. Триптих. Центральная часть

Богоматерь (с орнаментом). Религиозная композиция. Триптих. Центральная часть

Через два года после происшествия Гончарова получила предложение выполнить роспись Троицкого храма в селе Кугурешты (Бессарабия) от его архитектора – знаменитого Алексея Щусева. Творчество Гончаровой даже получило одобрение архимандрита Александро-Невской лавры. Сохранились эскизы художницы, однако реализации проекта помешала гражданская война и отделение Бессарабии.

Архистратиг Михаил

Архистратиг Михаил

Ангелы, мечущие камни на город

Ангелы, мечущие камни на город

В 1915 г. Гончарова и Ларионов уехали из России, приняв предложение Дягилева о совместной работе. В дягилевской антрепризе художница трудилась над оформлением спектаклей “Русские сказки” на музыку А. К. Лядова, “Шарф Коломбины” Г. Гофмансталя и др. Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к “Свадебке” (1923) и “Жар-птице” (1926) И. Ф. Стравинского. После смерти Дягилева в 1929 г. эта работа прервалась, однако в дальнейшем Гончарова часто сотрудничала с театрами Европы и Америки; не оставляла она и занятий живописью и графикой, участвовала в выставках.

Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Золотой петушок"

Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Электрическая лампа

Электрическая лампа

Шабат

Шабат

В 1928 году некоторые картины Гончаровой оказались на московской выставке “Современное французское искусство” в Третьяковской галерее.

Кошки

Кошки

Ангелы и аэропланы

Ангелы и аэропланы

Автопортрет с жёлтыми лилиями

Автопортрет с жёлтыми лилиями

Эскиз костюма для литургии

Эскиз костюма для литургии

В 1928 году Гончарова познакомилась с поэтессой Мариной Цветаевой. У женщин завязалась многолетняя дружба. В 1930 художница нарисовала иллюстрации к поэме-сказке Цветаевой “Молодец”.

Костюм цыганки

Костюм цыганки

Костюм невесты

Костюм невесты

В 1961 году в Лондоне состоялась полномасштабная ретроспективная выставка работ Гончаровой и Ларионова, организованная Советом искусств Великобритании.

Испанские танцоры

Испанские танцоры

Испанка

Испанка

Испанка с веером

Испанка с веером

17 октября 1962 года художницы не стало. Её похоронили на парижском кладбище Иври. Последним, так и не реализованным проектом Гончаровой стали эскизы к росписи католической часовни в Шеврезе. По случаю её ухода парижский Музей современного искусства устроил ретроспективу.

Зелёный лес

Зелёный лес

Желтый и зеленый лес

Желтый и зеленый лес

В наши дни работы Гончаровой стали самыми дорогостоящими среди всех женщин-художниц. В 2007 году её картина “Сбор яблок” (1909) была продана на аукционе Christie’s за рекордные 4,948 млн фунтов стерлингов. В 2010 работа из цикла “Испанки” ушла с молотка вечерних торгов Christie’s за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов.

Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой

Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой

Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой

Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой

Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой

Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой

Аэроплан над поездом

Аэроплан над поездом

16 октября 2013 году в Третьяковской галерее на Крымском валу была открыта масштабная ретроспективная выставка “Между Востоком и Западом”, в экспозицию которой вошло порядка 400 работ: от живописных произведений до эскизов театральных костюмов.­

Динамо-машина

Динамо-машина

Гребцы

Гребцы

Гармония в голубом и зелёном

Гармония в голубом и зелёном

Весна. Белые испанки

Весна. Белые испанки

Велосипедист

Велосипедист

Ваза с цветами

Ваза с цветами

В мастерской художника

В мастерской художника

Букет и флакон красок

Букет и флакон красок

Текст подготовила Валерия Ольховская

www.bl-school.com

Наталья Гончарова — художник: биография и фото

Наталья Гончарова — художник-абстракционист, которая представляет достаточно редкое женское авангардное искусство. Ее жизнь и творчество являются ярким отражением тенденций развития общества и культуры 20 века. Ее картины сегодня стоят немало денег, а в свое время она подвергалась гонениям и критике за свой особый взгляд на мир.

наталья гончарова художник

Детство и происхождение

Родилась Наталья Гончарова 4 июня 1881 года в селе Ладыжино Тульской области в имении своей бабушки, которое находилось неподалеку от Ясной Поляны. По отцу Наталья восходит к тому роду Гончаровых, откуда вышла жена Пушкина, тезка художницы Наталья Гончарова. Их род идет от купца Афанасия Абрамовича — основателя полотняной фабрики в Калужской области. Бабушка Натальи происходила из семьи известного математика П. Чебышева.

Отец художницы Сергей Михайлович был архитектором, представителем московского модерна. Мама Екатерина Ильинична — дочь московского профессора духовной академии. Детство девочка провела в имении в провинции, и это навсегда привило ей любовь к сельской жизни. Соприкосновение с народным искусством оставило след в ее мировосприятии, и именно этим искусствоведы объясняют такую декоративность ее творчества. Когда девочке исполнилось 10 лет, семья переехала в Москву.

наталья гончарова художник выставка

Учеба

По приезде в Москву Наталья Гончарова, художник в будущем, поступает в женскую гимназию, которую и оканчивает в 1898 году с серебряной медалью. Несмотря на то, что у девочки были несомненные склонности к рисованию, она не рассматривала в юности серьезно возможность стать художником. По окончании гимназии она искала себя, пробовала работать в медицине, пыталась учиться в университете, но все это ее не увлекало. В 1900 году она стала сильно интересоваться искусством и через год поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс скульптуры С. Волнухина и П. Трубецкого.

Учеба ей давалась хорошо, в 1904 году она даже получила малую серебряную медаль за свои работы, но вскоре оставила учебу. В 1903 году она съездила в творческую командировку в Крым и Тирасполь, где зарабатывала рисованием плакатов для выставки сельского хозяйства, а также писала этюды и акварели в импрессионистской манере.

Художник Михаил Ларионов посоветовал ей не тратить время на скульптуру и заняться живописью: «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой», — сказал он. Встреча с Ларионовым изменила ее жизнь и намерения, она начинает много писать и искать свой стиль.

В 1904 году Гончарова возвращается к учебе, но переходит в студию живописи к К. Коровину. Скульптуру девушка не забросила и в 1907 году получает еще одну медаль. В 1909 году Наталья окончательно решает прекратить учебу, рассматривая перед собой другие горизонты.

Лучизм

Вместе с Михаилом Ларионовым Наталья Гончарова, художник, биография которой теперь навсегда связана с новым искусством, в начале 1910-х годов становится основоположником авангардного течения в живописи – лучизма. Это течение призывало вернуться к исконным истокам древнерусского искусства. Особое значение придавалось ритмике фольклора, музыка открывала доступ к исторической памяти человека и будила художественную фантазию.

Человек, по мнению Гончаровой и Ларионова, воспринимает мир как совокупность пересекающихся лучей, и задача художника передать это видение при помощи цветных линий. Ранние работы Гончаровой были очень яркими и экспрессивными. Она не только прониклась идеей лучизма, но и стремилась воплотить все новые идеи, которыми тогда изобиловала культура.

гончарова наталья сергеевна художник

Творческая биография

С 1906 года Наталья Гончарова, художник, фото работ которой сегодня можно увидеть в каталогах самых престижных музеев мира, начинает очень интенсивно писать. Поездка в Париж, где она вдохновилась работами фовистов и П. Гогена, заставляет ее отойти от импрессионизма и обратить свои взоры на новые течения. Увлекающаяся художница пробует себя в примитивизме («Мытье холста» 1910), кубизме («Портрет М. Ларионова», 1913), абстракции.

Много позже искусствоведы будут говорить, что такие метания не позволили ей развить всю мощь своего дарования. При этом она очень продуктивна и активна. С 1908 по 1911 годы она дает частные уроки в художественной студии живописца И. Машкова. Также Наталья возвращается к декоративно-прикладному искусству: пишет рисунки для обоев, оформляет фризы домов. Художница участвует в деятельности общества футуристов, сотрудничая с В. Хлебниковым и А. Крученых.

В 1913 году Гончарова снимается в экспериментальном кинофильме «Дама в кабаре футуристов №13», лента не сохранилась. На единственном уцелевшем кадре запечатлена обнаженная Гончарова на руках у М. Ларионова. В 1914 году она вновь побывала в Париже по приглашению С. Дягилева. В 1915 году художница сталкивается с серьезными трудностями цензуры. В 1916 году получает предложение сделать роспись церкви в Бессарабии, но этим планам помешала война.

наталья гончарова художник театр

Выставочная деятельность

В 1910-х годах Гончарова много выставляется, участвует в деятельности художественных обществ. В 1911 году она вместе с М. Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 — «Ослиный хвост», «Салон Золотого Руна», «Мир искусства», «Мишени», «№4». Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник». Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени. Вместе с футуристами она ходила по Петербургу с раскрашенным лицом, снималась в их фильмах. Почти все эти мероприятия, включая выставки, заканчивались скандалами и вызовом полиции.

В 1914 году состоялась большая персональная выставка работ Гончаровой, здесь было выставлено 762 полотна. Но также не обошлось без скандала: часть работы была изъята по обвинению в аморальности и оскорблении общественного вкуса.

Причиной таких эксцессов на авангардистских мероприятиях нередко была Наталья Гончарова, художник, выставка работ которой в последний раз состоялась в России в 1915 году. После этого Россия больше никогда не видела персональных выставок этой самобытной художницы.

наталья гончарова художник абстракционист

Цензура и ограничения

В 1910 году на выставке Общества Свободной Эстетики Наталья Гончарова, художник, работы которой и ранее не раз были признаны аморальными, показывает несколько картин с обнаженными женщинами в духе палеолитических Венер. Работы были арестованы по обвинению в порнографии, что было нетипично для царской России того периода, когда произведения искусства не попадали под цензуру. После очередного скандала отец Натальи пишет открытое письмо в газету, в котором упрекал критиков, что они не увидели живого духа творчества в работах дочери.

В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин «Евангелисты». Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых. В 1914 году с персональной выставки художницы были сняты 22 работы, после этого цензоры даже обратились в суд, обвинив Гончарову в кощунстве над святынями. За нее вступились многие деятели искусств того времени: И. Толстой, М. Добужинский, Н. Врангель. Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен. Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной верой в Бога.

наталья гончарова художник работы

Гончарова – иллюстратор

Наталья Гончарова — художник, который пробовал себя в разных формах проявления. Ее дружба с футуристами привела ее в книжную графику. В 1912 году она оформляет книги А. Крученых и В. Хлебникова «Мирсконца», «Игра в аду». В 1913 году – работы А. Крученых «Взорваль», «Пустынники. Пустынницы» и сборник «Садок судей №2» книжки К. Большакова. Гончарова одна из первых книжных графиков в Европе использовала технику коллажа. В некоторых своих работах она выступает на равных вместе с литераторами.

Например, книга А. Крученых «Две поэмы» на семи страницах размещены 14 рисунков, которые в той же мере формируют идею произведения, как и слова. Позже уже за границей Н. Гончарова создает иллюстрации к «Слову о полку Игореве» для немецкого издательства и для «Сказки о царе Салтане».

наталья гончарова художник испанка

Эмиграция

В 1915 году Гончарова Наталья Сергеевна (художник-авангардист) вместе со своим спутником жизни М. Ларионовым уезжает в Париж для работы с театром Сергея Дягилева. Вернуться в Россию им помешала революция. Они поселились в Латинском квартале Парижа, где побывал весь цвет русской эмиграции.

Во Франции пара органично влилась в круг местной богемы. Молодые люди устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В доме Гончаровой-Ларионова часто бывал Николай Гумилев, позже Марина Цветаева, которая очень сдружилась с Натальей Сергеевной.

Гончарова очень много работала в годы вынужденной эмиграции, но такого творческого взрыва, как в 10-е годы, в России она больше не пережила. Хотя ее циклы «Павлины», «Магнолии», «Колючие цветы» говорят о ней как о зрелом и развивающемся живописце.

наталья гончарова художник фото

Театральные работы

Наталья Гончарова — художник, театр для которой стал настоящим призванием. Она работала с А. Таировым в Камерном театре над постановкой «Веер». Эту работу очень высоко оценил В. Мейерхольд. Также в 10-х годах она начинает сотрудничать с С. Дягилевым, оформляя постановки в его «Русских сезонах». В Париже она работает с балетами «Жар-Птица», «Испания», «Свадебка». Гончарова продолжает сотрудничать с этим театром даже после смерти импресарио.

Лучшие работы

В мире не так уж много женщин-художников, тем более успешных. Одной из таких уникальных дам стала Наталья Гончарова. Художник, «Испанка» которой была продана более чем за 6 миллионов фунтов стерлингов, оставила богатое наследие. Ее работы находятся во многих крупнейших музейных и частных собраниях мира. К лучшим работам относят: «Мытье холста», «Сбор яблок», серия «Испанки», «Птица-Феникс», «Лес», «Аэроплан над поездом». Наталья Гончарова — художник-женщина с самой высокой стоимостью картин. Ее работа «Сбор яблок» (1909) была продана с аукциона почти за 5 миллионов фунтов стерлингов.

Личная жизнь

Наталья Гончарова — художник, у которого личная жизнь очень тесно переплелась с творческой. Еще в училище она познакомилась с Михаилом Ларионовым, с ним и связала судьбу на всю жизнь. Они были единомышленниками, друзьями, очень близкими людьми. Даже когда в Париже Ларионов увлекается Александрой Томилиной, пара остается вместе. В 1955 году они зарегистрировали брак, хотя отношения с Томилиной у Ларионова продолжались. Все жили в одном доме, но на разных этажах. И однажды, столкнувшись на лестнице со стареющей, слабой женой своего любовника, Томилина толкнула Наталью Сергеевну. Это падение ускорило смерть Гончаровой. 17 октября 1962 года мир покинула выдающаяся русская художница. Похоронили ее на парижском кладбище Иври.

fb.ru

Чем известна художница Наталья Гончарова? | Справка | Вопрос-Ответ

Наталья Гончарова — русская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Представительница русского авангарда начала 1910-х годов, один из самых ярких сценографов XX века.

Наталья Сергеевна Гончарова родилась 3 июля 1881 года в деревне Ладыжино Тульской области. Принадлежала к старинному дворянскому роду Гончаровых, приходилась двоюродной правнучкой жене Александра Сергеевича Пушкина.

Сергей Михайлович, отец Натальи, был архитектором, представителем московского модерна. Мама Екатерина Ильинична — дочь московского профессора духовной академии. Детство художницы прошло в Тульской губернии, где её отцу принадлежали несколько сёл и усадеб, что привило ей любовь к сельской жизни. Именно с этим искусствоведы связывают декоративность её зрелого творчества.

В 1891 году, когда девочке исполнилось 10 лет, семья переехала в Москву.

Образование

В Москве Наталья Гончарова поступила в женскую гимназию, которую окончила в 1898 году с серебряной медалью.

Несмотря на склонности к рисованию, в юности Гончарова не рассматривала серьёзно возможность стать художником.

В 1900 году поступила на медицинские курсы, но бросила их через три дня. В том же году в течение полугода училась на историческом факультете Высших женских курсов.

Тогда же стала сильно интересоваться искусством и через год поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс скульптуры С. Волнухина и П. Трубецкого.

В 1904 году она получила малую серебряную медаль за свои работы, но вскоре оставила учёбу.

Наталья Сергеевна Гончарова Наталья Сергеевна Гончарова Фото: Commons.wikimedia.org

Встреча с мужем

Во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Гончарова познакомилась со своим будущим мужем: живописцем Михаилом Ларионовым. Встреча с ним изменила жизнь и намерения девушки: она начинает много писать и искать свой стиль. Именно Ларионов посоветовал ей не тратить время на скульптуру и заняться живописью. «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой», — сказал он.

В 1904 году Гончарова возвращается к учёбе, но переходит в студию живописи к Константину Коровину. Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Скульптуру девушка не забросила и в 1907 году получила ещё одну медаль.

В 1909 году Наталья окончательно решает оставить учёбу. Она прекращает вносить оплату за обучение, и её отчисляют из училища.

Связав свою жизнь с Михаилом Ларионовым, она разделила его устремления и художественные взгляды. Гончарова пробует себя во многих направлениях живописи: кубизме («Портрет М. Ларионова», 1913) и примитивизме («Мытьё холста», 1910).

В это время художницу привлекает тематика крестьянского искусства. Она стремится познать сущность творчества народа. Гончарова возвращается к декоративно-прикладному искусству: пишет рисунки для обоев, оформляет фризы домов.

Репродукция картины «Мытье холста» художника Наталии Сергеевны Гончаровой. 1910 год. Репродукция картины Натальи Гончаровой «Мытьё холста». 1910 год. Фото: «РИА Новости»

С 1908 по 1911 годы она даёт частные уроки в художественной студии живописца Ильи Машкова.

Иллюстрирование

Художница участвовала в деятельности общества футуристов, сотрудничая с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. Дружба с футуристами привела её к книжной графике. В 1912 году Гончарова оформила книги Кручёных и Хлебникова «Мирсконца», «Игра в аду». Она одной из первых книжных графиков в Европе использовала технику коллажа.

Выставки

24 марта 1910 года в помещении литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики Гончарова организует свою первую персональную выставку, на которой было представлено 22 картины. Выставка продолжалась лишь один день: из-за представленной картины «Натурщица (на синем фоне)» Гончарова обвинялась в порнографии, несколько работ были конфискованы. Вскоре суд оправдал её.

В 1911 году она вместе с Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 — «Ослиный хвост». Далее — «Мишени», «№ 4». Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник». Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени.

В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова выставляла цикл из 4 картин «Евангелисты». Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых.

В 1914 году состоялась большая персональная выставка работ Гончаровой, было выставлено 762 полотна. Но также не обошлось без скандала: были сняты 22 работы, после этого цензоры обратились в суд, обвинив Гончарову в кощунстве.

В 1915 году состоялась последняя выставка работ Гончаровой в России. В июне Дягилев приглашает Гончарову и Ларионова для постоянной работы в его «Русских сезонах», они покидают Россию.

Эмиграция

Гончарова и Ларионов приехали во Францию, где супруги остались до конца жизни. Вернуться в Россию им помешала революция.

Они поселились в Латинском квартале Парижа, где любил бывать весь цвет русской эмиграции. Гончарова и Ларионов устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В их доме часто бывали Николай Гумилёв и Марина Цветаева.

Гончарова очень много работала в Париже, её циклы «Павлины», «Магнолии», «Колючие цветы» говорят о ней как о зрелом живописце. Марина Цветаева писала: «Как работает Наталья Гончарова? Во-первых, всегда, во-вторых, везде, в-третьих, всё. Все темы, все размеры, все способы осуществления (масло, акварель, темпера, пастель, карандаш, цветные карандаши, уголь — что ещё?), все области живописи, за всё берётся и каждый раз даёт. Такое же явление живописи, как явление природы».

Наталья Гончарова. Павлин под ярким солнцем, 1911 Наталья Гончарова. Павлин под ярким солнцем, 1911 Фото: Commons.wikimedia.org

Однако больше всего сил Гончарова отдавала работе в театре. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 году она была одним из ведущих художников его антрепризы. Она оформила балеты «Испанская рапсодия» (на музыку М. Равеля), «Жар-птица» (на музыку И. Стравинского), «Богатыри» (на музыку А. Бородина), оперу «Кощей Бессмертный» (на музыку Н. Римского-Корсакова).

В пятидесятые годы Наталья Сергеевна писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла».

В шестидесятые годы произошло возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой, их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. В 1961 году в Лондоне Советом искусств Великобритании была организована крупная ретроспектива работ Ларионова и Гончаровой.

Наталья Гончарова скончалась в Париже 17 октября 1962 года. Похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен.

После её смерти Музей современного искусства в Париже посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективу.

aif.ru

Картины художницы Натальи Сергеевны Гончаровой

Гончарова Наталья Сергеевна - Аэроплан над поездом (1913, Холст, масло. 55 x 83 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

Аэроплан над поездом (1913, Холст, масло. 55 x 83 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

В начале XX в. в кругах художников зазвучало имя Натальи Сергеевны Гончаровой (1881—1962 гг.). В ранних ее картинах преобладал импрессионизм. Но в дальнейшем она стала одной из родоначальников русского примитивизма. Увлекаясь темами народного искусства, Гончарова создала такие произведения, как «Уборка хлеба» (1908г.), «Идолы» (1908—1909 гг.) и «Рыбная ловля» (1909 г.).

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962)

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962)

Наталья Гончарова постоянно экспериментировала, и на определенном этапе у нее появился свой живописный прием: плоские цветовые пятна она заключала в четкий контур. Но эксперименты на этом не закончились.

Творческая дружба Гончаровой с М. Ф. Ларионовым подтолкнула художницу к увлечению лучизмом, однако и этот запал скоро иссяк, и уже в 1913 г. Наталья Сергеевна активно занялась книжной графикой и оформлением спектаклей («Золотой петушок» Римского-Корсакова). В 1915 г. вместе с Ларионовым Гончарова уехала в Париж и отдала всю себя оформлению театральной сцены.

Гончарова Наталья Сергеевна - Автопортрет с желтыми лилиями (1907, Холст, масло. 77 x 58.2 см, Третьяковская галерея, Москва)

Автопортрет с желтыми лилиями (1907, Холст, масло. 77 x 58.2 см, Третьяковская галерея, Москва)

Гончарова Наталья Сергеевна - Ангелы и аэропланы (1914г)

Ангелы и аэропланы (1914г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Архистратиг Михаил (1914г)

Архистратиг Михаил (1914г)

Гончарова Наталья Сергеевна - В мастерской худоника (1907г)

В мастерской худоника (1907г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Велосипедист (1913, Холст, масло. 78 x 105 см, Государственный Русский музей)

Велосипедист (1913, Холст, масло. 78 x 105 см, Государственный Русский музей)

Гончарова Наталья Сергеевна - Жнецы (1911г)

Жнецы (1911г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Испанка (1916г)

Испанка (1916г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Испанки (Гальский петух) (1916г, Бумага, графитный карандаш 64,2 х 49, Третьяковская галерея, Москва)

Испанки (Гальский петух) (1916г, Бумага, графитный карандаш 64,2 х 49, Третьяковская галерея, Москва)

Гончарова Наталья Сергеевна - Костюм цыганки (1916г, Бумага, акварель 67 х 50, Собрание С. И. Григорьянца)

Костюм цыганки (1916г, Бумага, акварель 67 х 50, Собрание С. И. Григорьянца)

Гончарова Наталья Сергеевна - Крестьяне (1911г)

Крестьяне (1911г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Купание лошадей (1911г, Холст, масло 117,2 х 102, Третьяковская галерея, Москва)

Купание лошадей (1911г, Холст, масло 117,2 х 102, Третьяковская галерея, Москва)

Гончарова Наталья Сергеевна - Орхидеи (1913г)

Орхидеи (1913г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Павлин под ярким солнцем (1911г)

Павлин под ярким солнцем (1911г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Прачки (1911-12г)

Прачки (1911-12г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Родная для родного Пушкина ()

Родная для родного Пушкина ()

Гончарова Наталья Сергеевна - Сирень (1906, Холст, масло, Нижегородский художественный музей)

Сирень (1906, Холст, масло, Нижегородский художественный музей)

Гончарова Наталья Сергеевна - Французский петух (Гальский петух) (1914г)

Французский петух (Гальский петух) (1914г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Четыре евангелиста

Четыре евангелиста

Гончарова Наталья Сергеевна - Шабат (1909-1910, Холст, масло. 137 x 118 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

Шабат (1909-1910, Холст, масло. 137 x 118 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

Гончарова Наталья Сергеевна - Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова Золотой петушок (Антреприза С. П.Дягилева.1914г)

Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова Золотой петушок (Антреприза С. П.Дягилева.1914г)

Гончарова Наталья Сергеевна -Московская улица (1909г)

Московская улица (1909г)

Гончарова Наталья Сергеевна -Мытье холста (1910, Холст, масло. 105 x 117 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Мытье холста (1910, Холст, масло. 105 x 117 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Гончарова Наталья Сергеевна -Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного (1911, Холст, масло, Государственный Русский музей)

Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного (1911, Холст, масло, Государственный Русский музей)

evivid.ru

Портреты Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской: kolybanov — LiveJournal

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА
По — ангельски кротко,
по — дьявольски томно
Шлёт взор из – под век,
А в грации шеи таится надломно
Тюльпана побег.

Изящной головки слегка озадачен
Прелестный бутон.
Кого осчастливил, кому предназначен
Сей дивный поклон?

Открытое платье всем кажет несмело
Обрушенность плеч.
Простите ей, люди.
Она не сумела супруга сберечь.

Когда довелось, не страшась катафалка,
Под дулом стоять,
Поэт посчитал —
за Такую не жалко
Жизнь богу отдать.

Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.

­
Наталья Гончарова. Неизвестный художник.
1810 год. Бумага. Акварель


А вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной:

«Натали еще девочкой-подростком­ отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Участвовала она и в прелестных живых картинах, поставленных у генерал-губернатора кн. Голицына и вызвала всеобщее восхищение. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею. Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех».

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».

«В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой».
(А.П. Арапова)

­
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1831-1832 г. Бумага, акварель.


«При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его — Александр Брюллов — смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет). Все последующие акварельные ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Автор их — Вильгельм Гау — с 1840 года придворный художник. Его многочисленные портреты Натальи Николаевны — более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 — 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство». из статьи Римской Корсаковой http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php

Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: «Вы власть, Вы могущество в обществе… Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать… Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели». Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.

­
А.С.Пушкин.Профиль Натали

­
В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель

­
К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель

­
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849

­
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.


Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым — молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну «заняться» её портретом, так как «сквозил характер лица». «Чрезвычайно изящная картина», написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: «…это один из лучших моих портретов… я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож».

­
И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949

Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение «Мадонна».

­
H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.

­
И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963


На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.

­
T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)

Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины — это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.

И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: «От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов… В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин».

Е. Павлова

История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне»13. В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.


­
К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856

На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.


оригинал:Великая Княжна Мария Николаевна здесь

kolybanov.livejournal.com

Художник Наталья Сергеевна Гончарова — фотографии и биография

Родилась в усадьбе Ладыжино своего отца  – архитектора Сергея Михайловича Гончарова и Екатерины Ильиничны Беляевой, дочери профессора Московской духовной академии. Она была правнучатой племянницей Н.Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской.

В 1891 году семья переезжает в Москву.

В 1898 году Наталья Гончарова закончила Четвертую женскую гимназию с серебряной медалью.

В 1900 году она поступила на медицинские курсы, но бросила их через три дня, далее полгода училась на историческом факультете Высших женских курсов. В этом же году познакомилась со своим будущим супругом Михаилом Ларионовым.

В 1901 году она поступила вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс скульптора-импрессиониста П.П. Трубецкого, потом занялась живописью под руководством К.А. Коровина. И училась там до 1909 года, когда она перестала платить за обучение и ее оттуда отчислили.

В 1903 году ее картины приобретают коллекционеры А.И. Морозов и Н.П. Рябушинский. Из-за болезни она прерывает занятия в МУЖВЗ и возвращается туда в 1904 году.

В 1904 году Наталья Гончарова получила малую серебряную медаль за анималистические скульптурные этюды.

В 1905 и в 1907 годах принимала участие в выставках Московского товарищества художников.

В 1906 году состоялась ее первая выставка за границей. В этот период Наталья Гончарова начала писать в стиле примитивизма, следуя тематике крестьянского искусства. Она написала картины «Мать», «Хоровод», «Уборка хлеба», «Евангелисты».

И Сергей Дягилев предложил ей участие в Осеннем салоне в Париже.

В 1907 году Наталья Гончарова была награждена серебряной медалью за скульптуру и в этом же году участвовала в выставке «Стефанос».

В1908-1909 годах она выставилась в салонах журнала «Золотое руно» в Москве. И в этом году начала жить в доме, построенном ее отцом в Трехпрудном переулке, 2а.

В 1909 году сделала эскизы декораций и костюмов для постановки «Свадьбы Зобеиды» Гуго фон Гофмансталя в частной театральной студии Константина Крахта. Параллельно создала несколько рисунков обоев и украшала интерьеры особняков.
В 1910 году она организовывала и участвовала в выставках «Бубнового валета».

24 марта 1910 года Наталья Гончарова сделала свою первую персональную выставку из 22 картин в литературно-художественном кружке Общества свободной эстетики. Выставка длилась один день – картина «Натурщица (на синем фоне)» послужила поводом к обвинению художника в порнографии и конфискована. Состоялся суд, на котором художница была оправдана. На судебном процессе ее защищал адвокат М.Ф. Ходасевич.

В 1912 году она вместе с М.Ф. Ларионовым создала объединение «Ослиный хвост» и организовала выставку. В этом же году приняла участие в выставке футуристов в Риме и постимпрессионистов Лондоне.

В 1912 году Наталья Гончарова начала иллюстрировать книги футуристов. В этом году были оформлены книги «Мирсконца», «Игра в аду» А.Крученых и В. Хлебникова.

В 1913 году она оформила книги «Взорваль», «Две поэмы. Пустынники. Пустынница» А.Крученых, сборник «Садок судей» № 2 и литографированные открытки со своими рисунками. В этом же году она участвовала в Первом немецком осеннем салоне в Берлине.

В 1914 году Наталья Гончарова возвращается в Россию и создает литографическую серию «Мистические образы войны» — большие литографии на патриотическую тему. Персональная выставка, демонстрируемая в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной, была закрыта – 22 картины были арестованы по санкции обер-прокурора Синода, несмотря на допуск духовного цензора к публичной демонстрации. Перед арестом была критическая статья, обличающая использование авангардистских техник в изображении религиозных сюжетов. В этом же году Наталья Гончарова оформила постановку «Золотого петушка» Н.А. Римского-Корсакова по заказу С.П. Дягилева.

В 1915 году Сергей Дягилев пригласил ее с мужем для работы в «Русских сезонах» в Париже, где они остаются до конца жизни.

В этом же году Наталья Гончарова и Михаил Ларионов устраивают персональную выставку в парижской галерее Поля Гийома, ставшую успешной.

В 1921 году Наталья Гончарова оформила издание книги «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина.

В 1923 году сделала оформление и иллюстрации для «Слова о полку Игореве».

Наталья Гончарова скончалась в Париже 17 октября 1962 года.

um.mos.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о