Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Натюрморт история возникновения – Натюрморт

Содержание

«История развития натюрморта, как жанра живописи».

    1. История развития натюрморта, как жанра живописи.

Натюрморт (фр. nature morte — «мертвая природа») — это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь. Данный вид искусства привлекает своими большими изобразительными возможностями, которые способствуют развитию композиционных навыков и цветовому построению.

Натюрморт передает нам определенные образы и символы окружающего нас мира. Вовлекает нас в мир общения предметов, предоставляя возможность побыть в роли собеседника. Истинный художник организовывает возможность зрителю увидеть тайный смысл окружающих нас предметов. Предварительно выбирая и выстраивая те или иные атрибуты в определенную композицию, которая несет в себе конкретную смысловую задачу.

Натюрморт зародился в Европе в период 16-17 столетия, но его предыстория возникла гораздо ранее. Наравне с бытовым жанром натюрморт продолжительное время не мог занять лидирующие позиции в живописи. Так как считалось невозможным передать через этот вид живописи основные общественные идеи. Благодаря великим мастерам этот жанр был признан вполне способным для передачи различных социальных условий, тем самым затрагивая различные общественные добродетели. С помощью различных атрибутов создавался тот или иной образ, отражающий смысл основной идеи. Вещи домашнего обихода, классифицировали социальное положение, образ жизни их обладателя, что было значимо для передачи образов социальных слоев.

Обращаясь к хронологии истории искусств, можно проследить за последовательностью расцветов и падений такого своеобразного жанра как натюрморт.

« Становление натюрморта как самостоятельного жанра живописи произошло благодаря творчеству голландских и фламандских художников XVII века. XVII век в Европе отмечен как век расцвета натюрморта. В этот промежуток были созданы все основные разновидности натюрморта.

Прогрессивное развитие натюрморта в западноевропейской живописи XVII века в значительной мере может быть объяснено особенностями общекультурной и мировоззренческой ситуации, в частности, предельным разведением и одновременно взаимным олицетворением таких категорий, как материальное и духовное, единичное и всеобщее. В натюрморте художественно утверждалась самая конкретная из всех конкретностей посюстороннего мира — вещь, продукт вполне конкретной деятельности человека, вместе с тем эти земные рукотворные вещи наделялись иносказательным, эмблематическим значением, воспринимались как знаки невещественных, духовных ценностей, как олицетворенное раздумье над смыслом человеческой жизни. Вещь, утратив иносказательное значение, перестает быть объектом большого искусства. Жанр натюрморта начинает постепенно изживать себя.

Возрождение его совершается в конце XIX — начале XX столетия. Благодаря своей сюжетной и, до некоторой степени, смысловой стерильности натюрморт в эти бурные для развития искусства десятилетия оказывается особенно удобным для творческого экспериментирования. Один из самых консервативных, с точки зрения иконографии, один из самых отстоявшихся в композиционном отношении, натюрморт позволял художникам осуществить самые смелые, порой доходившие до парадокса нарушения законов жанра, оставаясь в то же время в пределах его. Большинство экспериментов в этой области имело своей задачей возможно более полное сюжетное и образное развеществление вещей.

Вещи, как бы выходят за свои границы, теряют самозначимость, перестают быть равными самим себе. Они либо растворяются в свете и цвете, распыляются в излучении энергий, либо уплотняются в сгустки материи, образуя сочетания простейших объемов, либо рассыпаются на множество осколков — и из всего этого творятся на полотне новые вне вещественные или, наоборот, сверхвещественные вещи. Как и на полотнах XVII века, они обладают иносказательным смыслом, но, в отличие от классических натюрмортов, роль первичных элементов в этих живописных криптограммах выполняют не столько сами предметы, сколько их отдельные признаки, их качества которые насыщаются при этом повышенным смысловым напряжением.

В первые годы XX века происходит не только размывание границ вещей внутри натюрморта, но и в значительной мере размывание границ самого жанра. В распахнутых полотнах Матисса составляющие натюрморт предметы, пронизанные органическими ритмами природы, сливаются с пейзажем или сами превращаются в пейзаж, преодолевая преграду между миром живого и миром неживого. В сконструированных кубистических пейзажах Пикассо сама природа опредмечивается, приобретает черты сделанности, вещности, пейзаж уподобляется натюрморту». [8, с.46].

«Натюрморт занимал видное место и в творчестве французских художников – импрессионистов ( Мане, Сезанн, Моне и др.). Они стремились в своих произведениях воплотить первые свежие впечатления от увиденного. Для их натюрмортов, как и вообще для живописи импрессионистов, характерны: гармония чистых цветов, воспринятых непосредственно в природе, естественность и жизненная простота композиции.

Одним из лучших мастеров натюрморта был известный французский художник Шарден, сумевший проникнуть в интимную жизнь самых обыденных вещей, приблизить их к зрителю, и этому в большей степени способствует неяркий колорит его картин, глубоко продуманных и идущих от наблюдения жизни, простота и естественность в расстановке предметов.

В натюрмортах Шардена нет выработанных голландской школой строгих схем, однообразия в композиционных приемах, выборе предметов, палитры красок». [8, с.47].

В России натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, появился в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30—40-е годы XX века это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

infourok.ru

1. История развития натюрморта. Натюрморт как жанр живописи

Похожие главы из других работ:

Аниме

История развития аниме

Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов…

Живопись. Натюрморт. Масло

1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры…

Импрессионизм

1.1 История развития импрессионизма

На гребне идей Французской революции во французском искусстве происходят серьезные изменения. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира…

Мемориальный музей В.М. Шукшина: история и перспективы развития

1.1 История развития с. Сростки

Первое упоминание о селе Сростки найдено в документах середины XVIII столетия…

Натюрморт

1. История возникновения натюрморта и обучение натюрмортной живописи в художественно-педагогических образовательных учреждениях

Натюрморт

1.1 История натюрморта как жанра

В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение…

Натюрморт («Пасха») в технике масляной живописи

1.3 История возникновения и развития русского натюрморта

С тех пор как возникло искусство, изображение предметов повседневного быта стало обычным делом. Однако до конца XV века эти предметы служили дополнением к религиозным, героическим или мифологическим сюжетам…

Натюрморт как жанр живописи

1.2 История развития натюрморта в России

Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства…

Проект создания предприятия социально-культурного сервиса

1. История развития и преодоление преград на пути развития национальной школы

Создание творческих ярких акцентов в детской комнате, выполненных в технике батик

1. История развития батика

Батик — это рисунок, нанесённый особым способом. Речь идет об оригинальном способе украшения ткани путем нанесения узоров растопленным воском, с последующей окраской тех участков полотна, которые оставались незакрытыми…

Технологические особенности выполнения натюрморта в графике

1.1 История развития графики

История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет [1]. Графика — самое древнее из всех изобразительных искусств…

Традиции и новации в искусстве художников импрессионистов

1.1 История развития импрессионизма

До середины XIX столетия французские живописцы являлись частью системы, испытывая на себе воздействие сложного профессионального института, имевшего отделения по всем основным видам искусства…

Художественная культура Франции эпохи классицизма

1.1 История зарождения и развития классицизма

Чтобы понять, почему это направление в искусстве зародилось и получило такую популярность именно во Франции, обратимся к истории этого государства начала XVII века. После убийства короля Генриха IV в 1610 году официально до 1614 года…

Японская мультипликация

История развития аниме

Появление аниме Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками…

Японский минимализм в дизайне

1.1 История развития стиля

Первые зачатки минимализма в Европе обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году величайший немецкий поэт, философ и художник Иоганн Вольфганг Гете воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру…

cult.bobrodobro.ru

НАТЮРМОРТ. История возникновения и развития

 

В. Левина «Любопытная чайка», 2009

Что это — натюрморт? В картине представлено распахнутое окно, через него открывается вид на пейзаж: достаточно ли небольшой вещицы, чтобы это произведение получило основание называться не пейзажем, не интерьером, а натюрмортом?

Мир натюрморта — это мир искусственной реальности, реальности в той или иной мере преображенной человеком. Все живое в натюрморте становится мертвым — и тем самым прираннивается к вещам.

Мир натюрморта — мир неподвижного? Чтобы попасть в натюрморт, цветы должны быть срезаны, плоды и фрукты — сорваны, звери и птицы — убиты, морские животные — выловлены. Натюрморт — это изображение вещей, созданных руками человека, или продуктов живой деятельности. 

 

Шарден Жан Батист «Натюрморт с цветами в вазе», 1760-1763

 

Если в композицию включается изображение животного, способного к движению: мухи, ползающие по фруктам, бабочки, порхающей над цветами, собаки, принюхивающейся к дичи, или, наконец, человека, торгующего снедью, — то все это живое в натюрморте служит лишь целям выявления специфики мертвой природы — искусственной или ставшей искусственной реальности. В этом своем качестве натюрморт противостоит пейзажу, также изображающему внешний мир, но мир живой природы, естественной реальности.

 Бальтазар ван дер Аст «Корзина с фруктами», 1632

Натюрморт — это мир малых величин, композиционно укрупненных вещей, увиденных вблизи, рассмотренных в деталях.  В натюрморте предметы вырванны из естественных природных или функциональных связей и представляют в соотношениях, заданных человеком, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение: сознательно составленную криптограмму или неосознанно оставленный след. Самое расположение предметов часто указывает на на существование второго смыслового плана. Они сознательно расставлены только для данного раза, — и этим уже задан характер их восприятия: если вещи расставлены именно так, следовательно, сама расстановка значима.

 

Антонио Переда-и-Сальгадо «Натюрморт с часами» 1652 

Здесь, в картине, часы не просто измерительный прибор, они сохраняют от символики быстротекущего, неумолимого земного времени, и это усилено тем, что пьедесталом для циферблата служит несоразмерно маленькая, как бы сгибающаяся под его грузом человеческая фигура. Часы — эта эмблема бренности земного существования, помещены на границе двух зон: справа тяжелый красный бархатный занавес, перед ним хрупкая посуда, бытовая по своему назначению, как островок вещей, окружающих человека в этой кратковременной жизни; слева, на фоне глубокой тьмы, — два тяжелых глиняных кувшина, похожих на амфоры или урны. На переднем плане помещены морские раковины, напоминающие о море, о его вечном движении, а рядом — орехи, изъеденные червем. Расположение предметов в картине создает установку на разгадывание, любой предмет, любая деталь могла наделяться символическим смыслом, вне зависимости от того, вкладывал ли художник менно этот смысл в свое произведение.

 

Католическая религия, сурово пресекавшая ересь и инакомыслие, снисходительно взирала на роскошь, веселье богачей, пиры, гулянья и обжорство. И вот эта привлекательно-грешная сторона бытия Фландрии нашла великолепное выражение в произведениях Снейдерса. Его картины, формально еще сюжетные, по существу уже натюрморты.

 

Франс  Снейдерс «Торговец рыбой» 17 век

 

Более изощрен натюрморт другого крупного мастера — Виллема ван Альста. Его картину можно уподобить музыкальной пьесе, где тема разрабатывается и развивается в десятках вариаций. Здесь все пронизано повторами и контрастами, перекличкой линий и объемов. Натюрморт Альста — сложный образ природы, утонченной, скрытной, холодно-обольстительной и сильной.

Виллем ван Альст «Натюрморт с фруктами» 1681

 

 Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами и цветами» 17 век

 

Натюрморт как самостоятельный жанр окончательно определяется на рубеже 16 и 17 веков. 17век в Европе — это век расцвета натюрморта. Во второй половине 17 века появился тип натюрморта, посвященный изображению насекомых, рептилий, показанных на фоне леса, поляны. 

Постепенно простые мотивы в голландских натюрмортах были окончательно вытеснены такми темами, как редкие цветы и привезенные из дальних стран плоды.

Абрахам Миньон, 17 век

 

Полотно Класа ,,Трубки и жаровня,, — шедевр гениальной простоты. Тема натюрморта — пиво и табак, но с какой сакраментальной торжественностью она обыграна.  

Питер Класс «Трубки и жаровня» 17 век                                                                         В длинных горизонталях и коротких вертикалях композиции — тишина, спокойствие. Изящны в своей непритязательной простоте тонкие, длинные скрещенные трубки и соломки. Зеленовато-серый колорит навевает дремотную умиротворенность. Горящие угли в жаровне оживляют центр картины, контрастируя с холодноватыми, меланхоличными тонами трубок. Художник предусмотрел все по формулам гармонии. Если бы не было круглой жестянки с табаком слева или оловянная тарелка не выступала бы за край стола, то вертикаль кувшина и соответствующая горизонталь стола слишком грубо и прямолинейно повторяли бы раму полотна. Если бы не было темно-зеленой скатерти, то пропало изысканное цветовое взаимоотношение с белыми трубками и желтыми соломками. Срез стола справа художник уравновесил возвышающимся кувшином слева. Округлости этого кувшина смягчают обилие прямых линий в натюрморте. Таков сложный механизм простоты, не сразу открывающийся зрителю.

 

Из немецких художников 17 века бесспорно выделяется Кристоф Паудисс. Его известный натюрморт полон необычной для того времени тихой поэзии. 

 

Кристоф Паудис, 17 век

…Уголок кухни. Обшарпанная стена и стол перед ней залиты нежным трепещущим светом. Зеленоватый кувшин в тени слева, листы скомканных нот, белая трубка, луковичная шелуха — все это, робкое, застенчивое, как бы расступилось по сторонам, прижалось к краям, чтобы дать место главному. В роли «главного» выступает неприметный в жизненной иерархии предмет — связка луковиц — золотое сосредоточие картины, благородное звучание которого сопровождается дымкой серых, серебристых, зеленоватых и коричневых обертонов окружающих предметов. И как трогательно заявляют о своем присутствии черные нотные знечки и красные искорки букв на скомканной бумаге!

 Только в наше время стала выясняться личность оригинального итальянского художника 17 века — Карло Маджини. 

 

Карло Марджини «Натюрморт с куском сырого мяса», 18 век

Торжество геометрии, подобного которому не встретится вплоть до 20 века.Обилие прямоугольников, кривых и сферических объемов. Отсутствие диагоналей и неправильных кривых. Господство твердых, ровных, полированных поверхностей. В картине нет ничего мягкого, рыхлого, неопределившегося, кроме нескольких «вольных» кусков мяса. Смягчает неумолимость строгих форм также легкая игра теней и полутонов, разбросанных повсюду нежными касаниями кисти.

 

Пример аллегорического натюрморта — «Натюрморт с атрибутами искусства» французского художника Симеона Шардена. Художник высказывается здесь как моралист, гражданин, в известной степени даже как философ. 

Шарден пытается по-своему, как художник, рассказать о прозаической, трудоемкой стороны работы живописца. Подбором и расстановкой предметов он указывает на тесную связь живописи, графики, скульптуры — этих «чистых» искусств — с их более практическими, утилитарными собратьями: архитектурой, фортификацией, черчением, геометрией.

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусства»

 Устойчивая композиция полотна с преобладанием горизонталей способствует филосовско — созерцательному настроению.  В картине доминируют  простые геометрические тела; особую роль играет изображение гипсовой статуэтки Меркурия ассиметричной, беспокойной, очень сложной формы. Возникающее таким образом движение оживляет несколько скованное тяжеловатое пространство картины. Общее впечатление равновесия настолько сильно, что даже как бы выступающие вперед, за плоскость картины, чертежи, линейка и орден не нарушают целостности композиции. Искусствоведы говорят: «Нельзя сказать, что идейный замысел картины полностью сочетается с ее живописным качествам. Художник слишком многоречив, но живопись его безупречна».

 

В 18 веке начинается процесс постепенной десимволизации вещей. Лишенная своего второго, метафизического смысла, вещь становится равной сама себе; но утратив иносказательное значение, она перестает быть объектом большого искусства. Жанр натюрморта начинает постепенно изживать себя.

 Жан Батист Симеон Шарден 18 век

 

Возрождение натюрморта совершается в конце 19 — начале 20 века. Благодаря своей сюжетной и, до некоторой степени, смысловой стерильности, натюрморт в эти бурные для развития искусства десятилетия оказывается особенно удобным для творческого экспериментирования.

ПОЛЬ СЕЗАНН конец 19 века

Принципиально новый этап развития натюрморта начинается творчеством гениального Сезанна, который во многом предопределил поиски Матисса, Пикассо и Дерена в этом жанре. В своих натюрмортах Сезанн меньше всего задается, целью передать перспективу, светотень или фактуру предметов в их традиционном устоявшемся смысле. У него свое понимание пространства. Он изображает не уголок комнаты, а целый мир сразу. 

Поль Сезанн «Натюрморт» конец 19 века

Так, живое тепло фруктов чисто живописными приемами убедительно отделено от холодных масс скатерти и посуды; плотное, определенное, статичное существо стола — от вялого, способного принять самую неуклюжую форму, безвольного полотна скатерти; компактная, ценная сама по себе плоть фруктов — от податливых, мягких, служащих для наполнения, плоских тарелок. Опуская второстепенные в живописном отношении качества вещей, Сезанн находит в них то общее, что позволяет организовать вещи в монолитный цветоритмический ансамбль.

Один из самых консервативных, с точки зрения иконографии, один из самых отстоявшихся в композиционном отношении жанров, натюрморт позволял художникам осуществить самые смелые, порой доходившие до парадокса, нарушения законов стиля, оставаясь в то же время в пределах его.

 Большинство экспериментов в этой области имело своей задачей возможно более полное сюжетное и образное развеществление вещей. Вещи как бы выходят за свои границы, теряют присущую им самозначимость, перестают быть равными себе. Они либо растворяются в цвете и свете, распыляются в излучении энергий, либо уплотняются в сгустки материи, образуя сочетания простейших объемов, либо рассыпаются на множество осколков — из всего этого творятся на полотне новые вневещественные или, наоборот, сверхвещественные вещи.

Пабло Пикассо, нач. 20 века

Как и на полотнах 17 века, они обладают иносказательным смыслом, но в отличие от классических натюрмортов, роль первичных элементов в этих живописных криптограммах выполняют не столько сами предметы, сколько отдельные признаки, их качества , которые насыщаются при этом повышенным смысловым напряжением. Образная выразительность натюрмортов этого времени достигается в большой мере прямым или скрытым внутренним сопоставлением — и одновременно отталкиванием — от традиционных иконографических и композиционных клише.

 

Пабло Пикассо «Зеленая миска и черная бутылка», нач. 20 века

Пикассо пишет именно не так , как другие, менно вопреки картинам других. Его натюрморт «Зеленая миска и черная бутылка» — вызов, и не столько натурализму, импрессионизму, символизму, сколько самому Матиссу. Этот натюрморт — броская, сверхлаконичная вещь. С желчным сарказмом, с мрачной одержимостью лепит Пикассо на холсте две посудины: ядовито-зеленую чашу и чернильно-черную ребристую бутыль.

 

Важный шаг в развитии натюрморта был сделан Матиссом. Он многое взял от импрессионистов, Сезанна, Гогена и Ван Гога. Противоречия, мучившие современников он решил просто, раз и навсегда: зла и хаоса не существует. Воспринимая окружающее сквозь призму вечно юного и мудрого оптимизма, Матисс писал только о счастье. Солнце, музыка,танец, дети, женщины, красивые вещи, цветы — вот темы его картин.

АНРИ МАТИСС «Букет»  конец 19 — нач 20 века

 

В натюрморте Матисса «Букет» соединены свежесть наивного впечатления и расчетливость декоратора.

 АНРИ МАТИСС «Красная комната»  нач 20 века 

 Вскоре Матисс преодолевает в себе остатки импрессионистического вИдения. «Красная комната» — по настоящему програмное полотно, полностью выявляющее лицо художника, лучшее, может быть, из того,что создал Матисс. Когда-то у Снейдерса натюрморт был почти картиной мира. Затем тематика и идейные притязания жанра натюрморта стали скромнее. Так продолжалось три века. Но, начиная с Сезанна, натюрморт покидает отведенный ему уголок и начинает все больше и больше претендовать на роль картины вообще. И вот в «Красной комнате» человек, пейзаж, интерьер, вещи объединяются в своеобразную картину-натюрморт, чтобы на новом уровне еще решительней, чем у Снейдерса, высказаться о сути и смысле мироздания. Плоскостное построение картины, беспощадное в своей смелости и последовательности, снимает не только разницу между объемом, глубиной, плоскостью, не только разницу между духовным, растительным и предметным, но и вообще разницу между предметом и пространством, между предметом, линией и цветом. Везде жизнь, везде духовное и прекрасное. Нет разницы между большим и малым, совершенным и еще не оформившимся. Радостны и откровенны краски картины. Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески, под которыми подразумеваются цветы, пронзительно синие. Повсюду, как разноцветные лампочки, вспыхивают фрукты-пятна. Фигура женщины, как и причудливые силуэты деревьев, также включаются в игру цветовых узоров, а линия окна, стула и графинов вносят какой-то порядок, умеривают, приостанавливают это расплавленное буйство природы.

Андре Дерен «Стол и стулья», нач 20 века

Это полотно Дерена перекликается с натюрмортом Пикассо «Зеленая миска». …Гамма серых тонов, от белесоватых до зеленоватых, коричневатых и предельно темных. Это сгусток враждебных вещей. Обрывки спиральных линий ведут все ближе и ближе к центру, как будто засасывают в воронку. Мрачный, мучительный драматизм.

Джорджо Моранди, нач. 20 века

Примером одного из путей дальнейшего развития натюрморта служит полотно Джорджо Моранди. Что здесь изображено? Как будто гранат с воткнутым в него ножом, бутылка или подсвечник. Но не обязательно так расшифровывать именно так эти цветовые пятна. Вещи на полотнах Моранди призрачно неопределены и многозначны.

 

Джорджо Моранди «Метафизический натюрморт», нач. 20 века

Имя Джорджо Моранди стоит особняком. Его нельзя отнести ни к одному из многочисленных течений современного искусства, хотя он прошел путь через увлечение так называемой «метафизической живописью» , но этот период был кратким в его творческой биографии. 

Не вмешиваясь в бурные политические диспуты и конфликты своего времени, Моранди всегда был верен принципам эстетического аскетизма, в том числе и в колорите, где предпочитал мягкие: приглушенные тональности, лишь иногда тревожащие внезапным контрастом.

Джорджо Моранди, нач. 20 века

 

Из книги «Натюрморт в европейской живописи», Ю. Филатов и И. Данилова, издательство «Аврора», Санкт-Петербург, издательство «Янтарный сказ», Калининград

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Натюрморт – особенности и история жанра

  1. Натюрморт – неуловимая красота вещи
  2. История натюрморта – от древних времён до современности
  3. Современный натюрморт – принципы и особенности

Кому не нравится любоваться изображениями прекрасных пышных букетов, спелых фруктов либо осенних овощей? На картинах мастеров-живописцев они выглядят почти живыми – так и хочется прикоснуться к свежим лепесткам или укусить наливное яблоко за румяный бочок! Неудивительно, что для этих произведений даже существует свой особый жанр в искусстве. И эта статья расскажет вам о том, что такое натюрморт, как его распознать и какова его история.

Натюрморт – неуловимая красота вещи

В искусстве название «натюрморт» (от французского «natur morte», «мёртвая природа») носят все картины, изображающие объединённые в группу предметы неживой природы. Рисунок обязательно должен отличаться целостностью композиции, но при этом он может быть как самостоятельным произведением, так и частью большой жанровой картины – например, портрета либо бытовой зарисовки. Создавая натюрморт, художник изображает не просто цветы, фрукты и предметы – он раскрывает перед зрителем своё отношение к природе, понимание красоты и гармонии. Благодаря этим работам мы можем заглянуть в прошлое и узнать, как жили наши предки.

Умение достоверно передавать вещи на полотне – важная часть мастерства живописца. Ещё до того, как эти изображения стали отдельным жанром искусства, они были неотъемлемой частью многих прекрасных картин. При этом натюрморт никогда не был просто фоном для происходящих событий или же случайным рисунком разрозненных предметов. Наоборот, все предметы на нём участвовали в создании общего образа, помогали воссоздать замысел художника и полнее раскрыть персонажей. Иногда незначительные на первый взгляд детали приобретали глубокий смысл, значительность, подтекст.

История натюрморта – от древних времён до современности

Как и любой вид искусства, натюрмортная живопись оформилась не сразу. Искусствоведы могут назвать периоды взлётов и падений этого жанра.

Первые подобные произведения можно увидеть уже в возвышенных, аскетических работах мастеров Византийской империи. Художники, создавая монументальные и возвышенные образы, писали в несколько стилизованной, обобщённой манере. Но от этого рисунки отдельных вещей только приобретали большую выразительность, дополняли символическую нагрузку картины, мозаики либо фрески.

Из византийского искусства декоративный натюрморт постепенно перешёл и в древнерусское, а именно – в иконопись. Из-за того, что все образа писались в строгом следовании канону, те немногие вещи, которые традиция разрешала изображать рядом со святыми и праведниками, наполнялись особым смыслом. Но вместе с этим такие предметы оживляли изображение, делали его более непосредственным, жизненным, приближали к зрителю мифологический сюжет.

Натюрморт из янтаря


Эпоха Возрождения (XV – XVI века) отличилась небывалым подъёмом натюрморта как жанра. В это время живописцы впервые начали придавать своим работам портретное сходство, делать их натуралистичными и достоверными. И это касалось не только живых персонажей картины, но и их предметного окружения. Художник пытался определить место для каждого объекта в зависимости от его ценности и значимости. Кроме того, вещи на картине помогали подчеркнуть благородство и достоинство изображенного человека. Хотя на масштабном портретном произведении натюрморт чаще всего ограничивался рисунком вазы с цветком, кувшина либо гербового щита в углу комнаты, мастер изображал их так любовно и одухотворённо, что уже здесь можно увидеть все предпосылки дальнейшего развития этого направления в искусстве.

Но настоящий расцвет натюрмортной живописи произошёл в XVII столетии. Художники начали создавать произведения на литературную тематику, изображая героев античных мифов, легенд и даже сказок. Рисунки вещей и предметов той эпохи стали ещё одним способом погрузить зрителя в атмосферу Древней Греции либо Средневековья, передать их колорит и настроение.

Популярные товары

Особенно популярным этот жанр стал в Нидерландах (Голландия) и Фландрии. Это было предопределено революционными историческими событиями – граждане этих стран, горожане, крестьяне и купцы, сражались за свою независимость от Испании. И хотя их борьба потерпела поражение, но дух того времени – яркий, сложный, полный противоречий и возвышенности – сохранился во многих живописных произведениях. На них отражена жизнь и быт простых людей, особенности национальной культуры, природы, бытовые сцены. Живописцы аллегорически изображали народные ценности и желания – их работы воссоздают символические образы процветания, мира, достатка и благополучия.

Именно благодаря этим картинам и возникли основные качества данного направления в искусстве. Например, натюрморт с фруктами рассказывал зрителю не только о свойствах и характеристиках плодов, но и раскрывал, как относятся к ним живописец и его современники, выражал их способ познания окружающего мира, полноту связей между его элементами. На произведениях, где были показаны предметы утвари, обыгрывалась их функциональная ценность, связь с повседневной жизнью и бытом, утилитарная полезность. Таким образом, эти работы – не только объекты искусства, но и неисчерпаемый кладезь знаний об ушедших эпохах, окно в прошлое. Они позволяют оценить мастерство ремесленника, создавшего изображенные вещи, проявить уважение к его стараниям и труду.

Картина из янтаря от мастеров «Янтарь Полесья»
 

В ХIХ-ХХ веках менялись способы композиционного решения натюрморта, манера работы художника, но суть картины оставалась неизменной – она передавала взгляд живописца на мир. Накапливавшийся художественный опыт позволял делать это всё достовернее, обогащая сокровищницу мировой культуры. Позже, под влиянием течений импрессионизма и сюрреализма, эти произведения стали не столько отражением внешнего вида предмета, сколько способом раскрыть его свойства и качества, выразить с их помощью свои ценности, отношение к окружающему миру, понимание действительности.

Современный натюрморт – принципы и особенности

Сейчас художники обладают огромным диапазоном выразительных средств, позволяющих создавать различные модификации классического натюрморта. Для работы используются не только привычные краски и кисти, но и вырезки из журналов, полимерная глина, красящий порошок и даже драгоценные камни – например, янтарь. Кроме того, живописцы работают не только в реалистичном стиле, но и применяют различные приёмы, позволяющие усилить впечатление от произведения – стилизацию, гиперболизацию, техники абстракционизма и импрессионизма.

Но в любом случае предметы, показанные на картине, несут на себе отпечаток мыслей, эмоций, чувств и настроения создавшего их человека. Так, осенний натюрморт позволяет передать не только красоту созревших плодов и пожелтевших листьев – он становится способом погрузить зрителя в атмосферу природного изобилия, достатка и богатства, благодарности за летние труды. Повесив его в доме, вы привнесёте эти же качества в свою жизнь, обеспечив себе материальную независимость и процветание.

Эстетически переосмысленные и пропущенные сквозь призму субъективного восприятия живописца натюрморты – это особый вид искусства, который будет завораживать вас и восхищать ваших гостей, станет прекрасным дополнением к тщательно разработанному дизайну и стильным акцентом в любом помещении.

ukrburshtyn.com

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА | sibac.info

Аннотация. В разные периоды истории на передний план искусства выходили то портрет, то историческая картина. Случалось и полное соединение всех жанров воедино. Но в каждом великом живописном эксперименте, когда речь шла о возникновении новых форм в искусстве, первым подвергался испытаниям натюрморт. «Мертвая природа» легко вторгалась в живую, не только отображала её, но и с легкостью поясняла. Стоило только научиться читать язык натюрморта, и душа художника, также как и вся эпоха представала перед пытливым зрителем.

Ключевые слова: натюрморт, жанр, творчество.

 

Актуальность. В конце XIX начале XX веков с натюрмортом произошли самые заметные изменения. Благодаря появлению новых направлений в живописи (фовизм, кубизм) появляется отдельное направление в жанре натюрморта – декоративный натюрморт.

Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения. Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов. В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету. Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников XV — XVI веков в эпоху Возрождения. 

Довольно значимыми персонами такого жанра как декоративный натюрморт являются А. Матисс, П. Пикассо,  К.С. Петров-Водкин.

Принципиальным моментом в работах этих художников было то, что они придавали важнейшее значение графике изображения. Ряд их работ как бы балансирует между живописью и графикой.

А. Матисс в интервью, данном журналу «Les Nouvelles» в 1909 г. так говорил о своей живописи: «Мы стремимся достичь внутренней гармонии через упрощение идей и пластических форм. Наш единственный идеал заключается в композиционном единстве. Детали вредят чистоте линий и интенсивности переживаний, мы их отвергаем. Нужно научиться или, может быть, вторично научиться методам живописи, которые ставят акцент на чисто рисуночных, линейных элементах…Я беру от природы лишь то, что мне необходимо для наиболее действительного выражения встающей передо мной мысли. Я комбинирую самым тщательным образом все способы воздействия, я устанавливаю между ними равновесие, которое заключается во взаимной уравновешенности рисунка и цвета». Рисунки, созданные Матиссом, обладают всеми качествами картины или настенной живописи. Он выполнил натюрморты в огромном цикле произведений «Темы и вариации», включающем несколько сотен изображений человека, портрета и натюрморта.

В своих натюрмортах Матисс концентрировал внимание на расположении предметов в пространстве, на их взаимодействии. Он считал, что пишет не предметы, а разницу между ними.

Матисс говорил о своем цикле, как о рисованном фильме, о чувствах человека, которые изменяются во времени. Каждая новая вариация заявленной темы – это углубленная проработка предшествующей.

В названном цикле тема натюрморта проходит параллельно с темой фигуры человека, как две влияющие друг на друга серии. И в одной и в другой теме 12 имеются и вариации с общим планом, и крупные планы с отдельными предметами натюрморта или изображением лица человека. Стремление свести рисованные изображения к знаку приводит к предельной для такого выразительного средства как линия смысловой и пластической нагрузке. Матисс стремился не изображать то, что можно опустить, он заставлял линию нести двойную нагрузку – и пластическую и пространственную, а интервалы или незаполненные места он делал столь же важными, как и сами линии.

Матисс очерчивал предметы достаточно выразительными контурами, так, что они как бы купались в белом пространстве листа. Творческие находки, апробированные в натюрмортной графике, были эффективно использованы художником в последний период его творчества [2 c. 23].  

Высшим смыслом своего творчества Матисс считал – доставить человеку успокоение и радость. Он считал, что картина не может как эхо повторять то, что существует в природе, но она способна самим своим появлением обогатить реальный мир. Он утверждал, что творчество начинается с умения видеть, а художник должен видеть мир «глазами ребенка», воспринимать его в чудесной простоте и привлекательности.

Так, например, в декоративном панно «Красная комната» Матисс с полной свободой соединяет поверхность стола и стену в одну узорную плоскость в соответствии со своим видением композиции. Изгибающиеся плавные линии, отделяя один предмет от другого, подчиняются общему ритму, царящему в картине. Пространство как бы сплющивается, и предметы, находящиеся в комнате, становятся элементами орнаментальной организации плоскости изображения. Формы предельно обобщаются и утрачивают свою объемность. Рисунок, линия, арабеск, заплетая динамичным узором всю поверхность красочного панно, напоминающего ковер в восточном стиле, – все играет в картине огромную роль. Краски картины радостны и откровенны. Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно 13 красная, а арабески пронзительно синие. И повсюду, как разноцветные лампочки, вспыхивают пятна-фрукты.   

В 1914 году Матисс так говорит о своей картине в письме: «Пишу картину, это все те же золотые рыбки, но я переделываю их, добавив персонаж с палитрой в руке». Работа «Красные рыбки палитра» (приложение 1) очень близка к предыдущей, но в то же время, значительно от нее отличается. Тот же цилиндрический аквариум, переплет балконной решетки, но плоскости, образовавшие пространство интерьера, на ложились друг на друга как в аппликации.

Парижские критики нередко упрекали Матисса в грубости за яркость красок и лаконизм форм. Очень мало его ранних картин осталось на родине, наиболее 14 значительные работы были куплены и увезены за границу, в том числе в Россию. Они пополнили коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова. Позже их стали покупать и американские коллекционеры.

Коллекционировал некоторые произведения Матисса и его друг Пабло Пикассо.

В своем творчестве Пикассо уделяет много внимания превращению форм в геометрические блоки. Он увеличивал и ломал объёмы, рассекал их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое он считал твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины. Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности. Картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам.

В произведениях кубистов раздробленные фрагменты увиденного распределяются по поверхности в особом ритме. Фрагменты устремляются к краям полотна. Пикассо испытывает потребность писать в таком стиле, определяющем силу хаотичного движения. В своем желании преодолеть все живописные границы он ищет самые разнообразные способы выразить центробежную силу своего видения. Не имея возможности придать своим картинам реальное движение, Пикассо довольствовался тем, что добивался ритмического дробления движения внутреннего. В произведениях направления кубизма Пикассо отказывается от насыщенных цветов, он делает упор на концепцию формы. Избавленные от цвета, правильной формы, от всего, что связывало их с реальностью, полотна сохраняют лишь внутренний ритм. Чтобы облегчить понимание интерпретации предметов, кубисты чаще пишут натюрморты, причем стараясь подобрать самые простые и знакомые предметы, которые снова и снова повторяются, так, что зрители начинают понемногу привыкать и учатся их видеть [4 c. 32].

В период кубизма, чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографический шрифт, элементы «обманок», грубые материалы: обои, спичечные коробки, куски газет. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков [3 c. 41].

Еще одним мощным, самобытным, необычным живописцем, со своим оригинальным видением цвета, перспективы, формы, композиции является Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Его полотна очень выразительны, в них всегда 17 не так много деталей, но очень много чувства и глубокого смысла. В творчестве Петрова-Водкина отразилась переломная эпоха, свидетелем которой он оказался: первая мировая война, революция, гражданская война. В трудный 1918 год он жил в Петербурге и работал в художественном училище преподавателем. Как раз в то время он создал несколько выдающихся натюрмортов. Всем известно каким тяжелым было данное время. Вероятно, поэтому в натюрмортах присутствует еда. Эта примитивная обычная пища, тем не менее, изображена с долей торжественности, с радостным светлым чувством.

 

Список литературы:​

  1. Алпатов М. Искуство / М. Алпатов — М.: Просвещение, 2016 – 112 с.
  2. Бесчастнов, Н.П. Живопись: учебное пособие/ Н.П. Бесчастнов. – М.: Изд-во Владос, 2014. – 256 с.
  3. Бесчастнов Н.П. Изображение растительный мотивов: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов – М.: Изд – во Владос, 2015. – 208 с.
  4. Борисова Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова Е.А. Стернин Г.Ю. — М.: Советский художник, 2014.
  5. Валлантен А. Пабло Пикассо / А. Валлантен, пер. Е.С. Гордиенко.- М.: Изд-во Феникс, 1988. – 448 с. 6. Виппер Б.Р. Проблема развития натюрморта / Б. Р. Виппе. – М.: Спб, 2015

sibac.info

Сообщение «Натюрморт: история и особенности жанра»

Натюрморт: история и особенности жанра.

Главная задача искусства и живописи — будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.

Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое ведение мира.

Рассмотрим натюрморт как жанр и разберемся в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике масляной живописи.

Написать красоту нельзя, важнее поймать ее красоту, выражающуюся в причудливых переливах красок, изменчивой игре света. С помощью своей работы попытаться обратить внимание зрителя на простое — прекрасное вокруг них. Научить людей получать эстетическое наслаждение от окружающего

мира, чтобы они ценили эту красоту. Задачей работы является творческое отображение характеристик и черт окружающей действительности, через натюрморт и передаче моего отношения к окружающему миру.

Натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Периоды расцвета натюрморта, как и его забвения, имели свои исторические предпосылки. Представленный стихии течения времени он никогда не прерывал своего существования и не мог не жить, потому что всегда был одной из тех естественных нитей, которые связывают художников-реалистов с природой, жизнью, их красотой. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев.

«Натюрморт» — слово французское в буквальном переводе означает “мертвая натура”. На голландском обозначение этого жанра звучит как still even, т.е. “тихая жизнь”, на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно “натюрморт ” это общеизвестное и укоренившееся название.

Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во многих странах Западной Европы. Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В их произведения воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих той или иной эпохе, и индивидуальности отдельных живописцев.

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир.

Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф. П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т. Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.

Во второй половине XIX века натюрморт стал набирать свою смысловую силу, правда, сначала только в сюжетных приделах композиции П. Федотова, В. Петрова, В. Маковского, В. Поленова и других живописцев демократического направления.

Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Масутова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения.

Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно: за полтора десятилетия он проходит сложный путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества, играя большую роль в становлении искусства нашего века. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории русской живописи.

Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для многих художников, да и вообще для русской живописи начала XX века своеобразной лаборатории поисков нового живописного языка. Но, конечно же, менялся и в целом по-своему обогащался не только так называемый формальный язык живописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы.

Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии.

Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.

Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства — тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.

Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. «Натюрморт — одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.

В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей?

В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого.

Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной — только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ.

В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.

Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества — их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой — их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом, сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) — в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи… Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».

К этим словам можно лишь добавить, что предметы — это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.

Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи. При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.

Натюрморт — это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия — это состояние, в котором он живет, и живет постоянно. Взволнованность — вот что неизбежно проявляется в картине, если это сопутствовало ее созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь. Надо любить и волноваться.

Понятие прекрасного в натюрморте разнообразно, художник видит богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего примечательного. Неизмеримо расширяется круг явлений находящих свое изображение в натюрморте.

Натюрморту мы обязаны необычайным расширением границ его как изобразительного жанра. Человеческая личность раскрывается в нем очень многосторонне. В натюрморте зритель не только ощущает специфику того или иного жизненного уклада, но и те неповторимые черты, которые присуще определенной индивидуальности. Глубинная сущность явления окружающего мира раскрывается полнее.

Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины.

Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей
формы, освещенности и цвета.

Список используемой литературы.

1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве — М.;1972.

2. Всеобщая история искусств — М.; 1972.

3. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. — Художник; 6. 1984.

4. Герчук Ю.Я. Живые вещи — Советский художник; — М.; 1977.

5. Гусарева А.П., Константин Коровин — Советский художник;

6. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи — Советский художник.

7.Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт — Советский художник.

8. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца

XIX — начала XX веков — Искусство.: — М.; 1991. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX — XX веков — Искусство.

10.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом –М.; Просвещение, 1982.

11.Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись — М.: — Просвещение, 1980.

infourok.ru

Путь к современному натюрморту (История натюрморта. Часть 2)

Фотография начала свою историю с заимствования идей и жанров классического художественного искусства. Не является исключением и натюрморт, который не так значительно представлен в истории фотоискусства, несмотря на то, что начинает ее.
Стоит отметить, что этот жанр был довольно популярен: он имел строгие правила и каноны, но в то же время позволял фотографу проявлять свою творческую мысль. К первым фото-натюрмортам можно отнести работу Нисефора Ньепса.

Нисефор Ньепс

Его натюрморт состоял из бутылки, ножа, ложки, миски и буханки хлеба, лежащих на столе. Продолжили эту традицию Ипполит Байяр, Жак-Луи Дагер, Генри Фокс Толбот и другие. Композиции своих натюрмортов они создавали посредством гипсовых слепков, небольших скульптурок, картин и фрагментов античных фризов, а также раковин и ископаемых.

Особую популярность натюрморт получил в сфере рекламной фотографии. Ярким представителем этого жанра является Ирвин Пен. Его стараниями в 1944 году фотографический натюрморт стал обложкой модного журнала.

Ирвин Пен Натюрморт

Несведующим умом можно предположить, что натюрморт-фотография это жалкая пародия на художественное искусство, что фотограф тратит меньше творческих и ментальных сил на свое still life творение, нежели художник. Однако это далеко не так…
Техника фотографии в стиле натюрморта столь же сложна и требует от фотографа полной отдачи своих профессиональных, творческих, физических и креативных свойств. Как говорил Ли Фрост (британский фотограф): «…несмотря на значительный прогресс в технике, фотография по-прежнему остается творческим процессом, который в большей степени зависит от мастерства и пытливости фотографа. Вы можете приобрести самое дорогое, самое современное оборудование, но без наличия знаний, опыта и вдохновения ваши усилия, вероятнее всего, пойдут насмарку». И это действительно так!

Ли Фрост Натюрморт
С чего же начинается работа фотографа в этом стиле? Да с подбора предметов. Но предметов не простых, а таких, которые будут гармонировать друг с другом, которые станут «отличной моделью» (как бы странно это не звучало), на фотографии предметы должны «заиграть», рассказать свою историю, приоткрыть занавес над своим естеством. Ассистирует предметам освещение, которое должно быть выставлено так, чтобы на фотографии предметы получились чертовски привлекательными.

Миккель Мортенсен

В фокусе не должно быть лишних предметов, вещей которые загромождают кадр и никаким образом не помогают раскрыть идею. Построение композиции фотограф должен начинать с определения места центральных предметов, а затем дополнять их по мере необходимости дополнительными. Такая схема позволит грамотно распределить пространоство в кадре. Ли Фрост назидает не страшиться «пустых» мест. Композиция должна быть максимально естественна!

Maja Hrnjak Молоко
Немаловажную роль в создании настроения фотокартины играет фон. В данном случае Вы можете поддастся экспериментаторскому духу и пуститься во все тяжкие! Хотите подчеркнуть яркость предметов и из многогранность используйте пластик, Вам важна фактурность — применяйте жесткие и неровные ткани, выбранный Вами предмет прекрасен в своем естестве — тогда к Вашим услугам черный и белый фон. Я уверена, что это далеко не полный список!

Kathryn Thompson Преломление в моно
Особое внимание стоит уделить освещению. Два золотых правила фото в стиле натюрморта: избегать пересветов и через чур черных теней. Свет должен быть мягким и нежно струиться по композиции. Кроме того, при работе с предметами не следует забывать про передачу форм и глубины, центрации композиции и опасности потери деталей.

Ruadh DeLone

Ну и конечно же какой натюрморт без Вашей креативной мысли? Творите и получайте от этого удовольствие. Лично меня наполняют несравнимые чувства при работе с натюрмортами, я убеждена, что вещи не статичны, они несут определенный смысл, настроение, историю, познать которую возможно путем художественного творяества или же искусства фотографии.

Продолжение следует…

www.livemaster.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о