Плёночная жизнь. Плёнка № 01: Fujifilm Fujicolor C200 и Зенит-ЕТ. Часть 1: aran7 — LiveJournal
По прошествии некоторого времени со съёмки на «Зоркий-6» я стал всё чаще поглядывать на полку, откуда на меня с укоризной смотрел плёночный зеркальный фотоаппарат «Зенит-ЕТ». В конце концов, не выдержав его психологического давления, я сходил в ближайший фотосалон, торгующий плёнкой и приобрёл там катушку плёнки для своего «Зенита».
На выбор предлагалась любительская плёнка фирмы Fujifilm в двух вариантах — с ISO200 и ISO400. Понадеявшись на приближающуюся весну и обилие в ней солнечных дней, я выбрал Fujifilm Fujicolor C200 с чувствительностью 200 и 36-ю кадрами. О, это давно забытое ощущение от коробочки с плёнкой внутри! В последний раз я испытывал его лет 15 назад. Ощущение это складывается как из физических проявлений — тактильных и, пожалуй, акустических — веса и объёма коробочки и звука, издаваемого контейнером с плёнкой внутри, так и из эмоциональных — это предвкушение процесса фотографирования, это и ощущение хрупкости и некой эфемерности плёнки до момента её проявки в лаборатории.
Покупая плёнку, я даже чувствовал некоторую неловкость. Ну кто покупает плёнку в 2018 году? Однако очевидно, что для сорудников магазина продажа плёнки была обычным, будничным делом, а не какой-то ретро-редкостью: значит, плёнку действительно берут и моё предположение о её вновь наступившей актуальности скорее всего верно.
Я вернулся домой и взял в руки «Зенит-ЕТ». Последний раз им пользовались в начале 2000-х. Единственным, что от него с тех пор использовалось, был его штатный объектив — «Гелиос 44-2 2/58», с помощью переходника пересаженный на мой «Pentax». Отличный объектив, между прочим (обзор можно прочесть в «Полевых испытаниях»). Да, «Зенит» совместим с «Пентаксом» по длине рабочего отрезка объектива, что позволяет использовать объективы от первого на втором с простым механическим переходником безо всяких линз и мучений. Есть и обратный эффект лично для меня: поскольку я коллекционирую разные нестандартные и старые объективы, которые можно применять на «Пентаксе», у меня собрался неплохой набор объективов, которые вообще-то были разработаны именно для «Зенита». Воспользоваться ими теперь по их непосредственному первоначальному предназначению показалось мне очень интересной идеей и было дополнительным аргументом в пользу того, чтобы оживить механический фотоаппарат советских времён.
«Зенит-ЕТ» — любительский зеркальный фотоаппарат родом из 80-х (мой экземпляр — 1984 года выпуска), разработанный и вначале выпускавшийся на Красногорском механическом заводе в подмосковье, но довольно быстро поменявший место производства на белорусский завод «Зенит», специально построенный для сборки фотоаппаратов этой марки. Модель ЕТ — это на самом деле не одна, а скорее целое семейство моделей, представляющих собой модернизацию более ранних моделей Е и ЕМ с использованием элементов от более поздних 12 и TTL. Мой экземпляр больше похож на модель Е.
Добротный, тяжёлый металлический корпус в типичном для 70-х — 80-х стиле: верх и низ матовые металлические, середина покрыта неким искуственным чёрным материалом. Форма корпуса очень традиционна, минималистична, на грани с архаичностью, очень напоминает компоновкой «Зоркий-6», за исключением увеличенного объёма в районе крепления объектива, выступа пентапризмы сверху и рубленных очертаний вместо скруглённых углов. Нет выступа для правой руки, так что держать корпус не слишком удобно. В целом облик фотоаппарата максимально простой — никаких дизайнерских изысков нет вообще, это нарочито массовый продукт своего времени.
Чтобы продукт стал по настоящему массовым, он должен быть не только простым и дешёвым, но и удобным и обладающим необходимым набором функций. И Зенит-ЕТ именно таков.
Штатный объектив — либо, как у моего, Гелиос 44-2 (или другая модификация), либо Индустар 50-2 3,5/50, улучшенная версия Индустара-50П с возможностью фокусироваться на более близкие расстояния. Оба объектива — с фокусным расстоянием 50 мм, или «нормальные», то есть универсальные настолько, насколько может быть универсальным объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Гелиос при этом ещё и достаточно светосилен, что в условиях доступности в 80-е плёнки в основном с низкой чувствительностью было очень полезным.
При этом фотоаппарат снабжён присоединительной резьбой диаметром 42 мм для сменных объективов, что позволяет при необходимости расширить его возможности. Да, по меркам 80-х это уже глубоко устаревшый стандарт, зато под него к тому времени было выпущено большое количество объективов, как отечественных, так и импортных (опуская вопрос об их доступности советским потребителям). Также доступны все старые объективы для зеркальных фотоаппаратов с присоединительной резьбой диаметром 39 мм — через переходник. Позже, в модели ЕМ и основанных на ней модификациях модели ЕТ, этот узел фотоаппарата был доработан: добавился привод для диафрагмы, но у моего более раннего фотоаппарата этого привода нет, так что все объективы с приводом диафрагмы нужно либо перевести в ручной режим, либо заблокировать привод механически.
Об автофокусе на массовом зеркальном фотоаппарате в те годы не могло идти и речи, но разработчики постарались максимально упростить процесс фокусировки, установив в видоискатель фокусировочный экран с микропризмами и матовым кольцом. Микропризмы — это особой формы выточки на стекле. Работают они так: в центре видоискателя имеется кружочек, в котором изображение видится как-бы разрезанным на крошечные квадратики. Окружён кружок кольцом, в котором стекло фокусировочного экрана сделано матовым. Если сфокусироваться точно, то квадратики в кружочке совместятся в цельную картинку. Во многих случаях фокусироваться с этим устройством действительно проще, но в сложных случаях «разрезанность» изображения мешает точно разглядеть сюжет. Если же у объектива закрыта диафрагма (или светосила его очень низка), то все квадратики становятся чёрными, и наводку на резкость получается выполнять только по матовому кольцу. Всё эти здорово отвлекает от композиции, и, кроме того, позволяют фокусироваться только на объекте, расположенном в центре кадра, но в хороших условиях на несложных сюжетах функцию свою выполняют чётко.
Сам видоискатель снабжён зеркалом, что следует из самого понятия зеркального фотоаппарата. Зеркало это всегда находится в положении, позволяющем наблюдать изображение в видоискателе, за исключением момента съёмки кадра непосредственно. Сейчас это уже кажется само собой разумеющимся, но так было не всегда — в некоторых более ранних моделях зеркало устанавливалось в рабочее положение только после взвода затвора. Зеркало отображает на фокусировочный экран только часть кадра, примерно соответствующую кроп-фактору 1,4-1,5, при том, что сам фотоаппарат является, конечно, полнокадровым. Это неудобно — точно кадрировать композицию оказывается невозможным — и в какой-то степени уменьшает преимущество данного фотоаппарата, как полнокадрового, над кропнутыми цифрозеркалками, но продиктовано оно вновь соображениями экономии: корпусная деталь, ограничивающая поле зрения, унаследована фотоаппаратом от одной из более ранних моделей. Эта деталь морально устарела, зато была проста в производстве и дешева.
Вопрос определения необходимой экспозиции тоже не оставлен без внимания. Несмотря на то, что в тот момент уже были внедрены в серийное производство фотоаппараты с системой замера освещённости через объектив («TTL»), как это делается у всех современных фотоаппаратов, на «ЕТ» установлен архаичный селеновый экспонометр. Он состоит из светоприёмной панели, расположенной на передней стороне корпуса, над объективом, индикатора со стрелками, встроенного в верхнюю панель камеры, и органов управления, расположившихся вокруг ручки обратной перемотки. Принцип работы — такой же, как у селеновых экспонометров, выпускавшихся в виде отдельных устройств: вначале устанавливается чувствительность плёнки, затем камера наводится на сюжет, который хочется запечатлеть, и стрелка экспонометра принимает некое положение. После этого вращением одной из ручек вторая стрелка экспонометра подводится на то же положение, и на шкалах экспонометра становятся видны правильные сочетания выдержки и диафрагмы. Фотограф затем выбирает из этих сочетаний одно и устанавливает: выдержку — на колёсике выдержек на камере, а диафрагму — на объективе. Таким образом, экспонометр никак не связан с самой камерой и её механизмами, что позволяет использовать простые, старые, более дешёвые компоненты. Кроме того, не требуются никакие батарейки — сплошная выгода! Конечно, такой способ замера очень неточен, но широкий динамический диапазон негативной плёнки должен это скомпенсировать.
0407
Селеновый экспонометр выгорает от света, поэтому его следует хранить строго в закрытом виде. Фотоаппарат предлагается содержать в чехле из плотной искусственной кожи: он имеет предельно утилитарный внешний вид и очень странный способ открывания, словно его проектировал инопланетянин, но экспонометр спасает. У моего «Зенита», хранившегося в чехле, показания экспонометра близки к правде. Чехол крепится к фотоаппарату при помощи винта, таким образом, предполагается использовать его постоянно. У него есть, однако, минус: та часть чехла, куда попадает объектив, выполнена из жёсткого пластика и имеет небольшие размеры, так что туда помещаются только маленькие объективы. Если объектив большой, можно отстегнуть верхнюю половину чехла, но тогда защита экспонометра теряется. Заодно чехол защищает плёнку от возможных засветок, если между задней крышкой и корпусом вдруг возникла щель.
В «Зените ЕТ» — простой шторный затвор из двух матерчатых шторок, точь-в-точь как у «Зоркого-6». Шторки моего экземпляра «Зенита» сохранились хорошо, в отличие от «Зоркого». Ещё одно старое доброе решение.
Набор доступных выдержек у них тоже совпадает и предлагает скромный выбор из 5 значений от 1/30 до 1/500 и режима «В». Снова видно устаревшее, но надёжное и простое решение. Такой скудный набор, конечно, ограничивает творческие эксперименты и художественную съёмку, но в сочетании с управлением диафрагмой позволяет вести съёмку почти в любых условиях освещённости. В моём экземпляре механизм заедает: на значениях 1/30 и 1/60 вторая шторка затвора не всегда закрывается до конца. Ручка установки выдержки выполнена несколько более удобной, чем на «Зорком-6»: должно же что-то совершенствоваться со временем!
Способ зарядки плёнки в «Зенит-ЕТ» очень напоминает таковой у «Зоркого», единственное отличие — кончик плёнки не нужно зацеплять за подпружиненный лепесток приёмной катушки, а достаточно просунуть его в щель в оси этой катушки.
Пару раз прощёлкиваю кадры вхолостую, чтобы преодолеть засвеченный участок плёнки. Взвод затвора очень мягкий, специальным «курком». Кнопка спуска слегка упирается при нажатии — и затвор срабатывает. Камера издаёт громкий и какой-то смешной звук, как будто что-то металлическое брякает внутри консервной банки. Совершенно несолидный звук, резкий скрежещущий звук «Пентакса» звучит и то презентабельнее, а уж о солидном «хлопке» «Зоркого» и говорить не приходится. Кнопка спуска выглядит необычно — как короткая трубка с резьбой внутри, словно какая-то её деталь отсутствует. На самом деле резьба внутри предназначена для вкручивающегося тросика.
Дополнительно фотоаппарат оснащён такими приспособлениями, как башмак для вспышки с центральным контактом и отдельное гнездо для подключения вспышек с проводным соединением, механический автоспуск, штативное гнездо (продублированное и на чехле).
Таким образом, фотоаппарат обладает довольно широким набором функций и возможностей для продвинутых фотолюбителей и фотоэнтузиастов. Да, в отдельности каждая функция реализована максимально упрощенным, зачастую устаревшим способом, зато в целом «Зенит-ЕТ» очень удачно реализует максимальный функционал при сохранении простоты конструкции, надёжности и минимально возможной стоимости как в производстве, так и для покупателя. Идеальный вариант для небогатого советского фотографа-любителя, желающего достичь в фотографии большего, но не имеющего лишних денег на дорогие профессиональные и полупрофессиональные аппараты.
Продолжение — в следующем посте.
aran7.livejournal.com
Фотопленка, фотоаппараты, фотолаборатория СПб — FOQUS
Фотопленка
В разделе Фотопленка нашего онлайн-магазина или в нашем магазине в СПб Вы можете купить пленку для фотоаппарата, будь то цветная или черно-белая фотопленка 35мм, 120 или 110 типа. Слайд купить тоже можно в нашем магазине, как и свежие кассеты для Polaroid и Fujifilm Instax. Мы с удовольствием поможем вам с выбором или посоветуем то, на что любим снимать сами.
Фотолаборатория
Фотолаборатория FOQUS находится в центре Петербурга. Проявка пленки, сканирование пленки, оцифровка слайдов, мокрая печать — этим занимается наша фотолаборатория. Использование надежного оборудования и свежей химии при проявке, баланс цветов и работа с тонами при сканировании, бережная упаковка негативов — мы сосредоточены только на фотопленке.
Пленочные фотоаппараты
В нашем магазине Вы можете найти разные камеры – это и пленочные зеркальные фотоаппараты Canon, Nikon, Olympus Om или Pentax, фотоаппарат Зенит, Lomo LC-A и другие. Фотоаппарат Polaroid и кассеты для Polaroid — всегда в наличии. Что подарить фотографу? Мы порекомендуем вам лучшие пленочные фотоаппараты или предложим приобрести Подарочный Сертификат.
Плёночные зеркальные фотоаппараты Canon AE-1 были настоящим бестселлером японской компании Canon. Эта камера производилась с 1976 по …
Чёрно-белую плёнку Тип-Д и А125 российского производства снова можно купить у нас в СПб на Моховой, 30. …
Какой плёночный фотоаппарат взять с собой на вечеринку или раздать гостям на свадьбе? Что подарить фотографу, который …
Плёночный фотоаппарат Minolta XG-M был впервые представлен публике в 1981 году. Почти сразу эта камера стала самой …
Хотим познакомить вас с новыми фотоплёнками от Yodica Film, которые впервые приехали в наш магазин несколько дней …
Серия фотоаппаратов Olympus OM, которая увидела свет в 1972 году, задала во всем мире моду на компактные …
Немного о Kodak Double-Х.
Kodak Double-Х — панхроматическая чёрно-белая плёнка, которая выпускается с 1960 года практически без изменений. …
Шон Лотман (Sean Lotman) — фотограф, который снимает в основном в жанре уличной фотографии, причём — что …
Сегодня в нашей галерее — работы девушки-фотографа Евгении Даниловой, чьи плёнки наша фотолаборатория имела честь проявлять и …
На прошлой неделе компания Ilford Photo анонсировала производство нескольких новых продуктов. Во-первых, это ортохроматическая чёрно-белая фотоплёнка Ilford …
Фотограф с красивым и немного непривычным нашему слуху именем Сотирис Лампру (Sotiris Lamprou) встретился нам не так …
Сейду Кейта (Seydou Keïta) — классик малийской портретной фотографии, наверное, самый известный фотограф всей Западной Африки. В …
О НАС
Это магазин аналоговой фотографии и фотолаборатория. А еще — онлайн-магазин пленочных фотоаппаратов и фотопленок.
Мы находимся по адресу: Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 30, 2 двор
Тел.: +7 (812) 408-05-36,
E-mail: [email protected]
Пленочные фотоаппараты. В нашем магазине советские и японские зеркальные пленочные фотоаппараты соседствуют с современными ломокамерами Diana F+ или La Sardina, моментальные фотоаппараты Polaroid – с камерой Fujifilm Instax Mini или Lomo’Instant. А фотоаппарат Зенит — с умным и компактным Lomo LC-A.
Фотопленка. У нас всегда есть в наличии фотопленка разных производителей: Kodak, Fuji, Agfa, Ilford, Rollei, Foma и многие другие, в том числе недорогая черно-белая пленка нашей намотки. Мы привозим только свежие кассеты для Polaroid и Fujifilm Instax, чтобы Вы радовались каждому кадру. А если понадобится фотохимия или фотобумага для мокрой печати — приходите к нам или заказывайте онлайн.
Фотолаборатория. Проявка пленки и печать фотографий, оцифровка пленки – это то, чем ежедневно занимается наша фотолаборатория FOQUS LAB, которая находится здесь же, при магазине. Мы проявляем и сканируем практически любые типы и форматы фотопленки. Проявка черно-белой пленки в нашей фотолаборатории осуществляется вручную, по разным процессам для достижения разных результатов. Кроме того, ручная проявка цветной пленки по С-41 процессу тоже возможна. Наша фотолаборатория — единственная в городе, где вы можете заказать push цветного негатива. Кроме негативов и позитивов, мы можем отсканировать для Вас кадры, снятые на Polaroid и Fujifilm Instax, и напечатать Ваши пленочные фотографии цифровым или аналоговым способом.
Даркрум. Наша темная комната, которая находится здесь же, на Моховой,30 – это возможность научиться проявлять пленку дома и освоить мокрую печать фотографий.
Блог. В нашем блоге, полностью посвященном аналоговой фотографии, мы публикуем новости индустрии, статьи об интересных фотопроектах, интересные советы и фотохаки, описания фотопленок, галереи фото, снятых на Polaroid, Fujifilm Instax, фотоаппарат Зенит, 35мм и среднеформатные камеры. Среди статей часто можно встретить интервью с профессиональными фотографами и теми, кто лишь делает свои первые шаги. Читайте нас, приходите к нам в гости и, надеемся, FOQUS станет для Вас уютным местом отдыха от суеты и хаоса цифрового мира.)
foqusstore.com
какая пленка подойдет для Зенита 11?
Про ширину уже сказали, количество кадров сами выберете, бывает 12, 24, 36, а вот чувствительность зависит от того, в каких условиях снимать хотите. В помещении — 400 берите, а если на пляж куда — то и сотки за глаза хватит….
Фото-32-65-90-130-180.Если найдешь. Любая фотопленка шириной32мм.
Любая которая продается сейчас в магазинчиках, при этом марка не имеет значение. В этих же магазинчиках как правило эту пленку и обрабатывают. Проявка. печать, оцифровка. Но, если у вас возник вопрос какая пленка подходит для Зенита. То скорее всего у вас возникнет вопрос как вообще фотографировать. Там ведь кроме кнопки шЫдевер надо еще и выдержку с диафрагмой устанавливать в зависимости от условий съемки. освещенности, светочуствительности пленки. Да и резкость надо будет наводить в ручную. Оно Вам вообще надо?
Для фотоаппарата, типа Зенит, подойдёт, любая фотопленка шириной 32 мм. Вопрос в том: «При какой освещенности Вы хотите снимать кадры»?
Kodak Gold 100 Вам подойдет.. . подойдет и что-нибудь «профессиональное» типа Fuji Superia 800 На коробочке с пленкой должно быть написано type: 135 и инода добавляют количество кадров, если пленка любительская. Имейте ввиду, что профессиональные пленки должны храниться в холодильнике и проявляться как можно быстрее после съемки — в идеале в тот же день. Но и цвета они дают на порядок лучше. Если Вам покажется, что пленка ничем не отличается от цифры при печати, просто сдайте Ваши кадры в ручную печать форматом от 20х30 см.. . вот тогда-то и увидите разницу в тонопередаче и прочих малоизмеряемых фенечках. Да, и еще…. Если на пленке написано С41 — это цветной негатив, его можно проявить где угодно. Если написано Е6 — это цветной слайд, его можно проявить только в профлабораториях. Черно-белые пленки вообще отдельная тема.
могу ещё подсказать, что плёнка 32мм не подойдёт к Зениту и ко всем остальным плёночным фотоаппаратам это вам наврали совершенно безсовестно обычный размер 35мм с числом кадров от 12 до 36
Любая 35 мм. Бывает черно белая, негативная цветная и слайдовая.
Любая перфорированная 35 мм.
touch.otvet.mail.ru
Станьте первым комментатором