Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Шаровая головка для штатива: Зачем нужна шаровая головка?

Содержание

Зачем нужна шаровая головка?

Каждый раз, когда поднимается тема идеального штатива и аксессуаров, один из первых вопросов, которые мы получаем, гласит: «Зачем нужна шаровая головка?»

Потому что серьёзные фотолюбители и профессионалы чувствуют в них потребность. Позвольте мне объяснить, какую.

Старые головки с панорамированием и уклоном по одной оси

Я помню свой первый штатив. Это был чудесный четырёхсекционный немецкий агрегат со встроенной головкой, которая обеспечивала панорамирование и уклон по одной оси. Головка находилась на верхушке центральной колонны, камера крепилась винтом 1/4 дюйма, а выбор угла наклона и фиксация головки производились одной-единственной рукояткой.

Этот штатив был изготовлен из сияющих алюминиевых труб с мощными фиксаторами секций и был очень хорош. Однако идея опереться на него для пущей устойчивости была бы безумием: в голове постоянно билась мысль о том, что этот довольно-таки дорогой и почти что незаменимый штатив, который мой любимый дядюшка купил мне то ли в Кёльне, то ли в Цюрихе, в любой момент может сказать мне последнее «прости».

Встроенная головка была изготовлена из какого-то алюминиевого сплава, и у меня не так уж и много времени ушло на то, чтобы понять, что избыточное затягивание стального болта рукоятки способно убить резьбу, нарезанную во вкладышах из сплава на основе меди. Ну, а для панорамирования нужно было освободить фиксатор центральной колонны.

Здесь вы, пожалуй, скажете, что это — вполне приемлемое и портативное решение для пейзажной фотографии, особенно в сравнении с могучими студийными конструкциями. Однако, если штатив нужно было выровнять по горизонту на неровной земле, под ноги приходилось подкладывать камни, потому что боковых наклонов штатив не давал, а его ноги фиксировались либо в полностью сложенном, либо в максимально удлинённом положении, так что регулировка их высоты была не самой простой задачей. В общем, это был не лучший вариант.

У меня в голове всплывают почти кошмарные воспоминания о том, как я намеренно оставляю его на скамейке оживлённого автовокзала и стремительно удаляюсь в надежде, что сидящая на ней благообразная дама в годах не станет бороться с приближающимся артритом и не побежит за мной с криком «Мистер, вы вот эту штуку забыли!»

Более поздние головки с панорамированием и уклонами

Через полтора десятка лет и несколько штативов и головок я, наконец, приобрёл по-настоящему рабочую трёхплоскостную головку с панорамированием и уклонами и значительно более устойчивый штатив с регулируемыми ногами. Тремя или четырьмя годами ранее фотожурналист и коммерческий фотограф Лино Манфротто в союзе с гениальным инженером-механиком Джильберто Батоккио начал конструировать действительно хорошие штативы и головки. В области опорных конструкций для камер и осветительных приборов они стали настоящими первопроходцами.

Сам по себе я не самый ранний жаворонок, поэтому мой первый рассвет с улучшенным штативом и новой трёхплоскостной головкой случился ещё через несколько лет. Но когда этот день пришёл, эффекты режимного времени прошли так быстро, что мне удалось сделать всего несколько снимков. Хуже всего было то, что при всяком желании чуть-чуть изменить ракурс и переставить штатив в сторону всего на метр-другой нужно было освободить, а потом затянуть все три рукоятки. Опять-таки не самое лучшее решение, особенно при недостатке времени.


MHXPRO-3W

Редукторные трёхплоскостные головки

С расширением своих фотографических интересов я начал всерьёз упражняться (я бы даже сказал, работать) с микро-, макро- и предельно крупно-плановой фотографией, для чего купил роскошно выглядящую редукторную трёхплоскостную головку. Причина была очень проста: «… позволяет предельно точно изменять положение камеры/объектива по всем трём осям». Весьма скоро я обнаружил, что она хороша только для съёмки неодушевлённых объектов, мёртвых или же крепко усыплённых. Не говоря уже о том, что к этой головке требовался очень тяжёлый штатив и испытанный верный шерпа, чтобы выносить всё это добро во двор или в сад. И, подчеркну ещё раз, для съёмки подвижных объектов это было не самое лучшее решение.


Manfrotto 405

Шаровые головки

Шаровые головки появились потому, что серьёзные фотолюбители и профессионалы нуждались в чём-то лучшем, более оперативном в использовании и менее тяжёлом, чем трёхплоскостные головки. Именно благодаря человеческому духу и величественному стремлению к решению сложных задач родились шаровые головки. Это не было случайностью, как бывает с вакцинами, которые почти всегда создаются в результате всяких происшествий в лабораториях. Они были созданы коллективами, которые отлично разбирались как в механическом конструировании, так и в потребностях фотографов, в ходе постоянного поиска путей к упрощению и убыстрению установки штатива и изменений ракурса.

Типичная шаровая головка — вчера и сегодня

Трёхплоскостную головку с функциями панорамирования и уклонов заменил корпус с шаром внутри, способным двигаться в любом направлении и фиксироваться почти под любым углом. Вверху шара имеется центральный стержень, на который ставится камера либо напрямую, на площадку с винтом, либо через базовую площадку с зажимом для крепления быстросъёмной площадки. Позднее появились головки с вращающимся основанием для удобства панорамирования и боковые прорези в корпусе для мгновенного перевода камеры в вертикальное положение.

У простых шаровых головок есть только одна ручка для фиксации шара, и нет вращающегося панорамного основания. У головок уровнем повыше ручек уже две: одна фиксирует положение шара, другая — основание. Совсем новые простые головки зажимают и шар, и основание одной ручкой, что повышает риск сдвига.

Manfrotto 492

Вскоре фотографы потребовали возможность управления силой зажатия шара для контроля проскальзывания при использовании тяжёлого оборудования.

Так что в результате у шаровых головок появилось три органа управления. Под проскальзыванием я понимаю случаи, когда вы тщательно фиксируете шар в выбранном положении, однако обнаруживаете, что камера всё равно чуть наклонилась вниз. Эта неточность портит всё дело, особенно при макросъёмке.

Manfrotto 498RC4

На практике у большинства шаровых головок есть несколько других проблем. Возможность ослабить силу зажатия шара для изменения композиции является насущной необходимостью, однако её можно нечаянно ослабить слишком сильно, до такой степени, что аппаратура свалится и сломается. Кроме того, требуется постоянно отрывать взгляд от видоискателя, чтобы убедиться в том, что вы манипулируете нужной ручкой. Вам же не нужно, чтобы ваша тяжелая и недешёвая камера свалилась набок, когда вы, как вам кажется, пытаетесь изменить горизонтальный угол.

К тому же большинство существующих конструкций не очень-то практичны: крупные ручки далеко выдаются из корпуса и норовят цепляться при переноске за всё, что можно.

Кроме того, пришедшая с годами мудрость сообщила мне, что шаровые головки тем лучше, чем они крупнее. Поэтому переход с трёхплоскостных головок на шаровые всегда означает увеличение, и иной раз весьма значительное увеличение веса, который придётся таскать.

Более того, покупка товара одного бренда в значительной мере привязывает вас к нему, поскольку всякие зажимы и площадки должны иметь совместимую конструкцию. Однако они не всегда идеально держат ваше оборудование, позволяя устранить проскальзывание и вибрации. А переход на другой бренд означает необходимость приобретения не только шаровой головки, но и комплекта новых площадок для вашей камеры и телеобъективов (прим.LS: рекомендуем приобретать головки с креплением разработанной компанией Arca Swiss. Очень многие производители поддерживают этот открытый стандарт крепления площадки)

Площадка Gitzo 1382QD

Площадка Manfrotto MHXPRO-BHQ6

Простые шаровые головки упростили и ускорили процесс изменения композиции, однако породили другие заботы и даже опасности, которых нет у трёхплоскостных головок. Компактные же головки с простым действием не рассчитаны на большую нагрузку, и не обеспечивают надежное гашение паразитных колебаний, а потому не представляют интереса для пользователей камер с высоким разрешением, разрещением, средне- и крупноформатной аппаратуры. К счастью, сегодня на рынке представлены шаровые головки, в которых перечисленные выше проблемы более или менее решены.

Gitzo 1382QD

Gitzo 3382QD

Заключение

Если вам нужен быстрый и надёжный инструмент для выбора и изменения ракурса в студии или на натуре, шаровая головка предпочтительнее трёхплоскостной.

И если вы склонились в сторону шаровой головки, для максимальной оперативности, точности, удобства и надёжности выбирайте по-настоящему профессиональные модели.

Желаю удачных съёмок!

Автор: Рамон Паласиос

Никнейм: jrp

Стабилизаторы изображения: выбор штативной головы для фотографии

15 Декабря 2016

В предыдущей статье были рассмотрено всё, что касалось штативов — собственно «ног штатива». Здесь же речь пойдёт о штативных головах. Так же, как и сменные объективы для зеркальных / беззеркальных камер предназначены для выполнения вполне определённых задач, так и штативные головы бывают разных типов, имеют свои особенности, используются для разных видов фото- и видеосъёмки.

В продаже можно найти штативы, которые уже укомплектованы съёмной штативной головой. Но есть большая вероятность, что в скором времени вы придёте к необходимости заменить её или дополнить головой другого типа. В этой статье мы рассмотрим некоторые факторы, влияющие на выбор штативной головы: в том числе бюджет, предполагаемую нагрузку, сценарии использования, а также нюансы, влияющие на удобство съёмки.

Совет: В продаже, также, встречаются штативы с уже встроенной (несъёмной) головой. Лучше держаться от подобных изделий подальше, так как подобные решения, обычно — это дешёвые китайские поделки очень сомнительного качества и удобства.

Начинающего фотолюбителя, который решит приобрести штативную голову и попытается подойти к выбору основательно, на начальном этапе может охватить паника. Глядя на всё богатство выбора, понять, что именно лучше всего подойдёт для ваших целей будет непросто.

Несомненно, для многих первым и основным критерием будет бюджет. Разброс цен на штативные головки просто огромный. На рынке можно найти предложения и за 50 долларов и за 1500. В первую очередь, нужно понимать за что вы платите деньги. Вполне возможно, что для ваших задач можно найти очень неплохие решения и за 75-200 долларов, а не продавать почку тратить целое состояние на самый дорогой девайс.

Во-первых, сразу стоит разделить головы для фото- и видеосъёмки. На сайтах производителей обычно указывается принадлежность, но даже если этого нет, можно обратить внимание на определённые особенности, которые определяют современный вид штативных голов для съёмки видео:

  • Видеоголовки оснащены длинной регулирующей ручкой, которая позволяет управлять камерой одной рукой.
  • Видеоголовки достаточно габаритные и массивные, так как предполагается, что на них можно навесить кучу дополнительного оборудования — внешний монитор, микрофон, системы фоллоу-фокус и т.п.
  • Они «заточены» на возможность плавного перемещения камеры в одной определённой плоскости — горизонтальной ИЛИ вертикальной. Именно «или», а не «и», так как для видеоряда не характерна быстрая смена направления плана — намного важнее плавное панорамирование в одной плоскости.

А основное неудобство использования видеоголовки в фотосъёмке заключается в том, что эта самая управляющая ручка мешает приблизить лицо к камере для того чтобы посмотреть в видоискатель. Ручка попросту будет упираться в плечо или грудь.

Типы штативных головок и опции

Начнём с того, что крепление штативных голов к треноге осуществляется посредством винтового соединения. Есть два стандарта таких соединений — 1/4 и 3/8 дюйма. Обычно, если головка крепится посредством соединения на 1/4, то производитель дополнительно вкладывает в комплект специальный переходник (штативную гайку) на 3/8.

Важный критерий, на который стоит обратить внимание — это максимальная допустимая нагрузка (обычно указывается производителем). Она указывает на то, какой вес оборудования можно закрепить на головке, чтобы вся конструкция, при этом, оставалась сбалансированной: если «нагрузить» больше допустимой нормы, система будет «заваливаться» и сильно увеличится риск опрокинуть штатив при манипуляциях с камерой.

Основные типы фотографических штативных голов: шаровые (в том числе — пистолетные) и панорамно-наклонные (в том числе — 3D и карданные). Кроме того, могут встречаться многофункциональные комбинации вышеуказанных головок, или наоборот очень узконаправленные специализированные решения, которые сложно отнести к первому или второму типу. Их особенности рассмотрим ниже, но есть ещё один момент на который стоит обратить внимание при выборе штативной головы: как крепится к ней камера?

Существует два основных типа крепежа — непосредственное крепление на штативную голову и крепление посредством быстросъёмной штативной площадки. Быстросъёмная площадка (в англ. — Quick Release) — один из важнейших элементов крепёжной системы, который позволяет моментально снять камеру со штатива и также быстро вернуть её обратно. В некоторых ситуациях бывает критично важно быстро снять камеру и продолжить съёмку «с рук», так что настоятельно рекомендую использовать головы именно с такой системой крепления.

К сожалению, общего стандарта для быстросъёмных площадок не существует по маркетинговым соображениям, производители (кто во что горазд) выдумывают свои собственные системы крепежей, и площадки разных головок зачастую не совместимы. В сегменте любительских штативов — это обычно разного вида прямоугольные или квадратные площадки с трапециевидным расширением от верха к низу, которые вставляются в слотовые крепления и зажимаются кулачковым зажимом.

Примеры быстросъёмных площадок. Слева — слотовое крепление, справа — рельсовая Arca-Style.

Но существуют и стандартизированные решения. Самое распространённое — это рельсовое крепление площадок типа Arca-style, разработанное компанией Arca-Swiss. Его основа — пластина трапециевидной формы шириной 38 мм. Она задвигается в паз на штативной голове и намертво фиксируется по всей длине специальным зажимом. Это открытый профессиональный стандарт, пришедший из видео. Некоторые производители фотографических голов и штативов используют его для совместимости разного оборудования.

Совет: Если вы только начинаете собирать свою систему, то очень рекомендую остановиться именно на нём — все компоненты, впоследствии, можно будет сделать взаимозаменяемыми.

Обратите внимание: кроме обычных площадок (в форме пластины) существует ещё одна разновидность, называемая L-Plate. Это L-образная скоба с двумя штативными креплениями Arca-style, которую можно закрепить на штативной головке как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Преимущество такого решения очевидно: не нужно поворачивать штативную площадку с камерой в вертикальное положение, нарушая центр тяжести и рискуя получить ненадёжную конструкцию (особенно если камера с объективом тяжёлые, а штатив лёгкий). Нужно просто вынуть камеру и закрепить L-Plate в вертикальном положении. В общем, вещь очень удобная, так что рекомендую обзавестись!

Пример крепления камеры на штативной голове в горизонтальном (слева) и вертикальном (справа) положении посредством L-Plate.

И последнее: площадка должна плотно прилегать к корпусу камеры, не проворачиваться и очень жёстко фиксироваться в штативной голове, не требуя для этого каких-то дополнительных сверх усилий. Кроме того, QR-система должна обладать «защитой от дурака» — двойным замком (или другой системой безопасности), которая служит для предотвращения случайного выброса камеры в случае, если вы забыли или недостаточно хорошо зафиксировали площадку на штативной головке.

Красным пунктиром обозначены примеры двойных замков на штативных головках, которые предотвращают случайный сброс камеры.

Выбор правильной штативной головки

Выбор «правильной» штативной головки сродни выбору «правильного» объектива. Цена здесь имеет значение, но самый большой ценник не подразумевает наилучшего соответствия вашим задачам.

Шаровая головка:

Это, пожалуй, самый распространённый и, вместе с тем, самый компактный тип штативных головок, который удобен для использования в большинстве фотографических задач. Конструктивно представляет собой шарнирное соединение, состоящее из двух частей. Одна — шар с закреплённой на нём площадкой для крепления камеры, вторая — база специфической формы, в которой этот шар вращается. Шар внутри базы фиксируется специальным зажимом.

Пример «простой» шаровой штативной головки Novoflex Ball NQ — надёжной, но с минимальными дополнительными функциями.

Существует множество разновидностей шаровых голов. Самые простые классические шаровые головки имеют один зажим, который надёжно фиксирует внутренний шар. Более продвинутые решения оснащаются несколькими регуляторами, которые помимо фиксации шара позволяют регулировать также усилие сдвига шара и горизонтальное панорамирование.

Есть две основные конструкции — с центральным расположением шара и со смещённым от центра. Головки с центральным расположением шара обеспечивают более стабильную конструкцию — особенно если установлено тяжёлое оборудование. Но головки со смещённым от центра шаром обычно обеспечивают большую степень свободы положения камеры. Стоит также отметить, что для шаровых головок — размер имеет значение. Чем крупнее шар, тем точнее можно позиционировать камеру, особенно если планируете заниматься предметной или макро- съёмкой. Основное преимущество шаровых головок — возможность очень быстрой смены положения камеры в любой плоскости. Такой оперативности не даст вам больше ни один тип штативных головок.

«Вершина инженерной мысли» — высокотехнологичная, и очень дорогая шаровая головка с огромным количеством дополнительных функций. 

Пистолетная головка:

Фактически это просто одна из вариаций шаровой головки. Но если при использовании шаровой головки для управления камерой нужны обе руки — одной вы придерживаете камеру, а другой ослабляете или фиксируете шар, то здесь все манипуляции можно производить одной рукой — как джойстиком. На ручке находится механизм фиксации положения камеры. Нажали на «курок» — можно менять положение, отпустили — положение камеры зафиксировалось. Естественно, хорошие пистолетные головки позволяют тонко подстраивать работу, регулируя усилие смещения, угол положения пистолетной ручки и максимально допустимые положения наклона, а также управление режимом панорамирования. Как и в шаровой голове — размер имеет значение. Чем длиннее ручка и чем больше шар, тем удобнее.

Панорамно-наклонная головка:

Основное назначение такого типа штативных головок — обеспечение возможности плавного и точного вращения камеры в определённой плоскости. Есть несколько основных подтипов: 3D (или трёхосные), 2D (двуосные) и карданные.

Трёхосная (3D) головка:

Этот тип штативных голов, фактически, пришёл из видео. Представляет из себя систему зажимов и фиксаторов, которые можно настраивать независимо друг от друга, позволяя тонко изменять параметры движения камеры в одной определённой плоскости — по горизонтали или по вертикали, а также изменять угол наклона. В отличие от шаровых голов, здесь можно выставить уровень, как для вертикальной, так и горизонтальной оси. И зафиксировав, например, горизонт и угол наклона — чётко менять план в горизонтальной плоскости. Их основной минус — значительно меньшая оперативность в работе, так как нужно выставлять три фиксатора, а не один (как в шаровых). 3D-головки в большей степени удобны, например, фотографам-пейзажистам, для которых важнее чётко выставленный горизонт и плавное панорамирование, чем оперативность установки штатива.

2D (двуосная) головка:

Это урезанная разновидность трёхосной головки, в которой отсутствует регулировка угла наклона камеры. Возможна только смена плана по горизонтали, либо проводка вверх-вниз.

Карданная головка:

В англоязычных источниках есть специальное название — «gimbal head«. Этот тип, фактически, является 2D-головкой, в основе конструкции которой применяется карданов подвес (подробная информация из Wiki — тут).

Это сборные габаритные устройства с не менее «габаритным» ценником. Они могут иметь Г-образную и П-образную конструкцию (один или два держателя). Такие штативные головы в основном используют фотографы, снимающие дикую природу и спортивные события. Профессиональные «фотографии с проводкой» бегущих за жертвой хищников или летящих птиц на сайтах типа National Geographic, гоночные болиды на автогонках или бегущие спортсмены — все подобные сюжеты сняты именно с помощью карданных штативных голов. Их ключевые преимущества — возможность плавно «вести» быстро перемещающийся объект съёмки, и возможность установки очень больших и тяжелых объективов.

Крепление камеры с габаритным длиннофокусным объективом на карданной штативной голове.

Но у карданных головок есть и свои особенности. Во-первых, так как это стабилизирующее устройство, перед использованием его необходимо должным образом настроить. При чем, настроить именно под ту связку камеры с объективом, которые будут установлены. Решите сменить камеру или объектив — систему придется заново перенастраивать. Это связано с тем, что система должна быть тщательно сбалансирована и «висеть» в горизонтальном положении, а не заваливаться назад или вперед. Во-вторых, работа с такой головкой не предполагает жесткой фиксации камеры для статичной съёмки (как с другими типами голов). Вся идея заключается в том, чтобы позволить вам плавно отслеживать летящую птицу или другой быстро движущийся объект, благодаря ультра-плавному движению системы.

Кроме того, стоит остановиться еще на нескольких менее распространённых и более узкоспециализированных типах штативных головок, которые можно найти в предложениях компаний-производителей.

Редукторные головки:

В англоязычных источниках есть специальное название – «geared head». Как понятно из названия, для смены положения камеры используются редукторные механизмы (подробная информация из Wiki — тут). Они позволяют с высокой точностью производить позиционирование камеры в любой из плоскостей. При этом, ничего не нужно дополнительно фиксировать, просто «подкрутили» положение и всё — редукторный механизм сам никуда не сдвинется. Головки идеально подходят, например, для макросъемки и архитектурной съёмки. Фактически, редукторные головки — это очень медленные и точные 3D-головки для вдумчивой неспешной съёмки.

Наклонная головка:

Может поворачиваться только в одной вертикальной плоскости, и разработана исключительно для использования с моноподами.

Уровневая головка:

Это устройство помогает в выравнивании камеры, независимо от рельефа местности. Оно позволяет избежать необходимости «подстраивать» ноги штатива на неровной поверхности, когда есть риск дестабилизировать штатив. Используется, в основном, для съёмки сшиваемых панорам.

В конце статьи хочется дать несколько заключительных советов по выбору штативной головки:

  • Штативная головка должна чётко и надежно фиксировать камеру в нужном положении (исключение — карданные головки, читаем выше), ничего не должно болтаться, люфтить или «сползать».
  • Всегда обращайте внимание на материал и работу крепежных элементов — это основа основ. В дешевых штативных головках они, зачастую, или не очень хорошо работают изначально, или очень быстро разбалтываются и приходят в негодность. Прежде чем идти на компромисс между ценой и качеством, оцените, что для вас дороже: сэкономить на штативной головке, а взамен получить кучу потраченных нервов, или посидеть на хлебе и воде накопить нужную сумму и купить качественную вещь, которая будет верой и правдой служить долгие годы. Нет ничего хуже, чем привезти с важной съёмки смазанные кадры — исправить их будет невозможно.
  • Учитывайте сбалансированность системы. Абсурдно брать легкий маленький штатив и тяжелую массивную головку к нему.
  • Всегда обращайте внимание на максимально допустимые нагрузки как штатива, так и головы и старайтесь не перегружать их.
  • Прежде чем купить штативную головку, по возможности, постарайтесь протестировать разные типы в фотомагазинах. Чужое мнение — это хорошо, но у вас могут сложиться свои специфические тактильные предпочтения: кому-то нравятся кулачковые зажимы, а кому-то по душе цанговые фиксаторы и т.п.

Надеюсь эта статья поможет Вам с выбором и ответит на некоторые, возникшие в процессе выбора штативной головки, вопросы.

А в качестве бонуса — ниже список производителей штативных головок (учтите, что не все продается в наших широтах). Курсивным шрифтом обозначены компании, которые специализируются на производстве профессиональных видеоголов:

  • 4th Generation Designs: www.4gdphoto.com
  • Acratech: www.acratech.net
  • Arca-Swiss: www.precisioncameraworks.com
  • Benro: www.benrousa.com;
  • Calumet: www.calumetphoto.com
  • Cullmann: www.rtsphoto.com
  • Custom Brackets: www.custombrackets.com
  • Daiwa: www.thkphoto.com
  • Davis & Sanford: www. tiffen.com
  • Feisol: www.feisol.net
  • Flashpoint: www.adorama.com
  • FLM: www.omegabrandess.com
  • Foba: www.bronimaging.com
  • Giottos: www.hpmarketingcorp.com
  • Gitzo: www.manfrotto.us
  • Induro: www.indurogear.com
  • Jobu Design: www.jobu-design.com
  • Kaiser: www.hpmarketingcorp.com
  • Kirk Enterprises: www.kirkphoto.com
  • K-Tek: http://ktekbooms.com/camera/norbert/
  • Linhof: www.hpmarketingcorp.com
  • Majestic: www.bencher.com/photo/gearheads.php
  • Manfrotto: www.manfrotto.us
  • Markins: www.markinsamerica.com
  • Miller: www.millertripods.com
  • Novoflex: www.hpmarketingcorp.com
  • OSN: www.osnusa.net
  • Really Right Stuff: www.reallyrightstuff.com
  • Sachtler: www.sachtler.com/us
  • Slik: www. thkphoto.com
  • Smith-Victor: www.smithvictor.com
  • Sunpak: www.tocad.com
  • Uni-Loc: www.uniloctripod.com
  • Vanguard: www.vanguardworld.com
  • Velbon: www.osnusa.net
  • Vinten: www.vinten.com
  • Wimberley: www.tripodhead.com

Как выбрать головку для штатива.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что любой качественный штатив комплектуется головкой, соответствующей потребностям фотографа. Только самые дешёвые штативы продаются сразу в комплекте с головкой, и она у них не сменная.


Вражеская промышленность предлагает множество видов штативных головок, тут и головки для съёмки сферических панорам, и видео головки, и разная другая экзотика, но всё же основных видов штативных головок для фотографов всего два: 3Д-головка и шаровая.

В 3Д-головке подвижки по трём направлениям контролируются тремя отдельными ручками:

А в шаровой за всё отвечает одна ручка, фиксирующая шар, разве что отдельно регулируется движение по горизонтали.

У обоих этих типов есть свои достоинства и свои недостатки, но по моему глубокому убеждению, у шаровой головки недостатков в несколько раз больше, чем достоинств. Но не нужно думать, что я собираюсь списывать её в утиль без достаточных на то оснований.

Далеко не всегда штатив используется только для предотвращения сотрясения камеры, или при съёмке на длинной выдержке, нередко штатив используется исключительно для точного позиционирования камеры, что бывает жизненно необходимо для тщательного выстраивания композиции как при пейзажной, так и при предметной, или макросъёмке.

Нередко фотограф выбрав композицию делает пробный кадр, а затем, не трогая штатив, оценивает по картинке на экране фотоаппарата то что получилось, и вносит некоторые изменения, порою весьма незначительные. И вот тут как никогда к месту оказывается предоставляемая 3Д-головками возможность менять каждый параметр отдельно, не трогая остальные. Чтобы поправить например горизонт, достаточно ослабить ручку, отвечающую за вращение камеры вокруг оптической оси объектива, и устранить завал. При этом ни поворот камеры, ни её наклон гарантировано не изменятся.

А когда фотограф имеет несчастье работать с шаровой головкой, ему приходится сталкиваться с тем, что едва ослабив ручку, фиксирующую шар, он отпускает сразу все три степени свободы. В такой ситуации, пытаясь например немного приподнять камеру, очень сложно в процессе не сместить кадр чуть левее или чуть правее, или не перекосить горизонт. Именно из-за этого работа с шаровой головкой превращается в настоящее мучение.

Вот ты, снимая городской пейзаж, пытаешься скомпоновать снимок так, чтобы сверху в кадр не лезли провода, и вертикали остались параллельны. Разумеется в тот самый момент, когда ты идеально выровнял горизонт, обрезал провода, и здания у тебя не валятся в центр кадра, вдруг оказывается, что справа в видоискатель влез совершенно уродливый телеграфный столб. Будь у тебя 3д-головка, ты бы спокойно отпустил всего одну рукоятку, контролирующую движение камеры вправо-влево, и лёгким движением руки обрезал бы столб, но с шаровой головой ты обречён начинать всё сначала. И разумеется к моменту, когда ты наконец избавился от столба, и оставил за кадром надоедливые провода, вдруг оказывается, что нужно немножечко, буквально чуть-чуть, самую капельку поправить горизонт.
Само собой, поправив горизонт, ты вдруг обнаруживаешь, что столб вернулся на место. А потом, когда внимательно следя за горизонтом, ты всё же избавляешься от столба, ты непременно обнаружишь, что теперь у тебя вверху слева чуть-чуть видны проклятые провода. И ты опять начинаешь всё сначала.

А если ещё вспомнить основной закон съёмки под открытым небом, который гласит, что «интересный свет ускользает тем быстрее, чем более прекрасный пейзаж ты снимаешь», то можно себе представить, насколько вся эта возня с шаровой головкой раздражает.
Причём нужно ещё учитывать, один маленький нюанс — если ты снимаешь например среднеформатной камерой, или тяжёлым телеобъективом, то всё это веселье усиливается в несколько раз.

А для тех, кто захочет представить себе, каково это — с шаровой головой снимать макро, я просто предложу представить себе, что все вышеперечисленные проблемы умножаются в два раза, и над самой минимальной перестройкой композиции кадра ты потеешь по два часа. Вот тут ты и понимаешь, какое же всё-таки это чудо технической мысли — обычная 3Д-головка!

Но я не предлагаю прямо сейчас брать шаровую головку, мстительно разбивать её молотком, и торжественно хоронить останки на заднем дворе. Ни в коем случае! Потому что у шаровой головки всё же есть несколько преимуществ, которыми никогда не будет обладать её 3Д-конкурентка.

Первое преимущество  — вес. Большинство шаровых головок ввиду простоты конструкции весят намного легче чем аналогичные по «грузоподъёмности» 3Д-головы. Когда нужно тащить оборудование на себе, например в горы, этим нюансом сложно пренебречь.

Второе преимущество — габариты. И пусть здесь выигрыш может быть и не так очевиден, но тот кто хоть раз в жизни шел пару километров по пересечённой местности, и нёс штатив в чехле за спиной, чувствуя как чёртовы ручки 3Д-головки врезаются ему в спину сквозь ткань чехла, не станет со мной спорить.

Третье преимущество — скорость. Да уж, в оперативности неповоротливая головка с тремя ручками никак не сможет поспорить с шаровой, которой для фиксации камеры нужно всего одно движение. Когда тебе приходится снимать с 3Д-головкой какую-нибудь даже не слишком подвижную живность, непрерывно отслеживая перемещения объекта съёмки, ты в этих трёх ручках сначала долго путаешься, потом проклинаешь всё на свете, открываешь диафрагму, ставишь ISO повыше, и продолжаешь снимать с рук.

Так что каждому инструменту — своё применение. Очень надеюсь, что данный текст кому-нибудь поможет выбрать оптимальную головку для своего штатива.

Manfrotto MK190XPRO3-BHQ2 Штатив и шаровая головка для фотокамеры

Описание

Комплект штатив и головка. Четырехсекционный алюминиевый штатив обновленной 190 серии модификации PRO. Доступно горизонтальное расположение центральной колонны. Изменение положения колонны занимает минимум времени, буквально несколько секунд. Узел центральной колонны утоплен в крестовину штатива, что сделало штатив более компактным. Специальная конструкция клипс позволяет одним движением открыть все секции. Улучшенная эргономика упрощает работу в любых погодных условиях. Так же усилена фиксация каждой секции штатива, что увеличило допустимую нагрузку до 7 кг. Резиновые ножки располагаются на любой поверхности под нужным углом. Центральная колонна снабжена уровнем, который может вращаться вокруг нее. В штативе предусмотрен разъем Easy Link для установки различных устройств.
Шаровая головка позволяет одним движением настроить положение камеры. Контроль трения позволит идеально сбалансировать камеру с любым объективом. Съемная площадка обеспечит быструю установку камеры.

Характеристики
Артикул MK190XPRO3-BHQ2
Производитель MANFROTTO
Тип Комплект
Материал Алюминий
Количество секций 4
Максимальная высота, см 170
Максимальная высота без центральной колоны, см 145
Минимальная высота, см 8
Длина в сложенном состоянии, см 59
Безопасная нагрузка, кг 6
Серия 190
Головка Шаровая
Вес, г 2500

Шаровая головка Manfrotto MHXPRO-BHQ2 для штатива

Шаровая головка Manfrotto MHXPRO-BHQ2 для штатива