Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Объектив токина – Каталог объективов Tokina, тесты и профессиональные обзоры объективов Токина, отзывы и технические характеристики

Обзор Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II Aspherical

За возможность обзора объектива Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II Aspherical для Nikon огромная благодарность Артему Салеху, который прислал мне объектив для обзора с другой области.

Обзор Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II Aspherical

Объектив Tokina AT-X PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II и его младший брат Tokina AT-X PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX — это уникальные широкоугольники для APS-C камер. Почему уникальные? Да потому что ни у Nikon, ни у Canon нет подобного сверхширокоугольника для APS-C камер с такой светосилой.

Основные технические характеристики Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II Aspherical N/AIS:

Название экземпляра из обзора (как написано на самом объективе) Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II Aspherical N/AIS
Основные свойства
  • объектив разработан для кропнутых камер Nikon DX
  • встроенный микро-мотор фокусировки
  • в оптической схеме используются низкодисперсионные элементы Tokina SD (Super Low Dispersion)
  • Aspherical — в оптической схеме используются асферические элементы
  • специальное просветление линз Tokina MC (Multi-Coating)
  • объектив относится к профессиональной линейке Tokina AT-X Pro (Advanced Technology — EXtra PROfessional)
  • переключатель режима фокусировки в одно касание (One-touch focus clutch)
  • внутренняя фокусировка
  • фактически внутренний трансфокатор
  • отсутствие кольца управления диафрагмой, аналог Nikon G
  • Максимальное относительное отверстие 1:2.8 по всему диапазону фокусных расстояний
Диаметр переднего фильтра 77 мм
Фокусное расстояние 11-16 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 16.5-24 мм
Кратность зума 1.45 Х
Разработан для цифровых камер Nikon с сенсором APS-C
Количество лепестков диафрагмы 9 скругленных лепестков
Метки окошко с дистанцией фокусировки в метрах и футах, значения фокусного расстояния для 11, 12, 13, 14, 15, 16 мм, метка байонетного крепления. Метка крепления бленды
Диафрагма от F/2.8 по всему диапазону фокусных расстояний до F/22
МДФ (минимальная дистанция фокусировки) 0.3 м, максимальный коэффициент увеличения достигается на 16 мм и составляет 1:11.6
Вес 550 г
Оптическая схема 13 элементов в 11 группах. Схема включает 2 низкодисперсионных элемента (на оптической схеме показан синим цветом), а также 2 асферических элемента (на оптической схеме показаны розовым цветом). Наличие таких элементов обозначается на корпусе аббревиатурой ‘SD’ (Super Low Dispersion) и Aspherical.

Изображение оптической схемы кликабельно. Оптическая схема аналогична объективу Tokina 116 AT-X PRO SD 11-16mm F2.8 DX (первая версия, для камер Nikon без встроенного мотора фокусировки). Также, эта же оптческая схема используется в объективе Tokina Cinema 11-16mm T3.0.

Бленда BH-77B
Страна изготовитель JAPAN
Период Выпускается с сентября 2008. Оригинальная безмоторная версия Tokina 116 AT-X PRO SD 11-16mm F2.8 DX была представлена в 2007. В дальнейшем вышла замена/дополнение в лице Tokina AT-X PRO SD 11-20mm F2.8 (IF) DX.
Цена

Сохранить

Tokina AT-X PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II — это широкоугольный (сверхширокоугольный) зум объектив, который отлично подойдет всем любителям поместить в кадре побольше пространства. Tokina AT-X 116 DX II очень хорошо изготовлен, в руках сразу чувствуется приятный японский объектив. Tokina AT-X 116 DX II весит около 560 грамм. Оптическая схема состоит из 13 элементов в 11 группах, 2 элемента являются асферическими и 2 элемента изготовлены из низкодисперсионного стекла (Super-Low Dispersion — буквы SD в названии объектива). Объектив Tokina AT-X 116 DX II для камер Nikon автоматически является AF-S, G и DX совместимым.

Оптическая схема объектива Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II

У объектива имеется встроенный мотор фокусировки, поэтому Tokina AT-X 116 DX II будет автоматически фокусироваться со всеми ЦЗ камерами Nikon. При фокусировке мотор изрядно шумит, но зато автоматическая фокусировка у объектива достаточно быстрая. При фокусировке передняя линза не двигается, так как у объектива имеется внутренняя система фокусировки (в названии обозначается ‘IF’). У Tokina AT-X 116 DX II очень удобное кольцо переключения режима работы системы фокусировки (называется One-touch Focus Clutch Mechanism — механизм переключения фокусировки в одно касание).

Tokina 11-16mm DX II — вид сзади

Чтобы установить ручной метод фокусировки ‘MF’, достаточно потянуть на себя за кольцо фокусировки. Для того, чтобы включить автоматическую фокусировку ‘AF’, достаточно потянуть кольцо фокусировки от себя. В ручном режиме фокусировки кольцо фокусировки вращается на 90 градусов. Кольцо фокусировки прорезинено, управляться с ручной фокусировкой на широкоугольном объективе проще простого. В режиме фокусировки ‘AF’ кольцо фокусировки свободно вращается и не влияет на саму фокусировку. На объективе имеется шкала дистанции фокусировки в метрах и футах. По шкале фокусировки бесконечность ‘начинается’ всего с 1.2м. Минимальная дистанция фокусировки составляет

30 сантиметров, про макро на широкоугольный объектив можно забыть. Tokina AT-X 116 DX I дает приблизительно максимальное увеличение только 1:12. Хотелось, чтобы объектив имел еще меньшую МДФ.

Так выглядит объектив с блендой

При зумировании передняя линза

не остается неподвижной, а выполняет легкие поступательные движения назад-вперед. Если говорить грубо, то при одетом светофильтре и\или с одетой блендой объектив не меняет своих физических размеров. Кольцо зумирования тоже прорезинено.

Диафрагма имеет 9 скругленных лепестков. Мне было очень сложно добиться эффекта лучей звезды с этим объективом.

А вот шкалы глубины резкости у объектива нет. При фокусировке объектив часто замирает в крайнем положении, нужно несколько раз нажать на кнопку фокусировки, чтобы объектив ‘пришел в себя’. Объектив использует ‘профессиональный’ диаметр на 77мм для переднего светофильтра.

Разница между версиями объектива DX и DX II

  • DX II имеет встроенный мотор фокусировки
  • У DX II улучшено просветление, DX II уже идет с такой иконкой
  • У DX II другая раскраска индикаторов на объективе
  • По описанию, DX II имеет чуть улучшенное качество производства, но я в это не особо верю
  • Вес объективов отличается на несколько грамм
  • У DX II больше контактов микропроцессора

Так отличаются версии DX и DX II

Для Canon в новой версии DX II изменено только просветление и цвет буковок на объективе. При использовании на камерах Nikon DX ЭФР объектива будет составлять 16,5-24мм, а для Canon APS-C ЭФР будет составлять 17,6-25,6мм.

Владельцам фотоаппаратов Canon, которые попали ко мне Радоживу, где описана вторая версия Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 для фотоаппаратов Nikon, будет интересно прочитать обзор и тест Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 первой версии для системы Canon на сайте vlador.com.

Объектив идет в комплекте с блендой BH-77B. Бленду можно одеть задом-наперед, при этом теряется доступ к кольцу фокусировки.

Примеры фотографий

Все фото сделаны с использованием защитного фильтра Marumi DHG Super UV 77mm Made in Japan, фото без обработки. Объектив имеет очень хорошо исправленную дисторсию на 16мм и слегка заметную дисторсию на 11мм. Для такого экстремального широкого угла показатели дисторсии очень хорошие. Виньетирование на камерах Nikon DX не представляет никаких проблем. Объектив нормально переносит контровой и боковой свет, но может ловить зайцев. Объектив очень резкий, по углам резкость немного хуже. В общем, качество изображения на высоте.

Дополнительная интересная и полезная информация (правда, все на английском):

  1. Ken Rocwell хорошо отзывается про этот объектив
  2. Информация на официальном сайте
  3. Графики, таблицы MTF, но только для первой модели на Photozone.de
  4. Видео — занудное сравнение объектива с флагманом Nikon 14-24mm на полном кадре
  5. Kai Wong всегда может повеселить

Пример на полноформатную камеру с одетой блендой и фильтром

Объектив может неплохо работать и на полнокадровых камерах, если его использовать только на 16мм фокусного расстояния. Я использовал Tokina AT-X 116 DX II на полноформатной камере Nikon D700, при этом:

  1. В диапазоне 11-15 видно сильное затемнение краев изображения, как показано на фото выше.
  2. На 16мм и минимальной дистанции фокусировки виньетирование ощутимо и усиливается при закрытии диафрагмы
  3. На 16мм и фокусировке на бесконечность присутствует слабое виньетирование на F/2.8, при закрытии диафрагмы виньетироване пропадает напрочь

Меня очень порадовала возможность снимать этим объективом на полном кадре. Правда виньетирование усиливается при использовании светофильтров и бленды.

Пример на полноформатную камеру. Слева и справа сильные источники контрового света. Видны блики-зайчики.

Личные впечатления

Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2.8 (IF) DX II  — отличный объектив. Родными альтернативами для камер Nikon DX могут выступать Nikon 12-24mm f/4 DX AF-S и Nikon 10-24/3.5-4.5 DX AF-S. В поисках хорошего ‘ширика’ советую посмотреть в сторону Tokina AT-X 124 PRO DX II 12-24mm f4 и Tokina AT-X 128 PRO DX 12-28mm f4.

Реальные цены на объектив Tokina AT-X 116 DX/DXII можно посмотреть здесь, либо в блоке цен ниже:

Все цены на Tokina 11-16

Пример фотографии на FX камеру. Углы подправлены в редакторе.

С помощью Tokina AT-X 116 DX II очень легко снимать с рук, так как широкоугольный объектив не требует коротких выдержек. Можно даже ночью снимать с рук на 11мм фокусного расстояния и диафрагме F/2.8. Работа с таким широкоугольным объективом открывает огромное поле для творчества — от игры с перспективой для мелких предметов, до супер пейзажей.

У объектива всего 1,45х кратный зум, фотографируя на Tokina AT-X 116 DX II практически не ощущаешь способность зумировать. Это наверно объектив с самой маленькой кратностью зума и это является одним из недостатков Tokina AT-X 116 DX II. С таким объективом всегда хочется снимать на 11 мм, а иногда и этого мало, потому я не советую переживать за малую кратность зума. Подобная кратность зума имеется и у более ‘темного’ аналога — Tamron Aspherical LD DI II SP AF 11-18mm 1:4.5-5.6 [IF] A13. Также у Tokina AT-X 116 DX II нет постоянного ручного контроля фокусировки, такого, как на объективах Nikon, которые имеют режим фокусировки ‘М\А’ (не путать с ‘M’-‘A’).

Альтернативы

Ниже показан список всех сверхширокоугольных объективов с поддержкой автоматической фокусировки для фотоаппаратов с сенсором APS-C (кроп Kf=1.5-1.6X), фокусное расстояние которых меньше или равняется 14 мм.

Tokina (под разные байонеты):

С умеренной светосилой:

  1. Tokina 124 AT-X PRO SD 12-24mm F4 (IF) DX Aspherical
  2. Promaster Digital AF 12-24 XR EDO F4 Aspherical, предыдущий объектив под брендом ‘ProMaster’
  3. Tokina 124 AT-X PRO SD 12-24mm F4 (IF) DX II Aspherical
  4. Tokina 128 AT-X Pro SD 12-28mm F4 (IF) DX Aspherical
  5. Tokina AT-X PRO SD 12-28 F4 (IF) DX V (версия для видеосъемки, только для Canon APS-C)

Светосильные:

  1. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL
  2. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX II ASPHERICAL
  3. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX V (версия для видеосъемки)
  4. Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF
  5. Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL
  6. Tokina AT-X PRO SD 14-20mm F2 (IF) DX

Fisheye:

  1. Tokina 107 Fisheye 10-17mm F3.5-4.5 DX AT-X (Fisheye)
  2. Tokina 107 Fisheye 10-17mm F3.5-4.5 DX NH AT-X (Fisheye)
  3. Tokina 107 Fisheye 10-17 F3.5-4.5 DX AT-X V NH (Fisheye, версия для видеосъемки, только для Canon APS-C)
Tamron (под разные байонеты):
  1. Tamron SP AF 10-24mm 1:3.5-4.5 Di II LD Aspherical [IF] B001
  2. Tamron 10-24mm F/3.5-4.5 Di ii VC HLD B023
  3. Tamron Aspherical LD DI II SP AF 11-18mm 1:4.5-5.6 [IF] A13
  4. Promaster Digital EDO AF Aspherical LD (IF) 11-18mm 1:4.5-5.6, предыдущий объектив под брендом ‘ProMaster’
Sigma (под разные байонеты):
  1. Sigma 8-16mm 1:4.5-5.6 DC HSM
  2. Sigma 10-20mm 1:3.5 DC EX HSM
  3. Sigma 10-20mm 1:4-5.6 DC HSM
  4. Sigma 4.5mm 1:2.8 EX DC HSM Circular Fisheye (Fisheye, для Sigma, Canon, Nikon с 2007, для Sony, Pentax с 2008)
  5. Sigma 10mm 1:2.8 DC HSM Fisheye (Fisheye)
Nikon DX (под байонет Nikon F):
  1. Nikon DX AF Fisheye Nikkor 10.5mm 1:2.8G ED (Fisheye)
  2. Nikon DX VR AF-P Nikkor 10-20mm 1:4.5-5.6G
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 10-24mm 1:3.5-4.5G ED SWM IF Aspherical
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4G ED SWM IF Aspherical
Canon EF-S/EF-M

EF-S (зеркальный APS-C)

  1. Canon Zoome Lens EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM
  2. Canon Zoom Lens EF-S 10-22mm 1:3.5-4.5 USM

EF-M (беззеркальный APS-C)

  1. Canon Zoom Lens EF-M 11-22mm 1:4-5.6 IS STM
Pentax DA (под байонет Pentax K):
  1. SMC Pentax-DA 1:2.8(22) 14mm ED [IF] (Pentax 14)
  2. SMC Pentax-DA FISH-EYE 1:3.5-4.5 10-17mm ED [IF] (Pentax 10-17) (FISHEYE, скорее всего оптически идентичен Tokina Model 107)
  3. HD Pentax-DA FISH-EYE 1:3.5-4.5 10-17mm (FISHEYE, скорее всего оптически схож с Tokina 107 NH)
  4. HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW
  5. SMC Pentax-DA 1:4 12-24mm ED AL [IF] (Pentax 12-24) (скорее всего оптически идентичен Tokina Model 124)
Sony/Minolta:

E-mount (E):

  1. Sony E 4/10-18 OSS

A-mount:

  1. Sony 4.5-5.6/11-18 DT (SAL1118) (скорее всего оптически идентичен Tamron Model A13)
  2. Konica Minolta AF DT Zoom 11-18mm 1:4.5(22)-5.6 D (скорее всего оптически идентичен Tamron Model A13)
Samsung и Schneider-Kreuznach (под байонет Pentax K):
  1. Samsung Zoom Lens Fisheye D-Xenon 10-17mm 1:3.5-4.5 AL (FISHEYE, скорее всего оптически идентичен Tokina Model 107) (байонет Pentax K)
  2. Samsung Zoom Lens D-Xenon 1:4 12-24mm ED AL (скорее всего оптически идентичен Tokina Model 124) (байонет Pentax K)
  3. Schneider-Kreuznach D-Xenogon 1:3.5-4.5 10-17mm ED AL (FISHEYE, скорее всего оптически идентичен Tokina Model 107) (байонет Pentax K)
  4. Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:4 12-24mm ED AL (скорее всего оптически идентичен Tokina Model 124) (байонет Pentax K)
Samsung NX
  1. Samsung Lens 1:3.5 10mm Fisheye
  2. Samsung Lens 1:4-5.6 12-24mm ED i-Function
Fujifilm X
  1. FUJINON ASPHERICAL LENS SUPER EBC XF 14mm 1:2.8 R
  2. FUJINON ASPHERICAL LENS Nano-GI XF 8-16mm 1:2.8 R LM WR
  3. FUJINON ASPHERICAL SUPER EBC XF 10-24mm 1:4 R OIS
Zeiss
  1. ZEISS Distagon Touit 2.8/12 T* (Sony E-mount, Fujifilm X-mount)
Leica CL/TL/T/TL
  1. Leica SUPER-VARIO-ELMAR-T 1:3.5-4.5/11-23 ASPH.
  2. Leica SUPER-VARIO-ELMAR-TL 1:3.5-4.5/11-23 ASPH.

Знаете еще подобные объективы? Или имеете опыт работы с каким-то из них? Тогда обязательно поделитесь своими мыслями в комментариях.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Выводы:

Если нужен хороший широкоугольный светосильный зум для камер Nikon DX — то для этих целей Tokina AT-X 116 DX II подходит как никто другой.

24 декабря 2014 объектив Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX II ASPHERICAL был обновлен до версии Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

radojuva.com

Обзор Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

За предоставленный объектив Tokina AT-X PRO DX 11-20mm f/2.8 огромная благодарность магазину Bomber, где можно найти студийный свет, светофильтры и любой объектив, в том числе и Tokina с официальной гарантией 12 месяцев.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL. Объектив показан на пленочной зеркальной камере Nikon EL2

Навигация по обзору:

  1. Навигация по обзору
  2. Вкратце
  3. История
  4. Основные технические характеристики
  5. Сборка
  6. Фокусировка
  7. Качество изображения
  8. Примеры фотографий
  9. Альтернативы
  10. Мой личный опыт работы с объективом
  11. Цены/где купить
  12. Итоги
  13. Комментарии пользователей
  14. Добавить свой отзыв или вопрос по объективу

В данном обзоре объектив Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL (согласно надписям на его корпусе) я буду называть сокращенно — Tokina AT-X PRO 11-20/2.8. В данном обзоре показана версия для камер Nikon DX.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Вкратце

Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 — замечательный широкоугольный/сверх широкоугольный объектив для камер с сенсором APS-C. Логическое обновление/продолжение более старой модели Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX II ASPHERICAL.

Вкратце все просто — это один из лучших подобных объективов.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

История

Компания Tokina знаменита своими успешными широкоугольными объективами для кропнутых камер. Линейка светосильных широкоугольных зум-объективов с постоянным относительным отверстием 1:2.8 для камер с сенсором APS-C появилась еще в 2007 году:

  1. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL (первая версия, белые буквы  в названии, для камер Nikon выпускалась без встроенного мотора фокусировки), представлен 16 ноября 2007
  2. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX II ASPHERICAL (вторая версия, золотые буквы в названии, для камер Nikon со встроенным мотором фокусировки), представлен 26 января 2012
  3. Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL, представлен 24 декабря 2014

Подобные светосильные зумы делает только Tokina. Не так давно появился еще более уникальный Tokina AT-X PRO SD 14-20mm F2 (IF).

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Основные технические характеристики Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL (версия N/AIS):

Название экземпляра из обзора На объективе указано: Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX (золотыми буквами), N/AIS (со стороны байонета), ASPHERICAL Japan Ø82 CE + серийный номер (белыми буквами). На коробке указано: Tokina AT-X PRO DX for DIGITAL 11~20mm F2.8 ASPHERICAL N/Digital to fit Nikon
Основные свойства
  • DX — объектив разработан для кропнутых камер с APS-C сенсором (аналог Nikon DX)
  • AT-X PRO — объектив относится к профессиональной линейке Tokina Advanced Technology EXtra PROfessional
  • N/AIS — данная версия разработана для ЦЗК Nikon
  • встроенный микро-мотор фокусировки, аналог Nikon AF-S/AF-I
  • IF (Internal Focus) — внутренняя фокусировка
  • Aspherical — в оптической схеме используются асферические элементы
  • SD — в оптической схеме используются низкодисперсионные элементы Super Low Dispersion
  • Advanced Multi-layer Coating — специальное мультиросветление оптики
  • FC (One-touch Focus Clutch) — переключатель режима фокусировки AF/MF в одно касание
  • 1:2.8 — светосильный объектив с фиксированной максимальной диафрагмой по всему диапазону фокусных
  • Резиновый уплотнитель со стороны байонета
  • объектив передает дистанцию фокусировки в камеру, аналог Nikon ‘D’
  • без кольца управления диафрагмой, аналог Nikon ‘G’
  • 2 года гарантии (для разных стран время гарантии варьируется)
  • фактически внутренний трансфокатор
  • Важно: объектив от стороннего производителя, что накладывает некоторые ограничение по его практическому использованию.
Диаметр переднего фильтра 82 мм, резьба светофильтра пластиковая
Фокусное расстояние 11-20 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 16.5-30 мм
Угол обзора по диагонали 104° для 11 мм, 72° для 20 мм
Кратность зума 1.82 X
Разработан для цифровых камер Nikon DX. Также, есть версия для камер APS-C Canon.
Количество лепестков диафрагмы 9, лепестки скруглены
Метки окошко с дистанцией фокусировки в метрах и футах, значения фокусного расстояния для 11, 14, 16, 18, 20 мм, метка байонетного крепления и крепления бленды
Диафрагма от F/2.8 до F/22 по всему диапазону фокусных расстояний
Объектив не имеет кольца управления диафрагмой (G — тип объектива).
МДФ (минимальная дистанция фокусировки) 0.28 м по всему диапазону фокусных расстояний, максимальный коэффициент увеличения достигается на 20 мм фокусного расстояния и составляет 1:8.62.
Вес 560 г
Оптическая схема 14 элементов в 12 группах. Схема включает 3 элемента из низкодисперсионного стекла Tokina Super Low Dispersion и 3 асферических элемента Tokina Aspherical (2 из которых — литая асферика, 1 — P-MO). Один элемент одновременно является асферическим и низкодисперсионным.

Изображение оптической схемы кликабельно.

Бленда Лепестковая BH-821, может быть установлена в  обратном направлении
Страна изготовитель Japan (Япония)
Период С 24 декабря 2014
3D-вид Посмотреть
Инструкция Посмотреть
Цена

Общее число специальных оптических элементов 5, а не 6 (3 AS + 3 SD). Tokina — первая компания, которая делает оптические элементы одновременно асферическими и изготовленными из низкодисперсионного стекла.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Сборка

На обзор мне предоставили абсолютно новый объектив.

Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 собран качественно. Кольцо фокусировки и трансфокатора (зума) прорезинены. Кольцо зума вращается немного туго, направление вращения совпадает с оригинальными объективами Nikon Nikkor. Корпус приятный на ощупь, объектив использует металлический байонет, скорее всего большая часть внутренних деталей и частей корпуса выполнены также из металла. Со стороны байонета есть резиновый уплотнитель крепления объектива, который улучшает защищенность объектива от пыли и грязи. Данного уплотнителя даже нет у оригинального Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4G ED SWM IF Aspherical. К сожалению, компания Tokina не дает точных данных о защищенности Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 (скорее всего какая-либо серьезная защита отсутствует).

У меня не было еще ни к одному объективу серии Tokina AT-X PRO никаких претензий по качеству сборки.

В комплекте с объективом идет передняя и задняя крышки, а также пластиковая бленда. Бленда байонетного типа, легко фиксируется в специальных пазах. Бленду можно установить в обратном направлении для транспортировки. В таком положении немного теряется доступ к кольцу фокусировки. Бленду нужно обязательно фиксировать в правильной позиции, чтобы не иметь проблем с виньетированием.

Во время изменения фокусного расстояния передняя линза двигается волнообразно, но не выходит дальше передней части оправы корпуса, и, следовательно — не увеличивает габаритные размеры объектива. Максимальное углубление линзы доступно на 16 мм фокусного расстояния. Передняя линза придвинута максимально близко к краю оправы корпуса на 11 мм фокусного расстояния. Можно сказать, что объектив обладает внутренним трансфокатором (не меняет свои размеры во время изменения фокусного расстояния).

Во время изменения фокусного расстояния задняя линза двигается, но эффект пылесоса минимален.

Диафрагма состоит из 9-ти лепестков и формирует достаточно круглое отверстие. К примеру, у того же Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4G ED SWM IF Aspherical лепестков диафрагмы всего лишь 7. С помощью Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 можно получать эффект 18-ти лучевой звезды на сильно прикрытых диафрагмах.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Фокусировка

Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 использует встроенный мотор фокусировки. К сожалению компания Tokina до сих пор (начало 2017 года) не может нормально внедрить ультразвуковые моторы фокусировки в свои объективы (внедрила только в снятый уже с производства Tokina VCM-S AT-X PRO SD 70-200 F4 (IF) FX).

Важно: данный объектив будет автоматически фокусироваться на всех цифровых зеркальных камер Nikon. Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 является аналогом объективов Nikon серии AF-S/AF-I, Nikon SWM.

Во время фокусировки присутствует достаточно большое количество шума. Этот шум будет сильно влиять на качество звука во время видеосъемки с использованием микрофона, встроенного в фотоаппарат. В отличии от других подобных объективов, которые используют продвинутые ультразвуковые моторы фокусировки (например, кольцевые SWM Nikon), мотор в объективе Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 больше похож на обычные жужжащие микро-моторчики Canon MM (например, как у Canon Lens EF 50mm 1:1.8 II)

Скорость автоматической фокусировки средняя (ближе к высокой). Скорость фокусировки практически не зависит от выбранного фокусного расстояния или от ориентации объектива.

У Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 есть особый токиновский переключатель режимов фокусировки FC (One-touch Focus Clutch — переключатель режима фокусировки в одно касание). Переключатель достаточно удобный. Для перехода между режимами фокусировки достаточно потянуть кольцо фокусировки в сторону байонета или передней линзы. Но я хочу отметить, что другие современные объективы имеют более привычные переключатели режимов фокусировки, которые позволяют использовать постоянный ручной контроль фокусировки, например Nikon M/A или Nikon A/M.

При использовании на фотоаппарате Nikon D90 (с простенькой системой фокусировки Multi-CAM 1000) объектив хорошо себе ведет, редко ошибается в фокусировке. С точностью и цепкостью фокусировки у меня не было никаких проблем. На камере Nikon D90 я проверил наличие бек и фронт фокуса на разных дистанциях фокусировки и разных значениях фокусного расстояния (бесконечность и МДФ в том числе). В качестве меры выступали снимки полученные с помощью режима Live View (который не страдает бек/фронт фокусом). Точность фокусировки с использованием центрального крестообразного фазового датчика полностью совпадала с режимом Live View.

Во время фокусировки передняя и задняя линзы остаются неподвижными, так как объектив использует внутреннюю фокусировку, что указанно на корпусе буквами ‘(IF)‘ — ‘Internal Focus’ — ‘Внутренняя Фокусировка’. Можно без проблем использовать любые светофильтры, например поляризационные или градиентные.

Во время автоматической фокусировки кольцо фокусировки свободно вращается и не влияет на процесс фокусировки. Во время автоматической фокусировки удобно поддерживать объектив именно за кольцо фокусировки. В ручном режиме фокусировки кольцо фокусировки вращается приблизительно на 45 градусов. При достижении крайних положений кольцо фокусировки упирается. Наводиться на резкость вручную достаточно удобно.

Объектив имеет окошко со шкалой расстояний с метками в метрах и футах. Шкала маленькая, на ней имеются метки только для 1.2, 0.7, 0.5, 0.4, 0.3, 0.28 м и метка ‘бесконечности’. Такая шкала сама по себе мало полезна и присутствует больше для галочки (обоснование этой мысли здесь).

Минимальная дистанция фокусировки составляет 28 см (расстояние от матрицы/фокальной плоскости фотоаппарата до объекта съемки). При такой МДФ максимальный коэффициент увеличения составляет 1:8.62.

Особенности:

  1. Во время тестов был замечен небольшой фокус-шифт (shift-focus). Во время диафрагмирования точный фокус уходит в сторону объектива. Заметно только на очень близких дистанциях фокусиовки.
  2. Эффект ‘Focus Breathing’ (изменения угла обзора во время фокусировки) практически полностью отсутствует.
  3. Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 — объектив от стороннего производителя. Может такое случиться, что он не будет корректно работать с некоторыми фотоаппаратами Nikon. Детали по этому вопросу рассмотрены мной здесь.
  4. Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 не имеет особых проблем фокусировки в режиме Live View (проверено на Nikon D90).
  5. Во время изменения фокусного расстояния наводка на резкость немного сбивается. При сдвиге с 20 до 11 мм дистанция фокусировки становится ближе.
  6. Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 передает значение дистанции фокусировки до объекта съемки в камеру и является объективом типа Nikon D.
  7. Объектив не имеет хард-стоп (hard infinity mechanical stop) который позволяет точно и быстро сфокусировать объектив на бесконечность при любых внешних температурных условиях.
  8. На 20 мм фокусного расстояния, во время фокусировки на МДФ, расстояние от передней линзы объектива до объекта съемки составляет примерно 10 см.
  9. Нет шкалы ГРИП и метки для работы в инфракрасном спектре.
  10. Неизвестна совместимость с телеконвертерами.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Качество изображения

Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 показал хорошее качество изображения. Объектив резкий в центре кадра уже на F/2.8, жаль углы и края немного проседают, но стоит прикрыть диафрагму до F/5.6 — и объектив выдает просто отличную резкость практически по всему полю кадра.

Очень приятно, что Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 лишена дисторсии на 20 мм фокусного расстояния, но, к сожалению на 11 мм небольшой уровень дисторсии все же присутствуют.

Самое сильное виньетирование заметно на 11 мм и F/2.8. Чем больше фокусное расстояние — тем меньше ощутима виньетка.

Хроматические аберрации заметны только по краям и углам изображения.

Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 неплохо работает в контровом свете, но все же небольшое количество бликов получить достаточно легко (пример).

Если снимать в формате RAW, а для обработки применять соответствующих профиль для Tokina AT-X PRO 11-20/2.8, то можно очень легко избавиться от виньетирования и дисторсии и почти полностью избавиться от хроматичеких аберраций. Мелкие недуги объектива очень хорошо лечатся в редакторе.

В общем случае Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 не только длиннее своего предшественника Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX II ASPHERICAL, но и лучше оптически.

Важно: объектив можно использовать на полноформатных фотоаппаратах, без бленды виньетирование мало заметно начиная с 15.5 мм фокусного расстояния.

Важно: современные фотоаппараты Nikon могут автоматически корректировать некоторые недостатки современных оригинальных объективов, такие как виньетирование, дисторсия, хроматические аберрации и т.д., в случае с Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 для удаления некоторых искажений придется использовать стороннее программное обеспечение (или не использовать). Это критично для съемки в формате JPEG или TIFF. Во время съемки в формате RAW некоторые указанные недостатки можно легко устранить в большинстве современных RAW-конвертеров. Для Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 существуют профили для популярных программ обработчиков.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Примеры фотографий

Снимки с Nikon D90. Фото в галерее ниже показаны без обработки, конвертация исходных RAW-файлов оригинальной утилитой Nikon ViewNX-i без внесения дополнительных корректировок.

Скачать исходные фотографии в формате ‘.RAW/.NEF’ можно по этой ссылке.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Цены

Цены на объектив Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL в популярных интернет-магазинах можете посмотреть по этой ссылке, либо в блоке цен, расположенном ниже:

Все цены на Tokina 11-20

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Альтернативы

Ниже показан список всех сверхширокоугольных объективов с поддержкой автоматической фокусировки для фотоаппаратов с сенсором APS-C (кроп Kf=1.5-1.6X), фокусное расстояние которых меньше или равняется 14 мм.

Tokina (под разные байонеты):

С умеренной светосилой:

  1. Tokina 124 AT-X PRO SD 12-24mm F4 (IF) DX Aspherical
  2. Promaster Digital AF 12-24 XR EDO F4 Aspherical, предыдущий объектив под брендом ‘ProMaster’
  3. Tokina 124 AT-X PRO SD 12-24mm F4 (IF) DX II Aspherical
  4. Tokina 128 AT-X Pro SD 12-28mm F4 (IF) DX Aspherical
  5. Tokina AT-X PRO SD 12-28 F4 (IF) DX V (версия для видеосъемки, только для Canon APS-C)

Светосильные:

  1. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL
  2. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX II ASPHERICAL
  3. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX V (версия для видеосъемки)
  4. Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF
  5. Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL
  6. Tokina AT-X PRO SD 14-20mm F2 (IF) DX

Fisheye:

  1. Tokina 107 Fisheye 10-17mm F3.5-4.5 DX AT-X (Fisheye)
  2. Tokina 107 Fisheye 10-17mm F3.5-4.5 DX NH AT-X (Fisheye)
  3. Tokina 107 Fisheye 10-17 F3.5-4.5 DX AT-X V NH (Fisheye, версия для видеосъемки, только для Canon APS-C)
Tamron (под разные байонеты):
  1. Tamron SP AF 10-24mm 1:3.5-4.5 Di II LD Aspherical [IF] B001
  2. Tamron 10-24mm F/3.5-4.5 Di ii VC HLD B023
  3. Tamron Aspherical LD DI II SP AF 11-18mm 1:4.5-5.6 [IF] A13
  4. Promaster Digital EDO AF Aspherical LD (IF) 11-18mm 1:4.5-5.6, предыдущий объектив под брендом ‘ProMaster’
Sigma (под разные байонеты):
  1. Sigma 8-16mm 1:4.5-5.6 DC HSM
  2. Sigma 10-20mm 1:3.5 DC EX HSM
  3. Sigma 10-20mm 1:4-5.6 DC HSM
  4. Sigma 4.5mm 1:2.8 EX DC HSM Circular Fisheye (Fisheye, для Sigma, Canon, Nikon с 2007, для Sony, Pentax с 2008)
  5. Sigma 10mm 1:2.8 DC HSM Fisheye (Fisheye)
Nikon DX (под байонет Nikon F):
  1. Nikon DX AF Fisheye Nikkor 10.5mm 1:2.8G ED (Fisheye)
  2. Nikon DX VR AF-P Nikkor 10-20mm 1:4.5-5.6G
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 10-24mm 1:3.5-4.5G ED SWM IF Aspherical
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4G ED SWM IF Aspherical
Canon EF-S/EF-M

EF-S (зеркальный APS-C)

  1. Canon Zoome Lens EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM
  2. Canon Zoom Lens EF-S 10-22mm 1:3.5-4.5 USM

EF-M (беззеркальный APS-C)

  1. Canon Zoom Lens EF-M 11-22mm 1:4-5.6 IS STM
Pentax DA (под байонет Pentax K):
  1. SMC Pentax-DA 1:2.8(22) 14mm ED [IF] (Pentax 14)
  2. SMC Pentax-DA FISH-EYE 1:3.5-4.5 10-17mm ED [IF] (Pentax 10-17) (FISHEYE, скорее всего оптически идентичен Tokina Model 107)
  3. HD Pentax-DA FISH-EYE 1:3.5-4.5 10-17mm (FISHEYE, скорее всего оптически схож с Tokina 107 NH)
  4. HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW
  5. SMC Pentax-DA 1:4 12-24mm ED AL [IF] (Pentax 12-24) (скорее всего оптически идентичен Tokina Model 124)
Sony/Minolta:

E-mount (E):

  1. Sony E 4/10-18 OSS

A-mount:

  1. Sony 4.5-5.6/11-18 DT (SAL1118) (скорее всего оптически идентичен Tamron Model A13)
  2. Konica Minolta AF DT Zoom 11-18mm 1:4.5(22)-5.6 D (скорее всего оптически идентичен Tamron Model A13)
Samsung и Schneider-Kreuznach (под байонет Pentax K):
  1. Samsung Zoom Lens Fisheye D-Xenon 10-17mm 1:3.5-4.5 AL (FISHEYE, скорее всего оптически идентичен Tokina Model 107) (байонет Pentax K)
  2. Samsung Zoom Lens D-Xenon 1:4 12-24mm ED AL (скорее всего оптически идентичен Tokina Model 124) (байонет Pentax K)
  3. Schneider-Kreuznach D-Xenogon 1:3.5-4.5 10-17mm ED AL (FISHEYE, скорее всего оптически идентичен Tokina Model 107) (байонет Pentax K)
  4. Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:4 12-24mm ED AL (скорее всего оптически идентичен Tokina Model 124) (байонет Pentax K)
Samsung NX
  1. Samsung Lens 1:3.5 10mm Fisheye
  2. Samsung Lens 1:4-5.6 12-24mm ED i-Function
Fujifilm X
  1. FUJINON ASPHERICAL LENS SUPER EBC XF 14mm 1:2.8 R
  2. FUJINON ASPHERICAL LENS Nano-GI XF 8-16mm 1:2.8 R LM WR
  3. FUJINON ASPHERICAL SUPER EBC XF 10-24mm 1:4 R OIS
Zeiss
  1. ZEISS Distagon Touit 2.8/12 T* (Sony E-mount, Fujifilm X-mount)
Leica CL/TL/T/TL
  1. Leica SUPER-VARIO-ELMAR-T 1:3.5-4.5/11-23 ASPH.
  2. Leica SUPER-VARIO-ELMAR-TL 1:3.5-4.5/11-23 ASPH.

Знаете еще подобные объективы? Или имеете опыт работы с каким-то из них? Тогда обязательно поделитесь своими мыслями в комментариях.

Коробка от Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL

Мой опыт

Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 — отличный объектив. Не вижу никакого смысла переплачивать за оригинальный Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4G ED SWM IF Aspherical, Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 ничуть не хуже, а во многом — лучше оригинала.

В следующей версии подобного объектива от Tokina хотелось бы увидеть:

  • полноценную пыле- и влагозащиту
  • увеличение фокусного расстояния. Было бы здорово, если это будет 10-20/2.8 или 11-24/2.8, или 10-24/2.8. На момент написания обзора подобными объективами с самым большим разбросом фокусных расстояний оставались только Nikon 10-24mm 1:3.5-4.5G, Tamron 10-24mm 1:3.5-4.5 B001 и Tamron 10-24mm F/3.5-4.5 VC B023, но их светосила значительно уступает Tokina AT-X PRO 11-20/2.8
  • более шустрый ультразвуковой/шаговый мотор фокусировки, который есть у конкурентов
  • режим постоянной ручной фокусировкой, а не древний и не для всех удобный токиновский переключатель Tokina One-touch Focus Clutch
  • стабилизатор изображения, например, как у Tamron 10-24mm F/3.5-54.5 VC B023 или Canon EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM
  • для версии под Canon кольца зума и фокусировки вращались в привычном для системы Canon EOS направлении. Компания Sigma соблюдает направление вращений в своих новых объективах
  • меньший диаметр светофильтра — 77 мм вместо 82 мм у Tokina AT-X PRO 11-20/2.8 (скорее всего такое не сделают)

Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL. Объектив показан на пленочной зеркальной камере Nikon EL2

Итоги

Tokina AT-X PRO 11-20/2.8  — один из лучших широкоугольных/сверх широкоугольных объективов для кропнутых зеркальных камер. Привлекает светосилой, качеством сборки и качеством изображения. Настоятельно рекомендую к покупке.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Обзор Tokina Macro 100 F 2.8 D AT-X PRO для Nikon

За предоставленный объектив Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO N/AIS (for Nikon, model M100) огромная благодарность Виктору Тандыкину.

Обзор Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO N/AIS

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO, без лишних слов — замечательный объектив, который мне очень сильно понравился, и это один из немногих объективов, с которыми сложно прощаться, отсылая его обратно владельцу. В первую очередь объектив заслуживает внимания из-за очень прочного корпуса, удобной эргономики и качественного изображения.

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO, хобот выдвинут в максимальное положение при установленном ограничителе в положении Limit

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO выпускается для камер Nikon и Canon. В данном обзоре представлена версия для камер Nikon, которая со стороны байонета имеет надпись ‘N/AIS’ (‘Nikon AIS’). На коробке модель обозначена как ‘AT-X M100 PRO D‘. Визуально версию для Canon легко отличить по отсутствию кольца управления диафрагмой.

До выхода версии Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO существовало еще две макро-сотки от Tokina:

  • Tokina AF 100mm 1:3.5
  • Tokina AT-X 100mm 1:2.8 M100AF

Объектив очень хорошо изготовлен, покрытие его корпуса сильно напоминает старые профессиональные объективы от Nikon. Хобот объектива металлический, как и большая часть его корпуса. Вес объектива составляет 540 грамм и работать с ним — одно удовольствие. Вообще, практически все объективы серии ‘Tokina AT-X PRO’ имеют очень качественную сборку и на ощупь похожи на настоящие ‘профессиональные инструменты’.

Кроме кольца фокусировки, объектив имеет еще одно узкое декоративное кольцо для удобного хвата. Кольцо фокусировки и узкое дополнительное кольцо прорезинены.

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO, максимальная длина хобота объектива

У Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO существует специальный ограничитель фокусировки ‘Limit\Full’. В положении Limit фокусировка доступна от бесконечности до 40 см, при этом максимальное увеличение получается приблизительно 1:2.5. Можно ограничить работу не только от бесконечности до 40 см, но и наоборот – от МДФ до 40 см, оставив, таким образом, только диапазон для макро-съемки. В положении Full фокусировка доступна от бесконечности до 30 см, при этом, при фокусировке на МДФ, можно получать увеличение 1:1. Ограничитель очень легко переключается и действует в режимах ручной и автоматической фокусировки.

Несмотря на то, что минимальная дистанция фокусировки составляет 30 см, данное число показывает расстояние от объекта съемки до матрицы фотоаппарата (т.е. до фокальной плоскости), а дистанция фокусировки от объекта съемки до передней линзы составляет около 11 см. Я обнаружил, что если установить бленду, то при съемке на МДФ в масштабе 1:1 бленда находится в 5-6 см от снимаемого объекта. Для множества фотозадач подобная ‘близость’ крайне нежелательна, например, можно легко вспугнуть снимаемых насекомых. Если на расстояниях близких к МДФ снимать со вспышкой, то можно легко получить тень.

Автоматическая фокусировка достаточно медленная при любом положении ограничителя фокусировки. При фокусировке передняя линза не вращается, а хобот объектива ощутимо удлиняется. Также, при фокусировке задняя линза остается неподвижной. Объектив использует светофильтры маленького диаметра на 55 мм.

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO, вид сзади

Чтобы перейти в ручной режим фокусировки ‘MF’ следует потянуть кольцо фокусировки в сторону байонета камеры. После перевода объектива в ручной режим фокусировки можно дополнительно не переключать режим фокусировки возле байонета камеры. Такой механизм переключения существует на огромном количестве объективов Tokina и называется ‘One-touch Focus Clutch Mechanism’ — ‘Механизм управления фокусировкой в одно касание ‘.

Кольцо фокусировки очень широкое, удобное, в положении ‘Full’ вращается на 200 градусов. Наводиться на резкость вручную очень удобно (испытал при работе на безмоторной камере Nikon D3300, кроме случаев, описанных ниже). В режиме ‘AF’ кольцо фокусировки свободно вращается и не влияет на фокусировку.

Но вот ход кольца фокусировки от бесконечности до 2-3х метров очень короткий, в таких случаях говорят, что диапазон ‘не растянут’. Это сказывается на том, что при портретной (и другой) съемке в этом диапазоне наводиться на резкость не очень то и удобно. Объектив все же больше рассчитан на работу с близкими дистанциями фокусировки.

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO имеет окошко, которое показывает дистанцию фокусировки в метрах ‘M’ и футах ‘FT’, а также кратность увеличения ‘Х’ от 1:10 до 1:1. Есть и шкала ГРИП для значений F/16, F/32 (обозначена двумя белыми точками).

Объектив фокусируется достаточно точно, а ошибки фокусировки не систематичны. Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO нормально фокусируется в режиме Live View на моей камере Nikon D700.

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO, обозначения на корпусе

Как и большинство других макрообъективов, Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO изменяет минимальное число F в зависимости от дистанции фокусировки. Так светосилу F/2.8 можно использовать только в диапазоне ∞-3 м. При фокусировке на МДФ можно снимать с максимальной диафрагмой F/5.6. Диафрагма состоит из 9-ми нескругленных лепестков и закрывается до F/32 при фокусировке на бесконечность и до F/64 на МДФ. Из-за нескругленных лепестков можно легко добиться эффекта многолучевой звезды. При фокусировке заметен эффект ‘Focus Breathing‘.

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO с блендой

В комплекте с объективом идет крепкая пластиковая бленда BH-551. Бленда защелкивается на объектив с помощью специальных пазов. Бленду можно устанавливать задом наперед и всегда носить с собой, правда, в таком положении она полностью блокирует доступ к кольцу фокусировки объектива. С внутренней стороны бленда имеет бархатное покрытие.

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO, бленда установлена в режим транспортировки

Особенности версии для Nikon:

Важно: автоматическая фокусировка с данным объективом доступна только при использовании его на камерах со встроенным мотором фокусировки.

Точный список цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon со встроенным мотором фокусировки, на которых данный объектив будет фокусироваться автоматически:

  • D1, D1h, D1x, D2x, D2xs, D2h, D2hs
  • D3, D3x, D3s, D4, D4s, D5
  • Df
  • D50, D70, D70s, D80, D90
  • D7000, D7100, D7200, D7500
  • D100, D200, D300, D300s, D500
  • D600, D610, D750
  • D700, D800, D800E, D810, D810a, D850
  • Fujifilm FinePix S1 Pro, S2 Pro, S3 Pro, S3 Pro UVIR, S5 Pro, IS Pro
  • Kodak DCS PRO 14n, DCS Pro SLR/n

Точный список цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon без встроенного мотора фокусировки, на которых данный объектив не будет фокусироваться автоматически:

  • D40, D40x, D60
  • D3000, D3100, D3200, D3300, D3400, D3500
  • D5000, D5100, D5200, D5300, D5500, D5600
  • Nikon Z6, Nikon Z7, Nikon Z50 с переходником Nikon FTZ

С данными фотоаппаратами не будет работать только автоматическая фокусировка и звуковое подтверждение фокусировки, все остальные важные функции, такие как автоматический замер экспозиции и автоматическое управления диафрагмой будут работать хорошо.

Много полезной информации по типам камер и объективов Nikon найдете здесь.


Во время автоматической фокусировки камера и объектив довольно сильно шумят.

Объектив имеет кольцо ручного управления диафрагмой. Для возможности управлять значением диафрагмы из камеры или для автоматической установки диафрагмы на современных ЦЗК, нужно повернуть кольцо управлениz до значения F/32 и зафиксировать его специальным рычажком, который находится справа от меток диафрагмы. Если этого не сделать, то на ряде камер, на дисплее, будет отображаться ошибка — ‘fEE’ (не установлено кольцо диафрагмы). Некоторые камеры, имеющие реостат диафрагмы, позволяют управлять диафрагмой с помощью кольца диафрагмы, но только в режимах замера экспозиции ‘M’ и ‘A’. Более детально о данном вопросе можно прочитать в разделе про Non-G объективы. Кольцо диафрагмы вращается с щелчками, на нем нанесены значения F/2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32, установить промежуточное значение между парами чисел невозможно.

Два объектива класса 100/2.8 — Hanimex Automatic 1:2.8 f=100mm и Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO

Передняя линза объектива глубоко посажена в оправе, но несмотря на это, объектив может легко и очень сильно страдать засветками при работе с боковым светом. При нормальных условиях Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO создает очень контрастное и резкое изображение, даже на полностью открытых диафрагмах. На прикрытых диафрагмах объектив становится очень резким. Резкость падает лишь при сильно закрытых диафрагмах из-за дифракции. Объектив имеет приятную цветопередачу и боке, практически нулевую дисторсию и очень слабое виньетирование. Хроматические аберрации тоже очень малы. В целом — качеством изображения я остался очень доволен.

Вот ссылка на архив с оригиналами и файлами JPEG — 639 МБ, 51 фото в формате .NEF (RAW) и JPEG с камер Nikon D700 (FX) и Nikon D3300 (DX).

Максимальная длина объектива Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO мне понравился гораздо больше, чем Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 272E и даже больше, чем родной Nikon AF 105mm 1:2.8D Micro-Nikkor. Конечно, более современные макро-объективы, такие как Canon Macro Lens EF 100mm 1:2.8 L IS USM или Nikon AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G VR куда интересней встроенным стабилизатором изображения, внутренней бесшумной фокусировкой, постоянным ручным контролем фокусировки и т.д., но и ценник у них совсем другой :).

Цены на объектив Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO в популярных интернет-магазинах можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO на ЗК

Итоги

Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO — отличный объектив. Так называемая ‘токиновская макро-сотка’ — один из лучших объективов, которыми я когда-либо пользовался.

UPDATE: эта же оптическая схема используется в кинообъективе Tokina Cinema AT-X 100mm T/2.9 Macro.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о