Градиентные ND фильтры. Что нужно знать
Вы, наверное, слышали фразу «градиентный фильтр нейтральной плотности» или «градиентный ND фильтр». Если вы начинающий фотограф, возможно, вы не в курсе её значения. Градиентные фильтры нейтральной плотности (другими словами, градиентные ND фильтры) используют для управления освещённостью различных областей кадра и распределением тонов на снимке, создавая изображение близкое к тому, которое «видит» зрительная система человека.
Многие профессиональные пейзажисты используют данный фильтр. Давайте узнаем, что эти фильтры представляют из себя и когда их следует применять.
Представьте, глядя на яркий расцветающий во всех красках восход, небо, залитое жёлтыми и оранжевыми цветами. Освещение создаёт сильные контрасты, но если вы будете переводить взгляд с одних частей снимаемой сцены на другие, вы легко различите детали как на интенсивно светящемся небе, так и на тёмном рельефе под ним. Вы заметите, что пейзаж фактически можно разделить по освещённости на две области: одна находится ниже уровня горизонта, другая – выше.
К сожалению, до тех пор, пока вы чем-то не затемните часть кадра, соответствующую области над уровнем горизонта, разница в освещённости «верхней» и «нижней» областей будет оставаться настолько большой, тоновый диапазон снимаемой сцены настолько широким, что с помощью современных фотографических технологий вы не сможете «охватить» его целиком. Соответственно, происходит потеря деталей, запечатлённое камерой изображение совершенно отличается от той картинки, которая создаётся нашей зрительной системой.
Градиентный ND фильтр располагается так, чтобы его «затемняющая» часть закрывала часть кадра, соответствующую наиболее светлой области неба. В таком положении он может значительно уменьшить разницу в освещённости верхней и нижней части кадра (
Применяем градиентный фильтр нейтральной плотности
Шаг 1. Фотографируйте в ручной режиме
Используйте режим «M» – ручной режим съёмки. С установленным фильтром у камеры могут возникнуть сложности с корректным определением экспозиции. Если вы снимаете пейзаж, установите значение диафрагмы равным 11 или 16 и наведите резкость на объект, удалённый от вас примерно на треть расстояния до последнего значимого объекта в сцене, например, до линии горизонта.
- Прим. переводчика
Шаг 2. Замерьте уровень освещения
Настройте в фотоаппарате режим замера экспозиции по всему кадру – оценочный (или матричный). Тогда камера будет рассчитывать экспозицию, оценивая кадр по всей его площади. В точечном и центрально-взвешенном режимах экспозамера электронику могут «сбить с толку» очень светлые области снимаемой сцены (ознакомьтесь с нашим руководством «Применение ручного экспонометра»).
Шаг 3. Оцените гистограмму
Сделайте «пристрелочный» кадр. Проследите по гистограмме, что градиентный фильтр уменьшает тоновый диапазон настолько, чтобы на ней не наблюдались «пересветы» в светлых областях изображения и «завалы» в тёмных областях.
Если гистограмма отстоит далеко от правого края, то, скорее всего, плотность фильтра слишком велика в данной съёмочной ситуации (изучите наше руководство «Читаем гистограмму вашего пейзажа»).
Располагаем градиентный фильтр правильно
Важно помнить, что положение градиентного фильтра (выше-ниже) создаёт или разрушает фотографию. Что может быть проще случая, когда напротив вас в снимаемой сцене ровная линия горизонта? Однако, тематические сайты и издания полны пейзажами, на которых видна граница между «затемняющей» и прозрачной частями градиентного фильтра.
Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)
На фотографии выше видно, что градиентный фильтр с «быстрым» переходом, поглощающий свет на 8 EV (прим. переводчика – другими словами, через «затемняющую» часть фильтра проходит в 16 раз меньше света, чем через прозрачную), установлен слишком низко. К тому же, линия перехода наклонена в кадре относительно линии горизонта.
Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)
Снимок выше той же сцены демонстрирует правильное положение градиентного фильтра. Последний поглощает свет лишь от полоски неба, не «заползая» на нижнюю часть кадра.
Об особенностях градиентных ND фильтров
Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)
Градиентный фильтр нейтральной плотности не следует путать со своим «родным братом» – фильтром нейтральной плотности (ND фильтр). Несмотря на то, что они создают одинаковый эффект, в отличие от ND фильтра, который затемняет кадр по всей площади, градиентный ND фильтр обладает затемняющим свойством лишь на одной своей половине.
Также градиент характеризуется «быстротой» перехода: короткий, резкий, переход («hard-step») и длинный, плавный, переход («soft-step»). Градиентный фильтр с коротким переходом следует применять в сюжетах с ярко выраженной границей между затемняемой и нетронутой частями кадра, например, в съёмке морских пейзажей. В то время как, градиентный фильтр с длинным переходом используется, когда граница между разноосвещёнными областями неравномерна, неочевидна.
Наравне с ND фильтрами градиентные ND фильтры различаются по степени поглощения света. Наиболее распространены ND2, ND4 и ND8. Большинство фотографов покупают набор градиентных фильтров, чтобы быть подготовленными к разнообразным условиям освещения. Вы можете приобрести держатель под пластинчатые фильтры, с помощью которого можно закреплять фильтры перед передней линзой объектива. Однако, после недолгих тренировок можно научиться держать градиентный фильтр рукой.
Как и для всего фотографического оборудования в выборе градиентных ND фильтров существуют свои подводные камни и требуется поиск компромиссного решения. Градиентные фильтры линейны, поэтому производимый ими эффект однороден по всей поверхности.
Это означает, что прибрежное солнце, закатывающееся за глыбы скал, или небо на фоне городских строений, или отдельно растущие деревья будут изображены силуэтами, вместо того чтобы оставаться различимыми для глаза зрителя. Если вы видите, что применение градиентного фильтра очевидно, у вас не остаётся другого выбора, кроме как прибегнуть к цифровой обработке изображений.
Однако, в пейзажной фотографии в относительно простых сюжетах нет ничего более быстрого и приемлемого по производимому эффекту, чем выравнивание освещения с помощью градиентного ND фильтра.
С практикой, при должном внимании к положению фильтра, «градиенты» помогут создать вам фотографии профессионального качества.
Автор статьи: J. Meyer
Обзор градиентных светофильтров от B+W
Здравствуйте, друзья!
Сегодня я подготовил небольшой обзор градиентных светофильтров от B+W. Весьма полезная в пейзажной фотосъемке вещь, которую многие начинающие фотолюбители почему-то не используют.
к содержанию ↑
Если вы будете наблюдать внимательно за освещенностью неба и земли (как и положено пейзажному фотографу), то заметите, что утром и вечером наличествует большой перепад яркости между ними. Утром и вечером земля ужё черная т.к. солнце на неё почти не попадает, а небо еще светлое т.к. солнце полностью не село.
Грубо данную картинку можно представить в оттенках серого так…
Если я буду экспонироваться на тёмную землю, то получу полностью переэкспонированное небо. Если буду экспозицию ставить по небу, где есть яркое солнце, то получу черную землю, которую без почти полной потери цвета не вытащить потом в RAW конвертере. К сожалению, современные фотокамеры не могут иметь такую же широту восприятия яркостей как наш глаз и чтобы иметь возможность зафиксировать красоту в полной мере нужно выровнять экспозиции для неба и для земли.
Для таких кадров имеет смысл использовать градиентный светофильтр.
Здесь использован градиентный светофильтр B+W F-Pro 702 Graduated ND filter 25% MRC
камера: FUJIFILM GFX 50s
параметры съемки: f8, 30 sec, iso 100
Постепенно Солнце садится и освещенность в кадре выравнивается.
Здесь уже бесполезно использовать градиентный светофильтр.
Днём тоже зачастую встречаются сюжеты, где по каким-то причинам небо оказывается слишком светлым. Например, когда я снимал Смольный собор, вдалеке в небе висела дымка и небо казалось белёсым. Фильтр
к содержанию ↑
Пример я отснял на рисовых полях Индонезии. Снимал в горной местности, внизу простирались зелёные поля, а вверху плыли неторопливые белые тучки. Солнце светило весьма ярко, так что белые тучки были намного ярче чем рисовые поля.
Объектив у меня был Canon TS-E 24/3.5 II для которого имелся градиентный светофильтр B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC, т.е. с градиентом в одну ступень. Но и это уже лучше, чем ничего т.к. вытащить из переэкспозиции небо было бы нереально и также хотелось сохранить насыщенный зеленый цвет травы на полях.
Одной ступени мне не совсем хватило и потому я в Adobe Camera Raw еще затенил на 0.2 EV и притемнил синий во вкладке HSL/Grayscale -> Luminance.
В результате я получил такую картинку.
А если бы я не использовал градиент, то мне было бы сложно затемнять синий цвет, который был бы почти выбит на всей поверхности неба. В идеале здесь пригодился бы фильтр на 2 ступени, чтобы не нужно было обращаться к настройкам ACR, но получилось хорошо, я не зря взял этот градиент на 82 мм.
к содержанию ↑
На сегодняшний день выбор не так велик, есть две основные серии (701 и 702) и весь список такой:
— B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC,
— B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC,
— B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm sheet filter,
— B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm sheet filter.
Два последних пункта это прямоугольные светофильтры и про них в этой статье мы не будем говорить.
Наименование | Ступени экспозиции | Пропускание, % |
---|---|---|
B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC | 1 | 50 |
B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC | 2 | 25 |
B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный) | 1 | 50 |
B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный) | 2 | 25 |
к содержанию ↑
B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC
B+W 701 Graduated ND Filter 50 %
Данный светофильтр даёт затемнение на одну ступень экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.
к содержанию ↑
B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC
B+W 702 Graduated ND Filter 25 %,
Данный светофильтр даёт затемнение в две ступени экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.
Градиентное затемнение осуществляется за счёт специальных тонких плёнок и маскирования просветления. На фото вы видите градиент с мягким краем.
Более подробно по технологии градиентных фильтров B+W от компании Schnieder в ответ на мой запрос:
On the photo you see a strong specular reflection. This is the absorption effect because you see the special coating in reflection. If you look at the transmitted light straight through a camera, then you can see the gradient better.
The gradient of this filters is soft. By gradient “hard” you will see the transmitted light in a very strong line in the middle of the filter.
The gray gradient is applied by means of thin-layer technology. The special coating process requires a special masking. This is associated with certain manufacturing tolerances, with the result that the graduation boundary is not exactly parallel. because this transition is outside the focus range, the effect is not visible and there is no static transition.
Перевод
На фотографии вы можете заметить сильное отражение от специального покрытия на стекле. Если вы посмотрите именно на проходящий свет, то сможете увидеть структуру градиента лучше. Тип градиента этого фильтра «мягкий». На «жестком» градиенте вы увидите явно различимую линию градиента именно в проходящем свете.
Технология серого градиента представляет собой нанесение тонких плёнок. Технология нанесения пленок включает в себя применение специальных масок. С этим связаны допуски производства, которые приводят к тому, что градиент не является идеально ровным, но это допустимо т.к. линия перехода находится вне зоны фокуса и не заметна на снимке.
к содержанию ↑
Среди градиентных светофильтров, в первую очередь, нужно сделать разделение на круглые и прямоугольные.
Круглые более компактные и всегда изготовлены из стекла.
Прямоугольные градиентные светофильтры чаще всего изготавливаются из акрила CR-39 и занимают значительно больше места (100 х 100 мм, 100 х 150 мм, 150 ч 170 мм и т.д.). Чем фильтры крупнее, тем легче их случайно сломать или поцарапать.
Исключением являются фильтры MPTV от Schneider Kreuznach и ранее описанные мной Hitech Firecrest — оба варианта стеклянные.
Круглые градиентные светофильтры, как правило, имеют некоторую существенную толщину т.к. они идут в стандартной оправе, а прямоугольные устанавливаются в специальный держатель и потому их использование на сверхширокоугольных объективах ограничено только величиной самого фильтра.
Зато круглые градиентные светофильтры могут быть просто накручены на объектив, в том числе поверх других фильтров, а прямоугольные нуждаются в установке специального держателя — компендиума, который в случае хороших прямоугольных светофильтров стоит вполне приличных денег.
Также стоит отметить важный момент. Все светофильтры делятся на просветленные и без просветления. И, к сожалению, должен отметить, что все прямоугольные светофильтры, в том числе достаточно дорогие, просветления не имеют. Например, это касается светофильтров LEE.
А вот прямоугольные градиентные светофильтры B+W Graduated ND Filter серий 701 и 702 имеют мультипросветление, которое позволяет им лучше держать контровый и боковой свет без падения контраста и дополнительных бликов.
к содержанию ↑
Должен сказать, что градиентные светофильтры B+W радуют качеством исполнения. Чем больше я снимаю, тем больше «придираюсь» к качеству снимков и замечаю огрехи своих и чужих инструментов. Разбирая свои старые снимки удивляюсь, что выбрать из них что-то достойное сегодняшнего уровня уже сложно.
При съемке использован светофильтр B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC 77мм на объективе Canon EF 100/2.8L IS USM через понижающее переходное кольцо 77->67.
Меня радует обстоятельство, что светофильтры B+W Graduated ND Filter претендуют на то чтобы надолго задержаться в моем рабочем наборе светофильтров.
к содержанию ↑
Давно хотел поделиться с вами информацией по своему набору используемых светофильтров. В отпуск я взял такой комплект светофильтров (это не всё что есть у меня, а только то что я собирался использовать). Кстати, вышла уже третья часть про Индонезию
Поляризационный светофильтр крайне полезная вещь, потому я беру его всегда. В данном случае у меня их в наборе 3шт, под каждый объектив. B+W Circular Polarizer F-Pro S03 MRC на 82 мм под Canon TS-E 24/3.5 II (пейзаж с шифтом и фрагменты с тилтом), B+W XS-Pro HTC KSM Pol-Circ MRC-Nano 67mm на Canon 100/2.8L IS USM (макро и теле), B+W Circular Polarizer F-Pro S03 MRC на 77 мм под Canon 24-70/2.8L (повседневные фото, ростовые портреты).
Разница в съемке с поляризатором и без него огромна. И разница эта вовсе не в синем небе, а в насыщенности цветов, которую иначе не получить.
B+W XS-PRO ND1000 MRC Nano 77 мм сразу на три объектива по необходимости съемки текущей воды. Для 100 мм объектива у которого 67 мм диаметр под фильтр есть step-up ring, а для тилт-шифта у которого 82 мм есть step-down ring. Всё запасено заранее…
B+W 106M ND 1.8-64X 77mm (1066168) это просто менее плотный затемняющий фильтр и в стандартной оправе. Разбогатею — поменяю на тонкую оправу т.к. для пейзажа лучше всегда в запасе иметь в тонкой оправе. Но он работает до 24мм фокусного расстояния, так что тоже сгодится на все три объектива. ND1000 иногда оказывается слишком плотным, всё-таки он используется в основном днем и вечером, а на самом закате лучше ND64. Вообще-то у меня полная коллекция затемняющих светофильтров от ND2 до ND1000, в том числе варио, но вот незадача — они все на диаметр под светофильтр 67 мм, так что сгодятся нынче только для Canon 100/2.8, а мой любимый объектив сейчас Canon TS-E 24/3.5 II. Не нужно меня троллить по поводу цейсов, они особенные. Но нет у них тилт-шифта… А вес рюкзака сильно ограничен моими физическими возможностями и лимитом на провоз багажа авиакомпании.
Вес фоторюкзака получился 18 кг вместе с планшетом и макбуком про 15″.
Также вы видите на картинке упомянутые в статье фильтры B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC и B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC. Честно говоря, я бы взял один на 25% (-2 ступени), но он у меня на 77 мм и может виньетировать.
В идеале я бы хотел на 3 ступени, но B+W сейчас на 3 ступени градиентов не выпускает, а я для экономии места и большей прочности беру только круглые.
Дальше идут эффектные светофильтры: звёздные и один со смягчающим эффектом (B+W Soft-Pro). Про фильтры с софт-эффектом и объективы с таким эффектом я писал подробно. Вторая статья по софт-фильтрам здесь.
Звёздные светофильтры называются B+W Cross Screen и описаны в общей статье по фильтрам B+W
Отдельная статья про звёздные светофильтры здесь
Тему контрастных светофильтров (091 — красный, 040 — оранжевый, 022 — жёлтый) я еще не раскрыл до конца, а имеющимся опытом поделюсь с вами в отдельной статье. Лавры Анселя Адамса не дают мне спать 🙂
В правом столбце на общем снимке фильтров — инфракрасные фильтры (все, которые выпускаются на сегодняшний день и доступны для широких масс: 093, 092 и R72) и ультрафиолетовый фильтр, который позволяет снимать в ультрафиолете B+W 403.
к содержанию ↑
Заведует реализацией фильтров моя жена Аня, так что по всем вопросам к ней, а также можете оставлять комментарии под этой статьёй и другими — я их увижу и постараюсь ответить и помочь с приобретением фильтров.
evtifeev.com
Серый градиент — нейтрально серый и градиентный светофильтры- в чем разница? — 2 ответа
Градиент серый
Автор ЄотоАнгел задал вопрос в разделе Выбор, покупка аппаратуры
нейтрально серый и градиентный светофильтры- в чем разница? и получил лучший ответ
Ответ от Алексей Широкин[активный]
ND для съемки на длинных выдержках в дневное время и не только, затемняют весь кадр.
Градиентники они затемняют горизонт на 1, 2 стопа, или больше бывают разные с растушовкой и без, бывают так же еще только на закат, там полоска серая идет только через верхнюю часть фильтра,
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: нейтрально серый и градиентный светофильтры- в чем разница?
Ответ от Влад[гуру]часть темнее другой — градиент. Серый — полностью затемнён.
Ответ от Yuri Belyansky[гуру]
Отличие вам уже объяснили. Добавлю для чего такие фильтры используются.
Нейтрально-серые светофильтры нужны, чтобы снизить яркость и дать возможность снимать с более длительными выдержками или шире открывать диафрагму. Открывая диафрагму можно размыть зону нефокуса сильнее, это чаще всего используется для портретной съёмки. Выдержку увеличивают для того, чтобы быстро движущиеся объекты смазывались. Часто это придаёт кадру динамику. Также дополнительную выразительность (несколько сюрреалистического характера) может придать длительная выдержка при съёмке воды, городских улиц. Нейтрально-серые светофильтры необходимы при видеосъёмке, особенно в яркий солнечный день, потому что в кадрах с короткой выдержкой движущиеся объекты (в каждом отдельном кадрики) не смазываются и на экране возникает так называемый «эффект стробоскопа». Выдержка при видеосъёмке должна примерно соответствовать удвоенной частоте кадров в секунду (как в кино). Скажем, если вы снимаете 25 кадров в секунду, то выдержка 1/50. При ярком свете добиться такой выдержки без нейтрального светофильтра невозможно, простого закрытия диафрагмы не хватает (да и просто закрывать диафрагму выше чем, до 8 или 11 нежелательно из-за потери резкости).
Нейтрально-серые светофильтры бывают разных плотностей. Обозначения тоже встречаются разные. лучше всего ориентироваться на количество ступеней экспозиции, которые такой фильтр «снижает». Самым универсальным (на практике) является нейтральный светофильтр на три ступени. (2х — одна ступень, 4х — две, 8х — три и т. д.). Нейтральные светофильтры с переменной плотностью (любых производителей) сравнительно неравномерны.
Градиентный фильтры нужны, если в разных частях кадра освещение резко меняется. Например, с помощью градиентного светофильтра можно притемнить небо в пейзаже. Градиентный фильтры бывают также цветными, с их помощью можно добивать интересных эффектов. Один из моих самых любимых фильтров — градиентный «туманник», также для эффектов.
На снимках градиентный «туманник»
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Сибирь на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Сибирь
Светофильтр на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Светофильтр
2oa.ru
Градиентный фильтр и с чем его едят?
Разница между круглым и прямоугольным фильтром
Производителей светофильтров есть великое множество, самые известные производители круглых фильтров это B+W и Marumi. Такой светофильтр накручивается на объектив с размещением темной стороны к необходимой части кадра. Прямоугольные объективы выпускают такие бренды как Lee Filters или Cokin. Эти фильтры ставятся в специальный держатель.
Так же уделю два слова и дешевым китайским светофильтрам, которые, как и все китайское имеют право на существование. Среди этих товаров, есть хорошие фильтры, нормальные и очень плохие. Какой вид и качество попадет лично вам, сказать никто не может. Однако же цена целого набора такого оборудования может стоить в десять раз меньше одного фирменного аксессуара. Решать только вам.
Круглый светофильтр градиентный хорош тем, что производители, следящие за своими изделиями, делают его из качественного стекла, да еще и могут добавить многослойное просветление. Минусом может быть то, что линия разделения проходит прямо посередине стеклышка. Поэтому, как бы вы его не крутили композицию кадра нужно строить исходя из этого условия. В общем, этот нюанс может оказаться большой помехой, особенно в том случае если горизонт сильно смещен из центра. А если вспомнить элементарные правила построения композиции, то так бывает в большинстве случаев.
Прямоугольные фильтры, крепящиеся через специальный держатель, представляют собой нечто совершенно другое. Возьмем, к примеру, светофильтры Cokin. Они сделаны из пластика и естественно на них нет просветления. Многие фотографы сразу же отмахиваются от них, так как пластик это просто нечто ужасное! И, тем не менее, такой фильтр с фирменным держателем можно не только крутить, но и двигать вверх-вниз столько, сколько вам может захотеться! Цена на эти фильтры, так же сильно отличается от стеклянных собратьев, причем в меньшую сторону. Такие фильтры нельзя игнорировать, обратите на них свое внимание.
fotokto.ru
Градиентные фильтры: anton_petrus — LiveJournal
По просьбам трудящихся написал небольшой ликбез по работе с нейтрально-серыми градиентниками. Пользуюсь ими в 90% съемко на природе, поэтому имею некоторый опыт работы с ними 🙂При съемке пейзажа фотограф зачастую встречается с различными проблемами освещенности. В большинстве случаев разница экспозиционная разница между небом и передним планом (ПП) может привести к пересвету первого и к недодержке второго либо наоборот. В таких случаях спасти может или бреккетинг с последующим наложением кадров с различной экспозицией в графическом редакторе или же нейтрально-серый градиентный фильтр. Нейтрально-серый градиентный фильтр – один из самых важных инструментов фотографа-пейзажиста. Его действие основано на достаточно простом принципе – он затемняет небо, выравнивая освещенность переднего плана и неба, позволяя, таким образом, нормально экспонировать кадр. Выглядит градиентник как пластиковая прямоугольная либо же квадратная пластинка разделенная на две половины – одна из них прозрачная, предназначенная для ПП, вторая – затемненная, для проявления неба. Для разных условий освещения существуют фильтры различной плотности.
В идеале пейзажисту хорошо бы иметь весь комплект, чтобы быть вооруженным на все случаи жизни. Градиентный фильтр плотности 0,3 понижает освещенность неба на 1 ступень, 0,6 – на две и 0,9 – на три ступени. В наиболее популярной на территории СНГ серии градиентников Cokin они соответствуют фильтрам ND2 (0,3 ступени), ND4 (0,6) и ND8 (0,9). Фильтра с плотностью 0,6 ступеней вполне достаточно при съемке сцен освещенных дневным светом, а с плотностью 0,9 – для съемки рассветов-закатов где ПП достаточно слабо освещен, а небо очень яркое.
Градиентные фильтры одной плотности выпускаются в двух вариантах – с мягким (Soft) и резким (Hard) переходом между темной и светлой частью. Фильтр с мягким переходом имеет смысл использовать, если линия горизонта неровная (горы, холмы) либо же на ней расположены различные объекты – деревья, дома и тп. В таком случае более мягкая граница позволит нормально проэкспонировать эти части кадра, не затемнив их вместе с небом на несколько ступеней, как было бы в случае использования фильтра с резким переходом. Последний же предпочитают использовать в сценах, имеющих прямую, четкую линию горизонта – море, поле. Следует также отметить, что фильтр с резким переходом требует более точной установки, так эффект от его неправильно применения будут очень заметны на объектах, перекрытых фильтром.
Без фильтра С нейтрально-серым градиентником плотностью 0,9 Soft
При работе с фильтром камеру желательно установить на штатив, так как понижение освещенности на несколько ступеней приводит к увеличению выдержки, да и оперировать установкой фильтра легче на неподвижной камере, так существует меньше вероятности накосячить с линией горизонта. Устанавливается фильтр достаточно просто – на объектив накручивается адаптерное кольцо (система Cokin имеет огромный выбор колец под разные диаметры объективов), на которое затем крепится держатель под один или несколько фильтров, куда и крепится собственно сам градиентник. Большой плюс такого крепления в том, что держатель легко вращается на кольце, позволяя таким образом выборочно затемнить ту или иную область снимка. Преимущество прямоугольных фильтров перед круглыми, которые навинчиваются на объектив, состоит в том, что с их помощью вы легко можете регулировать расположение линии горизонта, поднимая или опуская фильтр в держателе на необходимую высоту.
Неправильное использование градиентника — темная сторона опущена ниже линии горизонта
Градиентные фильтры можно использовать не только в традиционном качестве для затемнения неба, но также в случае с ярким ПП – вода освещенная ярким светом, белый песок на фоне темного неба. В данном случае для проработки ярко освещенных частей снимка будет требоваться выдержка меньше чем для экспонирования остальных элементов кадра. И для нормальной проработки всего поля кадра будет требоваться затемнения отдельных его частей. Этого легко добиться поворотом держателя с фильтром или переворота градиентника темной частью вниз. В различных ситуациях может потребоваться использования нескольких подобных фильтров одновременно, например в случае, когда открывающийся перед вами пейзаж имеет несколько ярких световых пятен (от пробивающегося через тучи солнца), расположенных в разных местах поля кадра. В данном случае пригодится держатель для нескольких фильтров, позволяющих установить в разной ориентации градиентники разной плотности. Не стоит забывать, что увеличения числа фильтров влечет за собой автоматическое увеличения времени экспозиции.При бережном отношении градиентники довольно долго вам прослужат, но в любом случае через несколько лет может потребоваться замена из-за появления мелких царапин, которые будут ухудшать качество снимка.
anton-petrus.livejournal.com
Станьте первым комментатором