Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Точки фокусировки – Точки фокусировки. Как грамотно их использовать?

Содержание

Точки фокусировки. Как грамотно их использовать?

 

Фокусировка не может быть простой. Используя любой из основных режимов съемки — автоматический, портрет или пейзаж — ваша камера делает всю работу за вас. Но это слишком легко, и не профессионально. Казалось все просто, следует наполовину нажать на кнопку спуска затвора, сфокусироваться и сделать кадр. Тогда почему же многие снимки выходят смазанными и размытыми? Ответ заключается в том, что система автофокуса действительно работает, но не всегда так, как нам хочется.

Обычно, в зеркальном фотоаппарате, начального или среднего класса, есть девять точек фокусировки, которые разбросаны на определенном расстоянии друг от друга.

Всегда есть одна точка автофокусировки в центре, затем две точки сверху и снизу и по три точки с правой и левой стороны, две из которых находятся на одном уровне, а одна, прижата к краю кадра. Более продвинутые камеры имеют еще дополнительные шесть точек, хотя они, в отличие от первых девяти, не могут быть выбраны вручную.

Принцип работы Автофокуса

Для достижения автофокуса при съемке в различных режимах камеры, используется информация от всех девяти точках автофокусировки. Камера определяет расстояние от каждой части сцены из камеры, выбирает ближайший объект, который совпадает с точкой автофокусировки и блокирует автофокус в данном положении.

Это нормально и очень полезно, если вы хотите, сосредоточиться на ближайших объектах в кадре, но ведь так бывает не всегда, не так ли? Предположим, вы снимает красивый пейзаж, но при этом хотите сфокусироваться на цветке, который находится на переднем плане. Что делать в этом случае? — В таких случаях лучше выбрать режим ручной фокусировки.

Различные возможности фокусировки

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk1 1

Автоматический выбор точек

По умолчанию, ваша зеркалка  использует все точки автофокусировки в каждом режиме съемки, но часто вы можете выбрать точки фокусировки вручную. Нажмите кнопку выбора точек автофокусировки, а именно кнопку в верхнем правом углу задней панели камеры (расположение может меняться в зависимости от марки камеры) и на экране появится подтверждение, что сейчас используется режим многоточечной автофокусировки Auto Select.

Одноточечный режим фокусировки

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk1 2

Для переключения между автоматическим режимом фокусировки и ручной фокусировкой нажмите на кнопку выбора точек фокусировки, как и в предыдущем шаге, но затем нажмите «Установить». Теперь камера перейдет в режим использования только одной точки фокусировки. Что бы вернуться в многоточечный режим проделайте все тоже самое.

Изменение точек фокусировки

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk1 1

Вы не ограничены в использовании только центральной точки фокусировки в ручном режиме управления. После переключения в автоматический режим по одной точке, вы можете использовать клавиши со стрелками, чтобы выбрать любую другую, доступную точку фокусировки. Чтобы вернуться к центральной точке снова нажмите кнопку «Установить».

Режимы фокусировки

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk1 4

Руководство по выбору точки фокусировки работает в любом режиме фокусировки, так что вы можете использовать или одну точку, или несколько в зависимости от того снимаете ли вы неподвижный, или движущийся объект. Выберите наиболее подходящий режим фокусировки.

Когда использовать ту или иную точку фокусировки

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk2 1

Автоматический выбор

Если вы хотите сфокусироваться на ближайшем объекте и вам необходимо быстро реагировать на происходящее вокруг, режим Auto Select будет для вас прекрасным вариантом. Это экономит время, так как в данном случае вы не будете заняты выбором той, или иной точки, кроме того, в этом режиме хорошо снимать движущиеся объекты.

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk2 2

Центральная точка фокусировки

Центральная точка фокусировки является наиболее чувствительной к освещению и наиболее точной из всех, поэтому она отлично подходит для использования при очень низком уровне освещения, или наоборот, при очень ярком свете. В то время, как использование других точек может привести к худшим результатам. Центральная точка также идеально подходит для тех случаев, когда основной объект находится в центре кадра.

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk2 3

Верхняя точка фокусировки

Когда вы фотографируете пейзаж, и для вас важно сделать акцент на более отдаленных объектах и областях сцены, а не на переднем плане, то лучше всего использовать верхнюю точку фокусировки. В данном случае, объекты переднего плана будут более размытыми, а объекты, находящиеся на большом расстоянии четкими и резкими.

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk2 4

Диагональ точек фокусировки

Портреты получаются особенно хорошо, когда объект съемки находится не в центре кадра, а немного сбоку. Снимая портрет, или в горизонтальной, или в вертикальной ориентации, выберите соответствующие точки фокусировки, расположенные по диагонали и сфокусируйтесь на одном из глаз объекта съемка. Если лицо ввернуто в три четверти, то фокусируйтесь на том глазе, который расположен ближе к камере.

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.walk2 5

Граничные точки фокусировки

Точки фокусировки, расположенные в дальней левой и правой стороне кадра очень удобны, в тех случаях, когда вы хотите, сделать изображение переднего плана более размытым, а определенные объекты, находящиеся более отдаленно, на границах снимка более четкими.

Как выбрать лучшую точку автофокусировки

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.paul

В то время как для большинства из нас, девять возможных точек фокусировки будет более чем достаточно, такие высококачественные камеры как Canon EOS-1D X, оснащены невероятным количеством точек фокусировки, а именно 61 точкой. Вы можете выбрать даже несколько точек фокусировки в малых группах.

Когда точек фокусировки так много, выбор самой оптимальной точки, может оказаться сложным. Часто, кажется что, проще всего использовать центральную точку фокусировки, сфокусироваться, затем слегка нажать на кнопку спуска затвора для достижения фокуса.

Вы можете заблокировать настройки фокусировки, удерживая кнопку спуска затвора, создать композицию кадра, а затем полностью нажать на кнопку спуска затвора, чтобы сделать снимок. Это часто работает, но не всегда это может быть лучшим вариантом.

Основная проблема с использованием только центральной точкой фокусировки заключается в том, что информация об освещении и значение экспозиции устанавливаются одновременно. То есть, например, вы фокусируетесь сначала на объекте, который находится в тени, а затем быстро переключаетесь на объект, находящийся на солнце, то в этом случае изображение будет переэкспонированным.

Зафиксировать точку

Вы можете нажать на AE Lock, затем создать композицию кадра, благодаря этому камера будет учитывать постоянно меняющиеся условия освещения. При этом вам следует держать зажатой кнопку спуска затвора, чтобы сохранить фокус заблокированным.

Но это, как правило, легче выбрать точку автофокусировки, которая ближе к той области на которой вам требуется сфокусироваться, поэтому любое последующее движение камеры будет минимальными

Выбор наиболее подходящей точки автофокусировки не только обеспечивает более точный замер освещенности, он также уменьшает дрожание камеры, после того, как точка фокусировки была зафиксирована. Кроме того, точки фокусировки размещены на дисплее, соблюдая правило третей, которое способствует созданию правильной композиции.

Следящий автофокус

Camera tips autofocus AF points CBZ52.feat menu.boxout2

В отличие от режима фокусировки с одной точкой, которая блокирует настройку фокуса, как только фокусировка будет получена, режим AI Servo автоматически отслеживает движущиеся объекты. Режим фиксирует движение детей и домашних животных во время игры, или гоночные автомобили, или жизнь дикой природы, в этот момент камера фокусируется по мере необходимости, не упуская из виду объект съемки.

Было бы чудесно, если бы можно было выбрать одну точку фокусировки, которая соответствует положению движущегося объекта, но это часто требует невероятной устойчивости рук и почти сверхчеловеческих возможностей техники.

Переключитесь в режим многоточечный режим фокусировки Auto Select, если у вас камера Canon и AI Servo AF или AF-C, если у вас камера Nikon или Pentax. В данном случае камера будет сосредоточена на движущемся объекте и будет следить за его перемещением с использованием только центральной точкой автофокусировки.

Если объект отклонится от центра кадра, другие, соответствующие его положению точки автофокусировки будут автоматически использоваться по мере необходимости, так что камера может продолжить отслеживание движения.

cameralabs.org

Выбор зоны фокусировки и работа с точками автофокуса

В прошлых уроках мы говорили о том, какие бывают типы и режимы автофокуса. Однако точная и быстрая фокусировка немыслима без умения фотографа работать с точками и зонами фокусировки. Часто приходится снимать детей или животных, которые то и дело «убегают» из фокуса. А иногда требуется очень точная фокусировка: например, на глазах модели при съёмке портрета.

Как заставить камеру сфокусироваться в нужном месте?

Как работать с точками фокусировки в различных съёмочных ситуациях? Как заставить фотоаппарат взять в резкость то, что нужно? Давайте разберёмся.

Фотографу важно помнить, что камера — механизм хоть и очень совершенный, но разумом не наделённый. Автоматика аппарата может распознавать тип снимаемой сцены благодаря датчику экспозамера и соответствующим образом работать с фокусировкой. Тем не менее фотоаппарат не может быть в курсе всех творческих идей фотографа — он не знает точно, на что именно в кадре вы хотите сфокусироваться.

Как заставить аппарат сфокусироваться в нужном месте? Камере нужно указать на ту точку, которая должна находиться в фокусе. Сделать это можно путём выбора зон и точек фокусировки. Выбор точек фокусировки доступен как при работе с покадровым автофокусом AF-S, так и с непрерывным AF-C.

Как выбрать нужный режим зоны автофокуса?

Выбор зоны фокусировки и работа с точками автофокуса

На камерах начального уровня (Nikon D3300, Nikon D5500) выбор режимов зоны автофокуса осуществляется через меню, вызываемое кнопкой i. В соответствующем пункте нужно просто выбрать оптимальный вариант.

На камерах Nikon продвинутого уровня (начиная с Nikon D7200) выбор режимов зоны автофокуса осуществляется так: зажмите кнопку, совмещённую с переключателем AF/M, и крутите переднее колёсико управления. При этом на информационном дисплее вы увидите, как меняются режимы зоны фокусировки.

На камерах Nikon продвинутого уровня (начиная с Nikon D7200) выбор режимов зоны автофокуса осуществляется так: зажмите кнопку, совмещённую с переключателем AF/M, и крутите переднее колёсико управления. При этом на информационном дисплее вы увидите, как меняются режимы зоны фокусировки.

Рассмотрим варианты работы с точками фокусировки. Каждый из них выгоден в определённых съёмочных ситуациях.

Одноточечная автофокусировка

Наведение на резкость происходит по одной-единственной точке фокусировки, которую выбирает сам фотограф с помощью мультиселектора. Режим одноточечной АФ (автоматической фокусировки) даёт ему полный контроль над наводкой на резкость. Этот режим особенно удобен для статичных сюжетов. К ним относятся пейзажи, натюрморты и портреты, если человек стоит на месте, позирует нам.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Режим одноточечной фокусировки обычно используют по умолчанию продвинутые и профессиональные фотографы. Он даёт отличные результаты при работе со светосильной портретной оптикой: когда мы снимаем ею на открытых диафрагмах, глубина резкости будет крайне мала. Следовательно, малейшая погрешность с фокусом грозит тем, что кадры будут попросту нерезкими.

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Если нужна точная фокусировка со светосильной оптикой, то легче всего добиться её при работе в режиме одноточечной АФ.

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Если нужна точная фокусировка со светосильной оптикой, то легче всего добиться её при работе в режиме одноточечной АФ.

Но у этого режима есть и минусы. Если в кадре присутствует быстрое движение (резвящиеся дети, животные, спортсмены), мы можем не успеть выбрать нужную точку фокусировки, и снимаемый объект просто «убежит» из фокуса. Это справедливо даже для съёмки с непрерывным автофокусом AF-C, ведь при ведении объекта он может легко уйти за пределы выбранной точки фокусировки, и резкость будет потеряна. В таких случаях пригодятся следующие режимы зоны АФ.

Нужная точка фокусировки выбирается с помощью мультиселектора (кружка со стрелочками).

Нужная точка фокусировки выбирается с помощью мультиселектора (кружка со стрелочками).

Динамическая АФ

Этот режим доступен только при следящей фокусировке (AF-C). В нём мы выбираем основную точку фокусировки так же, как и при одноточечной АФ. Но при фокусировке камера учитывает и информацию с других, соседних точек фокусировки. Таким образом, если объект ушёл из вашей основной точки фокусировки, камера всё равно будет за ним следить, опираясь на данные других датчиков.

Все современные зеркальные аппараты Nikon, кроме самого простого Nikon D3300, позволяют выбирать, сколько точек фокусировки будет задействовано в слежении за объектом — датчики на всей площади кадра либо расположенные рядом с выбранной фотографом точкой. Чем меньше точек будет задействовано, тем аккуратнее будет фокусировка, но тем проще потерять снимаемый объект из резкости. И наоборот: чем больше задействовано датчиков, тем сложнее будет потерять объект из резкости, но тем большие погрешности могут возникнуть при фокусировке.

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Динамическая АФ отлично подходит для съёмки быстро движущихся объектов. Например, птиц в полёте.

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Динамическая АФ отлично подходит для съёмки быстро движущихся объектов. Например, птиц в полёте.

При работе с динамической АФ не стоит забывать, что главной точкой фокусировки всё равно будет та, которую выбрали вы. Так что для наиболее точной фокусировки нужно стараться держать её на снимаемом объекте, не давая ему уходить далеко от неё.

