Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Жанр натюрморт – Натюрморт — Википедия

Содержание

Разновидности жанра натюрморт История жанра натюрморт

Букет — разновидность цветочного натюрморта.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин.
На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни.
Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида — цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета — фигура треугольника — наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него.

Ниша в натюрморте — символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества.

Картины натюрморт букет

Ванитас, Суета сует (от лат. — суета, тщеславие) — аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики.
Ванитас напоминал о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Первый дошедший до нас натюрморт ванитас был написан Якобом де Гейном Младшим в XVII в.

Символика предметов в голландском натюрморте:
череп — напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
хлеб — символ тела Господа, в сочетании с вином — таинство Евхаристии;
мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти;
медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;
кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;
руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то;
оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;
короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Картины натюрморт ванитас

Винный натюрморт — появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас.

Картины винный натюрморт

Восточный натюрморт

В восточном натюрморте изображают бытовые и религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая.

Картины восточный натюрморт

Гирлянда — разновидность цветочного натюрморта.
Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения, напоминала известный символ Вечности — змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы — весну, колосья и фрукты — лето, виноград и овощи — осень, лимоны — зима.
Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок.

Картины натюрморт гирлянда

Голландский натюрморт

Голландский натюрморт XVII века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты» включает и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» — это, прежде всего, охотничьи трофеи — битая птица и дичь. «Завтрак» и «Десерт» включает также и изображения рыбы и разнообразных птиц.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин. На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни. Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о нестабильности удовольствий и достижений. Все предметы были многозначными, имели светский и религиозный подтексты.

Картины голландский натюрморт

Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) — разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века — изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.

Родиной и центром этого жанра был Харлем. Одним из самых ранних натюрмортов-завтраков является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (1580-1632).
Изначально набор предметов для натюрморта включал: сыр, ветчину, булочки, фрукты и пиво. С увеличением спроса у зажиточных горожан в натюрмортах стали появляться дичь, вино и пироги (в те времена самым дорогим был пирог с ежевикой), а помимо традиционной селедки появились омары, креветки, устрицы. Стали использоваться дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы, ножи и др.

Картины натюрморт завтрак

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар.
В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Символика посуды в голландском натюрморте: стекло — символ хрупкости; фарфор — чистота; серебряная посуда — олицетворение богатства; ступка и пестик — знаки мужской и женской сексуальности;

бутылка — символ греха и пьянства; разбитая посуда — символ смерти; кувшин и чаша — напоминание о Тайной вечере;
перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность;
нож — символ предательства, орудие пыток — напоминает об уязвимости человека и о его смертности — кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности.

Картины кухонный натюрморт

Музыкальный натюрморт — появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас.

Картины музыкальный натюрморт

Натюрморт с животными
Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).
Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте:
белка — упорный труд, без которого невозможны земные блага;
заяц — слух, чуткость, изобилие, робость, страх;
раки или омары — мудрость, благоразумие, медлительность;

попугай — уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего;
птицы, бабочки и различные насекомые — знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка — символ бессмертия души, воскресения;
рыба — раннехристианский символ;
живая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;
заморские экзотические раковины — предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.

Картины натюрморт с животными

Натюрморт в пейзаже — изображение натюрморта на фоне пейзажа.
В натюрморте в пейзаже используются два жанра изобразительного искусства — главная роль отведена натюрморту, а жанр пейзаж играет вспомогательную роль.

Картины натюрморт в пейзаже

Натюрморт в интерьере — изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.
В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства — главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.

Картины натюрморт в интерьере

Обманка, иллюзионистский натюрморт
Символика предметов в голландском натюрморте:
кубки, игральные карты или кости, шахматы — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность;
курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
карнавальная маска — является знаком отсутствия человека, безответственного удовольствия;
зеркала, стеклянные шары — символы тщеславия, знак отражения, ирреальности;
ключи — символизируют власть, дом;
механические или песочные часы — напоминание о быстротечности жизни.

Картины натюрморт обманка

Овощной натюрморт

Картины овощной натюрморт

Охотничий натюрморт
Олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков — охотничий натюрморт. В Голландии этот жанр называли Охотничьи трофеи.
Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии.
Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Картины охотничий натюрморт

Религиозный натюрморт, церковный натюрморт — разновидность натюрморта с религиозной атрибутикой

Картины религиозный натюрморт

Роскошный натюрморт — натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре.
Основоположником жанра роскошного натюрморта был Ян Давидс де Хем (1606-1684).

Картины роскошный натюрморт

Рыбный натюрморт
Местом появления рыбного натюрморта стал город Гаага. Близость портового Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи — картин с изображением рыб и морских животных.
Основоположниками рыбного натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Картины рыбный натюрморт

Сюжетно-тематический натюрморт — разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом.

Картины сюжетно-тематический натюрморт

Тональный натюрморт — монохромный натюрморт.
Родоначальниками тонального голландского натюрморта были харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Картины тональный натюрморт

Цветочный натюрморт
Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший (1565-1629).
Символика цветов в голландском натюрморте:
ирисы — знак Богородицы;
белые розы — платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы — символ страстной любви и символ Богородицы;
белая лилия — символ непорочности Девы Марии;
чертополох — символ зла;
гвоздика — символ пролитой крови Христа;
мак — аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов — лености;
анемон — помощь в болезни;
тюльпаны — символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;
белый тюльпан — ложная любовь,
красный тюльпан — страстная любовь.

Картины цветочный натюрморт

Цветочно-фруктовый натюрморт
Символика цветов в голландском натюрморте:
ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов — символы скромности и чистоты;
крупный цветок в центре композиции — «венец добродетели»;
осыпавшиеся лепестки возле вазы — знаки бренности;
увядший цветок — намек на исчезновение чувства;
голубые и синие цветы — напоминание о небесной лазури;
красные цветы — символ искупительной жертвы Христа;

Картины цветочно-фруктовый натюрморт

Учебный натюрморт
Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

Картины учебный натюрморт

Ученый натюрморт — разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п.
Зародившийся в Голландии в университетском Лейдене.

Символика предметов в голландском натюрморте:
книги и географические карты, глобус, писчее перо — символы наук;
палитра с кистями, лавровый венок — символы живописи и поэзии;
античная скульптура — символ искусств; портреты, анатомические рисунки, письма — символы общения;
музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств;
музыкальная труба или горн — ассоциации со славой.

Картины ученый натюрморт

Фламандский натюрморт

Картины фламандский натюрморт

Фруктовый натюрморт
Символика фруктов и растений в голландском натюрморте:
зрелые плоды — символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
гранат — символ воскресения, символ целомудрия;
вишня — «райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
земляника — символ праведности и трудолюбия;
оливка — символ мира;
лимон — предательство, чувственные наслаждения; лимон с частично срезанной кожицей — напоминание о горьких последствиях служения одним лишь своим страстям;
яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
виноградная кисть — напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени;
белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии;
гнилые фрукты — символ старения;
плод каштана, покрытый скорлупой, символизирует: доблесть, победу над искушением и целомудрие — добродетель, побеждающая все соблазны плоти, символизируемые шипами;
колосья пшеницы, плюща или лавра — символ возрождения и круговорота жизни.

Картины фруктовый натюрморт

www.art-spb.ru

История натюрморта / Об искустве / Мария Иванова-Очерет

Паблик → Статьи

История натюрморта

http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт (фр. nature morte — «мертвая природа») — это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь. http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт передает нам определенные образы и символы окружающего нас мира. Вовлекает нас в мир общения предметов, предоставляя возможность побыть в роли собеседника. Истинный художник организовывает возможность зрителю увидеть тайный смысл окружающих нас предметов.

Первые натюрморты

Древние авторы упоминают о первом мастере натюрморта, жившем в эллинистическую эпоху — греческом живописце Периакосе. В знаменитой «Естественной истории» древнегреческий ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре между греческими живописцами Зевксисом и Паррасием: Зевксис столь правдоподобно написал виноградные гроздья, что птицы слетались их клевать. Паррасий же настолько совершенно изобразил занавес в своей мастерской, что сам Зевксис принял его за настоящий.

Кроме того, натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы натюрморта входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с I в.

 


Римская мозаика


В восточном искусстве

Применительно к восточному, а именно китайскому и японскому, искусству трудно говорить о натюрморте в классическом понимании.  Отчасти с жанром натюрморта сопоставимы произведения так называемого жанра «http://www.maria-art.com/цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов.


Картина жанра http://www.maria-art.com/цветы и птицы


«Ранний натюрморт»

Рождение натюрморта как полноценного самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа.


http://www.maria-art.com/Симоне Мартини. Благовещенье


Самостоятельный жанр

Окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.

 


http://www.maria-art.com/Францискус Гейсбрехтс, Vanitas


Расцвет жанра

В целом, XVII век в Европе отмечен как век расцвета натюрморта. В этот промежуток были созданы все основные разновидности натюрморта. К тому же, не смотря на принятое в это время символическое наполнение смыслом всех изображаемых предметов, их повседневная красота интересовала художников отнюдь не меньше. Например, в картинах нидерландца http://www.maria-art.com/Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари.

 


http://www.maria-art.com/Питер Артсен, Рыночная торговка овощами


 

Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика.


 Ян Брейгель, http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт с цветами


 

Разнообразие типов и форм натюрморта, сложившихся в этот период, объясняется активным формированием национальных школ, каждая из которых привносила в жанр что-то своё. Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, излюбленными темами в нём становятся http://www.maria-art.com/цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги.


Караваджо, http://www.maria-art.com/Корзина с фруктами 


 

Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта.


Томас Йепес, http://www.maria-art.com/Фрукты из Делфта и две вазы 


 

Но одним из самых ярких национальных школ этого периода остаётся, несомненно, фламандская.
Её развитие связано с именами крупнейших художников  Фландрии,  вошедших  в  историю  искусства  Западной  Европы:  http://www.maria-art.com/Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.


http://www.maria-art.com/Франс Снейдерс, http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт с ведёрком для охлаждения вина 


 

Их картины -это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Все, чем богата земля Фландрии, что попадает в сети фламандских рыбаков, горами громоздится на столах и витринах, свисает и падает на тяжелые дубовые прилавки. Сами полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший наименование «лавка».


Ян Фейт, Добыча


 

Другая мощная школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”.  Авторами этих произведений были харлемские живописцы http://www.maria-art.com/Виллем Хеда и http://www.maria-art.com/Питер Клас.


http://www.maria-art.com/Виллем Хеда, http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт с ветчиной


 

Они стали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных огромным набором предметов, типичным для семьи голландского бюргера 1630-1640-х годов. Простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, и настроения первого поколения голландских буржуа.


http://www.maria-art.com/Питер Клас, http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт с фруктами


 

С развитием академической системы образования возникает учебный или постановочный натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения. В середине 18 в. возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.). Идеи классицизма отнесли натюрморт к числу «низменных» жанров, однако именно в это время появляются великолепные полотна Ж.Б. Шардена, оживляющего мир «мертвой натуры».


http://www.maria-art.com/Жан Батист Шарден, Скат 


 

Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине XIX века. Импрессионизм, постимпрессионизм, а также течения изобразительного искусства XX века дали новый толчок в развитии этого жанра. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописное восприятие мира вещей, решают проблемы светоцветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы цветового решения картины.  http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт становится прежде всего выражением идей и темперамента художника. Также, как и на полотнах XVII века, натюрморт зачастую обладает иносказательным смыслом.


Ренуар, http://www.maria-art.com/Цветы в вазе 


 

В первые годы XX века происходит не только размывание границ вещей внутри натюрморта, но и в значительной мере размывание границ самого жанра. В распахнутых полотнах Матисса составляющие натюрморт предметы, пронизанные органическими ритмами природы, сливаются с пейзажем или сами превращаются в пейзаж, преодолевая преграду между миром живого и миром неживого.


Матисс, http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт с голубой скатертью 


 

В сконструированных кубистических пейзажах Пикассо «сама природа опредмечивается, приобретает черты сделанности, вещности, пейзаж уподобляется натюрморту».


Пикассо, http://www.maria-art.com/Ваза с фруктами 


 

В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.


Хруцкий, http://www.maria-art.com/Цветы и плоды


 

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.


Осипов, Васильки


 

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

http://www.maria-art.com/http://www.maria-art.com/Натюрморт продолжает развиваться и по сей день. Современная петербургская художница Мария Иванова-Очерет, обращаясь к жанру натюрморта, создаёт сложные композиции включающие в себя не только традиционные для этого жанра букеты цветов или бытовые предметы, но и аллюзии на произведения великих мастеров живописи, таких как Микеланджело, Вермеер, Рембрандт…

Мария Иванова-Очерет, Ирисы и рисунки Микеланджело

Благодаря этому натюрморты художницы приобретают многоуровневый подтекст и глубокую символичную наполненность, как бы вступая в диалог с шедеврами мирового искусства.

подготовила искусствовед Ксения Подлипенцева

www.maria-art.com

Натюрморт в живописи: кратко о жанре

Вероятно, для вас это будет неожиданно, но натюрморт в живописи, как и пейзаж, тоже сравнительно новый жанр. Ранее я рассказывала вам о том, что пейзаж является очень молодым живописным жанром, если рассматривать его как самостоятельное изображение природы, а не как фон для портрета или жанровой сценки.

Так вот, натюрморт до 15-16 века на живописных полотнах тоже выглядел как дополнение или часть композиции. Мы можем найти такие примеры натюрморта в религиозной живописи, когда гирлянда цветов украшала лик или фигуру образа.

А еще в это время у натюрморта, как ни странно, было бытовое назначение. Например, цветами или цветочными букетами украшали шкатулки, фасады шкафов и другой мебели. На фото внизу примеры картин Яна Брейгеля Старшего:  1. Аллегория земледелия и 2. Мадонна с младенцем в гирлянде цветов

Цветочный натюрморт с гирляндами

А окончательно жанр натюрморт стал самостоятельным  ближе к концу 16 века. Толчком к развитию его стало обращение к природе, а голландские живописцы того времени смогли сделать натюрморт привлекательным для восприятия.

Появились целые школы натюрмортов: одни живописцы писали роскошные завтраки, другие предпочитали композиции только из цветов, а были и картины с изображением только предметов быта.  Вот примеры:
1. Якоб де Гейн III  «Цветы в стеклянной колбе» 1612 г
2.  Виллем Клэззун, Хеда «Натюрморт с крабом» 1648 г

Разновидность жанра натюрморт

Кстати, картину «Натюрморт с крабом» можно увидеть в одном из залов Петербургского музея Эрмитаж.

Так как жанр зародился именно в Голландии, то и подписывали картины с термином stilleven, что дословно означает «тихая жизнь». По-английски стали также обозначать жанр как still-life. В музеях искусств можно увидеть картины старых мастеров, подписанные именно так.

Мне это название нравится больше, по-моему, оно отражает саму суть натюрморта. Это позже стали использовать французское словосочетание «nature morte» для обозначения жанра живописи.

На фото внизу, пример голландского натюрморта с цветами Яна Брейгеля младшего с надписью still-life with flowers, находится в музее искусств, штат Флорида/США . Фото не лучшего качества, так как в музеях, как правило, фотографировать со вспышкой запрещено.

Голландский натюрморт с цветами Яна Брейгеля младшего

Если в английском still-life  значения с подтекстом тихой, как бы застывшей, неподвижной жизни, то во французском словосочетании nature morte значение приобретает мрачный перевод — мертвая природа. Чувствуете разницу- мертвая природа и застывшая жизнь….. на слух — восприятие, второе безусловно выигрывает!

В этом и отличие натюрморта от пейзажной и портретной живописи, где изображаются живые объекты

Кстати, дополнительно можно посмотреть мое видео о музеях искусств штата Флорида,  также мы заглянем на мастер класс к удивительному портретисту Владимиру Волегову. Уверена, что вы получите эстетическое удовольствие от просмотра видео! 

А почему мы так любим натюрморты?

Я нашла для вас полное отражение сути натюрмортов, и эти слова чудесно отозвались в моей душе! Блез Паскаль, французский математик и литератор, писал: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещейоригиналами которых не любуешься». Думаю, этим все сказано!

На фото я нахожусь в творческом процессе над натюрмортом с вином, кувшином и виноградом. Эти обычные вещи выглядят иначе на холсте ….

Пишу натюрморт с вином, кувшином и виноградом

А еще мы любим натюрморты за то, что они украшают нашу жизнь! Согласитесь, картина с изображением фруктов или цветов всегда будет отличным подарком на любой торжественный случай, натюрмортом можно украсить любую комнату в квартире или на даче.

Ведь издавна считалось, что картины с изображением фруктов, цветов и красивой посуды – это символ достатка и стабильности!

 В живописи существует множество видов натюрморта. На некоторых из них мы остановимся подробно:

1. Цветочный натюрморт. Это признанный король в этом жанре! Пожалуй, нет в мире ни одного художника, который бы не написал цветочный натюрморт. Живописные цветочные натюрморты по композиции различаются на разновидности: букет и гирлянда.

Есть разновидности цветочных натюрмортов, например натюрморт на фоне пейзажа или интерьерный натюрморт. В принципе, здесь подразумевается окружение, пространство, в котором изображены цветочные композиции

Виды цветочного натюрморта

Цветочные натюрморты – это бесконечное эстетическое удовольствие, причем в одинаковой мере и для художника, и для зрителя. Помните, как писал французский художник Огюст Ренуар о цветочном натюрморте: «Когда я рисую цветы, на мою душу нисходит спокойствие». Прекрасные слова, не правда ли!

Огюст Ренуар картина «Цветочный натюрморт»

А согласитесь, каждому настроению и человеку можно подобрать свой натюрморт из цветов, потому что это многообразие форм, расцветок, красок и строения цветов. А еще натюрморт может быть дополнен живыми существами, бабочками, пчелками, жучками. И это придает особое очарование картине! На фото, пример моего цветочного натюрморта в интерьере у окна, который появился осенним  туманным днем.

цветочный декоративный натюрморт у окна

2. Предметный натюрморт может быть составлен из различных предметов: фруктов, овощей, посуды, кухонной утвари, рыбы, забитых животных.

  • Фруктовый натюрморт. Из названия понятно, что это композиции из фруктов, но не только! Например, фруктовый натюрморт с букетом цветов принято называть цветочно-фруктовым
  • Завтраки, десерты, банкеты. Эти виды натюрморта появились в 17 веке в Голландии. Представляют собой картину с накрытым столом и различным набором кухонных, столовых предметов и еды. Что рисовали на таких натюрмортах? Вино, ветчину, хлеб, виноград, сыр, ножи, бокалы, фарфор, одним словом, предметы кухни.

Виды натюрморта

Сегодня популярны винные натюрморты, например, с открытой бутылкой вина, бокалом и фруктами. Мне такие натюрморты пришлись по вкусу, можно сказать, творческий живописный натюрморт для письма маслом в выходные дни! Можно даже налить бокал вина,.. так писать тоже получится интересно. Об этом и о многом другом я написала в статье В чем суть живописи или красота вокруг нас 

В работе над винным натюрмортом

Причем, существует даже разновидность — роскошный натюрморт. Это картина с шикарными блюдами, традиционными для аристократической культуры, с изысканной посудой и другими предметами. Родоначальник этого вида натюрмортов нидерландский живописец Ян Давидс де Хем.

  • существуют и другие виды предметных натюрмортов: охотничий (с изображением битой дичи), овощной (понятно, что с овощами), рыбный (с трофеями рыбаков).

Виды натюрморта

3. Ванитас или философский натюрморт. Эта тематика стала развиваться в 16-17 веке, в эпоху барокко, и является символическим натюрмортом, закодированным, как сказали бы сейчас. Поскольку для того, чтобы понять картину такого рода, надо было знать мифологию и религиозную символику.

А термин «Ванитас» в переводе с латыни означает «Суета сует». Человеческий череп считается центром композиции, напоминая о том, что ничего в мире вечного нет…

Натюрморты Ванитас часто были символичной биографией художника, посредством предметов он мог рассказать о своем жизненном пути, соблазнах и страстях. А еще эта тематика напоминает зрителю о быстротечности жизни, о скором увядании красоты…

Я считаю, что этот вид натюрморта с глубоким философским смыслом и рассуждением о жизни в картинах!

Натюрморт Vanitas в живописи

Описание натюрморта Ванитас: преимущественно использовалась темная гамма серых и коричневых тонов, традиционно изображались черепа, книги, оружие, мыльные пузыри, погасшие свечи, увядшие цветы, часы песочные и механические.

А теперь подробнее о символах, это интересно и познавательно!

  • Череп человека служил напоминанием о быстротечности нашей жизни.
  • Оружие – символ власти и могущества.
  • Мыльный пузырь намекал, что жизнь наша очень коротка.
  • Масляный светильник или свеча показывали, что время догорает очень быстро.
  • Что касается фруктов, то там более сложные подтексты. Например, подгнивающие перезрелые фрукты – это символ старения, зрелые – богатство и плодородие. Груши, яблоки и персики обозначают грехопадение, а инжир и сливы носят эротический подтекст.

Примеры натюрморта с черепом

Некоторые считают, что натюрморты Ванитас несколько пессимистичны, но я думаю, что в них скрыт определенный таинственный код, и поэтому они мне кажутся особенно загадочными, аллегорическими!

И ведь неслучайно современные европейские художники возвращаются к натюрморту Ванитас. Загадочное и непонятное всегда притягивает!

В моем творчестве есть картина, современная интерпретация натюрморта — Ванитас. В картине  изображена ваза с прозрачной змейкой, по кругу в воде плавает живая красная рыбка. Закрытое, замкнутое пространство в вазе — символ современного общества, а маленькая рыбка ищет выход и спасение от замкнутости…

Но люди в основном обращают внимание на стеклянный череп, и скажу,  многих он пугает, и не зря… это напоминание о течении времени и неизбежности ухода…. Мрачновато, согласна… Я же «закодировала» суть картины именно в красной рыбке, как символ настойчивости и победы

Натюрморт Ванитас в современной интерпретации

Также не стоит забывать о стилях написания натюрмортов современных художников. Внизу я привела несколько примеров картин, написанных в разных стилях, но в одном жанре живописи- Натюрморт.  Обратите внимание, какие натюрморты разные не по виду, а именно по стилю!

Стили натюрмортов

  1. Академический стиль — натюрморт с кувшином и яблоками 2008 год
  2. Поп ап стиль — абстрактный натюрморт
  3. Пост импрессионизм стиль —  Пьер Боннар  «Цветы на красном столе» 1928 год
  4. Кубизм стиль — Хуан Грис  натюрморт с бутылкой и ножом 1912 год
  5. Сюрреалистический стиль —  Сальвадор Дали  «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» 1938 год

Видео на десерт: Приглашаю вас на экскурсию в единственный музей мира французского постимпрессиониста  Пьера Боннар , который находится на юге Франции

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

www.viktoria-latka.com

Что такое натюрморт. Известные художники жанра

Что такое натюрморт?

Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.

Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание.

Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание — пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях.

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633

Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа», полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.

Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890
Сезанн, Поль. Натюрморт с яблоками и апельсинами. 1895-1900

В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И.Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.

И. Левитан
И. Левитан

В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.

myrisunok.ru

картины Левитана, Репина, Крамского, Малевича, Серебряковой, Машкова, Никич-Криличевского.

Знойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.

«Лесные фиалки и незабудки»

Лесные фиалки и незабудки

Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».


«Яблоки и листья»

Яблоки и листья

Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.


«Букет цветов. Флоксы»

Букет цветов. Флоксы

Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову. И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.


«Натюрморт»

Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.


«Селедка и лимон»

Селедка и лимон

Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»… В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.


«Натюрморт с самоваром»

Натюрморт с самоваром

Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы… Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.


«Этюд с медалями»

Этюд с медалями

Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.

www.culture.ru

Натюрморт — это… Что такое Натюрморт?

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Виды и мастера нидерландского натюрморта

  • Ранний цветочный натюрморт: Якоб де Гейн Младший, Амбросиус Босхарт Старший, Амбросиус Босхарт Младший.
  • Натюрморты типа «Завтраки» и «Сервированные столы»: Флорис ван Дейк, Клара Петерс, Ханс ван Эссен
  • Тональный натюрморт: Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Ян Янс ден Эйл, Ян Янс Трек, Ян Янс ван де Велде, Паулус ван ден Бос.
  • Учёный натюрморт: Давид Байли, Питер Стенвейк, Мария ван Остервейк.
  • Иллюзионистический натюрморт: Самюэл ван Хогстратен, Корнелис Бризе.
  • Роскошный натюрморт: Ян Давидс де Хем, Виллем Кальф, Абрахам ван Бейерен, Абрахам Миньон.
  • Поздний натюрморт: Виллем ван Алст, Ян Баптист Веникс, Ян ван Хёйсум

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Русские натюрмористы

Выставки натюрморта

  • Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
  • Натюрморт в живописи 1940-1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.

См. также

Литература

  • Серов А. Этюды натюрморта // Художник. 1961, № 2. С.43-47.
  • Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М. 1962
  • Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. — Л: Художник РСФСР, 1973.
  • Виппер Б. Р. Проблема развития натюрморта, Спб, 2005
  • Геташвили Н. В. Художественные направления и стили. Малые голландцы. М. 2004
  • Доброклонский М. В., Никулин Н. Н. Искусство Голландии XVII века. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII веков под ред. В. И. Раздольской, М. 1988
  • Натюрморт в живописи 1940-1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
  • Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997
  • Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века, Спб, 2004 г.

Ссылки

dic.academic.ru

Натюрморт как жанр изобразительного искусства

В изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает конкретный жанр живописи, включающий свободное расположение объектов повседневной жизни на столе:

  • срезанных цветов, особенно, роз,
  • кухонной утвари,
  • предметов домашнего хозяйства,
  • плодов, овощей, фруктов,
  • продуктов питания,
  • рыбы,
  • приготовленной еды.

Термин является прямым переводом голландского слова «Stilleven», которым пользуются с 1656 для описания жанра картин. Ранее такие полотна назывались просто – «Фрукты», «Цветок», «Розы», «Завтрак», «Банкет» или пронк (показной).

В эпоху барокко аллегорические изображения с религиозным подтекстом получило обозначение Ванитас («тщеславие»). Обязательным атрибутом и главным акцентом на картинах был череп.

Виды

Условно натюрморты делятся на четыре основные группы, в том числе:

  • цветочные;
  • завтраки или банкеты;
  • эмоциональные;
  • символические.

Некоторые работы выполняются для демонстрации технической виртуозности рисования и способности художника или демонстрируют эмоции.

  • эмоциональные;
  • роскошные;
  • полотна-иллюзии.

В известных натюрмортах содержались сложные символические сообщения, выраженные в типе объектов. При изучении состава натюрморта каждый отображаемый элемент являлся символом и вносил в картину определенное значение. В результате, жанр натюрморт, как и пейзаж, обычно не содержит человеческие формы, но способен передавать политическое, нравственное или духовное послание. Хотя сторонники академического изобразительного искусства считают натюрморт простейшим среди пяти основных жанров.

Символические полотна — это широкая категория любого типа натюрморта с явным религиозным характером. Конкретным примером такой символики является Ванитас живопись, которая процветала между 1620 и 1650 г. и содержала символические образы черепов, свечей, роз, песочных часов, игральных карт, бабочек и других предметов, которые должны напомнить зрителю о быстротечности и тривиальности земной жизни. Символические образы на картинах бывают открыто религиозными – хлеб, вино, вода и другие.

Основные характеристики полотен

Магия натюрмортов состоит в возможности показать собственное восприятие обычных предметов вокруг нас. Особое расположение и изображение предметов с помощью краски, чернил, пастели или любого другого материала придает объектам совершенно новый смысл.

Объекты, выбранные для полотен, имеют особое значение на личном, культурном, социальном, религиозном или философском уровне. Темы, окружающие произведения изобразительного искусства провоцируют самоанализ и отражение на настроение зрителя. Поэтому изображенные объекты вызывают широкий спектр эмоций, в зависимости от размещения, выбор цвета, освещенности.

Предмет в натюрмортах определяется представленными объектами. Исследование символики позволяет проникнуть в смысл картины.лужат эмоции и события, которая базируется на материальных качествах цвета или текстуры. Темы изящно вплетаются в изображение красивых предметов, но увидеть смысл в рамках одного произведения удается не каждому.

История

Изображение пищи практиковалось в древнем мире, но возродилось в истории искусства как самостоятельный жанр в 16 веке. Независимо от формирования названия жанра, натюрморт активно развивался на севере Европы — в Голландии и Фландрии среди художников конца Северного Возрождения. Появляются школы натюрморта в Неаполе, Испании и Франции.

Исторически сложилось, что натюрморты были пропитаны религиозным и мифологическим смыслом.
К 16 веку общество меняется. Наука и природный мир стали вытеснять религию на картинах.
К середине 19 века естественный мир и розы вышли из моды. В работах живописцев появилась заинтересованность в изучении нашего внутреннего мира, настроения и эмоций.

В 20 веке натюрморты растворились в геометрии. К концу тысячелетия, объекты на картинах стали в движениях поп-арт и фотореализм. Картины сегодня включают безграничный спектр современных объектов — от писсуара до пустых пивных банок.

Натюрморт Северного Возрождения и голландского реализма после 1517 года

Для богатого буржуазного общества Нидерландов характерно материалистическое отображение показного потребления. Но именно в западноевропейской живописи получила свое начало эзотерическая христианская символика и ее сложный язык во времена Средневековья и Возрождения.

Натюрморт стали называть «мертвая природа или натура», а картины содержали упор на неживые символические коннотации. Символика развивалась в абстрактном и метафизическом маньеризме Италии, Испании в 17 веке:

  • Затем во Франции, благодаря гармоничной простоте полотен Ж. Б. Шардена (1699-1779) в 18 веке.
  • Караваджо, Микеланджело Меризи (1573-1610) служит примером интереса к натюрмортам в других странах.
  • Известная композиция «Корзина с фруктами» продвинула жанр с севера Италии в соседние страны.
  • Появились суровые и мистические картины испанского художника Х. С.Котана (1531-1588),
    Ф. де Сурбарана (1598-1664), Л. Мелендеса (1716-1780). Картины назывались «бодегонес» и изображали пищу, скромные предметы обихода.
  • Рембрандт (1606-1669) внес изменение в традиции натюрморта – его композиции лишились стола.
  • В отличие от этого стиля Голландия и Фландрия в 17 веке поражали цветочными композициями Я. Брейгеля Старшего (1568-1625), Хема (1606-1684) и других.
  • Другими фаворитами жанр были роскошные столы с роскошной едой, хрусталем и серебром, как у Кальфа (1622-1693), А. ван Бейерена (1620-1690).
  • Трофеи удачной охоты или хороший улов отражены на полотнах Ф. Снейдерса (1579-1657).

В 18 веке

Во французской живописи Ж. Б. Шарден (1699-1779) был мастером многих видов натюрморта, от скромных кухонных предметов до неповторимых аллегорий и поэтической передачи эмоций простым расположением плодов и роз. Его работы отличаются реалистичностью за счет игры цвета и художественной передачи освещенности.

Анна Костер (1744-1818) была последовательницей Шардена. Ее работы часто путают с мастером. Но композиции Костер более деликатные и воспроизводят очень странные предметы.
Экстравагантные коллекции кораллов и раковин на каменной полке поражают почти фотографической точностью.

В 19 веке

До середины девятнадцатого века натюрморт считался низшим жанром с ограниченным потенциалом для выражения темы. Философия реализма и чистой живописи Курбе (1819-1877) расценивалось как независимое средство для формы, цвета и краски. Живописцы игнорировали насмешливое отношение к жанру.

Революция в живописи во главе с Мане, Ренуаром (1841-1919), Сезанном (1839-1906), К. Моне (1840-1926) и Ван Гогом (1853-1890) навсегда закрыла тему этой дискуссии. Поклонники признали, что натюрморт красноречивым, поэтичным, «благородным» жанром изобразительного искусства.

В 20 веке

Неодушевленные предметы в новом натюрморте выражают тайну мира с помощью соответствия между формами и пространством.

Все восхищались тарелкой устриц Мане, черепами и часами Сезанна или вазой с ирисами Ван Гога, как чудесной интерпретацией окружающего мира.

Сезанн рисует яблоко в виде женщины или горы, а Ж. Брака (1882-1963) изображает яблоко как набор перекрывающихся геометрических граней.

Трансформация формы и содержания в чистейшие элементы геометрии, цвета, а также символизм видны в композициях Дж.Кирико (1888-1976) и С. Дали (1904-1989) – это начало 20 века.

Загадочный Дж.Моранди (1890-1964) принес в живопись свой стиль — пластичность с ограниченной палитрой, напоминающую римскую живопись.

Максимально эксплуатировал жанр Пабло Пикассо (1881-1973), поражая немыслимыми формами и широким спектром стилистических перестановок.

Знаменитый поп-арт Энди Уорхола повседневный объект превращает колоссальный образ.
Художники в 20 веке использовали натюрморт в качестве лаборатории для открытия новых методов и испытывали новые концептуальные идеи. Они делали это в репрезентативных и абстрактных форматах, расширяясь в другие жанры, смешивая живопись со скульптурой, коллажем, фотографией, видео и голограммами, в произведениях, которые относят к натюрмортам. В полотнах сегодня можно видеть различия:

  • В колорите от холодного к теплому;
  • В цветовой гамме от контрастов до нюансных тонов;
  • В направлении освещенности на полотне;
  • В фоновом расположении объектов;
  • В постановке задачи от декоративной функции к реалистичному изображению.

Свобода стиля для передачи изображения с помощью кубизма, кубофутуризма, поп-арта, фотореализма, нео-попа позволяет представлять натюрморты в новом виде, отчего жанр продолжает радовать любителей.

artrecept.com

Станьте первым комментатором

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *