Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Панорамные фотоаппараты – Современный панорамный фотоаппарат и его применение

Содержание

Современный панорамный фотоаппарат и его применение

Панорамный фотоаппарат предназначен для получения фотографий с широким охватом  снимаемого пространства – панорам. Панорамы всегда вызывают большой интерес, поскольку они очень выразительны, красивы, часто необычны, создают особый неповторимый эмоциональный фон и ощущение присутствия в кадре. Как же правильно снимать панораму и какой фотоаппарат лучше выбрать для эффектной панорамной съемки?

Начнем с того, что снять панораму можно любым фотоаппаратом, даже самой дешевой цифровой мыльницей. Но панорамный фотоаппарат потому так и называется, что предназначен именно для панорамной фотографии, а значит его конструкция и характеристики специально разработаны и рассчитаны под специфику фиксации максимально широкого угла.

Съемка панорамы компактным цифровым фотоаппаратом

Поскольку панорамный фотоаппарат есть далеко не у всех, прежде всего, рассмотрим метод панорамной съемки

обычным цифровым фотоаппаратом. Принцип здесь не сложен – надо снять последовательность кадров, поворачивая фотоаппарат в нужном направлении, а потом склеить их каким ни будь доступным способом, например в фотошопе. Некоторые фотоаппараты имеют встроенные алгоритмы сведения ряда кадров в панораму, и вы сразу можете получить панорамный снимок.

В каком же направлении должен двигаться фотоаппарат? Это зависит от конкретного объекта съемки. Общее правило здесь состоит в том, что движение должно идти по направлению взгляда. Вспомните, как вы рассматриваете пейзаж. Ваш взгляд перемещается вдоль линии горизонта, т. е. горизонтально. Если это высокое здание, то наоборот, вы рассматриваете его по вертикали. Уходящая в перспективу дорога может вызвать  любое направление в зависимости от вашего расположения относительно нее.

Также должен двигаться и фотоаппарат. Чаще всего используется горизонтальное перемещение для пейзажа и вертикальное для архитектуры. Для того, чтобы точно выдержать направление рекомендуется снимать со штатива со специальной панорамной штативной головкой, позволяющей точно выставить линию горизонта по уровню.

Таким образом, если у вас есть штатив, то вы устанавливаете на него фотоаппарат, настраиваете штативную головку на поворот в нужном направлении и снимаете последовательность кадров вдоль линии перемещения взгляда. Если штатива нет, то стараетесь  занять максимально устойчивое положение и как можно точнее делаете то же самое с рук.

Чтобы корректно склеить кадры в фоторедакторе, надо чтобы они перекрывались не менее чем на 20 – 30%. Все кадры надо снимать с одной и той же экспозицией, определенной по кадру со средней освещенностью, в ручном режиме. Снимать лучше с вертикальным положением кадра, чтобы охватить большее пространство по вертикали. И ни в коем случае не используйте зум, иначе вообще ничего не получится!

Какие пропорции должна иметь панорама? Известно, что поле зрения человека это примерно 140 — 150° по горизонтали и 40 — 50° по вертикали, т. е. около 1/3, поэтому и панорама с такими пропорциями наиболее гармонично воспринимается взглядом. Можно также сфотографировать панораму и с большим углом по горизонтали и даже круговую 360°. Все зависит от вашего творческого замысла.

Для чего же нужен панорамный фотоаппарат, если все можно и так прекрасно снять даже недорогим компактом? Здесь есть несколько причин. Во первых, съемка последовательности кадров занимает некоторое время, в течение которого обстановка может измениться, поэтому было бы хорошо снять все кадры одновременно. Во вторых

, объектив вносит геометрические искажения, такие, как дисторсия, поэтому при склейке кадров алгоритм пытается подогнать искаженные кадры друг к другу, внося свои собственные дополнительные искажения, а это может привести к некоторой неестественности результирующего панорамного кадра.

Цифровой панорамный фотоаппарат

Специальный панорамный фотоаппарат лишен этих недостатков. Но реальность сегодняшнего дня такова, что цифровых панорамных фотоаппаратов практически нет, поскольку никто из широко известных мировых брендов цифровые панорамные фотоаппараты доступной ценовой категории не производит, вероятно, по причине не очень высокого спроса.

Была попытка выпустить цифровой панорамный фотоаппарат на Красногорском механическом заводе имени С. А. Зверева совместно с фирмой Silvestri (Италия). Опытный образец

Horizon D-L3 с тремя объективами, одновременно снимающими на 3 матрицы, был изготовлен в 2010 году. Планировался серийный выпуск с 2011 года, но с тех пор так ничего и не сделано, а о дальнейшем развитии этого проекта ничего не известно.

Есть специфические панорамные фотоаппараты типа Throwable Panoramic Ball Camera – фотоаппарат мячик с 36 небольшими цифровыми камерами по всей сфере, позволяющий делать весьма эффектные снимки, например, подбросив его вверх, но это скорее забавная игрушка, которая серийно пока не выпускается.

Ну и наконец, дорогущие монстры, такие как Panoscan MK-3 для съемки круговых панорам и Seitz 6×17”, работающий по принципу сканирования, которым можно сфотографировать панораму с разрешением 160 МПикс. Обе камеры стоят более 40 000$, поэтому рассматривать их как разумное предложение для панорамной фотографии довольно сложно. Если вы конечно не хотите снять панорамный кадр величиной со стену.

Поэтому, как это ни странно, но панорамный фотоаппарат сегодняшнего дня – пленочный!

Пленочный панорамный фотоаппарат

Существует два принципа, на которых действует пленочный панорамный фотоаппарат.

Первый заключается в том, что пленка располагается не в плоскости, а по дуге окружности, и объектив перемещается вокруг центра этой окружности, последовательно экспонируя кадр через двигающуюся щель, с помощью изменения ширины которой выставляется выдержка. Такая компоновка позволяет максимально снизить геометрические искажения и получить естественную панораму высочайшего качества. Именно так работают фотоаппараты Горизонт.

Панорамный фотоаппарат второго типа снимает на пленку, расположенную в плоскости, а изображение строится с помощью широкоугольного объектива. Средняя часть кадра вырезается и из нее как раз и получается панорама. Основной недостаток этого типа камер – геометрические искажения широкоугольных объективов, преимущество – отсутствие механики.

С технической стороны, панорамный фотоаппарат используется также, как обычный пленочный. Выставляете экспозицию, наводитесь на объект и нажимаете на спуск. Основная специфика лежит в области компоновки кадра и выбора точки съемки. Например, если установить фотоаппарат не горизонтально, то получится изогнутая линия горизонта с задранными или опущенными краями. Однако эта же особенность позволяет получать необычные кадры, если применять ее грамотно и обдуманно.

Самые доступные панорамные фотоаппараты выпускаются у нас в России на Красногорском заводе. Их работа основана на первом принципе поворотного объектива. Это две модели для 35 мм пленки — 

Горизонт S3 U-500 и Горизонт S3pro и один профессиональный панорамный фотоаппарат для 61,5 мм пленки Горизонт 205 pc. Эти изделия очень популярны как в нашей стране, так и за ее пределами, в основном благодаря своей невысокой цене и отличному качеству получаемых снимков.

Из панорамных фотоаппаратов зарубежного производства необходимо упомянуть великолепные камеры немецкой компании Nblex, работающие по принципу поворотного объектива, и японский  Fujifilm GX617

, работающий по принципу широкоугольного объектива. Это дорогие профессиональные фотоаппараты, позволяющие получать очень высококачественные панорамные снимки.

Таким образом, на сегодняшний день существует два основных способа снять панорамную фотографию. Первый – взять традиционный цифровой фотоаппарат и научиться работать с фоторедакторами для склеивания последовательности кадров в панораму. Второй – использовать пленочный панорамный фотоаппарат для съемки панорам профессионального уровня. Все зависит от вашего желания, опыта и творческих запросов.

fotoapparat-expert.ru

Горизонт (фотоаппарат) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Горизонт», вид сзади и сверху Схема зарядки Фотоаппарат «Горизонт-202»

«Горизо́нт» — семейство панорамных фотоаппаратов производства ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева» (КМЗ).

«Горизонт» не был первым панорамным фотоаппаратом, выпущенным в Красногорске. Красногорским заводом ранее выпускались панорамные фотоаппараты семейства «ФТ».

Выпуск первого малоформатного «Горизонта» был начат на КМЗ в 1967 году и продолжался по 1973 год. Всего выпущено 49849 шт.

Конструктивно использует сканирующий принцип съёмки — сканирование кадра вращающимся объективом через щель. Изменение выдержки обеспечивается изменением ширины щели перед объективом и различной скоростью прохождения щели вдоль кадра. Сочетание четырёх или трёх положений раскрытия щели и двух скоростей даёт в сумме восемь или шесть выдержек (в модифицированных «Горизонтах»).

Значение диафрагмыПределы глубины резкости, м.
2,8от 5,5 до ∞
4от 3,9 до ∞
5,6от 2,9 до ∞
8от 2 до ∞
11от 1,5 до ∞
16от 1 до ∞
  • Выдержки затвора — 1/30, 1/60, 1/125 сек, а также можно получить более короткую выдержку, равную приблизительно 1/250 сек.
  • Видоискатель оптический с увеличением 0,4×, угловое поле зрения — 110×44°. Видоискатель съёмный, устанавливается в обойму на передней панели камеры. Размеры обоймы аналогичны обойме для крепления фотовспышки.
  • На корпусе видоискателя установлен уровень для строго горизонтальной установки камеры.
  • Резьба штативного гнезда 1/4 дюйма.
  • Аппарат комплектуется рукояткой для съёмки без штатива.

В 1989 году была выпущена модернизированная панорамная фотокамера — «Горизонт-202», затем были созданы: среднеформатный «Горизонт-205» (серийный выпуск с 2000 года), малоформатный «Горизонт-S3» (он же «Горизонт-203») и его модификации, отличающиеся количеством выдержек («Горизонт-компакт»).

Фотоаппарты «Горизонт» моделей 202 и 205 были представлены на мировом рынке через дистрибьютеров — итальянскую фирму «Silvestri» и носили другое имя: «PAN». Наряду с оригинальным фотоаппаратом «Horizon-202», фирма «Silvestri» продавала тот же фотоаппарат, немного другого оформления, но под именем «PAN-35». В сентябре 2010 года на выставке «Photokina» в Кёльне, Красногорский завод совместно с итальянской фототехнической фирмой «Silvestri» представил цифровой трёхобъективный панорамный фотоаппарат «Horizon-D-L3».

  • В фотоаппарате использован модифицированный объектив ОФ-28, спроектированный для миниатюрной камеры МФ-1 «Аякс», изготавливавшейся по заказу советских спецслужб[3].
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 67, 68. — 447 с.
  • Э. Кутепов, Г. Терегулов. Новая панорамная фотокамера «Горизонт» (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1967. — № 2. — С. 34. — ISSN 0371-4284.

ru.wikipedia.org

Панорамный фотоаппарат Википедия

Панорамная фотография — разновидность фотографии, которая позволяет создавать изображение с большим углом обзора по горизонтали, который как минимум вдвое превышает этот же параметр нормального объектива. Термин также применим к фотографиям, скадрированным до сравнительно большого соотношения сторон, как правило больше, чем 2:1[1]. Поскольку не существует чёткой границы между «широкоугольной» и «панорамной» фотографией, первая из них обычно относится к типу использованного объектива, хотя сам по себе широкоугольный объектив не даёт панорамного изображения. Изображение, даваемое сверхширокоугольным объективом типа «рыбий глаз» и покрывающее стандартный кадр с соотношением 3:2, не считается панорамным, хотя и обладает большим углом обзора. Панорамным можно назвать изображение, перекрывающее человеческое поле зрения в пределах 160° по горизонтали и 75° по вертикали. Традиционное понятие панорамы предусматривает, что ширина панорамного снимка больше высоты как минимум вдвое, в некоторых случаях отображая 360° пространства в горизонтальной плоскости. Однако, современное понятие панорамной фотографии шире, и предполагает, что доступный угол наблюдения превосходит поле зрения наблюдателя, а в конечном приближении обеспечивает сферический обзор[2][3].

Историческая справка

Панорамные изображения начали создавать одновременно с появлением изобразительных искусств. Первый панорамный дагеротип был создан уже через несколько лет после появления технологий фотографии. В 1843 году Йозеф Пухбергер запатентовал фотоаппарат, снимающий поворотным объективом на изогнутую дагеротипную пластинку цилиндрического профиля[4]. Камера обеспечивала горизонтальный угол обзора в 150°, давая снимок шириной 61 сантиметр. Через год Фридриху фон Мартенсу удалось создать более совершенную камеру «Мегаскоп», в которой вместо ручного поворота объектива с помощью рукоятки использован пружинный механизм. Этим устройством с крыши Луврского дворца сделан первый в истории панорамный фотоснимок Парижа[5][6]. Сложность такой аппаратуры и техники панорамной съёмки не позволили панорамной дагеротипии получить широкое распространение.

Дальнейшее развитие связано с появлением мокрого коллодионного процесса. Для получения панорамы делалось несколько снимков (чаще всего 2 или 3), которые печатались на альбуминовой фотобумаге и затем вручную монтировались на общем паспарту. Съёмка велась с перекрытием, соседние снимки стыковались точной обрезкой[3]. Панорамные снимки, созданные таким образом Джорджем Бернартом в годы Гражданской войны США, активно использовались для фотограмметрии при проектировании укреплений и инженерных сооружений. Аналогичная техника панорамной съёмки успешно использовалась и в современном желатиносеребряном фотопроцессе, дожив до времён цифровой фотографии. Появление в 1888 году гибкой фотоплёнки позволило усовершенствовать панорамную фотографию, сделав фильмовый канал изогнутым, как в дагеротипной камере Пухбергера. Плоские стеклянные фотопластинки исключали такую возможность. Первые панорамные фотоаппараты давали цилиндрическую проекцию пространства с помощью объектива, вращающегося вокруг вертикальной оси, проходящей через нодальную точку. Их названия говорят сами за себя: «Цилиндрограф» (1884 год), «Пантаскопик» (1862 год), «Глобускоп» и другие.

В начале XX века появились панорамные фотоаппараты, рассчитанные на рулонную фотоплёнку типа «рольфильм», либо на перфорированную 35-мм киноплёнку. Наиболее известны такие камеры, как «Widelux», разработанный в Японии в 1958 году, немецкий «Noblex», а также советские «ФТ» того же года выпуска и «Горизонт» (1967)[7][8]. С появлением цифровой фотографии потребность в специальных панорамных фотоаппаратах отпала, так как появилась возможность создавать фотографии с любыми углами обзора склеиванием нескольких обычных снимков при помощи специальных компьютерных приложений. Большинство любительских цифровых фотоаппаратов комплектуются простейшими склейщиками такого типа (англ. Photostitcher) в составе поставляемого в коробке программного обеспечения. Кроме того, цифровая панорамная съёмка осуществима путём сканирования окружающего пространства с помощью ПЗС-линейки, поворачивающейся вместе с объективом вокруг его нодальной точки[9].

Методы панорамной фотографии

В аналоговой фотографии известны несколько методов получения панорамных снимков, для которых могут быть использованы как обычные фотоаппараты, так и специализированные камеры трёх типов.

Серия снимков с перекрытием

Наиболее распространённый способ панорамной фотографии, использующийся ещё со времён мокрого коллодионного процесса. Фотоаппарат закрепляется на штативе и после съёмки очередного кадра поворачивается на определённый угол вокруг вертикальной оси[10]. Таким образом выполняется серия снимков, каждый из которых фиксирует часть будущей панорамы[11]. Угол поворота между соседними снимками незначительно меньше горизонтального угла поля зрения объектива, чтобы края изображения перекрывались. Съёмка может производиться с рук, но наилучшие результаты достижимы при использовании штатива. Многие производители фототехники выпускали для этих целей специальные штативные головки с круговой шкалой, размеченной в градусах. При недостаточном охвате объектива по вертикали, панорама может быть многорядной[12]. Фотоотпечатки, полученные в результате такой съёмки, монтируются на общем паспарту, а точное совмещение границ соседних снимков обеспечивается обрезкой острым ножом[13].

Недостатки этого метода заключаются в неизбежной видимости мест стыковки соседних снимков из-за перспективных искажений и разницы в оптической плотности отпечатков. Длинные прямые на готовых панорамах отображаются в виде ломаных линий, с переломами в местах склеек[10]. Проблемы совмещения особенно остро проявляются при съёмке сравнительно короткофокусным объективом. Технология требует тщательной регулировки параметров при фотопечати и лабораторной обработке снимков, чтобы обеспечить равномерность их фотографических свойств[14]. Кроме того, практически неустранимы последствия виньетирования, а монтаж полученных панорам требует оформительских навыков. Этот метод панорамной съёмки получил распространение в цифровой фотографии, поскольку программными методами устранимо большинство его недостатков. В аналоговой фотографии эти проблемы практически отсутствуют при использовании специализированных панорамных фотоаппаратов.

Поворотный объектив

Панорамный фотоаппарат «Горизонт S3 U500» с поворотным объективом Снимок, сделанный панорамным фотоаппаратом с поворотным объективом. Видны характерные искажения горизонтальных прямых

Метод панорамной фотографии с помощью специальных фотоаппаратов с объективом, вращающимся вокруг оси, перпендикулярной оптической, и пересекающейся с ней в задней нодальной точке. Фотоплёнка располагается на цилиндрической направляющей, проложенной вокруг оси вращения объектива[15]. Изображение проецируется на фотоплёнку сквозь узкую щель в цилиндрическом корпусе объектива. Во время съёмки корпус с объективом поворачивается на шарнирах, последовательно экспонируя кадр через щель, движущуюся вдоль его длинной стороны[16]. Процесс съёмки одного кадра может занимать несколько секунд, хотя при этом выдержка остаётся моментальной. Она регулируется скоростью поворота корпуса объектива и шириной щели, выполняющей роль фокального затвора.

В отличие от склеенных панорам, длинные прямые выглядят на готовом снимке цельными, но при отклонении от центра кадра они выгибаются в виде дугообразных линий (в форме синусоиды), сходящихся к боковым границам[10]. Например, при наклоне фотоаппарата вверх линия горизонта выглядит как чаша, выгибаясь к низу. Типичные углы обзора фотоаппаратов такого типа составляют от 110° до 140°, а соотношение сторон кадра доходит до 4:1[3]. Фотоаппараты, рассчитанные на фотоплёнку тип-135, дают удлинённый кадр, превосходящий малоформатный в 2–3 раза по ширине. Советский «Горизонт» экспонирует кадр размером 24×58 мм[17].

Фотоаппараты этого типа чаще всего оснащаются объективом типа фикс-фокус, который жёстко установлен на заводе на гиперфокальное расстояние и при открытой диафрагме обеспечивает резкое отображение удалённых сцен[* 1]. При съёмке близко расположенных предметов приходится закрывать диафрагму для увеличения глубины резкости. В большинстве случаев в некоторых пределах доступна регулировка выдержки, самая длинная из которых ограничена скоростью поворота объектива. Поэтому длительные выдержки на таких фотоаппаратах недоступны, ограничивая их использование для съёмки тёмных сцен. По тем же причинам камеры с поворотным объективом непригодны для съёмки с фотовспышкой. Невысокая скорость сканирования панорамы также препятствует съёмке быстро движущихся объектов, отображаемых с искажением. Однако этот недостаток может быть использован в художественных целях, например в так называемой щелевой или стрип-фотографии[18][19].

Вращающаяся камера

Поворотный фотоаппарат «Leme»

Иногда такие камеры называются «сканирующими» и обеспечивают углы горизонтального обзора 360° и больше, давая возможность многократной съёмки одного и того же фрагмента ландшафта на один кадр. Устройство похоже на предыдущий тип фотоаппарата, но поворачивается не только объектив, а весь корпус, установленный на вертикальной рукоятке[20]. Механический или электрический привод вращает такую камеру вместе с объективом вокруг его нодальной точки, а лентопротяжный механизм подаёт фотоплёнку с таким расчётом, что она остаётся неподвижной относительно изображения, которое строит движущийся объектив в экспонирующей щели.

Длинные прямые при этом также отображаются в виде дугообразных линий, как в камерах предыдущего типа. Принцип действия таких фотоаппаратов был изобретён в 1880-х годах[21]. Первый вращающийся фотоаппарат «Périphote» создан братьями Люмьер в 1900 году[22]. Также известны «Cirkut» (1905), «Leme» (1962), «Rotaflex 360» (1968), «Hulcherama» и «Alpa ROTO SM60» (1979), «Глобускоп» (1981) и «Roundshot» (1988)[23]. В СССР аналогичный фотоаппарат для 35-мм киноплёнки разработан И. Петровым в 1940-х годах[24]. В отличие от иностранных образцов, советский прибор позволял делать не только панорамные, но и обычные малоформатные негативы при неподвижном механизме, однако серийный выпуск так и не был налажен[25].

По такому же принципу строятся современные цифровые панорамные фотоаппараты «Паноскан» (англ.)русск. и «Айскан» (англ. Panoscan, Eyescan). Вместо плёнки за экспонирующей щелью располагается ПЗС-линейка, последовательно регистрирующая изображение по мере поворота объектива. Цельное изображение формируется в кадровой памяти камеры[9].

Широкоугольный фотоаппарат

Разновидность панорамных фотоаппаратов, снабжённая неподвижным ортоскопическим сверхширокоугольным объективом и плоским кадровым окном[26]. Конструктивно такие камеры ничем не отличаются от обычных фотоаппаратов, за исключением удлинённого кадрового окна и возможности свести к минимуму задний отрезок объектива. Поэтому широкоугольные камеры часто строятся по схеме шкальной аппаратуры, благодаря большой глубине резкости объектива[15]. В отличие от камер с вращающимся объективом, дающим цилиндрическую проекцию, широкоформатные фиксируют плоскую с искажениями на краях кадра. При углах обзора свыше 90° неизбежно виньетирование, которое иногда компенсируется маской перед центром объектива.

Однако в отличие от двух предыдущих типов, такие фотоаппараты допускают любые выдержки, в том числе длительные, а также использование фотовспышки. Таким образом, ими возможна съёмка тёмных сцен при недостатке освещения. Наиболее известны фотоаппараты «Hasselblad X-pan», «Linhof Technorama 617» и «Fuji GX617»[27][28]. Некоторое распространение получили панорамные задники для крупноформатных камер. Такие устройства позволяют делать на «рольфильме» панорамные снимки форматом до 6×17 сантиметров с помощью широкоугольной оптики на стандартных крупноформатных фотоаппаратах[23].

Цифровые фотоаппараты такого типа позволяют исправлять искажения программными средствами. Поэтому для получения широких углов обзора в них могут использоваться специальные паноморфные объективы, специфические предыскажения которых устраняются при обработке цифровых файлов[29].

Цифровая панорамная фотография

Распространение цифровой фотографии позволило резко усовершенствовать панорамную технологию, добиваясь высокого качества при больших углах обзора и без сложного оборудования.

Цифровая склейка

Создание панорамного снимка последовательной съёмкой. Красными линиями обозначены места склейки исходных изображений

Наиболее распространённый метод, предусматривающий последовательную съёмку участков панорамы обычным цифровым фотоаппаратом с последующим программным объединением в общий снимок высокого разрешения[30]. Готовый снимок может быть двух видов: в цилиндрической проекции, как в аналоговой фотографии с поворотным объективом, или в сферической, пригодной также для использования в устройствах виртуальной реальности. Чтобы свести к минимуму ошибки совмещения при склеивании, съёмка должна вестись фотоаппаратом, закреплённым на специальной штативной головке, поворачивающей камеру вокруг входного зрачка объектива. Это позволяет исключить параллакс близких предметов из-за смещения точки съёмки при повороте фотоаппарата[30].

Приложения для цифровой склейки панорам позволяют корректировать перспективные искажения, благодаря чему технология в некоторых случаях может использоваться как альтернатива дорогостоящим шифт-объективам и карданным камерам с подвижками[2]. Кроме создания панорам, такая технология пригодна для получения снимков с очень большим разрешением обычной аппаратурой. Однако из-за последовательной съёмки способ пригоден только для регистрации неподвижных объектов, поскольку их смещение приводит к неточностям склейки или даёт искажённое изображение.

Кроме склейки снимков, сделанных цифровыми фотоаппаратами, программное обеспечение позволяет с высоким качеством склеивать файлы, полученные оцифровкой негативов или фотоотпечатков таких же панорам. При этом качество совмещения границ значительно превосходит получаемое выклеиванием этих же снимков на общем паспарту, поскольку исходные изображения трансформируются в соответствии с выбранной проекцией. Кроме того, длинные прямые отображаются плавными кривыми, а не ломаными линиями, благодаря программному предыскажению.

Катадиоптрические камеры

Оптическая схема катадиоптрической камеры

Панорамное изображение может быть получено с помощью катадиоптрической оптики, содержащей сферические зеркала. Получаемое изображение имеет круговой обзор в 360°, но с сильными искажениями. Последующая цифровая обработка позволяет трансформировать искажённое изображение в прямое с цилиндрической или сферической проекциями.

Одним из главных достоинств метода считается полное отсутствие хроматической аберрации благодаря использованию зеркала вместо линзы. Система позволяет получать изображения, сходные по характеру со сканирующими камерами или склеенными из нескольких снимков. Однако для съёмки требуется одна экспозиция, происходящая одновременно для всех частей изображения. Это также даёт преимущество, позволяя фиксировать движущиеся объекты и снимать видео. В то же время, изображение катадиоптрической системы имеет сложную форму, оставляя часть площади матрицы без использования. Это вынуждает использовать сенсоры с избыточным разрешением для получения высококачественных снимков. На сегодняшний день известны катадиоптрические приставки для смартфонов, такие как «GoPano Micro» или «Kogeto Dot»[31].

3D-панорамы

Как правило, объёмные панорамные фотографии выполняются в сферической проекции. Некоторые фотоаппараты обладают функцией автоматической съёмки таких панорам в качестве стандартной опции. При этом могут использоваться как два объектива, так и один. Наиболее известны фотоаппараты «Samsung NX-1000» и «Sony DSC RX-1», снабжённые функцией съёмки трёхмерных панорам[32].

Панография

Панография ночного Гайд-парка

Так называется приём, используемый фотохудожниками и основанный на наиболее распространённой технике панорамной фотографии, когда делается серия снимков с их последующей склейкой[33]. При этом взаимная ориентация снимков выбирается произвольной, а полученная итоговая панорама не обрезается до прямоугольника. Готовый снимок выглядит как набор фотографий, в совокупности отображающий какой-либо объект.

В отличие от панорамной фотографии, подразумевающей точную бесшовную стыковку всех изображений, в панографии намеренно нарушаются базовые правила съёмки, которая может проводиться с разной экспозицией, масштабом и даже с разных точек. Таким образом достигается требуемый художественный эффект. Готовый коллаж может быть создан как из бумажных отпечатков вручную, так и из цифровых файлов с помощью компьютера. Для цифровой «сборки» в панографии используются обычные графические редакторы вместо специализированных приложений-фотосшивателей.

Одним из основоположников панографии считается художник Дэвид Хокни, создававший инсталляции из фотоотпечатков размером 10×15 сантиметров. Один из самых известных его коллажей «Перблоссом Хайвей» (англ. Pearblossom Highway) выставлен в музее Гетти[34].

См. также

Примечания

  1. ↑ Реже объектив таких фотоаппаратов фокусируется на «бесконечность»

Источники

  1. ↑ Панорамные фотоаппараты (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 10 августа 2019.
  2. 1 2 Снимаем панорамы (рус.). журнал «Prophotos» (22 марта 2016). Дата обращения 5 ноября 2017.
  3. 1 2 3 Harald Woeste. A History of Panoramic Image Creation (англ.). «Graphics». Дата обращения 30 октября 2017.
  4. Владимир Родионов. Хронология событий, связанных с получением изображения (рус.). Новая история светописи. iXBT.com (6 апреля 2006). Дата обращения 17 декабря 2016.
  5. ↑ ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история, 2014, с. 32.
  6. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 48.
  7. ↑ Foto&video, 2005.
  8. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 231.
  9. 1 2 Mark III (англ.) (недоступная ссылка). Panoscan. Дата обращения 9 апреля 2017. Архивировано 27 мая 2017 года.
  10. 1 2 3 Советское фото, 1968, с. 38.
  11. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 133.
  12. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 213.
  13. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 215.
  14. ↑ Учебная книга по фотографии, 1976, с. 303.
  15. 1 2 Фотоаппараты, 1984, с. 36.
  16. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 47.
  17. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 68.
  18. Анатолий Ализар. Щелевая съёмка: сжатие времени по горизонтали (рус.). «Хабрахабр» (16 октября 2012). Дата обращения 5 ноября 2017.
  19. Andrew Davidhazy. Basics of Strip Photography (англ.). Персональный сайт. Дата обращения 31 октября 2017.
  20. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 37.
  21. ↑ Revue Fotografie, 1974, с. 65.
  22. ↑ Le Photorama Lumière (фр.). Institut Lumière. Дата обращения 29 октября 2017.
  23. 1 2 Roger W. Hicks. Panoramic Cameras; Gear To Help You Get The WIDE View (англ.). журнал «Shutterbug» (1 June 2006). Дата обращения 3 февраля 2019.
  24. ↑ Путь фотоаппарата, 1954, с. 125.
  25. Георгий Абрамов. «Панорамный универсальный», И. Петров, лауреат Сталинской премии (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 10 августа 2019.
  26. ↑ Хеджкоу, 2004, с. 23.
  27. Matthew Robert Joseph. The Hasselblad Xpan (англ.). «Phototeque». Дата обращения 3 декабря 2017.
  28. Ken Rockwell. Linhof Technorama 617 Test Review (англ.). Персональный сайт. Дата обращения 3 декабря 2017.
  29. ↑ Паноморфный объектив и «рыбий глаз» не близнецы (рус.). Видеонаблюдение. Дата обращения 29 октября 2017.
  30. 1 2 Владимир Алексеев. Панорамная съёмка: основы техники (рус.). Росфото (16 ноября 2016). Дата обращения 5 ноября 2017.
  31. Павел Котов. GoPano micro: 360-градусная камера для iPhone (рус.). 3D News (5 апреля 2011). Дата обращения 29 октября 2017.
  32. Сергей Вервейко. Samsung NX1000 — недорогая и точная беззеркалка, теперь с Wi-Fi (рус.). 3D News (21 сентября 2012). Дата обращения 31 октября 2017.
  33. Milendia Solomarina. Панография. Мастер-класс (рус.). LiveInternet (6 февраля 2012). Дата обращения 31 октября 2017.
  34. ↑ Pearblossom Hwy., 11 — 18th April 1986, #2 (англ.). Музей Гетти. Дата обращения 31 октября 2017.

Литература

  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 231—232. — 449 с. — 100 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. VIII. Специальные виды съёмок // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 191—220. — 367 с. — 100 000 экз.
  • А. А. Сыров. Путь фотоаппарата / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1954. — С. 124—127. — 143 с. — 25 000 экз.
  • Э. Д. Тамицкий, В. А. Горбатов. Глава IV. Позитивный процесс // Учебная книга по фотографии / Фомин А. В., Фивенский Ю. И.. — М.: «Лёгкая индустрия», 1976. — С. 255—315. — 320 с. — 130 000 экз.
  • Фомин А. В. Глава VI. Фотосъёмка // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 116—136. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб.: Machina, 2008. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0.
  • Джон Хеджкоу. Фотография. Энциклопедия / М. Ю. Привалова. — М.: «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2004. — 264 с. — ISBN 5-8451-0990-6.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
  • Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2.
  • Панораматический аппарат чехословацкой конструкции (рус.) // Revue Fotografie : журнал. — 1974. — Декабрь (№ 4). — С. 64, 65.

Ссылки

wikiredia.ru

Панорамная фотография — Википедия

Панорамная фотография — разновидность фотографии, которая позволяет создавать изображение с большим углом обзора по горизонтали, который как минимум вдвое превышает этот же параметр нормального объектива. Термин также применим к фотографиям, скадрированным до сравнительно большого соотношения сторон, как правило больше, чем 2:1[1]. Поскольку не существует чёткой границы между «широкоугольной» и «панорамной» фотографией, первая из них обычно относится к типу использованного объектива, хотя сам по себе широкоугольный объектив не даёт панорамного изображения. Изображение, даваемое сверхширокоугольным объективом типа «рыбий глаз» и покрывающее стандартный кадр с соотношением 3:2, не считается панорамным, хотя и обладает большим углом обзора. Панорамным можно назвать изображение, перекрывающее человеческое поле зрения в пределах 160° по горизонтали и 75° по вертикали. Традиционное понятие панорамы предусматривает, что ширина панорамного снимка больше высоты как минимум вдвое, в некоторых случаях отображая 360° пространства в горизонтальной плоскости. Однако, современное понятие панорамной фотографии шире, и предполагает, что доступный угол наблюдения превосходит поле зрения наблюдателя, а в конечном приближении обеспечивает сферический обзор[2][3].

Панорамные изображения начали создавать одновременно с появлением изобразительных искусств. Первый панорамный дагеротип был создан уже через несколько лет после появления технологий фотографии. В 1843 году Йозеф Пухбергер запатентовал фотоаппарат, снимающий поворотным объективом на изогнутую дагеротипную пластинку цилиндрического профиля[4]. Камера обеспечивала горизонтальный угол обзора в 150°, давая снимок шириной 61 сантиметр. Через год Фридриху фон Мартенсу удалось создать более совершенную камеру «Мегаскоп», в которой вместо ручного поворота объектива с помощью рукоятки использован пружинный механизм. Этим устройством с крыши Луврского дворца сделан первый в истории панорамный фотоснимок Парижа[5][6]. Сложность такой аппаратуры и техники панорамной съёмки не позволили панорамной дагеротипии получить широкое распространение.

Дальнейшее развитие связано с появлением мокрого коллодионного процесса. Для получения панорамы делалось несколько снимков (чаще всего 2 или 3), которые печатались на альбуминовой фотобумаге и затем вручную монтировались на общем паспарту. Съёмка велась с перекрытием, соседние снимки стыковались точной обрезкой[3]. Панорамные снимки, созданные таким образом Джорджем Бернартом в годы Гражданской войны США, активно использовались для фотограмметрии при проектировании укреплений и инженерных сооружений. Аналогичная техника панорамной съёмки успешно использовалась и в современном желатиносеребряном фотопроцессе, дожив до времён цифровой фотографии. Появление в 1888 году гибкой фотоплёнки позволило усовершенствовать панорамную фотографию, сделав фильмовый канал изогнутым, как в дагеротипной камере Пухбергера. Плоские стеклянные фотопластинки исключали такую возможность. Первые панорамные фотоаппараты давали цилиндрическую проекцию пространства с помощью объектива, вращающегося вокруг вертикальной оси, проходящей через нодальную точку. Их названия говорят сами за себя: «Цилиндрограф» (1884 год), «Пантаскопик» (1862 год), «Глобускоп» и другие.

В начале XX века появились панорамные фотоаппараты, рассчитанные на рулонную фотоплёнку типа «рольфильм», либо на перфорированную 35-мм киноплёнку. Наиболее известны такие камеры, как «Widelux», разработанный в Японии в 1958 году, немецкий «Noblex», а также советские «ФТ» того же года выпуска и «Горизонт» (1967)[7][8]. С появлением цифровой фотографии потребность в специальных панорамных фотоаппаратах отпала, так как появилась возможность создавать фотографии с любыми углами обзора склеиванием нескольких обычных снимков при помощи специальных компьютерных приложений. Большинство любительских цифровых фотоаппаратов комплектуются простейшими склейщиками такого типа (англ. Photostitcher) в составе поставляемого в коробке программного обеспечения. Кроме того, цифровая панорамная съёмка осуществима путём сканирования окружающего пространства с помощью ПЗС-линейки, поворачивающейся вместе с объективом вокруг его нодальной точки[9].

В аналоговой фотографии известны несколько методов получения панорамных снимков, для которых могут быть использованы как обычные фотоаппараты, так и специализированные камеры трёх типов.

Серия снимков с перекрытием[править | править код]

Наиболее распространённый способ панорамной фотографии, использующийся ещё со времён мокрого коллодионного процесса. Фотоаппарат закрепляется на штативе и после съёмки очередного кадра поворачивается на определённый угол вокруг вертикальной оси[10]. Таким образом выполняется серия снимков, каждый из которых фиксирует часть будущей панорамы[11]. Угол поворота между соседними снимками незначительно меньше горизонтального угла поля зрения объектива, чтобы края изображения перекрывались. Съёмка может производиться с рук, но наилучшие результаты достижимы при использовании штатива. Многие производители фототехники выпускали для этих целей специальные штативные головки с круговой шкалой, размеченной в градусах. При недостаточном охвате объектива по вертикали, панорама может быть многорядной[12]. Фотоотпечатки, полученные в результате такой съёмки, монтируются на общем паспарту, а точное совмещение границ соседних снимков обеспечивается обрезкой острым ножом[13].

Недостатки этого метода заключаются в неизбежной видимости мест стыковки соседних снимков из-за перспективных искажений и разницы в оптической плотности отпечатков. Длинные прямые на готовых панорамах отображаются в виде ломаных линий, с переломами в местах склеек[10]. Проблемы совмещения особенно остро проявляются при съёмке сравнительно короткофокусным объективом. Технология требует тщательной регулировки параметров при фотопечати и лабораторной обработке снимков, чтобы обеспечить равномерность их фотографических свойств[14]. Кроме того, практически неустранимы последствия виньетирования, а монтаж полученных панорам требует оформительских навыков. Этот метод панорамной съёмки получил распространение в цифровой фотографии, поскольку программными методами устранимо большинство его недостатков. В аналоговой фотографии эти проблемы практически отсутствуют при использовании специализированных панорамных фотоаппаратов.

Поворотный объектив[править | править код]

Панорамный фотоаппарат «Горизонт S3 U500» с поворотным объективом Снимок, сделанный панорамным фотоаппаратом с поворотным объективом. Видны характерные искажения горизонтальных прямых

Метод панорамной фотографии с помощью специальных фотоаппаратов с объективом, вращающимся вокруг оси, перпендикулярной оптической, и пересекающейся с ней в задней нодальной точке. Фотоплёнка располагается на цилиндрической направляющей, проложенной вокруг оси вращения объектива[15]. Изображение проецируется на фотоплёнку сквозь узкую щель в цилиндрическом корпусе объектива. Во время съёмки корпус с объективом поворачивается на шарнирах, последовательно экспонируя кадр через щель, движущуюся вдоль его длинной стороны[16]. Процесс съёмки одного кадра может занимать несколько секунд, хотя при этом выдержка остаётся моментальной. Она регулируется скоростью поворота корпуса объектива и шириной щели, выполняющей роль фокального затвора.

В отличие от склеенных панорам, длинные прямые выглядят на готовом снимке цельными, но при отклонении от центра кадра они выгибаются в виде дугообразных линий (в форме синусоиды), сходящихся к боковым границам[10]. Например, при наклоне фотоаппарата вверх линия горизонта выглядит как чаша, выгибаясь к низу. Типичные углы обзора фотоаппаратов такого типа составляют от 110° до 140°, а соотношение сторон кадра доходит до 4:1[3]. Фотоаппараты, рассчитанные на фотоплёнку тип-135, дают удлинённый кадр, превосходящий малоформатный в 2–3 раза по ширине. Советский «Горизонт» экспонирует кадр размером 24×58 мм[17].

Фотоаппараты этого типа чаще всего оснащаются объективом типа фикс-фокус, который жёстко установлен на заводе на гиперфокальное расстояние и при открытой диафрагме обеспечивает резкое отображение удалённых сцен[* 1]. При съёмке близко расположенных предметов приходится закрывать диафрагму для увеличения глубины резкости. В большинстве случаев в некоторых пределах доступна регулировка выдержки, самая длинная из которых ограничена скоростью поворота объектива. Поэтому длительные выдержки на таких фотоаппаратах недоступны, ограничивая их использование для съёмки тёмных сцен. По тем же причинам камеры с поворотным объективом непригодны для съёмки с фотовспышкой. Невысокая скорость сканирования панорамы также препятствует съёмке быстро движущихся объектов, отображаемых с искажением. Однако этот недостаток может быть использован в художественных целях, например в так называемой щелевой или стрип-фотографии[18][19].

Вращающаяся камера[править | править код]

Поворотный фотоаппарат «Leme»

Иногда такие камеры называются «сканирующими» и обеспечивают углы горизонтального обзора 360° и больше, давая возможность многократной съёмки одного и того же фрагмента ландшафта на один кадр. Устройство похоже на предыдущий тип фотоаппарата, но поворачивается не только объектив, а весь корпус, установленный на вертикальной рукоятке[20]. Механический или электрический привод вращает такую камеру вместе с объективом вокруг его нодальной точки, а лентопротяжный механизм подаёт фотоплёнку с таким расчётом, что она остаётся неподвижной относительно изображения, которое строит движущийся объектив в экспонирующей щели.

Длинные прямые при этом также отображаются в виде дугообразных линий, как в камерах предыдущего типа. Принцип действия таких фотоаппаратов был изобретён в 1880-х годах[21]. Первый вращающийся фотоаппарат «Périphote» создан братьями Люмьер в 1900 году[22]. Также известны «Cirkut» (1905), «Leme» (1962), «Rotaflex 360» (1968), «Hulcherama» и «Alpa ROTO SM60» (1979), «Глобускоп» (1981) и «Roundshot» (1988)[23]. В СССР аналогичный фотоаппарат для 35-мм киноплёнки разработан И. Петровым в 1940-х годах[24]. В отличие от иностранных образцов, советский прибор позволял делать не только панорамные, но и обычные малоформатные негативы при неподвижном механизме, однако серийный выпуск так и не был налажен[25].

По такому же принципу строятся современные цифровые панорамные фотоаппараты «Паноскан» (англ.)русск. и «Айскан» (англ. Panoscan, Eyescan). Вместо плёнки за экспонирующей щелью располагается ПЗС-линейка, последовательно регистрирующая изображение по мере поворота объектива. Цельное изображение формируется в кадровой памяти камеры[9].

Широкоугольный фотоаппарат[править | править код]

Разновидность панорамных фотоаппаратов, снабжённая неподвижным ортоскопическим сверхширокоугольным объективом и плоским кадровым окном[26]. Конструктивно такие камеры ничем не отличаются от обычных фотоаппаратов, за исключением удлинённого кадрового окна и возможности свести к минимуму задний отрезок объектива. Поэтому широкоугольные камеры часто строятся по схеме шкальной аппаратуры, благодаря большой глубине резкости объектива[15]. В отличие от камер с вращающимся объективом, дающим цилиндрическую проекцию, широкоформатные фиксируют плоскую с искажениями на краях кадра. При углах обзора свыше 90° неизбежно виньетирование, которое иногда компенсируется маской перед центром объектива.

Однако в отличие от двух предыдущих типов, такие фотоаппараты допускают любые выдержки, в том числе длительные, а также использование фотовспышки. Таким образом, ими возможна съёмка тёмных сцен при недостатке освещения. Наиболее известны фотоаппараты «Hasselblad X-pan», «Linhof Technorama 617» и «Fuji GX617»[27][28]. Некоторое распространение получили панорамные задники для крупноформатных камер. Такие устройства позволяют делать на «рольфильме» панорамные снимки форматом до 6×17 сантиметров с помощью широкоугольной оптики на стандартных крупноформатных фотоаппаратах[23].

Цифровые фотоаппараты такого типа позволяют исправлять искажения программными средствами. Поэтому для получения широких углов обзора в них могут использоваться специальные паноморфные объективы, специфические предыскажения которых устраняются при обработке цифровых файлов[29].

Распространение цифровой фотографии позволило резко усовершенствовать панорамную технологию, добиваясь высокого качества при больших углах обзора и без сложного оборудования.

Цифровая склейка[править | править код]

Создание панорамного снимка последовательной съёмкой. Красными линиями обозначены места склейки исходных изображений

Наиболее распространённый метод, предусматривающий последовательную съёмку участков панорамы обычным цифровым фотоаппаратом с последующим программным объединением в общий снимок высокого разрешения[30]. Готовый снимок может быть двух видов: в цилиндрической проекции, как в аналоговой фотографии с поворотным объективом, или в сферической, пригодной также для использования в устройствах виртуальной реальности. Чтобы свести к минимуму ошибки совмещения при склеивании, съёмка должна вестись фотоаппаратом, закреплённым на специальной штативной головке, поворачивающей камеру вокруг входного зрачка объектива. Это позволяет исключить параллакс близких предметов из-за смещения точки съёмки при повороте фотоаппарата[30].

Приложения для цифровой склейки панорам позволяют корректировать перспективные искажения, благодаря чему технология в некоторых случаях может использоваться как альтернатива дорогостоящим шифт-объективам и карданным камерам с подвижками[2]. Кроме создания панорам, такая технология пригодна для получения снимков с очень большим разрешением обычной аппаратурой. Однако из-за последовательной съёмки способ пригоден только для регистрации неподвижных объектов, поскольку их смещение приводит к неточностям склейки или даёт искажённое изображение.

Кроме склейки снимков, сделанных цифровыми фотоаппаратами, программное обеспечение позволяет с высоким качеством склеивать файлы, полученные оцифровкой негативов или фотоотпечатков таких же панорам. При этом качество совмещения границ значительно превосходит получаемое выклеиванием этих же снимков на общем паспарту, поскольку исходные изображения трансформируются в соответствии с выбранной проекцией. Кроме того, длинные прямые отображаются плавными кривыми, а не ломаными линиями, благодаря программному предыскажению.

Катадиоптрические камеры[править | править код]

Оптическая схема катадиоптрической камеры

Панорамное изображение может быть получено с помощью катадиоптрической оптики, содержащей сферические зеркала. Получаемое изображение имеет круговой обзор в 360°, но с сильными искажениями. Последующая цифровая обработка позволяет трансформировать искажённое изображение в прямое с цилиндрической или сферической проекциями.

Одним из главных достоинств метода считается полное отсутствие хроматической аберрации благодаря использованию зеркала вместо линзы. Система позволяет получать изображения, сходные по характеру со сканирующими камерами или склеенными из нескольких снимков. Однако для съёмки требуется одна экспозиция, происходящая одновременно для всех частей изображения. Это также даёт преимущество, позволяя фиксировать движущиеся объекты и снимать видео. В то же время, изображение катадиоптрической системы имеет сложную форму, оставляя часть площади матрицы без использования. Это вынуждает использовать сенсоры с избыточным разрешением для получения высококачественных снимков. На сегодняшний день известны катадиоптрические приставки для смартфонов, такие как «GoPano Micro» или «Kogeto Dot»[31].

3D-панорамы[править | править код]

Как правило, объёмные панорамные фотографии выполняются в сферической проекции. Некоторые фотоаппараты обладают функцией автоматической съёмки таких панорам в качестве стандартной опции. При этом могут использоваться как два объектива, так и один. Наиболее известны фотоаппараты «Samsung NX-1000» и «Sony DSC RX-1», снабжённые функцией съёмки трёхмерных панорам[32].

Панография ночного Гайд-парка

Так называется приём, используемый фотохудожниками и основанный на наиболее распространённой технике панорамной фотографии, когда делается серия снимков с их последующей склейкой[33]. При этом взаимная ориентация снимков выбирается произвольной, а полученная итоговая панорама не обрезается до прямоугольника. Готовый снимок выглядит как набор фотографий, в совокупности отображающий какой-либо объект.

В отличие от панорамной фотографии, подразумевающей точную бесшовную стыковку всех изображений, в панографии намеренно нарушаются базовые правила съёмки, которая может проводиться с разной экспозицией, масштабом и даже с разных точек. Таким образом достигается требуемый художественный эффект. Готовый коллаж может быть создан как из бумажных отпечатков вручную, так и из цифровых файлов с помощью компьютера. Для цифровой «сборки» в панографии используются обычные графические редакторы вместо специализированных приложений-фотосшивателей.

Одним из основоположников панографии считается художник Дэвид Хокни, создававший инсталляции из фотоотпечатков размером 10×15 сантиметров. Один из самых известных его коллажей «Перблоссом Хайвей» (англ. Pearblossom Highway) выставлен в музее Гетти[34].

  1. ↑ Реже объектив таких фотоаппаратов фокусируется на «бесконечность»
  1. ↑ Панорамные фотоаппараты (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 10 августа 2019.
  2. 1 2 Снимаем панорамы (рус.). журнал «Prophotos» (22 марта 2016). Дата обращения 5 ноября 2017.
  3. 1 2 3 Harald Woeste. A History of Panoramic Image Creation (англ.). «Graphics». Дата обращения 30 октября 2017.
  4. Владимир Родионов. Хронология событий, связанных с получением изображения (рус.). Новая история светописи. iXBT.com (6 апреля 2006). Дата обращения 17 декабря 2016.
  5. ↑ ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история, 2014, с. 32.
  6. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 48.
  7. ↑ Foto&video, 2005.
  8. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 231.
  9. 1 2 Mark III (англ.) (недоступная ссылка). Panoscan. Дата обращения 9 апреля 2017. Архивировано 27 мая 2017 года.
  10. 1 2 3 Советское фото, 1968, с. 38.
  11. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 133.
  12. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 213.
  13. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 215.
  14. ↑ Учебная книга по фотографии, 1976, с. 303.
  15. 1 2 Фотоаппараты, 1984, с. 36.
  16. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 47.
  17. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 68.
  18. Анатолий Ализар. Щелевая съёмка: сжатие времени по горизонтали (рус.). «Хабрахабр» (16 октября 2012). Дата обращения 5 ноября 2017.
  19. Andrew Davidhazy. Basics of Strip Photography (англ.). Персональный сайт. Дата обращения 31 октября 2017.
  20. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 37.
  21. ↑ Revue Fotografie, 1974, с. 65.
  22. ↑ Le Photorama Lumière (фр.). Institut Lumière. Дата обращения 29 октября 2017.
  23. 1 2 Roger W. Hicks. Panoramic Cameras; Gear To Help You Get The WIDE View (англ.). журнал «Shutterbug» (1 June 2006). Дата обращения 3 февраля 2019.
  24. ↑ Путь фотоаппарата, 1954, с. 125.
  25. Георгий Абрамов. «Панорамный универсальный», И. Петров, лауреат Сталинской премии (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 10 августа 2019.
  26. ↑ Хеджкоу, 2004, с. 23.
  27. Matthew Robert Joseph. The Hasselblad Xpan (англ.). «Phototeque». Дата обращения 3 декабря 2017.
  28. Ken Rockwell. Linhof Technorama 617 Test Review (англ.). Персональный сайт. Дата обращения 3 декабря 2017.
  29. ↑ Паноморфный объектив и «рыбий глаз» не близнецы (рус.). Видеонаблюдение. Дата обращения 29 октября 2017.
  30. 1 2 Владимир Алексеев. Панорамная съёмка: основы техники (рус.). Росфото (16 ноября 2016). Дата обращения 5 ноября 2017.
  31. Павел Котов. GoPano micro: 360-градусная камера для iPhone (рус.). 3D News (5 апреля 2011). Дата обращения 29 октября 2017.
  32. Сергей Вервейко. Samsung NX1000 — недорогая и точная беззеркалка, теперь с Wi-Fi (рус.). 3D News (21 сентября 2012). Дата обращения 31 октября 2017.
  33. Milendia Solomarina. Панография. Мастер-класс (рус.). LiveInternet (6 февраля 2012). Дата обращения 31 октября 2017.
  34. ↑ Pearblossom Hwy., 11 — 18th April 1986, #2 (англ.). Музей Гетти. Дата обращения 31 октября 2017.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 231—232. — 449 с. — 100 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. VIII. Специальные виды съёмок // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 191—220. — 367 с. — 100 000 экз.
  • А. А. Сыров. Путь фотоаппарата / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1954. — С. 124—127. — 143 с. — 25 000 экз.
  • Э. Д. Тамицкий, В. А. Горбатов. Глава IV. Позитивный процесс // Учебная книга по фотографии / Фомин А. В., Фивенский Ю. И.. — М.: «Лёгкая индустрия», 1976. — С. 255—315. — 320 с. — 130 000 экз.
  • Фомин А. В. Глава VI. Фотосъёмка // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 116—136. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб.: Machina, 2008. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0.
  • Джон Хеджкоу. Фотография. Энциклопедия / М. Ю. Привалова. — М.: «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2004. — 264 с. — ISBN 5-8451-0990-6.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
  • Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2.
  • Панораматический аппарат чехословацкой конструкции (рус.) // Revue Fotografie : журнал. — 1974. — Декабрь (№ 4). — С. 64, 65.

ru.wikipedia.org

ТОП-5 сферических камер для съемки 360° панорам

Абсолютно новый тренд с каждым днем получает всё большую популярность и вызывает неподдельный интерес среди любителей фото и видео съемки. Речь пойдет о сферических (или, как еще называют, панорамные 360 градусные) камерах! Название новомодного течения гаджетов говорит за себя — создание изображения в 3х мерном пространстве. Конечно, потрогать объект на снимке мы не сможем, это уж из разряда фантастики, а вот посмотреть, что происходило во время съемки за фокусом камеры, слева или справа, сверху или снизу — вполне! Сферические камеры представляют возможность запечатлеть все, что окружало устройство во время съемки.

Просматривать полученный контент можно:

  • на компьютере, установив специальное ПО;
  • загрузить видео на youtube и в полной мере порадоваться удачной видеозаписью;
  • на гаджете, будь то планшет или телефон.

А теперь, внимание! Ваш материал будет доступен для просмотра в очках виртуальной реальности, таких как Oculus rift, Samsung Gear VR и пр. Только представьте — вчера вы снимали мероприятие на 360 градусное видео, а сегодня можете буквально повернуть время вспять и вдоволь насладиться приятными моментами дней минувших! Прогресс не перестает удивлять, и некогда невозможное, нереализуемое, становится явью сегодня! Сферические камеры + очки виртуальной реальности — прямое тому подтверждение.

В следующей подборке мы подготовили 5 самых достойных 360 градусных камер на конец 2015 года. К слову — это далеко не полный список сферических камер, доступных для покупки или предзаказа.

5 место

360fly от производителя EyeSee360. Гаджет позиционирует себя как сферическая экшн камера для любителей экстремальных видов спорта. Всевозможные крепежи, ударопрочный и влагопрочный корпус, компактные габариты — прямое тому подтверждение. Из минус следует отметить, что создать полноценное 360 градусное видео не удастся, поскольку камера обладает лишь 1 широкоугольной линзой, направленной вверх. Поэтому область под камерой (место крепежа) не будет заснята. Досадно.

4 место

Сферическая фотокамера Bublcam получила широкую огласку среди гиков и приближенных к современным технологиям. Камера располагает тремя равноудаленными объективами — таким образом получаем 100% сферическую запись в достаточно приемлемом качестве. Достаточная приемлемость, кстати, и есть главный минус — предельное разрешение видеозаписи составит лишь 1440 x 1440 px. Скромно. Для VR устройств — уж точно.

3 место

Panono Panoramic Ball поистине выделяется на фоне остальных претендентов за звание лучшей панорамной камеры. И прямое тому свидетельство — количество камер на корпусе. А их, внимание — 36!  Фотографируя на этот гаджет, мы получаем сферическую картинку разрешением в 108 мегапикселей! Ни одна, даже самая мельчайшая деталь не останется без внимания! Однако недостаток у камеры вполне существенный — устройство лишено возможности видеозаписи. Зато какие фото!

2 место

Компактная, стильная, функциональная камера Ricoh Theta S оснащена 2-мя широкоугольными линзами, расположение которых противоположно друг другу — на разных сторонах корпуса. Обновленная модель (предыдущая Ricoh Theta M15) научилась записывать Full HD сферические ролики, расширило объем встроенной памяти (теперь это 8 Gb), а самое главное — новая камера обладает улучшенной линзой, что благополучно отразилось на качество снимаемых фото и видео. Главный минус — память. 8 Gb — весьма скромный показатель для Full HD камеры видео. Места для microSD и прочих карт памяти, к сожалению, не предусмотрено.

1 место

Почетный пьедестал лучшей сферической камеры занимает Sphericam 2. Гаджет обладает совершенно доминирующими характеристиками — запись видео в разрешении 4к, FPS приближен к 60, 4 микрофона для 100% стерео звука, 6 слотов для карт памяти, и прочие, явно выдающие лидерскую породу параметры. Однако, и тут не обошлось без НО. Цена камеры в 1999$ явно поубавит спрос среди потенциальных обладателей Sphericam 2.

Вывод

Наиболее универсальным и приемлемым решением, по соотношению цена-качества, стала Ricoh Theta S. За весьма скромные 350 USD, камера познакомит вас со сферической съемкой в полной мере. А возможно, станет постоянным компаньоном в повседневной жизни, благо миниатюрные габариты позволяют. Искушенный же пользователь должен обратить внимание на лидера нашего рейтинга. Неспроста он занимает лавры первенства 🙂

www.fotokomok.ru

Панорамный фотоаппарат — это… Что такое Панорамный фотоаппарат?


Панорамный фотоаппарат

Панорамная фотография — фотография, имеющая большой угол обзора. Панорама может быть планарной, цилиндрической или сферической (иначе называемой кубической).

  • Планарная панорама — проецируется на плоскость и может быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Такую панораму обычно получают посредством панорамных фотоаппаратов, имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры с широким углом охвата. Достигается столь широкий угол за счёт подвижного объектива, который вращается вокруг своей нодальной точки, направляя световой поток вслед за щелевым затвором. Панорамные фотоаппараты могут использовать узкую (тип 135), широкую (тип 120) фотоплёнку или иметь цифровую матрицу. Так же получить планарную панораму можно и посредством «сшивки» кадров с обычного фотоаппарата, правда в этом случае желательно использовать специальную панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение.
  • Цилиндрическая панорама (циклорама) — проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват 360°. Получить такую панораму можно «сшивкой» кадров с обычного или панорамного фотоаппарата.
  • Сферическая (кубическая) панорама получается проекцией окружения на грани куба (у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы изнутри).
Пример панорамы — внутренний двор Шёнбрунна. Изображение создано на основе 21 последовательного кадра.

См. также

Ссылки

  Панорамные снимки ViewAt Google Maps  KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Панорамное фото
  • Панофски

Смотреть что такое «Панорамный фотоаппарат» в других словарях:

  • панорамный фотоаппарат — Фотоаппарат, в котором съемочный фотографический объектив при экспонировании и поворачивании вокруг оси, перпендикулярной к его оптической оси и проходящей через заднюю главную точку, а соотношение сторон кадра не менее 2:1. [ГОСТ 25205 82]… …   Справочник технического переводчика

  • Панорамный фотоаппарат —         Фотографический аппарат для получения снимков с углом изображения, охватывающим значительный сектор (не менее 100°) или даже весь круг по горизонтали и небольшим (30 35°) по вертикали …   Большая советская энциклопедия

  • Фотоаппарат — Фотоаппараты различных классов …   Википедия

  • Плёночный фотоаппарат — Основная статья: Фотоаппарат …   Википедия

  • Горизонт (фотоаппарат) — У этого термина существуют и другие значения, см. Горизонт (значения). Горизонт …   Википедия

  • ФТ (фотоаппарат) — ФТ 2 …   Википедия

  • Цифровой фотоаппарат — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Беззеркальный цифровой фотоаппарат со сменными объективами — Сравнение схем зеркальной и беззеркальной камеры Беззеркальный цифровой фотоаппарат со сменными объективами  однообъективный системный цифровой фотоаппарат.[1][2] Также распространены названия Mirro …   Википедия

  • Однообъективный зеркальный фотоаппарат — Pentax K1000. Япония. 1976 г. Однообъективный зеркальный фотоаппарат  (однообъективная зеркальная камера, SLR камера (англ. Single Lens Reflex), в простор …   Википедия

  • Простейший фотоаппарат — Среднеформатный фотоаппарат «Ami 66». Польша, 1960 е гг …   Википедия

dic.academic.ru

Снимаем панорамы. Часть 1 / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Дата публикации: 22.03.2016

В представлении большинства фотографов панорамный снимок — это вытянутый по горизонтали, «длинный» кадр, сделанный с очень широким (может даже 360°) углом обзора…

Панорама в представлении обычного человека

Однако в современной фотографии панорамами называют не только и не столько снимок, сделанный с большим углом обзора (какой-нибудь пейзаж, например), а изображение, последовательно собранное из нескольких отдельно снятых кадров. При этом каждый последующий кадр снимается «внахлёст» к предыдущему снимку для удобства последующей склейки итогового изображения. Получившаяся картинка необязательно должна иметь широкий угол обзора и вполне может сохранять стандартные соотношения сторон кадра.

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 31, F20, 6 S

Классический пример панорамы, склеенной из трёх отдельно снятых кадров

Панорамная съёмка очень часто применяется в пейзажной фотографии, однако ею не ограничивается. Панорамы делают и в архитектурной, и в интерьерной съёмке, и даже при съёмке портретов!

Технически этот кадр тоже является панорамой. Как и предыдущий снимок, он сделан из трёх вертикальных кадров.

NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1250 S

В чём же плюсы панорамной съёмки для фотографа и почему этой техникой стоит овладеть?

  • Контроль угла обзора. С помощью панорамной съёмки мы легко можем увеличить угол обзора нашего объектива. Нехватка угла обзора — проблема, знакомая каждому фотографу. Простая жизненная ситуация: во время экскурсии вы оказались в красивом, но тесном храме и хотите запечатлеть всё его убранство, весь интерьер. Отойти подальше, чтобы взять общий план, не получится, так как будут мешать стены здания, а из объективов у вас лишь «полтинник»… Что делать? Снимать панораму! Так угол обзора можно увеличить во много раз!

Этот кадр я совершенно случайно сделал во время портретной фотосъёмки. На камере у меня был Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Чтобы не отвлекаться от своей основной работы, я снял четыре вертикальных кадра, из которых впоследствии и собрал эту панораму.

Один из кадров, снятых для панорамы

Разумеется, не всегда можно использовать вместо широкоугольного объектива панорамную съёмку. Если у вас в кадре много движения или вы сами двигаетесь (едете в поезде, например), склеить панораму просто не получится — положение объектов на снимке от кадра к кадру будет совершенно различным.

  • Контроль перспективы и перспективных искажений. Простое свойство перспективы: чем ближе к нам предмет, тем он кажется крупнее. Во многих видах съёмки это может сыграть с нами злую шутку, ведь объекты будут терять свои изначальные пропорции, наклоняться набок и тому подобное. Особенно это заметно при съёмке архитектуры. Например, дом хочется снять не каким-то кособоким из-за перспективных искажений, а вполне прямым. При склейке панорамы на компьютере мы можем эффективно и без серьёзных потерь в качестве итогового кадра работать с перспективой на фото.

Кадр, сделанный широкоугольным объективом. Из-за перспективных искажений дом на фото лишился естественных пропорций.

При склейке панорамы пропорции архитектурного объекта сохранены. А ещё это пример вертикальной панорамы, иногда её называют верторамой.

  • Увеличение детализации и разрешения снимка. Опытные фотографы знают, что разрешение лишним не бывает! Да, современные зеркальные аппараты обладают серьёзным разрешением: при грамотной работе фотографа даже с самой простой зеркалки можно печатать изображения форматом 30х45 см. Однако бывают ситуации, когда требуется ещё большее разрешение. К примеру, пейзажи часто печатаются большими форматами. Снимки высокого разрешения удобнее редактировать — у вас всегда есть запас для манёвра, кадрирования. Хотите увеличить разрешение своих кадров в несколько раз? Снимайте панорамы. Очевидно, что, сложив несколько отдельных кадров в один, мы увеличим разрешение итогового изображения. Чем из большего количества кадров состоит панорама, тем больше итоговое разрешение! И разумеется, чем выше разрешение ваших кадров, тем более мощный компьютер понадобится для их обработки, да и сами они будут занимать много места на жёстком диске. Если вам не нужно высокое разрешение, при желании вы всегда можете убавить его, уменьшив снимки при обработке. Как видите, этот пункт я поставил на третье, а не на первое место, так как считаю, что в общем итоге контроль угла обзора и перспективы гораздо важнее в работе фотографа. Особенно сегодня, когда есть камеры, с разрешением 36 мегапикселей (Nikon D810) и более.

Размер снимка — 12416х8278, около 103 мегапикселей. Какая современная фототехника может обеспечить фотографу такое разрешение и угол обзора? Любая, если фотограф умеет работать с панорамами. К слову, это ещё и пример панорамы, сделанной телеобъективом. Она снята на Nikon D810 и объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor.

  • Контроль глубины резкости. Ещё одна не совсем очевидная возможность панорамной съёмки. Мы можем делать кадры с очень малой глубиной резкости, сильно размывать фон. Как сделать снимок с достаточно широким углом обзора, но с малой глубиной резкости, характерной для телевика? Для этого необходимо всего лишь снимать панораму на телеобъектив на открытой диафрагме. Если у вас нет портретного объектива, который сильно размывает фон, то один из рецептов для вас — снять панораму на открытой диафрагме и при максимальном зуме тем объективом, который у вас есть. Этот метод отлично работает при съёмке статичных объектов — всевозможных деталей. К примеру, цветов. При должной сноровке так можно снимать даже постановочные портреты, главное — попросить вашу модель не шевелиться, пока вы делаете серию кадров для панорамы.

Панорамная склейка кадров, снятых на не самый светосильный (хоть и качественный) зум Nikon AF-S 24–85 mm f/3.5–4.5G ED VR Nikkor. Съёмка отдельных кадров велась с фокусным расстоянием порядка 70 мм, диафрагма — F5.6. Благодаря панорамной склейке я добился серьёзного размытия фона и приятного боке, чего не всегда можно ожидать от подобного класса оптики.

Портрет собран из двух кадров, сделанных на объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor, поэтому он квадратный. Благодаря панорамной склейке удалось получить интересное размытие фона и необычное соотношение сторон кадра без применения кадрирования.

Что нужно для панорамной съёмки?

Какое оборудование необходимо для панорамной съёмки? Давайте узнаем.

  • Любой фотоаппарат, имеющий ручные настройки. Желательно зеркальный. Именно с ним вы будете чувствовать себя уверенно при съёмке: он позволит настроить все параметры и даст высокое качество картинки. Кроме того, у зеркалок нет задержки при срабатывании затвора (так называемого лага затвора), а значит съёмка панорамы пройдёт гораздо быстрее и будет меньше шансов допустить ошибку. Для панорамной съёмки одинаково хорошо подойдут как «кропнутые» аппараты (например, Nikon D5300 или Nikon D7200), так и полнокадровые камеры типа Nikon D750, Nikon D610, Nikon D810. Отметим, что в зеркалках Nikon нет встроенного автоматического режима панорамной съёмки (серьёзным фотографам он неинтересен, ведь если разобраться с зеркальным аппаратом, панораму можно собрать самому). А вот в компактных аппаратах от Nikon этот режим имеется. Если вы фотолюбитель и хотите побаловаться с панорамами, то можете обратить внимание на гиперзумы типа Nikon COOLPIX P900 или водонепроницаемый компакт Nikon COOLPIX AW130.

  • Любой объектив. Существует стереотип, что панорамы можно снимать только объективами с фокусным расстоянием порядка 50 мм, так как на таких изображениях меньше всего перспективных искажений и их проще потом собрать. Это справедливо лишь в том случае, если вы собрались склеивать панорамы вручную. Однако сегодня так никто не делает (это такое же редкое явление, как лечение пиявками). Для автоматизированной склейки панорам создано множество компьютерных программ. Объектив для съёмки панорамы стоит выбирать исходя из того, в каком жанре вы будете снимать. Тут всё как обычно: для пейзажа больше подойдут широкоугольные объективы, а для портрета лучше использовать специальные портретные линзы. И требования к оптике при съёмке панорам предъявляются всё те же, что и при съёмке обычных одиночных кадров. Она не должна давать виньетирования, дисторсии, хроматических аберраций. Важное требование к объективу, который будет использоваться при съёмке панорам, — резкость по всему полю кадра (хотя бы на закрытых диафрагмах). Многие объективы грешат тем, что дают резкое изображение лишь в центре кадра, а по краям начинают «мылить». Такие объективы плохо подойдут для панорамной съёмки, ведь то, что являлось краем на одном из склеиваемых снимков, вполне может оказаться центром вашей будущей панорамы.

Панорама, сделанная на объектив с сильным виньетированием. На небе особенно заметны чёрные полосы на месте стыков отдельных кадров. Виньетирование (затемнение картинки по краям кадра) также вредно при съёмке панорам, ведь важно добиться равномерной экспозиции по всему кадру. Снимки с виньетированием сводить в панораму гораздо сложнее. Однако умеренное виньетирование, как и лёгкая дисторсия, лечится при обработке снимков в формате RAW.

Объектив должен обеспечивать резкость изображения по всему полю кадра. Кроме того, он не должен страдать от сильной дисторсии — геометрических искажений. Сняв панораму на объектив с дисторсией, на итоговом снимке вы рискуете получить, например, волнообразную линию горизонта или такие же волнообразные дома. В нашем примере геометрические искажения легко можно заметить на лодочной мачте.

Ввиду всего вышесказанного, я рекомендую пользоваться при съёмке панорам оптикой, оптимизированной под современные стандарты качества. Монокли и «гелиосы» оставьте для других видов съёмок! В основном я снимаю панорамы объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, иногда пользуюсь портретником Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor и лёгким телевиком Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Кроме того, прекрасным выбором для съёмки панорам станут недавно появившиеся широкоугольные фикс-объективы от Nikon AF-S 28mm F/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 24mm f/1.8G ED Nikkor, Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor. Конечно же, панорамы очень удобно снимать и универсальным зум-объективом Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED VR Nikkor. Выше перечислены объективы для полнокадровых аппаратов, но они подойдут и для «кропнутых» камер с матрицей формата APS-C. Однако если вы хотите иметь широкоугольный объектив для «кропнутого» аппарата, лучше использовать специально разработанную для них модель — она даст больший угол обзора и при прочих равных будет гораздо компактнее. Среди широкоугольных объективов, созданных специально для «кропа», можно отметить Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor.

Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

  • Программы для автоматической склейки панорам. Итак, вы сняли несколько кадров и хотите склеить из них панораму. Простое совмещение в фоторедакторе не даст должных результатов — будут видны стыки. Склейка панорамы — задача не такая простая, но легко автоматизируемая. Существует множество специальных программ, созданных для автоматической склейки изображений. Пожалуй, самые известные из них — PTGui и Autopano Giga . Очень эффективно умеет склеивать панорамные кадры всем известная Adobe Lightroom (начиная с версии 6). При этом она может склеивать панорамы непосредственно из RAW-снимков, создавая панорамный RAW-файл. Это позволяет продолжать работать с панорамным изображением как с обычным RAW’ом, применяя к нему все известные методы обработки. Среди бесплатных решений можно выделить программу Hugin и детище Microsoft — Image Composite Editor . Склейке панорам будет посвящён отдельный урок в нашей рубрике «Как это снято».

  • Штатив. Чтобы все кадры, снятые для панорамы, удалось собрать, они должны быть сняты из одной точки. Постоянную точку съёмки обеспечит штатив. К тому же при панорамной съёмке штатив нужен точно по тем же причинам, что и при обычной съёмке, например, пейзажа. Ведь часто приходится снимать на длительных выдержках. Тем не менее при определённой доле сноровки и подходящих условиях съёмки панорамы вполне можно снимать с рук. Для этого потребуется установить выдержку, подходящую для съёмки с рук, и просто снять все кадры из одной точки. В этой статье все панорамные снимки с людьми сделаны именно с рук.

Какой штатив подойдёт для панорамной съёмки? Любой. Главные требования — надёжность, устойчивость и удобство. Некоторые считают, что съёмка панорам невозможна без специальной панорамной штативной головки. Это не так. Панорамная головка (как и более простое приспособление — нодальная планка) нужна далеко не всегда. Её используют, когда в кадре есть близко расположенный к камере передний план, ведь в этих случаях приходится бороться с явлением параллакса. Подробнее о практике съёмки панорам и борьбе с параллаксом мы поговорим в следующих уроках. Оставайтесь с нами!

Пример панорамы, снятой без использования штатива.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/400 S

prophotos.ru

Станьте первым комментатором

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *