Фотография жанровая и репортажная
Сегодня нам хочется поговорить с вами о двух самых, пожалуй, интересных направлениях в искусстве фотографии – о фотографии жанровой и фотографии репортажной. Как правило, пейзажными снимками, портретами или натюрмортами зритель только любуется и наслаждается. А вот жанр и репортаж заставляет рассматривающего снимки еще и задуматься. Задуматься, порой, о достаточно серьезных проблемах.
Автор фото: Alex
Автор фото: Bruce Davidson
Давайте, прежде всего, определимся с понятиями: что же такое есть жанровая фотография и фотография репортажная? Чем они отличаются друг от друга и что между ними общего?
Фоторепортаж – это в первую очередь отчет фотографа о каком-то мероприятии, событии, на котором он побывал. Но в то же время это и некая метафора, которая должна привлечь внимание зрителя, призвать зрителя к размышлениям о том, что изображено на снимках, заставить его выработать свое отношение к происходящему событию, о котором рассказано в репортаже.
Автор фото: Bruce Davidson
Автор фото: Bruno Barbey
Работа над фоторепортажем требует от его автора определенного опыта работы. Так просто репортаж не снимешь. Для этого нужно развивать в себе умение видеть сюжет, владеть знаниями о том, что снимаешь. Например, снимая репортаж с футбольного матча нужно как минимум знать правила игры в футбол. Для съемки репортажа о театральной премьере нужно знать хотя бы основы театрального искусства… Конечно же, для работы в этом жанре нужно в совершенстве владеть техникой фотосъемки.
Фотограф, занимающийся репортажной съемкой, обязан не забывать о логике происходящих вокруг него событий, знать эти события, грамотно отслеживать и показывать зрителю взаимосвязь его элементов, этапов. Опытный мастер фоторепортажа вроде бы, казалось, совершенно незначимое, пустяковое событие способен преподнести нам с вами как завораживающую, фантастическую историю. Если уж вы решили посвятить свое творчество фоторепортажу, то качества интересного рассказчика вам надо обязательно в себе развивать. Но не забывайте при работе над репортажем и об авторском видении происходящего, об авторском субъективизме. Ведь любой репортажный снимок отражает не только собственно факт изображенного события, но и отношение к нему автора фоторепортажа. Проще говоря, фотограф как бы склоняет зрителя к своей точке зрения, только делает он это не обычными словами, а языком фотографии. Таким образом, он, сам того не замечая, занимается пропагандой той ситуации, того события, которое развертывается перед объективом его фотоаппарата. Впрочем, делать это можно и осознанно, целенаправленно. Но это уже, что называется, высший пилотаж.
Автор фото: Bruno Barbey
Автор фото: Bruno Barbey
Таким образом, легко можно придти к простому умозаключению: фоторепортаж, или даже всего лишь одна репортажная фотография по сути своей всего лишь интерпретация. Но она должна быть честной. Без всяческих подтасовок и обмана зрителя. Это тут просто недопустимо.
А вот жанровая фотография, в отличие от репортажной, изображает сцены, происходящие вокруг нас в повседневной жизни. Показывает нам образы людей, находящихся вокруг нас. Тут для фотографа важно уметь увидеть и вовремя зафиксировать необычные, яркие моменты будничной жизни. Работа над жанровой фотографией позволяет фотографу в своем творчестве быть интересным, подвижным, в чем-то даже и необычным, чутко реагировать на происходящее. Жанровые фотографии можно смело назвать уникальными. Ведь сюжеты, запечатленные на них, никогда уже больше не повторятся.
Автор фото: Bruno Barbey
Автор фото: Bruno Barbey
Что важно знать и уметь фотографу, занимающемуся жанровой фотографией?
Главное, научиться не только видеть происходящее, замечать вокруг себя всё интересное и необычное, неординарное, но и четко понимать, что именно сейчас происходит перед объективом фотокамеры. Важно уметь выбрать нужную точку съемки, сделать снимок с выгодного ракурса, моментально, еще в процессе съемки, успеть поработать над композицией кадра, мысленно прокрутить в свой голове сюжет и многое другое. Всё это приходит с опытом, с навыком. Для того, чтобы этот навык в себе выработать, фотограф должен очень много работать. И этот труд будет вознагражден. Вы научитесь снимать как бы не думая, на интуитивном уровне.
Непосвященному или новичку в фотографии может показаться, что фоторепортаж и жанровая фотография очень похожи друг на друга по своей сути. Но это расхожее заблуждение.
Автор фото: Bruno Barbey
Автор фото: Burt Glinn
Основное, что отличает жанровый снимок от репортажного – это то, что человек показан на нем крупным планом. Крупным планом не в композиционном смысле, не лицо в полный кадр, а в его смысловом значении. Человек должен быть показан во всех своих переживаниях, эмоциях, настроении. На жанровой фотографии человек должен быть как бы выхвачен взглядом фотографа, щелчком фотокамеры, из общего потока происходящих событий современной будничной жизни. Человек со всеми своими сложностями, со своим внутренним миром – вот что главное в жанровой фотографии. Вот что важно научиться передавать зрителю.
Еще один признак, отличительная черта жанра в фотографии – это теплота интонаций, некая лиричность, мягкость, проникновенность. Хорошая, мастерски сделанная жанровая фотография – это, можно сказать, целый спектакль со своей драматургией. Зритель должен ощущать, как бы видеть то, что было до того, как фотограф нажал на спусковую кнопку фотоаппарата. И что будет через минуту, через час и даже на следующий день…
Автор фото: Burt Glinn
Автор фото: Burt Glinn
Автор фото: Carl De Keyzer
Автор фото: Constantine Manos
Автор фото: Cornell Capa
Автор фото: Cornell Capa
Автор фото: Dominic Nahr
Автор фото: Elliott Erwitt
Автор фото: Elliott Erwitt
Автор фото: Elliott Erwitt
Автор фото: ESART
Автор фото: Gueorgui Pinkhassov
Автор фото: Ian Berry
Автор фото: Jean Gaumy
Автор фото: Moises Saman
Автор фото: Plankina
Автор фото: Raymond Depardon
Автор фото: Raymond Depardon
Автор фото: Rene Burri
Автор фото: Rene Burri
Автор фото: Robert Capa
Автор фото: Steve McCurry
Автор фото: Steve McCurry
Автор фото: Thomas Hoepker
Автор фото: Thomas Hoepker
Автор фото: W
Автор фото: Wayne Miller
Автор фото: Werner Bischof
Автор фото: Анатолий Лисовский
Автор фото: Андрей Лукьянов
Автор фото: Антон Коньшин
Автор фото: Антон Коньшин
Автор фото: Екатерина
Автор фото: Ирина Назарова
Автор фото: Коткис
Автор фото: Наталья
Автор фото: Сергей Хромов
Автор фото: Сергей Ярема
Автор фото: Юрий Тараканов
www.takefoto.ru
Особенности жанровой фотографии. Взгляд Сергея Шандина
29 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялся мастер-класс Сергея Шандина, посвящённый жанровой фотографии. Вместе с участниками он попытался попытался найти отличия жанровой фотографии от журналистики и других видов фотографии.
По мнению Сергея Шандина, жанровой фотографии присущи три главных критерия:
Документальность, наличие истории и сюжета (то есть – что показано?), форма и композиция (как показано?). На каждой составляющей жанровой фотографии Сергей остановился подробнее. Приводим фрагменты его выступления.
О документальности жанровой фотографии
Когда мы говорим о делении фотографии на жанры, мы должны понимать, что есть определенные условности, — рассказал Сергей Шандин. — У фотографии есть характерная черта, которая отличает ее от других видов искусства, от живописи, например. Авторская манера, выбор композиции и цветовой гаммы, — всё это свойственно и живописи. Но почему человек берт в руки не кисть и краски, а именно фотоаппарат?
Главные составляющие жанровой фотографии: документальность, наличие истории и правильная композиция. Фото Сергея Шандина
В жанровой фотографии главное то, что все эти элементы можно обобщить. Фотографии свойственна документальность. Глядя на фотографию, мы можем сказать: «Да, это было». Остановленное время, актуальность, истинность момента – вот те черты, которые отличают фотографию от других видов искусства.
Жанровая фотография: возможна ли постановка?
Фотография может не обладать документальностью, если фотограф сделал постановочный снимок. В качестве примера можно привести работы Робера Дуано. Он часто прибегал к постановке, приглашал актеров и друзей, которые играли определенную сценку. Если мы не называем фотографию документом, то, по большому счету, нет разницы: постановочная фотография или нет. Если же фотограф просто создает ситуацию, не претендуя на документальность, то постановка возможна.
Робер Дуано часто прибегал к постановочной фотографии, заранее договариваясь с актерами и прохожими. Такая фотография тоже является жанровой, но лишена документальности.
Также, фотография может не содержать в себе события или истории. Она может не обладать сюжетной и композиционной фотографией. Если же все эти черты есть, мы можем назвать фотографию жанровой.
Фотограф выбирает сюжет, чтобы представить его зрителям
В фотожурналистике фотограф исследует некое явление и пропускает его через себя. Это понятие гораздо шире, ем жанровая фотография. Для жанровой фотографии важно наличие сюжета. Кстати, фотография может создавать сюжет, которого нет. Если сюжет возникает в фотографии, хотя в жизни его не было, возникает история. Фотография в таких случаях создает реальность, которой не было. Перед фотографом развёрнут целый мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Он должен так выбрать элементы и героев, которых хочет показать в кадре, чтобы фотография представляла собой историю. Поэтому так важна композиция. Она должна быть хорошей, потому что она определяет восприятие кадра. Если композиция не очень удачная, зрители не поймут сюжетную часть фотографии.
Взгляду фотографа предстаёт весь мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Фото Сергея Шандина
Гораздо важнее границы между тем, документ это или нет. В любой фотографии всегда присутствует сам фотограф. Он определенным образом влияет на ситуацию. Уже одно его появление влияет на ситуацию и определяет поведение людей, попадающих в кадр. Поэтому ни одна фотография не может быть на сто процентов объективной и документальной. Уже только своим присутствием фотограф привносит элемент поставки.
В жанровой фотографии всегда есть история
Важно не только что показано, но и как то показано. Любое событие можно показать интересно, а можно показать не интересно. Критерии интересной фотографии довольно субъективны. Для понимания одних работ нужно знать историю искусств, для других –нет. Померить линейкой степень красоты невозможно. Андре Кертеш, к примеру, преуспел в создании и сюжетной фотографии, и той фотографии, в которой важна форма.
Одна из важнейших составляющих жанровой фотографии – форма. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Мы смотрим на кадр и говорим, что это красиво. Фотограф Трент Парк снимает самые обыкновенные сюжеты, но подмечает сочетание удивительных элементов.
Часто в таких работах может быть очень слабо обозначен и выражен сюжет. Зато богатство форм – мы смотрим на фотографию и просто говорим, что это красиво. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Сложение элементов в некую фигуру, абстрактную. Форма определяет в этом случае возникновение сюжета.
Фотография тоже пытается искать новые выразительные средства. С течением времени выразительные средства менялись несколько раз.
Ещё один интересный фотограф – Трент Парк. Он снимает, по большей части, самые обыкновенные сюжеты, но показывает их так, что мы удивляемся.
Где искать сюжеты?
Большинство хороших фотографов, известных мне, используют одну тактику. Они заранее решают, что хотят снять. Фотограф должен идти на прогулку с определенным намерением поснимать что-либо.
В жанровой фотографии важно уметь «рассчитать» картинку и дождаться нужного момента. Фото Анри Картье Брессона
Истории можно найти везде. Ваше намерение определяет соответствующее оборудование, которое вам нужно взять с собой. Важно знать места, в которых вы можете снять то, что задумали. Можно найти место, в котором возникает ситуация, «предвидеть» интересный кадр и ждать подходящего момента. Съёмка «из засады» — один из методов жанровой фотографии.
Жанровая фотография: в чём отличия от репортажа?
Репортаж – это когда вы чётко знаете, что будет событие и снимаете его. Если вы снимаете бегущую через дорогу бабушку – это не репортаж, это жанровая фотография, или стрит-фотография. Спортивная фотография – это тоже репортаж.
Выводы
Лучший способ для создания жанровый фотографий – вжиться в ситуацию, в событие, в лица и наладить прочный эмоциональный контакт с героями. Нужно время, чтобы прочувствовать ситуацию. Идеально, если у вас есть достаточно времени для того, чтобы дождаться такого настроения.
Фотография показывает простые вещи так, что нам на них интересно смотреть. Во время съёмок фотографы зачастую не понимают, что делают. Важно потом, из отснятого материала выбрать одну картинку из сотни. Можно в любом изображении найти подстрочник. Фотография должна говорить со зрителем на простом понятном визуальном языке. Сколько смотрящих, столько и ассоциаций. Не нужно мешать зрителю увидеть что-то своё.
Важно заранее «просчитать» картинку. Увидеть и понять, что тут может сложиться картинка, а потом дождаться момента – появления человека в кадре.
Блог Сергея Шандина: http://shandin.livejournal.com/
rosphoto.com
Жанровая фотография
Жанровая фотография — понятие очень интересное и в то же время очень неоднозначное. Сложно дать точное определение, что вот эта фотография выполнена в жанровом стиле, а эта нет. Сложность в определении заключается даже не в самом понятии, а в названии. Что бы легче всего определить жанровую фотографию от нежанровой, стоит просто знать следующее правило: пейзаж, натюрморт, портрет – это не жанровая фотография, жанровый снимок подразумевает под собой состояние и действие людей.
Истоки данного понятия восходят к живописи. Сцены из повседневной жизни, изображение праздников, мероприятий, происшествий – это классические сцены из жанровой живописи. Жанровые фотографы действуют по тому же принципу.
Темой таких снимков являются, зачастую, случайно выхваченные сцены из жизни, бытовая, социальная, повседневная среда и жизнь людей. Жанровое фото многие называют зеркалом мира и не напрасно, ведь фото, которое запечатлело те или иные события в жизни людей раскрывает перед нами ту удивительную атмосферу жизни, которую за своими делами и заботами, мы уже просто перестали видеть. Так же необходимым каноном жанра является наличие сюжета. Это, скорее не тот сюжет, что мы привыкли видеть в кино, но тот, под которым ясно понимается, что запечатлённое на снимке имеет свою историю, своё развитие.
Фотохудожник Олеся Пономаренко, которая специализируется в различных жанрах фотографии, в том числе и жанровой фотографии, предлагает услуги фотографа на свадьбу. На её сайте вы можете ознакомиться с портфолио и другими работами.
Портрет человека и жанровое искусство, в котором тоже запечатлён человек, вроде бы схожие стили. Но это не совсем так. В портрете главным элементом является человек, а в жанровой фотографии всё-таки главным является процесс, в котором присутствует этот человек.
Галерея жанровой фотографии:
Далее вы можете посмотреть красивое видео, где представлены жанровые снимки русского фотографа Евгения Сикацкого:
На сайте, посвященном праздникам и поздравлениям, вы найдёте прикольные поздравления подруге с днем рождения, а также весёлые конкурсы, проведение, игры и многое другое, что можно устроить в этот знаменательный и очень важный для всех день.
art-assorty.ru
Фотография. Виды и жанры фотографии с наглядными примерами
Ночная фотография
—
– ночная фотосъёмка. Ночная фотография подразумевает фотосъёмку ночью и собственно полученные при этой съёмке кадры. Учитывая то что ночью нет достаточно света для фотосъёмки фотограф должен использовать длинные выдержки, светосильные объективы, и высокие значения чувствительности ISO.
Портрет
—
Натюрморт
—
Пейзаж
—
Мобилография
—
– мобилография – появилась в начале двадцать первого века. Производится встроенными в бытовую технику фотокамерами, это могут быть мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, зажигалки, бинокли. Из-за низкой разрешающей способности фотографии сделанные такими фотоаппаратами имеют очень низкое качество, но они могут быть интересны тем что сделаны из необычного ракурса или сделаны спонтанно. В этом жанре фотографии важно в первую очередь что изображено на снимке, а не то какого качества фотография. В современном галерейном пространстве уже созданы несколько арт-проектов в жанре «мобилографии».
Обнажённая натура (ню)
—
Флора и фауна
—
Макро
—
– макросъёмка – получение с помощью фотоаппарата крупного изображения. Иногда под словом макросъёмка понимают фотографию сделанную с близкого расстояния. Для макросъёмки применяют обычно объектив с большим фокусным расстоянием или специализированные – с фиксированным фокусным расстоянием 50,100 или 180 мм.
Микрофотография
—
– микрофотография – получение изображения микроскопически малых объектов. Производится с помощью оптической системы микроскопа. Делится на оптическую, электронную и цифровую микрофотографию. Оптическая – обычный микроскоп простой конструкции комплектуется микрофотонасадкой, позволяющей производить микрофотосьёмку. Электронная – используется для получения объектов невидимых в оптический микроскоп. Цифровая – изображение изучаемого объекта выводится на компьютерный монитор. Цифровые микроскопы не имеют окуляров.
Репортаж
—
– новостная фотография – прерогатива фотожурналистов, которые снимают различные события от местных до мировых масштабов. Требует от фотографа быстроты построения композиции и мгновенной реакции на изменения ситуации.
Документальная фотография
—
– документальная фотография. К этому жанру может относиться любой вид фотосъёмки, если он документально передает события или объект. Но в последнее время массмедиа изменили требования к документальному материалу. Документальная фотография на сегодняшний день уступила место фотожурналистике. Зачастую снимки сделанные авторами – документалистами имеют не только документальную , но и художественную ценность. Работы таких фотографов можно увидеть в галереях, книгах, художественных фотоальбомах.
Специфические виды фотографии
—
Аэрофотосъёмка
—
– аэрофотосъёмка – само название говорит за себя, это фотосъёмка территории аэрофотоаппаратом, с самолёта, вертолёта или другого типа летательного аппарата. Для повышения качества аэроснимков используют специальные аэрофотообьективы с высокой разрешающей способностью. Обработку полученных фотографий производят специальными компьютерными комплексами – цифровыми фотограмметрическими станциями.
Архитектурная фотография
—
– архитектурная фотография – документальная передача с помощью фотографии внешнего вида или деталей того или иного архитектурного объекта. Также часто применяется для художественной фотографии, возможна потеря документальной точности в форме, отделке или элементов декора. Одной из разновидностью архитектурной фотографии является интерьерная фотосъёмка. Объективы в основном применяются широкоугольные, дающие возможность более широкого охвата изображения.
Астрофотография
—
– астрофотография – метод применяется для наблюдения и исследования космических объектов с помощью астрографов. Основан на использовании длительных выдержек, позволяет получать изображения объектов очень низкой яркости. Задействованы длиннофокусные объективы и специализированные оптические системы.
Гламурная, глянцевая фотография
—
Жанровая фотография
—
Ломография
—
– ломография. Один из видов плёночной фотографии, который не берёт во внимание такие понятия качества как резкость, цветопередача, плотность. Предполагает запечатление момента в любом виде, на снимке может быть изображено что угодно и как угодно. Художественную ценность в ломографии имеет всё, в том числе и совокупность кадров на которых изображены моменты жизни на Земле. Это и есть цель ломографии. Девиз ломографов всех стран – LoMo — ‘love and motion’ — любовь и движение.
Люминография
—
– люминография ( светографика, фризлайт, светопись) – рисование светом. Суть фотосъёмки заключается в рисовании лучом света от любого источника (фонарика, лампы, лазера…) в полностью затемнённом пространстве при длительной выдержке.
Макрофотография
Репортажная фотография
—
Панорамная фотография
—
– панорамная фотография – к ней относится фотосъёмка различных панорам. Панорамы делятся на планарные и виртуальные. Планарные также в свою очередь делятся на фотографии прямолинейные с соотношение сторон 1х2, 1х3 или больше, цилиндрические – проецируются на внутреннюю плоскость цилиндра, сферические – внутренняя сторона сферы с последующим разворотом ( очень искажает изображение), проекция Меркатора – нечто среднее между цилиндром и сферой, и кубическая проекция – изображение отображается на 6 гранях куба. Виртуальная панорама используется для компьютерного показа, позволяет зрителю увидеть то, что окружало фотографа в момент фотосъёмки.
Пин-Ап
—
Паппарацци
—
– папарацци. Слово появилось из итальянского языка, означает «назойливый, пищащий комар». Папарацци называю фотографов специализирующихся на фотосъёмке сцен из личной жизни знаменитостей, без их ведома и согласия. В основном это кадры очень интимного или скандального характера. В наше время вошла в моду услуга заказа себя или своих знакомых у папарацци, которые подстерегут и снимут из вашей жизни то, что вы считаете невидимым для чужих глаз.
Пикториальная фотография
—
– пикториализм. Жанр развился в конце 19 в начале 20 века. Фотографы работающие в этом стиле старались подчеркнуть в снимках те черты которые сближали фотографию с живописью. Для этого применялись особые техники фотосъёмки, мягкорисующие объективы, фильтры.
Пинхольная фотография
—
– пинхольная фотография (стеноп) – фотосъёмка производится с помощью фотоаппарата без объектива, роль объектива выполняет маленькое отверстие. Стеноп легко может быть сделан из обычной зеркальной фотокамеры, плёночной или цифровой. В крышке для защиты внутренних деталей при снятом объективе сверлится отверстие диаметром до 1 см. Внутренняя сторона крышки обклеивается фольгой в которой булавкой или иглой делается микроотверстие.
Пленерная фотография
—
– пленэр – жанр фотографии, техника фотосъёмки модели или объекта в естественных условиях при естественном освещении. В начале 19 века началом пленэризма стала работа художников на свежем воздухе, позже термин «пленэр» стали использовать и фотографы работающие на выездных фотосъёмках.
Подводная фотосъёмка
—
– подводная фотосъёмка – фотосъёмка подводных объектов с применением водонепроницаемого оборудования. Профессиональная фотосъёмка производится с помощью специальных осветительных приборов.
Посмертная фотография
—
– посмертная фотография – вид фотографии, появившейся с момента изобретения дагеротипии. Был моден в конце 19 века, фотографировали умерших людей. Стал популярен среди среднего класса из-за своей относительной дешевизны по сравнению с художественным портретом. Очень востребованным стал при фотографировании детей. Дагеротипия из-за длинной выдержки требовала долгого сидения в неподвижной позе, что естественно для живого и активного ребёнка было практически нереальным испытанием. А так как детская смертность в 19 веке была очень высока, для родителей такой посмертный снимок был единственной памятью об усопшем ребёнке. Но естественно посмертная фотосъёмка применялась и для взрослых людей, при этом тело усаживалось в позу живого человека.
Репродукция
—
– репродукция – воспроизведение, размножение различных изображений с помощью фотосъёмки, в результате с помощью печати получают точную копию того или иного объекта. Это могут быть картины, рисунки, документы.
Рекламная фотография
—
– рекламная фотография – её занимаются фотографы наивысшего уровня мастерства. Этот вид фотографии включает в себя все жанры, все виды фотосъёмок. Её еще называют коммерческой фотографией и включает в себя такие подразделы: каталожная фотография, имиджевая, предметная, интерьерная, а также деловой и политический портрет.
Предметная фотография
—
– предметная фотография – используется в рекламной печатной или видео – продукции. В этом жанре демонстрируются выигрышные характеристики рекламируемой продукции, зачастую с помощью различных ухищрений приукрашивая и преувеличивая достоинства продукта. Особым видом предметной фотосъёмки является фудстайлинг. Фотографы-фудстилисты мастера по подмене и приукрашиванию тех свойств продуктов питания, которые им нужно прорекламировать. Они заменяют непривлекательные натуральные продукты на муляжи из пластика или воска, применяют специальные составы для приукрашивания и придания блеска или сочности, добавляют пенящиеся порошки для стойкой и красивой пены, и вообще могут заменить один продукт на другой если этот другой по своим качествам больше подходит для фотографа.
Свадебная фотография
—
– свадебная фотография – очень интересное и творческое направление в фотоискусстве, призванное художественно зафиксировать события свадебного дня. Свадебная фотография трудоёмкий жанр, требующий от фотографа высокого профессионализма, быстрой реакции на изменение ситуации и исключительно творческого подхода к фотосъёмке. Включает в себя такие разноплановые виды фотографии как фотожурналистика, портретная фотография, художественная, постановочная и студийная.
Светографика
—
Сканография
—
Спортивная фотография
—
Стереофотография
—
Стробизм
—
Фотографии в путешествии, тревелфото
—
– тревелфото – туристическая фотография. Современный путешественник вряд ли забудет фотоаппарат. Все впечатления и достопримечательности которые он зафиксирует на снимках это и будет тревелфото.
Фотоистория, фотостори
—
http://www.bugaga.ru/2007/06/11/fotoistorija.html ссылка еще на одну фотоисторию
Фоторобот
—
– фоторобот – компьютеризированный процесс составления фотопортрета человека по показаниям свидетелей. Изначально для этих целей применялась фототехника.
natalie-berta.livejournal.com
Самый подробный гид по базовым жанрам в фотографии
Стоит отметить, что среди профессиональных фотографов нет универсалов, которые создают одинаково качественные и выразительные работы во всех жанрах сразу. Это обусловлено спецификой жанров и определенными сложностями, присущими тому или другому жанру.
Мы описали основные жанры в фотографии. Решайте, какие вам ближе.
Портрет
В настоящее время различают очень много видов портретов.
Репортажный
Специфика репортажного портрета состоит прежде всего в том, что съемка ведется по ходу развивающегося действия. Человек на репортажном портретном снимке показывается в действии, в движении, в окружении, которое является активным элементом композиции и способствует созданию образа портретируемого.
Здесь вы должны быть очень внимательны, ведь интересная ситуация может возникнуть в любую минуту. Сначала кажется трудным столько всего сделать за короткий промежуток времени – увидеть момент, достать и включить камеру, построить кадр, снять.
Жанровый портрет
В случае с жанровым портретом фотография не только показывает нам человека и его эмоции, но и какие-либо действия, например, характерные для различных профессий. В отличие от репортажа, жанровая фотография не привязана к какому-то конкретному месту или событию: она отражает жизнь целиком, всю ее полноту.
Вeauty/fashion портрет
Фотографии, которые используются на обложках журналов, в рекламе. Кроме определенной техники его создания, есть еще и специальная обработка, ретушь таких портретов. Здесь акцент на себя берет цвет – в макияже, одежде, аксессуарах.
Художественный портрет
Это наиболее полное изображение модели, которое доступно фотографу, где передана не только внешность, но, что важнее, раскрыты внутренние свойства личности. В идеале при съемке такого портрета все, что включено в кадр, должно иметь какое-то отношение к модели. В арсенал творческих средств входят не только элементы окружающей обстановки, но и доминирующие цвета и тона, ракурс, поза, жесты, выражение лица.
Свадебный портрет
Фотографии, на которых отражены искренние чувства молодоженов друг к другу, а также искренняя радость гостей и родственников по поводу торжества – неизменная основа свадебной фотографии. Удачно выстроенные групповые портреты и красивые постановки – необходимая часть свадьбы. Однако, для настоящего свадебного альбома нужны спонтанные кадры. Часто они очень притягивают зрителя, поскольку ценны неповторимым моментом и элементом рассказа.
Детский портрет
Обычно самым выигрышным является крупноплановый портрет ребенка. Именно на таких снимках хорошо видны глаза. О глазах хочется сказать особо. Никогда не забывайте о них при съемке. Ведь именно в детских глазах отражается вся глубина их чувств. Очень часто именно взгляд «делает» картинку, как магнитом притягивает внимание зрителя.
Ню
Ню жанр посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. Ню – это близкий к эротике стиль, но основное его предназначение – показать красоту и эстетичность тела . Не пошлость и вульгарность, а художественный образ. Вообще существуют споры на счет того, может ли присутствовать полотно, ткань или белье на теле в таком жанре, большинство фотографов утверждают, что нет. Ню –это полностью обнаженная натура. Впрочем, есть и другие мысли. Решать вам.
Пейзаж
Пейзаж – жанр, в котором объектом изображения является природа. К пейзажу принято относить изображение больших пространств. Независимо от их «предметной начинки». Она может быть городской, индустриальной, но чаще всего пейзаж – это изображение природы. В этом жанре сложности возникают практически на всех этапах формирования снимка. В отличие от уютной студии, в съемке пейзажей фотографу практически неподвластны источники света и сами объекты композиции.
Урбанистический пейзаж
В пейзажном жанре есть круг сюжетов, в которые духовное начало заложено не только природой, а и творениями человеческих рук.
Человек и пейзаж
Интересны также фотопейзажы, органически включающие человека во всём многообразии его личностных проявлений. Родство человека с природой существует и чисто внешнее. Может быть поэтому обнажённое женское тело не выглядит на фоне природы чужеродным элементом.
Архитектура
У съемки архитектуры есть сходство со съемкой пейзажа, но есть и свои отличительные особенности. От выбора точки съемки зависит не только передача пространства, но и форма и пропорции объекта. Наиболее удачно город выглядит с верхней точки. Как будто архитектура создана для птиц, а не для людей. Разница в размерах между фотографом и объектом часто делает невозможной передачу всей тонкости и красоты строения в отличие от других жанров, когда мы можем влиять на снимаемый объект, в натюрморте просто взять в руку, в портрете попросить портретируемого выбрать нужную позу.
Репортажная фотография
По определению репортер должен точно зафиксировать то или иное событие. Но по факту именно в этом жанре наиболее ярко проявляется характер автора и его отношения к происходящему.
К примеру, снимая демонстрацию протеста, фотограф может показать в благоприятном свете любую из сторон. Власть — «плохая», демонстранты — «хорошие», а ведь можно показать, что насилие — это плохо, и снять только демонстрантов. В репортаже отношение фотографа очень важно, часто ему нужно обладать немалой беспристрастностью и объективным взглядом.
Жанровая фотография
Жанровая фотография очень близка к репортажу, кадры этой категории показывают жизнь такой, какая она есть. Влюбленная пара, играющие дети, нищий, просящий подаяния, и прочие сценки – это жанровая фотография.
Такие снимки, способные вызвать сочувствие, радость, пользуются большой популярностью. Жанровое фото — это не только действия, но и переданное на снимке состояние как объекта съемки, так и фотографа.
Интерьер
Будучи уже созданным, интерьер несет определенную эстетическую нагрузку. Главной задачей фотографа является запечатлеть интерьер без искажений, хотя можно воспользоваться необычными ракурсами. Из небольшого элемента складывается впечатление об окружающем его пространстве, и детали интерьера интересны сами по себе.
Документальная фотография
Документальность – прирожденное свойство фотографического изображения, основа его специфики. Таким образом, любая фотография документальна. И это касается фотографии любительской, репортажной, постановочной и отчасти даже компьютерной. Ведь любой кусок в монтаже максимально подробен. Такой жанр показывает, как именно выглядит наш мир в любой конкретный момент времени. Снимки могут вызывать печаль, радость, негодование или удивление, но все они имеют историческое значение. Как на фото ниже, экологическое состояние одного из штатов Америки в конце 70-х.
Натюрморт
Авторская фотография «узнала» этот жанр с момента своего рождения – в 1839 г., когда несколько натюрмортов из гипсовых слепков составили и запечатлели И. Байяр и Ж.-Л. Дагер. Обычно фотографы повторяли композиции художников в натюрморте. Натюрморты снимали, как правило, в помещении.
В начале 20 века простой компоновки предметов фотографам уже недостаточно, и в художественное фото приходят новые способы, ищутся новые объекты для жанра. Наряду с бытовыми вещами, такими, как очки, вилка, появляются и индустриальные предметы – станки, инструменты. Увлечение фактурой и формой объекта, фотограммы, сложные ракурсы – все это обогащает жанр.
Рекламная фотография
Включает в себя практически все жанры. Очень популярная предметная съемка и фудстайлинг.
Предметная фотография
Используется в рекламной печатной или видео продукции. В этом жанре демонстрируются выигрышные характеристики рекламируемой продукции, зачастую с помощью различных ухищрений, приукрашивая и преувеличивая достоинства продукта.
Фудстайлинг
Особым видом предметной фотосъёмки является фудстайлинг. Фотографы-фудстилисты – мастера по подмене и приукрашиванию тех свойств продуктов питания, которые им нужно прорекламировать. Они заменяют непривлекательные натуральные продукты на муляжи из пластика или воска, применяют специальные составы для приукрашивания и придания блеска или сочности, добавляют пенящиеся порошки для стойкой и красивой пены. И вообще могут заменить один продукт на другой, если этот другой по своим качествам больше подходит для фотографа.
Макрофотография
Углубляясь в макросъемку, открываешь для себя новый увлекательный, а иногда и странный мир. Глядя на фотографии цветов, растений и насекомых крупным планом, начинаешь смотреть на эти вещи по-новому, находя в них массу необыкновенных элементов, незаметных невооруженному глазу.
Вышеназванные жанры – основные, среди них существует множество видов, есть также огромное количество новых современных жанров, как мобилография, например. Но базовые мы постарались разложить по полочкам и, надеемся, у нас получилось.
Превью: Depositphotos
Читайте также:
Учимся видеть как объектив
20 фото, которым не нужен Photoshop
Что делать, если вы утопили фотоаппарат
say-hi.me
Что такое «жанровая фотография»? — Александр Зарайский
Жанровая фотография имеет очень древние корни.
Думаю, в учебниках по истории вы все видели фотографии росписи египетских гробниц, где изображены сцены охоты, войны, похорон.
Это ни что иное, как жанровые сценки. 🙂
Само по себе определение “жанра” в изобразительном искусстве сформировалось в XVI-XVII веке, когда фламандские и голландские художники начали изображать на картинах сценки повседневной жизни — и такие полотна стали пользоваться популярностью.
Первые десятилетия после своего возникновения фотография копировала приемы художников. Не избежал этой «детской болезни» и «жанр».
Самые первые жанровые фотографии полностью копировали живописные полотна.
Для моделей шили костюмы и покупали аксессуары. После этого фотограф выстраивал жанровую сценку, расставлял моделей, говорил им, как себя вести, – и делал снимок.
В первую очередь это было обусловлено несовершенством самого процесса, поскольку выдержка длилась 5-7 минут, а то и больше. Съемки проходили в павильонах, где строили декорации той или иной степени сложности и достоверности.
Вместе с тем уже в 1844-1845 годах Тальбот сделал первые жанровые снимки «на натуре». Из-за длинной выдержки они были лишены динамики, но уже передавали реальный повседневный быт людей.
Однако прогресс не стоял на месте, и как только выдержка позволила снимать динамические сцены, жанровая фотография сразу же шагнула за стены павильонов – и вышла на улицу.
Бурное развитие жанровая фотография получила в начале ХХ века. Этот период примечателен большими потрясениями для стран и целых континентов.
Шли войны, происходили революции. Научно-технический прогресс шагал семимильными шагами. В этих условиях развитие “жанру” дали репортеры.
Снимая репортаж (будь то боевые действия, революция или открытие железной дороги), они время от времени поглядывали вокруг — и снимали то, что выходило за рамки редакционного задания, но вызывало какой-то отклик у них в душе.
Это и был “жанр” в том понимании, который мы сейчас в него вкладываем.
Появление 35-мм пленки и первых фотоаппаратов “Лейка” (1925 год), которые стали первыми массовыми фотоаппаратами, использующими эту пленку, «вбросило» жанровую фотографию в массы.
Люди начали снимать то, что происходило вокруг них.
Жанровая фотография – это изображение повседневной жизни человека. Однако в течение всего времени, которое прошло с момента возникновения жанровой фотографии, жизнь людей постоянно менялась.
В результате этого жанровая фотография из чисто бытовой плоскости перешла в плоскость общественную, поскольку на сегодня повседневная жизнь человека – это и прогулка в парке, и поход в театр или на концерт, и занятия спортом.
Таким образом, задачей жанровой фотографии является отражение реальности так, «как она есть».
В то же время, в отличие от репортажа, жанровая фотография, как принято считать, не привязана к какому-то событию, а передает всю полноту выхваченного из жизни момента.
Однако, как верно заметил один из моих знакомых художников (и не просто художник, а действительно талантливый человек), любое произведение, любой сюжет имеют свой контекст — временной, который определяют одежда, нравы, события, время года, социальная среда, род занятий и т.д., а также социальный, психологический.
Всегда есть конкретная идея — то самое «что?». Всегда есть контекст, среда — «где и когда?» (даже в тех вопросах, которые являются общечеловеческими, присущи не конкретно этому времени, месту и социальной, этнической, группе, а всем — любовь, ненависть, например).
Репортаж в таком случае отличается от художественного произведения своей незаконченностью — начиная от композиции, которая и решает визуально идейную законченность, до «без начала, без конца» — вырванностью из контекста, в то время как произведение искусства всегда «протяженно во времени», есть завязка, кульминация (композиционно решается через фокальную точку: в академическом искусстве ее создавал «герой в красном плаще») и эпилог, даже если он в многоточии.
В искусстве всегда есть недосказанность, ни одно произведение не заканчивается точкой.
Хороший репортаж должен отвечать на вопросы «Что? Где? Когда?» По одному только фоторяду зритель должен понять, что снято, где это происходит, а в идеале — и когда было событие.
Задача же жанрового фотографа — совершенно другая. Часто фотографу-жанровику удается увидеть то, что проходит мимо внимания остальных, хотя они сталкиваются с ним «нос к носу» каждый день.
Зачастую жанровая фотография имеет «двойное дно» и несет социальный подтекст и сильнейший эмоциональный заряд.
Не последнюю роль в этом играет композиция снимка. Порой смысл и значение возникают из-за одной небольшой детали, но уберите ее – и все, снимка нет. А иногда — наоборот: нужно отсечь лишнее для того, чтобы снимок «заиграл».
Случайность… момент… они играют важнейшую роль при создании жанрового снимка: упустите одно мгновение — и все, кадр ушел, его уже не вернешь и не повторишь.
Хороший жанровый фотограф, наблюдая за окружающими, в идеале должен уметь упредить, предугадать момент или действие. Уметь предвидеть, что в следующий момент произойдет что-то интересное.
Для этого нужно наблюдать за людьми постоянно, изо дня в день, как наблюдают в дикой природе за животными. В результате в подсознании отложится набор из стандартных поведенческих реакций и жестов, которые им предшествуют.
Тогда, глядя на развитие какой-то жизненной сценки, вы сможете сами себе сказать: «Вот щас он прыгнет в фонтан» (или: «Щас она влепит ему пощечину»). Дальше руки сами вскидывают фотоаппарат, а палец жмет на кнопку в нужный момент.
Но при этом не стоит забывать и о композиции. Наблюдая за сценкой, надо мысленно представить, как это все ляжет в кадр, как сыграют линии и элементы.
Что я вам скажу — смотрите!
Смотрите как можно больше хороших фотографий. Покупайте фотоальбомы с работами классиков жанра, который вам интересен. Идите на сайты известных или просто интересных вам фотографов — и смотрите, смотрите и смотрите.
Это нужно для того, чтобы возникло ощущение хорошей фотографии, чтобы оно закрепилось на уровне подсознания.
И снимайте. Снимайте каждый день. Рассматривайте и анализируйте свои снимки, сравнивайте их со снимками других.
“Жанр” — это фотография момента. И только тогда вы будете снимать его хорошо, когда сможете оценить и скомпоновать снимок в одно мгновение, только поднеся камеру к лицу и кинув первый взгляд в видоискатель.
Обобщая сказанное, можно определить навыки и качества, которые необходимы жанровому фотографу:
– знание и владение своей техникой – у вас не будет времени, чтобы подумать, какое колесико покрутить, – руки должны делать все сами «на автомате»;
– наблюдательность, умение видеть то, что другие порой не замечают;
– умение поймать, предугадать момент и вовремя нажать на спуск;
– умение оставаться незаметным.
Если люди видят, что их снимают, то в ту же секунду теряют естественность — и начинают позировать. Это полностью губит жанровый снимок (если только нарочитая манерность – не изначальная задумка).
Есть несколько способов остаться «незаметным»:
– использовать телеобъектив;
– снимать внезапно, снимать «от пуза», не поднимая камеры;
– снимать тогда, когда человек привык к поднятой камере и перестал на нее реагировать или «вывел из своей зоны внимания, переключившись на другое».
Есть еще один прием, но он – для смелых. 🙂
Используя широкоугольную оптику, можно резко ворваться в близлежащее личное пространство человека или группы людей – и сделать снимок в тот момент, когда человек не успел вас заметить и сообразить, что происходит.
Может ли жанровая фотография быть при этом художественной? Безусловно.
В чем же отличие документального жанрового снимка от художественного жанрового?
Кандидат философских наук, автор статей о фотографии, советский, российский фотограф Валерий Стигнеев (родился в 1937 г.) когда-то выделил следующие критерии и отличия:
Документальная | Художественная |
В первую очередь обращает на себя внимание, ЧТО снято | КАК снято |
1) факт, действительность, реальность, фиксация жизни, регистрация текущих событий;2) сырой материал, бесформенность;3) «жизнь, как она есть» | 1) вымысел, художественно информативный факт, выразительность;2) организованная реальность;3) «жизнь, как она кажется» |
Примечание: я не согласен насчет сырости и бесформенности в документальной фотографии.
На сегодня, не особо задумываясь, принято выделять репортажную фотографию, жанровую и документальную (или фотодокументалистику).
При этом, если с репортажной фотографией более-менее ясно, то сказать, где заканчивается жанровая фотография — и начинается документальная, порой достаточно трудно.
На мой взгляд, если говорить о съемке какого-либо проекта, ограниченного какими-то рамками (в том числе — территориальными и временными), то следует говорить о документальной фотографии, документальном проекте.
Итогом такой съемки обычно бывает ряд фотографий, раскрывающих какую-то (зачастую социальную) тему, рассказывающих историю о человеке или группе людей.
Если же мы говорим об одиночном снимке, то это жанровая фотография.
Естественно, жанровые фотографии могут собираться в серию — порой на протяжении нескольких лет, но даже, будучи изданными, они при этом не становятся документальными, оставаясь жанровыми.
Дальше я буду говорить о «жанре», время от времени «скатываясь» в репортаж. В этом нет ничего удивительного. И жанровая, и репортажная съемка очень тесно между собой переплетаются, используя одинаковые приемы и подходы.
Чуть выше я говорил о приемах, используемых при жанровой съемке, а сейчас в качестве примера приведу заповеди фоторепортера, опубликованные несколько десятков лет назад (привожу без правок).
1. Изучи свой аппарат.
2. Ни шагу без аппарата.
3. Смотри в лицо с точки зрения объектива.
4. Первое – тема, второе – сюжет, съемка – последнее.
5. Думай остро, жди терпеливо, работай быстро.
6. Побольше новизны и оригинальности, поменьше кривляний и оригинальничанья.
7. Фотография без точных подписей и дат печати не нужна.
8. Бери жизнь, как есть, избегай инсценировок.
9. Бери работу по плечу – снимай то, в чем хорошо ориентируешься.
10. Ошибки и неудачи учат, а не останавливают.
Все эти заповеди без правок и купюр можно перенести на жанровую фотографию.
Более того, вторую заповедь вы должны взять на вооружение прямо сегодня. 🙂 …
Если вы только начали снимать, то с сегодняшнего дня старайтесь никуда не выходить без фотоаппарата – и снимать те жанровые сценки, которые привлекут ваше внимание.
Жанровая фотография делится на два типа.
Первый – это репортажная фотография, снятая в репортажном стиле, когда фотограф остается сторонним наблюдателем и не вмешивается в происходящее.
Второй – это постановочная жанровая фотография. Вы, наверное, удивитесь: “Какая такая постановка?” Ведь вначале мы говорили о том, что постановочная фотография изжила себя где-то лет 100 назад! 🙂
И будете не правы.
Давайте еще раз вспомним, что такое “жанровая фотография”.
Жанровая фотография – это изображение человека в его привычной среде, быту, его взаимодействия с этой средой.
Как-то мне пришлось листать фотоальбом одного зарубежного фотографа. В нем были снимки людей, сделанные в маленьких городках по всей Америке. Люди просто стояли у своих домов или трейлеров, где они жили, и смотрели в объектив. В большинстве случаев они были одеты в свою повседневную одежду.
Просто стояли и смотрели…
Но эти снимки невольно рассказывали о каждом из них целую историю. Это и была мастерски снятая постановочная жанровая фотография.
Однако в большинстве случаев жанровый (как и репортажный) фотограф старается все же не вмешиваться в происходящее.
Но и здесь не без “но”…
Есть такой замечательный фоторепортер, живший в Советском Союзе, – Владимир Ролов (сейчас он эмигрировал в Германию). И вот как-то в одной из своих статей он привел пример, когда репортер, не вмешиваясь непосредственно в снимаемое событие, может его моделировать (дальше – вольный пересказ статьи).
«Допустим, вам надо снять репортаж о детском доме в небольшом городке. Что снимать? Как обычно – комнаты и играющих детей? Почему бы не смоделировать ситуацию под себя? Нет, ни в коем случае не начинаем командовать, как детям стать, – это недопустимо для репортажного фотографа. Поступаем по-другому. Идем к местному «новому русскому» Вовану и говорим: «Вован, тебе для детей из детского дома 8 кг фарша, два десятка яиц и 10 кг муки жалко или нет? Нет, конечно, Вовану не жалко. И вот, обойдя пару-тройку таких «Ваванов», мы собираем необходимое. Возвращаемся в детский дом и говорим директору: «А давайте устроим праздник пельменей». Собираем детей и говорим «Сегодня у нас праздник пельменей. Вы разделитесь на три команды и будете их лепить. Кто налепит больше (или быстрее всех), тот получит приз! (приз, естественно, вы выпросили у одного из посещенных «Вованов»)». И вот когда дети начинают включатся в игру (они ведь не знают, что это игра, для них это настоящий праздник), вы начинаете снимать. Снимаете азарт, детские эмоции, прикольные мордашки, испачканые мукой. Все это – настоящее. Ничего нет поддельного. Смоделирован только первый посыл, а дальше вы уже ни во что не вмешиваетесь».
На мой взгляд, Ролов прав. Вряд ли такую съемку можно назвать постановочной, ведь ее герои об этом даже не догадываются, проживая эти моменты по-настоящему.
Пример второй. Несколько лет назад я сбежал с работы для того, чтобы поснимать школьниц, 🙂 э-э-э-м-м-м-м…. пофотографировать выпускников в парке. 🙂 🙂 🙂
День был не очень удачный, поскольку было пасмурно и прохладно – и подвыпившая молодежь не очень охотно купалась в фонтанах. На Каскаде я встретился со своим хорошим другом – Андреем Борисовичем Беляковым (он же – АББ), который тоже выбрался поснимать сие безобразие. :).
Представьте ситуацию. На краю фонтана стоит мальчик в обнимку с девочкой, их фоткают друзья. АББ тоже поднял фотоаппарат – и ждет, что будет дальше. Я сначала тоже поднял, ожидая, что они сиганут в фонтан. Поняв по поведению, что прыгать никто не будет, я опустил камеру.
И в этот момент мальчик замечает, что на него смотрит АББ с камерой, а сам АББ делает такое легкое движение рукой – мол, прыгайте. Я, уловив движение АББ, вскидываю камеру, но… не успеваю. Мальчик хватает девочку в охапку – и сигает в фонтан!
Насколько такая ситуация искусственна? На мой взгляд, только в самом первом моменте. И то – только для мальчика, поскольку для девочки все было «ни с того ни с сего». Да и дальше в том, как они выбирались из фонтана, а девочка вставляла мальчику трендюлей, тоже не было постановки или игры.
Самый часто задаваемый вопрос – каким объективом надо снимать «жанр».
Одни говорят, что широкоугольным (24-30 мм), приводя слова знаменитого репортера (кажется Роберта Капы): «Если вы не сняли хорошую фотографию, значит вы были недостаточно близко». Другие ратуют за телевик. Третьи же склоняются к 50-мм…
В чем будет разница при съемке на широком угле и телевиком?
В том, что в первом случае вы будете непосредственно взаимодействовать с объектом съемки. Более того, в кадр войдет больше пространства и больше деталей, в том числе заднего плана.
При съемке телевиком вы изолируете объект от окружающих деталей, вычленяя его из них. Кроме этого, телевик стягивает перспективу, как бы приближая задний план к главному объекту съемки.
На мой взгляд, “жанр” можно снимать любым объективом – исходя из того, что же мы хотим снять.
То ли сценку, где все объекты взаимодействуют друг с другом и окружающими предметами, то ли мы решили вычленить человека (или группу) людей из окружающего их пространства, показав только его (их) и сконцентрировав на нем все внимание зрителя.
Последнее часто используется при съемке жанрового портрета.
При слове “портрет” почему-то в большинстве случаев приходит на ум голова человека, одиноко торчащая в кадре, или фотография на паспорт. 🙂
При этом почему-то забывают, что портрет может быть не только подгрудный (та самая голова), но и поясной, а также ростовой. В этом контексте девушка, одиноко стоящая в толпе в ожидании кого-то, снятая телевиком (и в силу этого изолированная от этой толпы), которая пробегает мимо где-то там, по сути будет жанровым ростовым портретом. 🙂
Однако, снимая широкоугольником, не следует забывать о двух вещах. Во-первых, об искажениях, которые вносит ширик в картинку, и во-вторых, о композиции.
О последнем надо думать и снимая телевиком, поскольку каждая деталь, которая находится в кадре, будет иметь значение и взаимодействовать с главным объектом (объектами) съемки.
НО!
При съемке шириком этих деталей и объектов будет в разы больше, и каждая из них окажет влияние на восприятие картинки в целом….
Каким должен быть жанровый снимок – цветным или черно-белым?
Тут все очень индивидуально – и зависит от того, как именно вы видите картинку.
Лично я вижу снимок в ч.б., так как такой вариант более лаконичен, без лишних, отвлекающих деталей.
Но тот же Георгий Пинхасов или Александр Петросян снимают в цвете – и без цвета их фотографии “не живут”.
Этот сайт — некоммерческий проект.
Но, если моя статья вам понравилась, вы можете сказать «спасибо», 🙂 перечислив любую сумму, на Ваше усмотрение на мою карточку в «ПриватБанке»:
— № 5169 3324 0559 7207 — получатель Зарайский Александр Николаевич
Другие интересные материалы:
— Как клиенты обманывают фотографов
— Как снимать концерты и спектакли
— Безопасность и правила поведения при уличной фотосъемке
— С фотографа взыскали ущерб за некачественные фото
— Как упорядочить фотографии, без специальных программ
— Авторское право в фотографии
— Что такеое “жанровая фотография”?
— Зачем с фотографом заключать договор
— Почему снято много, а осталось так мало….
— “Фото готовое к печати” – что это такое?
— Фотосъемка в зимних условиях
— Фототехника в походе
— С чего начать? Небольшие размышления для желающих зарабатывать фотографией
— Обзор черно-белых и цветных фотопленок доступных в продаже
zarajsky.com
Топ жанров фотографии
Сегодня одним из самых сильных, самых влиятельных визуальных средств в мире является фотография. А точнее, фотоискусство. Фотография при помощи возможностей, данных ей, способна оказать на человека колоссальное влияние. Фотографию используют как для визуализации печатной и вербальной информации, так и как в качестве оригинального показа, рассказа о каком-нибудь происшествии или событии без помощи слова. Все, наверное, слышали популярный афоризм: одна фотография стоит тысячи слов.
Искусство фотографии – доступный, гибкий, живой и поэтому ставший популярным сегодня в народе вид творчества. Главное его преимущество перед другими видами изобразительного искусства – относительная моментальность создания произведения. В багаже человека, серьезно занимающегося искусством фотографии, широчайшее поле для творчества, для поиска, для работы. Фотография по своей природе несет в себе великое множество визуальных инструментов, техник, эффектов, помогающих автору проникнуть в самые потаенные уголки сознания зрителя. Причем зрителя любого возраста, национальности, менталитета, типа мышления.
Специалисты-искусствоведы фотографию как вид деятельности классифицируют на три вида, три основных, главных направления: коммерческая, художественная и техническая. Наряду со всей этой классификацией фотографию как искусство можно разделить на множество жанров.
Каждый их этих жанров в фотографии живет и работает по своим оригинальным, внутренним законам. Сегодня мы хотим вам рассказать об десяти основных жанрах фотографии как искусства, представить, так сказать, Топ 10 их по популярности и значимости.
Откровенная социальная фотография
Это, наверное, наиболее сложный и драматичный жанр искусства фотографии. Его без преувеличения можно смело назвать самым эмоциональным и конфликтным. Кадры в этом жанре почти всегда делаются «скрытой камерой», то есть человек, оказавшийся в поле зрения фотографа, обычно не знает, что его фотографируют. Он не смотрит в объектив фотокамеры, не обращает на фотографа своего внимания. Социальные фотографии можно увидеть в основном в газетах, журналах, книгах, сегодня – на новостных Интернет-порталах и так далее. Естественность выражения предмета съемки — вот отличительная черта этого жанра фотографического искусства. В этих снимках зачастую полностью отсутствуют какая-либо игра, постановка, режиссура. Социальную фотографию можно назвать основой, базой фотожурналистики. Снимки, сделанные в этом жанре, естественно и натурально отображают настоящие, неподдельные, живые эмоции изображенных на них персонажай. Они без особых украшательств показывают и транслируют в сознание зрителя эмоции и чувства людей, находящихся в кадре. Происходит это, как мы уже сказали, по причине того, что фотографируемый не видит фотографирующего. Или по каким-то другим причинам просто не обращает на него внимания.
В некоторых случаях эмоциональное воздействие таких фотографий на зрителя столь велико, что издатели не рискуют печатать их в средствах массовой информации.
Вот несколько имен фотографов, которые работали или работают сегодня в сфере социальной фотографии: Иван Шагин, Анри Картье-Брессон, Беки Депуртер, Алекс Маси, Инге Мор, Доротея Ланж, Кристофера Андерсон, Роберт Капа, Якоб Август Риис, Даршан Рагубира, Александр Гляделов, Хирои Кубато, Джордж Роджер, Ляля Кузнецова, Георгий Пинхасов, Кристина Гарсия Роберо, Льюис Хайн, Дэвид Сеймур, Тина Модотти, Арно Фишер.
Фотография дикой природы
Жизнь дикой природы фотографировать очень и очень тяжело. Фотографы, связавшие свое творчество с этим жанром фотоискусства, добровольно обрекают себя на значительные трудности. Порой их работа даже несет серьезную опасность для жизни. Мастерам этого жанра просто необходима хорошая и дорогостоящая аппаратура, мощные длиннофокусные объективы, при помощи которых можно снимать животных на безопасном для самого себя расстоянии. Оригинальные снимки животных, сделанные в среде их естественного обитания, всегда дороги не только в эмоциональном плане, но и чисто в материальном. И это естественно: далеко не каждый из нас готов предпринять подобного рода экспедицию как физически, так в денежном эквиваленте: как мы уже сказали, аппаратура, необходимая для такой съемки, обычно очень дорога.
Фотографией дикой природы в основном занимаются специальные издательства. Самые известные из них — Animal Planet и National Geographic.
Помимо наличия дорогостоящей и совершенной фотоаппаратуры, фотограф, занимающийся этим жанром фотографии, должен обладать определенными чертами характера. Ему должен быть привычным риск, нипочем холод и жара, он должен быть внимательным и терпеливым. Должен знать повадки животных, их жизнь.
Самым известным фотографом, работающем в этом жанре, можно назвать Марио Герта.
Уличная фотография
Жанр уличной фотографии не менее интересен и увлекателен, чем два описанных выше. И, к тому же, он не менее сложен, чем они. Уличная фотография — это, прежде всего, документальная фотография. Она близка по своей сути к жанру социальной фотографии. Но ее спектр несколько шире. Уличная фотография — это далеко не просто фотографирование улиц различных городов. Это документирование повседневной жизни, быта обыкновенного человека, его обыденности, жизнедеятельности в своей привычной среде. Хороший снимок, сделанный в этом жанре, обычно отражает душу улицы, предает зрителю ее настроение, показывает ее жизнь естественно, без прикрас, без какого-нибудь внешнего вмешательства автора фотографии. Уличную фотографию в какой-то мере можно отнести к фотожурналистике.
Этим видом фотографического искусства известны в основном информационные агентства. Самое популярное из них сегодня — «Magnum».
Прославили уличную фотографию такие мастера, как Александр Родченко, Хо Фань, Элиот Эрвитт, Альфред Эйзенштадт, Эрнст Хаас, Стюарт Д. Гальперин, Дайдо Морияма, Ринко Каваучи, Трент Парк, Эли Рид, Тай Кэй Чин, Зое Штраус, Сибилла Бергеманн, Диана Арбус, Ева Арнольд, Андре Кертес, Роберт Франк,
Пейзаж
Без преувеличения можно сказать, что жанр пейзажа в фотографии – самый популярный из всех ее жанров. В то же время, пейзаж — самый благодарный жанр. Дело тут в том, что фотографу зачастую нет никакой нужды выдумывать что-то. Окружающий мир, природа любого из многочисленных уголков нашей величественной планеты Земля красивы сами по себе. Творец сам позаботился об этой красоте и гармонии. Очень многие фотографы различных стран посвящают пейзажу всё свое творчество без остатка, занимаются им всю жизнь.
Жанр пейзажа в фотографии, точно так же, как и фотографирование дикой природы, требует от занимающегося им огромного внимания и терпения. Для того, чтобы иметь хороший результат, великолепный снимок, достойный внимания самого строгого критика — зрителя, его автору нужно потратить огромное количество времени и сил, как физических, так и моральных. Например, для того чтобы сделать красивый снимок рассвета, на съемку нужно выходить задолго до того, как солнце покажется над горизонтом в нужном фотографу месте. А чтобы снять потрясающий своими красками закат, нужно очень долго его дожидаться. А порой можно и вообще не дождаться того, что хочет фотограф. Жанр пейзажа не терпит никакой суеты, никакой спешки. Точно так же как не терпит этого сама природа. Природа открывается во всей своей красе и величии только тем, кто ее любит, кто понимает ее.
Популярность фотографического пейзажа связана так же еще и с тем, что этим жанром может заниматься практически каждый, имеющий фотоаппарат, даже самый простой. Пейзаж доступен каждому, и поэтому многие им занимаются. Для многих это не более чем просто хобби, для других – отчет для друзей и родных о путешествиях в дальние стран или о поездках в лес в выходные. Но внешняя доступность фотографирования пейзажей не означает простоту этого дела. Сделать хороший пейзаж удается далеко не каждому мастеру фотографии. И зависит это даже не от того, что именно фотографирует фотограф, а как он это делает, как он видит окружающий мир, какими изобразительными средствами пользуется в своем творчестве.
Лидером в мировой пейзажной фотографии можно назвать Ансела Адамса, посвятившему пейзажу всю свою жизнь. Своими работами в этом жанре известны так же Дэйв Хакер, Алекс Маклин, Дон Хонг-Оай, Уильям Абранович, Брайан Кософф, Майкл Левин.
Городской, или архитектурный пейзаж
Если говорить в общем, в широком смысле, архитектурный городской пейзаж – это прежде всего фотографирование города, его эстетики, красоты, культуры. Фотографирование зданий и сооружений, существующих в городской среде, живущих в ней своей собственной жизнью. Городской пейзаж немного схож с жанром уличной фотографии. Различие двух этих жанров фотографического искусства прежде всего в том, что пейзаж подчеркивает красоту улиц, а не то что на них происходит.
Сложность и интерес этого жанра в том, что при своей работе фотограф вынужден использовать тот свет, который имеет место быть в конкретном месте в конкретный момент. В отличие от студийной или репортажной съемки, при съемке городского пейзажа невозможно использовать дополнительные осветительные приборы. Днем это обычно всего один источник света – солнце. В ночном городе число источников света измеряется сотнями, если не тысячами. Это и огни рекламы, и фары автомобилей, и свет из окон домов, и уличные светильники различных форм и систем… Порой свою роль может сыграть даже огонек сигареты курящего прохожего. А луна? Это тоже великолепный источник света. Про нее никак нельзя забывать.
Современная техника и опыт творческой работы в жанре городского пейзажа позволяют современным мастерам фотографии создавать великолепные по своей красоте и глубокие по содержанию работы. Они умеют работать со светом и тенью, с композицией, ставят всевозможные эксперименты…
Вот имена известных фотографов, которые занимаются городским пейзажем: Йозеф Судек, Дэйв Хакер, Сюзан Барнштейн, Стюарт Д. Гальперин, Джозеф Заруб, Хо Фань, Уильям Абранович.
Фотографирование растений
С того дня, как считающаяся первой в мире женщиной фотографом Анна Аткинс сделала первые же в мире фотографии отдельных растений, прошло больше чем сто лет (трудно поверить, что родилась она более двухсот лет назад, за два месяца до Пушкина, в марте далекого 1799!). И с тех пор фотографированию растений посвятило свое творчество множество мастеров фотографии. В этом жанре фотоискусства раскрыли себя сотни и сотни фотографов разных стран. В истории фотографии были даже такие мастера, которые снимали исключительно овощи, фрукты и цветы. Этот жанр искусства фотографии включает в себя не только съемку еды и продуктов питания в целом. Тут предмет, который фотографирует фотограф, не просто объект съемки. Растение в этом случае выступает как объект для постановки фотографических опытов, как предмет искусства. Фотография, созданная в этом жанре, должна не просто документально передать внешний вид объекта, а показать его красоту, совершенство. Фотографирование отдельных растений – это один из видов минимализма в фотоискусстве. Это очень интересный жанр. Непосвященному в тонкости фотомастерства обывателю на первый взгляд может показаться, что для того, чтобы сфотографировать, скажем, яблоко, картофелину или бутон розы совсем необязательно обладать какими-то знаниями и опытом. Но это в корне неверное мнение. Фотографу, занимающемуся подобного рода творчеством, нужно обладать не только мастерством, знанием техники, законов композиции и многого другого. Ему необходимо иметь особое чувство стиля, такта в искусстве.
Великолепные снимки растений делали уже упомянутая нами сегодня Анна Аткинс, а так же Денис Брихат и Джойс Теннесон.
Портрет
Жанр портрета весьма широко распространен во всех видах и жанрах изобразительного искусства. И фотография тут, конечно же, далеко не исключение. Точно так же, как и в пейзаже, популярность, внешняя простота и доступность этого жанра не говорят о том, что он доступен каждому, кто взял в руки фотоаппарат. Присмотритесь внимательно к фотографическим портретам, сделанным великими мастерами этого жанра. Портрет — это не просто фотография человека, на которой он похож сам на себя внешне. Хороший, настоящий портрет передает характер человека, его внутренний мир. Для того, чтобы создать по-настоящему хороший фотопортрет, нужно обладать огромным опытом, знанием человека, его психологии, умением понимать портретируемого. Кроме всего прочего, нужно знать и понимать свет, уметь правильно его организовать… Портрет можно и даже нужно назвать самым сложным жанром из всех жанров фотографии.
Самыми лучшими фотопортретистами мира можно назвать Моисея Наппельбаума и Юсуфа Карша. Так же жанр портрета своим творчеством и свои имена в нем прославили и прославляют Александр Родченко, Лилиан Басман, Синди Шерман, Марио Герт, Диана Арбус, Виктория Уилл, Ева Арнольд, Берт Штерн и множество других великолепных мастеров фотографии.
Модная фотография
Жанр модной фотографии получил развитие в мире вместе с развитием модной промышленности. Фотография моды – это особый жанр фотографического творчества, он совершенно не похож на другие жанры фотоискусства. Модная фотография разнообразна и широка. Она включает в себя и студийную съемку, и съемку на натуре, на природе, на улице, на фоне различных архитектурных объектов, съемку на показах мод и многое другое.
Называть имена фотографов, которые работают сегодня в модной индустрии, нет никакого смысла. Это неблагодарное дело и по отношению к ним самим, и к нам, зрителям. Но, тем не менее, мы рискнем привести несколько имен. Эти фотографы внесли в развитие модной фотографии много нового, своего, неизвестного до них ранее. Вот эти имена: Синди Шерман, Фабрицио Ферри, Энни Лейбовиц, Корин Дэй, Лилиан Басман, Слим Ааронс, Дебора Тюбервиль.
Эротическое фото
Жанр эротики в фотоискусстве, так же, как и некоторые другие, включает в себя элементы нескольких жанров. Что-то он заимствует из модной фотографии, что-то из портрета, а порой и из пейзажа и репортажа. По большому счету, эротическая фотография – это фотография обнаженного тела человека. Степень эротичности, обнаженности зависит тут целиком от фотографа, от его замысла, от самой идеи снимка. От того, какие цели и задачи ставит перед собой автор.
Вот имена самых известных мастеров эротической фотографии: Игорь Мухин, Александр Гринберг, Ньютон Хельмут, Ирина Ионеску, Нобуёси Араки, Берт Штерн, Франтишек Дртикола, Брассай, Роберт Мэпплторп, Жозефина Сакабо.
Экспериментальная фотография
В наше время, в век фотошопа и других современных чудес, фотография получила множество возможностей, которых она не имела еще несколько десятилетий назад. Но, тем не менее, «фотошоп» в некотором роде существовал и раньше. Комбинированные фотографии методом наложения одного негатива на другой печатали еще в позапрошлом, 19 веке. Впервые такую технику применил в своей работе в 1858 году Генри Робисан. С тех пор многие фотографы стали реализовывать свои идеи путем различных опытов и экспериментов в фотографической технике, как в технике съемки, так и в технике обработки. Сегодня же для достижения своих целей у современного фотографа гораздо больше возможностей, чем у его предшественников. Создать на фотографии свой неповторимый мир, вымышленный мир своих грез, своих эмоций, своих снов стало во много раз проще. И это удается все большему и большему числу мастеров фотографии. Экспериментальная фотография набирает популярность с каждым годом, с каждым днем.
Вот имена лучших фотографов, которые работали и работают в этом жанре: Фёдор Маркушевич, Дэйв Хакер, Йозеф Судек, Франческа Вудман, Франтишек Дртикол, Синди Шерман, Пеп Вентос, Сюзан Бернштейн, Джерси Уелсмен, Жозефина Сакабо.
www.takefoto.ru
Станьте первым комментатором