Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Ритм в композиции картинки – 10.Композиция. Ритм. — База знаний

Содержание

10.Композиция. Ритм. — База знаний

Цель сегодняшнего занятия: Изучить  связь ритма и композиции, какие ритмы бывают и создать ритмичный город на формате А4.

Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.

 

Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.

Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.

Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

 

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.

Различают несколько видов композиций и форм орнамента.

Прямой ленточный

Центрический замкнутый

Прямой сетчатый

Упражнение №1.

Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.

Ход работы:

  1. Закомпоновать квадраты и основную композицию
  2. Заполнить один квадрат
  3. Устроить мини-просмотр с последующей корректировкой
  4. Заполнить остальные
  5. Завершить работу финальной композицией

 

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):

Упражнение №2.

На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.

Ход работы:

  1. Мозговой штурм;
  2. Эскизирование 1 — 3 шт;
  3. Обсуждение и определение итогового эскиза;
  4. Компоновка на формате;
  5. Проработка итоговой работы.

 

learn.unium.ru

Я — Фотограф!: Ритм в фотографии

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости нашего блога!
Сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить ритмам в фотографии.
Ритм – одно из самых простых и, в то же время, самых сильных выразительных средств фотографии. Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие.

Ритмика в фотографии разнообразна, она может выражаться в чередование объектов, теней, оттенков или цветов на фото в определенной последовательности.
Ритм фотографии является не только элементом композиции кадра, но и средством достижения ясности формы.
Ритмическое чередование линий в кадре притягивает внимание зрителей. Его присутствие создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы. Выражает идею непрерывности, периодичности, протяженности снимаемого объекта в пространстве и во времени.
Использование ритма — это отличная возможность выделить основную мысль фотографии, при этом зритель имеет возможность с легкость увидеть творческий смысл произведения, заложенный автором.

Прежде всего, следует определиться, из чего собирается ритмическая композиция? Условно, исходный материал для ее создания можно разбить на три основные группы:

Линии

Пятна


В свою очередь, ритм также может быть простым и сложным. Понятия «простое» и «сложное» достаточно относительны. Однако в ритмике находят достаточно явные проявления. Так, явный ритмический рисунок статичных предметов с равномерным и равноудаленным расположением на плоскости можно назвать простым ритмом. Особенно это касается одинаковых или однородных предметов.

Начиная с простого, поищите ритмы в статичных композициях, например в архитектуре. Четкая архитектурная ритмика не такая живая, она статична и редко дает простор воображению. Но она четко выражена и дает достаточно полное представление о ритмах.

Сложные ритмы — это когда элементы меняются сразу по нескольким параметрам. К примеру, изменяется конфигурация формы и заметно происходит насыщение по цвету или меняется расстояние между объектами и одновременно идет к уменьшению форма, которая тоже меняет свою фактурную характеристику.

Переходя к более сложным ритмам, ищите пересечения ритмических рисунков, разные направления и сочетания. Некая хаотичность размещенных предметов с первого взгляда, с иного ракурса может оказаться закономерной, ритмичной.

А сейчас небольшое практическое задание. Посмотрите внимательно на фото вверху и попытайтесь определить, какие ритмы есть на данном изображении? Своими наблюдениями вы можете поделиться в комментариях!

Для работы с ритмами существуют два способа: подчеркнуть его или нарушить. Подчёркнутый ритм усугубляет чувство размера и расширения. Смысл в том, чтобы увеличить ритм и заполнить им кадр. Он может включать в себя лица людей в толпе, линии однородных растений, кирпичи стены и прочее.

Нарушить ритм можно, найдя объект, который ломает непрерывную повторяемость форм и линий ритма. Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент. Акцент в композиции можно изобразить изменив форму, цвет или размер объекта. Фотографировать нарушенный ритм нужно с осторожностью; здесь пригодится правило третей.

Создавая фото композицию с ритмом, помните, что по правилам линейного повторения, элементы, из которых Вы создаете ритмику фото, не должны быть расположены параллельно относительно нижнего обреза кадра, необходимо визуально «увести» их вглубь по диагонали.
И в завершении хотелось сказать, что помимо ритма в кадре должны быть и другие приёмы/объекты/идеи. Сам по себе ритм очень редко когда стоит внимания. Это должно быть подкрепление вашей композиции. Но не вся композиция.
Мир ритмов ограничен только вашей фантазией и натренированностью вашего взгляда. Внимательный взгляд на окружающий мир поможет вам самим найти свои ритмы и структуры. Статью для Вас подготовила Ирина
Использовались материалы сайтов:
http://v-mishakov.ru/
http://fotoadvice.ru/
http://davidwphotos.com/
http://art-social.ru/

im-a-photographer.blogspot.com

Ритм в композиции рисунка. Перевод Дж.Ловетта

Перевод статьи Дж.Ловетта https://www.johnlovett.com/placement

Ритм в композиции рисунка — один из неочевидных, на первый взгляд, но наиболее важных моментов. Речь идет о корректном расположении предметов, расстоянии между ними, а так же повторении тех или иных элементов картины. 

Ритм в композиции рисунка: пример 1

В качестве простого примера давайте возьмем картинку с забором.

Мы понимаем, что забор — это серия повторяющаяся столбиков, вкопанных в землю, с натянутой в несколько рядов проволокой. Если это изобразить, то забор будет выглядеть так: 

ритм в композиции

Согласитесь, для зрителя картины это не очень интересно из-за отсутствия каких-либо изменений в расстоянии. 

Если же присмотримся к забору чуть дольше, то заметим, что не все столбики одинаковы. Часть их заменена — некоторые сделаны из тонкой проволоки, некоторые из бруса. И далеко не все вертикальные.

Мы также сможем заметить, что перед забором кое-где растет трава, что встречаются одиночные высокие сорняки.

Если мы нарисуем забор с учетом всех этих едва уловимых особенностей, он вдруг чудным образом обретет собственный выразительный характер:

ритм в композиции

Точная природа и местоположение этих особенностей не так важны, как просто выявление их существования.

После того, как мы заметили эти особенности, мы можем разместить их в картине случайным образом, так, как это было бы в природе. Иными словами, то, что мы ищем — это вариативность и разнообразие, существующие в монотонности забора.

После того, как вы вооружитесь этими знаниями, вы сможете не только сделать забор убедительным, но и, если необходимо, привлечь внимание к определенной его части.

В заборе выше внимание обращено на доминирующий в общем ряду столбик. Используйте эту особенность, чтобы подтолкнуть движение взгляда к фокусной точке картины.

Ритм в композиции рисунка: пример 2

Подобный подход может быть использован и с повторяющимися мачтами лодок.

Если мы посмотрим на фотографию, то заметим, что мачты различаются по расстоянию, высоте, толщине, углу наклона и тональности. Мы также заметим множество небольших контрастных горизонтальных и диагональных отметок, которые образуют целый лабиринт из мачт и оснастки.

ритм в композиции

Чтобы воспроизвести впечатление этой путаницы из мачт и оснастки, нам не нужно тщательно копировать то, что мы видим на фото. Нам просто нужно понять это разнообразие, а затем воссоздать его на листе.

ритм в композиции

Меняя высоту, толщину, тон, интервал и цвет мачт, добавив немного тонких диагональных линий и маленьких горизонтальных отметин,  получается передать убедительное впечатление путаницы, которые мы видим на снимке.

Отличие фото и картины состоит в том, что мы можем сознательно организовать эту путаницу, чтобы сосредоточить взгляд зрителя в необходимой области (в нашем случае — над красной лодкой). Выше, толще, темнее — вот простые секреты, которые привлекут к мачтам внимание.

Больше переводов Дж.Ловетта:

Ритм в композиции рисунка: пример 3

Вариации размеров, формы, цвета, тона и текстуры повторяющихся прямоугольников —  вот элементы, которые создают интерес к этой картине с домиками. 

Более темные тона в большой форме слева позволяют фокусировать взгляд в этой части рисунка. Это поддержано также темными контрастными деревьями позади и линией забора, ведущей к фокусной точке через весь передний план.

ритм в композиции

IИнтересно, что объект расположен в верхней трети картины, и образует сильнейший тональный контраст на расстоянии трети линии хребта.

Следует заметить, столбы, мелкие прямоугольники, точки и отметки вокруг более крупных по форме построек нужно тщательно продумывать. Тогда они будут иметь случайный и естественный вид.

Ритм в композиции рисунка: пример 4

Эта картина также опирается на продуманную взаимосвязь геометрических форм.

Безусловно, общая идея работы была взята с натуры. Но в конечном итоге, перемежая тем или иным образом окна и двери, я стремился добиться изменения интервалов, размеров, цвета, тона и форм, а не оставаться верным тому, что было передо мной на самом деле.

ритм в композиции

Ритм в композиции рисунка: пример 5

В этой картине сконцентрировать взгляд зрителя помогает дерево, доминирующее по вертикали. Впечатление усиливается сходящимися линиями берегов реки.  А неравномерность кроны и веток соседних деревьев добавляют правдоподобности, поскольку отличаются по оттенку, форме и размерам.

ритм в композиции

Небольшие пятнышки краски и чернил, нанесенные вдоль краев реки и линии горизонта, выглядят естественно за счет изменения размера, формы и осознанных «случайных» интервалов.
Вкрапления ультрамариновой гуаши в области глубоких теней привнесло в них жизнь. А бледные пятна ультрамарина, сделанные в нижней части работы уже акварелью, связали их с гуашевыми.

Удивительно, но каждая случайность в вашей работе требует внимательного осмысления. Мы возлагаем серьезные ожидания от «случайного» размещения объектов на листе, поскольку наш глаз постоянно наблюдает эту «случайность» в природе. Когда мы видим надуманный порядок того, что должно казаться случайным, это выглядит просто неправильно.

Держите взгляд осознанным на каждом элементе картины. И совсем скоро он станет для вас второй натурой, помогая добиться в картине правильного расположения объектов, чувства пространства и ритма.

Перевод статьи Дж.Ловетта https://www.johnlovett.com/placement

Подборка полезных статей по теории живописи:

izo-life.ru

Ритм в фотографии, как композиционный прием

Ритм в фотографии — это определенный способ организации, подразумевающий чередование с определенным интервалом. Если рассматривать понятие подробнее, то можно заметить, что чередование предметов и событий обнаруживается повсюду. Вся жизнь подчинена ритмам. Земля вращается вокруг Солнца, и день сменяется ночью. Осень — зимой, весна — летом. Само время в нашем понимании состоит из повторяющихся секунд, минут, часов, дней. Биение нашего сердца, дыхания — это тоже ритм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наше восприятие тоже подчиняется этим законам. Люди с гораздо большей легкостью усваиваем информацию, организованную ритмически, чем ту, в которой этого нет. Некоторые виды искусств, например, музыка и поэзия, подчиняются этому закону.

В визуальных искусствах ритм не обязателен, но неправильное использование этого принципа может испортить восприятие от фотографии. Он является очень сильным изобразительным средством, и применять его надо с умом. Ритм один из инструментов фотографа для организации содержания снимка,  является одним из приемов композиции.

Композиционные приемы в фотографии

Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Это соотношение и взаиморасположение частей кадра. Существуют следующие композиционные приемы:

  • правило третей;
  • симметрия;
  • глубина резкости, расфокусировка;
  • Виньетка, естественная рамка;
  • диагонали и треугольники;
  • нечетные объекты;
  • пространство в кадре;
  • точка съемки;
  • направление и пространство;
  • цвет;
  • баланс;
  • ритм.

Ритм в композиции для фудфото

В произведении искусства ритм понимается как закономерное чередование каких — либо композиционных элементов. Несколько последовательно повторяемых в определенном порядке композиционных элементов. Один их примеров -уходящий в даль кадра ряд капкейков на столе. Ритм в фотографии многогранен, он может выражаться даже в чередование теней, оттенков или цветов на фото в определенной последовательности. Ритмом называется всё, что повторяется.

Удачно выявленный ритм на фотографии становится отличной основой для кадра, т.е. делает снимок привлекательным и одновременно гармоничным с точки зрения зрителя. Хотя при просмотре фотографий мы никогда не задумываемся об этом. На подсознательном уровне этот способ организации пространства считывается очень четко. А вот не удачное использование этого приема может полностью разрушить кадр. Обычно ритмичность на фото начинает ощущаться зрителем при повторении трех-четырех элементов, хотя наилучший эффект возникает, когда число этих элементов намного больше.

Ритм как часть композиции

Очень важно понимать, что ритм как часть композиции должен быть логичен на вашем фото. В природе можно встретить различные повороты: рисунок цветка, линейные повторы волн, складки песков или столбы, деревья, забор, полосы на одежде. Неумелое использование ритма в кадре, может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Человеческий мозг любит цепляется за линии в кадре и следить за ними и если эти линии уходят за кадр, то человек автоматически убегает с вашей фотографии. Обращайте внимание на текстуру в кадре. Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

Ритм — это часто жесткий контраст, который притягивает взгляд и опять же уводит человека с главного объекта съемки. Поэтому если ваш главный объект в кадре не входит в структуру ритма, то лучше не использовать этот принцип на коммерческих продающих фото. Основной ошибкой использования этого приема на фото еды — это жесткий ритм на фоне. Полосы на фото фонах, очень сильно отвлекают смотрящих и часто уводят взгляд человека из кадра, происходит дисгармония между активным фоном и нежной кондитерской продукцией. Сами посмотрите на любое фото где белые доски и черные промежутки — нравится? или чувствуется раздражение? А если полоса на столе, то сразу хочется следить за линией, то есть уйти из кадра. А у коммерческой фотографии другая задача- удержать взгляд клиента, как можно дольше на фото.

Примеры ритма в фуд фотографии

Рассмотрим следующие примеры фото, где использован принцип ритма, для привлечения внимания зрителя. Очень хороший прием при съемки тортов, показать разрез изделия. Кондитеры часто замечают, что самый большой отклик получают фотографии разрезов. Особенно где четко видно слои изделия. Это и понятно, поскольку такое сочетание в кадре и есть то самое повторение линий. За который цепляется мозг и рассматривает фотографию детально.

Ещё один хороший пример, это декор на торте в виде шоколадных подтёков. Завораживает и заставляет рассматривать изделие подробнее.

Можно разложить так продукцию в кадре, чтобы создать ритм. Например конфеты, капкейки, зефир. Мы видим, что початки кукурузы создают определённый ритм, так же как хлебные палочки. Помните, что всё в кадре должно быть логично. На данном фото показан процесс украшения продукции и понятно, почему пирожные  расположены именно так.

Один из ошибочных использований ритма в фудфото это злоупотребление этим приемом за счет фотофона. Поскольку контрастные линии уводят взгляд человека от основного объекта в кадре. Не вызывают желаемого результата. А цель фудфотографии продажа продукции на фото.

annakalinicheva.ru

Ритм в композиции

Откуда в обыкновенном плоском изображении — появляется ритм? Как и для чего он применяется в изображении? Ритм «оживляет» любое изображение, придает особую выразительность, особый шарм, заставляет глаза зрителя – путешествовать по изображению – совершенно особым путем, что создает — особое впечатление!

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:


© Анри Картье-Брессон

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):


© Карпин Антон

Наш мир наполнен ритмами! Ступени лестниц, узоры оград, текстуры тканей, и многое другое! Попробуйте самостоятельно поэкспериментировать с этим удивительным свойством нашего мира! Ссылки на свои фотографии – можно оставлять в комментариях, а я — автор этих строк — по возможности покритикую ваши работы 🙂

© Racter 

Ритм в композиции фотографии. Откуда в изображении появляется ритм? Как и для чего применяется ритм в изображении? Ритм «оживляет» любое изображение, придает особую выразительность, особый шарм, заставляет глаза зрителя – путешествовать по изображению – совершенно особым путем…

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

 

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

 

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

 

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

 

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

 

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ритму прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

 

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников:

 

 

 Попробуйте самостоятельно поэкспериментировать с ритмом! Ссылки на свои фотографии – можно оставлять в комментариях, а я постараюсь покритиковать ваши фотографии 🙂


creazon.ru

РИТМ В ФОТОГРАФИИ Ритм в фотографии —

РИТМ В ФОТОГРАФИИ РИТМ В ФОТОГРАФИИ

Ритм в фотографии - это несколько последовательно повторяемых в неком определенном порядке композиционных элементов. Ритм в фотографии — это несколько последовательно повторяемых в неком определенном порядке композиционных элементов. Уходящий в даль ряд шезлонгов на пляже — это ритм. Столбы вперемежку с деревьями вдоль дороги — это тоже ритм, но уже не такой однородный. Ритмика в фотографии разнообразна, она может выражаться даже в чередование теней, оттенков или цветов на фото в определенной последовательности. «Ритмом» называется всё, что повторяется!

Если у вас есть хотя бы малейшая возможность создать в кадре ритмическую композицию, то Если у вас есть хотя бы малейшая возможность создать в кадре ритмическую композицию, то ей нужно пользоваться, не задумываясь.

Ритм в фотографии, можно разбить на три основные группы ЛИНИИ Ритм в фотографии, можно разбить на три основные группы ЛИНИИ

Пятна Пятна

Объекты Объекты

Функции, которую выполняет ритм в композиции снимка 1. Ритм, как основа композиции В этом Функции, которую выполняет ритм в композиции снимка 1. Ритм, как основа композиции В этом случае ритм является основным выразительным средством и держит на себе всю композицию снимка. Уберите ритм с такой фотографии, и на ней не останется ничего заслуживающего внимания.

2. Ритм, как вспомогательный прием Ритм, как одно из нескольких выразительных средств, примененных для 2. Ритм, как вспомогательный прием Ритм, как одно из нескольких выразительных средств, примененных для создания композиции. На всех приведенных фотографиях ритм не является единственным выразительным средством.

3. Ритм, как эффектный фон для основной композиции Фон снимка является полноценным элементом композиции. 3. Ритм, как эффектный фон для основной композиции Фон снимка является полноценным элементом композиции. Ритм, организованный на фоне главного объекта съемки, не отвлекает внимание и, одновременно, придает композиции краткость, отточенность и поэтичность.

4. Ритм, как сопутствующий элемент композиции. Во многих случаях ритмический рисунок кадра почти не 4. Ритм, как сопутствующий элемент композиции. Во многих случаях ритмический рисунок кадра почти не обращает на себя внимания. Он превращается, как бы, в «сопутствующий» элемент композиции. Чередование каменных плит стены Петропавловской крепости вносит в композицию дополнительную организованность и лаконичность.

5. Ритм, как способ выделения главного объекта. При помощи ритма можно очень эффектно акцентировать 5. Ритм, как способ выделения главного объекта. При помощи ритма можно очень эффектно акцентировать внимание зрителя на сюжетно важном объекте. Для этого главный объект в кадре должен выпадать из ритмического построения, диссонировать ему. Быть лишним в череде линий и пятен. если вы хотите привлечь внимание зрителя к объекту, нужно сделать так, чтобы этот объект нарушал ритм снимка.

 Для того, чтобы научится использовать ритм в композиции своих снимков, в первую очередь, Для того, чтобы научится использовать ритм в композиции своих снимков, в первую очередь, необходимо выработать привычку обращать внимание на естественные ритмические построения, которые встречаются на каждом шагу. Посмотрите внимательно вокруг себя. Книги на полке, доски паркета, окна домов напротив, фонарные столбы, аллеи деревьев, паутины проводов, шпалы трамвайных путей – все это ритмы, которые нужно уметь замечать. Для того чтобы научится отображать ритм на фотоснимке, обращайте внимание для начала на более статичные ритмические рисунки. Научитесь правильно выбирать точку съемки, при которой ритм будет наиболее выражен. Переходя к более сложным ритмам, ищите пересечения ритмических рисунков, разные направления и сочетания. Некая хаотичность размещенных предметов с первого взгляда, с иного ракурса может оказаться закономерной, ритмичной. Помните, правильно обыгранный ритм – это почти гарантия хорошей фотографии.

 Для того, чтобы научится использовать ритм в композиции своих снимков, в первую очередь,

Равновесие и симметричное построение фотографии Равновесие и симметричное построение фотографии

 Симметрия фотографии - расположение объектов в кадре таким образом, при котором они почти Симметрия фотографии — расположение объектов в кадре таким образом, при котором они почти или полностью зеркальны по отношению к центру кадра. Симметричный кадр. Правая и левая части изображения зеркальны (не абсолютно)

 Симметрия фотографии - расположение объектов в кадре таким образом, при котором они почти

Для чего используют прием симметрии в фотографии? Симметричная композиция используется для создания ощущения покоя, Для чего используют прием симметрии в фотографии? Симметричная композиция используется для создания ощущения покоя, устойчивости, отсутствия динамики, в некоторых случаях — величества. Симметричный кадр быстро и легко воспринимается зрителем.

 Симметрия может быть: горизонтальной, вертикальной, диагональной. Симметрия может быть: горизонтальной, вертикальной, диагональной.

В симметричной фотографии объект в кадре находится в равновесии и устойчивости. Ни правая, ни В симметричной фотографии объект в кадре находится в равновесии и устойчивости. Ни правая, ни левая, ни верхняя, ни нижняя части не «тяжелее» друга. Нет ощущения, что какая-то из частей «тянет» фотографию в свою сторону.

В симметричной фотографии объект в кадре находится в равновесии и устойчивости. Ни правая, ни

Репортажная, уличная съемка Снимая на улице, вы так же можете разнообразить свои снимки с Репортажная, уличная съемка Снимая на улице, вы так же можете разнообразить свои снимки с помощью приема «симметрия». Часто, запечатляя архитектуру, фотографы прибегают к симметрии, что позволяет показать ее с непривычной и необычной для нашего глаза стороны. воздухом».

Пейзажная съемка Зачастую, снимая пейзажи, фотографы ищут, например, отражения в воде, что приводит к Пейзажная съемка Зачастую, снимая пейзажи, фотографы ищут, например, отражения в воде, что приводит к горизонтальной симметрии.

Портретная съемка В портретной съемке симметричным могут быть: 1. Главный объект съемки (человек). Учитывая Портретная съемка В портретной съемке симметричным могут быть: 1. Главный объект съемки (человек). Учитывая то, что мы от природы не абсолютно симметричны, в своем фотографическом искусстве мы можем создавать художественные образы, то есть, к примеру, максимально приближенного к абсолютной симметрии человека. (его лицо, его тело и т. д. ) 2. Второстепенные объекты (задний план, предметы интерьера и т. д. ). Что вызовет в определенной ситуации нужные, исходя из замысла творца, чувства от увиденного кадра.

 Портрет погрудный. Девушка представлена в анфас. Задний план представляет собой симметричный объект в Портрет погрудный. Девушка представлена в анфас. Задний план представляет собой симметричный объект в виде некоей арки. В целом — анфас + симметричный задний план создают общую симметрию фотографии. Симметрия делает фотографию простой и понятной для взора.

Равновесие выражает представление об устойчивости и завершенности. Глаз всегда ведь улавливает зрительное равновесие между Равновесие выражает представление об устойчивости и завершенности. Глаз всегда ведь улавливает зрительное равновесие между изображенными предметами и фигурами, находящимися в правой и в левой стороне изображения. Принцип равновесия — один из основных законов композиционного построения фотографического снимка. Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее. Также можно уравновешивать, с точки зрений композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса

Равновесие выражает представление об устойчивости и завершенности. Глаз всегда ведь улавливает зрительное равновесие между

 Добавляем новый объект (в нашем случае - человек) и помещаем его в левую Добавляем новый объект (в нашем случае — человек) и помещаем его в левую часть кадра. Композиция начинает стремится к асимметрии, при том, что фон остается по-прежнему симметричным.

Главный объект развернут в сторону - несимметричен. Но Задний план и ландшафт симметричны. Главный объект развернут в сторону — несимметричен. Но Задний план и ландшафт симметричны.

Симметричное заключение. Подводя итоги: помните, для чего нужна симметрия и асимметрия. Прежде чем сделать Симметричное заключение. Подводя итоги: помните, для чего нужна симметрия и асимметрия. Прежде чем сделать кадр, обдумайте настроение кадра. Сопоставьте эмоциональный посыл, исходящий от симметрии (покой, устойчивость и пр. ) и от асимметрии (динамика, естественность, хаотичность и пр. ), с эмоциональным посылом вашего замысла. В целом, симметрия в портретной съемке, как и в остальных жанрах, создает простоту восприятия, покой, уравновешенность кадра

Симметричны ли данные кадры? Симметричны ли данные кадры?

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная) Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Симметричен ли кадр или асимметричен? В случае симметрии, назовите ее тип (горизонтальная, вертикальная, диагональная)

Домашнее задание Сделать снимки: РИТМ 1 кадр - Ритм, как основа композиции 1 кадр Домашнее задание Сделать снимки: РИТМ 1 кадр — Ритм, как основа композиции 1 кадр — Ритм, как вспомогательный прием 1 кадр -Ритм, как эффектный фон для основной композиции 1 кадр — Ритм, как сопутствующий элемент композиции. 1 кадр — Ритм, как способ выделения главного объекта. СИММЕТРИЯ 1 кадр-горизонтальная симметрия 1 кадр –вертикальная симметрия 1 кадр –диаганальнач симметрия

present5.com

Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров

Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Композиционный и геометрический центр.

Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.

Основы композиции в дизайне, фото № 1

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.

Основы композиции в дизайне, фото № 2

Способы выделения композиционного центра.

Основы композиции в дизайне, фото № 3

Динамика и статика.

Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.

Основы композиции в дизайне, фото № 4

Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.

Основы композиции в дизайне, фото № 5

Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.

С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.

Основы композиции в дизайне, фото № 6

В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Основы композиции в дизайне, фото № 7

Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.

Метр и ритм.

В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.

Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.

Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.

Основы композиции в дизайне, фото № 8

Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.

Основы композиции в дизайне, фото № 9

Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.

Основы композиции в дизайне, фото № 10

Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.

Основы композиции в дизайне, фото № 11

Перспективное сокращение.

Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.

Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.

Основы композиции в дизайне, фото № 12

Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.

Основы композиции в дизайне, фото № 13

Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Основы композиции в дизайне, фото № 14

___________________________________________________________________________________________

Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).

__________________________________________________________________________________________

В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.

Спасибо за внимание!

От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.

Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.

www.livemaster.ru

Станьте первым комментатором

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *