картины Левитана, Репина, Крамского, Малевича, Серебряковой, Машкова, Никич-Криличевского.
Знойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
«Лесные фиалки и незабудки»
Лесные фиалки и незабудки
Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».
«Яблоки и листья»
Яблоки и листья
Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.
«Букет цветов. Флоксы»
Букет цветов. Флоксы
Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову. И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.
«Натюрморт»
Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.
«Селедка и лимон»
Селедка и лимон
Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»… В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.
«Натюрморт с самоваром»
Натюрморт с самоваром
Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы… Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.
«Этюд с медалями»
Этюд с медалями
Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.
www.culture.ru
Букет — разновидность цветочного натюрморта. |
|
Ванитас, Суета сует (от лат. — суета, тщеславие) — аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики. Символика предметов в голландском натюрморте: череп — напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни; хлеб — символ тела Господа, в сочетании с вином — таинство Евхаристии; мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела; руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то; оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу; короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил. Картины натюрморт ванитас |
|
Винный натюрморт — появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас. Картины винный натюрморт |
|
Восточный натюрморт В восточном натюрморте изображают бытовые и религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая. |
|
Гирлянда — разновидность цветочного натюрморта. |
|
Голландский натюрморт Голландский натюрморт XVII века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты» включает и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» — это, прежде всего, охотничьи трофеи — битая птица и дичь. «Завтрак» и «Десерт» включает также и изображения рыбы и разнообразных птиц. | |
Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) — разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века — изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. |
|
Кухонный натюрморт В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Символика посуды в голландском натюрморте: стекло — символ хрупкости; фарфор — чистота; серебряная посуда — олицетворение богатства; ступка и пестик — знаки мужской и женской сексуальности; бутылка — символ греха и пьянства; разбитая посуда — символ смерти; кувшин и чаша — напоминание о Тайной вечере; нож — символ предательства, орудие пыток — напоминает об уязвимости человека и о его смертности — кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности. Картины кухонный натюрморт |
|
Музыкальный натюрморт — появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас. Картины музыкальный натюрморт | |
Натюрморт с животными рыба — раннехристианский символ; живая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов; заморские экзотические раковины — предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность. Картины натюрморт с животными |
|
Натюрморт в пейзаже — изображение натюрморта на фоне пейзажа. |
|
Натюрморт в интерьере — изображение натюрморта на фоне интерьера помещения. |
|
Обманка, иллюзионистский натюрморт |
|
Овощной натюрморт Картины овощной натюрморт |
|
Охотничий натюрморт |
|
Религиозный натюрморт, церковный натюрморт — разновидность натюрморта с религиозной атрибутикой Картины религиозный натюрморт |
|
Роскошный натюрморт — натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре. |
|
Рыбный натюрморт |
|
Сюжетно-тематический натюрморт — разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом. Картины сюжетно-тематический натюрморт |
|
Тональный натюрморт — монохромный натюрморт. |
|
Цветочный натюрморт |
|
Цветочно-фруктовый натюрморт |
|
Учебный натюрморт Картины учебный натюрморт |
|
Ученый натюрморт — разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п. Символика предметов в голландском натюрморте: |
|
Фламандский натюрморт Картины фламандский натюрморт |
|
Фруктовый натюрморт |
www.art-spb.ru
Как правильно составить натюрморт
Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт.
Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих. На примере натюрмортов легче учиться передавать объем, пространство, фактуру.
Если вы учитесь самостоятельно, то вопрос грамотной постановки натюрморта будет для вас актуален.
В данной статье мы разберём теорию композиции натюрморта и поговорим о том, как правильно его составить.
Натюрморт (фр. «мертвая природа» или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life «застывшая жизнь») — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.
Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.
Прежде всего, запомните,
Хороший натюрморт рождается задолго до того,
как вы возьмете в руки краски и кисть.
Вы должны максимально грамотно продумать детали и композицию натюрморта уже на стадии его постановки, чтобы в последствии не мучиться с рисунком и не исправлять ошибки композиции непосредственно на листе или холсте.
Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.
Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.
Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.
Примеры тематики натюрморта:
— предметы искусства
— охотничий натюрморт
— цветы и фрукты
— о смысле жизни
— завтрак
— национальный
— дачный
— учебный
Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
— «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»)
— «вещи для человека» (например «цветы и фрукты», «битая дичь»)
Посмотрите на пример ниже.
Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.
Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни.
Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.
Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
— Предметы подходят по смыслу
— Предметы имеют разные формы и пропорции
— Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
— Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
— Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
Помните о самом важном правиле:
предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик,
натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.
Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.
О чём стоит задуматься при расстановке предметов:
1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?
2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?
3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?
Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.
Горизонтальный формат — наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.
Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.
Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.
Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.
Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.
Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.
Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.
В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.
Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.
Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.
1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.
Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом — создать равновесие композиции.
Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой. Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.
Свободное расположение предметов — бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.
Плотное расположение предметов — стабильность, благородство, наполненность — близкое расположение предметов друг к другу.
Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Композиционный центр — место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.
Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).
Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью — ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
Например, посмотрите на натюрморт слева.
Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.
Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.
Именно такой повтор делает картину цельной.
Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта —
движение глаза по картине.
- одинаковых по форме объектов
- несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)
- выстраивания предметов на одной линии
- отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
- совмещения осей у симметричных предметов
- соприкосновения силуэтов
- «лесенки»
- неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
- дробности
- слияния силуэтов
Верхний ряд:
1) все линии силуэтов прямые — выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные — не хватает вертикалей
Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади
Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.
ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на предметах:
Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками.
Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.
Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.
Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:
Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.
Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.
Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны — повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине.
В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.
Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.
Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.
Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.
Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).
Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой.
Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:
Придумайте тему натюрморта.
Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.
Рассортируйте все составные части по форме.
Желательно, чтобы она была разнообразна — найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.
Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.
Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.
Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта.
Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.
Подберите подходящий фон.
Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.
Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.
Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.
Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.
Выставьте свет над натюрмортом.
Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции «засвеченными».
Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.
Успехов вам в составлении натюрмортов!
Буду рада вашим комментариям и репостам!
ОБУЧАЮЩИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ СЕРИИ «НАТЮРМОРТ»
izo-life.ru
Натюрморт в живописи: кратко о жанре
Вероятно, для вас это будет неожиданно, но натюрморт в живописи, как и пейзаж, тоже сравнительно новый жанр. Ранее я рассказывала вам о том, что пейзаж является очень молодым живописным жанром, если рассматривать его как самостоятельное изображение природы, а не как фон для портрета или жанровой сценки.
Так вот, натюрморт до 15-16 века на живописных полотнах тоже выглядел как дополнение или часть композиции. Мы можем найти такие примеры натюрморта в религиозной живописи, когда гирлянда цветов украшала лик или фигуру образа.
А еще в это время у натюрморта, как ни странно, было бытовое назначение. Например, цветами или цветочными букетами украшали шкатулки, фасады шкафов и другой мебели. На фото внизу примеры картин Яна Брейгеля Старшего: 1. Аллегория земледелия и 2. Мадонна с младенцем в гирлянде цветов
Цветочный натюрморт с гирляндами
А окончательно жанр натюрморт стал самостоятельным ближе к концу 16 века. Толчком к развитию его стало обращение к природе, а голландские живописцы того времени смогли сделать натюрморт привлекательным для восприятия.
Появились целые школы натюрмортов: одни живописцы писали роскошные завтраки, другие предпочитали композиции только из цветов, а были и картины с изображением только предметов быта. Вот примеры:
1. Якоб де Гейн III «Цветы в стеклянной колбе» 1612 г
2. Виллем Клэззун, Хеда «Натюрморт с крабом» 1648 г
Разновидность жанра натюрморт
Кстати, картину «Натюрморт с крабом» можно увидеть в одном из залов Петербургского музея Эрмитаж.
Так как жанр зародился именно в Голландии, то и подписывали картины с термином stilleven, что дословно означает «тихая жизнь». По-английски стали также обозначать жанр как still-life. В музеях искусств можно увидеть картины старых мастеров, подписанные именно так.
Мне это название нравится больше, по-моему, оно отражает саму суть натюрморта. Это позже стали использовать французское словосочетание «nature morte» для обозначения жанра живописи.
На фото внизу, пример голландского натюрморта с цветами Яна Брейгеля младшего с надписью still-life with flowers, находится в музее искусств, штат Флорида/США . Фото не лучшего качества, так как в музеях, как правило, фотографировать со вспышкой запрещено.
Голландский натюрморт с цветами Яна Брейгеля младшего
Если в английском still-life значения с подтекстом тихой, как бы застывшей, неподвижной жизни, то во французском словосочетании nature morte значение приобретает мрачный перевод — мертвая природа. Чувствуете разницу- мертвая природа и застывшая жизнь….. на слух — восприятие, второе безусловно выигрывает!
В этом и отличие натюрморта от пейзажной и портретной живописи, где изображаются живые объекты
Кстати, дополнительно можно посмотреть мое видео о музеях искусств штата Флорида, также мы заглянем на мастер класс к удивительному портретисту Владимиру Волегову. Уверена, что вы получите эстетическое удовольствие от просмотра видео!
А почему мы так любим натюрморты?
Я нашла для вас полное отражение сути натюрмортов, и эти слова чудесно отозвались в моей душе! Блез Паскаль, французский математик и литератор, писал: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Думаю, этим все сказано!
На фото я нахожусь в творческом процессе над натюрмортом с вином, кувшином и виноградом. Эти обычные вещи выглядят иначе на холсте ….
Пишу натюрморт с вином, кувшином и виноградом
А еще мы любим натюрморты за то, что они украшают нашу жизнь! Согласитесь, картина с изображением фруктов или цветов всегда будет отличным подарком на любой торжественный случай, натюрмортом можно украсить любую комнату в квартире или на даче.
Ведь издавна считалось, что картины с изображением фруктов, цветов и красивой посуды – это символ достатка и стабильности!
В живописи существует множество видов натюрморта. На некоторых из них мы остановимся подробно:
1. Цветочный натюрморт. Это признанный король в этом жанре! Пожалуй, нет в мире ни одного художника, который бы не написал цветочный натюрморт. Живописные цветочные натюрморты по композиции различаются на разновидности: букет и гирлянда.
Есть разновидности цветочных натюрмортов, например натюрморт на фоне пейзажа или интерьерный натюрморт. В принципе, здесь подразумевается окружение, пространство, в котором изображены цветочные композиции
Виды цветочного натюрморта
Цветочные натюрморты – это бесконечное эстетическое удовольствие, причем в одинаковой мере и для художника, и для зрителя. Помните, как писал французский художник Огюст Ренуар о цветочном натюрморте: «Когда я рисую цветы, на мою душу нисходит спокойствие». Прекрасные слова, не правда ли!
Огюст Ренуар картина «Цветочный натюрморт»
А согласитесь, каждому настроению и человеку можно подобрать свой натюрморт из цветов, потому что это многообразие форм, расцветок, красок и строения цветов. А еще натюрморт может быть дополнен живыми существами, бабочками, пчелками, жучками. И это придает особое очарование картине! На фото, пример моего цветочного натюрморта в интерьере у окна, который появился осенним туманным днем.
цветочный декоративный натюрморт у окна
2. Предметный натюрморт может быть составлен из различных предметов: фруктов, овощей, посуды, кухонной утвари, рыбы, забитых животных.
- Фруктовый натюрморт. Из названия понятно, что это композиции из фруктов, но не только! Например, фруктовый натюрморт с букетом цветов принято называть цветочно-фруктовым
- Завтраки, десерты, банкеты. Эти виды натюрморта появились в 17 веке в Голландии. Представляют собой картину с накрытым столом и различным набором кухонных, столовых предметов и еды. Что рисовали на таких натюрмортах? Вино, ветчину, хлеб, виноград, сыр, ножи, бокалы, фарфор, одним словом, предметы кухни.
Виды натюрморта
Сегодня популярны винные натюрморты, например, с открытой бутылкой вина, бокалом и фруктами. Мне такие натюрморты пришлись по вкусу, можно сказать, творческий живописный натюрморт для письма маслом в выходные дни! Можно даже налить бокал вина,.. так писать тоже получится интересно. Об этом и о многом другом я написала в статье В чем суть живописи или красота вокруг нас
В работе над винным натюрмортом
Причем, существует даже разновидность — роскошный натюрморт. Это картина с шикарными блюдами, традиционными для аристократической культуры, с изысканной посудой и другими предметами. Родоначальник этого вида натюрмортов нидерландский живописец Ян Давидс де Хем.
- существуют и другие виды предметных натюрмортов: охотничий (с изображением битой дичи), овощной (понятно, что с овощами), рыбный (с трофеями рыбаков).
Виды натюрморта
3. Ванитас или философский натюрморт. Эта тематика стала развиваться в 16-17 веке, в эпоху барокко, и является символическим натюрмортом, закодированным, как сказали бы сейчас. Поскольку для того, чтобы понять картину такого рода, надо было знать мифологию и религиозную символику.
А термин «Ванитас» в переводе с латыни означает «Суета сует». Человеческий череп считается центром композиции, напоминая о том, что ничего в мире вечного нет…
Натюрморты Ванитас часто были символичной биографией художника, посредством предметов он мог рассказать о своем жизненном пути, соблазнах и страстях. А еще эта тематика напоминает зрителю о быстротечности жизни, о скором увядании красоты…
Я считаю, что этот вид натюрморта с глубоким философским смыслом и рассуждением о жизни в картинах!
Натюрморт Vanitas в живописи
Описание натюрморта Ванитас: преимущественно использовалась темная гамма серых и коричневых тонов, традиционно изображались черепа, книги, оружие, мыльные пузыри, погасшие свечи, увядшие цветы, часы песочные и механические.
А теперь подробнее о символах, это интересно и познавательно!
- Череп человека служил напоминанием о быстротечности нашей жизни.
- Оружие – символ власти и могущества.
- Мыльный пузырь намекал, что жизнь наша очень коротка.
- Масляный светильник или свеча показывали, что время догорает очень быстро.
- Что касается фруктов, то там более сложные подтексты. Например, подгнивающие перезрелые фрукты – это символ старения, зрелые – богатство и плодородие. Груши, яблоки и персики обозначают грехопадение, а инжир и сливы носят эротический подтекст.
Примеры натюрморта с черепом
Некоторые считают, что натюрморты Ванитас несколько пессимистичны, но я думаю, что в них скрыт определенный таинственный код, и поэтому они мне кажутся особенно загадочными, аллегорическими!
И ведь неслучайно современные европейские художники возвращаются к натюрморту Ванитас. Загадочное и непонятное всегда притягивает!
В моем творчестве есть картина, современная интерпретация натюрморта — Ванитас. В картине изображена ваза с прозрачной змейкой, по кругу в воде плавает живая красная рыбка. Закрытое, замкнутое пространство в вазе — символ современного общества, а маленькая рыбка ищет выход и спасение от замкнутости…
Но люди в основном обращают внимание на стеклянный череп, и скажу, многих он пугает, и не зря… это напоминание о течении времени и неизбежности ухода…. Мрачновато, согласна… Я же «закодировала» суть картины именно в красной рыбке, как символ настойчивости и победы
Натюрморт Ванитас в современной интерпретации
Также не стоит забывать о стилях написания натюрмортов современных художников. Внизу я привела несколько примеров картин, написанных в разных стилях, но в одном жанре живописи- Натюрморт. Обратите внимание, какие натюрморты разные не по виду, а именно по стилю!
Стили натюрмортов
- Академический стиль — натюрморт с кувшином и яблоками 2008 год
- Поп ап стиль — абстрактный натюрморт
- Пост импрессионизм стиль — Пьер Боннар «Цветы на красном столе» 1928 год
- Кубизм стиль — Хуан Грис натюрморт с бутылкой и ножом 1912 год
- Сюрреалистический стиль — Сальвадор Дали «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» 1938 год
Видео на десерт: Приглашаю вас на экскурсию в единственный музей мира французского постимпрессиониста Пьера Боннар , который находится на юге Франции
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
www.viktoria-latka.com
Натюрморт — это? Натюрморты известных художников
Что такое натюрморт?
Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.
Блез Паскаль
И правда, задерживал ли Ты когда-нибудь взгляд на фруктах из кухонного стола? Ну… разве что, когда был голоден, правда? А вот картиной с фруктовой композицией или роскошным букетом цветов можно любоваться часами. Именно в этом — особая магия натюрморта.
В переводе с французского языка натюрморт означает «мертвая природа» (nature morte). Однако это лишь дословный перевод.
На самом деле натюрморт — это изображение неподвижных, застывших предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, ковров и т. д.). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима.
Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г., Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Автор неизвестен.
Когда в гости к римлянину приходил друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показал лучшее из своей серебряной посуды. Эту традицию ярко отражает натюрморт из гробницы Вестория Приска в Помпеях.
В центре композиции — сосуд для смешивания вина и воды, воплощение бога плодородия Диониса-Либера. По обе стороны на золотом столе симметрично расставлены кувшины, черпаки, рога для вина.
Однако натюрморт — это не только фрукты, овощи и цветы, но и… человеческий череп, призванный отразить быстротечность человеческой жизни. Именно так представляли натюрморт сторонники жанра «Ванитас», представители ранней стадии развития натюрморта.
Выдающийся пример — аллегорический натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды, где рядом с черепом изображена трубка — символ неуловимости земных наслаждений, стеклянный сосуд — отражение хрупкости жизни, ключи — символ власти домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож символизирует уязвимость жизни, а жаровня, в которой едва теплятся угли, значит ее угасание.
Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.
Виллема Хеду по праву называют «мастером завтраков». С помощью интересной расстановки пищи, посуды и кухонных принадлежностей художник удивительно точно передавал настроение картин. А его мастерство изображать блики света на идеально гладких поверхностях серебряных чаш и стеклянных кубков поражала даже именитых современников художника.
Невероятно, насколько точно и деликатно Хеда умел передавать каждую мелочь: игру света, особенности формы, цвета предметов. Во всех картинах голландца — таинственность, поэтичность, искреннее восхищение миром предметов.
Натюрморты известных художников
Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники. Именно о мастерах кисти и об их восхитительных произведениях я расскажу Тебе дальше.
Пабло Пикассо — самый дорогой художник мира
Уникальный и неподражаемый — именно так называют выдающегося испанского художника ХХ в. Пабло Пикассо. Каждая работа автора — тандем оригинального замысла и гениальности.
Натюрморт с букетом цветов, 1908 г.
Натюрморт с луковицами, 1908 г.
Кроме традиционно совершенных реалистичных, наполненных света и ярких красок, или же мрачных, выполненных в голубовато-серых тонах натюрмортов, Пикассо увлекался кубизмом. Художник раскладывал предметы или героев своих картин на мелкие геометрические фигуры.
И хотя искусствоведы не признали кубизм Пикассо, сейчас его работы прекрасно продаются и принадлежат самым богатым коллекционерам мира.
Гитара и ноты, 1918 г.
Эксцентричный Винсент Ван Гог
Наряду со знаменитой «Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом творчества Ван Гога. Художник планировал украсить подсолнухами свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена.
«Небеса — восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи — бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов из картин Вермеера Делфтского… Я не могу написать что-то столь прекрасное…» — обреченно говорил Ван Гог. Возможно, именно поэтому художник рисовал подсолнухи бесчисленное количество раз.
Ваза с 12 подсолнухами, 1889 г.
Несчастная любовь, бедность и непринятие его творчества побуждают художника к безумным поступкам и изрядно подрывают здоровье. Но о живописи талантливый художник упорно писал: «Даже если я упаду девяносто девять раз, я все равно поднимусь в сотый раз».
Натюрморт с красными маками и ромашками. Овер, июнь 1890 г.
Ирисы. Сен-Реми, май 1890 г.
Всеохватывающие натюрморты Поля Сезанна
«Я хочу вернуть природе вечность», — любил повторять великий французский художник Поль Сезанн. Художник изображал не случайную игру света и тени, не меняющиеся, а постоянные характеристики предметов.
Стремясь показать предметы со всех сторон, он описывает их так, что зритель любуется натюрмортом, словно под разными углами. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты — сбоку, ящик в столе — снизу, а кувшин — с разных сторон одновременно.
Персики и груши, 1895 г.
Натюрморт с вишнями и персиками, 1883-1887 гг.
Натюрморты современных художников
Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь невероятной реалистичности и красоты. Хочешь полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников?
Британец Сесил Кеннеди
От картин этого художника невозможно оторвать взгляд — настолько чарует его разнотравье! М-м-м… Кажется, я уже чувствую запах этих удивительно красивых цветов. А Ты?
Сесила Кеннеди по праву считают самым выдающимся британским художником современности. Обладатель нескольких престижных премий и любимец многих «сильных мира сего», Кеннеди все же стал известным, только когда ему исполнилось далеко за 40.
Бельгийский художник Джулиан Стапперс
Сведения о жизни бельгийского художника Джулиана Стапперса скудны, чего не скажешь о его картинах. Жизнерадостные натюрморты художника — в коллекциях самых богатых людей мира.
Грегори Ван Раальте
Современный американский художник Грегори Ван Раальте особое внимание обращает на игру света и тени. Художник убежден, что свет должен падать не прямо, а через лес, листья деревьев, лепестки цветов, или отображаться от поверхности воды.
Талантливый художник живет в Нью-Йорке. Увлекается рисованием натюрмортов в технике акварель.
Иранский художник Али Акбар Садехи
Ali Akbar Sadeghi — один из самых успешных иранских художников. В своих работах он искусно сочетает композиции традиционных иранских картин, персидские культурные мифы с иконописью и искусством витража.
Натюрморты современных украинских художников
Что ни говори, а в украинских мастеров кисти — свое, уникальное видение его величества натюрморта. И сейчас я Тебе это докажу.
Сергей Шаповалов
Картины Сергея Шаповалова пестрят солнечными зайчиками. Каждый его шедевр наполнен светом, добром и любовью к родной земле. А родился художник в селе Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области.
Сергей Шаповалов – заслуженный художник Украины, член Национального союза художников.
Игорь Деркачев
Украинский художник Игорь Деркачев родился в 1945 году в Днепропетровске, где проживает и сейчас. Двадцать пять лет посещал художественную студию Дома культуры студентов им. Ю. Гагарина, сначала как студиец, а потом в качестве преподавателя.
Картины художника пронзены теплом,любовью к родным традициям и дарам природы. Эта особая теплота через картины автора передается и всем поклонникам его творчества.
Виктор Довбенко
По словам автора, его натюрморты — зеркало собственных чувств и настроений. В букетах роз, в россыпях васильков, астр и георгинов, в «душистых» лесных картинах — неповторимый летний аромат и бесценные дары богатющей природы Украины.
Читай также:
Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
pustunchik.ua
Мастер-класс: простой натюрморт с бокалом. Часть 1: построение
Для первой части урока нам понадобится:
— лист бумаги или блокнот для зарисовок;
— простой карандаш;
— ластик;
— натюрморт из 2-3 предметов, или мой референс.
Как ставить натюрморт?!
Мы так привыкли рисовать с фото. Много красивых натюрмортов в интернете, снятых профессиональными фотохудожниками. Эти натюрморты сняты на профессиональном оборудовании, с профессиональным освещением, с профессиональным светом, оборудованием, да еще всякие красивые вещички там… ммм…
Но вы будучи художниками, тоже становитесь такими плюшкиными и коллекционерами… Только женщина-художница может притащив с рынка авоську овощей, перед тем, как безжалостно покромсать их в кастрюлю, красиво их расставить, сесть и порисовать 🙂
Только художник может на последние деньги купить живописный (по его мнению) сервиз или ржавый старинный утюг. В ход идет все, от поломанных топоров и шуруповертов, до покупки дорогих алкогольных напитков, которые никто не пьет, но бутылка хороша…
На начальном этапе нам нужны простые постановки — фрукты, овощи, кухонная утварь, какие-то не совсем нужные куски ткани… рисовать можно все! Баночки для специй и флакончики от духов, цветы, как комнатные горшечные, так и срезанные садовые. Старайтесь копить копилку, того, что долго хранится — шишки, керосиновые лампы, лейки, все что нравится, все что хочется порисовать.
Из скоропортящихся продуктов можно формировать натюрморты и фотографировать! Это будет уже ваша авторская работа, которую при желании можно отправить на выставку или конкурс, в отличии от работы, которая сделал по фото из интернета, которую в самом лучшем случае вы сможете продать, если это не запрещает правообладатель. На персональную выставку или конкурс такая работа не пойдет.
Так вернемся к натюрморту, что же это за зверь?!
«Натюрмо́рт — «Французский язык» — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики».
Любой преподаватель художественной школы или даже фотограф, который профессионально занимается такими фото, расскажут вам целую историю, о том, что натюрморт должен тоже рассказывать историю 🙂 Предметы в натюрморте должны быть созвучны — овощи с овощами и/или посудой, фрукты с фруктами, цветами… Наверное, не будут сочетаться, например, современный мобильный телефон и керосиновая лампа или медный старинный фужер. Хотя опять же все зависит от вашего замысла. В целом, я думаю, понятно, что я имею в виду.
Первый тип — это классическая постановка. Состоит она из 1-2-3 крупных предметов, которые ставятся обязательно на разные уровни, плюс несколько второстепенных предметов и маленькие акценты. Если ставим простой натюрморт из двух-трех предметов, то их не нужно располагать лесенкой, в натюрморте должен быть ритм. Часто используется драпировка. Натюрморт должен быть гармоничен не только размером, но и цветом, и тональными соотношениями предметов, особенно если мы будем делать монохромный натюрморт (о чем позже).
Примеры классических натюрмортов простых, без драпировки. В начале пути лучше драпировки, складки ткани порисовать отдельно, потом попробовать ставить на них несколько предметов. Один предмет у нас основной, большой и главный, может быть второй, чуть меньше но схожий с первым, и акцент, не большой, контрастный, может быть по цвету или форме.
А вот примеры более сложных натюрмортов без драпировки.
Отдельно нужно сказать об освещении, обычно, в классическом варианте оно спереди-сбоку, слева. Но опять же, если получился красивый, но необычный свет, не стоит от него отказываться. Это будет оригинально, может вас вдохновят причудливые тени 🙂
Много мелких предметов, например ягоды, цветы, могут быть объединены в одну крупную форму (вазу, корзину, миску).
Хорошо, если небольшие предметы перекликаются, например цветок, такой же как в букете, лежит рядом, на горизонтальной поверхности, желательно расположить его по диагонали, как бы ведя зрителя по картине.
В натюрморте не органично смотрится, когда предметы касаются друг друга краями, нужно или немного отступить или наоборот «наложить» друг на друга.
В классическом (академическом рисовании) не принято ставить предметы в ряд на одном уровне. Считается это скучным и безвкусным. Но современные художники используют подобные приемы вполне успешно.
Главное не ставить эти предметы одинаково, пусть что то лежит, что то стоит, или будет разной формы, пусть их хвостики смотрят в разные стороны.
А можно немного похулиганить и разбавить скучный ряд фруктов — «лежит груша, нельзя скушать!». Хорошо разбавят такой ряд фрукты с живописными листиками или выложенные на красивую ткань со складками.
Так же можно применить необычные ракурсы, сверху или наоборот немного снизу. В общем дать волю фантазии. Любой ракурс можно составить по вышеизложенным принципам.
Можно использовать случайно, самой «жизнью» созданную композицию. Будьте наблюдательны, банальный сбор урожая или подготовка к варке борща, станет вдохновляющей… и бегом за фотоаппаратом!
А можно и «срежиссировать» такую, типа случайную, композицию. В общем, дерзайте, замечайте красоту вокруг себя, собирайте свою коллекцию неповторимых идей для рисования!
Построение натюрморта
Начинать, конечно принято с шариков и кубиков, гипсовых, но мы-то ребята смелые! Начинаем сразу со стекла. Это будет небольшая серия уроков. Такой мини-курс, доступен он абсолютно всем, даже детям, лет с 9-11.
Вот такой натюрморт сама поставила и сама нарисовала моя 4-х летняя дочь 🙂 В процессе рисования яблоки пропадали из постановки, но это не смущало юного художника. Так что все будет доступно и понятно) : Готовим все материалы для мастер-классов мы вместе!
Я расскажу (и покажу), как построить натюрморт и немного поговорим о светотени и о тональных отношениях внутри натюрморта. Так исторически сложилось, что мои читатели, на данный момент, в основном рисуют сухой пастелью и начать учиться именно с этого материала нам проще всего. Поэтому этот натюрморт и несколько не больших других мы выполним в сухой пастели. Но сначала нам придется вооружиться обычной бумагой (например, ватманом) небольшого размера (я взяла блокнот для эскизов Canson 18,5×18,5 см. и простым карандашом. Возьмите среднюю твердость Н или НВ. Подготовьте также ластик, любую стерку, которая вам нравится.
Будем создавать вот такой натюрморт, он не сложный на первый взгляд. Но в нем есть сложный элемент бокал. Он и формы сложной и материал у него — стекло, который вызывает страх у начинающих.
Во второй части мы перенесем изображение на нажданую бумагу и выполним натюрморт сухой пастелью. Но вы сможете использовать данные этого урока для дальнейшей работы в любой технике.
Чтобы уметь перенести любое изображение (любой размер фото, натуру или предмет сложной формы, даже животное, анатомии которого мы не знаем) без сетки и без обводки с экрана компьютера или фото, нужно воспользоваться методом «Визирования». Что же представляет из себя сей магический термин?
Во-первых, нужно понимать, что абсолютно любой предмет (и живой, и не живой) состоит одного, нескольких или множества простых геометрических тел. Именно поэтому в учебных заведениях так старательно и много рисуют гипсовые фигуры. Приглядитесь внимательно к бокалу, яблоку, ягодам… мы увидим цилиндры, шары и круги, квадраты и кубы, призмы, конусы и т.д.
Это, что касается самих предметов по отдельности. Но если нам нужно нарисовать с натуры или со слишком большой фотографии или наоборот со слишком маленькой. Нам нужно идти от целого к частному и в этом нам помогут снова геометрические фигуры.
Из этого вытекает наш второй пункт. Переключим наше воображение с трехмерного на двухмерное. И начнем видеть нашу объемную натуру как картинку. Нам нужно заключить ее в квадрат или прямоугольник!
Для простоты восприятия у нас квадрат. Но может быть и прямоугольник, как вертикальный, так и горизонтальный. В случае с прямоугольником нам необходимо будет определить на сколько длинная его сторона больше короткой. Компануем на листе наш квадрат. Смотрим, что у нас есть еще и тень у яблока (кстати, можно заключать в квадратик все и вместе с тенью) ее тоже нужно учитывать в композиции, иначе рисунок будет выглядеть смещенным. Поэтому в данном случае распределяем квадрат на листе чуть влево от центра, что бы справа осталось место для тени.
Затем выделяем контуры наших основных предметов, но тоже не торопимся. Сегодня мы работаем с простыми и двухмерными формами.
Согласитесь, понять пропорции, уже когда мы выделили целое, намного проще! Сначала заключаем в прямоугольник фужер вместе с ягодами, они у нас составляют единый объект.
Буду рисовать с вами вместе, для наглядности процесса.
Затем уже выделяем яблоко, веточку и прямоугольник фужера. Конечно, это скучный урок. Но если вы построите таким образом несколько натюрмортов, например, 2-3 простых и 3-4 сложных, то все будет уже строится в голове, все пропорции будут складываться сами по себе.
Намечаем веточку и ягоды. Веточку можно тоже представить в виде геометрической фигуры, описав ее общий контур.
Теперь уже можно приступать к интересному! Построению самой формы наших предметов. Мы уже видели выше, что наше яблочко ни что иное, как шарик (круг) слегка приплюснутый с краев, а бокал состоит из ряда цилиндров, шариков и усеченный конусов. Конусы и шарики мы пока не трогаем, чертим круги, трапеции и прямоугольники.
Определяем, что верхняя часть бокала — это квадрат, очерчиваем его от общего прямоугольника.
Выявляем пропорции нашей ножки, она состоит из ряда мелких геометрических фигур — их нужно распознать и определить их высоту.
Нам нужно поделить остаток от верхней части почти пополам (нижняя часть немного меньше), потом разделить верхнюю часть делим пополам — получаем подставку основной части и высоту шарика на ножке. А нижнюю часть нужно поделить примерно на три части и отделить верхнюю. Это будет ножка под шариком. Сильно мельчить и выделять нижнюю трапецию я не стала, будем считать ее целым с подставкой.
Начинаем работать с верхней частью бокала.
Чертим центральную ось. Ровно посередине нашего «бокального» прямоугольника. Бокал симметричный и каждую направляющую мы рисуем на равном от центра расстоянии (см рисунок ниже).
При помощи визирования переносим направляющие наклонные линии и такими вот жесткими линиями, без закруглений переносим все на рисунок.
Визирование — вытягиваем руку вперед держа карандаш, не сгибая в локте и с нашей позиции, как бы прикладываем к бокалу, не сгибая локтя переносим угол наклона на лист и фиксируем. Способ не очень удобен когда рисуем на горизонтальной поверхности.
Все средства хороши, можете померить угол транспортиром 🙂 Это для фанатов перфекционизма 🙂
Приступаем к ножке. Пока мы не задумываемся на тему, что подставка у бокала, это круг и он уже в трехмерной плоскости.
Далее, мы нарисуем яблоко, достроим бокал. И разберемся с трехмерной плоскостью и линейной перспективой.
Мы уже нашли места для наших предметов, определили их пропорции и почти построили форму бокала. Продолжим мы работать уже в трехмерном пространстве.
Помните, как рисовали в школе кубик. Прозрачный? Вот и нам сейчас нужно нарисовать наши предметы прозрачными, трехмерными, чтобы они у нас не висели, а стояли на поверхности.
Чтобы помесить на плоский лист, трехмерную картинку недостаточно просто срисовать цветовые пятна в стиле фотореализма. Картинка может остаться лишь фотографией, не качественным принтом, кривой пародией… а сделанный крупными мазками стакан в стиле АллаПрима может обскакать любой фотореалистичный рисунок с миллионом подробностей.
Чтобы научиться изображать объемную картинку, нужно изучить не только законы света и тени, но и законы перспективы. Перспектива бывает воздушная и линейная.
С воздушной перспективой все просто. То, что к нам ближе ярче и контрастней, по мере удаления бледнеет и тускнеет, расплывается в контурах, становится как бы не в фокусе.
С линейной перспективой все немного сложнее. Часто ее описывают по типу воздушной, что ближе больше, что дальше меньше. В пейзаже все наиболее понятно, есть линия горизонта. Ряд одинаковых по размеру домов на картине будет выглядеть, как уменьшающийся.
А что же происходит с натюрмортом или портретом? Где там линия горизонта, таинственная точка схода и перспектива? Ведь все стоит на столике, тут рядом, на одном уровне…
Давайте разбираться.
Главное понять и прочувствовать это. Смотрим на рисунок.
1. Линией горизонта в натюрморте, где ее казалось бы нет, будет уровень ваших глаз! От того сидите вы или стоите, будет она выше или ниже. Меняется и ракурс натюрморта, но об этом позже.
Мифические точки схода тоже находятся на линии горизонта. Точка схода просто объясняется, если вы посмотрите на железнодорожные пути, которые на линии горизонта сходятся в единую точку. Хотя мы с вами знаем, что на самом деле они параллельны. Просто удаляясь от нас мы видим их меньше и меньше, расстояние между ними тоже уменьшается и в итоге превращается в одну точку.
Точки схода любого предмета на натюрморте тоже будут находиться на линии горизонта.
2. Мы видим под номером два на рисунке, что точки схода могут находиться далеко за пределами листа. Их не нужно строить, их часто построить и невозможно, не хватит и комнаты 🙂 Просто нужно знать, что любые параллельные линии, находящиеся к нам под определенным углом, на рисунке будут сходиться в точку схода, на линии горизонты. Как видим на рисунке, точек схода может быть несколько. Линия горизонта, служит лишь вспомогательным инструментом.
3. Посмотрим, как ведут себя плоскости под разным углом. Возьмите в руки лист плотной бумаги или книжку, держите его строго горизонтально примерно чуть ниже уровня груди и медленно поднимайте вверх. Вы видите, что лист становится уже и на уровне глаз (на линии горизонта) превращается в прямую линию. Совместились его передняя сторона и задняя. Продолжая поднимать лист, мы увидим уже другую его сторону, она снова будет раскрываться все шире и шире.
4. Ближние грани предмета, будут длиннее и шире, а боковые меньше, так как они дальше, а задние еще меньше, так как они еще дальше.
5. Если для все же представляет сложность, как же все это увидеть и нарисовать. Можно пойти от обратного. Строим предмет, как на черчении, без учета перспективы. Главное правильно определить ближний к нам угол. А потом слегка уменьшить, сначала боковые, а потом уже и задние грани. Совсем немного, что бы не потерялась форма предмета.
Вернемся к нашему натюрморту. Мы сделали контур основы. Наметили немного ножку, и остановились на том месте, где наша ножка стоит на горизонтальной поверхности. Горизонтальную поверхность нашего рисунка называют ПРЕДМЕТНОЙ ПЛОСКОСТЬЮ, а вертикальную КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ.
Наша основа ножки выглядит как овал, который, если разделить на 2 части по вертикали будет выглядеть как одинаковые половинки слева и справа и, если поделить по горизонтали, то передняя чуть шире (она ближе к нам), и задняя чуть уже (она от нас чуть дальше).
Таким же образом рисуем овалы, в нескольких ключевых местах, там, где наш предмет меняет форму. Обратите внимание на форму овала — у него нет острых углов, даже у самого узкого.
Теперь наш бокал обрел форму. Лишние места, которые мы с вами «додумывали» можно немного стереть. Наметим веточку и ягоды. Ягоды имеют овальную форму. Обязательно смотрим на пропорции и на место, где находятся наши ягоды. Какой их размер относительно бокала.
Рассмотрим яблоко. На первый взгляд, все кажется проще простого. Но наше яблочко лежит слегка бочком, и у него явно видно, что его основная ось наклонена. Мы можем нарисовать прямую ось и обозначить овалом, место соприкосновения со столом. Но чтобы нарисовать форму яблока, мы его должны построить относительно своей оси. И как видите, все почти симметрично.
С моего ракурса получилось не очень красивое соприкосновение бокала и натюрморта и я решаю немного изменить пропорции яблока, чтобы оно красиво воспринималась, об этом я писала выше.
Прежде, чем приступить к выполнению нашего рисунка в технике сухая пастель, я хочу немного уделить внимание свету и тени в натюрморте. Очень часто замечаю, что новички «раскрашивая» в яркие краски натюрморт, просто не видят этих нюансов, проставляя лишь блики и тень под предметами.
Посмотрим на наш натюрморт — у него нейтральный серо-бежевый фон, яркие ягоды и яблоко и кажется, что желтые ягоды и красно-розовое яблочко гораздо ярче и светлее фона. И нам кажется, что именно и они и делают наш натюрморт объемными. А стекло? Стекло обычное бесцветное часто сложно изобразить именно потому, что оно не имеет цвета, оно прозрачное. Оно имеет форму за счет преломления в нем свет. Игры света и тени. Посмотрим на наш натюрморт, если сделать с него черно-белое фото.
Стоило исчезнуть ярким цветам и… мы видим, что все наши предметы одинаковые. Все серое, причем, одинаково серое 🙂 Но наш натюрморт не стал плоским. Мы по-прежнему видим игру света и объем ягод и яблока. Теперь присмотримся внимательно. Стекло понятно, оно прозрачное. Листики у алычи тоже явно темные. А вот алыча и яблоко, как оказалось, одинакового цвета (именно цвета, а не тона) с фоном! Но, если присмотреться — ягодка слева светлее фона, а справа темнее фона. И яблоко тоже сверху и слева оно явно светлее, а справа оно темнее фона. Там еще есть тень! Но и там яблоко не сливается. Такое наблюдение очень полезно для создания объема. Очень полезно в процессе работы смотреть на черно-белое фото нашей натуры и свой натюрморт будет не лишним сфотографировать и посмотреть, где нам нужно высветлить или прибавить теней.
Я на своем рисунке лишь слегка обыграла эти светотени, он так и остался эскизом, но все равно стал объемным.
Ну вот на сегодня все. В следующем нашем уроке я предлагаю нарисовать наш натюрморт в технике сухой пастели. Предлагаю сделать его на наждачной бумаге, вы не против? Пишите в комментариях ваши пожелания.
До встречи!
www.livemaster.ru
Вдохновляющие примеры натюрмортов
Натюрморты представляют отличную возможность превратить обычные предметы в фантастическое произведение фотоискусства. Вот пять отличных примеров натюрмортов для вашего вдохновения и советы по созданию своего шедевра!
Почему натюрморт?
Художники полюбили натюрморты поскольку их популярность возросла на западе в конце 16 века. На них изображены группы неживых предметов с определенным позиционированием или размещением; обычно использовались цветы или еда.
Предметную съемку также можно рассматривать как форму натюрморта, ведь она производится без моделей, которых часто можно увидеть журналах или газетах. Если предметная и коммерческая фотография не подходят, это не значит, что вам не понравятся натюрморты. Они предлагают намного большую гибкость, чем множество других типов съемки, так как вы полностью контролируете каждый аспект: можно организовать собственную композицию, выбрать содержимое, подобрать освещение и т.д.
Что потребуется
Так как натюрморты могут варьироваться в зависимости от вашего субъекта и видения, не обязательно покупать специальное оборудование, чтобы наслаждаться этим видом съемки. Наличие камеры мы воспринимаем как должное, поэтому вот несколько предложений, которые могут быть полезны:
Отражатели
Отражатели (или рефлекторы) отлично подходят для рассеивания и смягчения света. Стены и потолки могут стать хорошими рефлекторами, а если вы предпочитаете что-то более портативное, их можно дешево купить или сделать самому. Попробуйте картон и фольгу в качестве быстрого решения!
Фотолампа, фотовспышка или студийный свет
К счастью, у вас будет множество естественного света, но, если его нет, использование вспышки или небольших ламп (подумайте о макро/предметном студийном освещении) поможет осветить небольшую композицию с минимальными усилиями. Объедините их с рефлекторами или просто соберите вместе и получите освещение не хуже, чем в Блэкпуле.
Реквизит
Это очень интересный пункт, так как подходит всё! Устройте набег на корзину с фруктами, найдите цветы в своем саду, пройдитесь по блошиному рынку или благотворительному магазину в поисках странных и замечательных вещичек – все в ваших руках. Попробуйте подобрать вещи похожего цвета или текстуры.
Подходящий предмет
Как и в любом другом виде съемки, вам потребуется предмет, который станет основой фотографии. Не все выглядит хорошо в черно-белом виде, но прекрасная черта цифровой съемки в том, что решение можно найти позже. Однако, все еще нужно заранее думать о том, что снимать.
Вдохновение
Кофе
Снимок: Photodune
Кофейные зерна – причудливо приятная вещь для съемки; их текстура и выделяемое тепло просто невероятны. Автор этой фотографии объединил зерна с белой чашкой, которая отлично контрастирует с теплыми оттенками дерева и мешковины. Я думаю, снимок был бы лучше без металлической ложки и ковша, но все же это отличная комбинация предметов, которая удачно выглядит.
Карандаши
Снимок: Photodune
Я люблю простоту этой фотографии, она – отличный пример того, как обыкновенные вещи могут стать интересным объектом съемки, не нужно ничего лишнего. Композиция вписывается в правило третей, а малая глубина резкости идеально подчеркивает заостренный карандаш.
Цветы
Снимок: Photodune
Цветы – очень популярный объект для создания натюрмортов и не удивительно, ведь они делают любой снимок ярче. Суть в том, что снимок делался с очень малой глубиной резкости и в фокус попали только цветы на переднем плане. Цветы заднего плана из-за размытия буквально слились с окном. Также автор фото получил красивый рисунок боке (размытие), (в который как раз попали окно с задними цветами) придавший ощущение мягкости, свежести и чистоты. Теплые оттенки цветов хорошо контрастируют с таким фоном. Помещение цветов в китайскую, а не стеклянную вазу придало приятный штрих и отлично подходит чистому фону.
Еда
Снимок: Photodune
Еда – еще одна популярная тема натюрмортов. Этот снимок – удачный пример сохранения определенной темы предметов. Нельзя посмотреть на фотографию и сразу же не увидеть «молочные продукты». Это происходит благодаря тому, что все цвета хорошо сочетаются, а монотонный фон делает изображение не таким загроможденным из-за множества еды.
Пиво
Снимок: Photodune
Натюрморт не обязательно предполагает создание собственной сцены, ее можно увидеть и в любом другом месте. Освещение этой фотографии подчеркивает основной объект, а также отбрасывает прекрасное янтарное сияние сквозь пиво, делая сцену теплее.
Техника
Объекты
Понимание того, что нужно сгруппировать может быть запутанным, но, если у вас есть тема, изображение должно выглядеть хорошо. Тематику не обязательно связывать с предметами, она может основываться на цветах, текстурах или формах, например.
Если вы новичок в натюрмортах или самой съемке, лучше всего избегать отражающих свет и блестящих вещей, так как их труднее сфотографировать правильно.
Старайтесь избегать размещения «якорных» предметов в центре снимка. Это может быть самый большой объект или, например, вещь с самим ярким цветом. Если вы намеренно не добиваетесь центральной композиции (как в случае с цветами ранее), постарайтесь избегать размещения предметов, которые притягивают взгляд, в центре. Не бойтесь перемещать объекты, если снимок выглядит неправильно.
Фоны
Плохой фон может разрушить отличный натюрморт. Подумайте о вещах, которые дополняют объект. Если вы снимаете, скажем, зерна кофе, то тёплые тона и более грубые текстуры (как мешковина) будут хорошо выглядеть вместе.
Вам не нужен дорогой студийный фон для получения отличного снимка. Попробуйте сделать его самостоятельно при помощи бумаги для скрапбукинга, обоев, ткани или холста. В целом, старайтесь пробовать и использовать темный фон для светлых объектов и наоборот.
Также можете попробовать технику контрастного сопоставления. Используйте темные доски (как старая классная доска), блокировав все кроме одного луча света, чтобы предмет был прямо под ним. На деле это создает результат с очень высоким контрастом и возвращает нас к стилю Ренессанса.
Используйте мягкий фокус
Диафрагмирование линз может создать прекрасный размытый фон и боке. Если вы используете более широкую апертуру, вам может понадобиться большая скорость затвора и штатив, чтобы не получить размытые снимки из-за трясущейся камеры.
Делайте проще
Вам может показаться заманчивой возможностью немного креативно побезумствовать, имея полный контроль над сценой. И вот – вы тащите каждую купленную вещь со склада, надеясь получить шедевр. Простота обычно работает лучше и сохранит вам множество времени, усилий и нервов!
Избегайте деталей на фоне, чтобы не загромождать картину и не отвлекать от предмета съемки. Натуральные фоны, такие как стены и заборы отлично работают с цветами или овощами.
Подумайте о том, чтобы рассказать историю при помощи снимка, что именно вы хотите передать. Можете взять несколько похожих фотографий и превратить их в визуальную историю при помощи диптихов и триптихов.
Композиция
Попробуйте интересный угол съемки. Вам нужно будет заполнить кадр предметом(ами), но это не значит, что нужно снимать под прямым углом. Попробуйте фотографировать с большей высоты, став на стремянку или подойдите поближе и направьте камеру, исказив чувство размера.
Также существует техника под названием «Flat-lay». При работе с ней вы размещаете предметы на плоскости так, чтобы сфотографировать их сверху вниз. Это может предоставить свежую перспективу для повседневных предметов; например, можно показать чай в чашке, а не саму чашку с видом сбоку. При помощи такого угла весело играть с геометрическими формами.
Рассеивайте свет
Ранее я упоминал об использовании вспышки или дополнительного освещения для съемки. Диффузор поможет смягчить этот свет и избежать жестких теней. Если у вас нет софтбокса или диффузора, попробуйте взять белый муслин или похожую светлую ткань, покрыв ею окна и лампы. Будьте очень осторожны, размещая что-угодно возле лампы накаливания; избегайте прямого контакта.
Тень важна так же, как и свет. Очевидно, что одно влияет на другое, поэтому подумайте насколько резкими и явными вы хотите видеть тени.
Снимайте в макро
Макросъемка (или съемка крупным планом) – отличный способ показать обыденные предметы в совершенно новом свете. Для этого потребуется некоторое оборудование, но это не обязательно должны быть макролинзы. Когда вы подбираетесь ближе, это значит, что в композиции будет меньше объектов, но при этом заполнить кадр проще. Используйте разные части объекта, которые не в фокусе, в качестве фона. Например, сфотографируйте маленький цветок в букете, в то время как остальные цветы будут размыты.
Потенциальные проблемы
Поиск интересных субъектов и предметов, которые хорошо работают вместе может потребовать частичку практики. Если у вас недостаточно терпения, можете выйти на улицу и поискать что-то вместо того, чтобы создавать композиции самому. В следующий раз, когда встретитесь с другом за чашкой кофе, попробуйте разместить чашки, сахар и молоко на столе, создав привлекательный натюрморт.
Поищите вдохновение в сети, посмотрите, что успешно сделали другие и попробуйте повторить исходник, но со своим видением. В конце концов вы интуитивно поймете, что сработает, а что нет. До этих пор, будьте терпеливы с методом проб и ошибок. Вы даже можете получить неожиданные, забавные результаты.
Топ советов для получения снимков натюрмортов
- Выбирайте объекты одной тематики или «расскажите историю».
- Используйте диффузоры для смягчения света.
- Сохраняйте фон чистым и простым.
- Используйте широкую апертуру для размытия фона
- Создайте уникальную композицию, попробуйте смотреть на предметы сверху вниз.
Ресурсы для дальнейшего изучения
Как начать съемку коллекций для досуга и заработка: Работа с наборами объектов заставит вас думать об освещении и придумывать новые способы съемки
Как создать неотразимые фотографии продовольственных товаров: При любой съемке продовольственных товаров контекст так же важен, как и сам продукт. Ваши фотографии иллюстрируют крайне важное обещание.
10 советов для начала съемки натюрмортов: когда фотография только зародилась, требовалась длинная экспозиция, поэтому фотографирование статичных объектов было идеальным предметом. По мере развития технологий очарование от съемки натюрмортов осталось и все еще является одной из самых жизнеспособных фото профессий на сегодняшний день.
Финальные мысли
Съемка натюрмортов – отличная возможность проявить креативность в своих фотографиях. Это – приятный перерыв, если вы хотите сменить свою привычную тематику. Я часто делаю снимки натюрмортов после разочарования из-за не очень получившейся пейзажной фотографии. Есть нечто приятное в том, чтобы отвлечься от того, над чем не имеешь никакого контроля, перейдя к тому, что можно организовать от начала и до конца. Это также отлично вдохновляет в дождливый день.
Выбор предметов поначалу может быть запутанным – что лучше смотрится вместе? Что вы хотите сказать своей композицией? Делайте всё проще и мыслите тематично; руководствуясь не только сочетаемостью предметов в реальной жизни, но также их цветом и текстурой. Метод проб и ошибок – естественная часть процесса и может принести даже отличные, непредсказуемые результаты.
Возможно, перед созданием своих натюрмортов будет проще найти композиции в окружающем мире. Такие места, как кафе хорошо подходят для получения первичного вдохновения с объектами, которые до этого пробовали и тестировали много раз.
При создании собственных композиций помните, что нужно размещать большие, заметные предметы не в центре кадра (только если вы не делаете это намеренно) и подумайте о том, как хотите осветить сцену.
Съемка сверху для получения композиции в стиле Flat-lay принесет свои трудности, но результат может того стоить. Используйте эту технику как платформу для показа предметов с ракурса, в котором мы их обычно не видим.
Для интересных снимков крупным планом и малой глубины резкости попробуйте воспользоваться макролинзами или альтернативным оборудованием, чтобы действительно выбросить фон из фокуса и показать новые стороны ваших субъектов.
Натюрморты позволят вам пробудить свою креативную часть и дадут больший контроль над финальным результатом. Если вы ищете повод чтобы начать, то почему бы не превратить готовый снимок в печатную версию или картину для вашего дома? В таком случае нужно думать о цветах, текстурах и темах, которые подходят для комнаты, в которой вы захотите повесить фото – это отличная отправная точка.
Автор: Marie Gardiner
photo-monster.ru
Станьте первым комментатором