Пикториализм в фотографии и его особенности
Пикториализм (или пиктореализм — в специальной литературе можно встретить два варианта написания) представлял собой эстетическое течение, приверженцы которого стремились к пикториальному (картинному, подражающему живописи) фотографическому изображению. В работах фотографов-пикториалистов заметно влияние австрийского символизма, английского прерафаэлизма, немецкого югендштиля, французского ар-деко и особенно импрессионизма, поэтому пикториализм еще иногда называют фотоимпрессионизмом.
Пикториализм открыл для фотографии различные способы печати изображения, так называемые благородные техники (общее название пигментной и бромомасляной техник). Бромомасляный процесс (Bromoil) заключался в дополнительной обработке позитива, отпечатанного на бромосеребряной фотобумаге. Суть процесса состояла в отбеливании изображения и одновременном дублении фотоматериала биохроматами с последующим нанесением на задубленные участки масляной краски желаемого цвета.
z
O’Keeffe Hands and Thimble. Фото Альфреда Стиглица, 1919 г. © [Alfred Stieglitz / 2000 George Eastman House, Rochester, NY] (http://www.eastman.org)
z
С появлением нового метода фотографы смогли кисточкой накладывать светочувствительные соли серебра. Фотографии после такой обработки напоминали рисунки, сделанные углем или акварелью. Пигментная печать (chromogenic print) приближала фотоснимок к гравюре. Для получения цветных (пигментных) изображений применялась специальная пигментная бумага, политая желатиновым слоем, содержащим мелко растертый нерастворимый в воде краситель.
Пикториалисты использовали мягкорисующие объективы, дающие изображения пониженного контраста за счет уменьшения их резкости, и монокли, которые позволяли с большей свободой передавать в пейзажах воздушную дымку, морскую даль, придавать расплывчатость рисунку.
Европейские фотографы-пикториалисты стремились поднять светопись до уровня высокого искусства. Деятельность многих известных светописцев была связана с фотографическими клубами. Английский фотограф Александр Кейгли (Alexander Keighley) был одним из основателей и самым известным участником фотоклуба «Звено» (The Linked Ring), учрежденного в Лондоне в 1892 году. Кейгли занимался светописью на протяжении многих лет и за это время создал выдающиеся образцы пикториальной фотографии. Он, как и многие пикториалисты, стремился создать некий идеализированный мир, и этим отчасти обусловлен выбор его сюжетов. Излюбленные мотивы Кейгли — романтические развалины древних храмов, пасторальные пейзажи сельской местности, лесные поляны, залитые потоками солнечного света.
z
Dance Study. Фото Франтишека Дртикола, Прага 1926 г. © František Drtikol
z
Непревзойденным мастером пикториальной фотографии во Франции был Робер Демаши (Robert Demachy). Демаши показал себя замечательным портретистом, живописное решение его фотографий тонко передает характер модели. В его работах стирается грань между фотографией и живописью: смелые, широкие мазки обрамляют фигуры людей, закручиваются вокруг них вихрем штрихов. Для создания подобных эффектов Демаши применял особую ретушь: выскабливал участки слишком плотных мест на негативе. Он также ввел в практику перенос масляных изображений с желатиновой бумаги на японскую, что придавало снимку характер графического произведения.
То, что не удалось в полной мере осуществить французским и английским пикториалистам, а именно — добиться признания фотографии как вида изобразительного искусства, сделали американские мастера светописи Клэренс Х. Уайт, Эдвард Штайхен и Альфред Стиглиц. В 1902 году Стиглиц создал группу Photo-Session. В это же время он начал издавать иллюстрированный журнал Camera Work, посвященный фотографии, а в 1905 году открыл Галерею «291» на Пятой авеню в Нью-Йорке. Вместе с фотографиями на выставках экспонировались полотна А. Матисса, О. Ренуара, П. Сезанна, Э. Мане, П. Пикассо, Ж. Брака, Д. О’Кифф, скульптуры О. Родена и К. Бранкузи. Светопись заняла равноправное место среди изобразительных искусств не только в выставочном пространстве, но и в отношении критиков и публики.
z
Spring Showers. Фото Альфреда Стиглица, 1901 г. © [Alfred Stieglitz / 2000 George Eastman House, Rochester, NY] (http://www.eastman.org) |
z
Несмотря на то что ранние снимки Стиглица выполнены в пикториальном стиле, он никогда не использовал средства художественной обработки снимков, которыми обычно пользовались пикториалисты. Только в некоторых случаях, как, например, при создании снимка Spring Showers, он пользовался мягкорисующей оптикой. Стиглиц не раз экспериментировал с различными фотографическими приемами. Например, при создании фотографии O’Keeffe Hands and Thimble он добился соляризации изображения (на границе между темным фоном и руками), максимально увеличив экспозицию.
Творчество Эдварда Штайхена (Edward Steichen) сложно отнести к какому-то определенному направлению. Широкий диапазон сюжетов (пейзаж, портрет, рекламная фотография…) и разнообразие техник ставят его работы в ряд лучших произведений, созданных не только в пикториальном стиле. Но ранние снимки Штайхена, несомненно, относятся к наследию пикториализма. Фотографию The Flatiron критики сравнивали с «Ноктюрнами» американского живописца Д. Уистлера. В фотографии Штайхена тот же нежный колорит растворяющегося в вечерних сумерках города, золотые огни фонарей, отраженные в блестящей от дождя мостовой…
z
z
К концу Второй мировой войны Стиглиц и Штайхен отошли от пикториализма и обратились к «чистой» фотографии. Друг Стиглица и один из основателей группы Photo-Session Клэренс Холланд Уайт (Clarence Holland White) продолжал создавать снимки в живописном стиле и после войны, когда пикториализм уже клонился к закату. В 1916 году вместе с Гертрудой Кэзибир (Gertrude Käsebier) он основал Американское общество фотографов-пикториалистов, которое, впрочем, не нашло большого числа сторонников среди современников. Постановочные кадры Уайта и Кэзибир словно принадлежали другой эпохе, традициям живописи XIX века.
Из представителей немецкого пикториализма стоит назвать фотографа-портретиста Гуго Эрфурта (Hugo Erfurth). На фотографии Knabenbildnis in Landschaft изображен юноша, стоящий на фоне сельского пейзажа. Эрфурт замечательно передает психологические черты модели, весь кадр как бы заражен энергией юности.
С пикториализмом связано начало творческого пути знаменитого чешского фотографа Франтишека Дртикола (František Drtikol). Дртикол обучался фотографическому ремеслу в Мюнхене — родине немецкого модерна, который оказал заметное влияние на его снимки. В творчестве мастера проявилась склонность к живописи, рисунку и графике. Поэтому с самого начала он использовал разнообразные пикториалистические «благородные» техники печати, подавлявшие многие характерные черты фотоизображения и подчеркивавшие возможность авторского вмешательства в конечный снимок.
z
z
Фотоимпрессионизм проявляется в ранних снимках классика чешской фотографии Йозефа Судека (Josef Sudek) «Утренний трамвай» и «Утренние виадукты». На первом снимке изображен трамвай, проезжающий через арку, уходящую за верхнюю кромку кадра. Поток света, напоминающий по форме треугольник, падает из арки на мостовую. Здесь впервые появляется излюбленный мотив Судека — диагонально падающий поток света. Позднее, отойдя от пикториализма с его размытостью форм, Судек будет фиксировать свет не единым потоком, а пучками световых лучей. Аналогичные снимки были у американского фотографа чешского происхождения Драгомира Йозефа Ружички (Drahomír Josef Růžička), с которых, возможно, и взял пример Й. Судек. Ружичка, ученик К. Х. Уайта, был одним из основоположников Американского общества фотографов-пикториалистов. Как и А. Стиглиц, он отвергал манипулированную печать и допускал лишь смягчение оптического рисунка объектива. На фотографии Ружички «Вокзал» свет, диагонально падающий из маленького (по сравнению с огромным пространством вокзального помещения) окна, световыми ступенями ложится на пол. Здесь доминирует интерес автора не к предметам, а к потоку света и тени как композиционным и, возможно, содержательным элементам.
z
Arabian Nude Study. Фото Франтишека Дртикола, Прага 1912 г. © František Drtikol
z
Пикториализм был эхом XIX века. В 1920-х годах живописный стиль уступил место более прогрессивным направлениям фотоавангарда. Фотографы, начинавшие как пикториалисты, во второй четверти XX века продолжали творческие поиски уже в других направлениях. Теперь их внимание сконцентрировалось на экспериментах с ракурсами и композицией.
Пикториальная фотография — стилизация или искусство?
Пикториальная фотография (от английского слова pictorial — живописный) – это направление в художественной фотографии, появившееся в конце XIX – начале XX веков. Впервые словосочетание «пикториальная фотография» ввел в оборот английский фотограф Генри Робинсон, опубликовавший в 1869 году книгу под названием «Пикториальный эффект в фотографии». В ней, помимо вышеупомянутого словосочетания, также предлагались некоторые советы и эстетические концепции построения изображения в художественной фотографии. Робинсон, в частности, полагал, что фотограф в своей работе должен подчиняться тем же правилам, что и художник, пользующийся красками и карандашом для создания картины.
Надо сказать, что в конце XIX столетия развитие фотографии пошло по двум направлениям. Это простая бытовая и любительская фотография, преимущественно, со съемкой семейных портретов и пейзажей. Такая работа казалась излишне скучной и неинтересной целому ряду фотографов, поэтому образовалось другое направление фотографии, основанное на творческих экспериментах, использовании различной оптики и возможностях печатных лабораторий для создания настоящих художественных фотографий. Так и появилась на свет пикториальная фотография, сущность которой заключается в заимствовании живописных традиций и изощренных приемов для построения художественной формы фотоизображения.
Представители этого яркого направления пропагандировали подход к фотографии как к одному из видов художественного искусства, очень близкого к живописи. Отличия же фотографии от живописи пикториалисты видели только в технической реализации получения изображения. После нескольких десятилетий забвения пикториальная фотография вернулась в современную фотографическую практику, а значит, есть смысл рассказать о ней более подробно.
Уже на рубеже XIX – XX столетий многие фотографы прекрасно осознавали, что одно только отражение действительности и документальное сходство не может превратиться в искусство. Поэтому они начали стремиться к тому, чтобы придать своим фотографическим снимкам оттенок загадочности, тайны и выразительности. Благодаря этому зритель мог бы увидеть в нерезких силуэтах на фотографии определенный художественный подтекст. Такие уникальные фотографические изображения приходилось создавать вручную, поскольку фотохудожники стремились умышленно исказить реальность на снимке и придать ему художественную выразительность.
Для решения этой непростой задачи применялась специальная оптика и разнообразные растворы при проявке негатива для воплощения тех или иных эффектов. Использование красителей и йодида серебра, масляная печать, ретуширование – все это и многое другое входило в арсенал творческих приемов пикториальной фотографии. В основе такого подхода к фотографии лежало распространенное мнение о том, что фотография как искусство должна фиксировать не действительность, а лишь представление о действительности, которое хочет передать зрителю фотограф. Поклонники пикториальной фотографии в своей работе очень часто использовали такую мягкорисующую оптику, как монокль. Это простой однолинзовый объектив, позволяющий добиваться эмоционального восприятия фотографии, особой воздушности и живописности изображения.
Какие особенности имеет пикториальная фотография? В первую очередь, в отличие от обычной фотографии в пикториальной все нацелено на создание определенного художественного эффекта. Для этого фотограф может использовать самые разнообразные приемы, трюки и даже оптические обманы. В целом, пикториальные фотоизображения отличаются размытостью силуэтов и отсутствием резкости деталей, что добавляет сходства фотографии с картинами художников-импрессионистов. Поклонников пикториальной фотографии совсем не интересовали какие-либо социальные темы или реалистичное отображение действительности, их работы несли в себе яркий декоративный эффект и эмоциональность.
Мягкие образы и отсутствие излишних деталей, пожалуй, являются наиболее узнаваемыми чертами пикториальной фотографии. С помощью мягкого фокуса фотографы могут выразить в снимке свои личные чувства и придать ему глубокую эмоциональную выразительность. В пикториальной фотографии, помимо различных художественных эффектов, всегда большое значение имела простота композиции. На снимке все линии и формы снимаемого объекта, свет и тени должны подчиняться основополагающему принципу, заключающемуся в визуальной простоте. Для снижения документальности изображения фотографы применяли особые способы позитивной печати, позволяющие добиться меньшей проработки деталей и полутонов, а также стилизации фотографии под обычный рисунок художника или гравюру.
Пикториальная фотография получила на рубеже XX века большое распространение в Европе, а затем и в России. Появился совершенно новый класс фотографов, называвших себя фотохудожниками. Такие фотохудожники работали преимущественно в жанре портрета, натюрморта и пейзажа, тем самым, еще больше доказывая сходство своих работ с классической живописью. Особое внимание в изображениях фотохудожников уделялось романтическим пейзажам, женской красоте, обнаженной натуре, цветам и предметам домашней утвари, олицетворяющим красоту. Среди российских фотографов того времени, относящихся к направлению пикториальной фотографии, можно отметить А.О. Карелина, А. Мазурина и Н. Петрова. Последний внес огромный вклад в разработку теоретических основ пикториальной фотографии, опубликовав множество интересных работ на английском, русском и немецком языках. Российскую школу пикториальной фотографии всегда отличала утонченная эстетика и разнообразие применяемых творческих приемов.
Но пикториализм как одно из направлений фотографического искусства просуществовал недолго. Стремительное развитие фотографии и появление цветных фотоизображений привело к появлению новых направлений, которые фактически вытеснили пикториализм. Уже к 30-м годам XX столетия пикториальная фотография полностью утратила былую популярность. В нашей стране снижение интереса к пикториализму было продиктовано еще и тем, что пикториальная фотография была объявлена советскими властями антинародной.
Только в начале 2000-х годов у фотографов вновь возник интерес к пикториальной фотографии. Они начали экспериментировать с различными старинными техниками ручной печати, оптикой и ретушированием фотоизображений. Появилось два основных направления пикториализма – первое, основанное на применении оптического оборудования, и второе, предполагающее внесение корректив при проявке и изменение стилистики изображений в фоторедакторах. Конечно, наиболее творческие фотографы пытаются обратиться к опыту прошлого, снимая на камеру с уникальными объективами иногда собственной конструкции. Таким образом, они возрождают забытые технологии и ищут варианты для их современной интерпретации.
Современная пикториальная фотография отличается не сюжетами или темами, а используемыми приемами и техникой, которые превращают обычные фотографии в произведения искусства. Главное для пикториального фотографа – это умение применять те или иные приемы для воплощения своих творческих задумок. Пикториальные фотографии часто печатаются на акварельной бумаге. Это преимущественно однотонные и одноцветные фотоизображения, отличающиеся мягкостью, глубиной и особой эмоциональной выразительностью. На создание и печать одного снимка у фотографа может уйти несколько дней. Ведь при печати изображения фотографы-пикториалисты часто экспериментируют с целым набором химикатов, использование которых помогает превратить простые снимки в настоящие живописные картины.
Несмотря на то, что пикториальная фотография имеет уже более чем столетнюю историю, отношение к ней в фотографической среде остается противоречивым. Кто-то считает ее простой, декоративной стилизацией под живопись, а кто-то настоящим искусством. Как бы то ни было, одно можно сказать наверняка – пикториальные фотографии пользуются серьезной популярностью у коллекционеров, ведь практически каждое такое фотоизображение создается чуть ли не в единственном экземпляре посредством уникальной техники обработки негатива.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)
Особенность пикториальной фотографии
Фотоаппарат попал ко мне в руки в начале 80-х годов. До этого я всегда был художником, с самого детства. У меня была камера, с которой я всюду ходил и что-то снимал. Удовольствие доставлял сам процесс съемки, и было неважно, получилось что-то или нет. У меня валялись горы непроявленных пленок, а фотоаппараты все время ломались. Я пользовался самыми роскошными советскими «Зенитами» и всегда покупал самые дорогие профессиональные пленки. Но мало что из моих экспериментов по-настоящему удавалось. То, что «Зенит» является хорошим фотоаппаратом, — ужасный миф, и поклонниками этих камер становятся скорее от бедности.
Я подсчитал, что на все деньги, потраченные на пленки, я мог бы купить несколько профессиональных камер типа Canon или Nikon, и в какой-то момент раздарил все свои русские камеры друзьям (пусть они теперь мучаются) и приобрел старый разбитый Canon за 50 долларов с объективом за 20. Я сразу заметил, как резко возрос процент качественных фотографий. Технически все стало получаться просто прекрасно. Со временем мои требования выросли, и я стал покупать дорогие объективы, охотиться за ними целенаправленно. Даже тогда старые «Кэноны» эпохи 70–80-х годов были редкостью: их было мало, никто в комиссию не сдавал. Ими и сейчас многие пользуются. Эти аналоговые зеркальные камеры поколения FD были первыми, в которых появилась электроника на уровне электронного считывания, замеров, экспозиции и батареек. Объективы той поры до сих пор у меня живы и работают исправно.
Когда появились деньги, я перешел на Leica 2000-го года выпуска. Я понял, что она замечательная и очень мне подходит. Хоть это и дорогая марка, но она того стоит. Если с Canon может произойти сбой, то Leica работает безукоризненно. Фотографии, все без исключения, получаются отлично, технически любая идея реализуется просто великолепно. У всех фотоаппаратов существуют свои маленькие недостатки, но у «Лейки» я до сих пор ничего подобного не заметил.
Цифра меня не интересует вообще. Просто что-то запечатлеть? Мне это вовсе не интересно. Для этого есть миллионы людей с цифровыми камерами. Я занимаюсь художественной фотографией, работаю с пластикой самого изображения. Молекулы серебра кажутся мне более надежным носителем, чем какие-то цифровые пиксели. Кроме того, меня интересует хорошее качество и пластика черно-белой фотографии. Цифровой фотоаппарат мне попросту не нужен, потому что я снимаю на черно-белую пленку: было бы нецелесообразно снимать на цифру и переводить цветное изображение в ч/б, которое мне нужно. Предпочитаю пленку марки Ilford: Delta 100, Delta 400, SFX и 3200. В цифровых камерах столько функций, что у меня никогда бы не дошли руки до их изучения. Я пользуюсь только двумя функциями: выдержкой и диафрагмой. Мне больше ничего не нужно, кроме хорошей оптики, классного объектива.
Пикториальной фотографией я увлекся, когда прочитал в начале 90-х годов в журнале «Наше наследие» статью на эту тему под названием «Русские “аллюзионисты”». Она была посвящена фотографам, которые занимались художественной фотографией, приближенной к живописи или графике, рисункам и гравюрам. Они старались уйти как можно дальше от банального и дотошного фотографического копирования, поэтому пользовались моноклями, то есть объективами с одной линзой, которые дают нерезкое размытое изображение.
Все эти графические техники с точки зрения, например, научной, документальной или журналистской фотографии абсолютно бессмысленны. Этими техниками пользовались только художники. Фотографы зарабатывали деньги на другом: они печатали фото на документы, работая в фотоателье. Задача фотографов заключалась в том, чтобы как можно быстрее проявить снимки и напечатать как можно больше. С пикториальной фотографией совсем другая история: можно потратить неделю на изготовление одного изображения. Это сложнейший фотопроцесс — именно в отношении печати.
[BANNER 4448]
Самая сложная из пикториальных техник, даже не с точки зрения химии, а вследствие затрачиваемого на печать времени, — это гуммипечать. Описание данного метода встречается в фотографических справочниках начала 20-го века. В то время эта техника была безумно популярна. Ею увлекались в 10–20-е годы, но уже в 30-е использовать перестали, тогда за это можно было получить клеймо импрессиониста и отправиться на строительство Беломорканала. А до этого даже существовали маленькие компании, которые выпускали специальную бумагу, краски и все необходимое для гуммипечати. В Америке, например, и сейчас продаются специальные наборы для гуммипечати. У нас же есть фирмы, которые торгуют химией, и все необходимое можно купить у них по отдельности.
Работа печатается не на фотобумаге, а на хорошей акварельной бумаге, которая, конечно, дороже стоит. В качестве пигментов используются настоящие красочные пигменты. Делается эмульсия, куда входит такое вещество, как гуммиарабик, — это клей, которым разводят акварельную краску. Он также используется на почте: им покрыты марки с обратной стороны. В сочетании с некоторыми химическими веществами под действием солнца гуммиарабик перестает растворяться в воде. Если лист бумаги, покрытый этой эмульсией, положить под негатив и выставить на солнце, то свет попадет в те места, где негатив светлый, то есть туда, где должны быть тени. В тенях, соответственно, краски содержится больше, чем в полутонах и светах.
Процесс протекает следующим образом. Лист акварельной бумаги наклеивается на подрамник, как картина. Затем лист проклеивается раствором желатина, точно так же, как под живопись. Когда все это высохнет, наносится эмульсия, лист заново сушится. После вторичного высыхания листа эмульсия становится светочувствительной, и можно, положив сверху негатив, выставлять лист на дневной свет. Краска зафиксируется там, где нужно.
Требуется, однако, определенный опыт, чтобы понимать, сколько времени займет процесс засвечивания, ведь чувствительность очень низкая. Не так, как с бром-серебряной или цветной фотографией. То есть печатать нужно не несколько секунд, а несколько часов. Если же требуется большое изображение, а печать идет с маленького негатива при помощи слайд-проектора, то просто настраиваешь все, включаешь и идешь гулять куда-нибудь часа на два. Приходишь — смотришь, достаточно ли проявилось изображение. При слабом свете становится заметно, что на эмульсии появляется изображение в тех местах, куда попал свет.
Изображение появилось. Обладая достаточным опытом, можно заранее определить, насколько оно проявится. Потом этот планшет, предварительно освобожденный от негатива, просто помещается в кювету с водой. Там эта картинка плавает, но не на поверхности, а именно под водой. И когда эмульсия немного размокнет и разбухнет, то начнет выпускать лишнюю краску, которая не подверглась засветке. Через полчаса можно приподнять и посмотреть, насколько быстро идет проявка. Если через 20 минут какое-то легкое изображение появилось — экспозиция и промывка были правильными, можно продолжать промывать. Промывка в данном случае — то же самое, что и проявка. Все зависит от того, как эту работу промыть, то есть, собственно, проявить. Можно проявить так, что все изображение смоется. Если, например, краска плохо сходит с листа бумаги, можно поливать лист водой, нежной такой струйкой. Чтобы ускорить процесс, воду нужно чуть-чуть подогреть. А можно ничего не подогревать, а уйти гулять часов на пять, потом прийти — и все будет идеально. Но в этом есть определенный риск, можно ошибиться в расчетах, поэтому, если уверенности нет, лучше никуда не уходить и делать все нежно и спокойно.
Дело в том, что полученное изображение не является окончательным: гуммипигментная печать, или гуммибихроматная (как эта техника правильно, по-научному, называется), производится в несколько этапов. Гуммиарабик, пигмент и бихромат — вещества, которые составляют эмульсию — применяются последовательно: отдельно печатаются тени, полутона и света. Это три составляющие части фотографии. Нужно как минимум три раза напечатать одну и ту же картинку, при этом чуть-чуть менять рецепт эмульсии, варьировать количество клея, бихромата и пигмента. Если хочешь получить полутоновое изображение, нужно брать не очень много пигмента и поровну бихромата и гуммиарабика. Если хочешь тень (получится, правда, крупнозернистое изображение) — нужно положить больше клея, меньше бихромата и очень много пигмента, чтобы эмульсия была темной при высыхании. А в светах, соответственно, берется больше бихромата, меньше клея и совсем чуть-чуть пигмента: чтобы напечатать света пигментом, его нужно совсем мало. В качестве пигмента, помимо акварельной краски, используется также порошок графита, который дает прекрасное черное изображение, очень мягкое и красивое, серо-черный цвет, который немножко поблескивает. А еще можно использовать сажу: берешь стекло, ставишь свечку снизу, и когда оно закоптится, полученную сажу снимаешь шпателем и разводишь в эмульсии вместе с гуммиарабиком, бихроматом и водой. Сажи нужно ровно столько, чтобы придать тон. Если ее будет мало, то изображение получится слишком светлым. Пигмента не стоит жалеть. Но для простоты все же лучше брать акварельную краску в тюбиках.
Для гуммиарабика годятся не все негативы. Подходят лишь мягкие, то есть не очень плотные, хорошо проработанные в тенях, полутонах и светах — это необходимое условие. Жесткие или контрастные негативы не годятся, потому что экспозиция увеличится в 6–10 раз, вместо часа придется светить часов 12 или сутки, но так и не добиться успеха. Ибо процесс этот малочувствительный, времени на экспозицию уходит много. В яркую солнечную погоду хорошо печатать в тени: положить лист над открытым небом, но так, чтобы на него не попадали прямые лучи солнца.
Вся суть метода комбинационной гуммипечати заключается в раздельном печатании теней, полутонов и светов. То есть на один и тот же лист нужно снова и снова наносить эмульсию и печатать еще раз, варьируя в зависимости от того, чего хочешь добиться — контрастного изображения или, наоборот, более мягкого. Работа меняется на глазах. С каждым разом она проявляется все больше. Можно допечатать одни тени, сделав их совсем глубокими и темными, или, наоборот, три раза применить один и тот же полутоновой рецепт. Все зависит исключительно от вкуса автора. Подробных инструкций никто никогда не дает, всего добиваешься опытным путем. Здесь достаточно свободы выбора, чтобы почувствовать себя художником, творцом. В тот момент, когда смываешь работу, можно смыть то, что не нравится. Или, например, напечатать только одно небо: взять и покрыть эмульсией лишь часть изображения и напечатать только то, что хочешь. В качестве эксперимента можно взять разные цвета. В итоге изображение получается по сути монохромным, но слегка подцвеченным. У снимка появляется живописность, что совершенно не похоже на цветную фотографию. Да и не должно быть похоже.
Способ, очень близкий к гуммиарабиковому, — клеевой. Вся разница в том, что вместо гуммиарабика используется столярный клей. Кроме того, для клеевого способа лучше использовать бихромат калия, в то время как для гуммипечати используется бихромат либо калия, либо аммония. Бихромат калия — немного более активное вещество. Если бихромат аммония ядовит, то бихромат калия слишком ядовит. Им можно отравиться, поэтому работать нужно в перчатках и руки в эмульсию не опускать.
Все эти вещества называются коллоидами: желатин, гуммиарабик, столярный клей, рыбий клей и др. Клеевой способ хорош тем, что изображение в полную силу получается за один раз. Если гуммиарабик похож на акварель, то клеевой — больше на гравюру, так как получается более жесткое изображение. В этом есть своя красота и своя прелесть. Другое дело, что здесь сложнее с ходу угадать правильную экспозицию. Если изображение не получилось, то работа испорчена: если в гуммипечати ее можно при последующих шагах исправить, то в клеевом это не всегда удается. Я же изобрел собственный способ — гуммиклеевой: первый слой я печатаю клеевым, а второй — гуммиарабиковым способом.
Самый точный справочник по этой теме — пожалуй, Die Kopierverfahren von Prof. Dr. E. Stenger, Berlin, 1926. Вся остальная литература — как правило, переводы этого источника.
Фотографы – пикториалисты — Вспомнить, подумать… — LiveJournal
Фотографы – пикториалисты стремились причислить фотографию к живописному произведению , используя в основном мягкорисующии объективы и специальную , зачастую очень сложную , технику печати. Пикториальная фотография противопоставляла себя документальной фотосьемке, стремясь, как и живопись, прежде всего к эмоциональной окраске произведения, выражению индивидуальных смыслов и значений, приносимых в него автором.Трапани Анатолий Иванович.
Родился в Одессе, в 1881 году в семье банкиров и судовладельцев итальянского происхождения. Учиться отправился в Москву в Московское училище живописи, где числился одним из лучших рисовальщиков. На работу устроился в фотографию «Доре », в Москве. Стал членом Русского Фотографического Общества – РФО, и работал с журналом «Вестник фотографии». В 1913 году был организатором художественного объединения «Молодое искусство».
Мужской портрет 1917 год
Группа «Молодое искусство» просуществовала недолго, до 1916 года, не оказав заметного влияния на развитие фотоискусства.
Взгляды, которые поддерживались и пропагандировались сторонниками возрождения портретной фотографии на основе психологического углубления образа, приближения к жизни, к повседневной действительности, оказали неизмеримо более плодотворное влияние. Оно сказалось и в работах отдельных фотографов-профессионалов.
Ремесленники с неприязнью отнеслись к новым веяниям. Они не хотели расставаться с испытанными и в конечном счете доходными приемами работы.
Трапани, называвший себя фотографом-художником, много экспериментировал с «техниками благородной печати», был одним из немногих русских авторов, работавших в технике фотоофорта и многоцветного бромойля.
Этюд 1915 год
Едва ли не первым Трапани начал выставлять фотографии обнаженной натуры. (Этот жанр, ставший традиционным для изобразительных искусств на заре Нового времени, для фотографии оставался запретным более восьмидесяти лет. В России обнаженная натура впервые была показана на выставке американской художественной фотографии в 1904 году, и лишь спустя несколько лет ее стали представлять и русские авторы).
Изобретатель обработки позитива под названием «лучистый гумми» — он наносил на отпечаток краску широкими, хаотическими мазками и тем добивался иллюзии фактуры масляной и акварельной живописи.
«Реквием» 1915 год
Трапани выступает с программными работами. Одна из них – «Реквием». Сфотографировав молодую женщину в манерной позе с прижатыми к груди руками, Трапани уничтожает фотографически переданную светотень, размывает рисунок, лишая его четких линий. Довольно грубыми мазками наносит краску с преобладанием темных тонов. Фактура фотографии, представление о материальности исчезают. Тема разрешена по канонам модного для того времени направления в изобразительном искусстве.
В 1918 году – эмиграция в Париж, а затем в США. Работал кинооператором в Голливуде.
что это такое и когда он появился
Здравствуйте, дорогие читатели! Вас приветствует, Тимур Мустаев. Как вы думаете, зачем изучать различные виды фотографии, в том числе зародившиеся в далеком прошлом?
Во-первых, чтобы разбираться в том деле, которым вы занимаетесь – истории, технике, вариантах фото и остальном.
Во-вторых, это знание поможет определиться с направлением собственной работы, ведь каждый профессиональный фотограф специализируется на чем-то конкретном – портрет, детская съемка, марко, пейзаж и пр. И в связи с темой самоопределения и для расширения кругозора — пиктореализм в фотографии.
С чего все началось?
Как же появился пиктореализм? Возникло направление в конце 19 века, когда процветал символизм, импрессионизм, югендстиль и т.д., существенно повлиявшие на внешний вид и задачи фотографии.
Именитыми пиктореалистами были Роберт Дамиши (Франция), Генрих Эммерих (Германия), многие из США и Англии: Оскар Рейландер, Генри Робинсон, Гертруда Кезебир, Кларенс Уайта, Сара Сирс и т.д.
Значимым американским фотографом, внесшим весомый вклад в данное движение и организовавшим общество пикторианцев, был Альфред Стиглиц. Его фотографии имели огромный успех.
Углубимся в суть
Давайте разберем немного подробнее. Например, упомяну Оскара Рейландера. Его работы были довольно рискованными, так как он представлял публике не только жанровые фото, но и портреты с обнаженными телами.
Своей целью он считал повторение, некоторое видоизмение композиции и отдельных элементов живописцев прошлого. И, действительно, у него это получалось.
При этом он использовал довольно сложную на тот момент технику – увлажнял ткань, а затем окрашивал ее с помощью кофе.
Впоследствии он решил накладывать негативы друг на друга, чтоб достичь желаемого эффекта. К слову сказать, это было начало фотомонтажа!
Интересным персонажем из истории фотографии стала также американка Сара Сирс, фотограф и модель. Сначала она занималась живописью, но потом увлеклась фото. Трудилась она над созданием портретов и натюрмортов, которые, несомненно, привлекли внимание искушенного зрителя – она была избрана в британское общество фотолюбителей.
Пиктореализм в России
В России пиктореализм также получил свое развитие, но на довольно приличный срок практически исчез в силу идеологических возражений, вскоре после его появления.
Здесь можно говорить о трудах Алексея Мазурина, Василия Улитина, Соломона Юдовина и пр. Позже некоторые из художников обращались к приемам пикториальной фотографии, к примеру, Клюев А. В., Буланов О. Б., Скибицкая Е.В.
Как и большинство представителей пикторианства, авторы стремились посредством своих сюжетов отобразить мир в идеальном формате.
Одновременно стараясь, чтобы окружающее выглядело так, будто его нарисовали, а не запечатлили фотокамерой.
Само понимание
Медленно мы подходим к понимаю, что из себя представляет это течение в фотоискусстве.
Сам термин представляет собой два слова: пикто и реализм. С реализмом все более или менее очевидно, а вот пикто требует пояснения: переводится как живописный.
Иными словами, пиктореализм – смесь фотоизображения и живописи, передача на фото характерных черт живописи и графики того времени. Фотолюбители всячески стремились к, так называемой, картинной фотографии.
Чтобы не быть голословным, приведу показательные примеры этого направления в фото. Фотолюбители могли запечатлевать и природу, и людей. В основном, и это стоит учесть, получаются пастельные тона, с доминированием серого, коричневого. Возможны и черно-белые снимки.
Хотя здесь мы можем наблюдать большее разнообразие – более яркие, хоть и приглушенные цвета. Как видно даже на этих кадрах, присутствующая нечеткость вполне допустима и адекватна.
Вам интересно попробовать себя в этом виде фотографии? Тогда я опишу способы, как сделать эти интересные изображения. Различают два варианта, одновременно их можно рассматривать как подвиды пиктореализма.
- Оптический, то есть картинка создается с использованием фильтров и объективов, дающих мягкий рисунок, например, монокля.
Соответствующая оптика была способна дать эффект размытости, низкого контраста, могла красиво передать дымку в воздухе, перспективу и удаленность в пейзаже.
- Технический – специальные методы фотопечати. В плане пленочной фотографии применялись бихроматы, соли серебра и другое для обработки материала.
Тогда появились “благородные” техники. В частности, бромомасляная и пигментная. Первая из них предполагала серьезную подготовку: позитив должен был печататься на фотобумаге бромосеребряной и дополнительно обрабатываться.
Процесс состоял из двух действий – отбеливания и дубления нужных участков материала. Фотографии становились похожи на рисунки углем или акварелью.
Чтобы получить нечто схожее с гравюрой, была необходима пигментная печать. Пигментную бумагу покрывали слоем желатина, где уже находилось красящее вещество.
Вот как это все происходило в те времена. Сегодня, постобработка фотографий полностью идет в специализированных программах, например, таких как фотошоп.
Сегодня вы узнали еще немного о фотографии, а именно о направлении прошлого времени. Прежде чем начинать творить шедевры, полностью изучите свой цифровой зеркальный фотоаппарат, а поможет вам в этом замечательный видео курс. С помощью этого курса, вы научитесь управлять своей зеркалкой и полностью в ней разбираться.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех у кого NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех у кого CANON.
До свидания, до встречи на моем блоге! Заходите сами и приглашайте друзей!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Читать онлайн Лекции по истории фотографии страница 36
Роджер Фентон
1. Аллея. Виндзор. 1860
2. Британский музей. Галерея античного искусства. 1857
3. Натюрморт с цветами и фруктами. 1860
4. Лежащая одалиска. 1858
5. Сентябрьские облака. 1859
6. Аббатство Риволке, Йоркшир. 1856-1860
Оскар Рейлендер
1. Два пути жизни. 1857
2. Голова св. Иоанна Крестителя блюде. Ок. 1858
3. Тяжелые времена. 1860
4. Бедный Джо. Ок. 1860
5. Оскар Рейлендер, демонстрирующий внешнее сходство между смехом и плачем. 1870-е
Генри Пич Робинсон
1. Он молчал о своей любви. 1884
2. Красная шапочка (одно из четырех изображений серии). 1858
3. Угасание. 1858
4. Она молчала о своей любви. 1858
5. Леди острова Шалот. 1860-1861
6. Рассвет и закат. 1861
Джулия Маргарет Камерон
1. Шопот музы. 1865
2. Двойная звезда. 1864
3. Молитва и хвала. 1865
4. Возвращение три дня спустя. 1865
5. Тень креста. 1865
6. Портрет Джона Гершеля. 1867
Джулия Маргарет Камерон
1. Мод. 1867-1870
2. Яго. Этюд на итальянскую тему. 1867
3. Помона. 1872
4. Сад прекрасных дев (Сад девушек в цвету). 1868
5. Венера бранит Купидона и лишает его крыльев. 1872
6. Я жду (Рейчел Гурии). 1872
Льюис Кэрролл
1. Алиса Джейн Донкин. Б.д.
2. Святой Георгий и дракон. 1875
3. Просто не будет (Ирэн Макдональд). 1863
4. Алиса и Лорина Лидделл (Китайская группа). Б.д.
5. Беатрис Хэтч. 1873
Лекция 5
Художественная фотография от пикториализма до сюрреализма
Пикториализм
Новый этап развития художественной фотографии связан с международным движением, получившим название пикториализм (pictorialism). Термин pictorial (изображение, изобразительный, живописный), как уже говорилось, введен Генри Пичем Робинсоном, и, возможно, именно это является объяснением, почему в рамки пикториализма часто включают гораздо более раннюю британскую high art photography, тем самым значительно расширяя хронологические рамки движения. На самом деле его рождение корректно датировать началом 1890-х, когда возникают первые пикториалистические фотообъединения.
Одной из причин возникновения пикториализма, безусловно, является стремление части фотографов к превращению собственной практики в форму художественного самовыражения, по своему статусу и творческим возможностям ни в чем не уступающую изобразительному искусству. И в этом смысле интернациональный пикториализм как раз прямо преемствует викторианской «высокохудожественной фотографии», причем преемственность эта обладает пространственно-предметной конкретностью: одно из первых и важнейших пикториалистических обществ, The Linked Ring, возникает именно в Великобритании, и одним из его учредителей является Робинсон.
Другой причиной формирования пикториализма является объективный процесс развития фотографии, в ходе которого она из ремесла и элитарного занятия превращается во вполне развитую индустрию, построенную на принципах коммерции и, соответственно, не имеющую отношения к искусству. К тому же в 1880-х в медиуме совершается одна из главных в его недолгой истории технических революций (связанная с распространением сухих желатиновых пластинок и, главное, с внедрением технологии «Кодак»), которая делает фотографическую съемку достоянием широчайшего круга потребителей-непрофессионалов.
В это время приверженцы художественной фотографии оказываются прямо-таки на осадном положении. С одной стороны, их занятие по-прежнему не признают искусством. С другой, сама фотография по мере профессионализации отходит от искусства все дальше. С третьей же, идентичность представителей арт-фотографии в качестве любителей (обладающих более высоким статусом по отношению к профессионалам) оказывается подорванной, поскольку «кодак-революция» решительно изменяет само значение термина
«любитель», которым теперь обозначаются отнюдь не адепты «высокого искусства фотографии», а мало заинтересованные в нем дилетанты в самом уничижительном смысле этого слова.
Даже в образованных в предшествующий период обществах эти арт-фотографы не находят поддержки, поскольку такие общества к этому времени переориентируются на научную, репродукционно-документирующую фотографию. В результате в рамках старых обществах происходит формирование следующего поколения – теперь уже сецессионистских (от слова secession – выход (из партии, союза и т. п.). Раскол, отделение, объединений, ориентированных на арт-фотографию. Эта тенденция является составной частью более широкого художественного движения «сецессиона», характерного для европейской культуры конца XIX века. Пикториализм достигает своего пика в первом десятилетии XX века в США и сходит на нет после 1914-го под напором повсеместно распространяющегося модернизма и авангарда.
Стилистически пикториальная фотография имитирует не столько живопись (точнее, академическую живопись, как в викторианское время), сколько графику, в частности, печатную. Моделью пикториального фотоискусства служит импрессионизм (в смысле размытости изображения) и символизм (в смысле сюжетно-жанровом), который в изобразительном искусстве часто заимствует импрессионистическую стилистику.
Технически такое сходство достигается использованием мягкофокусных объективов (что является, конечно же, консервативной тенденцией, поскольку новейшие объективы к тому времени уже дают небывалую прежде четкость изображения), иногда дополняемых специальными фильтрами, что позволяет создать характерную атмосферность, эмоциональную тональность образа и лишить его прозаических деталей (так фотография становится менее фотографической и более «художественной» в тогдашнем понимании).
Подобный род съемки дополняется использованием довольно широкого спектра антипрофанных техник (к которым «снэп-фотографы» никогда не стали бы стремиться) т. н. «благородной печати». В ней использовались субстанции, не содержащие серебра – от платинотипии (изобретена в 1873-м) и гуммиарабика (с 1894-го) до группы позитивных технологий, объеденным термином бромойль, распространяющихся с 1904-го – всего в употреблении в этот период находится около сотни процессов. Распространяется также и рукодельная бумага с разнообразной поверхностью (от грубо-фактурной, еще лучше убирающей детальность, до мягкой японской).
Все это дает дополнительных простор манипуляциям с изображением, которое усиленно обрабатывается кистью, карандашом, ластиком и гравировальными инструментами, свободно меняет цветовую тональность по желанию автора, максимально удаляясь от предмета съемки и объективно-документальной природы медиума. Более того, в пикториализме совершается решительный перенос акцента со съемки, с негативного процесса, на печать, на позитивный процесс (лабораторную обработку, субъективную манипуляцию). Негатив, таким образом, рассматривается как сырой материал, требующий личностной обработки-интерпретации, в результате которой и возникает то, что полагают произведением. Справедливости ради следует, однако, сказать, что в среде пикториалистов существует различное отношение к ручной обработке негатива и позитива. Так французы – активные приверженцы ручной обработки, превращающие фотографию в разновидность графики, в то время как британцы и в особенности американцы предпочитают прямую печать (а также и сравнительно гладкие бумаги) манипуляциям и процессам, полностью затемняющим механическое происхождение образов.
Отдельную национальную школу в рамках международного движения пикториализма составляет русская фотография, включающая в себя творчество целого ряда видных мастеров, среди которых Сергей Лобовиков (1870–1941), Алексей Мазурин (1846–?), Анатолий Трапани (1881–?), Николай Андреев (1882–1947), Александр Гринберг (1885–1979), Юрий Еремин (1881–1948), Николай Свищев-Паола (1874–1964). Рождение русского пикториализма приходится на первое десятилетие XX века, а его эволюция продолжается дольше, нежели в других странах – вплоть до второй половины 1930-х, когда эта «старая школа» была насильственно ликвидирована в ходе сталинской перековки советской культуры.
Субъективизация, эстетизация практики в пикториализме является, с одной стороны, проявлением общей культурной тенденции «эпохи модерн», с другой же, невротической реакцией отказа фотографии от своих основ ради повышения социального статуса. Однако, несмотря на глубокую противоречивость пикториалистической фотографии, к ней не следует относиться иначе, чем к закономерному – и эстетически, и технологически – этапу развития медиума по пути эмансипации и формирования собственного самосознания.
Русская пикториальная фотография — История фотографии России — История фотографии
Понятие «пикториальная фотография», т.е. живописная, как название одного из направлений в художественной фотографии, было введено в мировую практику в 1890-х годах. Термин и некоторые эстетические концепции построения изображения в художественной фотографии были заимствованы из работы английского фотографа Генри Робинсона (1830–1901; Henry Peach Robinson) «Pictorial Effect in Photography», опубликованной в 1869 году. Робинсон утверждал, что «художник, желающий производить картины с помощью фотографического аппарата, подчиняется тем же законам, как и художник, пользующийся красками и карандашом». Робинсон даже ввел в практику фотомонтаж как прием художественного построения фотоизображения.
Подход к фотографии как искусству, близкому к живописи, искусству, которое отличается от живописи только технической реализацией получения изображения, был характерен с самого начала ее изобретения. Классическим примером является творчество художника Д.О.Хилла и его помощника Р.Адамсона, создавших в 1843–1845 годах калейдоскоп фотопортретов своих современников, которые по замыслу авторов являлись этюдами для написания картины. Характерно, что именно эти фотопортреты вошли в классику мировой культуры как образцы высокохудожественных произведений, а не конечные полотна. Живописное творение оказалось значительно слабее фотографических этюдов.Я.Булгак. Портрет художника Я.Т. 1912. Бромсеребряная печать.
В России великим мастером художественной фотографии был А.О.Карелин (1837–1906). В его постановочных жанровых композициях 1870-х годов заложена утонченная эстетика картинного семейного рая, в котором все персонажи занимались благородными красивыми занятиями: вышивали, читали и т.д. Автор сложнейшими техническими ухищрениями добивался светового и оптического рисунка изображения, максимально приближенного к живописи. И таких примеров в мировой практике художественной фотографии было немало.
К концу ХIХ века все чаще, особенно в среде фотолюбителей, получают распространение идеи фотоимпрессионизма. Именно фотолюбители имели возможность заниматься художественным фотографическим творчеством, что являлось для них средством эстетического самовыражения.
С целью развития идей живописной фотографии из числа членов Британского Королевского общества образовалось общество «Linked Ring» во главе с А.Горслеем-Гинтоном. Проводимые обществом фотографические салоны знакомили с последними достижениями мировой художественной фотографии. Развитие концепции пикториальной фотографии получило свое продолжение в редактируемом А.Горслеем-Гинтоном с 1893 года популярнейшем в Англии фотографическом журнале «The Amateur-Photographer». В работах выдающихся фотографов: Г.Ватчека, Г.Геннеберга, Г.Кюна, Р.Дюркоопа, Ф.Э.Смита, Стиглица, Стейхена, братьев Гофмейстеров и многих других, пикториальная фотография становится доминирующим стилем.
А.Мазурин. Монашенка. 1911. Гуммиарабик, оклад – тонированный гипс В России пикториальная фотография начинает развиваться с некоторым опозданием. Одним из первых, начавших работать в стиле пикториализма, был фотограф-любитель А.Мазурин (1846–?), работы которого печатались уже с конца ХIХ века в иллюстрированных европейских журналах. Огромный вклад в распространение и развитие идей пикториализма в России внес фотограф и теоретик Н.Петров (1876–1940), опубликовавший свыше 40 работ на русском, немецком и английском языках.
Основой пикториальной фотографии служит тезис о том, что «художественное произведение никогда не бывает и не может быть объективным воспроизведением действительности, так как оно в сущности передает <…> не самую действительность, а лишь представление о действительности, создавшееся в психике художника». По мнению Петрова, применительно к фотографии это утверждение может быть реализовано, если уменьшить документальность получаемого изображения. В практике фотографа это достигается использованием при съемке мягкорисующей оптики, например монокля. Применение монокля повышало эмоциональное восприятие фотографии, вследствие усиления ощущения воздушности передаваемого пространства и таинственности изображения. Такой технический прием был незаменим в эстетике модерна.
Работая в рамках культа красоты, фотограф украшал мир. Поэтому в творчестве фотографов-пикториалистов были наиболее распространены романтические и идиллические пейзажи, цветы, различные предметы, олицетворяющие красоту (вазы, зеркала и др.), животные. Особым источником вдохновения в пикториальной фотографии была женщина.
Для расширения творческих возможностей фотографа-пикториалиста и снижения документальности фотоизображения были разработаны специальные способы позитивной печати, как пигментная, гуммиарабиковая, озобром, масляная, бромойль и некоторые их разновидности. Такая печать позволяла существенно менять рисунок изображения, варьируя контрастом, степенью проработки деталей и полутонов, стилизуя изображение под рисунок или гравюру.А.Мазурин. Дети. 1902. Гуммиарабик
Большую художественную нагрузку несла на себе фактура используемой для отпечатка бумаги, ее цвет и т.д. Так, фактура снега в пейзажах А.Мазурина была существенно усилена выбором шероховатой подложки для гуммиарабиковой печати. Наиболее радикальные фотографы, например А.Трапани, создавали такие по внешнему виду фотографии, «что даже опытный фотограф легко усомнится в их фотографическом происхождении и скорее примет их за копии с писанных рукою этюдов». Такой подход к фотоизображению был обусловлен особым пониманием фотографии и искусства: «светопись не искусство, как музыка, архитектура и пр., а один из видов живописи, преимущественно станковой». Отсюда и использование техники «лучистый гумми», разработанной А.Трапани, при которой фотограф наносил на отпечаток краску «грубыми мазками, сообразуясь с абрисом будущего изображения, и достиг этим своеобразного эффекта», т.е. эффекта структуры поверхности живописного полотна.
В российской пикториальной фотографии, в отличие от западной, активизирован сюжет, что обусловлено традициями русской школы живописи, в частности передвижничества. Наглядным примером является творчество С.Лобовикова, у которого тема быта вятских крестьян облачена в стилистическую форму импрессионизма. Гуммиарабиковая печать существенно усилила художественную выразительность его фотографий, ставя их в один ряд с лучшими образцами российской жанровой живописи. Постановочность его фотографий несет скорее налет сказочности, нежели социальной документальности.
Распространение идей пикториальной фотографии в дореволюционной России проходило в резкой полемике с ее противниками. Ряд авторитетных фотографов, например С.Прокудин-Горский, придерживались докумен-тальной основы фотографии. Он писал: «Фотография, все-таки, на-до сознаться, искусство протокольного характера». Поэтому им резко критиковались фотографии, сделанные моноклем и с использованием специальных методов печати. Он язвительно писал по поводу таких изображений: «Грязный, запачканный типографской краской кусок мелованной бумаги не может представлять никакого интереса! Вглядываясь в эту грязь, вы видите, что было стремление что-то изобразить, но и только и, право, иной раз не поймешь лицо ли человека пред-ставляет снимок, или ствол дерева».
С 1920-х годов русские фотографы-пикториалисты снова участвуют в международных фотографических салонах. Именно они до 1930 года определяют лицо молодой советской фотографии за границей. Их успех за границей был огромен. Газеты ведущих стран мира посвящают заметки творчеству наших мастеров, высоко оценивая их работы. Наибольшим вниманием пользуются работы Н.Андреева, Ю.Еремин. Крым. 1920-е годы. Бромсеребряная печатьЮ.Еремина, А.Гринберга.
С 1926 года начинает издаваться журнал «Фотограф» — орган мастеров художественной фотографии. С программной статьей «Фотография, как искусство» на страницах журнала в 1928 году выступает И.Соколов, исследуя фотоискусство с позиций искусствоведения. Он рассмотрел фотографию, состоящую из двух направлений: художественную и документальную. Такой подход давал возможность наметить основные ориентиры, выработать принципы и критерии фотографических произведений. И.Соколов утверждал, что «живописность, мягкость, расплывчатость, импрессионистичность в фотоискусстве — это не специфика фотоискусства, а лишь один из стилей в фотоискусстве». Наоборот, спецификой является резкость фотоснимка.А.Гринберг. Купальщица. 1924. Бромсеребряная печать
Пикториализм в СССР 1920–1930-х годов видоизменился по сравнению с дореволюционным. Так, работы Н.Андреева значительно отличаются от романтических пейзажей, — мрачные по стилистике, они отражают настроение автора от происходивших в деревне событий. Его работы — это не полные сказочности и лирики фотографии С.Лобовикова, а трагедия личности в абсолютно новых условиях.
Между тем, в 1925–1928 годах фотографы-художники активно включаются в разработку новой темы, связанной с фиксацией художественного образа, созданного в различных видах пластического движения че-ловеческого тела. В Москве проходят четыре выставки «Искусство движения», в которых происходит изучение пластики движения и «лучшего выражения движения этого в искусстве зрительно-пространственной фиксации, фотографии или графики». Стилистика пикториальной фотографии с ее расплывчатыми изображениями как нельзя лучше передавала динамику движения. Работа проводилась совместно с учрежденной Государственной Академией художественных наук (ГАХН). Гимнастические композиции на фотографиях А.Гринберга, Ю.Еремина, Н.Свищова-ПаолыН.Свищов-Паола. На страже былого. Усадьба князей Голицыных. 1920. Бромойль и др. отличаются особой эстетической утонченностью. Для А.Гринберга такие этюды были прологом к его знаменитой серии «ню», сделанной в начале 1930-х годов. Н.Свищов-Паола разрабатывал вопросы пластики тела и изучал изобразительные возможности освещения, соперничая своими работами с мраморными изваяниями классической скульптуры.
С триумфом фотографов-художников прошла этапная выставка «Советская фотография за 10 лет» в 1928 году. Однако это было последнее крупное выступление пикториалистов в СССР. Развитие фотографии шло по пути использования главной ее особенности — документальности. Наравне с другими направлениями в фотографии, например конструктивизма, бурно развивается репортажная фотография. Именно фоторепортаж становится главным направлением советской официальной фотографии. Концом эпохи пикториализма можно считать выставку «Фильм и фото», прошедшую в 1929 году в Штутгарте, на которой особое внимание привлекли конструктивистские работы А.Родченко, Л.Лисицкого, значительный интерес вызвали репортажные фотографии М.Альперта, А.Шайхета и других мастеров. Выставка показала новые направления развития фотографии на пути использования сугубо фотографических средств. Причем при высочайшем художественном уровне, все большее значение отводится агитационно-пропагандистской роли фотографии. С другой стороны, с каждым годом расширяется использование фотографии в иллюстрированных журналах и других видах полиграфической продукции. Теряется самоценность конечного отпечатка, как произведения искусства. Пикториальная фотография, основанная на игре светотени, на использовании сложных методов позитивной печати, не могла качественно воспроизводится в полиграфии, тем самым терялась эстетическая сущность изображения. Для использования в печатных изданиях требовались фотографии с четким и резким изображением, повышенной контрастности. Пикториализм становился уделом лишь группы фотографов-художников. В творчестве некоторых из них появляются элементы других направлений фотографии: конструктивизма, репортажной фотографии. В работах Ю.Еремина, А.Гринберга, Л.Шокина,Л.Шокин. Пионеры. 1920-е годы. Бромойль А.Штеренберга появляются конструктивистские композиции, выполненные в стилистике пикториализма. Ю.Еремин, Л.Шокин пробуют свои силы в репортажной фотографии.
Исчерпание художественных возможностей пикториализма в СССР было ускорено официальными «проработками» в прессе. Рассматривая фотографию как важный элемент культурной революции, выполняющий социальный заказ, власть требовала общедоступной, понятной, воспитывающей фотографии. Фотография переходила в ранг политики. Практические приемы и теоретические разработки художественного фотоснимка были заменены установками о «четком представлении социальной цели и «идее” снимка». За критическими высказываниями последовали конкретные дела. После выставки «Мастера советской фотографии» в 1935 году, несмотря на премирование работ, А.Гринберг был осужден на пять лет по обвинению в порнографии, В.Улитин был сослан. Некоторые фотографы, например А.Трапани, эмигрировали в Европу и Америку. Их имена и творчество были забыты на долгое время.
Пикториализм и другие направления в фотографии закончили свое существование в нашей стране во второй половине 1930-х годов. На смену им пришел «социалистический реализм», не столько в результате логического развития фотоискусства, сколько вследствие политического давления тоталитарного государства.
Автор: Алексей Логинов
Cтатья подготовлена по материалам выставки «Российская пикториальная фотография», прошедшей в марте 2001 года в залах галереи «Московский Центр Искусств». На выставке впервые были собраны работы ведущих российских пикториалистов рубежа XIX–XX веков в их авторском исполнении.
Источник: http://www.luckylife.ru/ruspictphoto/
Пикториализм | фотография | Britannica
Pictorialism , подход к фотографии, который подчеркивает красоту предмета, тональности и композиции, а не документирования реальности.
Петрочелли, Джозеф: Бордовый рынок — Нью-Йорк Бордовый рынок — Нью-Йорк , печать на бромойле Джозефа Петрочелли, 1920; в Бруклинском музее, Нью-Йорк. Фотография методом эго. Бруклинский музей, Нью-Йорк, подарок миссис Джозеф Петрочелли, 45 лет.31,38Подробнее по этой теме
История фотографии: пикториализм и связанное кольцо
Идеи Ньютона, Рейландера, Робинсона и Эмерсона — хотя и казались разными — преследовали одну и ту же цель: добиться признания в фотографии …
Пикториалистическая перспектива зародилась в конце 1860-х годов и господствовала в течение первого десятилетия 20-го века.Он подходил к камере как к инструменту, который, как кисть и зубило, можно было использовать для художественного выступления. Таким образом, фотографии могут иметь эстетическую ценность и быть связаны с миром художественного выражения.
Само название произошло от мысли Генри Пика Робинсона, британского автора книги «Живописный эффект в фотографии » (1869). Стремясь отделить фотографию как искусство от научных целей, для которых она применялась, Робинсон предложил соответствующий предмет и композиционные приемы, включая объединение частей разных фотографий в «составное» изображение.В 1880-х годах британский фотограф Питер Генри Эмерсон также искал способы продвинуть личное самовыражение в изображениях, сделанных камерой. Критически относясь к составным фотографиям, Эмерсон и его последователи смотрели на модели, предоставленные такими художниками, как J.M.W. Тернер, художники барбизонской школы и художники-импрессионисты пытались воссоздать атмосферные эффекты в природе посредством внимания к фокусировке и тональности.
Книга Эмерсона Натуралистическая фотография (1889) имела огромное влияние в последние годы 19 века.Американские и европейские фотографы, которые следовали его предписаниям, организовывали ассоциации и устраивали выставки, чтобы показать, что среда способна создавать произведения великой красоты и выразительности. До 1900 года «Связанное кольцо» в Великобритании, Парижский фотоклуб, «Клиблатт» в Германии и Австрии, а на рубеже веков — Фото-сецессион в США — все это продвигало фотографию как изобразительное искусство. С этой целью некоторые фотографы попустительствовали ручной работе с негативом и использовали специальные методы печати, используя, среди прочего, бихромат камеди и броммасло камеди.В дополнение к этим процедурам, которые гарантировали, что каждый отпечаток будет отличаться от других на том же негативе, фотографы-пикториалисты также одобрили включение монограмм и представление работ в со вкусом оформленных рамах и циновках. Фредерик Х. Эванс, Роберт Демаши и Генрих Кюн были среди известных европейцев, участвовавших в движении.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняПикториалистами в Соединенных Штатах были Элвин Лэнгдон Коберн, Ф.Holland Day, Гертруда Кезебир, Эдвард Штайхен, Альфред Штиглиц и Кларенс Х. Уайт. В поздних работах Стиглица, а также Пола Стрэнда и Эдварда Уэстона американский пикториализм стал менее связан с атмосферными эффектами и красивыми предметами, но в течение нескольких лет после Первой мировой войны старые идеалы живописной красоты сохранялись группой под названием Фотографы-живописцы Америки. К концу 1920-х, когда эстетика модернизма утвердилась, термин «пикториализм» стал обозначать утомленную условность.
.приемов пикториалистической фотографии | HubPages
Пикториализм — это фотографический жанр или стиль, в котором фотограф пытается имитировать произведение искусства, в основном картины, на фотографии. Эту философию можно рассматривать как реакцию на легкий и зачастую легкий процесс фотографирования кем-либо с камерой.
Цель заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что фотография — это нечто большее, что это инструмент, используемый художником для демонстрации художественного таланта и впечатлений. Фотография была тщательно продуманным, оригинальным произведением и, как и картина, настоящим произведением искусства.
Акцент делается не столько на объекте или сцене, которая находится перед камерой, сколько на том, чтобы фотография была высочайшего художественного качества. Фотографов, использующих эту технику, больше интересует эстетика изображения и эмоции, которые он вызывает.
Короче говоря, готовый продукт идет первым, а затем предметом обсуждения. Эта техника была попыткой по-настоящему перенести фотографию в жанр изобразительного искусства. В конце концов движение разделилось, и появился более реалистичный стиль или движение, известное как фотосессия, где фотография должна была быть признана истинной формой искусства по своим достоинствам.
«На рубеже веков пикториализм уступит место« Photo Secession », группе фотографов, целью которой было возвышение фотографии до уровня изобразительного искусства.Группа стремилась привнести фотографию в ее собственную эстетику, продвигая ее дальше от царства живописи. Группа начала подчеркивать чистоту в своей фотографии, таким образом отвернувшись от живописных подходов, таких как манипуляции с руками «. www.cmp.ucr.edu
Этот стиль был очень популярен в 1800-х годах, но постепенно пришел в упадок после 1900-х годов.Сегодня некоторые фотографы все еще применяют эту технику. Большинство этих изображений редактируются с помощью программ для редактирования фотографий, чтобы добавить более мягкий фокус (смягчение), добавить или уменьшить контраст, добавить другие тона, такие как сепия, чтобы добавить или уменьшить резкость изображения (нерезкая маска).
Основным средством захвата изображения в период расцвета пикториализма было черно-белое изображение, хотя после того, как он стал доступным, иногда использовался цвет, поскольку он привносил в кадр ностальгическое чувство. Некоторые фотографы-новаторы объединили фотографию пикториализма и фотографию косплея, в которой люди одеваются в причудливые костюмы давно минувших эпох, и фотограф создает их в манере, имитирующей старые фотографии, в сочетании с тоном и цветами, обычными для тех времен.
При правильной цифровой обработке некоторые из этих изображений практически неотличимы от настоящих кистей и красок. Некоторые фотографы, специализирующиеся на этом виде работы, до сих пор обрабатывают негативы и печатают по старинке, полностью вручную.
Они могут удалять детали и границы с негативов, «царапая», вручную раскрашивая негативы и отпечатки, складывая несколько негативов вместе, тонируя их, применяя диффузор для смягчения резкости и уменьшения деталей и так далее.
Это, очевидно, требует кропотливой и медленной работы, но результаты больше напоминают картину, чем фотографию, и имеют тенденцию каталогизироваться как произведения искусства. Качественные изображения, сделанные с помощью этой техники, обычно стоят дороже, чем обычные фотографии.
С самого начала эта техника имела свой рынок в мире искусства. Эти изображения часто продаются в художественные галереи, некоторые из них используются в производстве поздравительных открыток, эмоциональных плакатов, в фотопубликациях и реже музейными кураторами и службами репродукции произведений искусства.
,Живопись :: Фотография :: Учебные комплекты :: Учебные ресурсы :: Образование :: Художественная галерея NSW
Щелкните одно из маленьких изображений, чтобы начать слайд-шоу
1/7
Джордж Дэвисон
Луковое поле 1890, напечатано в 1907 году из Camera Work, no 8, апрель 1907 года
photogravure
2/7
Mathilde Weil
Через поля c1900
Желатин, серебро, фотография
3/7
Кларенс Уайт и Альфред Штиглиц
Эксперимент 27 (дама в белом с хрустальным шаром) 1907, напечатано в 1909 году из Camera Work, no 2, июль 1909
photogravure
4/7
Сесил Босток
Дневной перерыв — холодный визг — кровавый 1918
Желатин, серебро, фотография
5/7
Harold Cazneaux
Shadow play c1919
желатин серебряная фотография
6/7
Henri Mallard
Untitled (Мост Харбор-Бридж в Сиднее в стадии строительства: балка со стороны Милсонс-Пойнт) c1928
желатин-серебряная фотография
7/7
Olive Cotton
Интерьер (моя комната) 1933
желатиново-серебряная фотография, карандаш и тушь
В конце 19 века некоторые фотографы работали над продвижением фотографии в сферу изобразительного искусства, используя эстетический подход к среде.Движение, известное как пикториализм, подчеркивает художественные, вызывающие воспоминания и интерпретирующие качества фотографии, а не ее документальные качества.
Реагируя на широко распространенное коммерческое и домашнее использование фотографии для записи людей, событий и мест, фотографы-пикториалисты стремились вызвать эмоциональные ощущения и состояния души. Они изображали банальные сцены таким образом, чтобы предполагать психологический и духовный смысл.
Сосредоточившись на формировании узоров света и тени, размытии деталей и сжатии пространства, фотохудожники укрепили статус фотографии как искусства наряду с живописью и рисунком.Фотографы, такие как Джордж Дэвисон, Матильда Вейл и Альфред Штиглиц и Кларенс Уайт, испытали множество художественных влияний, в том числе символистскую литературу и искусство, живопись импрессионистов и прерафаэлитов, ар-нуво и японизм. Они использовали новые технологии и процессы печати для создания живописных, тональных качеств. Для создания атмосферных эффектов использовались мягкофокусные линзы; платиновая печать позволила создать нежные тона на матовой фактурной бумаге; и камедь, и бихромат углерода, и бромойль использовались для манипулирования негативом, позволяя регулировать детали и тон.
Движение достигло пика активности между 1890 и 1930 годами и включало художников, работающих в США, Европе, Азии и Австралии. В Австралии художники, в том числе Гарольд Казно, Олив Коттон и Сесил Босток, фотографировали повседневные пространства, фигуры и предметы, но упрощали форму, играли со светом и тенью и исследовали поверхностные эффекты, чтобы вызвать чувства, воспоминания и идеи.
Вопросы и мероприятия
- Опишите настроение каждого изображения, указанного здесь.Как художник заставил вас думать или чувствовать определенным образом? Какие элементы в каждой работе вызывают вашу реакцию? Обдумайте использование света и тени, а также предмета, заголовков и композиции.
- Выберите произведение искусства из списка. Опишите линии, формы, текстуры, фокус и тона. Что делает эту фотографию «живописной»?
- Используйте цифровую камеру, чтобы сфотографировать различные текстуры ландшафта вокруг вас. Запишите эти текстуры и узоры.Поэкспериментируйте с размещением линии горизонта, неба и земли. Создайте коллаж, который отражает ваши впечатления от этого места.
- Экспериментируйте с естественным и искусственным освещением, а также снимайте изображения в разное время дня. Как свет создает эмоциональную окраску в вашей работе? Создайте фотографию, вызывающую определенные эмоции. Считайте перечисленных здесь художников источником вдохновения для вашей работы.
- Сравните живописность с реализмом. Как каждый из них играет важную роль в представлении мира вокруг нас?
- Изучите стили, оказавшие влияние на художников-пикториалистов: символизм, импрессионизм, модерн, прерафаэлиты и японизм.Обсудите, как они упоминаются на изображениях, перечисленных здесь.
Станьте первым комментатором