Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Рисунки к произведениям пушкина срисовать: Рисунки к сказкам Пушкина для детей карандашом

Содержание

Рисование по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» для детей с нарушением речи, посещающих логопедический пункт

Описание: НОД ориентировано на детей старшей группы.

Форма организации: Фронтальная.

Тип  Интегрированное занятие.

Вид: Рисование по представлению (творческое).

Тема: Рисование моря из  сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и конструирование из бумаги Царевны-лебедь.

Цель: Формировать и развивать творческий замысел в создании образа моря.

Образовательные области по ФГОС: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

  • Формировать умение рисовать море, линию горизонта, небо (в одном сине-голубом цвете).
  • Закрепить изобразительные навыки в работе с акварелью, рисовать по мокрой бумаге, размывать краску, рисовать облака и волны мятой бумагой.
  • Формировать речевую и познавательную деятельность, правильное отношение к объектам природы.
  • Объяснить лексическое значение слов «иллюстрация», «иллюстратор», проговорить многосложные слова по слогам, активизировать их в предложениях.
  • Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, его сказкам.
  • Вызвать у детей светлые, положительные эмоции, радость от общения  друг с другом, музыкой, изобразительными материалами, тем самым создать мотивацию к последующей творческой деятельности.

  Материалы и оборудование: Бумага А4, акварель, мятая бумага, стаканчики с водой, кисти, губка, салфетки, ножницы, готовые картинки лебедя, иллюстрации к сказке, портрет А.С.Пушкина, аудиозаписи музыки с шумом моря, песенка Г. Гладкова «Море волнуется раз …» из кинофильма «После дождичка в четверг».

  Предварительная работа: Чтение сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи в исполнении профессиональных актеров с музыкальным сопровождением, просмотр мультипликационного фильма.

Ход образовательной деятельности

1. Игровая мотивация

 Дети входят в группу. На доске иллюстрации к сказке, портрет А.С.Пушкина. Группа украшена иллюстрациями по сказке. Звучит музыка. Воспитатель читает отрывок из сказки.

Логопед: Здравствуйте, ребя­та! Я очень рада нашей встрече. Сегод­ня мы отправляемся в необычное пу­тешествие по сказочному Пушкинскому Лукоморью. Чтобы попасть в эту сказку А.С. Пушкина нужно получить пригласительный билет. И только зна­ния помогут вам преодолеть все пре­пятствия. Готовы ли вы к испытаниям?

Артикуляционная гимнастика.

1.  Приплыли гости на остров Буян – «Парус» (рот открыт, кончик языка поднят к небу).
2.  Гости катаются на качелях – «Качели» (кончик языка поочередно касается верхних и нижних зубов).
3.  Гости увидели Белочку – «Улыбка» ( губы растянуты в улыбку).


4.  Все скорлупки золотые, ядра чистый изумруд – «Орешек» (Рот закрыт,
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки. На щеках образуются твердые шарики – «орешки»)

5.  Белочка щелкает орешки – «Конфетка» (рот открыт, присасываем кончик языка к небу и затем, отщелкиваем его).
6.  Богатыри скачут – «Лошадка» (рот открыт, щелкаем кончиком языка, имитируя бег лошадки) .
7.  Комар сел бабе Бабарихе на нос – «Парашютик» (на кончик носа положить ватку. Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх)
.

Звукоподражание.

Мы сдули комара и он зазвенел: Зь-Зь-Зь.

— Кто это превратился в комара? Царь Салтан.

— А в кого он еще превращался?

В муху: З-З-З.
В шмеля: Ж-Ж-Ж.

Развитие мелкой моторики рук. Речевая зарядка.

Логопед: — Отгадайте загадку:

«Она песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые.
Все скорлупки золотые. 
Ядра — чистый изумруд. 
Ее слуги стерегут».

— Вспомните песенку, которую она пела «при честном при всем народе».

Дети пропевают песенку Белки, последовательно соединяя пальцы ведущей руки с большим пальцем.

«Во саду ли, в огороде,
Девица гуляла,
Она ростом невеличка,
Собой круглоличка».

— Белочка передает вам пригласительный билет в сказочное Лукоморье.

2. Беседа, работа с иллюстрационным материалом, представление.

Цель: объяснить и закрепить понятия «иллюстрация» и «иллюстратор», активизировать данные слова в предложениях; формировать и развивать у детей творческий замысел в создании образа моря.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас картинок к сказке. Как мы можем их назвать по другому?

Дети: Иллюстрации.

Воспитатель:  Правильно. Обратите внимание, все эти иллюстрации разные. Даже те, на которых изображены одни и те же моменты сказки, нарисованы по-разному. А как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что они выполнены разными художниками.

Воспитатель: А как, одним словом, можно назвать этих художников?

Дети: Иллюстраторы.

Воспитатель: Вот и вам, ребята,  сегодня я предлагаю стать настоящими иллюстраторами. Проходите на свои места, пожалуйста, сядьте все удобно. (Начинает звучать тихая музыка с шумом моря.)

Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались на берегу синего моря. Ярко светит солнце, слышится неторопливый шум волн, которые белыми барашками набегают на берег. А теперь открывайте глаза. Сначала наметим линию горизонта (середина листа).

Дети: Море было спокойное, небо ясное, по  нему плыли воздушные облака.

Воспитатель: А теперь, просто намочите верхнюю часть листа губкой. Затем,  кистью с голубой краской затонируйте небо и мятой бумагой нарисуйте облака. Море рисуйте более насыщенным синим цветом, белой краской с помощью мятой бумаги нарисуйте пену на волнах.

3. Выполнение задания. Дети рисуют море, воспитатель дает советы и индивидуальные указания, чтобы улучшить качество детских работ.

Рисунок 1

4. Речь с движением.

Логопед:  Как вы думаете, чей это портрет описал Александр Сергеевич?

«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».

Дети: Это Царевна-Лебедь.

Логопед: Царевна-Лебедь приглашает вас потанцевать морской танец.

Звучит музыка Г. Гладкова «Море волнуется раз …» из кинофильма «После дождичка в четверг»

Дети — выполняют движения в соответствии со словами песни:

Море волнуется, раз.
Море волнуется, два.
Море волнуется, три.
Морская фигура, замри!

Что это, что это,
Ай-яй-яй-яй!
Что это, что это,
Ну, угадай!
Это не краб,
не селедка,
Это рыбачая лодка.

Лодочка, лодочка,
Как повезло!
В руки возьму я штурвал и весло,
И прокачусь на просторе
Ах, как волнуется море.

Дети руками изображают движение волн. На слова «раз», «два», «три» показывают соответствующее количество пальцев.

Наклоняют голову вправо и влево, держась за виски. Грозят пальцем.
Наклоняют голову вправо и влево.


Пожимают плечами.
Растопыривают пальцы рук.
Рукой изображают плывущую рыбу.
Соединяют руки перед грудью в форме лодочки.
«Лодочка покачивается на волнах».
Крутят штурвал.
Движения зависят от автоматизируемого звука («Р» или «Ж» — крутят «моторчик»; «Л» — «летит самолет»; «Ш» — «волны»; и т.д.)

Море волнуется, раз.
Море волнуется, два.
Море волнуется, три.
Морская фигура, замри!

Что это, что это,
Ай-яй-яй-яй!
Что это, что это,
Ну, угадай!
Это не выпь, не бычок,
Это морской осьминог.

Ах, осьминог, осьминог, осьминог!
Я подкую тебе все восемь ног,

И прокачусь на просторе,
Ах, как волнуется море!

Дети руками изображают движение волн. На слова «раз», «два», «три» показывают соответствующее количество пальцев.

Наклоняют голову вправо и влево, держась за виски. Грозят пальцем. Наклоняют голову вправо и влево.
Пожимают плечами
Показывают «рожки».
Одновременно двигают руками и  свободной ногой.

Стучат кулачками.
Движения зависят от автоматизируемого звука.

Логопед: — Вот и оказались мы на морском берегу Лукоморья.

5. Воспитатель:

Сейчас, ребята, вам надо вырезать лебедя и приклеить на ваше красивое море.

Дети выполняют задание. Царевну-Лебедь приклеивают в технике объёмная аппликация.

Шею лебедя красиво изгибают.

Рисунок 2

6. Анализ детских работ.

После выполнения задания воспитатель вывешивает детские рисунки на доске и вместе с детьми проводит анализ готовых работ.

Воспитатель:

— Ребята, как вы думаете, на каких рисунках изображено спокойное море? Как вы догадались?

— Посмотрите, лебеди у вас получились разные. Расскажите, какие они?

Дети: Один лебедь – опустил голову, а другой – повернул. У кого-то лебедь взлетает, а у кого-то – просто качается на волнах.

Рисунок 3.

7. Рефлексия.

—  Какой рисунок вы считаете наиболее удачным? Почему?
Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнения.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы все были настоящими художниками-иллюстраторами, и каждый из вас нарисовал свою замечательную иллюстрацию к сказке.

Логопед: А теперь, желающие могут рассказать любимые отрывки из произведения Александра Сергеевича «Сказка о царе Салтане».

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Под ред. Микляевой Н.В. ТЦ Сфера 2013 г.
  2. Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет. Под ред. Вераксы Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  3. Цквитария Т.А.  Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  ТЦ Сфера 2011г.
  4. Пушкин А.С.  Стихотво­рения, сказки. Сб. сочинений. Т 1. М., 1985.
  5. Крупенчук О.И.  Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
  6. Балашова Г.В., Смирнова О.П., Федорина Н.А. «Игровые логоритмические досуги». Ж. «Логопед» № 9 2012.

Рисунки А.С.Пушкина

Рисунки А.С.Пушкина

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: «…Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях».

«…некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках». (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: «Советская Россия», 1988)

Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена…
А.С.Пушкин «Альбом Онегина» *

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

1. Большой автопортрет из Ушаковского альбома. 1829 г.

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим («потомок негров безобразный», «мой арапский профиль… его освищет Мефистофель»). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. «Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым».

2. Два автопортрета. Сентябрь – начало октября 1826 г.

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. «…Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

3. Последний автопортрет. Февраль 1836 г.

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. «Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал — случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни…»

4. Портрет Е.К.Воронцовой. Ушаковский альбом. Сентябрь – октябрь 1829 г.

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении «К морю»:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

5. Портрет Н.Н.Пушкиной. Октябрь 1833 г. Болдино.

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

6. Титульный лист поэмы «Кавказский пленник».

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. «Кавказский пленник». Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии («Кавказ» – название поэмы в первой редакции).

7. Титульный лист «Сказки о золотом петушке».

Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.

8. Черновик стихотворения «Странник».

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти «иллюстрации» интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения «Странник», сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи:
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь»,-
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым…

– поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

9. Рисунок к трагедии «Каменный гость».

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция «Каменного гостя». Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы «Усы плащом закрыв, а брови шляпой…», войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании «Каменного гостя».

Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина.

*Об «Альбоме Онегина» на feb-web: Иезуитова Р.В. «Альбом Онегина» (Материалы к творческой ист.)


Онлайн лекция «Иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина»

31 марта 2017 года в детской библиотеке № 24 имени А. С. Пушкина (Виртуальный центр Всероссийского музея А.С. Пушкина) состоялась очередная онлайн лекция специалистов Всероссийского музея А.С. Пушкина г. Санкт-Петербург.

На этот раз лекцию для читателей библиотеки, преподавателей изобразительного искусства художественных школ, учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования Центров творчества прочла Ирина Розина, кандидат филологических наук, заведующая Медиацентром Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Тема лекции – «Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина».

Как известно, первая печатная иллюстрация к произведениям Пушкина – это картинка к «Руслану и Людмиле», фронтиспис поэмы. Выполнена она была по эскизу Алексея Оленина.

Ирина Розина обратила внимание слушателей на слова Александра Сергеевича Пушкина, которые он писал 4 декабря 1820 года: «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени продаётся с превосходною картинкой, – кого мне за неё благодарить?». К большому сожалению, имя автора не известно. Можно только сказать, что иллюстрация выполнена в классической граверной манере. И интерес в том, что это прижизненное издание поэмы, и скорее всего сам Пушкин регламентировал иллюстрации к своему произведению.

    

Поистине талантливые иллюстрации к произведениям Пушкина, раскрывающие авторский замысел, появились уже после смерти поэта – во второй половине 19 века. К работе над произведениями Пушкина обращались крупнейшие художники Михаил Микешин, Николай Кузьмин, Дмитрий Кардовский, Илья Репин, Мстислав Добужинский.

Особое внимание в своей лекции Ирина Валерьевна уделила иллюстрациям к роману «Евгений Онегин». «Отдельное место в художественной пушкиниане занимают иллюстрации к «Евгению Онегину», поскольку этот роман с давних времен привлекает внимание живописцев, и прежде всего особый интерес художников вызывает главная героиня романа Татьяна Ларина, о любви к которой признавался сам Пушкин», – отметила Ирина Розина.

При жизни поэта было напечатано всего 19 иллюстраций. Первое иллюстрированное издание Пушкина вышло в свет в 1858 году и иллюстрировались в нём в основном сказки. В 1888 году выходит серия «Иллюстрированная Пушкинская библиотека» из 40 книжечек ценой по три копейки, издание осуществлено было Флорентием Павленковым и носило просветительский характер. Известно, что в 1890-х годах иллюстрированные издания Пушкина имели колоссальный спрос.

В конце 19 века русские читатели познакомились с рисунками самого Пушкина. Были изданы его рукописи, испещрённые на полях рукой поэта. Их появление имело влияние и на художников, работавших с пушкинскими текстами.

Очень интересны иллюстрации к произведениям Александра Пушкина художника Константина Рудакова. Художник рисовал, в основном, портреты героев романа, но в них он, кажется, сумел ухватить главное. Татьяну Ларину нельзя назвать красавицей, но почему – то все хочется смотреть на неё, вероятно, потому, что она светится внутренней красотой, от неё идет свет. Художник сумел передать в одном потрете всю жизнь Татьяны, её добродетели и пороки.

В 1934 году вышло первое издание «Онегина» с рисунками Кузьмина. За рубежом роман с иллюстрациями художника выходил 12 раз. Это издание вызвало целую литературу отзывов. Общим было мнение, что художник повторял манеру набросков Пушкина на полях его рукописей. Сам художник писал, что он хотел «преодолеть, иллюстрируя Онегина, ….оперный штамп, освободить в сознании читателя роман Пушкина из-под наслоений оперных образов».

Павел Соколов младший современник Александра Сергеевича, выполнил рисунки к «Евгению Онегину» свинцовым карандашом, а некоторые акварелью. По собственному признанию, художник решил иллюстрировать поэму на свой страх и риск, однако постепенно увлекся работой и составил целый альбом иллюстраций, в который вошло 48 рисунков. Рисунки художника, по замечанию современников, точно передавали пушкинскую эпоху.

В ходе лекции заведующая Медиацентром также рассказала об иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Сказки Пушкина иллюстрировали многие художники, самые известные из них: Иван Билибин, Владимир Конашевич, Александр Куркин, Борис Дехтерев, Борис Зворыкин.

Нужно отметить, что в библиотеке № 24 им. А.С. Пушкина представлено более 50 копий иллюстраций к сказкам поэта, переданных из Всероссийского музея А. С. Пушкина г. Санкт-Петербург.

В завершении лекции слушатели задали Ирине Розиной много вопросов: «Можно ли говорить о тайнописи в рисунках А. С. Пушкина?», «Как иллюстрировали зарубежные художники произведения великого русского поэта?» и другие. Ирина Валерьевна ответила на все интересующие вопросы и, в свою очередь, поинтересовалась у преподавателей изобразительного искусства, любят ли рисовать дети на сюжеты произведений Пушкина, и какие сюжеты особенно ими любимы.

«Дети очень любят рисовать по мотивам произведений А.С.Пушкина, потому что сюжеты удивительно многообразны и интересны и дают возможность фантазировать. Пушкин умеет говорить с детьми на их языке и это вызывает отклик у учащихся. Лекция станет огромным стимулом еще больше говорить с детьми о выдающихся художниках и выдающемся поэте на занятиях и иллюстрировать произведения Пушкина каждый раз по-новому», – ответила Ирине Розиной Валентина Дикарева, преподаватель детской школы искусств № 13.

Сюжетное рисование по сказке А.. Пушкина | План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа):

Конспект  занятия

по  рисованию

в  подготовительной  группе

по  сказке  А.С. Пушкина

«Сказке о  царе  Салтане…»

Задачи:  

  1. Учитьизображать  несложный  эпизод  сказки,  передавая  выразительность  образа  через  цвет,  форму. Учить  самостоятельности  в  выборе  сюжета  и  техники  исполнения.
  2. Отрабатывать  умения  располагать  «сюжет» на  всем  листе  бумаги,  выделять  главное, выбирать  цветовое  решение.
  3. Развивать  у  детей  фантазию, воображение,  эмоциональное  отношение  к  изображаемому.
  4. Закреплять  умения  использовать  разные  художественные  материалы: восковые  мелки,  акварельные  и  гуашевые  краски,  цветные  карандаши.
  5. Воспитывать интерес  и  любовь  к  изодеятельности, вызвать  желание  помочь  малышам.

Материал:

  1. Листы  бумаги А – 4,
  2. Гуашь
  3. Акварель
  4. Восковые  мелки
  5. Цветные  карандаши
  6. Палитра
  7. Иллюстрации  к  сказке  Пушкина «О царе  Салтане…»
  8. Кисти
  9. Салфетки
  10. Аудиозапись  с  отрывками  из  оперы  Римского – Корсакова  к  «сказке о  царе Салтане»

Предварительная  работа:

  1. Чтение  сказки  Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане, сыне  его  славном  князе  Гвидоне  и  о  прекрасной  царевне  Лебедь»
  2. Прослушивание  сказки  в  аудиозаписи
  3. Рассматривание  иллюстраций  Конашевича,  Маврина  к  сказке
  4. Д/и « Многоплановость»
  5. Рисование фигуры  человека в  движении, дворцов, животных.
  6. Прослушивание  отрывков  из  оперы  Римского – Корсакова  «Сказка  о  царе  Салтане»

Ход  занятия.

Дети  заходят  в  группу. Показываю  книгу  без  картинок.

-Ребята, кто  из  вас  любит  сказки? А  книги  вы  любите?  Как  вы  думаете  книга  это  хороший  подарок?

Вот  и  я  так  подумала. Вчера  я  купила  книгу  в  подарок  малышам с  соседней  группы  к  Новому  году.

-А  вы  можете  сказать, как  называется  эта  сказка?

(Нет)

-Как  можно  догадаться  о  названии  сказки,  даже  если  не  умеешь  читать?

(По  иллюстрациям)

-А  в этой  книге  иллюстраций  нет.  

Посмотрите  понравиться  она  малышам?

(Нет, она  скучная,  неинтересная, не  яркая,  без  картинок)

-А  что  же  нам  теперь  делать?

(можно  нарисовать  иллюстрации  самим)

-Правильно, мы  с  вами  сейчас  станем  художниками – иллюстраторами  и  украсим  эту  книгу своими рисунками – иллюстрациями.

Эта книга со сказкой,  которая    называется  «Сказка  о  царе  Салтане, о  славном  сыне  его  князе  Гвидоне и  о  прекрасной  царевне  Лебедь»

-Давайте  вспомним  главных  героев этой сказки.

(воспитатель  читает  отрывки  из  сказки)

-Теперь  продумайте,  какого  героя, или  эпизод  из  сказки  вы  хотели  бы  изобразить,  какие  художественные  материалы  вам  понадобятся для  рисования: восковые  мелки,  цветные  карандаши, акварель  или  гуашь.

Садимся за  тот  стол,  где  есть  необходимый  вам  художественный  материал.

Дети  рассаживаются  за  столы  и начинают  рисовать.

(в  ходе  рисования  включаю  спокойную  музыку)

Физминутка.

-Ребята,  давайте  немного  отдохнем. Послушаем  отрывки  из  оперы  римского – Корсакова и  догадаемся  о  ком  рассказывает  эта  музыка, изображая  это  движениями.

-Молодцы, вы  очень  похоже  изобразили  всех  героев, а  теперь  продолжим  нашу  работу.

(В  ходе  рисования  прохожу,  смотрю,  помогаю  советами)

по  окончании  работы,  вывешиваю  рисунки  на  мольберты.

-Ребята,  как  вы  думаете,  чьи  рисунки  можно  добавить  в  нашу  книгу?

Дети  выбирают  понравившуюся  работу  и  рассказывают  почему  ее  нужно  включить  в  книгу  (какой  эпизод  изображен,

                                                      какими  материалами  пользовались,

                                                      какие  цвета  использовались,

                                                      правильно  ли  нанесен  набросок,      

                                                      простым  карандашом,

                                                      видна  ли  многоплановость,

                                                      как  раскрашен  рисунок,

                                                      передал  ли  настроение)

Я  думаю.  Что  все  сегодня  постарались,  нарисовали  замечательные  иллюстрации  к сказке. Они  немного  высохнут  и  мы  с  вами  украсим  ими  нашу  книгу. Как  вы  думаете,  такая  книга  с  нашими иллюстрациями  понравиться  малышам?

-Конечно,  понравиться.

Свободный  танец  детей  под  музыку  из  оперы «Сказка  о  царе  Салтане»

Выставка детских рисунков по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья».

Выставка детских рисунков по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 «У Лукоморья дуб зеленый;

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Златая цепь на дубе том:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  И днем и ночью кот ученый

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Все ходит по цепи кругом;

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Идет направо – песнь заводит,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Налево – сказку говорит…».

А.С.Пушкин

В отделении социального приюта для детей и подростков КГБУ «Троицкий КЦСОН»   с 10.06.19. по 20.06.2019 г.  была проведена выставка детских рисунков по произведениям А.С. Пушкина «У Лукоморья», посвященная Дню рождения великого поэта.

 Цель: Познакомить  детей с творчеством А.С. Пушкина. Развитие творческих способностей, фантазии детей.

         Воспитанники познакомились с творчеством великого поэта А.С.Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Салтане», Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие. Просмотрели мультфильмы по сказкам. В ходе рисования дети прослушали аудиозаписи произведений.

         Маленькие художники с большим вдохновением и энтузиазмом приняли участие в выставке, ведь сказки А.С. Пушкина они знают и любят с малых лет.

 

 

ВЕЛИКИЙ ПУШКИН, МАЛЕНЬКОЕ ДИТЯ!.. О Наде Рушевой. Евгения Рапопорт.: yasko — LiveJournal


Евгения Рапопорт, старший научный сотрудник Государственного Музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Надя Рушева… Таинственное и родное для нас, детей 60–70-х годов, имя. Мы будто всегда знали о Наде, как знали о Пушкине. Нам странно, что наши дети о Наде не знают. Впрочем, откуда им знать, если мы не рассказали, если последняя книга о Наде вышла двадцать лет назад, а редкие выставки ее рисунков проходят тихо и незаметно…

Надя Рушева внезапно умерла мартовским утром тридцать лет назад. Сегодня, в канун дня рождения Пушкина, нам хочется вспомнить о тоненькой, близорукой девочке и ее рисунках. В этих чудесных рисунках – чистота, легкость, созвучие Пушкину – необъяснимые.

Пусть они останутся с нашими детьми как щемящее напоминание о детстве, о Пушкине, о девочке Наде.

Надя Рушева прожила всего семнадцать лет, но оставила после себя такой значительный след в искусстве рисунка, что и сегодня, спустя тридцать лет после ее трагически внезапной смерти, существует “загадка Нади Рушевой”. О ней снимали фильмы, писали книги и статьи. За несколько дней до смерти, в марте 1969 года, снимались последние кадры в ее жизни, – это было в Царском Селе, в Лицее, там, где сочинял и читал стихи Пушкин, где его слушателями и собеседниками были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. О Пушкине художница говорила: “самый родной поэт”. Пушкин вошел в ее жизнь рано, в детстве, когда в 1959 году вместе с родителями – мать, Наталья Дойдаловна, была балериной, отец, Николай Константинович, – художником – Надя побывала в Ленинграде, в последней квартире Пушкина на Мойке, 12. В одном из своих интервью она сказала: “Сначала были рисунки к сказкам Пушкина… Папа читал книжки, а я рисовала в это время”. Тогда ей было всего семь лет, первые пушкинские рисунки – иллюстрации к “Сказке о царе Салтане”. В одиннадцать лет первые рисунки художницы появились в печати, в четырнадцать состоялась поездка в Варшаву.

Тема Лицея была едва ли не самой любимой. Надя Рушева – как будто его одноклассница, она, быть может, одного роста с Пушкиным, Дельвигом… На ее рисунках Пушкин-лицеист – долговязый, слегка неуклюжий, худой, с вытянутой шеей. Пушкин будто еще растет, он пока отрок.

В 1968 году, когда Наде Рушевой было 16 лет и с успехом прошла ее выставка в музее Пушкина на Мойке, она по просьбе известного пушкиниста А.И.Гессена проиллюстрировала первые главы готовящейся тогда к изданию его книги “Жизнь поэта”. Книга о Пушкине была задумана с иллюстрациями самого поэта, но, как известно, в детские и лицейские годы Пушкин почти не рисовал, точнее, его лицейские черновые рукописи не сохранились. Наде Рушевой, московской школьнице, предложили дорисовать то, что, может быть, нарисовал бы юный Пушкин.

О “Пушкиниане” Нади Ираклий Андроников сказал: “То, что это сделала девочка гениальная, становится ясно с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности…”

По стилистике рисунки Нади Рушевой напоминают рисунки самого поэта. .

Всматриваясь в ее работы, ощущаешь полет пера в руке, чем-то похожий на росчерк пера самого Пушкина, рисовавшего на полях рукописей. Но это ни в коей мере не подражание Пушкину – блистательному рисовальщику. Тема балета тоже близка Наде, так как ее мать, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, посвятила себя танцу, была одной из первых балерин Тувы.

Надя Рушева очень любила бывать на старом Арбате. Она говорила: “Идешь по старому Арбату… Вообще когда ходишь по нетронутым уголкам Москвы, ведь знаешь, что люди когда-то в этом доме жили, страдали, радовались. Согретые такие дома”. Без сомнения, Надя проходила мимо дома, где сейчас находится Музей-квартира Пушкина, что на Арбате, 53. Здесь жил Пушкин, здесь была его свадьба, бал, гости, друзья… Сегодня здесь хранятся рисунки Нади Рушевой.

У нее есть иллюстрации к К.Чуковскому, В.Шекспиру, Л.Кассилю, Ф.Рабле, Х.К.Андерсену, Н.Гоголю, Э.Гофману, Ч.Диккенсу, Д.Байрону, А.Грину, А.Дюма, Р.Киплингу, Д.Родари, Н.Некрасову, Ж.Верну, А.Блоку, В.Гюго, М.Булгакову, М.Лермонтову, А.Сент-Экзюпери, Э.Войнич…

Четыреста рисунков к “Войне и миру” .

Сто семьдесят иллюстраций к “Мастеру и Маргарите”.

К Пушкину – 300 рисунков!

Отец Нади, Николай Константинович Рушев, говорил, что она не умела рисовать натуралистически, никогда не копировала натуру. Ее рисунки во многом были импровизацией. Но импровизация сочеталась со стремлением детально ознакомиться с предметами и бытом эпохи, которой она интересовалась.

А.Гессен писал о Надиной “Пушкиниане”: “Меня поразили в них удивительное ощущение ушедшей эпохи, ясновидящее проникновение и настроение Пушкина и его поэзии”.

Надя не училась в художественной школе. У нее была прекрасная зрительная память и воображение. Сама сочиняла сказки и сама их иллюстрировала.

И вот появился Пушкин, которого никто никогда не видел и не представлял. Пушкин с детьми за столом. Мы его видели на балах, в опере, на балете, пишущим стихи, на Невском проспекте, в Гурзуфе, но никогда – кормящим из ложечки своего ребенка.

Надя как-то сказала: “В любой теме, которую я берусь иллюстрировать или просто делать рисунки, я всегда стараюсь рассмотреть детскую тему. На Мойке, 12, у Пушкина была квартира, а не просто кабинет, где он сидел и работал. Здесь должна быть домашняя обстановка, когда он среди детей. И я рисовала, как он сидит за обеденным столом, даже держит одного малыша на руках и кормит его из ложечки. А потом я рисовала просто так, не придерживалась никаких исторических фактов. Рисовала, что стало с его детьми, какие они выросли…”

“Надя в очках” – автопортрет в 15-летнем возрасте в Манеже. Очки, как у Дельвига…

После смерти Нади осталось десять тысяч маленьких новелл, выполненных фломастером, пером, карандашами, как записи в альбом пушкинского времени: впечатления, грусть, надежды… Первая часть коллекции поступила в музей в 1987 году. Тогда в нее вошли “Пушкиниана”, иллюстрации к Пушкину, Лермонтову (“Герой нашего времени”, “Маскарад”), Гоголю (“Ревизор”), автопортреты. В 1996 году поступила основная часть наследия, образующая ныне единый коллекционный фонд Нади Рушевой.

А первая выставка, организованная журналом “Юность”, была в мае 1964 года, когда Надя училась в 5 классе. За пять последних лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Всего на сегодняшний день прошло более ста выставок в России и за ее пределами: в Японии, Германии, Америке, Польше.

Данная статья была опубликована в номере 39/1999 газеты «Первое сентября» издательского дома «Первое сентября».

Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.

http://rusheva.com/cpg149/index.php

10 удивительных фактов о жизни самой юной художницы СССР

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» — лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова. 31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой «Избранное» решило восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой девочки.


1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.


Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева

Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

2. Рисовать Надя начала в пять лет

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время — рисовала то, что в данный момент чувствую <…> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“…»


Маленькая Надя Рушева с родителями

3. Надя никогда не пользовалась ластиком

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями.


Наталья Гончарова, жена Пушкина — пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой

4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади — её удивительное воображение, которому научить невозможно.



Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.


Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», — написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка — гений.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.


«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.

Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.


Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)


Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

Отдыхающая балерина (1967)

8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова


Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова — и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной — удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает… Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».


Однажды весной, в час небывало жаркого заката…


Мастер и Маргарита



Первая встреча Мастера и Маргариты



Маргарита выхватывает рукопись из огня



Поэт Бездомный

9. Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти. 

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма — те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.



Надежда Рушева. Автопортрет

10. Она умерла неожиданно

5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо — дожить до 17 лет с таким диагнозом. 

Никто не знал, что у Нади аневризма — она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.

Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки.

— из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность»

Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, — пишет Шеваров. — Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. „Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».


Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков — книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

Автор: Ирина Яцкевич

Смотрите также фильм о Наде Рушевой «Тебя, как первую любовь…»

рисунков Пушкина | Ода Александра Пушкина Свободе

Наследие Пушкина и Рисунки из книги

В возрасте тридцати семи лет Пушкин был расстрелян на дуэли, призванной защищать честь своей жены. Анонимное письмо спровоцировало цепочку событий, которая привела к последней дуэли Пушкина. Несмотря на то, что дуэль была противозаконной, Пушкин был настроен идти своим путем.
Пушкин боролся с самодержавием и своей ролью в нем.Считалось, что его стихотворение «Ода свободе» вдохновило дворян, или так называемых повстанцев, участвовавших в восстании декабристов. После смерти царя Александра Первого многие образованные дворяне пытались убедить самодержавие увидеть возможность написать русскую конституцию. Так называемые «мятежные» дворяне хотели создать правительство с истинным представлением власти и справедливости для всех людей — как это сделала Америка — потому что нет справедливости без свободы и свободы.Те, кого считали лидерами восстания, были повешены. Некоторые из этих людей были друзьями Пушкина.
В моей книге «Ода Пушкина свободе» узнайте о его жизни и любви, а также о том, где он нашел вдохновение как для своих стихов, так и для прозы. Пушкин писал только тогда, когда чувствовал вдохновение. Семь лет понадобилось ему, чтобы закончить свой шедевр в стихах «Евгений Онегин».
Там, где романтизм был в моде, он разработал свой собственный литературный жанр, известный как реализм.В то время как власть имущие считали, что он должен писать, как сэр Вальтер Скотт или лорд Брайон, Пушкин настаивал на создании своего собственного жанра и обретении собственного голоса. Этот новый жанр стал известен как реализм, и из-за этого он стал известен как отец русской литературы, оказавший влияние на таких писателей, как Лев Толстой и многих других, которые пришли после. его.
Пушкин боролся с отсутствием свободы слова и жестким использованием цензуры. Эта борьба с Цензором длилась всю его жизнь.У него были реальные проблемы с Цензором, который хотел изменить свои «ночи» на «дни» и вычеркивал слова, которые он тщательно выбрал, чтобы вызвать чувства.
Был период во время ссылки Пушкина, когда он исследовал идею атеизма. Он видел лицемерие в религии. Утверждение, что он изучает атеизм, доставило ему массу неприятностей с семьей, друзьями и самодержавием.
Увлечение Пушкина своим прадедом по материнской линии, которого привезли в Россию в рабство, послужило основой для написания «Капитанской дочки.История гласит, что царь Петр Великий был очарован людьми из других частей света, а прадед Пушкина приехал в Россию как молодой храбрый чернокожий принц из Эфиопии. Он был известен как Ганнибал (Ганнибал) и в конечном итоге получил свободу в качестве подарка от Петра Великого. Пушкин любил идею свободы как подарок.
Шедевральный роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» породил женский голос по вопросам любви. Он написал этот роман, когда был в ссылке, и он был напечатан по главам за семилетний период в российском серийном журнале.Многие персонажи, о которых он писал, были реальными людьми, чьи имена он изменил, чтобы защитить их. На протяжении всей работы есть строфы, в которых он использует «прямой адрес» для читателя. Эту технику Шекспир также использовал во многих своих произведениях. Это набросок Анны Керн, замужней женщины, которую Пушкин когда-то любил в юности.
Идеи Пушкина о критическом мышлении и использовании критики для повышения значимости литературы были новинкой 1800-х годов.Его понимание ремесла критики и различных техник рассказывания историй свидетельствует о его способности влиять и вдохновлять других.
Эскиз жены Пушкина Натальи. Считалась самой красивой женщиной России того времени. Вам придется прочитать мою книгу, чтобы увидеть, что между ними произошло. Чтобы прочитать мою книгу, зайдите в Amazon или Barnes and Nobel или в книжный магазин Xlibris в Интернете и найдите Ода Пушкина .


Произведения Пушкина

  1. Евгений Онегин (шедевр и роман в стихах)
  2. Капитанская дочь
  3. Египетские ночи
  4. Борис Годунов (спектакль)
  5. Сказки Белкина
  6. Сказки позднего Ивана Петровича
  7. Пиковая дама
  8. Цыгане
  9. Каменный квест
  10. Полтава
  11. Руслан и Людмила (по мотивам «Царевны-невесты»)
  12. Медный всадник
  13. Ода Свободе
  14. Моцарт и Сальери (вдохновленные «Амадеем»)
  15. Скупой рыцарь
  16. Сказка о рыбаке и золотой рыбке
  17. Сказка о золотом петушке
  18. Мертвая принцесса и семь рыцарей (по мотивам «Белоснежки и семи гномов»)
  19. Бахчисарайский фонтан
  20. Арион
  21. Демоны
  22. Пророк
  23. Зимняя дорога

… и многие другие

ГМИИ им. А.С. Пушкина.Пятьсот лет мастер-рисунков

Анри Матисс (Le Cateau-Cambrésis 1869 — 1954 Nice,) Портрет Лидии Делекторской , 1945

Уголь, 527 × 405 мм
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
© Наследие Х. Матисса

Вторая часть выставки посвящена европейскому и русскому авангарду начала 20 годов, от Матисса и Пикассо до Делоне, через Синьяк, Хуана Гриса, Фернана Леже (с семью рисунками) и также Франц Марк, Пауль Клее, Джорджо де Кирико и Модильяни.

В ГМИИ хранится большая коллекция рисунков Матисса. Большинство из них было подарено Лидией Делекторской, секретарем, другом и сотрудником Матисса. Ее Портрет — один из шедевров выставки. Стирая и бесконечно переделывая свой рисунок, Матисс все дальше и дальше уходил от первоначального описательного аспекта портрета в поисках рисунка с сильными, чистыми линиями.

Если рисунок Dance кажется знакомым, это потому, что он связан со знаменитой одноименной картиной Матисса, которая сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.Обнаружив картину в Париже в феврале 1909 года, известный русский коллекционер Сергей Щукин пожелал получить подобное панно для своего особняка в Москве.

Пабло Пикассо (Малага 1881 — 1973 Мужен), Этюд для «Композиции с черепом» , 1908

Гуашь, акварель по эскизу графитом, 323 × 249 мм
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
© Succession Picasso 2019

Зал посвящен шести рисункам Пикассо, хранящимся в ГМИИ в Москве.Среди них подготовительный рисунок для картины Пикассо «Композиция с черепом » (1908), типичный для эстетики кубизма, величайшим интерпретатором которой был сам Пикассо: здесь, в абстрактном пространстве, смелые цвета кубизма сочетаются с ритмами деконструированных объектов.

Подобно выставке в рамках выставки, подборка русских рисунков иллюстрирует общее развитие Школы, от участников художественных коллективов на рубеже веков ( Мир Искусства , Голубая , Союз Русских художников) до Советское искусство, в котором новые сюжеты и оригинальная пластическая экспрессия выдают глубоко измененное положение вещей.В то время как некоторые из художников при жизни пользовались большой известностью на Западе — Шагал, Кандинский, Татлин, Малевич, — другие, такие как Дейнека, станут откровением для публики.

Картина Василия Кандинского «Композиция E » прекрасно иллюстрирует его творчество начала 1910-х годов. Он был очарован синтетическим искусством, исследуя взаимодействие живописи и музыки, проводя параллели между цветом и звуком, линией и ритмом. Его акварели — настоящая симфония цвета.

В 1964 году искусствовед, коллекционер и основатель Fondation Custodia Фриц Лугт (1884-1970) побывал в России, где посетил Отдел эстампов и рисунков Пушкинского музея. Он считал это последней крупной коллекцией рисунков, которую еще предстоит обнаружить. Теперь французская публика также может полюбоваться шедеврами из Пушкинского музея.

Почитаемый поэт Александр Пушкин рисует этюды Николая Гоголя и других русских художников

Спросите американца или англичанина, кто лучший русский поэт, и они искренне задумаются над вопросом.Один и тот же вопрос, заданный русскому, неизменно дает один ответ: Александр Пушкин. В то время как его репутация пользуется определенной известностью в некоторых редких литературных кругах на Западе, в России поклоняются Пушкину: ученики начальной школы заучивают его стихи, и трудно найти человека, не знающего сюжета Евгения Онегина .

В общем, этюды Пушкина — столь любимые в России, что их собирали и публиковали много раз — остались почти неслыханными в других местах.Выше мы включили простой рисунок великого русского писателя Николая Гоголя, нарисованный поэтом. На следующем изображении ниже Пушкин изобразил еще одного авторского современника — Александра Грибоедова, чей Горе от ума остается русским классиком.

Ниже изображен сам поэт, все кудри и бакенбарды, на автопортрете, датируемом где-то между 1827 и 1830 годами.

Пушкин часто записывал эти очаровательные черно-белые наброски как в своих личных сочинениях, так и на полях своих рукописей.Последнее изображение, страница из Евгений Онегин, — потрясающий пример его записных книжек. Наряду с текстом Пушкин включил эскиз известного русского живописца и аристократа, с которым автор наверняка был знаком: графа Федора Петровича Толстого (не путать с Львом Толстым).

Илья Блиндерман — писатель, изучающий культуру и науку из Монреаля. Следуйте за ним на @iliablinderman или читайте больше его работ в Huffington Post.

Связанное содержание:

Историческая встреча Диккенса и Достоевского, раскрытая как великая литературная мистификация

Лекции Джорджа Сондерса о великих русских, воплощенные в жизнь в студенческих зарисовках

Стивен Фрай представил шесть русских писателей в новом документальном фильме «Открытая книга России»


Жемчужины Одесского Пушкинского музея


Музей находится в квартире бывшей гостиницы барона Жан-Франсуа Рено, где Пушкин жил в 1823 году.Пушкин провел здесь тринадцать месяцев. В стенах этой квартиры он завершил поэму «Бахчисарайский фонтан», написал стихотворение «Цыгане», написал тридцать лирических стихотворений и две с половиной главы романа «Евгений Онегин».

Улица, где жил великий поэт, ранее называлась Итальянской, в 1880 году была переименована в Пушкинскую. Музей великого поэта действует здесь уже более 30 лет.

Ежегодно музей посещают десятки тысяч человек. Встречи с творческими и научными работниками, открытые уроки, консультации для студентов, вечера, посвященные памяти А.Пушкина здесь держат. Есть также книжные и художественные выставки.

В Одесском музее Пушкина можно познакомиться со старинными гравюрами пушкинской Одессы, портретами поэтов, уникальными рисунками с автографами Пушкина, редкими прижизненными изданиями произведений Пушкина.

В этой статье мы хотим рассказать вам о десяти наиболее ценных экспонатах музея, а также приглашаем вас посетить музей в ближайшее время.

Хотелось бы, душой, написать тебе целый роман — последние три месяца жизни, вот в чем суть: моё здоровье давно требовало морских ванн, я насильно уговорил Инзова отпустить меня в Одессу.Я уехал из Молдавии в Европу. Ресторан и итальянская опера напомнили старину и, ей-богу, обновили мою душу…

A.S. Пушкин в письме младшему брату Льву
25 августа 1823 г.,

Главное фото: «Александр Пушкин на берегу моря», одесский художник Леонид Пастернак, 1896

1. Факсимильная копия рукописи Пушкина — глава из «Евгения Онегина» («Я жил тогда в пыльной Одессе…»), 1825.

Слева: Д.Белюкина иллюстрация к роману А.С. Пушкин «Евгений Онегин» | Справа: записки Пушкина

2. Переводы произведений Пушкина на европейские языки , сделанные в Одесской типографии.

Прежде всего поражает обилие языков, которых в той или иной степени коснулся Пушкин. Французский, старофранцузский, итальянский, испанский, английский, немецкий, древнегреческий, латинский, древнерусский, церковнославянский, сербский, польский, украинский, иврит, арабский, турецкий — шестнадцать языков.

3. Трагедия Ланжерона «Мазаниелло» с автографом автора. Таких книг в мире всего две: одна в Одессе, вторая в Сорбоннском университете (Париж).

4. Игровая фигура , устричный щиток и монеты 1822, , найденные при раскопках на месте легендарного казино , в которое любил часто бывать Пушкин.

5. Программа лицея Ришелье , составленная лично Ришелье.

6. Умывальник , который находился в кабинете Воронцова Михаила . Возможно, его коснулась и рука Пушкина.

7. Эскиз стихотворения Пушкина «К морю» («Прощай, вольная стихия»). Здесь хорошо видно, насколько тщательно поэт работал над своими произведениями.

Это стихотворение написано в память о Байроне, скончавшемся 19 апреля 1824 года. Тема «Прощание с морем» также связана с отъездом Пушкина из Одессы в село Михайловское.Первоначальный набросок стихотворения был сделан в Одессе, а уже в селе Михайловское он был закончен. В 1825 году поэма вышла в печать. Среди главных героев текста, помимо лирического героя и Байрона, подразумевался Наполеон, но в то время это не могло звучать открыто, поэтому Пушкин заменил некоторые строки прямыми намёками на бывшего императора точками.

И.К. Айвазовский, И. Репина. «Прощание Пушкина с морем»

8. Мемориальная доска Пушкину , которая висела на стене женской школы на Слободке, недалеко от рынка.Авторам текста в несколько строк удалось представить практически всю биографию поэта.

9. Зал, посвященный памятникам Пушкина в мире — от Австрии до Канады и Литвы. Их более пятисот.

Слева: открытие памятника Пушкину в Москве 6 июня 1980 г. | Справа: Памятник Пушкину в Москве, украшенный красными знаменами, 1917 г.

10. Первая скульптура , созданная после смерти Пушкина. Его автор — скульптор Джованни Витали , 1837 г.

Талантливый скульптор итальянского происхождения Иван Петрович (Джованни) Витали, живший в России, познакомился с Пушкиным 3 мая 1836 года в Москве и выразил желание создать его скульптурный портрет. Однако поэт отказался. Поэтому после его смерти, в апреле 1837 года, Виталий создал в Москве бюст Пушкина. В 1837 году скульптор создал гипсовую версию, а позже — мраморную. Скульптурный портрет отличает лаконичная четкость и пластическая завершенность. Современники единодушно отмечали убедительность и правдивость образа поэта.

Александр Пушкин — Джованни Витали

В.Л. Пушкин. К стихотворению Пушкина, 2013

Описание
Шепицова, Елена Владимировна (1958-).
В. Л. Пушкин. На стихотворение А.С. Пушкин, 2013 [Изоматериал: электронный ресурс] / рис: Э. В. Шипицова. — Электронные данные (1 файл: 1,9 МБ). — (Москва:, [2015]).-
Режим доступа: Интернет-портал Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцин.
Опубликовано в издании: Шипицова Е. Избранное. [В 3 часа]. Часть 1 / Елена Шипицова; [сост. О.Ю. Ефимов]. [Б. м., 2015]. 86 с.
Электронная репродукция рисунка.
Репродукция графического произведения «В.Л. Пушкин: К А.С. Пушкину», (2013), художник — Елена Шипицова. Бумага, перо, тушь.
Копирование пользователями запрещено.
Шипицова Елена Владимировна — московский художник-график, член Союза художников России, Союза художников Русского дворянского собрания, Союза журналистов России, Московского дворянского собрания, Общества потомков Отечественной войны 1812 года; автор эмблемы Союза женщин России (1996 г.).Наиболее известен своими иллюстрациями к произведениям Александра Пушкина. Выполняет работу пером и тушью, без предварительных зарисовок. Он хранитель редкого графического стиля рисунка, характерного для XIX века. В творческом багаже ​​художника — тысячи работ, более ста персональных и коллективных выставок по всему миру, несколько десятков книг с рисунками художника. Работы автора находятся в собрании Императорского Русского Дома и других Императорских Домов Европы, а также в музеях России и за рубежом.Использованные материалы: сайт «ArtNow.ru» — современное искусство «(http://artnow.ru/gallery/0/10728.html), публикации: Шипицова Е.В. Избранные. [Через 3 часа] / Елена Шипицова; [составитель О. .Ю. Ефимов] [БМ, 2015] .
Ефимов, Олег Юрьевич (знаток истории русского дворянства, материаловед) .1. Пушкин, Василий Львович (1770-1830). Работы — Иллюстрации. 2. Народ (сборник). 3. Русский язык (сборник). 4. А.С. Пушкин (сборник). 5. Графика — Российская Федерация.
BBC 85.103 (2) 64y6
BBK 63,3 (2) 52n6
BBK 83,3 (2 = 411,2) 52n6
Источник электронной копии: Из частного собрания
Место хранения оригинала: Из частного собрания

Русская литература | Британника

Полная статья

Русская литература , совокупность письменных произведений на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.

Необычная форма истории русской литературы вызвала множество споров. Три крупных и внезапных разрыва делят его на четыре периода — допетровский (или древнерусский), имперский, послереволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (годы правления 1682–1725), стремительно вестернизировавшего страну, привели к настолько резкому разрыву с прошлым, что в XIX веке было принято утверждать, что русская литература зародилась всего за столетие до этого. Самый влиятельный критик XIX века Виссарион Белинский даже предложил точный год (1739), когда началась русская литература, тем самым отрицая статус литературы для всех допетровских произведений.Русская революция 1917 года и большевистский переворот позже в том же году создали еще один серьезный раскол, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход к власти Михаила Горбачева в 1985 году и распад СССР в 1991 году ознаменовали еще один драматический прорыв. Что важно в этой модели, так это то, что перерывы были скорее внезапными, чем постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой истории литературы.

Британская викторина

Русская литература

Вы думаете, что знаете о русской литературе? Проверьте свои знания с помощью этой викторины.

Самым знаменитым периодом русской литературы был XIX век, когда за удивительно короткий срок были созданы некоторые из бесспорных шедевров мировой литературы.Часто отмечается, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения создано при жизни одного человека — Льва Толстого (1828–1910). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни одной культурой благодаря явному сосредоточенному литературному блеску.

Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет в качестве определяющих характеристик глубокий интерес к философским проблемам, постоянное самосознание своей связи с культурами Запада и сильную тенденцию к формальным нововведениям и новаторству. нарушение принятых общепринятых норм.Сочетание формального радикализма и увлечения абстрактными философскими проблемами создает узнаваемую ауру русской классики.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Древнерусская литература (10–17 вв.)

Традиционный термин «древнерусская литература» анахроничен по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, очевидно, не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого.Более того, термин, который представляет точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских произведений, затемняет тот факт, что восточнославянские народы (земель, которые тогда назывались Русью) являются предками украинцев и белорусов, а также современный русский народ. Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к появлению современной украинской и белорусской литературы. В-третьих, литературным языком, установленным в Киевской Руси, был церковнославянский язык, который, несмотря на постепенное увеличение количества местных восточнославянских вариантов, связал культуру с более широким сообществом, известным как Slavia orthodoxa , то есть с восточно-православными южными славянами Балканы.В отличие от настоящего, это более крупное сообщество преобладало над «нацией» в современном понимании этого термина. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, можно ли эти тексты должным образом называть литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения преимущественно эстетической функции, поскольку эти сочинения обычно писались для церковных или утилитарных целей.

Накануне — Пушкинский дом

Выставка русской художницы и активистки Виктории Ломаско, которая рассказывает о повседневной жизни простых людей.Ломаско будет расписывать фрески прямо на стенах дома, связанных с ее графическими репортажными работами — основными средствами ее искусства.

Чтобы работать, Ломаско путешествует по бывшему Советскому Союзу и проводит время с теми, кто редко бывает представлен в СМИ — разговаривает с ними и рисует их. Маргинальные, но все же важные массовые группы, фигурирующие в работе Ломаско, включают: бастующих водителей грузовиков, разбивающих лагерь на заснеженных дорогах, скромных домохозяек, выступающих против строительства новой церкви над детской площадкой, москвичей, протестующих против массового сноса домов, крупных демонстраций против официальной политики власти, невидимые и безгласные рабы столичной буржуазии, небольшого сообщества ЛГБТ в сонном постсоветском городе — всех людей, чье скромное существование игнорируется мейнстримом.На протяжении многих лет Ломаско организует художественные мастерские для несовершеннолетних в центрах содержания под стражей, женщин в кавказских горных деревнях, везде используя искусство как средство освобождения и самовыражения.

«Ее портреты обладают удивительной непосредственностью, они придают красочность и человечность тому, что иногда бывает мрачно. Когда она показывает возбужденные скопления людей, гитары, плакаты и воздушные шары, полосы света освещают темноту ».
The Guardian

« Хотя ее фигуры изображены широкими черно-белыми мазками, Ломаско изображения богобоязненных старушек, молодых скинхедов и ярких дальнобойщиков никогда не попадают в ловушки пародии, презрения или стереотипов.’
The New Yorker

Повествование выставки развилось вокруг метафоры снежного пейзажа, который заглушает и сдерживает идеи и движения. Выставка последовала за недавней публикацией книги Ломаско «Другая Россия» n + 1 в США и Penguin в Великобритании — книга вошла в шорт-лист Премии Пушкинского дома за русскую книгу в этом году.

Станьте первым комментатором

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *