Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Гиперфокальное расстояние объектива: как его использовать, чтобы делать снимки с правильной глубиной резкости

Содержание

как его использовать, чтобы делать снимки с правильной глубиной резкости

«Гиперфокальное расстояние» — звучит как технический термин, который используется исключительно в сфере профессиональной фотографии. Однако на самом деле это то, с чем стоит раз и навсегда разобраться каждому, чтобы улучшить качество своих снимков.

В двух словах гиперфокальное расстояние (HFD или ГФР) — является такой точкой фокуса, при которой в резкость (в диапазон фокусировки) попадает все, что находится в кадре от 1/2 этого гиперфокального расстояния до бесконечности. Проще говоря, это такая настройка фокусировки, которая обеспечивает максимальную глубину резкости по всему кадру.

как работает гиперфокальное расстояние

Пусть, например, ГФР для вашей камеры и настроек — 20 метров. Если вы сфокусируетесь на это расстояние, тогда все от 10 метров до бесконечности будет резким, или в фокусе.

Гиперфокальное расстояние любого снимка зависит от четырех величин.

  • Размер сенсора.
  • Настройки диафрагмы.
  • Фокусное расстояние объектива.
  • Расстояние до объекта.

Почему же это настолько важно?

Многие начинающие пейзажисты совершают одну из двух ошибок. Они либо делают фокус на бесконечности, то есть на самом дальнем расстоянии (обычно на горизонте), либо на переднем плане. В таких случаях без вычислений ГФР у вас будет либо резкий горизонт и размытый передний план, либо четко видимый объект на переднем плане, а остальная часть изображения будет размыта. Это распространенная ошибка, которая может мешать многим пейзажистам.

Проиллюстрируем теорию на примерах.

Пример гиперфокального расстояния

Предположим, вы фотографируете объект, находящийся на расстоянии около 6 метров, и вы хотите, чтобы все было в фокусе, при этом используете следующие параметры и настройки:

  • размер сенсора: полный кадр (Canon EOS 5D Mark III)
  • диафрагма: F8
  • фокусное расстояние объектива: 50 мм
  • расстояние до объекта: 6,1 м

Если бы вы сфокусировались на точке в 6 метров, ваш ближний предел фокусировки был бы 3,87 м, а дальний предел фокусировки — 14,5 м. То есть, все, что находится ближе 4 метров и дальше, чем 14,5 — получится размытым.

Общая глубина резкости (т.е. отображаемые объекты выглядят четкими) примерно 10,7 м.

Теперь, как только вы определили гиперфокальное расстояние, которое в данном примере с использованием указанных выше настроек и размера сенсора составляет 10,4 м, можете сфокусироваться на той точке и получить совершенно другой результат.

При фокусировке позади объекта на точке 10,4 метра вместо 6,1, ваш ближний предел фокусировки становится равным 5,2 метра, что чуть дальше, чем предыдущее значение в 4 метра, но все еще непосредственно перед объектом. Это означает, что объект все еще находится в фокусе. А дальний предел фокусировки простирается до бесконечности, и это означает, что все, что располагается в кадре позади объекта, получится с удовлетворительной резкостью.

Итак, все, что мы тут делаем, — это изменяем точку фокусировки, и больше никаких других изменений настроек. В результате получаем максимально возможную резкость по всему кадру!

Стоит поэкспериментировать с гиперфокальным расстоянием, потратить на его изучение побольше времени. Его использование может существенно улучшить качество фотографий разных жанров.

  • Свадебная фотография — тут нужно фокусироваться на лучшую глубину резкости для качественных групповых снимков, портретов и т.д.
  • Стоковая фотография — фокус и глубина резкости могут улучшить или испортить снимок ландшафта, городского вида, портрета или фото товаров.
  • Пейзажная фотография — в этом жанре гиперфокальное расстояние играет очень важную роль для получения четких снимков.

Какие объективы лучше всего подходят для работы с гиперфокальным расстоянием?

Ответ на этот вопрос: любые объективы! И стандартные (50 мм), и широкоугольные (10 мм-35 мм), поскольку такие объективы имеют довольно короткое гиперфокальное расстояние при больших диафрагмах, таких как F16. Именно поэтому такие объективы лучше всего использовать для пейзажной фотографии.

Например, 16-миллиметровый объектив с диафрагмой в F16 на полнокадровом сенсоре (Canon 5D Mark III или Nikon D800), имеет гиперфокальное расстояние всего лишь 0,55 м. Это означает, что если вы установите фокус на это ГФР, то все от 0,27 м до бесконечности будет резким.

Телефотообъектив 200 мм с диафрагмой в F16 на полнокадровой камере будет иметь гиперфокальное расстояние 83,5 м. Установив фокус на эту точку, вы получите все на расстоянии от 41,8 м до бесконечности в приемлемой резкости. Если объект съемки располагается ближе, чем 41,8 метров, установка фокуса на 15 или 30 метров приведет к размытому фону на фотографии.

Примеры фотографий

Посмотрите на эти две фотографии, сделанные у Портленда в Дорсете, с видом на пляж Чесиль. Обе они были сняты с использованием 200-миллиметрового объектива на полнокадровой камере с диафрагмой F8.

Эти настройки дают гиперфокальное расстояние в 166,7 м.

На первом снимке видно, что при установке фокуса на объект, который расположен гораздо ближе, чем гиперфокальное расстояние (примерно в точке 15 метров), сам объект находится в фокусе, но фон полностью размыт (см. фото 1).

как работает гиперфокальное расстояние

Фото 1

Убираем передний план и фокусируемся на точку далеко за величину гиперфокального расстояния. Те же самые настройки той же самой камеры дают невероятную глубину резкости по всему кадру до бесконечности (см. фото 2).

как работает гиперфокальное расстояние

Фото 2

Вот почему некоторые люди бывают сбиты с толку, когда используют малую диафрагму, скажем, F16 на телефотообъективе, но все же получают небольшую глубину резкости. Все дело в гиперфокальном расстоянии!

Если нужно, чтобы объект и все вокруг него получилось четким при использовании диафрагмы F16 на телефотообъективе, ваш объект должен располагаться не ближе, чем на расстоянии 41,8 метров от камеры. Помните об этом, когда следующий раз будете использовать телефотообъектив.

Вот почему при фотографировании портретов используют среднефокусные и длиннофокусные телефотообъективы, такие как 85 мм или 160 мм. Они дают небольшую глубину резкости, создавая красивый эффект «боке» или размытие фона.

Второй пример

При использовании 50-миллиметрового объектива с F9, который, по мнению большинства, даст отличную глубину резкости в любой ситуации, ГФР на полнокадровой камере составляет 9,3 м. Это означает, что все от 4,75 м до бесконечности будет в приемлемом фокусе.

На этой фотографии фокус объектива установлен на мальчика, который находится на расстоянии далеко за величину ГФР, при этом все объекты в кадре на удалении от 4,5 метров до бесконечности находятся в приемлемом фокусе.

как работает гиперфокальное расстояние

На снимке ниже фокус был выставлен на точку до ГФР. Тут видно, что объект на переднем плане находится в фокусе, а фон размыт.

как работает гиперфокальное расстояние

Попробуйте сами

Удобный способ изучить и попрактиковаться в использовании гиперфокального расстояния — это использовать калькулятор глубины резкости, а также можно использовать таблицы с рассчитанными значениями гиперфокальных расстояний для разных объективов, которые легко можно найти в Интернете.

как работает гиперфокальное расстояние

Как только вы усвоите базовые понятия использования ГФР, выходите со своей камерой и делайте пробные снимки. Прочувствуйте разницу между фокусировкой на объекте и на гиперфокальном расстоянии. Это отличная штука!

что это такое и как выставить

Читатели, здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. С первым днем осени. Всех сердечно поздравляю и желаю хорошего настроения, не смотря на погоду!

Наверняка вы уже многое знаете о том, что такое композиция, как сделать снимок более выразительным, какие настройки выбрать в том или ином случае и т.д.

Но открою вам секрет – есть еще одно понятие в мире фотографии, от которого зависит совсем не малозначимый параметр, а именно: четкость вашего кадра. Как расшифровывается аббревиатура ГФР, нужно ли составлять специальную таблицу и когда это может пригодиться? Об этом и пойдет речь дальше.

Специфика и польза гиперфокального расстояния

Гиперфокальное расстояние объектива (или сокращенно ГФР) является областью физического пространства, где должен сфокусировать камеру фотограф, чтобы получить высокую глубину резкости всего снимка, даже при приближении на фотокамере или компьютере.

Если вы умеете работать с этим параметром, то все сделанные кадры будут высоко четкими от ½ такого расстояния и до конца картинки.

Плюсы работы с ГФР очевидны. Вы спросите, неужели просто верно выставленными настройками на фотокамере не добиться желаемого? Увы, в этом случае вы получите всего одну треть резкости всего, что на фото.

Иными словами, если вы сфокусировались на объекте, удаленном от вас на энное расстояние, то 1/3 этого расстояния перед предметом 2/3 часть (а не все пространство!) после него будут ясно видны. Помните, детальность фотографии – показатель не только устойчивого расположения камеры, но и понимания фотографом, как применить на практике ГФР.

 

Как вы понимаете, термин прямо связан с ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). Глубины пространства, отображаемого на фото, можно добиться через 3 доступных инструмента:

  • Диафрагма. В фотографии большого числа предметов или людей значение f должно быть от 6,3, чтобы все объекты попали в фокус и были хорошо различимы. Обратный принцип действует, если диафрагма открыта: тогда вы получаете красивое размытие или специальной фигурное боке вокруг модели, но в этом случае резким все изображение не будет.
  • Фокусное расстояние. Для цели включения всех элементов фото в кадр не стоит выбирать объектив с большим фокусным расстоянием или выкручивать зум на максимум.
  • Дальность объектов. Фактическое приближение к чему-либо автоматически увеличивает размытие фона, поэтому отойдите подальше и вы тем самым повысите ГРИП.

Все перечисленные приемы и гиперфокальное расстояние любят использовать фотопейзажисты, когда хотят обратить внимание зрителя на детали всей картинки, а не только ее части.

Если понятие ГФР является для вас темным лесом, то рекомендую воспользоваться одновременно одним или двумя способами, описанными выше. Они удобны и эффективны в некоторой степени, к тому же, требуют меньше подготовки и времени на создание изображения, но все же не столь точны по сравнению с гиперфокальным расстоянием.

Переходим к практике

Не станем отвлекаться, вернемся к теме статьи. Теперь, зная о существовании и важности гиперфокального расстояния, возникает вопрос: как выставить настройки камеры, чтобы учесть этот параметр и так улучшить свои снимки?

Во-первых, нужно знать соответствующую формулу. Она гласит, что вы должны наличное фокусное расстояние в квадрате разделить на константу пятна рассеивания, умноженную на значение диафрагмы. Итоговый результат будет в мм.

Не буду грузить вас лишней терминологией, скажу лишь: пятно рассеивания имеет постоянное значение, например, для цифровых фотоаппаратов 0,02, для пленочных 0,03 и т.д.

 

Давайте разберем конкретно формулу. Допустим, у меня обычный цифровик, я выбрал фокусное расстояние в 50 мм и f=8. Тогда получается: 50*50/0,02*8=15625 мм или около 15,6 метров.

Очень удобно иметь таблицу с подобными данными. Ее можно рассчитать самостоятельно для тех настроек, с которыми чаще всего снимаете.

Итак, вот мы по схеме вычислили показатель ГФР, что дальше? А дальше фотографируем! Возьмем камеру и установим ее на штатив – для точности фокусировки и минимизации нечеткости из-за вибраций.

Выставляем настройки и определяем композицию. В нашем случае область фокуса должна приходиться на предмет, расположенный в полутора метрах от камеры. Там-то и должен находиться главный персонаж фото. При этом он необязательно должен быть прямо по центру.

Выбрав функцию одноточечной фокусировки на фотоаппарате, вы можете смещать эту точку вправо или влево. Бывает нелегко попасть фокусом в нужное место, поэтому опытным фотографам можно выбрать режим ручного, более тонкого, фокусирования.

Все готово, снимайте! Исходя из определения ГФР, в разобранном мной примере в фокус попадет все от 7,5 м. и уйдет далеко за горизонт, в бесконечность.

Не стойте на месте, развивайтесь если хотите добиться хороших результатов в фотографии. А вашим незаменимым помощником могут стать отличные видео курсы:

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей зеркальной фотокамеры CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей зеркальной фотокамеры NIKON.

Вот и все. Не так и сложно, как кажется на первый взгляд. До свидания! Рекомендую подписаться на обновления блога и поделиться информацией в социальных сетях с теми, кто так же, как я и вы, неравнодушен к фотографии.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние, так же, как и «солнечное правило шестнадцати» — одна из тех вещей, которые возможно потеряли некоторую актуальность в век цифровой фотографии. Умные системы автоэкспозиции и автофокуса современных фотокамер заметно облегчают жизнь пользователя.

Но бывают ситуации, когда результаты работы автоматики фотокамер вас не устраивают или вы просто хотите самостоятельно контролировать съёмочный процесс. Тогда могут пригодиться все эти старомодные правила, в полезность которых для вас вы ранее не верили.

Одним из таких старомодных принципов, который может быть особенно полезен для пейзажных фотографов, является расчет гиперфокального расстояния.

Что такое гиперфокальное расстояние?

Портретные фотографы обычно не видят в глубине резкости какую-либо проблему. Хороший портрет может быть сделан как с малой, так и с большой диафрагмой. Насколько велика должна быть глубина резкости определяется тем, насколько большую часть субъекта фотограф хочет выделить. Пейзажные фотографы сталкиваются с другой проблемой.

При съёмке пейзажа в кадре оказывается множество объектов – там будут элементы фона и элементы переднего плана. Кроме того, расстояние между ними может измеряться сотнями метров. Цель в том, чтобы все они вышли резкими. Есть ли универсальное решение этой проблемы?

«Туристская достопримечательность». Фото: aevarg, на Flickr

Известно, что глубина резкости возрастает с увеличением значения диафрагмы (с диафрагмой f/16 глубина резкости будет больше, чем с диафрагмой f/4). Также мы знаем, что глубина резкости увеличивается по мере удаления точки фокусировки. Итак, представьте себе что вы пытаетесь сфокусироваться на живописном ландшафте, используя объектив 20 мм с диафрагмой f/11; Вы бы хотели иметь уверенность в том, что как задний, так и передний планы будут резкими. Вы не хотите слишком прижимать диафрагму, рискуя получить дифракцию и не хотите фокусироваться наугад, рискуя получить снимки с размытым задним планом.

Что, если бы была такая точка, сфокусировавшись на которой вы сняли бы резко максимальную часть кадра? Это было бы чудесно.

К счастью, есть такая точка. Она находится от вас на гиперфокальном расстоянии.

Гиперфокальное расстояние — это дистанция фокусировки, обеспечивающая максимальную глубину резкости по всему кадру. Если сфокусироваться в этой точке, то в фокусе окажется всё от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Вы спросите, как можно точно определить гиперфокальное расстояние чтобы найти эту волшебную точку фокусировки?

Расчет гиперфокального расстояния

Для вычисления гиперфокального расстояния необходимо знать три вещи:

Фокусное расстояние – оно определяется объективом, который вы используете.

Размер кружка рассеяния – обычно 0,03 или 0,02 в зависимости от типа матрицы.

Значение диафрагмы — f/11 и f/13 часто рассматриваются как оптимальные для пейзажной фотосъёмки.

Затем используем следующую формулу и немного посчитаем

Возвращаясь к вышеупомянутой задаче с участием 20-мм объектива с диафрагмой f/11 и полнокадровой камеры, вы получите гиперфокальное расстояние 1212 мм или 1,2 метра. Таким образом, фокусируясь на объекте, находящемся примерно на расстоянии 1,2 метра от вас, вы получите зону резкости от 0,6 метров (половина гиперфокального расстояния) до бесконечности.

«Живая безмятежность». Фото: papalars, на Flickr

Вот всё и получилось. Это несложно (если воспользоваться калькулятором). Использование гиперфокального расстояния поможет вам получить пейзажные снимки с резкостью от переднего плана и до самого горизонта.

Вы можете уточнить величину кружка рассеяния для вашей камеры на этой странице или сделать справочную табличку для своей камеры.

Автор: Jason D. Little

Гиперфокальное расстояние и расчёт ГРИП

© 2015 Vasili-photo.com

Гиперфокальное расстояние – это расстояние до ближней границы резко изображаемого пространства при фокусировке на бесконечность. Концепция гиперфокального расстояния призвана облегчить расчёт ГРИП для получения безупречно резкого снимка, но на самом деле это одна из тех вещей, которые кажутся весьма полезными в теории, на практике таковыми не являясь.

Обычно о гиперфокальном расстоянии вспоминают при пейзажной съёмке, когда фотографу нужно, чтобы и объекты переднего плана, и объекты, расположенные у самого горизонта, вышли на снимке одинаково резкими. Если объектив сфокусирован на бесконечность, то ГРИП будет начинаться от гиперфокального расстояния. Если же объектив наведён непосредственно на гиперфокальное расстояние, то резким окажется пространство от половины гиперфокального расстояния и до бесконечности. Таким образом, фокусировка на гиперфокальное расстояние позволяет достичь максимальной возможной в данных условиях глубины резкости.

Гиперфокальное расстояние зависит от фокусного расстояния объектива, величины относительного отверстия и допустимого диаметра кружка рассеяния. Предполагается, что во время съёмки вы имеете при себе таблицу, в которой для каждой комбинации этих параметров можно найти соответствующее значение гиперфокального расстояния.

Гиперфокальное расстояние рассчитывается по формуле:

hyperfocal-formula, где

H – гиперфокальное расстояние, м;

f – фокусное расстояние объектива, м;

K – число диафрагмы;

z – диаметр кружка нерезкости, м.

В связи с тем, что фокусное расстояние обычно указывают в миллиметрах, а диаметр кружка рассеяния в микрометрах, перед подстановкой в формулу все величины следует перевести в метры, разделив миллиметры на 1000, а микрометры на 1000000.

Например, если фокусное расстояние вашего объектива 24 мм, диафрагма установлена на f/8, а кружок нерезкости мы примем в 29 мкм (стандарт Carl Zeiss), то гиперфокальное расстояние будет равно:

0,0242 ÷ (8 • 0,000029) + 0,024 ≈ 2,5 м

Это означает, что если навести объектив на 2,5 м, то всё от половины гиперфокального расстояния, т.е. от 1,25 м и до самого горизонта будет приемлемо резким.

В большинстве случаев допустимо использовать несколько менее точную, но зато и более простую формулу:

hyperfocal-simple

Зная величину гиперфокального расстояния можно вычислить границы резко изображаемого пространства при любой дистанции фокусировки. Для этого следует воспользоваться следующими формулами:

hyperfocal-dof-near;

hyperfocal-dof-far, где

R1 – передняя (ближняя) граница резко изображаемого пространства;

R2 – задняя (дальняя) граница резко изображаемого пространства;

R – дистанция фокусировки.

Чтобы узнать глубину резко изображаемого пространства, достаточно найти разность между дальней и ближней границами диапазона:

hyperfocal-dof, где

P – глубина резко изображаемого пространства.

Для определения необходимой дистанции фокусировки по заданным границам глубины резкости служит формула:

hyperfocal-focus

Все эти формулы приведены мною не потому, что я всерьёз ожидаю от вас, будто вы действительно начнёте применять их на практике, а скорее для того, чтобы вы лучше представляли себе влияние различных переменных на глубину резкости. Тем более что вовсе необязательно считать всё самому. Существует множество таблиц и интерактивных калькуляторов для вычисления гиперфокального расстояния, расчёта глубины резкости, выбора соответствующей диафрагмы и определения необходимой дистанции фокусировки. Они различаются количеством принимаемых в расчёт параметров и, как следствие, степенью точности. Свой собственный калькулятор ГРИП есть и у меня, но сам я практически никогда им не пользуюсь, разве что в исследовательских целях.

Почему же я отношусь к гиперфокальным расчётам столь скептически? Ведь, казалось бы, эта система весьма точна и удобна? Подвох в том, что редкая математическая абстракция бывает в полной мере приложима к реальной жизни. Существует целый ряд не вполне очевидных нюансов и ограничений, существенно снижающих практическую ценность гиперфокального фокуса и таблиц ГРИП.

Прежде всего, вспомним о том, что объекты считаются попавшими в ГРИП, коль скоро они обладают приемлемой резкостью. Но что значит «приемлемая» резкость? Резкость приемлемая для любительского отпечатка 10×15 см, совершенно неприемлема для коммерческой фотосъёмки. Чтобы резкость была безупречной, допустимый размер пятна рассеяния должен быть достаточно мал, чтобы визуально восприниматься как точка. Однако кружок нерезкости, используемый в большинстве таблиц, с рекомендованным Carl Zeiss диаметром в 1/1500 диагонали кадра на снимках, полученных современными камерами с высоким разрешением, выглядит именно кружком, а никак не точкой. Поэтому если вы хотите выжать максимум резкости из своего оборудования, вам следует использовать диаметр кружка нерезкости сопоставимый с размером единичного пикселя вашего сенсора.

Изумительная точность некоторых таблиц ГРИП вызывает у меня прилив саркастического умиления. Неужели их авторы всерьёз уверены, что кто-то способен сфокусировать объектив на расстоянии, скажем, 8,376 м? Или что при таких-то условиях необходимая глубина резкости составляет именно 14,391 м, а вовсе не 14,392 м? Табличные данные, рассчитанные до двадцатого знака после запятой, создают иллюзию точности, но на практике подобная точность абсолютно недостижима. Механика объектива, автофокус и уж тем более ваш глазомер вовсе не идеальны, не говоря уже о том, что для широкоугольной оптики ошибка в пару метров (а на больших дистанциях и в пару десятков метров) редко оказывается заметной для невооружённого глаза.

Не стоит также возлагать большие надежды на шкалы объективов. У подавляющего большинства современных объективов попросту отсутствует не только шкала глубины резкости, но и шкала дистанции фокусировки, а если последняя и имеется, то носит исключительно справочный характер, даже и не претендуя на сколько-нибудь высокую точность. Если же иной псевдовинтажный объектив и снабжён полноценными шкалами, то рассчитаны они, скорее всего, исходя из всё того же устаревшего цейссовского стандарта (1/1500 диагонали кадра), а потому практически бесполезны. Чтобы воспользоваться гиперфокальной премудростью, вам всё равно придётся захватить с собой в поле по таблице для каждого из ваших объективов, либо же выучить эти таблицы наизусть. Расстояние же до границ глубины резкости, равно как и дистанцию фокусировки, вам придётся определять на глаз, если вы, конечно, не готовы оббегать весь снимаемый пейзаж с рулеткой и штангенциркулем.

Нельзя обойти вниманием и эффект дифракции, который обычно никак не учитывается при составлении гиперфокальных таблиц. Доверяя таблицам, вы легко можете оказаться в такой ситуации, когда по науке вам необходимо закрыть диафрагму до предела, но на деле это приводит немного не к тому результату, которого вы ожидаете. Действительно, области, лежащие вне плоскости фокусировки, при диафрагмировании станут резче вследствие уменьшения кружков нерезкости, но, в качестве платы за это, резкость объектов находящихся строго в фокусе, снизится, поскольку весь снимок окажется размыт дифракцией. Не лучше ли пожертвовать излишней глубиной столь сомнительной «резкости», но получить сюжетно значимые объекты безусловно резкими?

Наконец, так ли часто вам действительно необходима резкость до самого горизонта? Некоторая едва заметная размытость заднего плана выглядит совершенно естественной для нашего глаза, придавая снимку объём и глубину. У таблиц и калькуляторов ГРИП нет художественного вкуса, но он должен быть у вас.

Так неужели идея фокусировки на гиперфокальное расстояние бесполезна? И да, и нет. Или, если угодно, она может быть частично оправдана при соблюдении определённых условий:

Во-первых, диаметр кружка нерезкости должен соответствовать вашим потребностям. В идеале кружок должен быть немногим больше единичного пикселя матрицы.

Во-вторых, эквивалентное фокусное расстояние вашего объектива не должно превышать 35 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сложнее добиться равномерной резкости при съёмке многоплановой сцены.

В-третьих, вы не должны доверять фокусировочной шкале своего объектива, а также переоценивать точность автофокуса. На практике это означает, что если таблица говорит о дистанции фокусировки 3,7 м, то вы можете просто сфокусироваться на каком-нибудь предмете, отстоящем от вас примерно на 4 м. Излишняя точность здесь ни к чему.

В-четвертых и в главных, у вас должно быть достаточно свободного времени на все эти забавы.

Сам я крайне редко прибегаю к помощи гиперфокальной фокусировки. Все эти вещи полезно знать, но не стоит относиться к ним слишком серьёзно. Снимайте чаще, будьте внимательны и со временем вам не нужны будут никакие гиперфокальные расстояния (впрочем, они и сейчас вам ни к чему). Ваш собственный опыт поможет вам выбрать необходимое значение диафрагмы и подскажет, куда следует сфокусировать объектив для получения идеальной глубины резкости.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!


  Дата публикации: 19.09.2012
  Последнее обновление: 03.10.2015
Лицензия Creative Commons

Вернуться к разделу «Матчасть»

Перейти к полному списку статей


Гиперфокальное расстояние и максимальная глубина резкости

Если вы снимаете пейзажи или только хотите освоить этот жанр фотоискусства, то непременно зададите вопрос: как добиться максимальной глубины резкости изображаемого пространства (ГРИП) на своих фото? И первое, что приходит на ум, — начать прикрывать диафрагму. Но вот относительное отверстие закрыто уже «до упора», а объекты переднего или дальнего плана всё равно не резкие. Или прикрывать диафрагму не позволяет недостаточное освещение. Как быть? Давайте разберемся и поговорим об использовании гиперфокального расстояния.

Прежде всего вспомним немного теории, от каких практических величин зависит ГРИП и как фотограф может на неё повлиять: 

  1. От фокусного расстояния объектива. Чем оно короче, тем глубина резкости больше, чем длиннее — тем глубина резкости меньше. Т.е. для получения максимальной глубинвы резкости надо использовать  широкоугольный объектив.
  2. От дистанции фокусировки. При увеличении дистанции больше становится и глубина резкости, и наоборот.
  3. От значения диафрагмы. Чем шире относительное отверстие, тем глубина резкости меньше. Чем сильнее закрыта диафрагма, тем глубина резкости больше.

При определённых сочетаниях фокусного расстояния, диафрагмы и дистанции фокусировки можно добиться практически бесконечной глубины резкости.

Теперь напомним, что же такое гиперфокальное расстояние. Это минимальное расстояние, начиная с которого объекты на снимке становятся резкими, когда объектив сфокусирован на бесконечность. 

Где применяется фокусировка на гиперфокальное расстояние? Прежде всего, при съёмке пейзажа, архитектуры, интерьеров. Но бывают случаи, когда этим приёмом можно воспользоваться в свадебной, репортажной, уличной фотографиях, особенно при работе со сверхширокоугольными объективами. Также фокусировка на гиперфокал бывает очень полезна при фотографировании пейзажа со звёздным небом, несмотря на то, что съёмка ведётся на открытой диафрагме. Фокусировка на переднем плане делает нерезким небо, а на бесконечности — размытым передний план, а гиперфокальное расстояние же позволит уместить в зону резкости и то, и другое.

Для вычисления гиперфокального расстояния существует специальная формула:

Где:

  • Фокусное расстояние объектива. В случае камер с «кропом» используется не эквивалентное фокусное расстояние, а реальное.
  • Значение диафрагмы, на котором производится съёмка. Если вы снимаете на диафрагме f/11, то в формулу подставляется число 11.
  • Размер кружка рассеяния (CoС — Circle of Confusion) определяет, что на снимке будет считаться точкой, а что — уже размытым пятном. По сути, величина кружка рассеяния определяет границы ГРИП. Для простоты по умолчанию берётся значение 0,029 мм. 
  • Для работы с формулой все единицы измерения (фокусное расстояние и диаметр кружка рассеяния) нужно применять в СИ.

Например, мы будем снимать объективом Samyang 14mm f/2.8 на полнокадровой камере при диафрагме f/9:

0,014² / (9 х 0,000029) + 0,014 = 0,0137 м ≈ 0,01 м

Мы получили дистанцию в метрах. По этим расчётам получается, что при наведении нашего объектива на дистанцию в 1 м всё, начиная от 0,01 м до бесконечности, будет резким. Получается, что если вы используете сверхширокоугольную оптику, то можно с лёгкостью по ней установить гиперфокальное расстояние, сделав почти всё в кадре резким, и забыть вообще о необходимости фокусировки. 

Таким образом, мы получили максимально возможную глубину резкости для данного фокусного расстояния и диафрагмы. Теперь дело за малым: сфокусировать объектив на вычисленной дистанции. В этом поможет шкала дистанций фокусировки на объективе. Дистанция фокусировки отсчитывается от фокальной плоскости. Она отмечена специальным значком на корпусе камеры. 

Разумеется, пользоваться показанной выше формулой в практических условиях проблематично. Поэтому фотограф может заранее вычислить гиперфокал для своих самых ходовых фокусных расстояний и диафрагм и записать полученные дистанции в блокнот или смартфон. Также вам помогут программы для смартфона, которые, наряду с расчётом глубины резкости, позволяют рассчитать гиперфокал. Например, HyperFocal Pro для Android или DOF Calculator для iOS. В эти приложения уже заложена формула, показанная выше. Пользователю остаётся лишь ввести нужные исходные данные и получить результат. HyperFocal Pro имеет базу данных камер с уже присвоенным им диаметром кружка рассеяния.

Например, при использовании HyperFocal вводим камеру Nikon D90, все тот же объектив Samyang 14mm f/2.8 и при значении диафрагмы f/4, и мы получаем гиперфокальное расстояние 10,5 м.

Заключение

Гиперфокальное расстояние — важное понятие как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики в фотографии. Это простой и действенный метод, который позволит добиться резкости почти на всех деталях кадра. Хоть в теории гиперфокальное расстояние выглядит сложной темой, на практике, когда гиперфокал рассчитан и известен, фотографу останется лишь сфокусировать объектив на правильную дистанцию и получать удовольствие от фотосъёмки, думая не о фокусировке и резкости, а о сюжете и композиции своих снимков.

Удачных вам кадров и всего самого фотографического, друзья!

Гиперфокальное расстояние объектива и практика фотографии

Гиперфокальное расстояние  и умение правильно его рассчитать для фокусировки объектива — это мощнейший инструмент при съемке пейзажей, архитектуры и любых сюжетов, где требуется максимальная глубина резкости. К сожалению, далеко не все представляют, что такое гиперфокальное расстояние, и совсем не многие применяют это знание на практике. Попробуем восполнить столь очевидный пробел.

В статье про глубину резкости мы подробно рассмотрели основные вопросы, связанные с ее расчетом и использованием при съемке. Но там мы предполагали, что фотоаппарат фокусируется именно на главном объекте в кадре, который обязательно должен получиться резким. Остальные предметы могут попасть, а могут и не попасть в зону резкости, все зависит от сюжета и целей фотографа.

Что такое гиперфокальное расстояние

А что делать, если все детали одинаково важны и нам совершенно необходимо, чтобы весь кадр получился резким, например, в пейзажной фотографии? Если навестись на бесконечность, то мы частично можем решить эту задачу. Предметы, находящиеся в диапазоне расстояний от бесконечности до передней границы резкости L пер получатся достаточно резкими, но некоторые могут в зону резкости и не попасть. Можно уменьшить диафрагму, или взять более короткофокусный объектив, тогда, как мы знаем, глубина резкости увеличится, и, возможно, мы получим кадр, одинаково резкий по всему полю. А может быть и нет.

И здесь нам поможет такое важное понятие, как гиперфокальное расстояние. Если навестись не на бесконечность, а на соответствующую бесконечной фокусировке переднюю границу глубины резкости (так называемую ближнюю точку бесконечности, или, по другому, гиперфокальную точку), то мы получим дополнительный выигрыш в резкости в направлении от плоскости наводки к фотоаппарату. То есть при прочих равных условиях появляется дополнительная зона резкости, которая хорошо видна на приведенном рисунке:

Расстояние до плоскости наводки, при котором задняя граница глубины резкости уходит в бесконечность носит название гиперфокальное расстояние. Но здесь надо очень хорошо понимать, что, как и в случае с глубиной резкости, гиперфокальное расстояние зависит от критерия резкости и кружка рассеяния (о которых можно прочитать в статье про резкость в фотографии), поскольку идеально резкими могут быть только предметы, находящиеся непосредственно в плоскости наводки. Вы всегда сможете точно рассчитать диаметр кружка рассеяния для своего фотоаппарата, пользуясь рекомендациями указанной статьи, мы же для определенности примем часто встречающееся в литературе значение 0,02 мм для зеркальных камер с кроп фактором 1,5.

Расчет гиперфокального расстояния

Чтобы использовать гиперфокальное расстояние на практике, его надо уметь рассчитывать. Для этого можно воспользоваться несложными формулами, специальными таблицами, калькуляторами (которые можно найти в интернете) или небольшими программками для смартфонов. Точно знаю, что для iPhone такие программы существуют, причем, бесплатные. Я приведу формулы и рассчитанную по ним таблицу для кружка рассеяния 0,02 мм.

Гиперфокальное расстояние Lгип можно рассчитать по простой формуле:

а переднюю L пер  и заднюю L зад границы резкости узнать из соотношений

Здесь f – фокусное расстояние объектива, K – диафрагменное число, Z – диаметр кружка рассеяния.

Из соотношения [1] хорошо видно, что гиперфокальное расстояние перемещается все дальше от фотоаппарата с ростом фокусного расстояния объектива, и наоборот, становится все ближе при закрытии диафрагмы. Некоторые короткофокусные объективы дешевых мыльниц всегда настроены на гиперфокальное расстояние и не имеют даже простейшей системы фокусировки, поскольку все, что дальше нескольких метров, у них уже выглядит одинаково резким.

Из этой же формулы следует, что для съемки пейзажа желательно использовать широкоугольные объективы с коротким фокусом и диафрагмы порядка 8 – 11, на которых еще не сильно выражена дифракция, заметно снижающая резкость при более закрытых диафрагмах. Наведя такой объектив на гиперфокальное расстояние вы получите максимально возможную для данного фотоаппарата протяженность зоны резкости вплоть до бесконечности.

Из формул [2] вытекает простое правило для практического применения метода наводки на гиперфокальное расстояние: для того, чтобы и передний и задний планы получились на фотографии одинаково резкими, надо сфокусироваться на предмет, находящийся от фотоаппарата на удвоенном расстоянии от того ближайшего предмета, который должен быть резким согласно замыслу автора, после чего установить диафрагму гиперфокального расстояния по таблице или калькулятору для этого удвоенного расстояния.

Ниже приведена таблица расчета гиперфокального расстояния для кружка рассеяния 0,02 мм цифровых камер с кроп фактором 1,5  и различных объективов, которую можно использовать в практической съемке:

Стрелками показан выбор диафрагмы (f/16) для объектива f = 50 мм и удвоенного расстояния до ближайшего предмета 7,8 м. Подставив необходимые значения в формулу [1], вы сами сможете построить такую таблицу в Excel конкретно для своего фотоаппарата и объектива, которую всегда желательно иметь с собой, особенно при выездах на природу, если собираетесь снимать пейзажи.

Мы рассмотрели гиперфокальное расстояние, методы его расчета и использования на практике. Не пренебрегайте этими знаниями, применяя их в своей фотографической жизни, вы сможете получать более выразительные и интересные кадры.

ГРИП и гиперфокальное расстояние объектива

Многие из нас видели в Интернете прекрасные пейзажные снимки от профессиональных фотографов, на которых все объекты находятся в фокусе, начиная от расстояния всего в несколько десятков сантиметров перед объективом и заканчивая горизонтом. Такие пейзажи выглядят незабываемо, и всегда хочется повторить их. Но на практике на пейзажных фото получается то передний план не в фокусе, то размытые объекты на заднем плане. В чем же заключается секрет? Один из способов обеспечить создание красивых фото, на которых каждая отдельная деталь будет резкой – это фокусировка на гиперфокальном расстоянии. Чтобы понять, как это работает, необходимо разобраться с двумя понятиями: ГРИП и гиперфокальное расстояние объектива.

Что такое ГРИП

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – область пространства, охватывающая дистанцию между наиболее близким и далеким предметом, которые будут выглядеть на фотоизображении как резкие. Все, что размещается за пределами ГРИП, становится в кадре размытым. Согласно физическим законам, максимальная резкость может быть только в одной плоскости. Откуда же берется область? Вся проблема в том, что глаза человека устроены таким образом, что они способны замечать отдельную размытость картинки до определенных пределов. В частности, считается, что глаза не могут заметить размытости точки до 0,1 мм с дистанции 25 сантиметров. Под этой размытостью точки в фотографии понимают определенный кружок нерезкости. Вследствие того, что глаз не видит некоторую размытость, получается уже не плоскость, а именно область в пространстве, ограниченная допустимым размытием предметов. Под ней и подразумевается ГРИП.

Фокусное расстояние 50 мм (82 мм в 35 мм эквив.), диафрагма F4.0

Зачем фотографу вообще нужно об этом знать? Дело в том, что ГРИП — это уникальный инструмент, посредством которого Вы можете влиять на построение кадра и композицию. Изменяя глубину резкости, можно акцентировать внимание на отдельных деталях или объектах фотоизображения, которые являются наиболее значимыми с точки зрения выбранного композиционного решения. Кроме того. ГРИП предоставляет Вам возможность показать на фотографии перспективу.

Фокусное расстояние 50 мм (82 мм в 35 мм эквив.), диафрагма F22

Факторы, влияющие на ГРИП

На глубину резкости влияет несколько факторов. Пожалуй, ключевой из них – это значение диафрагмы. Здесь действует следующее правило: чем больше значение f, тем больше будет ГРИП. Другими словами, чем меньше отверстие, через которое проходят лучи света на сенсор фотокамеры, тем больше резкость вокруг фотографируемого предмета. Открытие диафрагмы позволяет размыть задний фон. Следующий фактор – фокусное расстояние. Чем больше ФР, тем меньше глубина резкости. Это значит, что используя длиннофокусные объективы, Вы увеличиваете картинку, в том числе и те самые кружки нерезкости. Наконец, на ГРИП также влияет дистанция до фотографируемого объекта. Чем ближе Вы будете подходить к фотографируемому предмету, тем будет меньше ГРИП, то есть задний план станет более мягким.

Малая величина ГРИП. Расстояние до объекта меньше метра. (ISO800, 300 мм, F5.8, 1/500c)

Управление ГРИП

Как используются эти знания на практике? Вы можете выбрать глубину резкости исходя из того, что хотите получить в кадре. Например, если Вам необходимо выделить объект съемки и эффектно размыть задний фон, то применяйте малую глубину резкости. Откройте диафрагму, насколько позволяет Ваш объектив, и по возможности установите самое большое из доступных Вам ФР. Благодаря этому Вы можете получить красивый портрет.

Большая глубина резкости применяется тогда, когда Вам требуется, чтобы фотографируемая сцена практически вся оказалась четкой, резкой. В этом случае диафрагму, конечно, стоит прикрыть. Но опасайтесь слишком больших значений f, поскольку размер отверстия становится настолько мал, что часто возникает эффект дифракции, портящий фотоизображение.

Что такое гиперфокальное расстояние объектива

Наконец, мы дошли до определения гиперфокального расстояния, которое тесно связано с тем же ГРИП. Под этим термином в фотографии понимается дистанция до передней границы ГРИП при сфокусированной оптике на бесконечность. Если во время съемки вы сфокусируете оптику на гиперфокальное расстояние, тогда Вы получите глубину резкости, которая распространяется от 1/2 этого расстояния и до бесконечности. То есть передняя граница ГРИП будет равна 1/2 этого расстояния. Существуют формулы расчета гиперфокального расстояния, которые, в частности, учитывают ФР используемой Вами оптики и диафрагму.

Раньше фотографы самостоятельно рассчитывали гиперфокальное расстояние или ориентировались по специальным таблицам, которые и сегодня можно найти в сети Интернет. Но в нынешние временам рекомендуем любителям фотографии все-таки воспользоваться более современными средствами. Имеется огромное число бесплатных или дешевых приложений, которые Вы можете загрузить на свой смартфон для расчета гиперфокального расстояния. Например, Hyperfocal Distance Plus или DOFMaster Hyperfocal Chart. Вам нужно только ввести сведения о своей камере и объективе, а также значение диафрагмы, после чего Вы получите готовый ответ.

Фокусировка на гиперфокальном расстоянии

Вернемся к началу нашего разговора о пейзажных снимках, на которых выглядят резкими как объекты на переднем плане, так и отдельные детали на заднем фоне. Добиться этого можно с помощью фокусировки на гиперфокальном расстоянии. Чтобы воспользоваться этим приемом, лучше взять с собой на съемку устойчивый штатив. Поскольку гиперфокальное расстояние связано с ГРИП, то наилучшие результаты Вы сможете получить, применяя широкоугольную оптику и большие значения диафрагмы. Определитесь со значением диафрагмы, не забывая, что уже со значения f/8 – f/11 могут проявляться эффекты дифракции. В этой связи не рекомендуется переходить за черту более одного – двух стопов от этого предела. Установив диафрагму, рассчитываем гиперфокальное расстояние.

Далее переходите в режим ручного фокуса, наведите оптику на резкость по вычисленному расстоянию. Оцените ГРИП снимаемой сцены в режиме предварительного просмотра. Когда Вы сфокусируетесь на заданной точке, все от 1/2 гиперфокального расстояния до бесконечности окажется в зоне резкости. Например, если гиперфокальное расстояние составляет 14 метров, то все что лежит в промежутке от 7 метров от фотоаппарата до бесконечности будет резким. Это превосходный вариант для пейзажной фотографии, чтобы получить резкими, детализированными объекты вплоть до горизонта.

Фокусировка на гиперфокальном расстоянии как способ достижения резкого изображения может послужить отличным инструментом для любителей фотографии, занимающихся ландшафтной или пейзажной съемкой.

Гиперфокальное расстояние


Понятие гиперфокального расстояния легко понять: сфокусируйте объектив на гиперфокальном расстоянии, и все на фотографии от небольшого расстояния до бесконечности будет резким. Пейзажные фотографии часто делаются с объективом, сфокусированным на гиперфокальном расстоянии; на фотографиях резкость близких и удаленных объектов.

Применение концепции вызывает множество вопросов: Какие линзы лучше всего подходят для фокусировки на гиперфокальном расстоянии? Какое гиперфокальное расстояние у объектива? Как мне сфокусироваться на гиперфокальном расстоянии? Должен ли я точно фокусироваться на гиперфокальном расстоянии? В этой статье мы рассмотрим основы использования гиперфокального расстояния для увеличения глубины резкости на фотографии.

Определение гиперфокального расстояния

Hyperfocal distance


Когда объектив сфокусирован на гиперфокальном расстоянии, глубина резкости увеличивается от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Фотография , Фил Дэвис, 1972 г.

Гиперфокальное расстояние — это точка фокусировки, в которой все от половины этого расстояния до бесконечности попадает в глубину резкости.

Пейзажная фотография Джона Шоу , Джон Шоу, 1994.

… установка гиперфокального расстояния … это просто причудливый термин, означающий установку расстояния при любой диафрагме, которая обеспечивает наибольшую глубину резкости .

Как пользоваться камерой , Нью-Йоркский институт фотографии, 2000.



Выбор объектива

Нормальные и широкоугольные объективы (объективы 50 мм и короче на 35-мм камерах) являются хорошими кандидатами для фокусировки на гиперфокальном расстоянии.Эти линзы имеют относительно короткое гиперфокальное расстояние при установке большего числа f. Например, гиперфокальное расстояние для объектива 28 мм, установленного на f / 16 на камеру 35 мм, составляет около 5,5 футов. Все от 2,75 футов до бесконечности будет резким на фотографии, сделанной этим объективом, сфокусированным на гиперфокальном расстоянии.

Телеобъективы редко используются для фокусировки на гиперфокальном расстоянии. Гиперфокальное расстояние у этих линз довольно большое. Например, гиперфокальное расстояние для объектива 200 мм, установленного на f / 16 на камеру 35 мм, составляет около 275 футов.Все, от 138 футов до бесконечности, будет резким на фотографии, сделанной этим объективом, сфокусированным на гиперфокальном расстоянии. Вы можете видеть, что объектив 200 мм бесполезен для съемки пейзажей, когда вы хотите, чтобы объекты, находящиеся рядом, были резкими.


Расчет гиперфокального расстояния

Если вам посчастливилось иметь объектив со шкалой глубины резкости, вам не нужно рассчитывать гиперфокальное расстояние. Прочтите раздел «Фокусировка на гиперфокальном расстоянии» ниже, чтобы узнать, как использовать шкалу.

Вы можете рассчитать гиперфокальное расстояние с помощью простого уравнения гиперфокального расстояния. Это функция фокусного расстояния, числа f и круга нерезкости (или, точнее, круга наименьшего затруднения). Однако вы, вероятно, не захотите использовать это уравнение во время съемки. Вместо этого вы можете просто использовать одну из множества доступных диаграмм, таблиц значений и программного обеспечения. Эти инструменты покажут гиперфокальное расстояние для объектива, установленного на определенное число f.

Как указывалось выше, гиперфокальное расстояние является функцией круга нерезкости.Вы, вероятно, будете сбиты с толку многочисленными объяснениями круга замешательства. Споры о «правильном» круге путаницы бушуют более 70 лет и, вероятно, будут бушевать вечно.

Обсуждение круга нечеткости выходит за рамки данной статьи. (Более подробное объяснение см. В «Круге замешательства».) Однако я предлагаю вам использовать 0,030 мм для 35-мм пленки. «Круги путаницы для цифровых фотоаппаратов» перечисляют значения для многих камер. Этот калькулятор нечеткого круга полезен для расчета значений для других камер.

Ссылки на многие источники находятся на странице ссылок этого сайта. Вы можете найти десятки диаграмм, таблиц значений и калькуляторов в Интернете, выполнив поиск по запросу «калькулятор гиперфокального расстояния» или «диаграмма гиперфокального расстояния» на Google.Com.

Программа DOFMaster Hyperfocal Chart для операционных систем Windows печатает диаграммы гиперфокальных расстояний.

Программное обеспечение DOFMaster для операционных систем Windows имитирует шкалу глубины резкости, которая раньше была выгравирована на корпусах объектива.Он печатает шкалы (круговые линейки), которые вы можете взять в поле. Эти шкалы обеспечивают быстрый и простой способ найти гиперфокальное расстояние для любой комбинации объектива и числа f.

Программа DOFMaster LE для устройств Palm — это простая в использовании программа для расчета глубины резкости и гиперфокального расстояния в поле. Этот онлайн-калькулятор глубины резкости также рассчитывает гиперфокальное расстояние.


Фокусировка на гиперфокальном расстоянии

Вы должны сфокусировать объектив на гиперфокальном расстоянии после выбора комбинации фокусного расстояния и числа f, которая дает необходимое гиперфокальное расстояние.Это легко сделать, если у объектива есть шкала расстояний и шкала глубины резкости. Но многие современные объективы не имеют шкалы расстояний, и у большинства нет полезных шкал глубины резкости. Ниже описаны способы фокусировки с помощью этих линз.

Здесь важно отметить, что вы не должны изменять фокус после того, как линза была сфокусирована на гиперфокальном расстоянии. Если вы посмотрите в видоискатель зеркальной камеры, вы увидите, что ближние объекты не резкие, когда линзы сфокусированы на гиперфокальном расстоянии.Причина в том, что диафрагма объектива широко открыта. Глубина резкости, которую вы видите в видоискателе, отличается от глубины резкости, создаваемой объективом, когда он останавливается, чтобы сделать снимок. Вы можете увидеть, какая глубина резкости будет создаваться объективом, если ваша камера имеет предварительный просмотр глубины резкости.

Новички обычно настраивают фокус, чтобы сфокусироваться на близких объектах, когда они смотрят в видоискатель. Будьте уверены, что объекты от половины гиперфокального расстояния до бесконечности будут достаточно резкими на фотографиях, и избегайте соблазна изменить фокус.

Три метода фокусировки на гиперфокальном расстоянии описаны ниже:

  • Когда объектив имеет шкалу расстояния и шкалу глубины резкости

    Hyperfocal scale on a lens

    На этом рисунке показана шкала глубины резкости объектива. Для каждого числа f с каждой стороны указателя фокуса имеются цветные индексы.

    Сфокусировать объектив на гиперфокальном расстоянии для определенного числа f очень просто: установите индекс числа f на одной стороне шкалы глубины резкости под символом бесконечности на шкале расстояний.Объектив будет сфокусирован на гиперфокальном расстоянии для соответствующего числа f. Глубина резкости будет варьироваться от половины гиперфокального расстояния (которое можно определить по шкале расстояний в указателе фокусировки) до бесконечности.

    Объектив на картинке выше сфокусирован на гиперфокальном расстоянии для f / 16. Индекс голубого цвета для f / 16 слева от индекса фокуса помещается под символом бесконечности на шкале расстояний. Указатель голубого цвета для f / 16 справа от указателя фокусировки расположен примерно на расстоянии 9 футов по шкале расстояний.Индекс фокусировки составляет около 18 футов. Так, для этого примера гиперфокальное расстояние составляет около 18 футов, а глубина резкости составляет от 9 футов до бесконечности, когда объектив установлен на f / 16.

    На рисунке ниже показано, как сфокусировать объектив на гиперфокальном расстоянии для f / 8 и f / 16.

    animated depth of field scale
  • Когда объектив имеет шкалу расстояний, но не имеет шкалы глубины резкости

    Hyperfocal scale on a lens

    На этом рисунке показана шкала расстояний зум-объектива 28-80 мм для 35-мм камеры.Объектив установлен на фокусное расстояние 28 мм.

    Выполните следующие действия, чтобы сфокусироваться на гиперфокальном расстоянии с линзами, подобными линзе на картинке:

    • Рассчитайте гиперфокальное расстояние для фокусного расстояния и диафрагмы объектива. На рисунке ниже показано, как использовать DOFMaster для расчета гиперфокального расстояния для объектива 28 мм при f / 5,6, используя 0,025 мм для круга нерезкости. Обратите внимание, что шкалы в DOFMaster работают так же, как шкалы на линзе, описанной выше.Индекс для f / 5,6 справа от индекса фокуса помещается под символом бесконечности. Гиперфокальное расстояние (18 футов) считывается по шкале расстояний на указателе фокусировки. Ближайший предел приемлемой резкости (9 футов) считывается по шкале расстояний по индексу f / 5,6 справа от индекса фокуса.

      DOFMaster depth of field scale for a 28mm lens

    • Сфокусируйте объектив на гиперфокальном расстоянии, как показано на рисунке. Для объектива 28 мм при f / 5,6 гиперфокальное расстояние составляет около 18 футов.Глубина резкости будет составлять от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

    Шкала расстояний на линзах редко показывает точное гиперфокальное расстояние, на котором необходимо сфокусироваться. Например, шкала, показанная выше, показывает только 4 фута, 5 футов, 7 футов, 10 футов, 20 футов и бесконечность. Вы должны оценить, где находится гиперфокальное расстояние на шкале. См. «Теорию шкал глубины резкости» для описания того, как расстояния отмечены на шкале. Лучше сфокусироваться немного за пределами гиперфокального расстояния, если вы не уверены, где находится гиперфокальное расстояние на шкале расстояний; см. «Оценка гиперфокального расстояния в поле» ниже для объяснения того, почему это так.

  • Когда на объективе нет шкалы расстояний

    Многие объективы не имеют шкалы расстояний. Вот как сфокусировать эти линзы на гиперфокальном расстоянии:

    • Рассчитайте гиперфокальное расстояние для фокусного расстояния и диафрагмы объектива. На рисунке ниже показано, как использовать DOFMaster для расчета гиперфокального расстояния для объектива 50 мм при f / 16, используя 0,025 мм для круга нерезкости. Гиперфокальное расстояние для этого примера составляет около 21 фута.

      DOFMaster depth of field scale for a 50mm lens

    • Сфокусируйте объектив на объект (землю, ветку дерева, вашего десятилетнего ребенка, который не бежал, когда вы взяли камеру, и т. Д.) На гиперфокальном расстоянии. Сфокусируйтесь немного за пределы гиперфокального расстояния, если не уверены в своих оценочных способностях. Сделайте остановку на одну ступень ниже (например, оцените гиперфокальное расстояние для f / 16 и установите объектив на f / 22), чтобы дать себе небольшую свободу действий. См. «Оценка гиперфокального расстояния в полевых условиях» ниже для более подробной информации.

Измерение гиперфокального расстояния в полевых условиях

Вам не нужно измерять гиперфокальное расстояние, если у вашего объектива есть шкала расстояний. Как описано выше, вы можете просто установить индекс фокусировки объектива напротив расстояния на шкале. С другими объективами вам придется измерять гиперфокальное расстояние, чтобы вы знали, где сфокусироваться. Вы также можете просто оценить расстояние, как описано в следующем разделе этой статьи.

Использование рулетки — единственный точный способ измерения гиперфокального расстояния от положения камеры.Поскольку у вас обычно не бывает рулетки в полевых условиях, вы, вероятно, не сможете точно измерить точное гиперфокальное расстояние. К тому же гиперфокальное расстояние, вычисленное по формулам, является разумной оценкой для реальных фотообъективов. Уравнение гиперфокального расстояния выводится из уравнения «тонкой линзы», которое предполагает одноэлементную линзу без толщины. Это не относится к любому настоящему фотообъективу.

Вам не нужно фокусировать объектив точно на гиперфокальном расстоянии.Сфокусируйте объектив как можно лучше и сфокусируйте его немного за пределами гиперфокального расстояния, если вы не уверены в своих оценочных способностях. Скажем, например, сфокусируйтесь на расстоянии примерно 15 футов, когда гиперфокальное расстояние составляет 12,2 фута. Затем сделайте остановку на одну ступень ниже (например, от f / 11 до f / 16), чтобы получить немного больше глубины резкости. См. «Оценка гиперфокального расстояния в полевых условиях» ниже для более подробной информации.

Вот два способа измерения от положения камеры до гиперфокального расстояния в поле:

  • Наведите карманный дальномер на объект на гиперфокальном расстоянии.Затем сфокусируйте туда свой объектив.

    Существуют лазерные дальномеры

    , но их обычно слишком дорого покупать только для фотографических работ. Кроме того, большинство лазерных дальномеров не измеряют расстояния, которые обычно используются для фокусировки на гиперфокальном расстоянии.

    С 1930-х по 1960-е годы многие поставщики производили карманные дальномеры, которые можно было использовать для измерения расстояний. Хотя эти дальномеры сегодня не производятся, их можно купить на eBay за 15-20 долларов США. Карманный дальномер Хьюго Мейера изображен ниже.Найдите на eBay «карманный дальномер», «карманный дальномер» и «сервисный дальномер Kodak», чтобы найти эти устройства.

    Pocket rangefinder


  • Используйте этот простой дальномер для измерения гиперфокального расстояния. Это просто треугольный кусок картона, который вы калибруете по глазам, отмечая на нем расстояния. Использование этого устройства, вероятно, немного лучше, чем просто оценка расстояния.



Оценка гиперфокального расстояния в поле

Вы можете просто оценить измерение гиперфокального расстояния, если у вашего объектива нет шкалы расстояний и у вас нет средств для ее измерения.К счастью, гиперфокальное расстояние близко к положению камеры для обычных и широкоугольных объективов. Итак, вы сможете оценить расстояние с достаточной точностью.

Используя свои знания о длине многих вещей, вы можете сделать некоторые приличные оценки расстояния в поле. Например, я могу оценить расстояния примерно 25 и 40 футов с некоторой точностью, потому что я знаком с шириной и длиной моего дома. Моя машина около 12 футов в длину, поэтому я использую эти знания (например,g., «это примерно на расстоянии машины»), чтобы оценить расстояние фокусировки.

Используйте наиболее точную оценку гиперфокального расстояния от положения камеры и сфокусируйте туда свой объектив. Затем примените эти правила, чтобы дать себе некоторую свободу действий:

  • Все, от половины расстояния фокусировки до бесконечности, будет находиться в глубине резкости, когда объектив сфокусирован на за пределами гиперфокального расстояния .

  • При оценке точки фокусировки лучше сфокусироваться за пределами гиперфокального расстояния, чем фокусироваться перед ним.

  • Остановитесь на одну ступень ниже диафрагмы, которую вы использовали для расчета гиперфокального расстояния.

Давайте посмотрим, как эти правила применяются к фокусировке объектива для фотографий с гиперфокальным расстоянием.

Все, от как минимум половины расстояния фокусировки до бесконечности, будет находиться в глубине резкости, когда объектив сфокусирован за пределами гиперфокального расстояния. Фактический ближний предел приемлемой резкости будет меньше 1/2 расстояния фокусировки.Скажем, например, гиперфокальное расстояние составляет 12,3 фута для f / 8, а шкала расстояний вашего объектива показывает 7 и 15 футов. Сфокусируйте объектив на расстоянии 15 футов. Все от 7,5 футов до бесконечности будет в глубине резкости. Обратите внимание, что в этом примере вы отказались от глубины резкости не более 1,4 фута (15/2 — 12,3 / 2 = 1,4). Остановитесь на одну ступень до f / 11, чтобы включить дополнительные 1,4 фута в глубину резкости.

При оценке точки фокусировки лучше сфокусироваться за пределами гиперфокального расстояния, чем фокусироваться перед ним. Далекие объекты не будут резкими, если вы сфокусируетесь на гиперфокальном расстоянии. Допустим, у вас есть 35-мм камера с объективом 50 мм, установленным на f / 8. Гиперфокальное расстояние для этого примера составляет 12,2 фута. Все от 7,5 футов до бесконечности будет резким, когда точка фокусировки находится на расстоянии 15 футов. Глубина резкости колеблется от 5,5 футов до 50 футов, когда точка фокусировки находится на расстоянии 10 футов; объекты за пределами 50 футов не будут резкими.

Остановитесь на одну ступень ниже диафрагмы, которую вы использовали для расчета гиперфокального расстояния. Например, сфокусируйтесь на гиперфокальном расстоянии для f / 11 и установите диафрагму объектива на f / 16. Остановка приближает расстояние приемлемой резкости к положению камеры. Остановка обычно дает дополнительную глубину резкости, чтобы учесть любые ошибки фокусировки или оценки.


Использование гиперфокального расстояния в поле — пример

Вот как я установил точку фокусировки для этой фотографии озера Макдональдс:

Photograph of Lake McDonald, Glacier National Park

Озеро Макдональд, Национальный парк Глейшер
Авторские права 2002 Дон Флеминг

У меня не было шкалы глубины резкости или таблицы гиперфокального расстояния для объектива Canon G2 (увеличено до 8 мм).Однако я знал, что при f / 8 гиперфокальное расстояние составляет менее 10 футов. Итак, я установил фокус на 10 футов. Сфокусировавшись за пределами гиперфокального расстояния, я понял две вещи. Во-первых, глубина резкости увеличилась бы до бесконечности. Во-вторых, все, что находится за пределами 1/2 расстояния фокусировки (в данном случае — все, что превышает 5 футов), будет резким.

Согласно шкале глубины резкости для объектива G2, фактическая глубина резкости составляет от 3 футов до бесконечности для 8-миллиметрового объектива, установленного на f / 8 и сфокусированного на 10 футов.Гиперфокальное расстояние составляет 4,5 фута. Если бы я сфокусировался точно на гиперфокальном расстоянии, глубина резкости колебалась бы от 2,25 фута до бесконечности. Итак, на практике я потерял около 9 дюймов резкости переднего плана, сфокусировавшись на 10 футах. Этих 9 дюймов даже нет на фотографии.


Заключение

Помните, что гиперфокальное расстояние — это всего лишь разумная оценка для реальных фотографических объективов. Сфокусируйтесь немного за пределы гиперфокального расстояния, и вы будете знать, что все, от 1/2 фокусного расстояния до бесконечности, будет приемлемо резким на фотографии.

Ответы на вопросы, поставленные во введении:

Как рассчитать гиперфокальное расстояние или где найти таблицу или диаграмму гиперфокальных расстояний для моих линз? Рассчитайте его с помощью уравнения гиперфокального расстояния, используйте калькуляторы DOFMaster (ссылки слева), воспользуйтесь одним из многих калькуляторов в Интернете или загрузите диаграмму или таблицу из Интернета.

Какие объективы и диафрагмы лучше всего использовать? Нормальный и широкоугольный объективы (объективы 50 мм или короче для формата 35 мм) и относительно большие числа f (маленькие диафрагмы) дают гиперфокальное расстояние, близкое к камере.

Как сфокусироваться на гиперфокальном расстоянии? Попробуйте один из этих методов.

Как мне сфокусироваться на гиперфокальном расстоянии, если у моего объектива нет шкалы глубины резкости или шкалы расстояний? Попробуйте этот метод.

Должен ли я точно фокусироваться на гиперфокальном расстоянии? Нет. Сделайте наилучшую оценку гиперфокального расстояния от положения камеры. Сфокусируйтесь немного за пределами гиперфокального расстояния, и все, от 1/2 фокусного расстояния до бесконечности, будет приемлемо резким на фотографии.Остановитесь на одну остановку, чтобы дать себе немного свободы.

© 2002 Дон Флеминг. Все права защищены.

Политика конфиденциальности

.

Как использовать гиперфокальное расстояние для получения более четких изображений

Один из способов сделать ваши фотографии максимально резкими — это использовать расчет гиперфокального расстояния.
Это может показаться довольно техническим, и это так. Но в этой статье мы расскажем вам о каждом этапе использования гиперфокального расстояния для получения более четких изображений.
Как только вы поймете, как это работает, ваши фотографии всегда будут в фокусе.

A stunning landscape shot at sunset © Кевин Ландвер-Йохан A stunning landscape shot at sunset A stunning landscape shot at sunset

Что такое гиперфокальное расстояние?

Гиперфокальное расстояние — это минимальное расстояние фокусировки, при котором элементы в вашей композиции, находящиеся на «бесконечности», являются приемлемо резкими.Бесконечность — это максимальное расстояние, на которое может сфокусироваться ваш объектив.
Если вы хотите сфокусироваться на элементе на переднем плане и держать фон в фокусе, вам нужно знать, как рассчитать гиперфокальное расстояние. Оно разное для каждого фокусного расстояния объектива.
Вы можете спросить: «Разве не остановка моего объектива до самой узкой диафрагмы сделает все в фокусе?» Не обязательно. Узкая диафрагма даст вам большую глубину резкости. Но это не всегда дает приемлемо резкое изображение на заднем плане.
В физике фокусирующей линзовой оптики играют роль и другие переменные.

Aerial shot of Rice Farming in Thailand shot using hyperfocal distance photography © Кевин Ландвер-Йохан

В поисках сладкого пятна — расчет гиперфокального расстояния

Фокусировка на объекте ближе к камере даст вам меньшую глубину резкости при любой настройке диафрагмы. Фокусировка на объекте, который находится дальше от вашей камеры, даст вам большую глубину резкости.
Мы ищем идеальное место для любой настройки диафрагмы.
Когда ваш объектив установлен на гиперфокальное расстояние, вы добьетесь максимальной глубины резкости на фотографии.Расчет расстояния основан на трех основных переменных:

  1. Фокусное расстояние вашего объектива;
  2. Ваша камера
.

Объяснение гиперфокального расстояния и глубины резкости для пейзажной фотографии

Посмотрите видео: объяснение гиперфокального расстояния и глубины резкости

Большинство фотографов любят пейзажную фотографию, так как это дает вам возможность выйти на сельскую местность с камерой, но часто бывает трудно получить живописные снимки, которые настолько острый, насколько вы хотите. Это не просто вопрос установки небольшой диафрагмы и использования штатива, вам необходимо полностью контролировать глубину резкости.

• Больше советов по фотографии : как фотографировать что угодно

Пейзажная фотография советы и приемы

Глубина резкости — это диапазон резкости перед и позади вас основной предмет. При малой глубине резкости фон быстро теряет фокус. Это отлично подходит для портретной съемки, например, когда вы хотите сконцентрировать внимание на объекте. Однако в пейзажной фотографии вся сцена — это ваш объект, и вам нужна как можно большая глубина резкости, чтобы сделать все на снимке резким, от цветов и камней у ваших ног до далекой линии деревьев на горизонте.

На глубину резкости влияет ряд факторов. Фокусное расстояние или настройка увеличения вашего объектива равна единице. Широкоугольный режим даст большую глубину резкости, а телефото — меньшую. Апертура объектива тоже имеет значение. Широкая апертура объектива обеспечивает малую глубину резкости, а маленькая — большую глубину резкости.

Многое зависит от того, на чем вы сосредоточены. Если ваш объект находится вплотную к камере, глубина резкости будет довольно мелкой, но если она находится дальше, глубина резкости увеличивается.Как и многие теории фотографии, все это приобретает больше смысла, когда вы на самом деле пробуете это и видите результаты на своих фотографиях.

И есть способ значительно упростить глубину резкости при съемке пейзажей. Это называется «гиперфокальным расстоянием», и оно подробно объясняется в конце этого руководства.

1. Эффекты масштабирования

Если мы снимаем эту сцену с помощью стандартного объектива нашего Nikon D3100 с самым широким фокусным расстоянием, проблема с глубиной резкости не возникает вообще — все резкое.Но если мы увеличим масштаб до максимального фокусного расстояния объектива 55 мм, то теперь мы можем увидеть, что только наш объект является резким, а фон и передний план размыты.

2. Переключитесь на приоритет диафрагмы

Нам нравится эта композиция, и использование большего фокусного расстояния — единственный способ ее получить, поэтому, если нам нужна большая глубина резкости, нам понадобится меньшая диафрагма объектива. Если вы снимаете в режиме P (программный), камера автоматически выбирает диафрагму объектива и выдержку, поэтому вам нужно вместо этого переключиться в режим A (приоритет диафрагмы).

3. Измените диафрагму объектива

Теперь поверните главный диск управления, чтобы выбрать настройку диафрагмы. Это отображается либо на ЖК-дисплее состояния вверху, либо на главном ЖК-дисплее на задней панели камеры. Здесь мы установили диафрагму на f / 16. Вы можете установить его меньше, но качество изображения начинает падать из-за «дифракционных эффектов».

4. Увидеть разницу

При f / 5.6 самый широкий доступный при этой настройке зума, как фон, так и растения на переднем плане не в фокусе, но при f / 16 выходит гораздо больше сцены. резкий.Тем не менее, мы можем еще больше увеличить глубину резкости, отрегулировав фокусировку…

5. Максимизировать глубину

Уловка состоит в том, чтобы не фокусироваться ни на переднем, ни на заднем плане. Если вы сфокусируетесь на переднем плане, фон станет не в фокусе, а если вы сфокусируетесь на деталях на заднем плане, передний план будет размытым. Чтобы оба получились резкими, вам нужно сфокусироваться между ними.

6. Выберите точку фокусировки

Это можно сделать двумя способами.Один из них — оставить камеру в режиме автофокусировки, но установить точку фокусировки вручную. Возможно, вам будет проще переключиться в режим Live View и использовать мультиселектор, чтобы разместить точку фокусировки там, где вы хотите — она ​​должна быть примерно на одной трети от кадра.

7. Проверьте цифры

Или вы можете переключиться на ручную фокусировку и использовать такое приложение, как Field Tools, для определения гиперфокального расстояния. Это помещает удаленные объекты на дальний предел глубины резкости и, таким образом, максимизирует глубину резкости.Наше приложение сообщает, что при фокусном расстоянии 55 мм и диафрагме f / 16 нам нужно сфокусироваться на 9,5 м…

08 Установите объектив

Для этого вам понадобится объектив со шкалой расстояний. Не у всех объективов он есть (например, у объектива Nikon 18-55 мм его нет), но у многих других есть. Делайте выводы, если отметки далеко друг от друга — расчеты глубины резкости звучат как точная наука, но резкость падает медленно, поэтому вам не нужно быть сверхточным.

Таблицы гиперфокальных расстояний

Чтобы использовать эти таблицы, найдите диафрагму и фокусное расстояние, которые вы используете для вашего типа камеры — у нас есть одна для полнокадровых датчиков 35 мм, а другая для датчиков кадрирования APS-C.Это подскажет вам расстояние, на котором нужно сфокусироваться (гиперфокальное расстояние), чтобы получить как большую часть переднего плана в фокусе, так и горизонт (бесконечность). Полученный диапазон глубины резкости указан в скобках.

Сохраните распечатку таблиц в сумке или скопируйте их на свой телефон.

35-миллиметровые полнокадровые камеры

Таблица гиперфокальных расстояний для полнокадровых камер

Камеры с датчиком кадрирования APS-C

Таблица гиперфокальных расстояний для камер APS-C

Другие видеоролики:

147 методы фотосъемки, советы и приемы для съемки чего угодно
Как использовать градуированный фильтр ND для потрясающей пейзажной фотографии
Фотография Северного сияния: советы и приемы для получения потрясающих изображений
Фотография заката: советы и настройки для идеального картинки

.

Как рассчитать гиперфокальное расстояние: шпаргалка по бесплатной фотографии

Что такое гиперфокальное расстояние? До появления фотоаппаратов с автофокусировкой использование «гиперфокального расстояния» было популярной техникой фокусировки, которую использовали фотографы — и это по-прежнему один из действительно изящных приемов камеры, когда ваша камера изо всех сил пытается выполнить автофокусировку в сложных условиях освещения.

Гиперфокальное расстояние — это, по сути, расстояние, на которое вы можете сфокусироваться при любой заданной диафрагме, где результирующая глубина резкости сохранит резкость в сцене от как можно дальше бесконечности до ближайшей возможной точки.

Глубина резкости значительно увеличивается при сочетании меньших значений диафрагмы с более широкими настройками масштабирования, поэтому использование метода гиперфокального расстояния особенно полезно для пейзажной фотографии, особенно когда вы используете объектив со встроенной шкалой расстояний.

What is hyperfocal distance?

Широкоугольные объективы и более узкая диафрагма обеспечивают большую глубину резкости. Например, используя зум-объектив 18-55 мм, вы получите гораздо большую глубину резкости на 18 мм с диафрагмой f / 22, чем на 55 мм с диафрагмой f / 5.6.

С широкоугольным зумом и узкой диафрагмой гиперфокальное расстояние будет намного меньше. В этом случае это будет 77 см вместо 28,2 м (см. Таблицу). «Кроп-фактор» датчиков APS-C является еще одним фактором при расчете гиперфокального расстояния — цифры, приведенные здесь, учитывают это.

При установке гиперфокального расстояния для любой комбинации фокусного расстояния и диафрагмы, которую вы используете, глубина резкости будет увеличиваться примерно от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Предположим, вы снимаете с фокусным расстоянием 24 мм и диафрагмой f / 11. Гиперфокальное расстояние составляет 2,7 м, поэтому все, от объектов переднего плана на расстоянии 1,35 м до далекого горизонта, должно выглядеть приемлемо резким.

У элитных объективов шкала фокусного расстояния обычно напечатана снаружи на оправе объектива или отображается под окном просмотра.

Это упрощает жизнь, так как вы можете просто переключиться на ручную фокусировку (MF) и при необходимости повернуть кольцо фокусировки.Однако многие относительно недорогие линзы не имеют шкалы расстояний, поэтому установка гиперфокального расстояния является более сложной задачей.

Отличным решением является использование цифрового измерительного прибора. Дешевые ультразвуковые модели, как правило, не обладают точностью и плохо работают на открытом воздухе, но лазерные измерительные устройства, такие как цифровой лазерный дальномер Bosch PLR 25, работают очень хорошо.

Он имеет диапазон от 5 см до 25 м с точностью до 2 мм и стоит около 65 фунтов стерлингов. Он также включает в себя лазерный прицел для точного наведения на объект, который вы хотите использовать для измерения расстояния.

Естественно, гиперфокальное расстояние может сильно измениться, если вы измените настройку диафрагмы или зума, поэтому снимайте в режиме Av, чтобы поддерживать постоянную настройку диафрагмы, и не меняйте настройку фокусного расстояния после установки камеры.

После установки гиперфокального расстояния вы можете снимать любое количество различных сцен, используя одни и те же настройки. Если вы много перемещаетесь, стоит наклеить пару полос изоленты, чтобы зафиксировать кольцо масштабирования и кольцо фокусировки на месте.

Тем не менее, просматривайте свои фотографии в увеличенном виде на ЖК-дисплее камеры, чтобы проверить резкость всей сцены на последовательных снимках.

.

Станьте первым комментатором

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *