Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Средства художественного изображения – Page Not Found

Содержание

Художественные средства фотографии. 12 способов получить выразительный кадр. Часть 1

Итак, вы купили фотокамеру и разобрались, как она работает. Но снимки почему-то получаются скучными, остаются понятными только вам, собирают мало лайков в социальных сетях… Как быть? Конечно, можно обвинять злую судьбу и тайно завидовать более популярным фотографам, можно всё время покупать дорогие объективы в надежде на то, что они будут снимать лучше старых. Но это, как вы понимаете, совершенно неконструктивно. Мой опыт подсказывает, что хороший кадр — это техника на 5% и творчество на 95%. Поэтому лучше немного отвлечься от мира фототехники и посмотреть в сторону творческих аспектов фотографии.

Эта статья преследует лишь одну цель — мотивировать обладателей фотокамер на творчество. Приведённые советы помогут вам развить креативный подход к фотосъёмке и делать более выразительные кадры. Статья не претендует на всеобъемлемость и энциклопедичность, но будет полезна практикующим фотографам. В качестве более глубокой теоретической базы хочется посоветовать читателю книги Л.П. Дыко «Основы композиции в фотографии» и А.И. Лапина «Фотография как…». Мы же дадим простые советы, которые каждый фотограф сможет применить в своём деле. Также отметим, что они актуальны для любого жанра.

1. Сюжет. Как перестать делать скучные фотографии?

Что делает любую картинку эффектной? Конечно же, её сюжет. Красивое освещение, резкость, обработка и всё остальное, с чем так носятся начинающие фотографы, — суета сует. Нет ничего важнее сюжета. Игнорирование этого очевидного факта заставляет фотографов снимать пусть очень качественные и резкие, но скучные, унылые, никому не интересные фотографии.

Доказать важность сюжета очень легко — зайдите на любой сайт (или страничку в социальной сети) с забавными картинками (например, в группу Prophotos.ru в Facebook — помимо прочего, там публикуются и фотоподборки) и посмотрите, что делает эти картинки смешными, шокирующими, вдохновляющими.

«Но ведь, например, пейзаж — это всего лишь фотки природы! Какой там может быть сюжет?» — спросит иной читатель. Тут-то и оно: в любом хорошем пейзаже тоже есть сюжет. Простейший и банальнейший пример — восход или закат солнца. Сюжетом может стать любое интересное состояние природы, задача фотографа — застать и показать его на фото. Гроза, осенний листопад, туман, удивительные сочетания размеров и форм, отношения человека и природы — всё это примеры сюжетов для пейзажа.

Похожая ситуация и с портретной фотографией. Чем отличается выразительный портрет от фотографии на паспорт? Нет, не сложным освещением, а прежде всего сюжетом. Настроение, мимика, эмоции вашего героя — всё это сюжет. Думаю, о его важности в репортажной фотографии вообще говорить не стоит.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
«В поиске интересных сюжетов»

Вся сложная и дорогая техника со всеми этими выдержками, экспозициями, штативами, объективами, брекетингами и прочим придумана не на радость техногикам, а для того, чтобы мы, фотографы, могли должным образом запечатлеть всё самое интересное! Если вы нашли какой-то красивый сюжет, но «камера не смогла передать всё его великолепие» — это первый признак того, что вам нужно подтянуть технические фотонавыки и, возможно, сменить аппаратуру на более совершенную.

То же самое можно сказать и о композиции. Её правила придуманы не для того, чтобы вы всегда помещали главный объект строго по правилу третей или какому-нибудь правилу треугольника. Скучный кадр останется скучным, даже будучи верно скомпонованным. Композиция нужна для того, чтобы вы, пользуясь её инструментами, смогли донести сюжет до зрителя. В каком бы жанре вы ни снимали, первым делом ищите, продумывайте и планируйте истории, которые будете рассказывать! Помните, что сюжет должен быть ясен и понятен не только вам, но и зрителю. Поэтому старайтесь не брать в кадр лишние, отвлекающие, не относящиеся к нему детали (так называемый фотографический мусор).

Сравним два кадра.

Уверен, этот вариант снимка вы изучали дольше. Ведь на нём не просто палатка под сосной, а небольшая история об уютном вечере на берегу водоёма с костром.

В конце этого параграфа хотелось бы предостеречь читателя от ещё одной ловушки. Не ставьте перед собой преграды в виде жанровых ограничений. Например: «Я снимаю строго пейзажи, а поэтому людей, животных и следов цивилизации на моих фото быть не должно». Подобные ограничения допустимы в коммерческой фотографии, они связаны с назначением ваших снимков и целями заказчика: если вам дано задание снять модельные тесты, значит, от вас будут ждать именно их. В творческой фотографии такие ограничения неуместны. Если вы видите примечательный сюжет, какая разница, будет ли он укладываться в рамки того или иного жанра? Жмите на кнопку скорее!

Вы можете скрестить пейзаж с репортажем или портретом — всё в ваших руках. Всем известно, что самые выдающиеся произведения искусства создаются именно на стыке жанров. К тому же любая фотосерия должна состоять из кадров как минимум разноплановых: где-то уместен общий пейзажный план, а где-то будет лучше снять выразительную деталь крупным планом.

Между прочим, такая «мультиформатность» требует от фотографа дополнительных навыков: нужна гибкость, умение работать быстро и настраивать аппаратуру в соответствии с ситуацией. Поэтому же я не рекомендую собирать комплект фототехники под определённый жанр. Например, сугубо под портрет: идти на съёмку лишь со светосильным портретником типа Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor. Даже на обычной портретной съёмке будут моменты, когда пригодится широкоугольник или хотя бы штатник. Лучше добиваться универсальности, поэтому, наряду с пейзажным объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, в моей фотосумке всегда находится и светосильный фикс (вроде Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor) — на случай съёмки портретов, крупных планов, создания размытого фона и тому подобного.

2. Свет

Именно благодаря свету и тени мы можем оценить объёмы предметов на плоскости фотографии. Самые мощные (но при этом совершенно неуправляемые) световые инструменты находятся в руках матушки-природы: солнце и луна, облака, рельеф местности, время суток. Со всем этим придётся иметь дело фотографу, желающему снимать на улице.

Эффектное освещение может стать частью сюжета. О том, что такое режимное время написано множество статей, и, пожалуй, каждый фотограф знает, что это такое. Если вкратце, это временной отрезок около часа до заката и час после него плюс то же самое утром: час до рассвета и час после него. Разумеется, временные рамки режимного времени крайне размыты и слово «час» здесь дано лишь в качестве примерного ориентира.

Как правило, в режимное время действительно получаются самые выразительные кадры. Обычно человек, только взявший в руки фотоаппарат, даже не представляет, насколько лучше будут выглядеть кадры, сделанные в этот временной промежуток. Попробуйте поснимать вечером или рано утром! Многие мои ученики были страшно благодарны лишь за то, что я им посоветовал поснимать на рассвете. Вместо того чтобы искать на фотоаппарате кнопку «сделать красиво», запланируйте следующую съёмку на режимное время.

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Рассветное освещение всё делает лучше. Даже эта заурядная московская улица смотрится симпатично благодаря ему. А ещё в 5 утра нет пробок!

Разумеется, режимный свет не панацея. Вам также придётся искать цепляющие сюжеты, да и самим светом нужно распорядиться грамотно. К тому же даже режимное время не всегда радует хорошим светом: его могут закрыть тучи на небе, рельеф местности, дома. Кроме режимного времени, существует масса других вариантов получения выразительного освещения. Самый простой и доступный — освещение от окна. Мягкий боковой свет, исходящий от окон, тоже позволит делать отличные снимки не только утром или вечером, но и днём.

3. Игра на контрастах: сравнение, противопоставление

Этот приём тоже относится к работе с сюжетом снимка, просто хотелось бы выделить его отдельно. Сравнение, «конфликт» на фото могут быть интересны вашему зрителю. Маленькое и большое, ровное и изогнутое, грубое и нежное, чёрное и белое — покажите в кадре игру противоположностей! Разумеется, чтобы запечатлеть подобное, фотограф должен сначала увидеть это (что требует некоторого опыта).

Nikon D810 / Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor
Известное место в Москве — храм Николая Чудотворца у Тверской заставы, который с двух сторон теснят деловые здания. Какие сравнения и противопоставления на этом снимке видит читатель? Напишите об этом в комментариях.

Одно из самых простых противопоставлений в пейзажной фотографии — сравнение большого и маленького. Проблема многих видовых снимков в том, что зритель не чувствует на картинке масштаба сцены. Грубо говоря, на фото скала высотой в 5 метров и гора в 5000 метров могут выглядеть почти одинаково. Нам же важно дать понять, что открывающаяся панорама действительно грандиозна. Для этого можно поместить в кадр предмет, чьи масштабы зритель способен оценить: человека или животное, постройку, на худой конец, дерево.

Сравнивать можно не только в пейзаже. Старость и молодость, богатство и бедность, женственность и мужество — вот только несколько примеров противопоставления для портретной фотографии. Многие известные фотографы — мастера сравнений, взять хотя бы Элиотта Эрвитта со знаменитой фотографией «Белые и цветные».

«Белые и цветные», Элиотт Эрвит
Как вы думаете, что сравнивает автор на этом фото? Какие детали заставляют нас почувствовать противопоставление на нём?

4. Использование перспективы

Фотография — это плоская картинка, проекция трёхмерного мира. Тем не менее зрителю нравится погружаться в 3D, чувствовать объёмность кадра. Как создать на двухмерном изображении иллюзию объёма? С помощью перспективы. Тема работы с перспективой заслуживает если не отдельной книги, то как минимум отдельной большой статьи. Здесь мы её коснёмся лишь вскользь, дав, прежде всего, не теоретические знания, а практические советы.

Начнём с того, что в фотографии используется несколько видов перспективы. Самая простая и знакомая всем — линейная. Это визуальное изменение размеров объектов по мере их удаления от наблюдателя. Лучше всего видно линейную перспективу тогда, когда в кадре есть уходящие вдаль линии. Классический пример: параллельные рельсы, удаляясь, сходятся в одну точку. Ищите в своих кадрах такие линии. Они позволят зрителю почувствовать объём, а заодно ведут его взгляд за собой вглубь кадра.

Сколько читатель насчитает в этой статье фотопримеров с ярко выраженной линейной перспективой? Их довольно много! Ведь используется этот приём очень и очень часто. Вот ещё один кадр:

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Второй вид перспективы — тональная (воздушная). Да, в живописи тональная и воздушная перспектива — два отдельных вида: один отвечает за искажение цветов по мере удаления объекта от наблюдателя, другой — за уменьшение контраста и чёткости. Но в фотографии одно без другого не может существовать, ведь именно толща воздуха, дымка ответственны за изменение цветов и контраста. Поэтому их почти всегда объединяют в один вид и применяют как цельный изобразительный приём. Тональная (воздушная) перспектива, как и линейная, используется для того, чтобы подчеркнуть объём, трёхмерность пространства на фотографии.

Пример тональной (воздушной) перспективы на фото. Чем дальше от нас — тем ниже контраст объектов. Взгляните на горные хребты.

Тональная (воздушная) и линейная перспектива — мощные инструменты фотографа. Но прежде чем бросаться снимать дорожки, уходящие вдаль, и далёкие горные вершины, важно понимать, что лишь одна перспектива не вытянет на себе скучный кадр. Поэтому используйте перспективу вместе с другими художественными приёмами!

5. Работаем с многоплановой композицией

Передний и средний план, фон — эти определения знают все. Если вы способны понять, где на вашем снимке фон, а где передний план, значит вы вполне можете создавать многоплановые композиции! Классический пример создания такой композиции в пейзаже: разместите на переднем плане растения (цветы), чуть дальше, на среднем плане, какой-нибудь домик, а на заднем пусть будут горы.

Многоплановые кадры нравятся зрителям: всегда есть что изучить взглядом. Мало того, благодаря интересному сочетанию планов можно показать какой-то сюжет, конфликт, историю. Создать многоплановую композицию проще, чем вы думаете! Просто не бросайтесь снимать красивый пейзаж прямо с той точки, где вы стоите. Поищите передний план, способный дополнить композицию, ваш сюжет. Им вполне могут стать цветы, деревья, красивые камни и прочее. На передний план вы можете поставить человека или животное. При этом важно помнить, что создать многоплановую композицию — не значит нагромоздить в кадр побольше всего. Планы не должны перегораживать, перебивать друг друга, они должны быть связаны общим сюжетом, идеей снимка.

Как работа с передним планом может сказаться на сюжете снимка? Например, так. У меня множество похожих фото северного сияния с другим передним планом: камнями, цветами, скалами. Но многим зрителям нравится именно этот снимок. Передний план в виде лодки (пусть она не совсем резка: сказались волны и съёмка на длинной выдержке — какое это имеет значение?) получился жизненным и понятным каждому. Он заставляет чувствовать зрителя сопричастность (пожалуй, каждый рыбак катался на лодке «Прогресс», изображённой на фото). Этого не происходит, когда в качестве переднего плана выступают случайные камни или цветы.

6. Точка съемки

Знаете ли вы, что человек, как и фотокамера, видит мир не трёхмерным, а лишь как его двухмерную проекцию на сетчатке глаза? Что мы делаем с предметом, чтобы получше его рассмотреть, узнать о его свойствах в трёхмерном пространстве? Крутим в руках. Тот же трюк с фотографией провернуть не получится. Только вы как автор сможете выбрать, с какой стороны показать тот или иной объект своему зрителю. Пользуйтесь этой возможностью!

Зачастую именно выгодная точка съёмки будет решать, удачный снимок получится или нет. С помощью выбранного ракурса мы можем показать объём предмета (например, показав его не «в лоб», а вполоборота). Помните, оригинальная точка съёмки — это не только съёмка с нижней или верхней точки. Ищите такие ракурсы, с которых ваш сюжет наилучшим образом будет показан зрителю.

Nikon D610 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

Только благодаря выбранному ракурсу видна стена из кустарника. Если отойти от неё хотя бы на метр, она «рассыпется»: превратится в отдельные, ничем не примечательные кусты возле трамвайных путей. Для съёмки я использовал телеобъектив Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Он позволил сжать перспективу на фото. В том числе, он сжал промежутки между кустами, которые были заметны даже с такого ракурса при съёмке на широкоугольную оптику.

Это лишь первая часть статьи. Оставайтесь с нами: подписывайтесь на странички журнала Prophotos.ru в соцсетях, чтобы не пропустить окончание статьи!

prophotos.ru

Выразительные средства языка (таблица с примерами)

ТерминыЗначениеПримеры

Антонимы,

кон­текст­ные анто­ни­мы

Слова, про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию.

Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теря­ет­ся.

Волна и камень, сти­хи и про­за, лёд и пла­мень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

кон­текст­ные сино­ни­мы

Слова, близ­кие по зна­че­нию.

Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теря­ет­ся.

Желать — хотеть, иметь охо­ту, стре­мить­ся, меч-тать, жаж­дать, алкать
ОмонимыСлова, зву­ча­щие оди­на­ко­во, но име­ю­щие раз­ные зна­че­ния.Колено — сустав, соеди­ня­ю­щий бед­ро и голень; пас­саж в пении птиц
ОмографыРазные сло­ва, сов­пав­шие по напи­са­нию, но не по про­из­но­ше­нию.За́мок (дво­рец) – замо́к (на две­ри), му́ка (муче­ние) – мука́ (про­дукт)
ПаронимыБлизкие по зву­ча­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию сло­ва.Геройский — геро­и­че­ский, двой­ной — двой­ствен­ный, дей­ствен­ный — дей­стви­тель­ный
Слова в пере­нос­ном зна­че­нииВ отли­чие от пря­мо­го зна­че­ния сло­ва, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го, лишён­но­го образ­но­сти, пере­нос­ное — образ­ное, сти­ли­сти­че­ски окра­шен­ное.Меч пра­во­су­дия, море све­та
ДиалектизмыСлово или обо­рот, быту­ю­щие в опре­де­лён­ной мест­но­сти и упо­треб­ля­е­мые в речи жите­ля­ми этой мест­но­сти.Драники, шанеж­ки, буря­ки
ЖаргонизмыСлова и выра­же­ния, нахо­дя­щи­е­ся за пре­де­ла­ми лите­ра­тур­ной нор­мы, при­над­ле­жа­щие какому-нибудь жар­го­ну — раз­но­вид­но­сти речи, упо­треб­ля­ю­щей­ся людь­ми, объ­еди­нён­ны­ми общ­но­стью инте­ре­сов, при­вы­чек, заня­тий.Голова — арбуз, гло­бус, кастрю­ля, кор­зи­на, тык­ва…
ПрофессионализмыСлова, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся людь­ми одной про­фес­сии.Камбуз, боц­ман, аква­рель, моль­берт
ТерминыСлова, пред­на­зна­чен­ные для обо­зна­че­ния спе­ци­аль­ных поня­тий нау­ки, тех­ни­ки и про­чие.Грамматика, хирур­ги­че­ский, опти­ка
Книжная лек­си­каСлова, харак­тер­ные для пись­мен­ной речи и име­ю­щие осо­бен­ную сти­ли­сти­че­скую окрас­ку.Бессмертие, сти­мул, пре­ва­ли­ро­вать…
Просторечная лек­си­каСлова, раз­го­вор­но­го упо­треб­ле­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся неко­то­рой гру­бо­ва­то­стью, сни­жен­но­го харак­те­ра.

Болван, вер­ти­хвост­ка, вих­лять

 

 

Неологизмы

Новые сло­ва, воз­ни­ка­ю­щие для обо­зна­че­ния новых поня­тий, толь­ко что воз­ник­ших. Возникают и инди­ви­ду­аль­ные автор­ские нео­ло­гиз­мы .Будет буря — мы поспо­рим
И пому­же­ству­ем с ней.
Устаревшие сло­ва (арха­из­мы)Слова, вытес­нен­ные из совре­мен­но­го язы­ка дру­ги­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми те же поня­тия.

 

Изрядный — отлич­ный, рачи­тель­ный — забот­ли­вый, чуже­стра­нец — ино­стра­нец
ЗаимствованныеСлова, пере­не­сён­ные из сло­ва дру­гих язы­ков.Парламент, сенат, депу­тат, кон­сен­сус

Фразеологизмы

Устойчивые соче­та­ния слов, посто­ян­ные по сво­е­му зна­че­нию, соста­ву и струк­ту­ре, вос­про­из­во­ди­мые в речи в каче­стве целых лек­си­че­ских еди­ниц.Кривить душой — лице­ме­рить, бить баклу­ши — без­дель­ни­чать, на ско­рую руку — быст­ро

russkiiyazyk.ru

Средства художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

ПовторВ начале, конце, на стыке предложенийЭтот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

АнтитезаПротивопоставление. Часто используются антонимы.Волос длинный – ум короткий
ГрадацияРасположение синонимов в порядке нарастания или ослабленияТлеть, гореть, пылать, взрываться
ОксюморонСоединение противоречийЖивой труп, честный вор.
ИнверсияИзменения порядка словПришел он поздно (Он поздно пришел).
ПараллелизмСравнение в форме сопоставленияВетер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
ЭллипсисПропуск подразумевающегося словаЗа шапку и в дверь (схватился, вышел).
ПарцелляцияРазделение единого по смыслу предложения на отдельныеИ думаю я снова. О тебе.
МногосоюзиеСоединение через повторяющиеся союзыИ я, и ты, и все мы вместе
БессоюзиеИсключение союзовТы, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение.Используются для усиления чувствКакое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

УмолчаниеПрерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волненияМой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексикаСлова, выражающие отношение, а также прямая оценка автораПрихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

yourspeech.ru

Средства художественной выразительности (ИЗО, МХК)

Средства художественной выразительности

Презентацию подготовила Пушкина Е.Г., учитель ИЗО БОУ «Новокемская СОШ»

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

А.И. Куинджи.

Закат в степи на берегу моря

Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Композиция  —  это  построение художественного  произведения,  обусловленное его содержанием,  характером,  назначением.  Композиционное равновесие  зависит  от расположения основных  частей  произведения.  Композиция,  построенная  по  законам  искусства, придает произведению целостность  и  гармоничность.

В изобразительном искусстве

различают композиции:

  • вертикальную
  • горизонтальную
  • диагональную

Каждая по-разному

воздействует на зрителя

Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх;

горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя;

диагональные — передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.

Горизонтальная композиция

Вертикальная композиция

Диагональная композиция

В  изобразительном  искусстве  форма  —  это очертание, наружный  вид,  контур предмета. Самые простые формы приближаются  к  квадрату,  треугольнику,  кругу,  «амебе». Каждая форма имеет  свой  характер. Квадрат —  законченная,  устойчивая  форма  -выражает  утверждающие  образы, ей  не свойственно  движение, полет.  Треугольник —  активная, развивающаяся на  плоскости  и  в  пространстве форма —возможность движения,  выражает  борьбу  противоположностей,  может  быть  агрессивной.  Круг  —  наиболее яркое выражение  идеи природы  (Земли,  Солнца,  мироздания),  поэтому  ассоциируется  с  понятиями  «добро»,  «счастье», «жизнь».  Текучая  форма  амебы  придает  образам  неустойчивый  характер,  ассоциируется  с  романтичностью, меланхолией,  пессимизмом.

На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане.

В сопоставлении двух фигур — раскрывается ведущая тема творчества Пикассо «розового» периода: лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.

Пабло Пикассо.

Девочка на шаре.

1905. Холст, масло.

Линия  тоже  имеет  свою  форму,  которая  выражает образ.  Она  может  быть  стремительной  или  тягучей, плавной  или  угловатой,  целенаправленной  или  хаотичной  и  тем  самым  формирует  различные  образы.

На картине Ивана Шишкина «На севере диком…» линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой.

Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.

Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.

Для  усиления  художественного  образа  формы могут  быть  стилизованными  или  расформированными.   В  них  подчеркиваются  или  изменяются характерные  черты  предмета, а  ненужные  детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются  в  плакатной  и  книжной  графике  и  в мультипликации,  а  также  в  современной  скульптуре.

Цветовой контраст

Тоновой контраст

Примером использования цветового и тонового контраста в живописи является картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща».

На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз.

Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.

А. Куинджи «Берёзовая роща».

В  изобразительном  искусстве  фактура   — это  характер  обработки  поверхности изделия 

декоративно-прикладного  искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи 

особенностей   реальных  предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. 

Это и  совокупность  технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев,  удары

резца,  полировка.

Ритм  сложился  под  влиянием  деятельности  человека:  шага,  танца,  заклинания,  плача-причета,  укачивания ребенка,  бытовой  речи,  этапов  работы,  Ритм  подсказывает  и  природа: сердцебиение  и  пульс  живого  организма,  пение  птиц,  движение  морских  волн  и  т. п.  Такие  ритмы  понятны всем  людям.  С  помощью  ритма  можно  выразить  состояния  покоя  и  безмятежности,  величия  и  стабильности, суетливости  и  испуга.

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации  вызывают  у  вас  пропорции  этих  архитектурных  сооружений?

Спасибо за внимание!

videouroki.net

Художественные средства в литературе

Что такое художественные средства

Художественные средства играют большую роль в написании литературных произведений. Они помогают автору наделять описываемые явления определенными специфическими чертами, дать им более качественную оценку.

Замечание 1

К основным художественным средствам в литературе относятся тропы. Под тропами понимают слова и словосочетания, которые употребляются в переносном значении. Происходит сопоставление двух явлений которые имеют общие признаки, таким образом одно явление как бы описывает другое.

Тропы помогают разнообразить писательскую речь, они придают новые оттенки предметам и явлениям, дают более точную оценку.

Тропы в свою очередь можно поделить на сложные и простые. К простым относят эпитет и сравнения.

Эпитет

Цель использования эпитета охарактеризовать, определить и пояснить какой-то свойство некого предмета или явления. Эпитет всегда сочетается с другим словом и переносит на него свои признаки. Примеры эпитетов: золотой луч, янтарный мед, печальная звезда.

Эпитеты можно классифицировать по следующим признакам:

  • по способу обозначения признака эпитеты могут быть метафорические и метонимические
  • по семантическому параметру они могут подразделяться на цветовые, оценочные, оценочные
  • по функции эпитет делятся на изобразительные и лирические
  • по структуре они могут быть простыми и сложными
  • по степени освоенности они могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими
  • по степени связи с определенным словом эпитеты подразделяются на свободные и устойчивые
  • по стилю эпитеты могут быть разговорные, газетными, книжными, народными

Сравнение

Использование сравнения дает автору возможность описать некое явления с помощью сравнения его с другим явлением, имеющим схожие характеристики.

Сравнение может быть выражено следующими средствами:

  • союзами (словно, как будто и др.)
  • творительным падежом
  • с помощью слов похожий, подобный
  • отрицанием
  • сравнительная степень прилагательного или наречия

Сложные художественные средства выразительности

К сложным средствам художественной выразительности относят:

  • аллегорию
  • гиперболу
  • литоты
  • метафора
  • метонимия
  • синекдоха
  • перефраз
  • дисфемизм
  • олицетворение
  • сарказм
  • ирония
  • эвфемизм

Аллегория – это художественная интерпретация идей с помощью образа или диалога. Чаще всего использование аллегории можно встретить в стихах и притчах. Корнями аллергия уходит в мифологию, интерес к ней начал проявляться, начиная с народного творчества, так же она часто используется в изобразительном искусстве. Аллегория обычно бывает выражена обобщенными понятиями. Писатель может представлять такие понятия как война, мир, любовь живыми существами.

Под гиперболой понимают художественные средства, которые придают понятию намеренное преувеличение. Целью гиперболы является усиление выразительности некоторого качества. Гипербола редко встречается одна, часто она используется с другими средствами художественной выразительности, в частности можно встретить такие приемы как гиперболическое сравнение или гиперболическая метафора. Среди писателей особенно любили прибегать к гиперболе Н. Гоголь, В. Маяковский, Э. По.

Противоположностью гиперболе является литота, это средство преднамеренного приуменьшения. Литота намеренно уменьшает некую характеристику предмета или явления, например, силы как у комара. По структуре литота может являть метафорой, сравнением или эпитетом.

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении для сравнения с другим предметом по общему признаку, называется метафорой.

Этот термин ввел еще во времена Античности Аристотель. Когда мы говорим о метафоре мы понимает перенесение смысла с одного слова на другое. Можно сказать, что метафора состоит из четырех компонентов:

  • контекст
  • объект внутри контекста
  • функциональный процесс
  • приложение этого процесса к реальным ситуациям

Замечание 2

Метафора делится на диафору и эпифору. Диафора – это контрастная метафора. А эпифора — это стёртая метафора.

Метонимия — это средство художественной выразительности, в котором одно слов заменяет другое на основе связи между этими предметами, например, «все флаги в гости к нам». Слово, которое заменяет основной предмет употребляется в переносном значении. Метонимия имеет несколько разновидностей:

  • индивидуально-авторская
  • общеязыковая
  • общепоэтическая
  • общегазетная
  • индивидуально-творческая

Еще одно популярное средство выразительности — это синекдоха. Под этим термином подразумевают перенос общего названия на частное, например, «Всё спит — и человек, и зверь, и птица», синекдоха — это разновидность метонимии.

Перифраз — это непрямое описание объекта с выделением определенного признака, например, «солнце русской поэзии» (о Пушкине). В целом прием перифраза можно классифицировать по следующим признакам:

  • по способу образования (метафорические и метонимические)
  • по частотности употребления (авторские и общеязыковые)
  • по наличии перифразийного слова (зависимые и самостоятельные)

Дисфемизм – это один из видов тропа, под которым понимают грубое обозначение нейтрального понятия для придания ему негативной окраски, например, «бошка» вместе голова.

Эвфеминзм является противоположностью дисфемизма, то есть это процесс замены грубого слова нейтральным, например, «допрос с пристрастием» вместо пытки.

Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами одушевлённых, например, «зима ждала, ждала природа».

Еще один часто используемый художественный прием — это сарказм. Сарказм представляет собой вид сатиры, который предполагает язвительную насмешку, содержит негативную окраску, указывает на недостатки. Сарказм ведет борьбу с негативными явлениями с помощью их высмеивания.

Ирония — это прием, в котором истинный смысл не называется, а произносится завуалированно. Ирония может иметь несколько форм: прямая, антиирония, постирония, ироническое мировоззрение, самооирония, сократова ирония.

spravochnick.ru

Художественные приемы в литературе: виды и примеры

Как известно, слово является основной единицей любого языка, а также самым важным составным элементом его художественных средств. Правильное использование лексики во многом определяет выразительность речи.

В контексте слово — это особый мир, зеркало авторского восприятия и отношения к действительности. В художественном тексте имеется своя, метафорическая, точность, свои особые истины, называемые художественными откровениями, от контекста зависят функции лексики.

Индивидуальное восприятие окружающего нас мира отражается в таком тексте с помощью метафорических высказываний. Ведь искусство — это прежде всего самовыражение отдельной личности. Литературная ткань сплетается из метафор, создающих волнующий и воздействующий на эмоции образ того или иного художественного произведения. В словах появляются дополнительные значения, особая стилистическая окраска, создающая своеобразный мир, который мы открываем для себя, читая текст.

Не только в литературной, но и в устной, разговорной речи мы используем, не задумываясь, различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, убедительность, образность. Давайте разберемся, какие художественные приемы бывают в русском языке.

Особенно способствует созданию выразительности использование метафор, поэтому начнем с них.

Метафора

Художественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них — метафоры. Это способ создания языковой картины мира на основе уже имеющихся в самом языке значений.

Виды метафор можно выделить следующие:

  1. Окаменелая, стертая, сухая или историческая (нос лодки, игольное ушко).
  2. Фразеологизмы — устойчивые образные сочетания слов, которые обладают эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, экспрессивностью (мертвая хватка, замкнутый круг и т. д.).
  3. Одиночная метафора (например, бездомное сердце).
  4. Развернутая (сердце — «колокольчик фарфоровый в желтом Китае» — Николай Гумилев).
  5. Традиционно-поэтическая (утро жизни, огонь любви).
  6. Индивидуально-авторская (горб тротуара).

Кроме того, метафора одновременно может являться аллегорией, олицетворением, гиперболой, перифразой, мейозисом, литотой и другими тропами.

Само слово «метафора» означает в переводе с греческого «перенос». В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку.

В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора — одно из самых ярких средств выразительности художественной, поэтической речи. Однако отсутствие этого тропа не означает отсутствие выразительности произведения.

Метафора может быть как простой, так и развернутой. В двадцатом веке возрождается употребление развернутых в поэзии, а характер простых значительно меняется.

Метонимия

Метонимия — это одна из разновидностей метафоры. В переводе с греческого это слово значит «переименование», то есть это передача имени одного предмета другому. Метонимия является заменой некоторого слова другим на основании существующей смежности двух понятий, предметов и т. д. Это наложение на прямое значение переносного. Например: «Я две тарелки съел». Смешение значений, их перенос возможны потому, что предметы являются смежными, причем смежность может быть во времени, в пространстве и т. д.

Синекдоха

Синекдоха — это разновидность метонимии. В переводе с греческого это слово означает «соотнесение». Такой перенос значения имеет место, когда вместо большего называется меньшее, или наоборот; вместо части — целое, и наоборот. Например: «По сообщениям Москвы».

Эпитет

Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной авторской позиции.

В переводе с греческого этот термин означает «приложенное, приложение», то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.

Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.

Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.

Оксюморон — это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).

Сравнение

Сравнение — троп, в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: «точно», «как будто», «похоже», «словно». Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.

Олицетворение

Описывая художественные приемы в литературе, необходимо упомянуть и олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.

Гипербола и литота

Отметим такие приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола и литота.

Гипербола (в переводе — «преувеличение») — одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

Литота (в переводе — «простота») — противоположность гиперболе — чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Список наш дополнят сарказм, ирония и юмор.

  • Сарказм означает в переводе с греческого «рву мясо». Это злая ирония, язвительная насмешка, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, однако при этом ощущается явно идейная и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает «притворство», «насмешка». Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
  • Юмор — одно из лексических средств выразительности, в переводе означающее «настроение», «нрав». В комическом, иносказательном ключе могут быть написаны порой целые произведения, в которых ощущается насмешливо-добродушное отношение к чему-то. Например, рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова, а также многие басни И. А. Крылова.

Виды художественных приемов в литературе на этом не заканчиваются. Представляем вашему вниманию следующий.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово «гротеск» означает «затейливый», «причудливый». Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «История одного города», сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск — популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех — рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, «Путешествие Гулливера»).

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе «Господа Головлевы» образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Каламбур

Каламбур — фигура речи, представляющая собой невольную или нарочитую двусмысленность, возникающую при употреблении в контексте двух или более значений слова или при сходстве их звучания. Его разновидности — парономазия, ложная этимологизация, зевгма и конкретизация.

В каламбурах игра слов основана на омонимии и многозначности. Из них возникают анекдоты. Эти художественные приемы в литературе можно отыскать в творчестве В. Маяковского, Омара Хайяма, Козьмы Пруткова, А. П. Чехова.

Фигура речи — что это такое?

Само слово «фигура» с латыни переводится как «внешний вид, очертание, образ». Слово это многозначно. Что же обозначает данный термин применительно к художественной речи? Синтаксические средства выразительности, относящиеся к фигурам: риторические восклицания, вопросы, обращения.

Что такое «троп»?

«Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?» — спросите вы. Термином «троп» объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово «троп» означает «оборот». От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии «выразительность» для речи художественной — способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные приемы создания звуковой выразительности

  • Аллитерация — это повтор сходных или одинаковых согласных.
  • Ассонанс — намеренный гармоничный повтор гласных.

Часто аллитерация и ассонанс употребляются в произведениях одновременно. Эти приемы направлены на то, чтобы вызвать различные ассоциации у читателя.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись — это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс — в переводе с французского означает «созвучие». Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация — от греческого «буква». Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание — передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.

fb.ru

Художественные средства изображения в «Слове …»

Художественные средства изображения в «Слове …»

Автор «Слова» использует самые разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворение. Необъятность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, льются голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве».

Таким же, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способным преодолевать пространство, наделяет автор и своих героев: когда Всеславу в Полоцке позвонят к заутрене рано у святой Софии в колокола — он в Киеве уже звон слышал, а когда Олег вступал в золотое стремя в городе Тмутаракани — тот звон слышал, бывало, великий Ярослав, а Владимир Мономах всякое утро уши себе закладывал в Чернигове.

Широкое пространство действия объединяется гиперболической быстротой передвижения по нему действующих лиц. Всеслав, по выражению автора «Слова», хитростями подперся на коней и скакнул к городу Киеву и доткнулся копьем до золотого престола киевского. Отскочил от него лютым зверем. В полночь из Белгорода скрылся в синем облаке, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава. В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, затворил Дунаю ворота.

Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, принимающие участие в судьбе Игоря. Вся художественная система «Слова о полку Игореве» построена на контрастах. Один из самых острых контрастов, пронизывающих всю поэму, — это контраст книжных элементов стиля с народнопоэтическими.

Элементы книжные и устные, переплетаясь, создают своеобразие и разнообразие стиля этого небольшого, но исключительно богатого по форме и содержанию произведения. Широко представлена в «Слове» и феодальная символика. военно-дружинной среде определенное символическое значение имели меч (символ войны), стяг, копье, стремя. Выражеие «понизить стяг» обозначало признать себя побежденным «испить шлемом воду из какой-либо реки» значило покорить земли на ее берегах.

Но ближе всего «Слово» к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, с жатвой. Близок к народному плачу плач Ярославны. В народных плачах постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые звучат и в плаче Ярославны. Сон Святослава полон народных поэтических символов. Описание бегства Игоря из плена отражает сказочные мотивы: в сказках нередко герой, спасающийся от преследующего его колдуна, также обращается в животных.

Подобно Игорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину, в былине о Вольге Всеславьевиче последний, обернувшись соколом, бьет гусей и лебедей для своей дружины. Народного богатыря напоминает Всеволод буй-тур, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами. Подобно Илье Муромцу, Всеволод буй-тур сражается с врагами, и куда поскачет — там лежат поганые головы половецкие.

Народная стихия в «Слове» выражается в характерных для народной поэзии отрицательных метафорах («у Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов»), в фольклорных эпитетах (чистое поле, острые мечи, каленые стрелы, синее море, черный ворон, красные девы и др.), в некоторых гиперболах, сравнениях и т. д. Поразительно, что столь небольшое произведение так богато и даже роскошно по языку.

Автор «Слова» очень точно и метко подбирает слова и выражения. Соловьиное пение не прекратилось — оно «уснуло»; синие молнии не просто блестят — они «трепещут»; трава не просто полегла — она «никнет». Персты не просто кладут на струны — их «восклада-ют». Славу можно «расшибить» и «притрепать». Тоска «разливается». Печаль «течет» посреди Русской земли. Веселье «развеивается по ковылю». Автор очень скуп на эпитеты, но зато употребленные им — метки. Например, такие эпитеты: «жемчужная» душа «теплые» туманы, «живые» струны. Богато и разнообразно слуховое восприятие автора «Слова». Голоса девиц на Дунае не просто доносятся до Киева _ они «вьются». Телеги у него не скрипят, а «кричат», как лебеди. Соловьи «щекочут», их песни «веселые», орлы «клекчут», лисицы «брешут», галки «говорят», кони «ржут», вороны «грают», туры «рыкают», сороки «втроскоташа», дятлы «тектом» поведают путь Игорю, ночью слышен звериный свист (свист степных сусликов) и т. д.

Зрительная четкость образов «Слова» поразительна. Его автор обладал повышенным чувством цвета, характерным для эпохи высокого развития древнерусской живописи, наступившего в XII веке. Зрительно впечатляют образы плавающих в красной крови золотых шлемов, зеленой травы на серебряных берегах Донца, черной земли, политой красной кровью.

Таковы далеко не все художественные средства изображения, используемые автором «Слова о полку Игореве». Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского художественного слова. Красотой «Слова» были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Гоголь, а в XX веке — Блок, Бунин, Лихачев и многие другие литераторы. «Слово о полку Игореве» — это гениальный памятник древнерусской литературы, у которого нужно учиться поэтическому мастерству.

mirznanii.com

Станьте первым комментатором

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *