Обработка RAW в Nikon Capture NX-D. Знакомство с программой и базовые приёмы
Где обрабатывать RAW-файлы? Какой RAW-конвертер самый лучший? Этими вопросами задаётся каждый фотограф, который хочет работать не только с файлами JPEG, но и готов улучшать снимки с помощью компьютера. Ведь именно формат RAW открывает перед фотографом все возможности обработки снимков! В этой статье мы начнём знакомство с RAW-конвертером от компании Nikon — Nikon Capture NX-D. Он создан специально для работы с файлами, снятыми на их фотокамеры.
Немного о формате RAW
Расскажем немного об особенностях и достоинствах формата RAW. Почему этот формат так любим продвинутыми фотографами? Подробнее о RAW и других форматах изображений вы можете прочитать в специальной статье.
Что такое RAW? Гибкость и высокое качество. Слово raw переводится с английского как «сырой», «исходный». В нашем случае RAW — это сырая информация с матрицы фотоаппарата, записанная в файл. К ней не применяется никаких коррекций (как в случае с сохранением фотографий в формате JPEG), ничего не обрезается для уменьшения размера файлов. Так что RAW — это больше, чем просто картинка, ведь фотограф, работая с этим форматом, имеет дело со всей исходной информацией, полученной при съёмке. Такой подход обеспечивает минимальные потери качества и большую гибкость при обработке. Отметим, что файлы RAW могут называться по-разному в зависимости от марки фотоаппарата. Так, в фотокамерах Nikon RAW-файлы называются NEF (Nikon Electronic Format).
Концепция неразрушающего редактирования. Работа с файлами RAW принципиально отличается от работы с другими графическими файлами (например, JPEG). При обработке RAW в исходный файл не вносится никаких изменений. Все настройки, производимые нами, сохраняются отдельно от него. Поэтому исходный файл невозможно испортить некорректной обработкой. Любые настройки, внесённые вами, можно отменить или исправить. Мало того, современные RAW-конвертеры позволяют один и тот же набор настроек применять сразу к нескольким файлам или просто сохранить эти настройки на будущее.
Конвертация RAW-файла. Поскольку в исходный файл не вносится никаких изменений, чтобы получить отредактированное изображение, RAW-файл нужно преобразовать (сконвертировать) в готовое изображение с выбранными настройками. Именно поэтому программы, позволяющие обрабатывать RAW, называют RAW-конвертерами.
Разнообразие RAW-конвертеров.
Где скачать Nikon Capture NX-D?
Программа Nikon Capture NX-D поставляется в комплекте с фотоаппаратом на компакт-диске. Также последнюю версию можно загрузить на официальном сайте Nikon.
Знакомство с Nikon Capture NX-D
Итак, вы установили и запустили программу.
Чтобы лучше разобраться с интерфейсом, откроем папку со своими фотографиями. Это делается как в обычном «проводнике» — в левой части окна программы (выделено жёлтым).
Когда выбрана какая-то папка, в рабочей области программы (выделено синим) имеется доступ ко всем фотографиям, лежащим в ней. По умолчанию кадры будут открываться в виде маленьких превью. Двойной клик по перевью откроет фотографию в полном размере.
Режимы показа снимков
В рабочей области фотографии могут быть отображены по-разному. Можно просматривать снимки в виде небольших превью, показав их мозаикой (режим Thumbnail), можно просматривать отдельное фото крупно, тогда как иконки остальных снимков будут расположены под ним (режим Combination), или открыть лишь одно фото (режим Preview).
Попробуйте разные режимы показа снимков и выберите тот, который вам наиболее удобен. Мне больше всего нравится режим Combination, так как в нём мы видим кадр, с которым работаем, и имеем возможность быстрого доступа к другим снимкам, лежащим в папке.
Режим показа снимков Combination
Настройка интерфейса программы
Обратите внимание, что окно программы состоит из отдельных панелей, каждую из которых можно менять в размерах. Также есть возможность изменить их местоположение или вовсе закрыть.
Панель папок и быстрого просмотра сейчас закрыты. Но их можно открыть через меню Window.
Около названия панели есть две кнопки. На картинке они выделены синей и жёлтой рамками. Сразу бросается в глаза хорошо знакомый всем «крестик» (выделено жёлтым). С его помощью панель можно закрыть, если она не нужна. Если вы закрыли панель, а она вам снова понадобилась, просто найдите её в меню Window.
Через кнопку «Меню» (выделено синим) можно открепить панель от основного экрана и перемещать её как вам вздумается.
Для открепления панели от основного окна служит пункт меню Undock.
Панели папок и предварительного просмотра откреплены от основного окна.
Панель инструментов
Рассмотрим основные инструменты, которые пригодятся нам при работе с программой. Они расположены на верхней панели инструментов.
Баланс белого
Исходный кадр выглядит слишком синим. Попробуем поправить баланс белого! На переднем плане лежит серая галька: сейчас она, конечно, тоже синеватая, но в реальности — серая. Чтобы вернуть реалистичные цвета в кадр, воспользуемся инструментом Gray Point Sample Tool для настройки баланса белого.
Я выбрал в панели инструментов «пипетку» (это и есть иконка инструмента Gray Point Sample Tool), после чего кликнул по одному из серых камушков на переднем плане. Вот результат: кадр приобрёл более реалистичные цвета. Программа позволяет вносить и более тонкие настройки баланса белого (о них — ниже), но «пипетка» — самый быстрый способ получить корректные цвета на фото.
Выравнивание горизонта
Если горизонт на вашем снимке оказался завален, исправить это поможет инструмент Выравнивание (Straighten Tool). Щёлкнув по соответствующей иконке, нужно будет лишь провести на снимке линию, по которой и будет выровнен горизонт на фото. Попробуйте, это очень удобно!
Выравнивание кадра с помощью инструмента Straighten Tool
Обрезка кадра. Кадрирование
Чтобы улучшить компоновку кадра, часто нужно отрезать всё лишнее. В этом поможет инструмент Кадрирование (Crop Tool). Кстати, вы можете назначить нужное соотношение сторон кадра, которое будет сохраняться при обрезке снимка. Обычный кадр имеет соотношение сторон 3:2, но есть возможность выбрать и другие пропорции, к примеру, обрезав снимок под квадрат.
Обрезка кадра с выбранным соотношением сторон. Опция Free Сrop позволяет кадрировать снимок от руки, не придерживаясь никаких соотношений сторон.
Базовые настройки изображения
Основные коррекции снимка вносятся через панель, расположенную в правой части окна программы.
Как видите, функций у этой панели предостаточно. В рамках данного урока мы рассмотрим только основные из них, а о кое-каких продвинутых настройках поговорим в следующих статьях.
Не бойтесь экспериментировать с программой! Ведь вы всегда сможете вернуться к исходному виду кадра с помощью кнопки сброса всех настроек (Revert to Original State).
С помощью панели быстрого внесения настроек вы можете быстро настроить экспозицию, баланс белого, выбрать профиль Nikon Picture Control.
Внесение быстрой коррекции экспозиции
Но эта функция, конечно, не раскроет весь потенциал и все функции программы, она позволит лишь слегка подправить кадр.
Как вносить настройки?
Опишем сначала общие принципы выбора и внесения нужных настроек в снимок. В качестве примера выберем настройки экспозиции (Exposure Compensation). Она позволит поправить яркость снимка. Если фотография была изначально снята слишком тёмной или чересчур светлой, с помощью коррекции экспозиции это можно исправить.
- Выберем нужную коррекцию и кликнем на её иконку левой кнопкой мыши.
- Иконка окрасится в жёлтый цвет, а внизу появится панель настройки. В таких панельках можно встретить ползунки, выпадающие списки предустановок и другие специфические инструменты. Панель настройки экспозиции проста: здесь есть лишь ползунок настройки яркости изображения, а внизу — выбор предустановки функции активного D-Lighting (это технология расширения динамического диапазона).
Чтобы отменить последнее действие, можно просто нажать на клавиатуре известную комбинацию клавиш Ctrl+Z. Также быстро убрать определённую настройку можно с помощью флажков быстрого включения/отключения настроек.
Кадр был недоэкспонирован при съёмке, он получился слишком тёмным.
Экспозиция откорректирована в программе.
Рассмотрим другие настройки, наиболее востребованные при обработке.
White Balance — баланс белого
Иконка выбора настройки баланса белого в панели редактирования снимка
Панель настройки баланса белого
Баланс белого — настройка, отвечающая за цветопередачу на фото. В принципе, её можно настроить ещё до съёмки, прямо на фотокамере. Но часто бывает так, что фотограф про неё забывает или же просто хочется применить для снимка другое цветовое решение. При обработке RAW можно корректировать баланс белого без потери качества фотографии. В панели коррекции баланса белого мы можем выбрать из списка готовые предустановки (коих здесь немало!), а можем самостоятельно задать нужное значение цветовой температуры (Color Temperature) и сдвига (Tint).
Список готовых предустановок. Recorded Value — те параметры баланса белого, при которых фото был сделано.
Кроме того, в панели настройки баланса белого мы можем воспользоваться уже знакомой нам «пипеткой». Ею удобно пользоваться, когда на фото есть заведомо серые, бесцветные участки: асфальт, серые стены, снег, камни.
Вернёмся к примеру с морским пейзажем.
С помощью «пипетки» Gray Point Sample Tool мы добились неплохого результата. Но и его можно улучшить, получив более выразительные цвета.
Чтобы передать закатную атмосферу на фотографии, я вручную подправил цветовую температуру (Fine Adjustment) и сдвиг (Tint).
Tone — яркость, контраст и насыщенность цветов
Панель регулировки тона позволяет вносить простейшие настройки яркости, контрастности и насыщенности цвета на фото. Они нужны довольно часто, но и злоупотреблять ими не стоит! «Выкручивание» этих ползунков до максимума может привести к потере естественности снимка, да и к потере качества тоже.
Исходный кадр
Добавим снимку яркости и насыщенности цветов!
Пример злоупотребления с обработкой: изображение получилось слишком контрастным, потерялись детали в тёмных участках.
Tone (Detail) — настройки расширения динамического диапазона
«Света» и «тени» — так называют фотографы самые светлые и самые тёмные участки на фото. Именно они требуют особого внимания и осторожности при обработке фотографий. Часто бывает, что уже при съёмке в случае нехватки динамического диапазона или ошибочной экспозиции (а иногда и в процессе обработки) детали в этих участках теряются, становятся неразличимы. Вместо теней на снимке получаются просто чёрные пятна, а вместо светов — белые. Чтобы «защитить» детали в тенях и светах, созданы данные регулировки.
Ползунки Highlight protection (Защита светов) и Shadow protection (Защита теней) проявляют детали в светлых и тёмных участках кадра. А с применением технологии Active D-Lighting мы уже ознакомились в одной из наших статей. Это фирменная технология Nikon, служащая для расширения динамического диапазона. Она есть в каждом фотоаппарате Nikon, но там её можно использовать только при съёмке в формате JPEG. Расширить динамический диапазон по этой технологии в RAW можно на компьютере с помощью данного ползунка.
Отметим, что в случае чрезмерного использования этих настроек, фотография может потерять свою естественность, лишиться контраста. А если чрезмерно «спасать» тени, на фото могут появиться цифровые шумы.
Исходный кадр
Работа с Shadow protection
Работа с D-Lighting HS
Noise Reduction — подавление цифрового шума
Если снимок был сделан при высоком значении ISO или же при обработке вы сильно поднимали яркость, бьюсь об заклад, что на фото появились цифровые шумы. Частично подавить цифровой шум можно с помощью настройки Noise Reduction.
Работа с этой настройкой проста. Первый ползунок — Intensity (Интенсивность) — отвечает за мощность шумоподавления. Обратите внимание, что чем сильнее шумоподавление, тем больше на фото теряются мелкие детали, картинка становится «мыльной». Поэтому перебарщивать с шумоподавлением я не советую. Второй ползунок — Sharpness (Резкость) — отвечает за повышение контурной резкости мелких деталей (тем самым их можно спасти от «замыливания»).
Цифровой шум на снимке. Фото показано со 100% увеличением.
Использование шумоподавления и повышения контурной резкости.
Сохранение фотографии в формате JPEG или TIFF
С помощью описанных выше коррекций можно эффективно редактировать фотографии и спасать их от большинства недочётов, допущенных при съёмке. При работе с файлами RAW все ваши настройки сохраняются автоматически, их специально сохранять не надо. Можно закрыть программу, потом заново запустить её и продолжить редактировать кадр с того места, на котором вы остановились. Но как нам сделать из файла RAW фотографию в формате JPEG, которую можно и друзьям послать, и в интернет выложить? Для этого существует функция конвертации в формат JPEG. Её кнопка расположена на верхней панели инструментов.
При нажатии на эту кнопку откроется окно сохранения фотографии. Это окно будет хорошо знакомо вам по опыту работы с другими программами на компьютере. В нём будет достаточно выбрать папку для сохранения файла, также вы сможете придумать ему новое название. Здесь же можно выбрать формат файла — JPEG или TIFF. Для подавляющего большинства задач подойдёт JPEG.
Но в этом окне есть и более продвинутые параметры. К примеру, Image Quality (Качество изображения). Чем выше этот параметр, тем с лучшим качеством будет сохраняться файл, но тем больше места он будет занимать на диске. В целом тут можно не скупиться и ставить значение, близкое к 100%. Обратим внимание на параметр Image Size (Размер изображения). Он показывает разрешение изображения. По умолчанию фотография будет сохраняться в полном разрешении. Это удобно. Однако исходный размер фотографии может быть слишком большим, например, для интернета. Поэтому иногда полезно создать уменьшенную копию изображения. Для этого нужно включить галочку напротив пункта Specify size (Указать размер). Если вы хотите сохранить фотографию для публикации в интернете, лучше всего указать размер около 1200–800 точек по большей стороне (Long edge). Размер другой стороны изображения (Short edge) будет подобран автоматически.
Разумеется, возможности программы на этом не ограничиваются. Не бойтесь экспериментировать с ней! Именно методом проб и ошибок вы быстрее всего освоите все её функции.
Эта статья далеко не последняя из цикла, посвящённого обработке фотографий в Nikon Capture NX-D. До новых встреч!
prophotos.ru
RAW converter для Nikon | Радожива
Современная цифровая фотография очень сильно связана с программами обработки изображений. Порой, как раз фоторедактор и создает именно ту фотографию, которую мы в конечном итоге считаем работой фотографа.
RAW converter
Современная цифровая фотография коварна, порой она превращается в обычные математические ухищрения, о которых я уже писал в статьях ‘Субпиксели’, ‘Гигапиксели’, ‘JPEG‘, ‘Хитрости с RAW‘ и ‘Настройка RAW‘. Любая фотография, снятая в так называемом сыром формате — RAW, для сдачи в печать или просмотра на компьютере должна быть сконвертирована (преобразована) в более простой формат с однозначным представлением данных. Обычно такую программу называют RAW converter (‘рав-конвертер’). Таких конвертеров существует просто огромное множество, но, в связи со спецификой raw файлов каждой отдельно взятой камеры, конвертеры порой не могут воссоздать «правильную» фотографию из этих сырых данных. Часто говорят, что для наилучшего результата нужно использовать исключительно «родное ПО», которое порой идет в комплекте с камерой.
Ниже описан мой эксперимент, который сможет повторить каждый. Суть эксперимента очень проста — нужно сконвертировать один и тот же raw-файл разными конвертерами и посмотреть, что получится 🙂 Фотография из эксперимента снята на Nikon Nikkor-S.C Auto 1:1.4 f=50mm, я специально выбрал объектив без контактов микропроцессора, чтобы исключить любое специфическое улучшение изображения конвертером с помощью исправления недостатков объектива из базы данных. Снимок сделан в сложных условиях освещенности: очень пасмурная погода, две вспышки.
Ссылка на архив с фотографиями. (Архив занимает 96.9 МБ, чтобы посмотреть запакованные файлы, архив следует распаковать). Внимание: фотографии не для слабонервных, особенно опасны для просмотра скинтонщикам и пикселезнавцам 🙂
В архиве следующие файлы:
- DSC_5549.NEF — оригинальный RAW файл, полученный во время съемки. Nikon D700, 14bit, сжатие без потерь, контроль виньетирования, ADL, подавление шума на длинных выдержках, подавление шума на высоких ISO — были выключены. Все снято в режиме управления снимками SD (стандартный режим): поправка контраста — 0, яркости — 0, насыщенности — 0, оттенка — 0, резкость — позиция 5 из 10. Баланс белого — «вспышка». Если включить все родные «улучшалки», то стороннее ПО справляется с отображением данных еще хуже. EXIF можете посмотреть любой имеющейся программкой, к которой вы привыкли. Если такой программки нет, то это легко сделать с помощью сервиса на http://regex.info/exif.cgi.
- DSC_5549.JPG — оригинальный JPEG файл, полученный во время съемки RAW+JPEG, настройки описаны выше. JPEG L с приоритетом качества.
- DSC_5549(acr-original).jpg — файл конвертирован с помощью Adobe Camera Raw 6.0 (ACR 6.0) в режиме по умолчанию.
- DSC_5549(acr-auto).jpg — файл конвертирован с помощью Adobe Camera Raw 6.0 в режиме авто.
- DSC_5549(capturexn2-original).jpg — файл конвертирован с помощью CaptureNX 2 v 2.4.5 в режиме по умолчанию.
- DSC_5549(capturexn2-pt).jpg — файл конвертирован с помощью CaptureNX 2 v 2.4.5 с выбранным режимом съемки PT.
- DSC_5549(lr-auto-tone).jpg — файл конвертирован с помощью «голенького» Adobe Photoshop Lightroom 5.2 при помощи команды ‘Auto tone’. При экспорте в JPEG использовалось качество 100%, остальные настройки по умолчанию.
- DSC_5549(lr-original).jpg — файл конвертирован с помощью «голенького» Adobe Photoshop Lightroom 5.2 в режиме по умолчанию со стандартными профилями, установленными вместе с установкой LR. При экспорте в JPEG использовалось качество 100%, остальные настройки по умолчанию.
- DSC_5549(photoshop-from-original-jpeg-with-auto-levels).jpg — а так выглядит обработанный накамерный JPEG командой Photoshop «авто уровни».
- DSC_5549(viewnnx2-after-quick-adjust).NEF — вот, что с оригинального RAW сделал ViewNX 2 при установке баланса белого ‘Calculate automaticaly’ и выборе режима PT.
- DSC_5549(viewnx2-auto-pt).JPG — ViewNX 2 при установке баланса белого ‘Calculate automaticaly’ и выборе режима PT.
- DSC_5549(viewnx2-original).JPG — ViewNX 2 по умолчанию
- DSC_5549(перевернутый оригинальный jpeg).JPG — оригинальный JPEG, повернутый на 90° для просмотра с помощью встроенной утилиты для ОС WINDOWS
- picassa-view-original-nef-file.jpg — а так выглядит оригинальный RAW файл при просмотре программой Google Picassa, снимок окна программы.
Без комментариев.
Настроить конвертер — это очень тонкое и нужное дело.
Хочу поделиться некоторым опытом по использованию конвертеров. Мне очень нравится то, как отображает фотографию «родной» ViewNX и CaptureNX. Чтобы максимально точно передать снимок — так как я видел его на дисплее камеры и в жизни, я пользуюсь именно «родными» конвертерами. Доработку (ретушь, цветокорекцию и прочую нудную рутину) осуществляю в Photoshop. Мне нравится немного садисткий механизм: сначала исходный RAW (NEF) файл базово подкорректировать с помощью ViewNX, экспортировать результат в TIFF (16 бит без сжатия), а потом доработать в Photoshop. Таким образом я получаю наиболее близкие к оригиналу параметры фото. ViewNX имеет три очень сильных негативных аспекта:
- изменяет исходный RAW файл, после чего его не увидит камера
- не имеет функции подавление шума, что сильно ограничивает ViewNX при конвертации изображений на высоких ISO
- требует колоссальную вычислительную мощность компьютера
CaptureNX тоже, очень интересный и очень полезный конвертер с множеством тонких «родных» настроек, которые не имеют другие конвертеры (например функция удаление пыли). Но почему-то он у меня не прижился, пользуюсь им только для очень вдумчивого ковыряния в RAW файлах.
Ну, конечно, Lighroom очень сильно выручает, когда нужно справиться с большим объемом файлов. Ничего лучшего для пакетной обработки RAW еще не придумали 🙂 Я уже стал замечать, что веду себя как геймер — при работе в LR держу левую руку в районе клавиш ‘asd’ для быстрого доступа к некоторым функциям. Нет ничего лучше, чем вечером включить LR, нажать два раза букву ‘F’ (переход в полноэкранный режим) и начать изощряться над фото.
Нагрузка LR при обработке фото во вкладке Develop. Процессор I3-3240, 8GB DDR3
Свои мысли про конвертеры оставляйте в комментариях.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
radojuva.com
RAW converter для Nikon | Радожива
Современная цифровая фотография очень сильно связана с программами обработки изображений. Порой, как раз фоторедактор и создает именно ту фотографию, которую мы в конечном итоге считаем работой фотографа.
RAW converter
Современная цифровая фотография коварна, порой она превращается в обычные математические ухищрения, о которых я уже писал в статьях ‘Субпиксели’, ‘Гигапиксели’, ‘JPEG‘, ‘Хитрости с RAW‘ и ‘Настройка RAW‘. Любая фотография, снятая в так называемом сыром формате — RAW, для сдачи в печать или просмотра на компьютере должна быть сконвертирована (преобразована) в более простой формат с однозначным представлением данных. Обычно такую программу называют RAW converter (‘рав-конвертер’). Таких конвертеров существует просто огромное множество, но, в связи со спецификой raw файлов каждой отдельно взятой камеры, конвертеры порой не могут воссоздать «правильную» фотографию из этих сырых данных. Часто говорят, что для наилучшего результата нужно использовать исключительно «родное ПО», которое порой идет в комплекте с камерой.
Ниже описан мой эксперимент, который сможет повторить каждый. Суть эксперимента очень проста — нужно сконвертировать один и тот же raw-файл разными конвертерами и посмотреть, что получится 🙂 Фотография из эксперимента снята на Nikon Nikkor-S.C Auto 1:1.4 f=50mm, я специально выбрал объектив без контактов микропроцессора, чтобы исключить любое специфическое улучшение изображения конвертером с помощью исправления недостатков объектива из базы данных. Снимок сделан в сложных условиях освещенности: очень пасмурная погода, две вспышки.
Ссылка на архив с фотографиями. (Архив занимает 96.9 МБ, чтобы посмотреть запакованные файлы, архив следует распаковать). Внимание: фотографии не для слабонервных, особенно опасны для просмотра скинтонщикам и пикселезнавцам 🙂
В архиве следующие файлы:
- DSC_5549.NEF — оригинальный RAW файл, полученный во время съемки. Nikon D700, 14bit, сжатие без потерь, контроль виньетирования, ADL, подавление шума на длинных выдержках, подавление шума на высоких ISO — были выключены. Все снято в режиме управления снимками SD (стандартный режим): поправка контраста — 0, яркости — 0, насыщенности — 0, оттенка — 0, резкость — позиция 5 из 10. Баланс белого — «вспышка». Если включить все родные «улучшалки», то стороннее ПО справляется с отображением данных еще хуже. EXIF можете посмотреть любой имеющейся программкой, к которой вы привыкли. Если такой программки нет, то это легко сделать с помощью сервиса на http://regex.info/exif.cgi.
- DSC_5549.JPG — оригинальный JPEG файл, полученный во время съемки RAW+JPEG, настройки описаны выше. JPEG L с приоритетом качества.
- DSC_5549(acr-original).jpg — файл конвертирован с помощью Adobe Camera Raw 6.0 (ACR 6.0) в режиме по умолчанию.
- DSC_5549(acr-auto).jpg — файл конвертирован с помощью Adobe Camera Raw 6.0 в режиме авто.
- DSC_5549(capturexn2-original).jpg — файл конвертирован с помощью CaptureNX 2 v 2.4.5 в режиме по умолчанию.
- DSC_5549(capturexn2-pt).jpg — файл конвертирован с помощью CaptureNX 2 v 2.4.5 с выбранным режимом съемки PT.
- DSC_5549(lr-auto-tone).jpg — файл конвертирован с помощью «голенького» Adobe Photoshop Lightroom 5.2 при помощи команды ‘Auto tone’. При экспорте в JPEG использовалось качество 100%, остальные настройки по умолчанию.
- DSC_5549(lr-original).jpg — файл конвертирован с помощью «голенького» Adobe Photoshop Lightroom 5.2 в режиме по умолчанию со стандартными профилями, установленными вместе с установкой LR. При экспорте в JPEG использовалось качество 100%, остальные настройки по умолчанию.
- DSC_5549(photoshop-from-original-jpeg-with-auto-levels).jpg — а так выглядит обработанный накамерный JPEG командой Photoshop «авто уровни».
- DSC_5549(viewnnx2-after-quick-adjust).NEF — вот, что с оригинального RAW сделал ViewNX 2 при установке баланса белого ‘Calculate automaticaly’ и выборе режима PT.
- DSC_5549(viewnx2-auto-pt).JPG — ViewNX 2 при установке баланса белого ‘Calculate automaticaly’ и выборе режима PT.
- DSC_5549(viewnx2-original).JPG — ViewNX 2 по умолчанию
- DSC_5549(перевернутый оригинальный jpeg).JPG — оригинальный JPEG, повернутый на 90° для просмотра с помощью встроенной утилиты для ОС WINDOWS
- picassa-view-original-nef-file.jpg — а так выглядит оригинальный RAW файл при просмотре программой Google Picassa, снимок окна программы.
Без комментариев.
Настроить конвертер — это очень тонкое и нужное дело.
Хочу поделиться некоторым опытом по использованию конвертеров. Мне очень нравится то, как отображает фотографию «родной» ViewNX и CaptureNX. Чтобы максимально точно передать снимок — так как я видел его на дисплее камеры и в жизни, я пользуюсь именно «родными» конвертерами. Доработку (ретушь, цветокорекцию и прочую нудную рутину) осуществляю в Photoshop. Мне нравится немного садисткий механизм: сначала исходный RAW (NEF) файл базово подкорректировать с помощью ViewNX, экспортировать результат в TIFF (16 бит без сжатия), а потом доработать в Photoshop. Таким образом я получаю наиболее близкие к оригиналу параметры фото. ViewNX имеет три очень сильных негативных аспекта:
- изменяет исходный RAW файл, после чего его не увидит камера
- не имеет функции подавление шума, что сильно ограничивает ViewNX при конвертации изображений на высоких ISO
- требует колоссальную вычислительную мощность компьютера
CaptureNX тоже, очень интересный и очень полезный конвертер с множеством тонких «родных» настроек, которые не имеют другие конвертеры (например функция удаление пыли). Но почему-то он у меня не прижился, пользуюсь им только для очень вдумчивого ковыряния в RAW файлах.
Ну, конечно, Lighroom очень сильно выручает, когда нужно справиться с большим объемом файлов. Ничего лучшего для пакетной обработки RAW еще не придумали 🙂 Я уже стал замечать, что веду себя как геймер — при работе в LR держу левую руку в районе клавиш ‘asd’ для быстрого доступа к некоторым функциям. Нет ничего лучше, чем вечером включить LR, нажать два раза букву ‘F’ (переход в полноэкранный режим) и начать изощряться над фото.
Нагрузка LR при обработке фото во вкладке Develop. Процессор I3-3240, 8GB DDR3
Свои мысли про конвертеры оставляйте в комментариях.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
radojuva.com
RAW converter для Nikon | Радожива
Современная цифровая фотография очень сильно связана с программами обработки изображений. Порой, как раз фоторедактор и создает именно ту фотографию, которую мы в конечном итоге считаем работой фотографа.
RAW converter
Современная цифровая фотография коварна, порой она превращается в обычные математические ухищрения, о которых я уже писал в статьях ‘Субпиксели’, ‘Гигапиксели’, ‘JPEG‘, ‘Хитрости с RAW‘ и ‘Настройка RAW‘. Любая фотография, снятая в так называемом сыром формате — RAW, для сдачи в печать или просмотра на компьютере должна быть сконвертирована (преобразована) в более простой формат с однозначным представлением данных. Обычно такую программу называют RAW converter (‘рав-конвертер’). Таких конвертеров существует просто огромное множество, но, в связи со спецификой raw файлов каждой отдельно взятой камеры, конвертеры порой не могут воссоздать «правильную» фотографию из этих сырых данных. Часто говорят, что для наилучшего результата нужно использовать исключительно «родное ПО», которое порой идет в комплекте с камерой.
Ниже описан мой эксперимент, который сможет повторить каждый. Суть эксперимента очень проста — нужно сконвертировать один и тот же raw-файл разными конвертерами и посмотреть, что получится 🙂 Фотография из эксперимента снята на Nikon Nikkor-S.C Auto 1:1.4 f=50mm, я специально выбрал объектив без контактов микропроцессора, чтобы исключить любое специфическое улучшение изображения конвертером с помощью исправления недостатков объектива из базы данных. Снимок сделан в сложных условиях освещенности: очень пасмурная погода, две вспышки.
Ссылка на архив с фотографиями. (Архив занимает 96.9 МБ, чтобы посмотреть запакованные файлы, архив следует распаковать). Внимание: фотографии не для слабонервных, особенно опасны для просмотра скинтонщикам и пикселезнавцам 🙂
В архиве следующие файлы:
- DSC_5549.NEF — оригинальный RAW файл, полученный во время съемки. Nikon D700, 14bit, сжатие без потерь, контроль виньетирования, ADL, подавление шума на длинных выдержках, подавление шума на высоких ISO — были выключены. Все снято в режиме управления снимками SD (стандартный режим): поправка контраста — 0, яркости — 0, насыщенности — 0, оттенка — 0, резкость — позиция 5 из 10. Баланс белого — «вспышка». Если включить все родные «улучшалки», то стороннее ПО справляется с отображением данных еще хуже. EXIF можете посмотреть любой имеющейся программкой, к которой вы привыкли. Если такой программки нет, то это легко сделать с помощью сервиса на http://regex.info/exif.cgi.
- DSC_5549.JPG — оригинальный JPEG файл, полученный во время съемки RAW+JPEG, настройки описаны выше. JPEG L с приоритетом качества.
- DSC_5549(acr-original).jpg — файл конвертирован с помощью Adobe Camera Raw 6.0 (ACR 6.0) в режиме по умолчанию.
- DSC_5549(acr-auto).jpg — файл конвертирован с помощью Adobe Camera Raw 6.0 в режиме авто.
- DSC_5549(capturexn2-original).jpg — файл конвертирован с помощью CaptureNX 2 v 2.4.5 в режиме по умолчанию.
- DSC_5549(capturexn2-pt).jpg — файл конвертирован с помощью CaptureNX 2 v 2.4.5 с выбранным режимом съемки PT.
- DSC_5549(lr-auto-tone).jpg — файл конвертирован с помощью «голенького» Adobe Photoshop Lightroom 5.2 при помощи команды ‘Auto tone’. При экспорте в JPEG использовалось качество 100%, остальные настройки по умолчанию.
- DSC_5549(lr-original).jpg — файл конвертирован с помощью «голенького» Adobe Photoshop Lightroom 5.2 в режиме по умолчанию со стандартными профилями, установленными вместе с установкой LR. При экспорте в JPEG использовалось качество 100%, остальные настройки по умолчанию.
- DSC_5549(photoshop-from-original-jpeg-with-auto-levels).jpg — а так выглядит обработанный накамерный JPEG командой Photoshop «авто уровни».
- DSC_5549(viewnnx2-after-quick-adjust).NEF — вот, что с оригинального RAW сделал ViewNX 2 при установке баланса белого ‘Calculate automaticaly’ и выборе режима PT.
- DSC_5549(viewnx2-auto-pt).JPG — ViewNX 2 при установке баланса белого ‘Calculate automaticaly’ и выборе режима PT.
- DSC_5549(viewnx2-original).JPG — ViewNX 2 по умолчанию
- DSC_5549(перевернутый оригинальный jpeg).JPG — оригинальный JPEG, повернутый на 90° для просмотра с помощью встроенной утилиты для ОС WINDOWS
- picassa-view-original-nef-file.jpg — а так выглядит оригинальный RAW файл при просмотре программой Google Picassa, снимок окна программы.
Без комментариев.
Настроить конвертер — это очень тонкое и нужное дело.
Хочу поделиться некоторым опытом по использованию конвертеров. Мне очень нравится то, как отображает фотографию «родной» ViewNX и CaptureNX. Чтобы максимально точно передать снимок — так как я видел его на дисплее камеры и в жизни, я пользуюсь именно «родными» конвертерами. Доработку (ретушь, цветокорекцию и прочую нудную рутину) осуществляю в Photoshop. Мне нравится немного садисткий механизм: сначала исходный RAW (NEF) файл базово подкорректировать с помощью ViewNX, экспортировать результат в TIFF (16 бит без сжатия), а потом доработать в Photoshop. Таким образом я получаю наиболее близкие к оригиналу параметры фото. ViewNX имеет три очень сильных негативных аспекта:
- изменяет исходный RAW файл, после чего его не увидит камера
- не имеет функции подавление шума, что сильно ограничивает ViewNX при конвертации изображений на высоких ISO
- требует колоссальную вычислительную мощность компьютера
CaptureNX тоже, очень интересный и очень полезный конвертер с множеством тонких «родных» настроек, которые не имеют другие конвертеры (например функция удаление пыли). Но почему-то он у меня не прижился, пользуюсь им только для очень вдумчивого ковыряния в RAW файлах.
Ну, конечно, Lighroom очень сильно выручает, когда нужно справиться с большим объемом файлов. Ничего лучшего для пакетной обработки RAW еще не придумали 🙂 Я уже стал замечать, что веду себя как геймер — при работе в LR держу левую руку в районе клавиш ‘asd’ для быстрого доступа к некоторым функциям. Нет ничего лучше, чем вечером включить LR, нажать два раза букву ‘F’ (переход в полноэкранный режим) и начать изощряться над фото.
Нагрузка LR при обработке фото во вкладке Develop. Процессор I3-3240, 8GB DDR3
Свои мысли про конвертеры оставляйте в комментариях.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
radojuva.com
6 продвинутых функций Nikon Capture NX-D, которые пригодятся фотографу
Capture NX-D — «родной» RAW-конвертер для фотокамер Nikon. В предыдущих уроках мы изучили его интерфейс и основные приёмы работы с ним. Сегодня пришло время рассказать об интересных фишках этой программы.
Мы поговорим о тех функциях, которые выгодно отличают Nikon Capture NX-D на фоне прочих RAW-конвертеров и окажутся полезными для многих фотографов. Напомним, что программа Capture NX-D абсолютно бесплатна и скачать её может любой желающий. Единственное ограничение — с её помощью можно обрабатывать лишь файлы с камер Nikon.
1. Сортировка фото. Рейтинги и отметки
Хороший фотограф не тот, кто хорошо фотографирует, а тот, кто умеет выбирать действительно лучшие фотографии из отснятого материала. Важность этапа отбора фотографий недооценивается многими начинающими фотографами. А ведь очень легко проглядеть самый интересный снимок и вместо него взять в работу и готовить к публикации (неважно — в своей соцсети или в крупном журнале) далеко не лучшие кадры. Для более удобного и эффективного отбора фотографий Capture NX-D предлагает несколько полезных функций.
Отметим, что в отличие от Adobe Lightroom программа не создаёт отдельного «виртуального» каталога с фотографиями. Папки с вашими фотографиями в окне Folders представляются так, как они расположены на жёстком диске. Поэтому необходимо навести порядок на нём и организовать логичное хранение файлов. Важно не сваливать материалы с разных съёмок в одну папку и давать каждой папке информативное название, содержащее как минимум дату съёмки. Причём дату съёмки лучше всего писать в формате ГГГГ.ММ.ДД (год-месяц-день). Это позволит отсортировать папки по названию, и они выстроятся в хронологическом порядке. Полезно в названии папки указывать ключевые слова (события, действующие лица и т.п.).
Список папок в окне Folders
Панель с параметрами съёмки Metadata удобно расположить в левой части окна программы (командой Dock to Left в меню панели, расположенной рядом с «крестиком» закрытия окна). Тогда вместо окна с папками, которое не нужно во время отбора снимков с конкретной съёмки, вкладка со значком i откроет удобный доступ ко всем съёмочным параметрам выбранного кадра. При каких параметрах сделан кадр? На какой объектив? Всё это — там. Также окно Metadata можно вызвать в меню Window.
Очень практичным в плане сортировки изображений мне показалось наличие рейтингов и отметок. Отметка (Label) — это оценка фотографии по шкале от 0 до 9. Удобно, что эти оценки можно присвоить снимку простым нажатием на соответствующую цифру на клавиатуре. Это значительно ускоряет рабочий процесс. После того как фотографиям будут присвоены оценки, их можно отсортировать в соответствии с ними.
Выбор оценки для фотографии
Сортировка фотографий согласно их оценкам производится через меню, вызываемое правой кнопкой мыши.
Вторая система — Рейтинги (Rating). Она позволяет оценить фотографии «звёздочками» по 5-балльной шкале. Чтобы быстро присвоить фотографии рейтинг, достаточно зажать на клавиатуре кнопку Shift и нажать нужную цифру.
Зачем нужны две практически одинаковые системы, спросит читатель? Часто бывает так, что за время съёмки было сделано несколько сотен (а то и тысяч) фотографий. Допустим, вы раздали всем фотографиям оценки, отметив тем самым откровенный брак и неудачные дубли. Но всё равно вы имеете множество кадров с высокими оценками. Пришло время для финального отбора кадров. Теперь этим фотографиям вы дополнительно сможете присвоить ещё и рейтинг. Им вы можете выделить действительно лучшие снимки, отличающиеся среди прочих техническим качеством, хорошей компоновкой, удачно пойманным моментом и тому подобными вещами. Такая система с двумя оценками — очень эффективный способ отбора фотографий, которым пользуются многие профессиональные фотографы.
Присвоим фотографии пятизвёздочный рейтинг!
2. Фильтры отбора
Фильтры отбора — одна из самых «вкусных» функций программы для меня. Сразу скажу, что даже не все платные RAW-конвертеры могут похвастаться такими возможностями. Фильтры отбора позволяют искать фотографии не только по присвоенным рейтингам и отметкам, но и по съёмочным параметрам. Нужно найти фотографии, сделанные на объектив с определённым фокусным расстоянием? Или вы ищете все фото, сделанные на длинной выдержке? Просто подберите их через фильтр! Итак, в контекстном меню выбираем пункт Filter…
Список всех параметров отбора, которые предлагаются в меню Filter.
Перед нами откроется окошко с предлагаемыми параметрами отбора. Допустим, я хочу посмотреть снимки, сделанные мной на фокусном расстоянии 50 мм. Для этого достаточно поставить галочку в пункте Focal Length на 50.0mm и нажать «ОК». Теперь в окне с превью фотографий (Thumbnail) мы видим лишь кадры, сделанные на 50 мм.
Кстати, функция отбора кадров по фокусному расстоянию позволит начинающему фотографу выбрать подходящий фикс-объектив. Просто посмотрите с помощью фильтров, какие фокусные расстояния вы чаще всего используете на своём объективе и какие сюжеты снимаете на том или ином фокусном расстоянии! Может оказаться так, что банальный полтинник вам вовсе не подойдёт, если все свои лучшие снимки вы сделали, скажем, на фокусном расстоянии около 24 мм.
Фильтры помогли выбрать среди отснятого материала кадры, сделанные на выдержке в 2 минуты. Длинная выдержка позволила подчеркнуть на фото динамику движения облаков и тумана.
3. Профили Nikon Picture Control
Picture Control — технология, известная всем владельцам камер Nikon. Ведь применять профили Picture Control, влияющие на яркость, цвет и контраст фотографий, можно прямо через фотоаппарат, уже при съёмке. Однако в камере профили Picture Control работают только для формата JPEG. Файлы RAW, ясное дело, остаются нетронутыми. Тем не менее для RAW профили Picture Control можно использовать в программе Nikon Capture NX-D. Опытные фотографы заметят, что всего того, что можно сделать с помощью Picture Control, можно добиться и другими путями. Например, яркость и контраст снимка регулируются соответствующими инструментами в панели Tone. Однако Picture Control даёт возможность быстро настроить всё сразу, выбрав нужный профиль, и внести коррекции тут же, в этой же панели.
Для этого кадра я выбрал профиль под названием Landscape (Пейзаж), после чего подстроил его под конкретный кадр.
Ещё одна полезная функция Picture Control — профиль Monochrome. Он сильно отличается от остальных профилей. Поскольку он призван создавать монохромное (чёрно-белое) изображение, он имеет свои собственные настройки. С его помощью вы сможете не просто обесцветить изображение, но и сымитировать применение цветных светофильтров (жёлтого, оранжевого, красного, зелёного), как в плёночной чёрно-белой фотографии.
Профиль Monochrome и его настройки.
Применён эффект красного цветного фильтра.
… Зачем в чёрно-белой фотографии применяются цветные фильтры? Ведь на фото всё равно отсутствуют цвета… Давайте разберём на примере. Применив красный фильтр, мы снизили на фото яркость предметов синего и зелёного цветов. В нашем случае это небо, лес и трава на переднем плане. Это привело к увеличению контраста на фото. В итоге у нас получилось лучше подчеркнуть облака на небе.
Кроме того, этот же профиль позволяет применять различные варианты двухцветного тонирования. Что такое двухцветное тонирование? Всем знаком эффект сепии, кроме него существует и тонирование в оттенках синего, да и любого другого цвета на выбор.
Сепия и другие варианты тонирования
Насыщенностью тонирования можно управлять с помощью регулятора Toning Saturation. Я советую лишь слегка тонировать чёрно-белые кадры (сдвигать ползунок Toning Saturation влево). Это придаёт кадрам шарма и атмосферности, при этом такое тонирование не будет сильно бросаться в глаза.
4. Коррекция недостатков оптики, устранение пыли и муара. Панель Camera and Lens Corrections
Хроматические аберрации и дисторсия, виньетирование — страшные слова, знакомые каждому фотографу. Всё это оптические недостатки объектива, особенно свойственные недорогим моделям, на которые как раз и снимает большинство фотографов. Впрочем, даже самые дорогие и современные объективы не избавлены от них на сто процентов. Например, хроматические аберрации (цветные контуры вокруг контрастных предметов) может дать любой светосильный объектив при съёмке на открытых значениях диафрагмы. А любой сверхширокоугольный объектив будет иметь дисторсию (подушкообразное искажение геометрии кадра), которую будет легко опознать, например, по изогнутому в дугу горизонту на фото.
Пример снимка, на котором видна умеренная дисторсия. Присмотритесь к линии горизонта: она имеет дугообразную форму. Кстати, этот снимок мы обрабатывали в недавнем уроке из рубрики «Как это снято».
Избавиться от этих недостатков можно программно, при обработке. В случае работы с JPEG оптические недостатки можно устранить ещё на этапе съёмки (в этом случае программная обработка осуществляется прямо в фотоаппарате).
Пункты меню «Контроль виньетирования» и «Автоматическое управление искажениями» позволяют исправить соответствующие недостатки оптики при съёмке в JPEG.
При работе с RAW от оптических недостатков легко можно избавиться в Capture NX-D (но только если кадр был сделан на объектив производства Nikon). Ведь для каждого из своих объективов в Nikon создали специальный профиль, учитывающий все их особенности. Он позволяет исправлять недостатки оптики одним кликом мышки — достаточно поставить галочку напротив нужного пункта.
Рассмотрим фрагмент одного из кадров с портретной фотосессии. Сиреневый контур вокруг предметов — проявление хроматической аберрации. Для снимка, полученного с помощью светосильного портретного объектива, это вполне нормальная картина.
Поставим флажки напротив пунктов Lateral Color Aberration (Боковая цветовая аберрация) и Axial Color Aberration (Осевая цветовая аберрация) и избавимся от цветовых контуров.
Кроме оптических недостатков, в панели Camera and Lens Correction можно убрать со снимка муар и пыль на матрице (чёрные точки на изображении).
Муар — это своеобразное искажение цветов, иногда появляющееся на поверхностях, которые состоят из множества повторяющихся элементов (чаще всего на ткани, одежде). Муаром пугают тех, кто решил приобрести многомегапиксельную зеркалку без низкочастотного фильтра: дескать, на таких аппаратах теоретически вероятность муара значительно выше. Впрочем, я уже год использую Nikon D810, который как раз лишён низкочастотного фильтра на матрице (что даёт лучшую резкость картинки), и мне ни разу не удалось столкнуться с муаром на практике. Даже специально для этой статьи, снимая различные ткани, получить муар я так и не смог. Допустим, вы всё же столкнулись с муаром. Для его подавления достаточно поставить флажок напротив пункта Color Moire Reduction и выбрать степень его подавления.
Что касается пыли на матрице, то программа предлагает сделать специальный эталонный снимок для удаления пыли. Делается он через меню фотоаппарата. Камера при этом предложит все необходимые инструкции по его созданию: просто снимите равномерный белый объект (лист бумаги, потолок) перед объективом аппарата.
Пункт меню «Эталонный снимок для удаления пыли».
Дальше этот снимок можно использовать прямо в камере для удаления пыли при съёмке в JPEG или же загрузить в Capture NX-D и использовать его для RAW.
Основная тонкость состоит в том, что эталонный снимок пыли должен быть сделан ДО кадра, с которого удаляется пыль. В противном случае программа «отвергнет» снимок пыли (скажет, что кадр с данными для удаления пыли не найден). Поэтому, если вы хотите пользоваться этой функцией, создавайте снимок пыли перед каждой съёмкой. Постфактум его сделать не удастся.
Точки от пыли на матрице становятся особенно заметными при съёмке на закрытых диафрагмах. Поэтому я сделал кадр на F/25 и сейчас применю к нему заранее сделанный снимок пыли. На скриншоте представлен увеличенный фрагмент снимка с найденной мной пылинкой (выделено жёлтым).
Итак, ставим флажок напротив пункта Image Dust Off (выделено синим). Далее для работы программы потребуется эталонный снимок пыли, сделанный вами заранее. Если он лежит в той же папке, что и фотографии, программа его найдёт сама. Если вы его положили в другую папку, достаточно указать программе нужный путь. Файл снимка пыли имеет расширение *.NDF.
Результат работы. Пылинка исчезла.
5. Кривые и тонкая настройка цветов
Инструмент Тональные кривые знаком всем продвинутым фотографам, и нет нужды объяснять, как он работает. Отмечу лишь, что в Nikon Capture NX-D он реализован просто и интуитивно понятно. По своему виду и функциям он очень похож на кривые из Adobe Photoshop, поэтому те, кто знаком с этим редактором, его моментально освоят.
Для тех, кто не знаком с тональными кривыми, мы в будущем подготовим отдельный урок по этому инструменту, ведь встречается он почти в каждой программе и пользуются им очень часто. Следите за обновлениями на сайте журнала Prophotos!
Nikon Capture NX-D позволяет регулировать как кривую яркости, так и кривые красного, зелёного и синего каналов.
Работа с панелью Levels and Curves. Процесс работы с кривыми. На общем графике кривых выводится как кривая яркости, так и кривые каналов R, G и B. Над графиком кривых расположены кнопки инструментов: жёлтым выделен Auto Contrast; синим — Set Black Point, Set Neutral Point, Set White Point; зелёным — Add Anchor Point; розовым — Reset Current Channel и Reset All Channel.
Самая простая функция на этой панели — Auto Contrast (Автоконтраст). Она позволяет автоматически настроить кривые так, как это видится программе. Этот инструмент будет полезен прежде всего новичкам.
Имеются «пипетки» для настройки белой, чёрной и серой точек (Set Black Point, Set Neutral Point, Set White Point). Кроме них есть полезный инструмент Add Anchor Point. Он позволяет установить на кривой точку регулировки на фрагменте с данной яркостью, щёлкнув по снимку. Таким образом, можно сразу отметить на снимке место, яркость которого мы хотим отрегулировать, и поставить точку на кривой в нужном месте. Инструменты Reset Current Channel (Сбросить данный канал) и Reset All Channel (Сбросить все каналы) позволят быстро вернуться к исходному виду кривых.
Кроме панели Levels and Curves, программа имеет ещё один похожий инструмент — LCH (Lightness, Chroma, Hue — Светлость, Цветность, Оттенок). Отличие этого инструмента от Levels ans Curves в том, что он даёт возможность управлять цветом на фото не только в рамках трёх основных каналов (R, G и B), но и позволяет проводить более глубокие регулировки. Пользователям Adobe Lightroom он напомнит регуляторы группы Color Adjustments (HSL-Color-B/W). Но в Capture NX-D это реализовано иначе: не с помощью отдельных ползунков, а в виде графиков и кривых. При таком представлении те же регулировки выглядят яснее, работа с ними требует меньше времени. Итак, все функции спрятаны в выпадающем меню:
Master Lightness (Кривая светлости). Да, с точки зрения компьютерной обработки, яркость (Brightness) и светлость (Lightness) — немного разные понятия. Ближайший «родственник» Master Lightness — тональная кривая RGB. Но разница между ними всё же есть. Вы это сможете заметить собственными глазами, посмотрев скриншоты ниже или попробовав поработать с ними в Capture NX-D.
Одна и та же коррекция применена на кривой светлости…
Инструмент Color Lightness позволяет управлять «светлостью» каждого отдельного цвета.
Инструмент Color Lightness. Попробуем убавить светлость этих двух синих крокусов.
Для этого просто «утянем» график вниз в районе синего цвета (ведь крокусы синие).
Инструмент Chroma (Цветность) позволит управлять насыщенностью для каждого отдельного цвета. Таким образом, мы сможем сделать на фото предметы какого-то определённого цвета либо очень насыщенными, или же наоборот, обесцвеченными.
Пример двух «крайних» вариантов использования инструмента Chroma
В реальной практике этот инструмент пригодится, к примеру, чтобы убрать красноту с носа у замёрзшей на холоде модели или же чтобы сделать закатные краски в пейзаже более насыщенными. Тут всё зависит от вашей фантазии и художественного вкуса.
Инструмент Hue (Оттенок) позволит сменить оттенки цветов на фото.
Попробуем изменить оттенок нашим многострадальным крокусам на розовый.
Для этого возьмём и «утянем» график из синей области в розовую.
Хотите сделать из зелёной летней листвы «золотую осень»? Хотите перекрасить машину на фотографии? Тогда инструмент Hue для вас. На самом же деле, Hue чаще используется для незначительной коррекции оттенков, без таких резких манёвров. Ведь всегда надо помнить, что естественность в кадре — превыше всего.
6. Перенос и сохранение настроек. Пакетная обработка
Предположим, вы обработали какой-то кадр и хотите перенести все внесённые вами настройки на другой снимок. Нет ничего проще! Nikon Capture NX-D позволяет это сделать.
Панель Adjustments (настройки).
Интересно, что настройки можно не только копировать в буфер обмена и переносить на другие снимки, но также и сохранить на жёсткий диск в виде отдельного файла. Также настройки можно «зарегистрировать». Каждая опция доступна как для всех настроек (All Adjustments), так и только для тех, которые вы внесли только что (Updated Adjustments).
Сохранение настроек в файл.
Регистрация настроек.
С копированием и вставкой настроек всё просто: на исходной фотографии копируем настройки (Copy All Adjustmnets/Copy Updated Adjustments), переходим на нужную фотографию и нажимаем Paste Adjustmnents. Но в чём разница между сохранением и регистрацией? Лишь в том, что при сохранении создаётся отдельный файл (с расширением *.nxd), а в случае регистрации программа сохраняет настройки где-то в своих недрах, и вы не сможете, скажем, отправить их по электронной почте своим друзьям. Зато с зарегистрированными настройками работа идёт быстрее, оперативнее. Ведь не надо искать файлы на жёстком диске, все зарегистрированные настройки всегда под рукой. Откроем новый снимок. Все ранее зарегистрированные нами настройки окажутся в выпадающем списке. Выбрать их не составляет труда.
Все зарегистрированные настройки доступны сразу при открытии нового снимка.
Обработка этого пейзажа у меня заняла… 1 секунду. Я просто выбрал сохранённые ранее настройки из списка.
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Но что если определённые настройки надо перенести не на одну конкретную фотографию, а сразу на большую серию снимков? Для этого достаточно выделить нужные фотографии и выбрать нужные настройки (неважно, из буфера обмена они будут, зарегистрированные или из файла). Они применяются ко всем выделенным кадрам.
Я хочу применить настройку «Горный пейзаж 1» сразу к трём файлам. Для этого я выделяю их, щёлкнув сначала по самому левому из них (он выделится). Теперь я зажимаю на клавиатуре кнопку Shift и щёлкаю мышкой по самому правому снимку. В итоге все кадры, находящиеся между правым и левым кадрами, оказались выделены.
Осталось применить выбранную настройку в верхней панели.
Итак, выбранная настройка применена ко всем файлам. В качестве финального штриха можно проверить, хорошо ли легла наша настройка на каждый из снимков и при желании немного её подправить на отдельных фотографиях.
Теперь, когда серия фотографий обработана, самое время сконвертировать все фотографии в формат JPEG (для загрузки в интернет, печати) или TIFF (для дальнейшей обработки в других программах).
Нажмём уже знакомую нам кнопку конвертации файлов (выделено жёлтым). Когда выделено сразу несколько файлов, будет вызвано окно пакетной конвертации файлов (Bath Process). В нём стоит указать папку для сохранения файлов и при желании настроить качество и разрешение кадров.
Нажав на кнопку Start, мы запустим процесс конвертации. Следить за ним поможет открывшееся окошко Bath Process Status. Пока идёт конвертация файлов, вы можете продолжать работу в программе, обрабатывая другие кадры. Это удобно и экономит массу времени.
Заключение
Конечно, на страницах этой статьи удалось показать читателю далеко не полный список функций программы. Но я думаю, уже сейчас понятно, что со всеми своими возможностями Nikon Capture NX-D играет в одной весовой категории с такими «монстрами», как Capture One и Adobe Lightroom. Но в отличие от них эта программа является совершенно бесплатной.
prophotos.ru
RAW converter для Nikon | Радожива
Современная цифровая фотография очень сильно связана с программами обработки изображений. Порой, как раз фоторедактор и создает именно ту фотографию, которую мы в конечном итоге считаем работой фотографа.
RAW converter
Современная цифровая фотография коварна, порой она превращается в обычные математические ухищрения, о которых я уже писал в статьях ‘Субпиксели’, ‘Гигапиксели’, ‘JPEG‘, ‘Хитрости с RAW‘ и ‘Настройка RAW‘. Любая фотография, снятая в так называемом сыром формате — RAW, для сдачи в печать или просмотра на компьютере должна быть сконвертирована (преобразована) в более простой формат с однозначным представлением данных. Обычно такую программу называют RAW converter (‘рав-конвертер’). Таких конвертеров существует просто огромное множество, но, в связи со спецификой raw файлов каждой отдельно взятой камеры, конвертеры порой не могут воссоздать «правильную» фотографию из этих сырых данных. Часто говорят, что для наилучшего результата нужно использовать исключительно «родное ПО», которое порой идет в комплекте с камерой.
Ниже описан мой эксперимент, который сможет повторить каждый. Суть эксперимента очень проста — нужно сконвертировать один и тот же raw-файл разными конвертерами и посмотреть, что получится 🙂 Фотография из эксперимента снята на Nikon Nikkor-S.C Auto 1:1.4 f=50mm, я специально выбрал объектив без контактов микропроцессора, чтобы исключить любое специфическое улучшение изображения конвертером с помощью исправления недостатков объектива из базы данных. Снимок сделан в сложных условиях освещенности: очень пасмурная погода, две вспышки.
Ссылка на архив с фотографиями. (Архив занимает 96.9 МБ, чтобы посмотреть запакованные файлы, архив следует распаковать). Внимание: фотографии не для слабонервных, особенно опасны для просмотра скинтонщикам и пикселезнавцам 🙂
В архиве следующие файлы:
- DSC_5549.NEF — оригинальный RAW файл, полученный во время съемки. Nikon D700, 14bit, сжатие без потерь, контроль виньетирования, ADL, подавление шума на длинных выдержках, подавление шума на высоких ISO — были выключены. Все снято в режиме управления снимками SD (стандартный режим): поправка контраста — 0, яркости — 0, насыщенности — 0, оттенка — 0, резкость — позиция 5 из 10. Баланс белого — «вспышка». Если включить все родные «улучшалки», то стороннее ПО справляется с отображением данных еще хуже. EXIF можете посмотреть любой имеющейся программкой, к которой вы привыкли. Если такой программки нет, то это легко сделать с помощью сервиса на http://regex.info/exif.cgi.
- DSC_5549.JPG — оригинальный JPEG файл, полученный во время съемки RAW+JPEG, настройки описаны выше. JPEG L с приоритетом качества.
- DSC_5549(acr-original).jpg — файл конвертирован с помощью Adobe Camera Raw 6.0 (ACR 6.0) в режиме по умолчанию.
- DSC_5549(acr-auto).jpg — файл конвертирован с помощью Adobe Camera Raw 6.0 в режиме авто.
- DSC_5549(capturexn2-original).jpg — файл конвертирован с помощью CaptureNX 2 v 2.4.5 в режиме по умолчанию.
- DSC_5549(capturexn2-pt).jpg — файл конвертирован с помощью CaptureNX 2 v 2.4.5 с выбранным режимом съемки PT.
- DSC_5549(lr-auto-tone).jpg — файл конвертирован с помощью «голенького» Adobe Photoshop Lightroom 5.2 при помощи команды ‘Auto tone’. При экспорте в JPEG использовалось качество 100%, остальные настройки по умолчанию.
- DSC_5549(lr-original).jpg — файл конвертирован с помощью «голенького» Adobe Photoshop Lightroom 5.2 в режиме по умолчанию со стандартными профилями, установленными вместе с установкой LR. При экспорте в JPEG использовалось качество 100%, остальные настройки по умолчанию.
- DSC_5549(photoshop-from-original-jpeg-with-auto-levels).jpg — а так выглядит обработанный накамерный JPEG командой Photoshop «авто уровни».
- DSC_5549(viewnnx2-after-quick-adjust).NEF — вот, что с оригинального RAW сделал ViewNX 2 при установке баланса белого ‘Calculate automaticaly’ и выборе режима PT.
- DSC_5549(viewnx2-auto-pt).JPG — ViewNX 2 при установке баланса белого ‘Calculate automaticaly’ и выборе режима PT.
- DSC_5549(viewnx2-original).JPG — ViewNX 2 по умолчанию
- DSC_5549(перевернутый оригинальный jpeg).JPG — оригинальный JPEG, повернутый на 90° для просмотра с помощью встроенной утилиты для ОС WINDOWS
- picassa-view-original-nef-file.jpg — а так выглядит оригинальный RAW файл при просмотре программой Google Picassa, снимок окна программы.
Без комментариев.
Настроить конвертер — это очень тонкое и нужное дело.
Хочу поделиться некоторым опытом по использованию конвертеров. Мне очень нравится то, как отображает фотографию «родной» ViewNX и CaptureNX. Чтобы максимально точно передать снимок — так как я видел его на дисплее камеры и в жизни, я пользуюсь именно «родными» конвертерами. Доработку (ретушь, цветокорекцию и прочую нудную рутину) осуществляю в Photoshop. Мне нравится немного садисткий механизм: сначала исходный RAW (NEF) файл базово подкорректировать с помощью ViewNX, экспортировать результат в TIFF (16 бит без сжатия), а потом доработать в Photoshop. Таким образом я получаю наиболее близкие к оригиналу параметры фото. ViewNX имеет три очень сильных негативных аспекта:
- изменяет исходный RAW файл, после чего его не увидит камера
- не имеет функции подавление шума, что сильно ограничивает ViewNX при конвертации изображений на высоких ISO
- требует колоссальную вычислительную мощность компьютера
CaptureNX тоже, очень интересный и очень полезный конвертер с множеством тонких «родных» настроек, которые не имеют другие конвертеры (например функция удаление пыли). Но почему-то он у меня не прижился, пользуюсь им только для очень вдумчивого ковыряния в RAW файлах.
Ну, конечно, Lighroom очень сильно выручает, когда нужно справиться с большим объемом файлов. Ничего лучшего для пакетной обработки RAW еще не придумали 🙂 Я уже стал замечать, что веду себя как геймер — при работе в LR держу левую руку в районе клавиш ‘asd’ для быстрого доступа к некоторым функциям. Нет ничего лучше, чем вечером включить LR, нажать два раза букву ‘F’ (переход в полноэкранный режим) и начать изощряться над фото.
Нагрузка LR при обработке фото во вкладке Develop. Процессор I3-3240, 8GB DDR3
Свои мысли про конвертеры оставляйте в комментариях.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
radojuva.com
RAW-конвертеры для Nikon | Чеширские заметки
Съемка в RAW-формате – одно из преимуществ современных фотоаппаратов. Снимая в этом формате, фотограф имеет больше возможностей исправить фотографию на этапе постобработки, чем если бы он фотографировал в формате JPG. Однако съемка в формате RAW привносит дополнительные заботы в работу фотографа. А именно: нужно решить вопрос о том, чем конвертировать фотографии из RAW в другой формат (JPEG, PNG или TIFF для последующей обработки).
Конвертеров RAW на сегодняшний день много: как для Windows, так и для Linux. Обзор конвертеров RAW для Linux я уже делала (можно почитать статьи про Darktable, RawTherapee и UFRaw). С момента последнего обзора конвертера RAW DarkTable прошло 4 месяца. Я стала замечать, что мои фотографии после конвертации выглядят странно – они шумные, нерезкие и в целом менее красивые по сравнению с фото в формате RAW. Пришлось заняться этим вопросом, тем более что мне под руку попалась trial-версия конвертера RAW для Nikon – Nikon Capture NX.
У меня получилось 7 фотографий. 3 JPEG и 4 несжатых (в GIMP я сделала 2 варианта PNG – с применением фильтра Unsharp Mask и без него). При работе в конвертерах RAW применялись одни и те же настройки: коррекция экспозиции на +0.6, коррекция баланса белого – “облачно”. Nikon Capture NX исправил недостатки оптики (коррекция дисторсии). В DarkTable тоже есть такая настройка, но эффекта я не замечала никогда. На этапе постобработки в GIMP или Photoshop корректировались уровни, контрастность и резкость, фотография была отражена по горизонтали. Ресайз я не делала.
Итак, сначала 3 файла в JPEG. По порядку – Darktable+GIMP, Nikon Capture NX+Photoshop, Photoshop.
При таком размере файлов разглядеть что-либо трудно. Поэтому, во-первых, здесь можно скачать полноразмерные фотографии (вес архива 40 мегабайт). Во-вторых, предлагаю посмотреть на кропы, сделанные с полноразмерных фотографий.
100%-ый кроп участка неба. На фото, обработанном в Ubuntu, явно видны шумы. Они появились еще после конвертации из RAW и усилились после обработки в GIMP. 2 других конвертера RAW показали себя хорошо – шумов нет. Да и откуда могут быть шумы на ISO 200?
Второй кроп – участок забора и дороги. Во-первых, сразу бросаются в глаза странные искажения фотографии после обработки в GIMP. Контраста я добавляла совсем немного, однако фотография выглядит значительно хуже, чем у соперников. Самый приятный результат у Nikon Capture NX+Photoshop – естественные цвета, контрастное насыщенное фото. У варианта, полностью обработанного в Photoshop, недостает резкости.
В скобках замечу, что при конвертации из RAW с помощью Adobe Photoshop попытка скорректировать ББ на предустановленный вариант “облачно” добавила фотографии розовых оттенков (это явно видно на представленном примере). Я решила не корректировать этот эффект для чистоты эксперимента, чтобы сравнить работу конвертеров RAW.
Теперь посмотрим на фотографии в формате PNG/TIFF. У меня было предположение, что фотографии становятся значительно хуже из-за сжатия, которое неизбежно при конвертации в JPEG. Однако после анализа результатов конвертации из RAW в PNG я пришла к выводу, что сжатие хоть и играет роль в ухудшении фотографии, но не столь значительное, как мне казалось.
Итак, фотографии. Сначала посмотрим на разницу в фото, сделанных в Ubuntu, с применением фильтра Unsharp Mask и без него. Слева фильтра нет, справа есть. Разница заметна – фотография с фильтром шумнее. Хотя я применяю самые щадящие настройки фильтра Unsharp Mask – с минимумом вмешательства, только усиливая резкость контуров.
Варианты, полученные из Nikon Capture NX и Adobe Photoshop. Постобработка в Photoshop была одинакова, однако разница в фотографиях есть. Значит, конвертеры RAW играют не последнюю роль в том, какого качества будет фотография в итоге.
Как водится, ссылка на полноразмерные фотографии. Осторожно, архив весит 120 мегабайт!
Теперь пара кропов. Сначала кроп все того же участка неба. Шумы в варианте Darktable+GIMP есть, однако на фото без применения фильтра Unsharp Mask шумов меньше, что неудивительно.
Кроп крепости на горе. Заметьте, насколько различны фото, обработанные в Nikon Capture NX и Photoshop. Резкость я повышала на одинаковые величины, однако же вариант, сделанный полностью в Photoshop, мутнее. Какой вариант нравится Вам больше всего?
Проведя такой эксперимент-сравнение конвертеров RAW в Linux и Windows, я пришла к выводу, что в настоящий момент для меня выгоднее пользоваться Nikon Capture NX и Photoshop. Они действуют мягче, улучшая фото, а не портя его. Что стоит одно только повышение резкости в GIMP – сразу же отовсюду лезут шумы, контуры приобретают странный цвет, фотография становится зернистой.
Может, я недостаточно хорошо владею GIMP и Darktable, поэтому результат этой парочки оказался хуже, чем у конкурентов. В таком случае буду рада выслушать советы по улучшению их работы. Может, есть какие-то секреты? Какие-то настройки или дополнительные плагины, о которых я не знаю?
Или же все гораздо проще: пакеты для работы с графикой и RAW в Linux есть, но еще не доведены до ума?
К какому варианту склоняетесь Вы? Давайте обсудим, хочется найти истину
4eshir.ru
Станьте первым комментатором