3D-слежение

Этот метод, в отличие от предыдущего, позволяет перемещать активную точку фокусировки прямо вслед за нашим героем автоматически.

При следящей фокусировке AF-C фотограф выбирает нужную точку автофокуса. После этого, если объект перемещается, камера использует метод 3D-слежения, перемещая вслед за ним и точку фокусировки. Таким образом, вы не потеряете из резкости даже очень быстро двигающийся объект. Самое главное, чтобы объект не покидал пределов кадра. В противном случае на нём придётся фокусироваться заново.

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

При 3D-слежении камера регистрирует цвета в исходной точке фокусировки и в дальнейшем следит за их перемещением в кадре. Поэтому 3D-слежение наиболее эффективно тогда, когда снимаемый объект отличается по цвету от фона. В противном случае 3D-слежение может не дать желаемых результатов, и фокусировка будет «перескакивать» на сходные по цвету объекты. Тогда стоит воспользоваться режимом динамической или групповой АФ.

Групповая АФ

В продвинутых моделях фотокамер Nikon (начиная с Nikon D750) есть возможность выбрать для наведения на резкость не одну точку, а сразу группу одновременно активных точек. Одноточечная АФ позволяет точно навестись на резкость, но порой важнее не точность, а скорость. Фокусировка по группе точек хорошо подойдёт для репортажных съёмок, съёмок движения. Она пригодится и там, где пасует метод 3D-слежения (когда объект и фон примерно одного цвета, при работе в слабо освещённом помещении).

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Съёмка динамичных сцен в условиях слабого освещения — настоящее испытание для фотографа. Режим групповой АФ хорошо подходит для таких условий.

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Съёмка динамичных сцен в условиях слабого освещения — настоящее испытание для фотографа. Режим групповой АФ хорошо подходит для таких условий.

Автоматический выбор зоны АФ

Включив этот режим, вы позволите автоматике фотоаппарата самостоятельно решать, в какой точке кадра нужно сфокусироваться. Но учтите: автоматика не знает, что конкретно вы хотите взять в фокус. Её мнение с вашим может не совпадать. Обычно автомат предпочитает фокусироваться на расположенных ближе всего к камере объектах. Не факт, что таковыми станут ваши герои. Для корректной работы автоматической зоны АФ важно, чтобы снимаемый объект выделялся контрастом, яркостью относительно фона. Желательно располагать объект ближе к центру кадра. Также не стоит перекрывать объект съёмки каким-то передним планом (например, снимать портрет сквозь ветви цветущего дерева) — в таком случае фокусировка будет то и дело «убегать» на передний план.

Режимы зоны фокусировки, доступные при работе через Live View

Мы знаем, что в режиме Live View работает совершенно иной тип фокусировки — контрастный. Поэтому в этом режиме вы не найдёте привычных режимов работы с точками фокусировки. Здесь имеется ряд своих интересных режимов, подчас открывающих перед фотографом новые возможности.

С каждым следующим поколением зеркалок работа в режиме Live View становится всё удобнее. Автоматическая фокусировка, доступная в режиме Live View, становится всё быстрее. Да и сама конструкция камер постепенно стала удобнее для визирования будущих кадров через экран, а не через видоискатель. Сейчас разработчики всё чаще оснащают аппараты поворотным дисплеем. К примеру, Nikon D750 — первая полнокадровая зеркальная камера, чей экран можно наклонить под тем углом, который удобен фотографу. Таким образом, наклонив экран под нужным углом, можно с удобством снимать как от пояса, так и держа камеру над головой.

С каждым следующим поколением зеркалок работа в режиме Live View становится всё удобнее. Автоматическая фокусировка, доступная в режиме Live View, становится всё быстрее. Да и сама конструкция камер постепенно стала удобнее для визирования будущих кадров через экран, а не через видоискатель. Сейчас разработчики всё чаще оснащают аппараты поворотным дисплеем. К примеру, Nikon D750 — первая полнокадровая зеркальная камера, чей экран можно наклонить под тем углом, который удобен фотографу. Таким образом, наклонив экран под нужным углом, можно с удобством снимать как от пояса, так и держа камеру над головой.

Кстати, многие любительские зеркалки уже давно оснащаются поворотными экранами. А сейчас в них представлен ещё и сенсорный интерфейс, как было сделано в аппарате Nikon D5500. Теперь нужные настройки можно вносить через экранное меню камеры простым касанием, как на смартфонах.

Кстати, многие любительские зеркалки уже давно оснащаются поворотными экранами. А сейчас в них представлен ещё и сенсорный интерфейс, как было сделано в аппарате Nikon D5500. Теперь нужные настройки можно вносить через экранное меню камеры простым касанием, как на смартфонах.

Одним из достоинств контрастной фокусировки в режиме Live View является то, что мы можем сфокусироваться по любой области кадра, даже на самом краю. Для этого достаточно переместить в нужное место кадра область фокусировки с помощью мультиселектора, а в камерах с сенсорным дисплеем (например, Nikon D5500) — простым касанием. В фотокамерах Nikon мы можем задать определённый размер области фокусировки.

  • Нормальная область АФ представляет из себя маленький прямоугольник, по которому и происходит фокусировка. Поскольку площадь прямоугольника мала, фокусировка будет очень точной. Этот режим, как и режим одноточечной АФ, при работе через видоискатель, отлично подходит для съёмки статичных сюжетов.
Размер прямоугольника нормальной зоны АФ в фотокамере Nikon D810

Размер прямоугольника нормальной зоны АФ в фотокамере Nikon D810

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
При фотографировании с малой глубиной резкости точность фокусировки должна быть идеальной. Режим нормальной зоны АФ будет отличным выбором при таких съёмках.

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
При фотографировании с малой глубиной резкости точность фокусировки должна быть идеальной. Режим нормальной зоны АФ будет отличным выбором при таких съёмках.

  • Широкая область АФ подойдёт для более быстрой, но более грубой фокусировки: наводка на резкость происходит по той области, которая крупнее. Режим широкой области АФ можно применять там, где в приоритете скорость фокусировки — при съёмке репортажа, записи видео.
Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
При фотографировании с малой глубиной резкости точность фокусировки должна быть идеальной. Режим нормальной зоны АФ будет отличным выбором при таких съёмках.

Режим широкой АФ уместен при съёмке кадров с большой глубиной резкости, при работе на закрытых значениях диафрагмы. В таких ситуациях идеальная точность фокусировки не требуется — большая глубина резкости нивелирует огрехи фокусировки.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Кадр с большой глубиной резкости. В данном случае вполне возможна фокусировка по широкой зоне АФ.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Кадр с большой глубиной резкости. В данном случае вполне возможна фокусировка по широкой зоне АФ.

АФ с приоритетом лица — функция, доступная только при контрастной фокусировке. Она станет идеальным решением при съёмке людей. Автоматика сама распознает лицо в кадре и дальше будет за ним следить, даже если герой будет перемещаться. Эта функция хорошо подходит для съёмки репортажа, для работы с универсальными зум-объективами. Но если вы снимаете светосильной портретной оптикой, для идеально точной наводки на резкость я советую пользоваться режимом нормальной области АФ. В сочетании с режимом непрерывной фокусировки AF-F АФ с приоритетом лица подойдёт и для динамичных сюжетов с участием людей (допустим, спортивных состязаний), ведь камера сама будет держать лицо человека в резкости.

Если в кадре присутствует несколько лиц, аппарат по умолчанию будет фокусироваться на ближайшем из них. Чтобы выбрать для фокусировки другое лицо, воспользуйтесь кнопками мультиселектора.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Кадр с большой глубиной резкости. В данном случае вполне возможна фокусировка по широкой зоне АФ.

Сложности могут начаться, если человек периодически отворачивается от камеры или вы вообще снимаете его со спины. Такое часто бывает при репортажной съёмке, съёмке спортивных мероприятий. Если в кадре камера не найдёт лиц, фокусировка будет происходить так же, как и в режиме широкой области АФ — по большому прямоугольнику.

Ведение объекта — ещё одна интересная функция, доступная в режиме Live View. Во многом она напоминает режим 3D-слежения. В режиме ведения объекта вам сначала необходимо совместить область фокусировки со снимаемым объектом и нажать центральную кнопку мультиселектора. Теперь камера будет следить за перемещениями объекта в кадре.

Центральная кнопка мультиселектора

Центральная кнопка мультиселектора

Центральная кнопка мультиселектора

Интересно, что слежение за объектом может осуществляться как в режиме покадрового автофокуса AF-S, так и в режиме непрерывной фокусировки AF-F. В режиме AF-S аппарат будет держать выбранный объект в рамке фокусировки, но на резкость наводиться станет лишь по вашей команде — при полунажатии на кнопку спуска. В режиме AF-F фокусировка будет вестись постоянно. Он отлично подойдёт для съёмки динамичных сюжетов! Важно помнить лишь о том, что фокусировка в режиме Live View более требовательна к свету, нежели обычная. В условиях плохой освещённости лучше пользоваться обычной фокусировкой через видоискатель.

Вместо заключения

Большинство ошибок фокусировки случается не по вине техники, а по вине человека. Многие фотографы боятся перейти с автоматического выбора точки фокусировки или с режима одноточечной АФ на другие режимы. А зря! Освоение этих возможностей позволит почти в любой ситуации получить резкие кадры.

Сходите на фотопрогулку, уделите часок съёмке различных сюжетов с разными режимами зоны автофокусировки. Потренируйтесь! Это поможет вам в дальнейшем не ударить в грязь лицом во время ответственных съёмок.

prophotos.ru

Все что надо знать о точках фокусировки во время съемки

Как-использовать-точки-фокусировкиПравильная фокусировка фотоаппарата при съёмке является залогом того, что у фотографа получатся качественные фотографии. Она, наряду с выдержкой и диафрагмой, является важнейшим параметром настройки фотоаппарата. Для того чтобы сделать процесс фотосъёмки более удобным, и избавить его от субъективных факторов, в современных камерах имеются режимы автофокусировки. Как использовать точки фокусировки, автоматический и ручной режим, принцип работы, достоинства и недостатки – тема данной статьи.

Что такое фокус в фотоаппарате

Что такое фокус в фотоаппаратеСветовые лучи, отражённые от предмета, фокусируются точно на светочувствительном материале, а не перед ним или после него. В этом случае снимаемый предмет, на фотографии, получится резким и чётким. Фокус напрямую связан с точным определением расстояния до предмета съёмки, поэтому на простых моделях фотоаппаратов на кольце фокусировки объектива имеются метки расстояния. Первая метка это обычно 0,5 или 0,8 метра, а последняя, означает бесконечность.

Если фотограф, выставляя расстояние до предмета съёмки, «попадал» в точку, то фотография получалась резкой, а не расплывчатой. Плёночные модели фотоаппаратов старого образца оснащались оптическим дальномером, который позволял практически безошибочно определить расстояние до объекта, при этом кольцо фокусировки на объективе поворачивалось вручную. Современные модели камер имеют как ручную, так и автоматическую фокусировку. Автофокус устанавливается перемещением оптических элементов с помощью шагового или ультразвукового электродвигателя. Поскольку объект съёмки не является абсолютно плоским, а состоит из множества элементов, которые находятся на разных расстояниях, то в фотоаппаратах предусмотрено несколько режимов. Важной составляющей наведения на фокус являются точки фокусировки.

Точки фокусировки

Точки-фокусировкиСуществует три основные системы автофокуса объектива:

  • Контрастная;
  • Фазовая;
  • Смешанная.

При первой системе микропроцессор фотоаппарата наводит объектив на самые контрастные зоны объекта, при этом происходит несколько перемещений подвижной оптической системы. Из-за этого скорость режима автофокусировки замедлена. Такой способ хорош только для съёмки статичных объектов. Фазовый режим предполагает использование специального детектора, световой поток на который подаётся дополнительным зеркалом. Точная автофокусировка происходит при совпадении фаз сигналов, поступающих на процессор с двух или нескольких ПЗС линеек. Это быстрый режим используется для съёмки динамичных объектов. В камерах применяются несколько датчиков фокуса. Смешанная автофокусировка позволяет использовать оба режима. При этом производители фотоаппаратов используют разные технические методы.

Точки фокусировки выводятся на дисплей. Их число у обычных и профессиональных фотоаппаратов заметно отличается. Если камеры начального уровня имеют 9-11 таких точек, то у серьёзных моделей этот показатель может быть 40-60. Обычно в центре изображения располагается основная, а по периметру находятся дополнительные. Они бывают трёх видов:

  • Вертикальные;
  • Горизонтальные;
  • Крестообразные.

В процессе съёмки можно выбрать любую из множества точек с помощью джойстика фотоаппарата или использовать все. Вертикальные и горизонтальные определяются линейными датчиками и работают только в одном направлении. Крестообразные связаны с датчиками, работающими по двум осям «X» и «Y», поэтому они являются более точными. Чем больше крестообразных точек обеспечивает фотоаппарат, тем выше будет точность фокусировки. При выборе автофокусировки по всем точкам сразу, решение принимает процессор камеры на основании встроенных алгоритмов. Но автоматика может ошибиться и снимок будет испорчен.

Режимы фокусировки

В фотоаппаратах, кроме ручного, применяются два режима автофокусировки. Это покадровая или одиночная фокусировка и следящий автофокус. В режиме одиночной фокусировки кнопка нажимается не до конца, после чего фокус блокируется и можно произвольно менять компоновку кадра. В этом режиме фотоаппарат фокусируется на расстоянии, поэтому всё, что находится на этой дистанции от фотографа, получится на снимке одинаково резким. Данный метод обычно используется при съёмке пейзажей, портретов и во всех ситуациях, когда картинка статичная. Снимать на камеру в таком режиме движущиеся предметы не получится, так как они будут постоянно покидать фокус и снимок получится нерезким. Так же метод покадровой фокусировки не используется при макросъёмке, так как на коротких дистанциях малейшее перемещение фотоаппарата влечёт за собой потерю фокуса.

Непрерывная или следящая автофокусировка применяется при съёмке спортивных сюжетов, детей и животных. В таком режиме следящая система автофокуса функционирует непрерывно, удерживая перемещающиеся объекты в фокусе, несмотря на изменение расстояния между фотографом и «целью». Точки фокусировки можно выбирать как при одиночном, так и непрерывном режиме. На некоторых моделях камер имеется автоматический выбор, когда процессор сам выбирает какой вид автофокусировки применить, но он не пользуется популярностью у фотографов из-за частых ошибок алгоритма.

Режим фиксации экспозиции (AE Lock)

Режим фиксации экспозиции (AE Lock)Режим «AE Lock» предназначен для фиксации экспозиции. Блокировка экспозиции нужна чтобы «заставить» процессор сделать снимок наперекор всем алгоритмам. Это бывает очень полезно, когда в кадре большой перепад яркости между светом и тенью, а главный объект расположен в тени. В этом случае автоматическая установка экспозиции настраивается по самым ярким зонам, и нужный объект будет плохо заметен. Чтобы получить нормальный снимок нужно направить фотоаппарат на тень и включить «AE Lock». Очень яркие места будут проигнорированы, и снимок получится удачным. Часто кнопка позволяет включить блокировку автофокуса. В этом случае она обозначается «AE-L/AF-L».

Приоритет применения зон фокусировки

Приоритет зон фокусаБольшинство фотографов чаще всего используют автофокусировку только с одной точкой. Центральная зона более чувствительна к освещению и является самой точной из всех зон. Она одинаково подходит при съёмке со слабым освещением и, наоборот, когда объект слишком освещён. В таких случаях использование для автофокусировки других точек неоправданно. Эта зона идеально подходит для фокусировки, когда главный предмет находится в центре кадра. При съёмке пейзажа, когда основная идея снимка заключается не в переднем плане, а в удалённых объектах, лучше использовать точку фокусировки в верхней части кадра. Тогда ближний план будет слегка размытым, а всё, что находится на большом расстоянии, будет резким и чётким. Очень удачными считаются фотопортреты, когда модель расположена не в центре, а смещена к краю. В этом случае точку нужно выбирать на диагонали кадра, в зоне глаз. Если снимается портрет в три четверти, то на ближнем к камере глазе.

Начинающие фотографы часто испытывают неуверенность, выбирая точки фокусировки. Большинство считает, что автофокусировки по одной точке, которая расположена в центре кадра, вполне достаточно для любых фотографий. Это удобно, но это тупиковый путь в творчестве, поэтому нужно много снимать и стараться работать с разными точками автофокусировки. Со временем такая работа даст позитивный результат и можно будет легко определять, какие точки лучше использовать при пейзажной съёмке, какие при портретной, а какие подходят для репортажа и креативных работ.

my-photocamera.ru

Выбор точки фокусировки — Уроки фотографии

 img_06[1]В современных зеркальных камерах фотографу предоставляется возможность использовать до полусотни точек фокусировки. А производители камер уверяют, что автоматика умеет безошибочно определять наиболее значимые объекты, которые должны попасть в фокус. Но не все так просто.

Наведение фокуса позволяет расставить нужные акценты в изображении, которое вы хотите получить. Поэтому традиционно в фокусе оказываются главные действующие лица и объекты. Как сделать так, чтобы ненужные и малозначимые детали на фотографии остались без внимания?

Как вы уже могли заметить, я не сторонник использования автоматики фотоаппарата, потому что вручную можно сделать то, до чего камера не сможет «додуматься». Давайте рассмотрим, как правильно выставить точку фокусировки на зеркальном фотоаппарате и как правильно пользоваться этим инструментом наведения резкости.


Как правило, ваша камера предоставляет вам возможность выбрать одну отдельную точку фокусировки или все сразу. Если вы выбираете фокусировку по одной точке, то это означает, что в резкости окажется только тот участок изображения, который совпал с установленной точкой фокусировки в видоискателе. Если же установлена фокусировка по всем точкам, то автоматика фотоаппарата будет на свое усмотрение выбирать точки наведения резкости (одну, две или все сразу) в соответствии с предустановленными интеллектуальными алгоритмами.

bg_img2[1]Фокусировка по всем точкам. Этот автоматический режим не всегда срабатывает так, как вам хочется. Например, если вы задумали снять портрет с маленькой глубиной резкости (с сильно размытым задним планом), автофокусировка по всем точкам может испортить вам задумку. Алгоритм автоматического выбора точек фокусировки в кадре может навести резкость на ненужные объекты на среднем и дальнем плане. В результате у вас не получится снимок с однородно размытым фоном позади модели.

Автофокус по всем точкам хорош в случаях, когда вы не хотите терять время на перекомпоновку кадра вручную, когда в кадре много объектов и события быстро изменяются с течением времени, т.е. когда нужна быстрая реакция на происходящее вокруг. Поэтому выбирать фокусировку по всем точкам я рекомендую при съемке спортивных событий, особенно командных спортивных игр. Также автофокусировка по всем точкам может пригодиться в репортажной съемке.

How_to_use_focus_lock_digital_camera.closeup_1[1]Одна центральная точка фокусировки. Рекомендую вам приучать себя снимать именно с одной точкой фокусировки 95% случаев. Причем лучше всего выбирать центральную точку фокусировки. Почему я советую выбирать именно центральную точку? Потому что ее использовать проще всего. Я думаю, большинство из вас в состоянии интуитивно определить, где находится центр кадра в момент отслеживания процесса съемки через видоискатель.

Техника наведения резкости по центральной точке с использованием автофокуса такова:

  1. Выбираете главный объект, на который необходимо навести резкость
  2. Помещаете этот объект в центр кадра, т.е. совмещаете его с центральной точкой фокусировки
  3. Блокируете автофокус, наполовину нажав кнопку спуска
  4. Перекомпоновываете кадр по своему усмотрению, не изменяя расстояние до объекта и не трогая кольцо зумирования на объективе
  5. Дожимаете кнопку спуска

В этом случае у вас получается фотография с гарантированно резким главным объектом съемки. При этом остальные объекты в кадре останутся в зоне нерезкости.

324887.image2_[1]Одна нецентральная точка фокусировки. Выбирать одну точку фокусировки в какой-то определенной части кадра в большинстве случаев не имеет никакого смысла. Так, в ситуации, когда вы скомпоновали кадр, где главный объект оказался не в центре, и только поэтому решаете выставить одну боковую точку фокусировки, выглядит абсолютно нелепо. Гораздо проще использовать алгоритм блокировки фокуса, описанный выше.

Другое дело, если у вас достаточно статичная съемка со штативом, вы снимаете неподвижные предметы с очень маленькой глубиной резкости (на открытой диафрагме, длиннофокусным или макро объективом). В таком случае вам удобнее скомпоновать кадр, затем в настройках точек фокусировки выбрать участок изображения для наведения резкости (он обычно находится не по центру кадра) и, не меняя положения камеры и предметов съемки, сделать серию кадров.

В таких специфических случаях иногда даже проще переключиться в режим ручной фокусировки, но это уже тема для отдельного разговора.

Хороших вам снимков!

studyfoto.ru

Как правильно выбрать точку автофокуса / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Что такое точки автофокуса и сколько их в камере

Точки фокусировки — это специальные датчики, которые определяют резкость кадра и автоматически подстраивают объектив, если объект съёмки находится не в фокусе. Они могут быть задействованы по одному, группами или все сразу.

Точки автофокуса используются при фокусировке через видоискатель (это называется фазовым автофокусом). В режиме Live View работают другие алгоритмы, которые позволяют задействовать всю площадь кадра (а не только точки). При этом фокусировка через видоискатель по-прежнему намного быстрее, точнее и чувствительнее. В частности, центральная точка автофокуса Nikon D850 может работать при световых условиях -4EV, что для Live View выглядит как полная темнота.

Как правильно выбрать точку автофокуса NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F4, 1/125 с, 145.0 мм экв.

Чем больше точек фокусировки, тем удобнее фотографу наводить камеру на резкость в нужном месте кадра. Так, в портретах резкость наводится по глазам, поэтому я хочу быть уверен, что точка фокусировки находится именно на глазах модели.

Nikon D850 имеет 153 точки фокусировки, из которых вы можете выбрать до 55 точек. Оставшиеся 98 являются вспомогательными. Они дают возможность камере понять размеры снимаемого объекта, чтобы все детали оставались чёткими, и более точно осуществлять слежение, даже если выбранная точка «съехала» с объекта съёмки.

Кстати, 55 точек — это максимум; в меню вы можете уменьшить их до 15. Это может быть очень удобно для быстрого перемещения точки с одного края кадра на другой, ведь пролистывание мультиселектором большого количества точек занимает достаточно времени. Точки покрывают значительную часть кадра, то есть можно выбрать именно ту, которая наиболее точно совпадает с объектом съёмки.

Как правильно выбрать точку автофокуса Как правильно выбрать точку автофокуса NIKON D850 / Tokina AT-X 12-28 F4 PRO DX УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/2500 с, 19.0 мм экв.

На старых камерах точек автофокуса было меньше, соответственно уменьшена оказывалась и зона покрытия. Часто приходилось снимать с перекомпоновкой кадра, то есть сначала фокусироваться на нужном объекте, потом компоновать кадр, например, смещать фотографируемый объект из центра на треть кадра. Этот приём до сих пор часто используют многие фотографы, но перекомпоновка имеет существенные ограничения. Во-первых, так невозможно снимать двигающиеся объекты. Во-вторых, появляется сложность со светосильной оптикой: можно легко оказаться вне глубины резкости из-за смещения камеры.

А с Nikon D850 всё намного проще из-за большого количества точек автофокусировки (которые, к тому же, можно объединять в группы). Поэтому необходимости в перекомпоновке в большинстве случаев нет.

Точки автофокуса, как и в предыдущих камерах, выбираются мультиселектором. Но кроме этого, у Nikon D850 появился джойстик, с помощью которого тоже можно изменять точку автофокуса. Мне этот способ показался более удобным.

Как и зачем выбирать точку автофокуса вручную

Несмотря на мощную автоматику, значительно помогающую при съёмках и ускоряющую работу, в большей части случаев профессиональные фотографы предпочитают выбирать точку автофокуса вручную. Так я помогаю камере понять, на каком именно объекте в кадре следует фокусироваться, и повышаю свои шансы на то, чтобы получить идеально резкий кадр в нужном мне месте.

Как правильно выбрать точку автофокуса NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/30 с, 200.0 мм экв.

Поэтому главное правило — если вы хотите, чтобы резкость находилась на определённом участке снимка, выбирайте точку автофокуса вручную. Наведите её на желаемый объект, сфокусируйтесь и жмите на кнопку спуска.

Так, если бы я использовал автоматическую фокусировку, снимая сказителя-кайчи, то камера сфокусировалась бы на ближайшем объекте, то есть на музыкальном инструменте. Для меня же было важно сфокусироваться на самом исполнителе, поэтому я переключился в режим ручного выбора точки автофокусировки и навёл резкость по лицу музыканта.

Это может быть особенно необходимо, когда вы используете малую глубину резкости — ведь в таком случае сфокусироваться на нужном участке кадра может быть критически важно. В моей практике путешествий было достаточно случаев, когда я делал интересный портрет в труднодоступном регионе, но при просмотре фотографии на компьютере оказывалось, что резкость немного «съехала». Это обидно, ведь потрачено столько сил и времени, а кадр отправляется в корзину.

Когда работать с одной точкой, а когда — с группой точек

Как правило, большинство профессиональных фотографов работают с одной точкой автофокуса для того, чтобы указать резкость нужного объекта на снимке наиболее точно. Резкость, как и размытость, объектов на переднем или заднем плане достигается настройками диафрагмы, которая изменяет глубину резкости и, соответственно, большее число объектов в кадре оказываются в зоне фокуса.

В Nikon D850 можно работать с динамической точкой фокусировки, включающей 9, 25, 72 или 153 точки, или с группой точек. Динамическая точка используется для слежения за движущимися объектами, и мы расскажем о ней подробнее в статье про следящий режим автофокуса.

Как правильно выбрать точку автофокуса NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/250 с, 70.0 мм экв.

Если вы снимаете крупный и малоконтрастный объект, автофокус может рыскать. Это происходит, когда камера не может найти контрастную линию, чтобы оценить резкость. В подобном случае может быть удобнее фокусироваться по группе точек. Данный режим автофокуса не такой точный, как фокусировка по одной точке, но зато он очень быстрый, и объектив не рыскает даже при съёмке в условиях сильного контрового света или недостаточного освещения.

Как правильно выбрать точку автофокуса NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/250 с, 200.0 мм экв.

Однажды во второй половине дня я снимал гуляющих коней в контровом свете. Фокусировка по одной точке постоянно рыскала, ведь из контрастных объектов на снимке — только линия головы и гривы. Поэтому я переключился в режим группы точек. Точность наводки на резкость ухудшилась, но зато автофокус значительно ускорился.

Итоги

Одно из важных преимуществ Nikon D850 — широкое покрытие кадра точками автофокуса. Это даёт возможность делать хорошие снимки в более сложных условиях, с лёгкостью компоновать кадры так, как вы не сможете на других камерах. А в случае, если съёмочные условия слишком сложны для работы одиночной точки фокуса, просто используйте фокусировку по группе точек.

prophotos.ru

Точки фокусировки фотоаппарата

Датчики автофокусировкиМногие начинающие фотолюбители встречаются с проблемой неверного расположения четких и размытых участков на фотографии. Для того чтобы снимки выглядели так, как задумано, важно научиться грамотной фокусировке кадра. В этой статье вы ознакомитесь с автоматической фокусировкой, узнаете какие существуют режимы автофокуса и точки фокусировки фотоаппарата, а также советы по их применению, которые пригодятся даже профессионалам.

Автоматическая фокусировка

Автофокус по глазамВ наше время любой зеркальный фотоаппарат имеет возможность автоматической настройки фокуса. Автофокусом называется технология, позволяющая автоматически изменять фокусное расстояние объектива фотокамеры, сам фотограф в этом процессе не участвует. Такая функция более совершенна, чем глаз человека, поэтому с ее помощью можно более точно следить камерой за перемещающимся объектом, например.

Режимы автоматической фокусировки

Режимы автофокусировкиВсего их зачастую четыре:

  1. Покадровый. В таком режиме камера фокусируется на одной выбранной точке. Для активирования автофокуса нужно опустить кнопку затвора до половины. Этот режим подходит исключительно для съемки неподвижных объектов, если после фокусировки он сместится, то произойдет ошибка и фокус не настроится;
  2. Непрерывный следящий. Этот фоторежим безупречно подходит для съемки спортивных мероприятий или непоседливых животных. Когда объект съемки или сам фотограф постоянно перемещается, фокусное расстояние фотоаппарата меняется автоматически. Для активации следящего режима необходимо лишь зажать кнопку спуска наполовину и не отпускать до окончания съемки. При этом на некоторых фотокамерах можно настроить фокусировку как на одной, так и на нескольких точках;
  3. Совмещенный покадровый и следящий. В таком фоторежиме автоматически фокус переключается с покадрового на непрерывный и наоборот. Фотокамера по своему усмотрению определяет, когда объект находится в движении, а когда останавливается. В бюджетных моделях фотоаппаратов совмещенный режим включается по умолчанию, при этом неплохо справляется со своей работой. На профессиональных камерах встретить его практически невозможно, поскольку разрабатывался он для начинающих фотографов;
  4. Постоянный следящий. Эта новая технология создана специально для съемки видеороликов. Фокус фотоаппарата в этом режиме должен постоянно меняться, отслеживая предмет съемки. Поскольку разработка является новой, она имеет значительные минусы: быстро перемещающиеся объекты часто оказываются не очень четкими, также в условиях недостаточного освещения теряется резкость.

Точки автофокусировки

493 датчика автофокусировкиВ современных фотокамерах может быть до 150 в зеркальных и более 500 точек фокусировки в беззеркальных. Часть из которых расположены по вертикали, часть – по горизонтали, часть – по диагоналям и одна – в центре. При автофокусе по умолчанию работает каждая из них. Но при необходимости можно выбрать отметки на свое усмотрение. Для этого необходимо нажать на фотоаппарате клавишу выбора точек афвтофокусировки. Можно остановить свой выбор как на центральном датчике, так и на любом другом или группе датчиков. Чтобы переместиться, нужно нажать кнопку со стрелкой в необходимом направлении, после чего согласиться с установкой. Выбранной отметкой можно воспользоваться в любом из режимов автофокусировки фотоаппарата.

Если задача съемки заключается в концентрации на ближайшем объекте, лучше воспользоваться стандартными настройками, когда задействованы все датчики фокусировки. С такими параметрами проще фотографировать перемещающиеся объекты. Применение только средней точки хорошо подойдет для съемки предмета, размещенного посередине кадра. Фотографируя пейзажи, лучше наводить верхнюю отметку, чтобы фокус на дальнем плане был оптимальным. Для портретов идеально пригодятся диагональные датчики автофокуса фотоаппарата, гораздо лучше навести их на глаза модели, чем сфокусировать камеру, например, в центре лица. Горизонтальные отметки сделают верхний и нижний край более размытыми, останавливать выбор на них следует исходя из задумки.

Советы по использованию

Советы по использованиюПолучить оптимальный результат на фотографии, используя автофокусировку фотоаппарата, помогут несколько советов:

  1. Прежде чем подобрать режим, определите, насколько подвижен объект съемки. Для портретов, пейзажей и натюрмортов лучше выбрать режим покадровой фокусировки. Это позволяет подобрать наиболее благоприятную точку автофокусировки фотоаппарата, после чего менять положение вещей в кадре. При съемке перемещающегося человека, животного или машины необходимо включить непрерывный следящий режим. Благодаря чему предмет съемки всегда будет четким, нужно лишь наводить на него фотокамеру. Если же объект движется неопределенно, лучше воспользоваться совмещенным;
  2. Если фотоаппарат автоматически фокусируется совсем не там, где хотелось, проверьте режим выбора точки автофокусировки. Есть автоматический способ выбора точки, при котором каждая из них будет активна, а фокус наведется по той отметке, которая располагается на ближайшем объекте. Поэтому, если перед объектом съемки есть какой-либо предмет, задевающий точку фокусировки, автофокус наведется именно на нем. Также есть ручной режим выбора отметки, когда нужно на свое усмотрение определить необходимую область. В случае неправильной фокусировки фотоаппарата лучше воспользоваться вторым;
  3. Если фотоаппарат не может полностью сфокусировать объект, обратите внимание на тип точки фокусировки. Есть отметки, которые фокусируют только вертикальную и только горизонтальную плоскость, соответственно, если объект размещен горизонтально, будет сфокусирована только его часть и наоборот. Если же предмет занимает обе плоскости, лучше воспользоваться третьим видом – крестовой точкой. Как минимум одна такая отметка, или более, есть на большинстве современных фотокамер;
  4. Попробуйте не зацикливаться на середине кадра. Часто фотографы выставляют точку автофокусировки фотоаппарата в центре, после чего компонуют кадр, и в большинстве случаев такой подход приносит хороший результат. Но в некоторых ситуациях объект съемки можно переместить настолько, что он будет совсем нечетким. Тогда будет правильней расположить точку фокусировки на той области объекта, которая находится ближе к камере;
  5. При съемке текущей воды важно использовать правильный режим автофокусировки. Многие по ошибке выбирают следящий, ведь вода движется. Да это так, но следует понимать, что остальной кадр статичен, и если фокус фотокамеры будет сосредоточен на воде, фотография получится размытой. Правильнее воспринимать весь поток воды, как одно целое, он остается на одном фокусном расстоянии, поэтому лучше воспользоваться покадровым режимом автоматического фокуса фотоаппарата.

Автофокус фотоаппарата является полезным инструментом для фотографии, поскольку не требует длительной ручной настройки, и нередко работать с ним проще. Главное – разобраться с тем, как действуют точки фокусировки и для чего предназначается каждый режим. Определив правильные параметры, добиться оптимального результата будет очень легко. А дополнительные советы еще больше облегчат работу.

my-photocamera.ru

Фокусировка фотоаппарата, как правильно использовать — Блог Владимира Захарова

Приветствую читатели блога!

Правильная фокусировка фотоаппарата, это важный шаг к получению хорошего снимка. Как добиться хорошей резкости фотографии, автоматическая или ручная фокусировки, когда и какой режим лучше использовать. На эти темы, мы поговорим в статье.

И так, обо всём по порядку.

Что такое фокусировка фотоаппарата

Фокусировка — это наведение на резкость, изменение положения линз в объективе, для получения резкого изображения.

В фотоаппарате существует два варианта получения резкого снимка, это ручной или автоматический режим фокусировки.

Автоматическая фокусировка

Автофокусировкой, оснащаются практически все современные камеры, от мобильного телефона до зеркалок.

В режиме автофокуса, наведение на резкость, то есть перемещение линз, происходит за счёт электрического привода, установленного в объективе. Электроприводом соответственно управляет камера, получая информацию от датчиков.

Типы автофокусировки в зеркальных камерах:

  • Фазовый тип фокусировки, является основным для зеркальных камер. Отдельный модуль с большим количеством датчиков. Работает при опущенном зеркале (в режиме фото).
  • Контрастный тип фокусировки, датчиком является матрица. Камера анализирует контраст, расстояние выбранной точки, и даёт команду на фокусировку (в режиме Live View).

Ручная фокусировка

Возможность ручного управления фокусом, присутствует на зеркальных и без зеркальных камерах, а также на некоторых компактных камерах.

В ручном режиме, управление происходим за счёт вращения кольца на объективе.

Как переключить режим фокусировки

Изменение режима фокусировки, происходит за счёт переключателя, расположенного на объективе.

  • AF — автоматический режим.
  • MF — ручной режим.

Режимы автофокусировки у зеркальной камеры

One-Shot (Canon), Single Servo (Nikon) — по кадровый режим съёмки. Больше подходит для статичной фотосъемки. В этом режиме, камера один раз устанавливает фокус и держит его до полного нажатия на спуск. При изменении расстояния от камеры до объекта, резкость изменится. Для спуска затвора требуется подтверждение наведения автофокуса. Не подходит для серийной съемки.

AI Servo (Canon), Continuous Servo (Nikon) — следящий режим. При полу нажатой кнопке спуска, камера автоматически отслеживает изменение местоположения объекта и производит автоматическую перефокусировку. Не требует подтверждения наведения автофокуса, из-за чего можно получить нерезкие снимки. Подходит для серийной съемки.

AI Focus (Canon) — камера первоначально находится в режиме One Shot, но если происходит движение объекта, камера переходит в режим AI Servo.

Для выбора режима автофокусировки нужно нажать кнопку AF.

Точки фокусировки фотоаппарата

Современные камеры имеют возможность многоточечной фокусировки. Таких точек может быть от 9 у бюджетных камер, до 61 у профессиональных камер.

По умолчанию точки фокусировки установлены в автоматический режим, то есть анализируются все доступные точки, но фокус будет, как правило на ближайшем объекте.

Точку фокусировки, можно задать и вручную, выбрав из доступных в камере. В профессиональных камерах можно выбрать сразу несколько точек.

Выбор точек фокусировки

Для установки необходимой точки фокусировки (для Canon), необходимо нажать в правом верхнем углу кнопку, откроется меню Выбор точки AF, по умолчанию установлен авторежим.

С помощью джойстика выбираем нужную точку, камера переходит в ручной режим.

Для того чтобы вернуться в авто режим, нужно нажать два раза кнопку SET, в середине джойстика.

В разных моделях камер, а также у разных производителей может изменяться положение кнопок.

Выбор точки фокусировки в режиме Live View

Данный режим подходит больше для ручной фокусировки, так как позволяет более детально рассмотреть в резкости ли наш объект.

Точка фокусировки в режиме Live View, выбирается в ручную, путём перемещения прямоугольника в нужное место.

При нажатии на кнопку, в правом верхнем углу камеры, изображение увеличится в 5 раз. При повторном нажатии в 10 раз, при третьем произойдёт сброс до первоначального размера.

Как выбрать лучшую точку фокусировки

Здесь рецепт один, выбор точки автофокуса зависит от композиции кадра и творческого замысла фотографа. Но как не крути, фокусировку нужно выполнить на объекте, который вы хотите выделить.

Оптимальный вариант, это центральная точка фокусировки. Оптика, как правило даёт наилучший результат в центре.

Но центральная точка фокусировки не всегда применима. Например при съемке портрета, так как в портрете основное, всё же это глаза. А они далеко не всегда находятся в центре кадра.

В каких случаях использовать ручную фокусировку

Ручную фокусировку лучше всего применять в статических кадрах, используя при этом режим Live View. Так как через видоискатель не всегда возможно точно оценить резкость.

Для хорошей работы автофокусировки, необходимы более контрастные объекты. Если объект малоконтрастный или полупрозрачный, работа автофокуса может быть затруднена. В этом случае ручная фокусировка будет не заменима.

В макросъемке, работа автоматики осложняется малой глубиной резкости, любое колебание приводит к постоянной перефокусировке. Также, при ночной съемке звёздного неба, фокус нужно наводить вручную.

Ещё во многих случаях может понадобиться ручное управление фокусировкой. Бывают такие ситуации когда камера не хочет фокусироваться на нужном месте, постоянно ищет подходящую точку.

А вот в динамично развивающихся обстоятельствах, например в репортажной или спортивной съемке, ручную фокусировку использовать будет затруднительно.

Для расширения возможностей работы автофокуса камеры, можно использовать прошивку Magic Lantern.

C уважением Автор блога vzest.ru Владимир Захаров!

 

Понравилась статья? Сделай репост, поделись с друзьями. 

[Всего голосов: 4    Средний: 4.8/5]

Похожее

vzest.ru

Станьте первым комментатором

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *